Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку в 3 классе УМК Школа России»
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса общеобразовательной школы на 2018-2019 учебный год разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык»,утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
В федеральном базисном учебном плане на изучение курса русского языка в 3 классе отводится 5 часов в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 170 часов
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
2. Содержание учебного предмета.
Тема №1. Язык и речь (2 часа)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)
Знаки препинания в конце предложений.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Контроль:
контрольный работа – 1 час;
изложение – 1 час.
Тема №3.Слово в языке и речи (18 часов)
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.
Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.
Развитие речи.
Подробное изложение с языковым анализом текста.
Контроль:
контрольная работа – 1 час;
изложение – 2 часа;
проект «Рассказ о слове» - 1 час.
Тема №4. Состав слова (17 часов).
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-.
Контроль.
контрольная работа – 2 часа;
изложение – 1 час;
сочинение – 1час.
проект – 1 час.
Тема №5. Правописание частей слова (29 ч)
Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Контроль.
контрольная работа – 3 часа;
изложение – 2 часа;
сочинение – 1час.
проект - 1 час.
Тема №6. Части речи (75 часов).
Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
Контроль:
контрольная работа – 4 часа;
изложение – 5 часов;
сочинение – 4 часа;
проект – 2 часа.
Тема №7. Повторение изученного за год(16 часов).
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Контроль:
контрольная работа – 1 час;
изложение – 2 часа;
сочинение – 1 час.
Контрольные работы включают в себя:
I ч
II ч
III ч
IV ч
Год
3
4
3
2
12
Письменное развитие речи включает в себя:
Вид работы
I ч
II ч
III ч
IV ч
Год
Изложение
3
3
3
4
13
Сочинение
-
2
4
1
7
3.Календарно - тематическое планирование учебного предмета.
№
Тема
К-во часов
Дата
Корректировка
по плану
по факту
Раздел № 1. Язык и речь
2
1
Наша речь. Виды речи.
1
2
Наш язык.
1
Раздел № 2. Текст. Предложение. Словосочетание
12
Текст (1 ч)
3
Текст. Типы текстов
1
Предложение
8
4
Предложение.
1
5
Виды предложений по цели высказывания.
1
6
Виды предложений по интонации.
1
7
Предложения с обращениями. Словарный диктант.
1
8
Обучающее изложение.
1
9
Главные и второстепенные члены предложения.
1
10
Главные и второстепенные члены предложения.
1
11
Простое и сложное предложение.
1
Словосочетание
3
12
Словосочетание.
1
13
Словосочетание.
1
14
Контрольный диктант по теме «Предложение».
1
Раздел № 3. Слово в языке и речи
18
Лексическое значение слова
3
15
Анализ контрольного диктанта. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
1
16
Синонимы и антонимы.
1
17
Омонимы. Словарный диктант.
1
Слово и словосочетание
3
18
Слово и словосочетание.
1
19
Фразеологизмы.
1
20
Обучающее изложение
1
Части речи
5
21
Части речи.
1
22
Имя существительное.
1
23
Имя прилагательное.
1
24
Глагол.
1
25
Что такое имя числительное?
Словарный диктант.
1
Однокоренные слова
1
26
Однокоренные слова. Словарный диктант.
Слово и слог. Звуки и буквы
6
27
Звуки и буквы. Гласные звуки.
1
28
Звуки и буквы. Согласные звуки.
1
29
Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак.
1
30
Обучающее изложение.
1
31
Обобщение и закрепление изученного. Проект «Рассказ о слове».
1
32
Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи».
1
Раздел № 4. Состав слова
17
Корень слова
3
33
Анализ контрольного диктанта. Что такое корень слова?
1
34
Как найти в слове корень?
1
35
Сложные слова. Словарный диктант.
1
Формы слова. Окончание
2
36
Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
1
37
Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
1
Приставка
2
38
Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
1
39
Значение приставок.
1
Суффикс
5
40
Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
1
41
Значение суффиксов.
1
42
Итоговая контрольная работа за I четверть.
1
43
Анализ контрольной работы.
1
44
Проект «Семья слов».
1
II четверть
34
Основа слова
2
45
Что такое основа слова?
1
46
Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе».
1
Обобщение знаний о составе слова
3
47
Обобщение знаний о составе слова. Словарный диктант
1
48
Обучающее изложение.
1
49
Контрольный диктант по теме «Состав слова».
1
Раздел № 5. Правописание частей слова
29
50
Анализ контрольного диктанта. В каких значимых частях слова есть орфограммы?
1
Правописание слов с безударными гласными в корне
3
51
Правописание слов с безударными гласными в корне.
1
52
Правописание слов с безударными гласными в корне.
1
53
Правописание слов с безударными гласными в корне.
1
Правописание слов с глухими и звонкими согласными
5
54
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
1
55
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
1
56
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
1
57
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
1
58
Обучающее изложение. Составление текста по сюжетному рисунку
1
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне
3
59
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
1
60
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
1
61
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
1
Правописание слов с удвоенными согласными
4
62
Правописание слов с удвоенными согласными. Словарный диктант
1
63
Правописание слов с удвоенными согласными.
1
64
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка».
1
65
Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов».
1
Правописание суффиксов и приставок
3
66
Анализ контрольного диктанта. Правописание суффиксов и приставок.
1
67
Правописание суффиксов и приставок.
1
68
Правописание суффиксов и приставок.
1
Правописание приставок и предлогов
10
69
Правописание приставок и предлогов.
1
70
Правописание приставок и предлогов.
1
71
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
1
72
Итоговая контрольная работа за II четверть.
1
73
Анализ контрольной работы.
1
74
Обучающее изложение.
1
75
Разделительные твёрдый и мягкий знаки.
1
76
Разделительные твёрдый и мягкий знаки.
1
77
Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова».
1
78
Анализ контрольного диктанта. Проект «Составляем орфографический словарь».
1
III четверть
48
Части речи
75
Что такое части речи
1
79
Части речи.
1
Раздел № 6. Имя существительное
30
Повторение
6
80
Имя существительное и его роль в речи.
1
81
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
1
82
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Словарный диктант
1
83
Обучающее изложение.
1
84
Собственные и нарицательные имена существительные.
1
85
Проект «Тайны имен».
1
Число имён существительных
2
86
Число имён существительных.
1
87
Число имён существительных. Словарный диктант
1
Род имён существительных
6
88
Род имён существительных.
1
89
Род имён существительных.
1
90
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
1
91
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
1
92
Обучающее изложение.
1
93
Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
1
Падеж имён существительных
16
94
Анализ контрольного диктанта. Склонение имён существительных.
1
95
Падеж имён существительных.
1
96
Падеж имён существительных.
1
97
Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».
1
98
Именительный падеж. Словарный диктант.
1
99
Родительный падеж.
1
100
Дательный падеж.
1
101
Винительный падеж.
1
102
Творительный падеж.
1
103
Предложный падеж.
1
104
Обучающее изложение
1
105
Все падежи.
1
106
Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».
1
107
Обобщение знаний.
1
108
Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
1
109
Анализ контрольного диктанта. Проект «Зимняя страничка».
1
Раздел № 7. Имя прилагательное
17
Повторение
5
110
Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словарный диктант
1
111
Значение и употребление имён прилагательных в речи.
1
112
Роль прилагательных в тексте.
1
113
Текст-описание.
1
114
Сочинение. Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».
1
Род имён прилагательных
3
115
Род имён прилагательных.
1
116
Изменение имён прилагательных по родам.
1
117
Изменение имён прилагательных по родам.
1
Число имён прилагательных
4
118
Число имён прилагательных.
1
119
Число имён прилагательных.
1
120
Итоговая контрольная работа за III четверть.
1
121
Анализ контрольной работы.
1
Падеж имён прилагательных
5
122
Изменение имён прилагательных по падежам. Словарный диктант
1
123
Изменение имён прилагательных по падежам.
1
124
Обобщение знаний.
1
125
Сочинение. Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками».
1
126
Обобщение знаний. Проект «Имена прилагательные в загадках».
1
IV четверть
43
Раздел № 8. Местоимение
5
Личные местоимения
5
127
Личные местоимения.
1
128
Изменение личных местоимений по родам. Словарный диктант