Программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки РФ № 729 от 14.12.2009, на основе авторской программы Е.Г. Конноновой « РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество».
В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально.
Предлагаемый курс внеурочной деятельности является универсальным. Он охватывает всю начальную школу. РОСТ - это не продолжение уроков, и не только и не столько «усиленная» математика и дополнительное чтение, а разностороннее развитие и формирование разнообразных компетенций в процессе выполнения интересных, творческих, игровых, весёлых заданий - иногда простых, а порой требующих размышлений. Проще говоря РОСТ – это рост , движение вперёд и вверх!
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности – творческий, познавательный, игровой – обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создает условия для социальной адаптации при начале обучения в школе, творческой самореализации личности ребёнка.
Направленность программы – научно-познавательная и художественно-эстетическая.
Основные виды деятельности – игровая и познавательная.
Цели курса:
• создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время;
• создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизации социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности.
Задачи курса:
1. Формирование у обучающихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде.
2. Формирование положительной «Я - концепции».
3. Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
4. Развитие навыков рефлексивных действий.
5. Знакомство обучающихся с некоторыми видами декоративно-прикладного творчества.
6. Развитие творческих способностей личности ребёнка, фантазии и воображения.
Ценностные ориентиры и принципы программы:
•непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
• развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• системность организации учебно-воспитательного процесса;
• раскрытие способностей и поддержка одаренности детей;
• использование в программном материале занимательности.
Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип доступности и постепенного увеличения сложности
Все задания построены от простого к сложному , при этом учитываются способности учащихся.
Принцип «спирали»
Последовательность заданий разных видов деятельности на каждом занятии повторяется .
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Формы и методы работы:
Формы занятий могут быть разнообразными – групповая, индивидуальная , интегрированная.
Виды занятий: словесные (устное изложение учителем, анализ условия задачи), наглядные (наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование), игровые, интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, игры на движение с использованием терминологии предмета..
Методы: репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Возрастная характеристика группы :
Каждый ребенок в младшем школьном возрасте имеет те или иные наклонности. А интегрированное обучение позволяет наиболее полно раскрыть и развить в ребенке способности разного характера.
Поэтому в коллектив принимаются дети независимо от их креативных данных. Определяющим фактором является активное желание ребенка и заинтересованность его родителей.
Курс рассчитан на учащихся 7-11 лет.
Сроки реализации:
Программа реализуется в течение 4 лет по одному академическому часу в неделю. Всего 135 часов.
1 год обучения –33часа
2 год обучения –34часа
3 год обучения – 34 часа
4 год обучения – 34часа
Ожидаемые результаты:
улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе;
развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка;
укрепление здоровья школьников.
Планируемые личностные результаты:
Самоопределение:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
принятие образа «хорошего ученика»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
уважительное отношение к иному мнению;
навыки сотрудничества в разных ситуаций;
эстетические потребности, ценности и чувства.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
предвосхищать результат.
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Познавательные:
умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием словарей;
основам смыслового чтения познавательных текстов, выделять существенную информацию ;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные:
умение координировать свои усилия с усилиями других.
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
В результате у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) выполнения заданий;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при выполнении заданий, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
II . Результаты освоения программы
Первый уровень результатов (1 класс)
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта общения со сверстниками в ходе решения задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути выполняемых творческих заданий, умении включаться в разнообразные виды деятельности.
Второй уровень результатов (2-3 класс)
предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат выражается в умении проявлять инициативу при поиске способов решения задач, умении активно вступать в коммуникацию (взаимодействовать при различных видах деятельности, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других), приобретении опыта самостоятельного поиска.
Третий уровень результатов (4 класс)
предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта, активном использовании школьниками метода проектов, систематизации и оформлении интересующей информации. Проявляется в участии школьников в реализации проектов по предложенному педагогом направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали и пр.
Формы подведения итогов реализации программы:
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система, ориентированная на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями этой системы являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, самооценивание, наблюдение.
III. Содержание программы
В начальных классах в силу возрастных особенностей ребёнку трудно долго удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия данного курса построены по принципу «спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.
Основные виды заданий:
динамические – развитие мелкой моторики рук, физические упражнения (зарядка) с элементами актерского мастерства и развитие речевого аппарата; зрительная гимнастика;
познавательно-логические;
коммуникативные.
Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон, повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности ребёнка. Предлагается разыграть небольшую сценку, этим приобретается начальный навык сценического мастерства.
Развитие мелкой моторики пальцев рук непосредственно связано с успешным освоением навыков письма у каждого ребёнка.
Кроме того, современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движения пальцев и движения органов речи, расположены в непосредственной близости друг от друга. Поэтому нервные импульсы, возникающие при движениях пальцев, стимулируют активность речевых органов.
В 3-4 классах возрастает нагрузка на руки, связанная с увеличением письменных заданий. При длительной работе пальцы рук учащихся нуждаются в специальной гимнастике. С этой целью предлагаются упражнения, которые увеличат подвижность и силу рук и послужит активным отдыхом для утомлённых пальцев.
В курсе систематически предлагаются задания как на развитие непосредственно речевых органов – язык, губы и т.п., так и на развитие мелкой моторики рук. Это упражнение «Разминка для лица», «Ловкие ладошки», задания, предлагающие раскрасить, заштриховать, пройти лабиринт и другие.
Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях.
Для профилактики зрительных расстройств и в целях ослабления нагрузки на зрение школьников предлагается гимнастика для глаз.
Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.
Структура занятий
Занятия курса предполагают развитие надпредметных универсальных учебных действий (УУД).
Для формирования личностных УУД предлагаются творческие задания, подведение итогов занятия ( самооценка).
Для формирования познавательных УУД предлагаются следующие виды заданий: словообразование, поиск лишнего, лабиринты, упорядочивание, «цепочки», работа с таблицами, сравнение, хотроумные решения, отгадывание загадок, поиск общего, классификации, постановка проблемы и формулировка гипотез.
Для формирования регулятивных УУД предлагаются такие виды заданий: «преднамеренные ошибки», рисунки на сетке и клетчатой бумаге, упражнения на развитие моторики, на решение проблем творческого характера ( «изобрази», «разрежь фигуру так, чтобы…»), проектные задачи.
Для формирования коммуникативных УУД предлагаются такие виды заданий : «объясни…», «аргументируй своё мнение…», задай вопросы», задания и загадки с неоднозначным ответом (учёт разных мнений), игровые задания и работа в парах и группах.
Основные этапы занятий :
«Отгадай загадки» (задание №1)
Основная задача этого этапа - подготовить ребёнка к активной деятельности. Загадки рассчитаны на кругозор, сообразительность, быстроту реакции, развивают ассоциативность мышления. Как правило, одна из загадок ( обычно четвёртая) предполагает неоднозначный ответ.
«Нестандартные задачи» (задания 2,3,4).
Задачи , развивающие логику, направленные на развитие умений анализировать, сравнивать, ориентироваться в пространстве.
Логопедические упражнения (задание №5).
Упражнения для развития лицевой мускулатуры и произнесение скороговорок и чистоговорок на определённый звук.
Предлагаются упражнения, позволяющие развивать двигательную способность ребёнка, воображение, умение вставать на позицию другого, т.е «войти в образ».
«Поиграем с пальчиками». Гимнастика для глаз, для рук .
Упражнения для ладоней и пальцев, развивающие мелкую моторику рук и воображение. Со 2 класса вводятся упражнения направленные на развитие рук и укрепление зрения. (см. Приложение 1и 2.)
Упражнения на словообразование и пополнение словарного запаса(задания №7,8)- для учащихся 2-4 классов.
Задачи на применение знаний в новой ситуации, развитие умения видеть закономерности, причинно-следственные и ассоциативные связи.
Исследовательские задания и игры ( задание №9).
Упражнения на развитие способности к мобилизации сил, внимания, памяти, коммуникативных способностей . Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера.
Упражнения на развитие воображения, творческих способностей, самовыражение.
Самооценка.
По завершении каждого занятия (дня) ребёнку предлагается самостоятельно оценить свою работу, развивая тем самым личностные УУД.
Отвечают на вопросы, рассуждают, делают выводы,
обосновывают написание слов, контролируют правильность записи Читают, слушают, делают выводы, работают письменно по алгоритму.
Списывают текст. Рассматривают иллюстрацию, составляют предложения, записывают Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, проверяют себя, делают выводы,
сравнивают, характеризуют звуки. Соотносят звук с цветом. Произносят звуки для различения их по качественным характеристикам.
IV. Тематическое планирование
1 класс
Тема занятия
Кол-во часов
Содержание занятия и развиваемые способности
Характеристика деятельности учащихся
День 1.
1
Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления. Вводный урок.
Выявление уровня развития, восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления
День 2.
1
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления
День 3.
1
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления
День 4.
1
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления
День 5.
1
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления
День 6.
1
Изготовление работ в технике рваной аппликации.
Изготовление объёмных поделок из бумаги. Творческая работа по изготовлению новогодних украшений.
День 7
Творческая работа в технике рваной аппликации.
Изготовление объёмных поделок из бумаги. Творческая работа по изготовлению новогодних украшений.
День 8
1
Совершенствование воображения.
День 9
1
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
День 10
1
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления
День11
1
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления
День12
1
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления
День13
1
Изготовление объёмных поделок из бумаги.
День14
1
Творческая работа по изготовлению новогодних украшений из бумаги.
Творческая групповая работа по изготовлению декоративных композиций из бумажных салфеток
День15
1
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
День16
1
Совершенствование воображения.
День17
1
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления
День18
1
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
День19
1
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления
День20
1
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления
День21
1
Изготовление цветов и декоративных элементов из бумажных салфеток.
Творческая групповая работа по изготовлению декоративных композиций из бумажных салфеток
День22
1
Творческая групповая работа по изготовлению декоративных композиций из бумаги.
Творческая групповая работа по изготовлению декоративных композиций из бумажных салфеток
День23
1
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
День24
1
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.
День 25
1
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
День26
1
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.
День27
1
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
День28
1
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Совершенствование воображения.
День29
1
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления
День30
1
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Учимся высказывать гипотезы Высказывают гипотезы, играют, делают упражнения для глаз, размышляют, сравнивают, рефлексируют.
День 20
Знакомство с комбинаторными задачами. Умение определять понятия
играют, делают упражнения для глаз, размышляют, сравнивают, рефлексируют.
День 21
Практическая работа. Изготовление коробочек для подарков без клея.
Учатся делать развёртки, делают коробочки, сравнивают, анализируют.
День 22
Творческая работа по изготовлению корзинки для подарков.
Учатся делать развёртки, делают коробочки, сравнивают, анализируют.
День 23
Развитие коммуникативных навыков в парной игре на поле для игры в бриджит.
Работают в паре.
День 24
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Умение определять понятия.
Учимся определять понятия
День 25
Развитие коммуникативных навыков в командной игре.
Учатся распределять роли в коллективной игре,
День 26
Развитие умения классифицировать. Развитие мышления.
Классифицируют понятия, играют, делают упражнения для глаз, размышляют, сравнивают, рефлексируют.
День 27
Развитие аналитических способностей. Тренировка умения высказывать гипотезы.
Высказывают гипотезы, играют, делают упражнения для глаз, размышляют, сравнивают, рефлексируют.
День 28
Тренировка умения работать с информацией. Развитие коммуникативных навыков в парной игре «окружение».
Учимся работать с информацией. играют, делают упражнения для глаз, размышляют, сравнивают, рефлексируют.
День 29
Развитие коммуникативных навыков в командной игре.
Конструируют, играют, делают упражнения для глаз, размышляют, сравнивают, рефлексируют.
День 30
Развитие аналитических способностей. Тренировка умения высказывать гипотезы.
Высказывают гипотезы, играют, делают упражнения для глаз, размышляют, сравнивают, рефлексируют.
День 31
Тренировка умения видеть проблему и удерживать различные точки зрения
Тренировка умения видеть проблему, Высказывают гипотезы, играют, делают упражнения для глаз, размышляют, сравнивают, рефлексируют.
День 32
Тренировка умения работать с информацией.
Высказывают гипотезы, играют, делают упражнения для глаз, размышляют, сравнивают, рефлексируют.
День 33
Тренировка умения удерживать различные точки зрения, развитие воображения
Высказывают гипотезы, играют, делают упражнения для глаз, размышляют, сравнивают, рефлексируют.
День 34
Подведение итогов. Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления на конец года.
Выполняют тестовые задания, рефлексируют.
3 класс
Тема занятия
Содержание занятия и развиваемые способности
Кол-во часов
Деятельность учащихся
День 1
Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления. Вводный урок.
1
День 2
Знакомство с правилами составления ребусов. Развитие умения выдвигать гипотезы.
1
Гимнастика для рук
День 3
Знакомство с метаграммами. Развитие читательской грамотности.
1
День 4
Знакомство с шарадами. Развитие аналитических способностей. Тренировка умения рассматривать ситуацию с разных точек зрения.
1
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать
День 5
Совершенствование мыслительных операций. Схемы и комбинаторика. Совершенствование воображения.
1
День
6-7
Проект: Изготовление поделок из природных материалов и организация выставки.
2
День 8
Развитие мышления. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.
1
День 9
Развитие логических способностей. Развитие умения видеть проблему и задавать вопросы.
1
День 10
Развитие концентрации внимания. Развитие коммуникативных навыков в парной игре «Зачеркни клетки».
1
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать
День 11
Развитие творческих способностей. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.
1
День 12
Развитие концентрации внимания. Развитие умения определять понятия.
1
День 13-14
Изготовление ёлочек из бумаги. Проект: Выставка новогодних ёлочек.
2
День 15
Развитие творческих литературных способностей. Совершенствование воображения.
1
День16
Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения устанавливать причинноследственные связи.
1
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать
День 17
Развитие мышления. Развитие коммуникативных навыков в парной игре «Зачеркни треугольник».
1
День 18
Тренировка зрительной памяти. Тренировка умения видеть проблему и рассматривать ситуацию с разных точек зрения.
1
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы
День 19
Развитие мышления. Тренировка умения устанавливать причинноследственные связи.
1
День 20
Умение определять понятия. Тренировка умения видеть проблему и рассматривать ситуацию с разных точек зрения.
1
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы
День 21-22
Проект: Фамильное древо. Ваш герб и флаг.
2
День 23
Знакомство с комбинаторными задачами. Тренировка умения высказывать гипотезы.
1
День 24
Развитие умения видеть проблему и задавать вопросы.
1
День 25
Развитие коммуникативных навыков в командной игре. Танграм. Работа по конструированию.
1
День 26
Развитие читательской грамотности и умения работать с информацией. Развитие мышления.
1
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать
День 27
Развитие аналитических способностей. Тренировка умения устанавливать причинноследственные связи.
1
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать
День 28
Знакомство с омографами. Развитие умения определять понятия. Тренировка геометрического мышления.
1
День 29
Развитие коммуникативных навыков в командной игре «Артист».
1
День 30
Развитие аналитических и конструктивных способностей. Совершенствование воображения.
1
День 31
Тренировка геометрического мышления. Развитие умения рассматривать ситуацию с разных точек зрения.
1
День 32
Тренировка умения анализировать. Развитие умения видеть проблему и задавать вопросы.
1
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы
День 33
Тренировка внимания, развитие воображения, умения обобщать.
1
День 34
Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления (на конец года).
1
4 класс
Тема занятия
Содержание занятия и развиваемые способности
Кол-во часов
Деятельность учащихся
1
Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления. Понятие симметрии. Вводный урок.
1
2
Знакомство с понятием цикл. Симметричные фигуры. Развитие умения выдвигать гипотезы.
1
3
Работа с информацией. Развитие умения сравнивать и геометрического мышления.
1
4
Загадки омонимы. Развитие аналитических способностей. Совершенствование воображения и творческого мышления.
1
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать
5
Совершенствование мыслительных операций. Задачи на построение конструкции. Тренировка внимательности.
1
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать
6 -7
Проект: Изготовление поделок из осенних листьев и плодов. Развитие творческих способностей
2
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
8
Знакомство с типом задач «о рюкзаке с целыми мерками». Развитие умения обобщать. Тренировка умения видеть проблему и удерживать различные точки зрения.
1
9
Развитие логических способностей. Построение графа возможностей в комбинаторной задаче. Симметрия в задачах. Развитие коммуникативных навыков в парной игре «Зачеркни клетку».
1
10
Знакомство с системой записи чисел Древней Руси. Развитие концентрации внимания. Развитие умения устанавливать причинноследственные связи.
1
11
Развитие логических способностей. Развитие творческого воображения.
1
12
Задачи на взвешивание. Цикл. Симметрия в словах. Развитие умения встать на другую точку зрения.
1
13 - 14
Проект творческая работа: изготовление объёмных снежинок из бумаги и организация украшения помещения.
2
15
Понятие пересечения фигур. Знакомство с римской системой нумерации. Совершенствование умения строить гипотезы. Развитие коммуникативных навыков в парной игре «Бусы».
1
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы
16
Совершенствование мыслительных операций. Задача «о рюкзаке с целыми мерками». Развитие умения находить неоднозначные решения проблемы.
1
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы
17
Графы в логических задачах. Развитие умения выдвигать гипотезы.
1
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы
18
Тренировка умения обобщать. Развитие коммуникативных навыков и умения строить стратегию в парной игре.
1
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать
19
Развитие умения строить стратегию в задачах на взвешивание. Развитие творческого воображения.
1
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
20
Развитие умения строить логическую цепочку. Тренировка внимания.
1
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
21- 22
Проект: Моя малая Родина.
2
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
23
Тренировка умения работать с двумерными таблицами. Развитие коммуникативных навыков в парной игре.
1
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать
24
Развитие умения строить алгоритм в задачах на взвешивание. Тренировка внимательности.
1
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
25
Развитие коммуникативных навыков в командной игре. Танграм — работа по конструированию.
1
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы
26
Развитие умения строить алгоритм в задачах на взвешивание. Развитие умения находить неоднозначные решения проблемы и творческого мышления.
1
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы
27
Развитие аналитических способностей в задаче «о рюкзаке с целыми мерками». Тренировка геометрического воображения.
1
объяснять, доказывать и защищать свои идеи
28
Развитие умения строить логические цепочки, классификации.
1
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
29
Развитие аналитических и конструктивных способностей с помощью задач на разумный перебор. Совершенствование внимательности.
1
объяснять, доказывать и защищать свои идеи
30
Развитие коммуникативных навыков и творческого воображения в командной игре «Артист».
1
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать
31
Тренировка умения анализировать. Циклы при умножении. Развитие умения выдвигать гипотезы.
1
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы
32
Развитие умения строить алгоритм в задачах на взвешивание. Тренировка умения обобщать и задавать вопросы.
1
делать умозаключения и выводы
33
Тренировка внимания, развитие умения строить алгоритмы в конструктивных задачах.
1
делать умозаключения и выводы
34
Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления на конец года. Подводим итоги.
1
V. Методические рекомендации
Комплекс упражнений на развитие и укрепление зрения
Упражнение1. «День-ночь». Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд. Повторите данное упражнение 6-8 раз.
Упражнение 2. «Бабочка». Быстро моргайте обоими глазами в течении 10-15 секунд. Повторите данное упражнение 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.
Упражнение3.«Лезем по канату». Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя оложение головы. Повторите данное упражнение 8-12 раз.
Упражнение4.«Поезд». Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно. Повторите данное упражнение 8-10 раз.
Упражнение5. «Горка». Медленно переводите взгляд вправо вверх, затем влево- вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали – влево вверх, вправо вниз и обратно. Повторите данное упражнение 8-10 раз.
Упражнение6.«Апельсин». Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении. Повторите данное упражнение 4-6 раз.
Упражнение 7.«Ближе – дальше». Обоими глазами смотрите в течении 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом. Затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор. Пока палец не начнёт двоится. Повторите данное упражнение 6-8 раз.
Гимнастика для рук (упражнения для ладоней и пальцев, развивающие мелкую моторику рук и воображение)
Упражнение 1. Сожми пальцы в кулак и делай круговые движения кистью влево, затем вправо.
Упражнение 2. С силой сжимай и разжимай пальцы, пока они не устанут.
Упражнение 3. Выпрями пальцы. Большой палец отведи в сторону и выполни им круговые движения сначала влево, потом вправо.
Упражнение 4. Выпрями пальцы. Одновременно сжимай и разжимай первые две фаланги.
Упражнение 5. Разведи прямые пальцы. Начиная с мизинца, последовательно(веерообразным движением) сожми все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, верни их в исходное разведенное положение.
Упражнение 6. Сожми пальцы в кулак. Разгибай и сгибай отдельно каждый палец.
VI. Методическое обеспечение
примерная рабочая программа курса;
поурочные разработки для учителя: «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. Курс внеурочной деятельности. 1-4 классы. Пособие для учителей и родителей / Е.Г. Коннова – Ростов н/Д : Легион, 2013».
Перельман Я. И. Весёлые задачки и головоломки. — М.: АСТ, 2010.
Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. — Самара: Дом Фёдорова, 2011.
Степанов В. А. Кошкины друзья. Учебник для малышей. — М.: Фламинго, 2007.
Тридцать три пирога / Сост. М. Булатов. — М.: Дет. лит., 1988.
Тюлле Эрве. Каляки-маляки. – М., 2012.
Федин С. В стране головоломок. Магические квадраты, игры со словами, числовые ребусы, кроссворды, лабиринты. – М.: Ридерз Дайджест, 2008.
Электронные ресурcы
Биран В. П. «Великое счастье — хорошо видеть». — Режим доступа: http://www.stimed.net/node/40
Гербы стран мира. — Режим доступа:http://33tura.ru/gerb
Гимнастика для глаз по методике Э. С. Аветисова. — Режим доступа: http://www.yventamed.ru/avetisov.html
Государственные символы России. — Режим доступа: http://www.statesymbol.ru/russymbols/symbols/20050407/39593461.html
Детские уроки. — Режим доступа: http://www.babylessons.ru/igra¬golovolom¬katangram/
Домашний hand - made. Идеи со всего мира. Упаковки с выкройками. — Режим доступа: http://hmhome.ru/2011/02/13/upakovki-s vykrojkami/
Ковалёва Е.Г., Логинова О.Б., Серков М.В. результаты внедрения инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с ФГОС. Метапредметные результаты. Москва: РАО, 2013.— Режим доступа: http//www.centeroko.ru/fgos/fgos_pub.htm
Флаги стран мира. — Режим доступа:http://33tura.ru/flagi
Деятельность учащихся
друг с другом, с учителем;
- тренировать память, внимание, запоминать имена, движения, позы;
- устанавливать связи:
-между неживой природой и живыми организмами;
- закрепление представлений о культуре:
о правилах поведения в природе;
- чтение слов персонажей;
- заучивание наизусть слов персонажей сказки;
- учатся передавать настроение с помощью
жестов, мимики, голоса;
- знакомство с музыкальными произведениями,
отрывки которых будут звучать в спектакле;
- обсуждать результаты позитивно, учиться договариваться в группе;
-слушание чтения учителя;
- совместно с учителем выбирают сюжет для инсценировки;
-лепка героев сказок из пластилина;
- выполнение групповых упражнений;
- рассматривание и чтение книг;
- рисование обложки для любимой книжки;
-коллективная работа с фотографиями
-заучивание наизусть;
--запомнить памятные даты и истории о знаменитых людей родного края;
- изучить карту Чувашской Республики;
- фотовыставка «Родной поселок»
- коллективное сочинение простых загадок;
- лепка героев к произведениям фольклора;
- обсуждать результаты позитивно, учиться договариваться в группе
-исследовательская работа;
- групповая работа;
- обсуждение результатов
Ожидаемые результаты обучения по программе:
учащиеся должны:
1 год
научиться последовательно, описывать события и выполнять последовательность действий;
обучиться решению логических задач;
научиться решать задачи с геометрическим содержанием;
научиться решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;
научиться обобщать математический материал;
научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним, единство с коллективом;
2 год
научиться оперировать числовой и знаковой символикой;