kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "Земля - наш дом" (2,3,4 классы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Земля - наш дом"

(2-4 классы)

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Земля - наш дом" (2,3,4 классы)»

Программа курса «Земля – наш дом»

(2-4 класс)


Внеурочная программа составлена в соответствии с ФГОС НОО, базисным учебным планом.




Планируемые результаты освоения программы «Земля - наш дом»

1-ого года обучения.


Личностные:

Обучающиеся научатся:

  • осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • умению чувствовать красоту природы;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

  • принимать правила здорового образа жизни;

  • развивать морально-этическое сознание;

  • проявлять интерес к познанию мира природы;

  • вырабатывать потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

  • осознавать место и роль человека в биосфере как существа биосоциального;

  • с мотивацией подходить к гармоничному взаимодействию с природой с точки зрения экологической.



.Обучающиеся получат возможность научиться:

  • совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, организовывать собственную деятельность, привлекать к сотворчеству родителей;

  • выявлять роль человека во взаимодействии с природой, понимать взаимосвязи в системе природа-человек-общество;

  • принятию нормы нравственного поведения в природе, в обществе.

Регулятивные:

Обучающиеся научатся:

  • владеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

  • планировать реализацию задачи;

  • контролировать и оценивать свои действия;

  • вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.



Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

  • организовывать, планировать различные виды деятельности: творческую, поисковую, исследовательскую.

Познавательные:

Обучающиеся научатся:

  • пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в литературе;

  • строить сообщения в устной форме;

  • находить в тексте ответ на заданный вопрос;

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

  • смысловому восприятию познавательного текста;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

  • строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

  • обобщать (самостоятельно выделять класс объектов)

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

  • осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

  • понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

  • умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

  • строить понятные для партнера высказывания;

  • задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения;

  • строить монологическое высказывание;

  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

  •  навыкам взаимоконтроля.

Предметные:

Обучающиеся научатся:

  • узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

  • ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

  • составлять экологические модели;

  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

  • заботиться о здоровом образе жизни;

  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • выявлять условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело­века и природы;

  • распознавать позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

  • находить способы сохранения окружающей природы;

  • предвидеть последствия деятельности людей в природе;

  • улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе.

  • сформировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

  • осознанно представлять нормы и правила поведения в природе и привычки их соблюдения в своей жизнедеятельности;

  • ответственному отношению к здоровью, при­роде, жизни.




Содержание курса . 1-й год обучения

«ЭКОЛОГИЯ МОЕГО ДОМА» (34 часа)

«ВВЕДЕНИЕ» (1 час)

Тема 1. Что такое экология? (1час)

Знакомство детей с целями и задача­ми кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Эко­логия - наука, изучающая собствен­ный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Про­стейшая классификация экологиче­ских связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри жи­вой природы на примере дубового леса (между растениями и животны­ми, между различными животными); связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии на основе анализа примеров

Раздел 1. «МОЙ ДОМ ЗА ОКНОМ» (6 часов)

Тема 2. Мой дом (1час)

Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе

Тема 3. Дом, где мы живем (1час)

Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и по­рядка в своем доме.

Тема 4. Практическое занятие «Уборка школьного двора» (1час)

Техника безопасности. Распределе­ние обязанностей. Отчет о выполне­нии задания.

Тема 5. Практическое занятие «Деревья твоего двора» (1 час)

Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев?

Тема 6. Птицы нашего двора (1час)

Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем) Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые маленькие(колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой.

Тема 7. Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» (1 час)

Техника безопасности. Распределе­ние обязанностей. Вывешивание кормушек

Раздел 2. « Я И МОЁ ОКРУЖЕНИЕ» (9 часов)

Тема 8. Моя семья (1 час)

Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по веде­нию общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить

Тема 9. Соседи-жильцы (1 час)

Доброжелательные отношения с ни­ми. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаи­мопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа

Тема 10. Мой класс (1 час)

Свет, тепло, уют. Для чего предна­значена мебель, растения? Что необ­ходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах? Дежурство по классу

Тема 11. Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой ком­натах» (1 час)

Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проде­ланной работе

Тема 12. Дом моей мечты (1 час)

Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет?

Тема 13. Рассказы, стихи о семье (1 час)

Чтение стихов, художественной ли­тературы о семье, любви, дружбе, труде

Тема 14. Комнатные растения в квартире, в классе (1 час)

Познавательное, эстетическое и ги­гиеническое значение, условия со­держания, правила расстановки комнатных растении с учетом приспо­собленности к условиям существо­вания. Знакомство с комнатными растения­ми класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, час­тоту полива. Уход за комнатными растениями

Тема 15. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» (1 час)

Пересадка комнатных растений. Фор­мовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по ухо­ду за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.

Тема 16. Практическое занятие «маленький огород на подоконнике» (1 час)

Подготовка семян к посеву. Подго­товка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на сре­занных веточках тополя, сирени

Раздел 3. «ГИГИЕНА МОЕГО ДОМА» ( 7 часов)

Тема 17. Гигиена класса (1 час)

Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигие­на жилища. Режим проветривания класса. Влаж­ная уборка. Дежурство. Уход за ком­натными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за домашними живот­ными

Тема 18. Практическое занятие «Гигиена класса» (1 час)

Распределение обязанностей, выпол­нение работы, отчет групп о проде­ланной работе. Необходимость в со­блюдении правил гигиены

Тема 19. Бытовые приборы в квартире (1 час)

Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влаж­ность воздуха в квартире, на жизне­деятельность человека. Правила об­ращения с газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользу­ется, правила безопасности при их эксплуатации

Тема 20. Экскурсия в школьную кухню (1 час)

Знакомство с кухней, бытовыми при­борами. Правила безопасности при использовании бытовых приборов

Тема 21. Наша одежда и обувь (1 час)

Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические ги­гиенические требования, условия содержания, уход.

Тема 22. Русская народная одежда (1 час)

История появления одежды. Знаком­ство с русской народной одеждой

Тема 23.Практическое занятие «Русская национальная одежда» (1 час)

Придумывание одежды. Как зашить дырку, пришить пугови­цу, вычистить щеткой верхнююодежду?

Раздел 4. «ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ» (4 часа)

Тема 24. Вода в моем доме и в природе (1час)

Откуда поступает вода в дом, на ка­кие нужды расходуется, куда удаля­ется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?

Тема 25. Стихи, рассказы о воде в природе (1 час)

Чтение рассказов, стихов о воде в природе. Чтение рассказов о загрязнении Мирового океана

Тема 26. Вода в жизни растений и животных. (1 час)

Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?

Тема 27. Теория и практика «Вода и здоровье человека. Личная гигиена.» (1час)

Зачем человеку нужна вода? Как по ступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется

из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды

Раздел 5. «СОЛНЦЕ И СВЕТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ» (3 часа)

Тема 28. Солнце, Луна, звезды – источники света (1 час)

Солнце - естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток

Тема 29. Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения (1 час)

Влияние тепла и света на комнатные растения

Тема 30. Практическое занятие по размеще­нию комнат­ных растений с учетом по­требности те­пла и света (1 час)

Провести наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых ком­натных растений. Распределить! обя­занности. Отчет о выполненной ра­боте. Наблюдение после произведён­ной работы

Раздел 6. «ВЕСЕННИЕ РАБОТЫ» (2 часа)

Тема 31. Практическое занятие по подготовке почвы к посеву (1 час)

Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке ( перекопка, внесение удобрений). Опыт «Влияние сроков посева на цветение декоративных растений» Инструктаж по технике безопасности.

Тема 32. Практическое занятие по посадке растений и уход за ними (1 час)

Инструктаж по технике безопасности. Разбивка грядок. Посадка растений. Организация дежурства членов кружка «Юный эколог» уход и наблюдение за всходами. Опыт «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений.

Раздел 7. «ВОЗДУХ И ЗДОРОВЬЕ» (2 часа)

Тема 33. Воздух и здоровье человека (1 час)

Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.

Тема 34. Практическое занятие «Уборка в классе» (1 час)

Инструктаж по технике безопасности. Влажная уборка класса. Проветривание.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1-й год обучения

«ЭКОЛОГИЯ МОЕГО ДОМА» - 34 часа

№ занятия

Темазанятий

Количествочасов

По плану

Корректировка


Введение (1час)



1

Чтотакоеэкология?




1. Мой дом за окном (6 часов)



2

Мойдом



3

Дом, гдемыживем



4

Практическое занятие «Уборка школьного двора»



5

Деревьятвоегодвора



6

Птицынашегодвора



7

Практическое занятие «Изготов­ление кормушек для птиц»




2. Я и мое окружение ( 9 часов)



8

Моясемья



9

Соседи-жильцы



10

Мойкласс



11

Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой ком­натах»



12

Доммоеймечты



13

Рассказы, стихи о семье



14

Комнатные растения в квартире, в классе



15

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»



16

Практическое занятие «маленький огород на подоконнике»




3. Гигиенамоегодома ( 7 часов)



17

Гигиенакласса



18

Практическоезанятие «Гигиенакласса»



19

Бытовыеприборы в квартире



20

Экскурсия в школьнуюкухню



21

Нашаодежда и обувь



22

Русскаянароднаяодежда



23

Практическое занятие «Русская национальная одежда»




4. Вода - источникжизни (4 часа)



24

Вода в моем доме и в природе



25

Стихи, рассказы о воде в природе



26

Вода в жизни растений и животных.



27

Вода и здоровье человека. Личная гигиена.




5. Солнце и свет в нашей жизни (3 часа)



28

Солнце, Луна, звезды – источники света



29

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения



30

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света




6. Весенниеработы (2 часа)



31

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву



32

Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними




7. Воздух и здоровье (2 часа)



33

Воздух и здоровьечеловека



34

Практическое занятие «Уборка в классе»




Итого:

34 часа










Планируемые результаты освоения программы «Земля - наш дом»

2-ого года обучения.


Личностные:

Обучающиеся научатся:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.



Обучающиеся получат возможность научиться:

  • вырабатывать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Земля – наш дом», к школе;

  • пониманию причин успеха в учебе;

  • оценивать одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

  • пониманию нравственного содержания поступков окружающих людей;

  • проявлять интерес к познанию окружающего мира;

  • проводить самооценку на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

  • совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

Регулятивные:

Обучающиеся научатся:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • учиться планировать учебную деятельность на уроке;

  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;

  • работать по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • принимать и сохранять учебную задачу, учитывая выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

  • принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

  • осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

  • принимать роль в учебном сотрудничестве;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

  • контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

  • на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные:

Обучающиеся научатся:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи;

  • делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.





Обучающиеся получат возможность научиться:

  • пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами,моделями, схемами, приведенными в литературе;

  • строить сообщения в устной форме;

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных);

  • осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем.

Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • вступать в беседу на уроке и в жизни;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).



Обучающиеся получат возможность научиться:

  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

  • воспринимать другое мнение и позицию;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

  • строить понятные для партнера высказывания;

  • задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения;

  • строить монологическое высказывание;

  • умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

  • адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

  • навыкам взаимоконтроля.

Предметные:

Обучающиеся научатся:

  • уметь определять своё отношение к миру;

  • оценивать правильность поведения людей в природе;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.



Обучающиеся получат возможность научиться:

  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

  • предвидеть последствия деятельности людей в природе;

  • улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе.



Содержание курса 2-й год обучения

«НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ» - 34 часа

«ВВЕДЕНИЕ» (2 час)

Тема 1. Вводное занятие. Мы жители планеты Земля (1 час)

Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле.

Тема 2. Мир вокруг. (1 час)

Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.

Раздел 1 . « ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» (5 часов)

Тема 3. Экология и мы. (1 час)

Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.

Тема 4. Осенние работы в поле. (1 час)

Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая.

Тема 5.Практическое занятие «Пришкольный участок». (1 час)

Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. Работа на участке, инструктаж по технике безопасности.

Тема 6. Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи (1 час)

Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта.

Тема 7. Осень в лесу (экскурсия) (1 час)

Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.

Раздел 2 . « НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ» (12 часов)

Тема 8 – 9. Неживая природа( 2часа)

Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня»

Тема 10. Солнце – источник тепла и света (1 час)

Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье

Тема 11. Вода, её признаки и свойства (1 час)

Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды».Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния,

круговорот воды

Тема 12. Берегите воду! (1 час)

Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги. Источники загрязнения. Работа над проектом « Сбережем капельку!»

Тема 13. Почва – святыня наша. (1 час)

Почва – необходимая среда для растений Опыты по составу почвы (вода, воз­дух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы».

Тема 14. Практическое занятие «Почва – состав и свойства почвы». (1 час)

Практическая работа по об­работке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране

Тема 14 – 15. Погода. Климат. (2 часа)

Дать общее понятие погоды и клима­та. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в при­роде Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»

Тема 17. Предсказание погоды по народным приметам (1 час)

Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью.

Тема 18. Почему нельзя..? (1 час)

Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения»

Тема 19. Практическое занятие «Диалоги с неживой природой» (1час)

Ролевая игра «Пойми меня». Созда­ние ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Ак­туализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. Акция «Мы, про­тив мусора!»

Раздел 3. «ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ.. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ» (9 часов)

Тема 20. Практикум «Хлебные крошки» (1 час)

Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки.

Тема 21. Кто улетает, а кто остаётся (1 час)

Актуализировать представления де­тей о птицах как о группе животных и о перелет­ных птицах области. Формировать представления детей о приспособле­ниях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за пти­цами. Работа по определению птиц края

Тема 22. Экологические связи неживой и живой природы (1 час)

Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели

Тема 23. Вода и жизнь (1 час)

Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров.

Тема 24. Растения рядом (1час)

Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев.

Тема 25. Комнатные растения (1час)

Комнатные растения разных эколо­гических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному ком­плексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив)

Тема 26. Размножение комнатных растений (1 час)

Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черен­ки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка

Тема 27. Дикорастущие растения луга, водоёма , ласа (1 час)

Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.

Тема 28. Практическое занятие «Растения луга и леса» (1 час)

Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями.

Раздел 4. «ЦАРСТВО ГРИБОВ» (3часа)

Тема 29. Съедобные грибы (1 час)

Сформировать представление о гри­бах как части живой природы; пока­зать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных ве­ществ. Дать представление о строении шля­почных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки.

Тема 30. Несъедобные грибы. (1 час)

Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в при­роде (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным)

Тема 31. Микроскопические организмы (1 час)

Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.

Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД ВЕСНОЙ» (3 часа)

Тема 32. Сельскохозяйственные машины и орудия (1 час)

Закрепить представления о сезонности труда, представление о видах и значении труда людей весной в поле, в огороде.

Тема 33. Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке (1 час)

Разбивка грядок для посадки куль­турных растений. Изготовление лу­нок для посадки деревьев и кустарников на пришкольном участке. По­белка стволов деревьев.Дежурство и на­блюдение юных экологов за всходами. Акция с привлечением родителей.

Тема 34. Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке (1час)

Посадка декоративных растений. Опыты:

1. «Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений».

2. «Влияние удобрений на рост и раз­витие высаженных растений». Изго­товление колышков и этикеток.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2-й год обучения

«НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ» - 34 часа

№ занятия


Темазанятия

Количествочасов

По плану

Корректи-ровка


Введение (2час)



1

Вводное занятие. Мы жители планеты Земля



2.

Мирвокруг.




1. Человек и природа (5 часов)



3

Экология и мы.



4

Осенниеработы в поле



5

Практическоезанятие «Пришкольныйучасток»



6

Место человека в мире природы. Принятие в юныеэкологи



7

Осень в лесу




2. Неживое в природе ( 12часов)



8 – 9

Неживаяприрода



10

Солнце – источник тепла и света



11

Вода, её признаки и свойства



12

Берегитеводу!



13

Почва – святынянаша.



14

Состав и свойствапочвы



15 – 16

Погода. Климат.



17

Предсказание погоды по народным приметам



18

Почемунельзя..?



19

Диалоги с неживойприродой




3. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (9 часов)



20

Практикум «Хлебныекрошки»



21

Кто улетает, а кто остаётся



22

Экологические связи неживой и живой природы



23

Вода и жизнь



24

Растениярядом



25

Комнатныерастения



26

Размножениекомнатныхрастений



27

Дикорастущие растения луга, водоема и леса



28

Практическое занятие «Растения луга и леса»




4. Царствогрибов (3часа)



29

Съедобныегрибы



30

Несъедобныегрибы



31

Микроскопическиегрибы




5. Сельскохозяйственныйтрудвесной (3часа)



32

Сельскохозяйственныемашины и орудия



33

Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке



34

Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке




Итого:

34 часа




Программа курса «Земля – наш дом»

(2-4 класс)



Планируемые результаты освоения программы «Земля - наш дом»

3-его года обучения .


Личностные:

Обучающиеся научатся:

  • формировать свою внутреннюю позицию;

  • адекватно мотивировать внеучебную игровую деятельность, включая учебные и познавательные мотивы;

  • с мотивацией подходить к обучению и творчеству;

  • осмысленно относиться к процессу обучения;

  • проявлять инициативу, ответственность при выполнении самостоятельных заданий, трудолюбие и прилежание, аккуратность и старательность;

  • самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, организовывать собственную деятельность, привлекать к сотворчеству родителей;

  • выявлять роль человека во взаимодействии с природой, понимать взаимосвязи в системе природа-человек-общество;

  • принятию нормы нравственного поведения в природе, в обществе.



Обучающиеся получат возможность научиться:

  • совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

Регулятивные:

Обучающиеся научатся:

  • владеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

  • планировать ее реализацию;

  • контролировать и оценивать свои действия;

  • вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

  • организовывать, планировать различные виды деятельности: творческую, поисковую, исследовательскую.

Познавательные:

Обучающиеся научатся:

  • развивать потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь­нику,

  • развивать знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения;

  • сравнивать, обобщать, доказывать и анализировать;

  • владеть способами получения информации, методами представления полученной информации: описание, рассуждение, опрос, моделирование, поиск, защита проекта;

  • пользоваться знаково-символическими средствами, действием моделирования, составлять проекты.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности;

  • вести здоровый образ жизни, стремиться к активной практической деятельности по охране окружающей среды.



Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

  • учитывать позицию собеседника,

  • уважительно относиться к иному мнению,

  • организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

  • общаться, рассказывать, описывать, рассуждать;

  • в связной форме передать результаты изученного, логически последовательно изложить материал.




Обучающиеся получат возможность научиться:

  • адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности,

  • принятию норм нравственного поведения в природе, в обществе.




Предметные:

Обучающиеся научатся:

  • осознавать целостность окружающего мира, расширять знания об объектах и явлениях природы;

  • приобретать экологические знания через конкретную самостоятельную деятельность, для расширения базовых понятий, использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

  • осознавать тесные связи между человеком и природой, понимать взаимозависимость существования природы, человека, общества; понимать ответственность за состояние окружающей среды;

  • определять основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования;

  • определять влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов;

  • уважать самоценность любого организма;

  • заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни.


Обучающиеся получат возможность научиться:

  • выявлять условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело­века и природы;

  • распознавать позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

  • находить способы сохранения окружающей природы;

  • предвидеть последствия деятельности людей в природе;

  • улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе.


Содержание курса 3-й год обучения

«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» - 34 часа

«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)

Тема 1. Введение. Жизнь на Земле (1 час)

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.

Раздел 1. «СРЕДА ОБИТАНИЯ» (6 часов)

Тема 2. Времена года на Земле (1 час)

Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков

Тема 3.Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (1час)

Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

Тема 4. Изменения окружающей среды (1час)

Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)

Тема 5.Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» (1час)

Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.

Тема 6. Условия жизни растений (1час)

Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения

Тема 7. Разнообразие животных, условия их жизни (1час)

Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.

Раздел 2. «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (4 часа)

Тема 8. Динозавры – вымерший вид животных (1час)

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков

Тема 9. Просмотр видеофильма о жизни динозавров(1час)

Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.

Тема 10. Экологический проект «Почему нужно защищать природу? (1час)

Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.

Тема 11. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1час)

Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ставропольского края. Разгадывание загадок.

Раздел 3. «РЕКИ И ОЗЕРА» (8 часов)

Тема 12.Реки и озера (1час)

Пресная вода. Осадки.

Тема 13. Получение кислорода под водой (1час)

Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)

Тема 14. Пресноводные животные и растения (1час)

Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жите­лях пресных водоемов

Тема 15. Жизнь у рек и озер (1час)

Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)

Тема 16. Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» (1час)

Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов

Тема 17. Околоводные птицы (1час)

Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания

Тема 18. Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» (1час)

Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.

Тема 19. Акция «Сохраним первоцвет!» (1час)

Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов.

Раздел 4. «ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ » (8 часов)

Тема 20.Жизнь среди людей (1час)

Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек

Тема 21. Ролевая игра «Это все кошки» (1час)

Тема 22. Домашние животные (1час)

Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.

Тема 23. Викторина «Собаки – наши друзья» (1час)

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».

Тема 24.Уход за домашними животными (1час)

Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).

Тема 25. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». (1час)

Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.

Тема 26. Люди и паразиты (1час)

Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.

Тема 27.Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями (1час)

Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»

Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД» (7 часов)

Тема 28. Почва (1 час)

Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).

Тема 29. Семена овощных и декоративных культур (1час)

Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.

Тема 30. Заботы хлебороба весной (1час)

Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле.

Тема 31.Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений (1час)

Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки.

Тема 32.Подготовка почвы на пришкольном участке (1час)

Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических удобрений.

Тема 33. Высадка рассады на участке. Составление графика полива (1час)

Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.

Тема 34.Декоративные растения (1час)

Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3-й год обучения

«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» - 34 часа

№ занятия

Тема занятия

Количествочасов

По плану

Корректи-ровка


Введение (1час)



1

Вводное занятие. Жизнь на Земле




1. Средаобитания (6 часов)



2

ВременагоданаЗемле



3

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе



4

Измененияокружающейсреды



5

Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»



6

Условияжизнирастений



7

Разнообразие животных, условия их жизни




2. Жизньживотных ( 4часа)



8

Динозавры – вымершийвидживотных



9

Просмотр видеофильма о жизни динозавров



10

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»



11

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений




3. Реки и озера (8 часов)



12

Реки и озера



13

Получениекислородаподводой



14

Пресноводныеживотные и растения



15

Жизнь у рек и озер



16

Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»



17

Околоводныептицы



18

Подготовкаакции «Сохранимпервоцвет!»



19

Акция « Сохранимпервоцвет!»




4. Человек и животные ( 8 часов)



20

Жизньсредилюдей



21

Ролевая игра «Это все кошки»



22

Домашниеживотные



23

Викторина «Собаки – нашидрузья»



24

Уходзадомашнимиживотными



25

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».



26

Люди и паразиты



27

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями




5. Сельскохозяйственныйтруд (7часов)



28

Почва



29

Семена овощных и декоративных культур



30

Заботыхлеборобавесной



31

Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений



32

Подготовка почвы на пришкольном участке



33

Высадка рассады на участке. Составление графика полива



34

Декоративныерастения




Итого:

34 часа





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности "Земля - наш дом" (2,3,4 классы)

Автор: Моргунова Ольга Николаевна

Дата: 25.01.2020

Номер свидетельства: 537314

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "100478"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402381590"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса ("Планета знаний") "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-dlia-2-klassa-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "172409"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423816843"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "Земля-наш дом"3 класс"
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia_programma_po_vneurochnoi_deiatelnosti_zemlia_nash_dom_3_klass"
    ["file_id"] => string(6) "495291"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1547478497"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА   ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-programma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "250807"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447146816"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Воспитание любви и уважения к своему Отечеству на занятиях кружка   «Уроки нравственности» "
    ["seo_title"] => string(100) "vospitaniie-liubvi-i-uvazhieniia-k-svoiemu-otiechiestvu-na-zaniatiiakh-kruzhka-uroki-nravstviennosti"
    ["file_id"] => string(6) "174412"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424116296"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства