Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 38 г. Шахты Ростовской области»
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №38
_____________ Стурова И.П.
Приказ от______ №_______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество
Уровень общего образования (класс):
начальное общее образование
1 «А», 1 «В» классы
Количество часов: 33 часа
Учитель Ерюкова Елена Владимировна
Программа разработана на основе программы:
РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. Курс внеурочной деятельности / Е.Г. Коннова. – Ростов н/Д: Легион, 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество для 1 класса составлена на основе Программы РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. Курс внеурочной деятельности / Е.Г. Коннова (Ростов н/Д: Легион, 2013) и в соответствие со следующими нормативными документами:
- Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
Требования ФГОС НОО (для 1-4 классов), Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373;
Письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 №24/4.11-4851/м «О примерном порядке и примерной структуре рабочих программ»;
Образовательная программа МБОУ СОШ №38 на 2014-2015 учебный год.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создает условия для социальной адаптации при начале обучения в школе, творческой самореализации личности ребёнка.
Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально.
В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности – творческий, познавательный, игровой – обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Цели курса
создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время;
создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности.
Задачи курса
Формирование у обучающихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде.
Формирование положительной «Я - концепции».
Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
Развитие навыков рефлексивных действий.
Знакомство обучающихся с некоторыми видами декоративно-прикладного творчества.
Развитие творческих способностей личности ребёнка, фантазии и воображения.
Общая характеристика учебного курса
Методологической основой курса является системно- деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально - творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основное внимание при изучении курса уделяется духовно- нравственному воспитанию младшего школьника.
На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма - через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия - привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;
- творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с вышеназванными, курс «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие метапредметных умений.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков.
Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся.
Ожидаемые результаты:
улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе;
развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка;
укрепление здоровья школьников.
Планируемые личностные результаты
Самоопределение:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
принятие образа «хорошего ученика»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
уважительное отношение к иному мнению;
навыки сотрудничества в разных ситуаций;
эстетические потребности, ценности и чувства.
Формы подведения итогов реализации программы
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система, ориентированная на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями этой системы являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, самооценивание, наблюдение.
Место курса в учебном плане
Направленность программы по содержанию является научно-познавательной и художественно-эстетической, общеинтеллектуальной. Основные виды деятельности – игровая и познавательная. Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю.
Содержание учебного предмета
В первом классе в силу возрастных особенностей ребёнку трудно долго удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия данного курса построены по принципу «спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.
Основные виды заданий:
динамические – развитие мелкой моторики рук, физические упражнения (зарядка) с элементами актерского мастерства и развитие речевого аппарата;
познавательно-логические;
коммуникативные.
Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон, повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности ребёнка.
Развитие мелкой моторики пальцев рук непосредственно связано с успешным освоением навыков письма у каждого ребёнка.
Кроме того, современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движения пальцев и движения органов речи, расположены в непосредственной близости друг от друга. Поэтому нервные импульсы, возникающие при движениях пальцев, стимулируют активность речевых органов.
В курсе систематически предлагаются задания как на развитие непосредственно речевых органов – язык, губы и т.п., так и на развитие мелкой моторики рук. Это упражнение «Разминка для лица», «Ловкие ладошки», задания, предлагающие раскрасить, заштриховать, пройти лабиринт и другие.
Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях.
Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.
Формы занятий могут быть разнообразными – групповая, индивидуальная (при занятиях с родителями в домашних условиях), интегрированная.
Виды занятий: словесные (устное изложение учителем, анализ условия задачи), наглядные (наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование), игровые.
Тематическое планирование
В связи с тем, что 01.05.2015 г. (пятница) праздничный день, по курсу РОСТ в 1 классе на 2014-2015 учебный год запланировано 32 часа вместо 33 часов.
1 класс (32 часа)
№ занятия | Количество часов | Содержание занятия и развиваемые способности |
1 | 1 | Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления. Вводный урок |
2 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления |
3 | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций |
4 | 1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления |
5 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления |
6 | 1 | Изготовление работ в технике рваной аппликации |
7 | 1 | Творческая работа в технике рваной аппликации |
8 | 1 | Совершенствование воображения |
9 | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций |
10 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления |
11 | 1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления |
12 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления |
13 | 1 | Изготовление объёмных поделок из бумаги |
14 | 1 | Творческая работа по изготовлению новогодних украшений из бумаги |
15 | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций |
16 | 1 | Совершенствование воображения |
17 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления |
18 | 1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления |
19 | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций |
20 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления |
21 | 1 | Изготовление цветов и декоративных элементов из бумажных салфеток |
22 | 1 | Творческая групповая работа по изготовлению декоративных композиций из бумаги |
23 | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций |
24 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления |
25 | 1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления |
26 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления |
27 | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций |
28 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Совершенствование воображения |
29 | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций |
30 | 1 | Конструирование. Изготовление простейших многогранников |
31 | 1 | Творческая групповая работа по конструированию. Создание макета из простейших фигур |
32 | 1 | Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления на конец года |
Итого: 32 часа |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
материалы для оформления и детского творчества;
наличие канцелярских принадлежностей – цветные карандаши, ручки, белая и цветная бумага, клей, ножницы и т.д.
Результаты изучения курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу; учитывать выделенные в пособиях этапы работы; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте; обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
- подводить под понятие; устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использовать методы и приемы художественно- творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: - понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
- контролировать действия партнера; владеть монологической и диалогической формами речи
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:
- развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития; сформировать систему универсальных учебных действий; сформировать навыки работы с информацией.
Список литературы
Гвоздева Е., Плотникова Н. Волшебные лабиринты. – М.: Речь, 2011.
Гурьев А. Большая книга игр и головоломок для умного ребёнка. – М.: Ридерз Дайджест, 2006.
Надеждина В. Танграм. 1000 + 1 фигура. – Минск: Харвест, 2007.
Перельман Я. И. Веселые задачки и головоломки. – М.: АСТ, 2010.
Тюлле Эрве. Каляки-маляки. – М., 2012.
Федин С. В стране головоломок. Магические квадраты, игры со словами, числовые ребусы, кроссворды, лабиринты. – М.: Ридерз Дайджест, 2008.
Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.