Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Земля-наш дом"3 класс»
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Земля – наш дом»
разработана на основании:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
- Федерального Государственного образовательного стандарта начального
общего образования.
-примерной программы основного общего образования
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45
минут. Количество часов в год- 34ч.
Содержание курса
НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ» 34 ч
«ВВЕДЕНИЕ» (2 час)
Тема 1. Вводное занятие. Мы жители планеты Земля (1 час)
Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле.
Тема 2. Мир вокруг. (1 час)
Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.
Раздел 1 . « ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» (5 часов)
Тема 3. Экология и мы. (1 час)
Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.
Тема 4. Осенние работы в поле. (1 час)
Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая.
Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. Работа на участке, инструктаж по технике безопасности.
Тема 6. Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи (1 час)
Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу.
Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта.
Тема 7. Осень в лесу (экскурсия) (1 час)
Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.
Раздел 2 . « НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ» (12 часов)
Тема 8 – 9. Неживая природа ( 2часа)
Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня»
Тема 10. Солнце – источник тепла и света (1 час)
Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье
Тема 11. Вода, её признаки и свойства (1 час)
Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды».Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния,
круговорот воды
Тема 12. Берегите воду! (1 час)
Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги. Источники загрязнения. Работа над проектом « Сбережем капельку!»
Тема 13. Почва – святыня наша. (1 час)
Почва – необходимая среда для растенийОпыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы».
Тема 14. Практическое занятие «Почва – состав и свойства почвы». (1 час)
Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране
Тема 14 – 15. Погода. Климат. (2 часа)
Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»
Тема 17. Предсказание погоды по народным приметам (1 час)
Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью.
Тема 18. Почему нельзя..? (1 час)
Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения»
Тема 19. Практическое занятие «Диалоги с неживой природой» (1час)
Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. Акция «Мы, против мусора!»
Раздел 3. «ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ… ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ» (9 часов)
Тема 20. Практикум «Хлебные крошки» (1 час)
Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки.
Тема 21. Кто улетает, а кто остаётся (1 час)
Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных (см.: Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. - Москва, 2001. - С. 23) и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц края
Тема 22. Экологические связи неживой и живой природы (1 час)
Расширить представление учащихсяоб экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели
Тема 23. Вода и жизнь (1 час)
Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров.
Тема 24. Растения рядом (1час)
Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев.
Тема 25. Комнатные растения (1час)
Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив)
Тема 26. Размножение комнатных растений (1 час)
Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка
Тема 27. Дикорастущие растения луга, водоёма , ласа (1 час)
Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.
Тема 28. Практическое занятие «Растения луга и леса» (1 час)
Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями.
Раздел 4. «ЦАРСТВО ГРИБОВ» (3часа)
Тема 29. Съедобные грибы (1 час)
Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки
Тема 30. Несъедобные грибы. (1 час)
Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленяон является лечебным)
Тема 31. Микроскопические организмы (1 час)
Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.
Раздел 5.«СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД ВЕСНОЙ»(3 ч)
Тема 32. Сельскохозяйственные машины и орудия (1 час)
Закрепить представления о сезонности труда, представление о видах и значении труда людей весной в поле, в огороде.
Тема 33. Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке (1 час)
Разбивка грядок для посадки культурных растений. Изготовление лунок для посадки деревьев и кустарников на пришкольном участке. Побелка стволовДежурство и наблюдение юных экологов за всходами. Акция с привлечением родителей
Тема 34. Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке (1час)
Посадка декоративных растений. Опыты:
1. «Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений».
2. «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений». Изготовление колышков и этикеток.
Тематическое планирование.
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Теория
Практика
Введение ( 2 ч.)
1
Вводное занятие. Мы жители планеты Земля
1
2
Мир вокруг.
1
Человек и природа (5 часов)
3
Экология и мы.
1
4
Экология и мы.
1
5
Практическое занятие «Пришкольный участок»
1
6
Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи
1
7
Осень в лесу
1
Неживое в природе (12часов)
8
Неживая природа
1
9
Неживая природа
1
10
Солнце – источник тепла и света
1
11
Вода, её признаки и свойства
1
12
Берегите воду!
1
13
Почва – святыня наша.
1
14
Состав и свойства почвы
1
15
Погода. Климат.
1
16
Погода. Климат.
1
17
Предсказание погоды по народным приметам
1
18
Почему нельзя..?
1
19
Диалоги с неживой природой
0,5
0,5
Живое в природе.
Экологические связи между неживой и живой природой (9 часов)
20
Практикум «Хлебные крошки»
1
21
Кто улетает, а кто остаётся
1
22
Экологические связи неживой и живой природы
0,5
0,5
23
Вода и жизнь
1
24
Растения рядом
1
25
Комнатные растения
1
26
Размножение комнатных растений
1
27
Дикорастущие растения луга, водоема и леса
1
28
Практическое занятие «Растения луга и леса»
1
Царство грибов (3часа)
29
Съедобные грибы
1
30
Несъедобные грибы
1
31
Микроскопические грибы
1
Сельскохозяйственный труд весной (3часа)
32
Сельскохозяйственные машины и орудия
1
33
Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке (посадка цветочной клумбы )
1
34
Итоговое занятие. Мы жители планеты Земля
1
Итого:
34ч.
Календарно – тематическое планирование
№
п/п
Дата
по плану
Дата
по факту
Тема занятия
Характеристика деятельности учащихся
Введение (2час)
1
Вводное занятие. Мы жители планеты Земля
Умение моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр: формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты работы.
2.
Мир вокруг.
Постановка учебной задачи на основе соотнесе-ния того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученнойинформации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.
1. Человек и природа (5 часов)
3
Экология и мы.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение читать таблицы и работать с ними, давать аргументирован-ный ответ на поставленный вопрос. Умение сотрудничать с учителем и сверстниками.
4
Осенние работы в поле
Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Моделирование связей организмов с окружающей средой, обсуждение и оценивание предложенных моделей.
5
Практическое занятие «Пришкольный участок»
Моделирование в виде схемы воздействия чело-века на природу. Обсуждение, как каждый может помочь природе. Работа со взрослыми: подготов-ка сообщения о заповедниках и национальных парках. Участие в природоохранной деятельности.
6
Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи
Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Моделирование связей организмов с окружающей средой, обсуждение и оценивание предложенных моделей.
7
Осень в лесу
Высказывание предположений, объясняющих результат опыта; доказательство на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц. Моделирование процесса растворения, а также расположения частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществах.
2. Неживое в природе ( 12часов)
8–9
Неживая природа
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Интервьюирование взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе.
10
Солнце – источник тепла и света
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); проведение мини-исследования об использовании питьевой воды в семье.
11
Вода, её признаки и свойства
Моделирование круговорота воды в природе с помощью пластилина, осуществление самопроверки.
12
Берегите воду!
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Моделирование в виде динамической схемы источников загрязнения воды. Интервьюирование взрослых по охране чистоты воды в родном городе (селе). Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
13
Почва – святыня наша.
Выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений
14
Состав и свойства почвы
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.
15,16
Погода. Климат.
Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; умение с доста-точной полнотой и
точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Подготовка сообщения об одном из видов растений любой группы.
17
Предсказание погоды по народным приметам
Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира; придумывать фантастический рассказ.
18
Почему нельзя..?
Давать аргументированный ответ на поставлен-ный вопрос. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
19
Диалоги с неживой природой
Установление причинно-следственных связей. Постановка и формулирование проблемы.
3. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (9 часов)
20
Практикум «Хлебные крошки»
Постановка учебной задачи на основе соотнесе-ния того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
21
Кто улетает, а кто остаётся
Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.
22
Экологические связи неживой и живой природы
Установление причинно-следственных связей. Постановка и формулирование проблемы.
23
Вода и жизнь
Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
24
Растения рядом
Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
25
Комнатные растения
Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
26
Размножение комнатных растений
Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.
27
Дикорастущие растения луга, водоема и леса
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний.
28
Практическое занятие «Растения луга и леса»
Выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений
4. Царство грибов (3часа)
29
Съедобные грибы
Постановка учебной задачи на основе соотнесе-ния того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
30
Несъедобные грибы
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
31
Микроскопические грибы
Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
5. Сельскохозяйственный труд весной (3часа)
32
Сельскохозяйственные машины и орудия
Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
33
Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке
Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
34
Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний;
Планируемые результаты изучения учебного курса
Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся 3 класса
Учащиеся должны знать:
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
-влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
-самоценность любого организма;
значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
-многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
-основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
-человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);