kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Земля-наш дом"3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка, содержание курса,тематическое планирование,календарно-тематическое планирование,планируемые результаты

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Земля-наш дом"3 класс»

Пояснительная записка

 Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Земля – наш дом»

разработана на основании:



- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

- Федерального Государственного образовательного стандарта начального

общего образования.

-примерной программы основного общего образования



Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45

минут. Количество часов в год- 34ч.









Содержание курса

НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ» 34 ч

«ВВЕДЕНИЕ» (2 час)

Тема 1. Вводное занятие. Мы жители планеты Земля (1 час)

Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле.

Тема 2. Мир вокруг. (1 час)

Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.

Раздел 1 . « ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» (5 часов)

Тема 3. Экология и мы. (1 час)

Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.

Тема 4. Осенние работы в поле. (1 час)

Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая.

Тема 5.Практическое занятие «Пришкольный участок». (1 час)

Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. Работа на участке, инструктаж по технике безопасности.

Тема 6. Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи (1 час)

Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта.

Тема 7. Осень в лесу (экскурсия) (1 час)

Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.

Раздел 2 . « НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ» (12 часов)

Тема 8 – 9. Неживая природа ( 2часа)

Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня»

Тема 10. Солнце – источник тепла и света (1 час)

Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье

Тема 11. Вода, её признаки и свойства (1 час)

Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды».Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния,

круговорот воды

Тема 12. Берегите воду! (1 час)

Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги. Источники загрязнения. Работа над проектом « Сбережем капельку!»

Тема 13. Почва – святыня наша. (1 час)

Почва – необходимая среда для растенийОпыты по составу почвы (вода, воз­дух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы».

Тема 14. Практическое занятие «Почва – состав и свойства почвы». (1 час)

Практическая работа по об­работке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране

Тема 14 – 15. Погода. Климат. (2 часа)

Дать общее понятие погоды и клима­та. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в при­роде Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»

Тема 17. Предсказание погоды по народным приметам (1 час)

Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью.

Тема 18. Почему нельзя..? (1 час)

Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения»

Тема 19. Практическое занятие «Диалоги с неживой природой» (1час)

Ролевая игра «Пойми меня». Созда­ние ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Ак­туализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. Акция «Мы, про­тив мусора!»

Раздел 3. «ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ… ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ» (9 часов)

Тема 20. Практикум «Хлебные крошки» (1 час)

Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки.

Тема 21. Кто улетает, а кто остаётся (1 час)

Актуализировать представления де­тей о птицах как о группе животных (см.: Дыбина, О. В. Неизведанное ря­дом. - Москва, 2001. - С. 23) и о перелет­ных птицах области. Формировать представления детей о приспособле­ниях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за пти­цами. Работа по определению птиц края

Тема 22. Экологические связи неживой и живой природы (1 час)

Расширить представление учащихсяоб экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели

Тема 23. Вода и жизнь (1 час)

Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров.

Тема 24. Растения рядом (1час)

Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев.

Тема 25. Комнатные растения (1час)

Комнатные растения разных эколо­гических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному ком­плексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив)

Тема 26. Размножение комнатных растений (1 час)

Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черен­ки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка

Тема 27. Дикорастущие растения луга, водоёма , ласа (1 час)

Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.

Тема 28. Практическое занятие «Растения луга и леса» (1 час)

Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями.

Раздел 4. «ЦАРСТВО ГРИБОВ» (3часа)

Тема 29. Съедобные грибы (1 час)

Сформировать представление о гри­бах как части живой природы; пока­зать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных ве­ществ. Дать представление о строении шля­почных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки

Тема 30. Несъедобные грибы. (1 час)

Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в при­роде (мухомор опасен для человека, а для оленяон является лечебным)

Тема 31. Микроскопические организмы (1 час)

Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.

Раздел 5.«СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД ВЕСНОЙ»(3 ч)

Тема 32. Сельскохозяйственные машины и орудия (1 час)

Закрепить представления о сезонности труда, представление о видах и значении труда людей весной в поле, в огороде.

Тема 33. Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке (1 час)

Разбивка грядок для посадки куль­турных растений. Изготовление лу­нок для посадки деревьев и кустарников на пришкольном участке. По­белка стволовДежурство и на­блюдение юных экологов за всходами. Акция с привлечением родителей

Тема 34. Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке (1час)

Посадка декоративных растений. Опыты:

1. «Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений».

2. «Влияние удобрений на рост и раз­витие высаженных растений». Изго­товление колышков и этикеток.



























Тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

Введение ( 2 ч.)

1

Вводное занятие. Мы жители планеты Земля

1


2

Мир вокруг.

1


Человек и природа (5 часов)

3

Экология и мы.

1


4

Экология и мы.


1

5

Практическое занятие «Пришкольный участок»

1


6

Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи

1


7

Осень в лесу

1


Неживое в природе (12часов)

8

Неживая природа

1


9

Неживая природа


1

10

Солнце – источник тепла и света

1


11

Вода, её признаки и свойства

1


12

Берегите воду!

1


13

Почва – святыня наша.

1


14

Состав и свойства почвы

1


15

Погода. Климат.

1


16

Погода. Климат.


1

17

Предсказание погоды по народным приметам

1


18

Почему нельзя..?

1


19

Диалоги с неживой природой

0,5

0,5

Живое в природе.

Экологические связи между неживой и живой природой (9 часов)

20

Практикум «Хлебные крошки»


1

21

Кто улетает, а кто остаётся

1


22

Экологические связи неживой и живой природы

0,5

0,5

23

Вода и жизнь

1


24

Растения рядом

1


25

Комнатные растения

1


26

Размножение комнатных растений

1


27

Дикорастущие растения луга, водоема и леса

1


28

Практическое занятие «Растения луга и леса»


1

Царство грибов (3часа)

29

Съедобные грибы

1


30

Несъедобные грибы

1


31

Микроскопические грибы

1


Сельскохозяйственный труд весной (3часа)

32

Сельскохозяйственные машины и орудия

1


33

Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке (посадка цветочной клумбы )


1

34

Итоговое занятие. Мы жители планеты Земля

1


Итого:

34ч.


































Календарно – тематическое планирование



п/п

Дата

по плану

Дата

по факту

Тема занятия


Характеристика деятельности учащихся



Введение (2час)

1



Вводное занятие. Мы жители планеты Земля


Умение моделировать ступени познания человеком окру­жающего мира в ходе ролевых игр: формулировать выводы из изученного материала; от­вечать на итоговые вопросы и оценивать результаты работы.

2.



Мир вокруг.


Постановка учебной задачи на основе соотнесе-ния того, что уже известно и усвоено уча­щимися, и того, что ещё неиз­вестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученнойинформации; оценка резуль­татов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.

1. Человек и природа (5 часов)

3



Экология и мы.


Умение с достаточной полно­той и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями комму­никации; умение читать таб­лицы и работать с ними, да­вать аргументирован-ный от­вет на поставленный вопрос. Умение сотрудничать с учите­лем и сверстниками.

4



Осенние работы в поле


Построение логической цепоч­ки рассуждений, анализ истин­ности утверждений. Умение интегрироваться в группу свер­стников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудниче­ство со сверстниками. Модели­рование связей организмов с окружающей средой, обсужде­ние и оценивание предложен­ных моделей.

5



Практическое занятие «Пришкольный участок»


Моделирование в виде схемы воздействия чело-века на при­роду. Обсуждение, как каждый может помочь природе. Рабо­та со взрослыми: подготов-ка сообщения о заповедниках и национальных парках. Уча­стие в природоохранной дея­тельности.

6



Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи


Построение логической цепоч­ки рассуждений, анализ истин­ности утверждений. Умение интегрироваться в группу свер­стников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудниче­ство со сверстниками. Модели­рование связей организмов с окружающей средой, обсужде­ние и оценивание предложен­ных моделей.

7



Осень в лесу


Высказывание предположе­ний, объясняющих результат опыта; доказательство на ос­нове опыта, что тела и веще­ства состоят из частиц. Моделирование процесса раство­рения, а также расположения частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществах.

2. Неживое в природе ( 12часов)

8–9



Неживая природа


Анализ объектов с целью вы­деления признаков (сущест­венных, несущественных). Ин­тервьюирование взрослых о мерах охраны чистоты возду­ха в родном городе.

10



Солнце – источник тепла и света


Анализ объектов с целью вы­деления признаков (сущест­венных, несущественных); проведение мини-исследования об использова­нии питьевой воды в семье.

11



Вода, её признаки и свойства


Моделирование круговорота воды в природе с помощью пластилина, осуществление самопроверки.

12



Берегите воду!


Самостоятельное выделение и формулирование познава­тельной цели. Моделирование в виде динамической схемы источников загрязнения воды. Интервьюирование взрослых по охране чистоты воды в родном городе (селе). Осоз­нанное и произвольное по­строение речевого высказы­вания в устной форме.

13



Почва – святыня наша.


Выделение необходимой ин­формации; установление при­чинно-следственных связей, представление цепочек объ­ектов и явлений

14



Состав и свойства почвы


Анализ объектов с целью вы­деления признаков (сущест­венных, несущественных); ус­тановление причинно-следственных связей, пред­ставление цепочек объектов и явлений.

15,16



Погода. Климат.


Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; умение с доста-точной полнотой и


точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Подготовка сообщения об од­ном из видов растений любой группы.

17



Предсказание погоды по народным приметам


Умение извлекать информа­цию из учебника, карты, моде­лировать объекты окружаю­щего мира; придумывать фан­тастический рассказ.

18



Почему нельзя..?


Давать аргументированный ответ на поставлен-ный вопрос. Анализ объектов с целью выде­ления признаков (существен­ных, несущественных).

19



Диалоги с неживой природой


Установление причинно-следственных связей. Поста­новка и формулирование проблемы.

3. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (9 часов)

20



Практикум «Хлебные крошки»


Постановка учебной задачи на основе соотнесе-ния того, что уже известно и усвоено уча­щимися, и того, что ещё неизвестно.

21



Кто улетает, а кто остаётся


Моделирование — преобра­зование объекта из чувствен­ной формы в модель, где вы­делены существенные харак­теристики объекта.

22



Экологические связи неживой и живой природы


Установление причинно-следственных связей. Поста­новка и формулирование про­блемы.

23



Вода и жизнь


Умение работать с текстом, выделять новые понятия, оп­ределять их существенные признаки. Строить рассужде­ния в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

24



Растения рядом


Построение логической цепоч­ки рассуждений, анализ ис­тинности утверждений.

25



Комнатные растения


Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; умение с достаточной полнотой и точ­ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.







26



Размножение комнатных растений


Умение работать с текстом, выделять новые понятия, оп­ределять их существенные признаки.

27



Дикорастущие растения луга, водоема и леса


Самостоятельное выделение и формулирование познава­тельной цели; структурирова­ние знаний.



28



Практическое занятие «Растения луга и леса»


Выделение необходимой ин­формации; установление при­чинно-следственных связей, представление цепочек объ­ектов и явлений

4. Царство грибов (3часа)


29



Съедобные грибы


Постановка учебной задачи на основе соотнесе-ния того, что уже известно и усвоено уча­щимися, и того, что ещё неиз­вестно.

30



Несъедобные грибы


Самостоятельное выделение и формулирование познава­тельной цели; структурирова­ние знаний; осознанное и про­извольное построение речево­го высказывания в устной и письменной форме.

31



Микроскопические грибы


Оценка — выделение и осоз­нание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка ре­зультатов работы.

5. Сельскохозяйственный труд весной (3часа)


32



Сельскохозяйственные машины и орудия


Структурирование знаний; по­становка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов дея­тельности при решении про­блем творческого и поисково­го характера.

33



Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке


Структурирование знаний; по­становка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов дея­тельности при решении про­блем творческого и поисково­го характера.

34



Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке


Самостоятельное выделение и формулирование познаватель­ной цели; структурирование знаний;




Планируемые результаты изучения учебного курса

Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся 3 класса

Учащиеся должны знать:

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

-влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

-самоценность любого организма;

значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

-многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

-основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

-человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

- составлять экологические модели, трофические цепи;

- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

- заботиться о здоровом образе жизни;

- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Земля-наш дом"3 класс

Автор: Шукшина Светлана Николаевна

Дата: 14.01.2019

Номер свидетельства: 495291

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства