Рабочая программа 3 класс УМК "Школа России" по русскому языку
Рабочая программа 3 класс УМК "Школа России" по русскому языку
Рабочие программы по всем предметам содержат: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, с указанием места курса предмета в учебном плане, результаты изучения курса (личностные, метапредметные, предметные), описано содержание курса, тематическое планирование, перечислен учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса и знания, умения, навыки, которыми учащиеся должны овладеть к концу 3 класса. Подробное тематическое планирование с описанием на каждый урок ФГОС и с характеристикой деятельности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 3 класс УМК "Школа России" по русскому языку »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49 Г.ЛИПЕЦКА
Рабочая программа
по предмету «Русский язык»
для 3В класса
на 2014-2015 учебный год
Учитель: Ульянова Н.С.
Содержание
I.
Пояснительная записка.
II.
Общая характеристика учебного предмета.
III.
Место учебного предмета в учебном плане.
IV.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
V.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
VI.
Содержание учебного предмета.
VII.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.
VIII.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
I.Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г»;
Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 № 373»;
СанПиН 2.4.2.2821 - 10, утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 зарегистрированных в Минюсте России 03.03.2011г. , регистрационный номер 19993;
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 16.04.2014г. ЮТ-1064 «О примерном учебном плане образовательных организаций Липецкой области, реализующих программы ФГОС начального общего образования, на 2014-2015учебный год».
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 49 г. Липецка на период 2011- 2015г.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) для учащихся МБОУ СОШ №49г. Липецка, осваивающих ООП НОО в соответствии с ФГОС НОО;
Учебный план МБОУ СОШ № 49 г.Липецка на 2014-2015 учебный год;
Календарный учебный график МБОУ СОШ №49 г. Липецка на 2014-2015 учебный год.
II.Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
III. Место и роль учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Русский язык» является одним из основных, так как русский язык – государственный язык Российской Федерации, национальный язык русского народа, язык великой русской литературы, язык межнационального общения и один из международных языков.
В системе школьного образования предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Информация о количестве часов.
Программа рассчитана на 175 часов в год, в соответствии с учебным планом – 5 часов в неделю (35 учебных недель)
Формы организации образовательного процесса:
-урок изучения нового материала;
- урок закрепления знаний, умений и навыков;
- комбинированный урок;
- урок-беседа;
- урок обобщения и закрепления изученного материала;
- урок-игра;
- урок-исследование;
- урок-практикум;
- урок развития речи;
- урок контроля знаний.
Технологии обучения:
- личностно ориентированное обучение;
- технология проектного обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- здоровьесберегающие технологии.
Виды и формы контроля.
Формы контроля:
- индивидуальный;
- групповой;
- фронтальный.
2. Текущие формы контроля
- текущая успеваемость;
- устные ответы на уроке;
- самостоятельные и проверочные работы;
- срезы знаний.
3. Обязательные формы итогового контроля.
- годовая контрольная работа по русскому языку;
- комплексная контрольная работа.
Обязательными формами текущей аттестации являются: изложения, контрольные работы, тестирования.
4. Виды контроля:
- стартовый;
- текущий;
- тематический;
- итоговый;
- комплексная работа.
Формы промежуточной аттестации:
-контрольная работа (диктант)
-мониторинг
-тестирование
-защита проектов
Информация об используемом учебнике.
При обучении русскому языку в 3 классе используется предметная линия учебников «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий в 2-х частях издательство «Просвещение» 2013 г.: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе–это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии–осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины–осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
V. Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметныерезультаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
VI.Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.1
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика2. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок.Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок.Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне.Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительныходушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто?и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных.Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных.Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог.Знакомство с наиболее употребительными предлогами.Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
VII. Учебно-тематический план
3 класс (175 ч)
Язык и речь (3 ч)
Наша речь и наш язык (2 ч)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. Развитие речи. Составление текста по рисунку.
*Слова с непроверяемым написанием: праздник, вместе.
Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)
Текст (повторение и углубление представлений о тексте) (2 ч)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное действие формируется при изучении всего курса русского языка).
*Слова с непроверяемым написанием: орех.
Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге) (1ч)
Развитие речи. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины.
Виды предложений по цели высказывания
(повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные) (3 ч).
Знаки препинания в конце предложений.
*Слова с непроверяемым написанием: овёс.
Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России — Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма.
Предложения с обращением (общее представление) (1ч)
Развитие речи. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей.
Состав предложения (повторение и углубление представлений) (3 ч).
Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий).
Распространённые и нераспространённые предложения.
Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией (таблицы и памятки).
*Слова с непроверяемым написанием: восток (восточный).
Разбор предложения по членам.
Простое и сложное предложения (общее представление) (2 ч).
*Слова с непроверяемым написанием: заря.
Запятая внутри сложного предложения.
Словосочетание (2 ч)
Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.
*Слова с непроверяемым написанием: пшеница.
Развитие речи. Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели.
Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».
Проверочная работа
Слово в языке и речи (19 ч)
Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове) (2 ч)
Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы.
*Слова с непроверяемым написанием: альбом, погода.
Работа с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов.
Омонимы (1ч).
Использование омонимов в речи.
*Слова с непроверяемым написанием: понедельник.
Работа со словарём омонимов.
Слово и словосочетание (1ч)
Фразеологизмы (2 ч).
Значение фразеологизмов и их использование в речи.
*Слова с непроверяемым написанием: ракета.
Работа со словарём фразеологизмов. Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов.
Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.
Части речи (5 ч)
Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках (3 ч).
*Слова с непроверяемым написанием: трактор, чёрный.
Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста.
Развитие речи. Составление предложений и текста по репродукции картины И. Т. Хрупкого «Цветы и плоды».
Имя числительное (общее представление) (2 ч).
*Слова с непроверяемым написанием: восемь, четыре, вторник, среда.
Проверочная работа.
Однокоренные слова (1ч)
Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне
слова.
*Слова с непроверяемым написанием: картофель.
Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и
углубление представлений) (7 ч)
Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.
Правописание слов с ударными (сочетания жи—ши, ча—ща, чу—ту) и безударными гласными в корне.
Согласные звуки и буквы для их обозначения.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.
Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.
Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы).
*Слова с непроверяемым написанием: овощи, петрушка, горох, помидор, огурец, огород.
Проверочный диктант.
Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану.
Проект «Рассказ о слове».
Состав слова (17 ч)
Корень слова (3 ч)
Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне.
Сложные слова. Работа со словарём однокоренных слов.
*Слова с непроверяемым написанием: столица.
Развитие интереса, к истории языка, изменениям, происходящим в нём.
Правописание сложных слов (соединительные гласные в сложных словах (самолёт, вездеход).
Формы слова. Окончание (3 ч)
*Слова с непроверяемым написанием: обед, ужин.
Приставка (3 ч)
Суффикс (Зч)
Значение этих значимых частей в слове. Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе».
Основа слова (1ч)
Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.
Обобщение знаний о составе слова (3 ч)
Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.
Разбор слова по составу.
Формирование навыка моделирования слов.
*Слова с непроверяемым написанием: пирог, шоссе.
Проверочная работа.
Развитие речи. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.
Проект «Семья слов».
Правописание частей слова (31 ч)
Общее представление о правописании слов
с орфограммами в значимых частях слова (1 ч).
Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом.
Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи.
*Слова с непроверяемым написанием: четверг.
Правописание слов с безударными гласными в корне (4 ч).
Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка.
*Слова с непроверяемым написанием: север, берег.
Правописание слов с парными по глухости звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне (5 ч).
*Слова с непроверяемым написанием: пороша.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне (5 ч).
* Слова с непроверяемым написанием: чувство, лестница, интересный.
Правописание слов с удвоенными согласными (2 ч).
*Слова с непроверяемым написанием: коллекция, коллектив, аккуратный, грамм, килограмм.
Правописание суффиксов и приставок (4 ч).
Правописание приставок и предлогов (3 ч).
*Слова с непроверяемым написанием: желать.
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) (5 ч).
Контрольный диктант.
Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка». Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. Составление объявления.
Части речи (77 ч)
Части речи (повторение и углубление представлений) (1ч)
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (30 ч)
Повторение и углубление представлений (8 ч)
Значение и употребление имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке.
Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных.
*Слова с непроверяемым написанием: самолёт,
комната, однажды.
Проект «Тайна имени».
Развитие интереса к тайнам имён, тайне своего имени; развитие мотивов к проведению исследовательской работы.
Число имён существительных (2 ч)
Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд). Развитие речи. Работа с текстом. Письмо по памяти.
Род имён существительных (7 ч)
Имена существительные общего рода (первое представление). Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности (жадности, неряшливости, невежестве, ябедничестве, лжи и др.). *Слова с непроверяемым написанием: кровать.
Формирование навыка культуры речи: норм согласования {серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.). Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь). Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картин.
Проверочный диктант.
Падеж имён существительных (12 ч)
Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные.
*Слова с непроверяемым написанием: рябина.
Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Формирование представлений о трудолюбии, мастерстве.
*Слова с непроверяемым написанием: рябина, трамвай, пятница, около, солома, потом.
Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа.
Все падежи (обобщение знаний об имени существительном) (3 ч)
Работа с таблицей «Признаки падежей».
Начальная форма имени существительного.
Морфологический разбор имени существительного.
*Слова с непроверяемым написанием: вокруг.
Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы.
Полдень».
Проект «„Зимняя" страничка».
Проверочный диктант.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (19 ч)
Повторение и углубление представлений об
имени прилагательном (3 ч)
Лексическое значение имён прилагательных. Обогащение словарного запаса именами прилагательными. Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имён прилагательных в тексте. Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.
Текст-описание (2 ч).
Художественное и научное описания. Использование имён прилагательных в тексте-описании.
Развитие речи. Составление текста-описания растения в научном стиле.
Формирование чувства прекрасного в процессе работы с поэтическими текстами и репродукциями картин русских художников.
Развитие речи. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь».
*Слова с непроверяемым написанием: приветливый, ромашка, растение, Красная площадь, Московский Кремль.
Формы имён прилагательных Род имён прилагательных (4 ч).
Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя). *Слова с непроверяемым написанием: сирень.
Число имён прилагательных (2 ч).
Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Развитие речи. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям. *Слова с непроверяемым написанием: поэт, гвоздика, животное.
Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление). Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного.
Обобщение знаний об имени прилагательном (6ч).
Морфологический разбор имени прилагательного. Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками».
Проект «Имена прилагательные в загадках».
Контрольный диктант.
МЕСТОИМЕНИЕ (5 ч)
Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.
Морфологический разбор местоимений. *Слова с непроверяемым написанием: одуванчик, воскресенье. Формирование бережного отношения к природе. Проверочная работа.
Развитие речи. Составление письма.
ГЛАГОЛ (21 ч)
Повторение и углубление представлений о глаголе (4 ч)
Значение и употребление в речи. Число. Изменение глаголов по числам. *Слова с непроверяемым написанием: завтрак (завтракать). Развитие речи. Составление текста по сюжетным рисункам.
Формы глагола
Начальная (неопределённая) форма глагола.
Глагольные вопросы: что делать? и что сделать? (2 ч), *Слова с непроверяемым написанием: песок.
Число глаголов (2 ч)
Изменение глаголов по числам. Развитие речи. Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись.
Времена глагола (5 ч).
Изменение глаголов по временам. *Слова с непроверяемым написанием: квартира, герой, солдат. Развитие речи. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану.
Род глаголов в прошедшем времени (2 ч).
Родовые окончания глаголов (-а, -о). Развитие речи. Составление предложений и текста.
Правописание частицы НЕ с глаголами (2 ч).
Обобщение знаний о глаголе (4 ч).
Морфологический разбор глагола.
Проверочная работа.
Контрольный диктант.
Формирование чувства гордости и уважения к защитникам России, русским солдатам. Развитие речи. Проведение «конференции» на тему «Части речи в русском языке»
Повторение (14 ч)
VIII.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по русскому языку
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособий по русскому языку.
Канакина В.П. Русский язык. Раздаточный материал. 3 класс.
Канакина В.П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронные пособия.
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Основная литература
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч.: 3 класс - М.: Просвещение, 2013
В. П. Канакина. Русский язык: метод. Пособие к комплекту «Русский язык» для 3 кл. нач. шк . /В.П .Канакина, Г. А. Фомичева. – 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2013.- 142 с.
В.П.Канакина. Русский язык. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: 3 класс - М.: Просвещение
Дополнительная литература:
1.Узорова, О.В. Обязательные литературные тексты для обучения написанию сочинений о природе: 1-4-й кл. /О.В. Узорова, Е. А. Нефедова.- М.: АСТ: Астрель , 2012. – 237с.
2.Русский язык в загадках. Разрезные карточки. 1-4 классы / сост. М. М. Малахова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 137с.
3.Канакина В.П. Русский язык: Сборник диктантов и творческих работ для начальной школы: 1-4 классы.
4.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 3 класс/Сост. В.А. Синякова. М.: ВАКО, 2012.
5.Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку 3 класс,
Москва «Вако» 2014г.
Интернет-ресурсы
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok
Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь.
Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков.
Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна).
Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках
А. Пушкина.
Личностные: - внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»; - учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи. Познавательные: - ориентироваться в учебнике и тетради (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание); - ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Регулятивные: - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале; - определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Коммуникативные: - потребность в общении с учителем; - задавать вопросы.
2
1
209
Наша речь. Виды речи
3
1
3.09
Наш язык
Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)
4-5
2
4.09 5.09
Текст. Типы текстов
Различать текст и предложение, текст и набор предложений.
Определять тему и главную мысль текста.
Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста.
Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.
Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.
Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог.
Рассматривать репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», составлять рассказ по картине, пересказывать составленный текст.
Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа.
Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.
Личностные: - смыслообразование, - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Познавательные: - знаково-символические; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале; - различать способ и результат действия.
6
1
8.09
Предложение
7
1
9.09
Виды предложений по цели высказывания
8
1
10.09
Виды предложений по интонации
9
1
11.09
Предложения с обращением
10
1
12.09
Обучающее изложение
11
1
15.09
Главные и второстепенные члены предложения
12
16.09
Административный контрольный диктант №1
13-14
2
17.09 18.09
Простое и сложное предложения
15-16
2
19.09
22.09
Словосочетание
17
1
23.09
Контрольный диктант №2 по теме «Предложение»- «Осенью»
Слово в языке и речи (19 ч)
18
1
24.09
Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова
Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю.
Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении.
Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка».
Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода.
Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы.
Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове.
Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.
Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове. Различать слово и словосочетание как сложное название предмета.
Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания.
Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию.
Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др.
Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания.
Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте.
Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца.
Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи.
Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения.
Вьщелять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках.
Составлять текст-натюрморт по репродукции картины И. Т. Хрупкого «Цветы и плоды».
Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: - анализ, сравнение, обобщение; - знаково-символические;
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; - анализ объектов. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Коммуникативные: - потребность в общении с учителем; - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
19
1
25.09
Синонимы и антонимы
20
1
26.09
Омонимы
21
1
29.09
Слово и словосочетание
22
1
30.09
Фразеологизмы
23
1
1.10
Обучающее изложение
24
1
2.10
Части речи
25
1
3.10
Имя существительное
26
1
6.10
Имя прилагательное
27
1
7.10
Глагол
28
1
13.10
Что такое имя числительное?
29
1
14.10
Однокоренные слова
30
1
15.10
Звуки и буквы. Гласные звуки
31
1
16.10
Звуки и буквы. Согласные звуки
32
1
17.10
Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак
33
1
20.10
Обучающее изложение
34
1
21.10
Обобщение и закрепление изученного
35
1
22.10
Контрольный диктант №3 по теме «Слово в языке и речи»-«Прощание с осенью»
36
1
23.10
Работа над ошибками. Проект «Рассказ о слове»
Состав слова (17 ч)
37
1
24.10
Что такое корень слова?
Формулировать определения однокоренных слов и корня слова.
Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов.
Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове.
Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берег —бережок).
Находить чередующиеся звуки в корне слова.
Различать сложные слова, находить в них корни.
Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса.
Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст.
Выделять в словах основу слова.
Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре.
Работать с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования.
Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при
определении в слове значимых частей.
Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Познавательные: - ориентироваться в учебнике и тетради (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание); - знаково-символические; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; - анализ объектов. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале. Коммуникативные: - потребность в общении с учителем; - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
38
1
27.10
Как найти в слове корень?
39
1
28.10
Сложные слова
40-41
2
29.10 30.10
Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
42
1
31.10
Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
43
1
3.11
День здоровья
44
1
5.11
Значения приставок
45
1
6.11
Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
46
1
7.11
Значения суффиксов
47
1
10.11
Сочинение по картине А.А; Рылова «В голубом просторе»
48
1
11.11
Что такое основа слова?
49
1
12.11
Обобщение знаний о составе слова
50
1
13.11
Контрольный диктант №4 по теме «Состав слова»-«Зимний холод»
51
1
14.11
Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова
52
1
17.11
Обучающее изложение
53
1
18.11
Работа над ошибками. Проект «Семья слов»
Правописание частей слова (31ч)
54
1
19.11
В каких значимых частях слова есть орфограммы?
Проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших, членимость в современном русском языке).
Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям.
Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
Редактировать предложения с однокоренными словами.
Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту.
Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы.
Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.
Находить и отмечать в словах орфограммы.
Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.
Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.
Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами).
Группиррвать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.
Приводить примеры слов с заданной орфограммой.
Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.
Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.
Работать с орфографическим словарём.
Составлять словарики слов с определённой орфограммой.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
Составлять текст по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам.
Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.
Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению».
Составлять объявление.
Части речи (76 ч)
Определять по изученным признакам слова различных частей речи.
Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное).
Подбирать примеры слов изученных частей речи.
Личностные: - смыслообразование, - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Познавательные: - анализ, сравнение, обобщение; - рефлексия. Регулятивные: - целеполагание, - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - контроль, - оценка. Коммуникативные: - умение слушать и слышать; - умение сотрудничать учителем.
Личностные: - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Познавательные: - ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи; - анализ объектов;
- выбор критериев для сравнения; - знаково-символические. Регулятивные: - целеполагание; - волевая саморегуляция; - принимать и сохранять учебную задачу; - адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: - строить понятные для партнѐра высказывания; - разрешение конфликтов
55-57
3
20.11 26.11 27.11
Правописание слов с безударными гласными в корне
58-61
4
28.11
29.11
1.12
2.12
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне
62
1
3.12
Обучающее изложение
63-65
3
4.12
5.12
8.12
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне
66-67
2
9.12
10.12
Правописание слов с удвоенными согласными
68
1
11.12
Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка»
69
70
2
12.12
15.12
Правописание суффиксов и приставок
71
1
16.12
Административный контрольный диктант №5
72
73
2
17.12
18.12
Правописание суффиксов и приставок
74-75
2
19.12
22.12
Правописание приставок и предлогов
76
1
23.12
Контрольный диктант №6 по теме «Правописание частей слова»-«Гостья»
77
1
24.12
Работа над ошибками. Проект «Составляем орфографический словарь»
78
1
25.12
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком
79
1
26.12
Обучающее изложение
80-81
2
29.12
30.12
Разделительные твёрдый и мягкий знаки
82
1
31.12
День семьи
83
1
09.01
День здоровья
84
1
12.01
Разделительные твёрдый и мягкий знаки
Части речи (77ч)
Имя Существительное 32ч.
85
1
13.01
Части речи
Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе.
Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Находить устаревшие слова — имена существительные.
Выделять среди имён существительных одушевлённые и Неодушевлённые (по вопросу и по значению).
Находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объснять их значение.
Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану.
Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных.
Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.
Наблюдать над толкованием значения некоторых имён. Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени.
Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён
существительных.
Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.
Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписать трудные слова, записать текст по памяти.
Определять род имён существительных.
Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать
правильность определения рода.Распознавать личные местоимения среди других частей речи.
Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа).
Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.
Оценивать уместность употребления местоимений в тексте.
Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
Самостоятельно выбирать тему и подготовить материал для доклада на конференции «Части речи в русском языке»
Личностные: - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Познавательные: - анализ объектов; - знаково-символические. Регулятивные: - целеполагание; - волевая саморегуляция; - принимать и сохранять учебную задачу; - адекватно воспринимать оценку учителя; - прогнозирование. Коммуникативные: - строить понятные для партнѐра высказывания; - разрешение конфликтов.
Познавательные: - анализ, синтез, сравнение, - рефлексия. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу, - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, Коммуникативные: - умение слушать и слышать
86-87
2
14.01
15.01
Имя существительное и его роль в речи
88-
89
2
16.01
19.01
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
90
1
20.01
Обучающее изложение
91
1
21.01
Собственные и нарицательные имена существительные. Проект «Тайна имени»
92-93
2
22.01
23.01
Число имён существительных
94- 95
2
26.01
27.01
Род имён существительных
96- 97
2
28.01 29.01
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих
98
1
30.01
Обучающее изложение
99
1
2.02
Проверочный диктант по теме «Имя существительное»-
«В гостях»
100-101
2
3.02
4.02
Работа над ошибками. Склонение имён существительных
102-103
2
5.02
6.02
Падеж имён существительных
104
1
9.02
Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»
105
1
10.02
Именительный падеж
106
1
11.02
Родительный падеж
107
1
12.02
Дательный падеж
108
1
13.02
Винительный падеж
109
1
16.02
Творительный падеж
110
1
17.02
Предложный падеж
111
1
18.02
Все падежи.
112
1
19.02
Обучающее изложение.
113
1
26.02
Обобщение знаний.
114
1
27.02
Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
115
1
28.02
Контрольный диктант №7 по теме «Правописание окончаний имен существительных»-«Летучая мышь»
116
1
2.03
Работа над ошибками. Проект «Зимняя страничка»
Имя Прилагательное 18ч.
117-118
2
3.03
4.03
Значение и употребление имён прилагательных в речи
119
1
5.03
Роль прилагательных в тексте
120
1
6.03
Текст-описание
121
1
10.03
Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»
122
1
11.03
Род имён прилагательных
123-
124
2
12.03
13.03
Изменение имён прилагательных по родам
125-
126
2
16.03
17.03
Число имён прилагательных
127-
128
2
18.03
19.03
Изменение имён прилагательных по падежам
129-
130
2
20.03
23.03
Обобщение знаний
131
1
24.03
Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками»
132
1
25.03
Обобщение знаний
133
1
26.03
Контрольный диктант №8 по теме «Имя прилагательное»-«Птица-лесовод»
134
1
27.03
Работа над ошибками. Проект «Имена прилагательные в загадках»
Местоимение 5ч.
135
1
30.03
Личные местоимения
136
1
6.04
Изменение личных местоимений по родам
137-
138
2
7.04
8.04
Местоимение
139
1
9.04
Обучающее изложение
Глагол 22ч.
140-142
3
10.04
13.04
14.04
Значение и употребление глаголов в речи
143-
144
2
15.04
16.04
Неопределённая форма глагола
145-
146
2
17.04
20.04
Число глаголов
147
1
21.04
Времена глаголов
148
1
22.04
Времена глаголов. 2-е лицо глаголов
149-150
2
23.04
24.04
Изменение глаголов по временам
151
1
27.04
Обучающее изложение
152-
153
2
28.04
29.04
Род глаголов в прошедшем времени
154-155
2
30.04
4.05
Правописание частицы не с глаголами
156
1
5.05
Обобщение знаний.
157
1
6.05
Контрольный диктант №9 по теме «Глагол»-«Весеннее утро»
158-159
2
7.05
8.05
Работа над ошибками. Обобщение знаний
160
1
11.05
День здоровья.
161
1
12.05
Обобщение знаний.
Повторение (14 ч)
162-163
2
13.05
14.05
Части речи
Личностные: - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; Познавательные: - понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; - сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. - группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. - выбор критериев для сравнения; - знаково-символические. Регулятивные: - целеполагание; - принимать и сохранять учебную задачу; - адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: - строить понятные для партнѐра высказывания; - разрешение конфликтов.
164
1
15.05
Обучающее изложение
165
1
18.05
Обобщение изученного о слове, предложении
166
1
19.05
Правописание окончаний имен прилагательных
167
1
20.05
Правописание приставок и предлогов
168
1
21.05
Правописание безударных гласных
169
1
22.05
Правописание значимых частей слов
170
1
25.05
Итоговый административный контрольный №10 диктант «Соловьиная песня»
171
1
26.05
Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова.
172
1
27.05
Обучающее изложение
173
1
28.05
Текст
174
1
29.05
Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул»
175
1
30.05
КВН «Знатоки русского языка»
1 Курсивом обозначен материал для ознакомления. Он не является обязательным для усвоения и не выносится в требования, предъявляемые к учащимся.