Программа «Патриот» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности. Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом родного края, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма. Составлена на основе программы «Родник», автором которой является Базулина А. В.
Актуальность программы: Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д.
Нормативно- правовые акты организации внеурочной деятельности
1. Закон Российской Федерации "Об образовании" (в действующей редакции);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены Приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. N 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
3. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены Приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. N 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
4. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993)
5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594);
6. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены Приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. N 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
Дополнительно можно разрабатывать и соответствующие региональные нормативные правовые акты, регламентирующие создание материально-технической базы внеурочной деятельности.
Цель программы: формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.
Задачи программы:
Формировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
Развивать умение применять освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт в жизненных ситуациях;
Формировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям.
Принципы программы
Принцип научности, в основе которого содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
Принцип доступности, который определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Принцип системности, определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
Принцип гуманной направленности, направлен на соблюдение и соответствие интересам и потребностям детей.
Принцип успешности и социальной значимости, заключается в усилии организаторов внеурочной деятельности, которые направляют на формирование у детей потребности в достижении успеха.
Возраст детей: 8-9 лет (2 класс).
Срок реализации программы: 1 год.
Программа рассчитана на 34 ч. в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 1 час в группе от 5 до 30 человек.
Преобладающие формы занятий: просмотр фильмов, экскурсии, акции, беседы.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Возрастет интерес к истории, краеведению.
Возрастет чувство патриотизма, любви к своей малой родине;
Сформируется чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее своего населенного пункта, района, страны.
К концу обучения учащиеся научатся:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Вести безопасный, здоровый образ жизни.
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы следующие умения:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Вести безопасный, здоровый образ жизни.
Познавательные УУД:
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
Способы проверки: педагогическое наблюдение, мониторинг, анализ результатов;
Формы подведения итогов реализации программы: Защита проектов по теме «Моя Родина –мой дом».
Учебно-тематический план
№
Раздел. Тема
Общее кол-во часов
Теоретич. занятия
Практич. занятия
1
Раздел: «Я-гражданин»
8
2,5
5,5
1.1
«Россия – Родина моя.»
1
0,5
0,5
1.2
«Символы государства – герб и флаг. Гимн России.»
1
0,5
0,5
1.3
«Россия – многонациональная страна.»
1
-
1
1.4
«История моего города»
2
0,5
1,5
1.5
Экскурсия по городу «Мой Ейск»
1
0,5
0,5
1.6
«Моя родословная.»
1
0,5
0,5
1.7
«Обычаи, традиции и праздники русского народа»
1
-
1
2
Раздел: «Живые страницы прошлого»
8
3
5
2.1
«Наши древние предки – славяне»
2
0,5
0,5
2.2
«Богатырская наша сила. Былинные богатыри»
1
0,5
0,5
2.3
«Дети на защите Отечества. Пионеры – герои»
2
0,5
1,5
2.4
«День героев Отечества»
1
1
1
2.5
«Подвигу народа жить в веках. Начало ВОВ»
2
0,5
1,5
3
Раздел: «Прошлое рядом»
10
3
7
3.1
«День Победы.»
2
1
1
3.2
«Путешествие по городам - героям»
2
1,5
0,5
3.3
«12 апреля - День космонавтики»
1
0,5
0,5
3.4
«Женщины - космонавты»
1
-
1
3.5
«Вы в битве Родину спасли»
1
-
1
3.6
Проект «Военная летопись нашей семьи»
2
1
1
3.7
«Колесо истории»
1
-
1
4
Раздел: «Я и планета»
8
2
6
4.1
«Знай и люби свой край»
1
-
1
4.2
«Экология нашего города»
1
0,5
0,5
4.3
«Что посеешь, то и пожнешь»
1
0,5
0,5
4.4
«Открытка ветерану. Акция.»
1
-
1
4.5
«Здесь живет моя семья»
2
0,5
1,5
4.6
«День птиц. Выставка рисунков»
1
0,5
0,5
4.7
Защита проекта «Моя Родина- мой дом»»
1
-
1
Итог:
34 ч.
Содержание программы
Раздел 1 : «Я-гражданин»
Тема 1.1 «Россия – Родина моя.»
Тема 1.2 «Символы государства – герб и флаг. Гимн России.»
Тема 1.3 «Россия – многонациональная страна.»
Тема 1.4 «История моего города»
Тема 1.5 Экскурсия по городу «Мой Ейск»
Тема 1.6 «Моя родословная.»
Тема 1.7 «Обычаи, традиции и праздники русского народа»
Тема 2.3 «Дети на защите Отечества. Пионеры – герои»
Тема 2.4 «День героев Отечества»
Тема 2.5 «Подвигу народа жить в веках. Начало ВОВ»
Раздел 3: «Прошлое рядом»
Тема 3.1 «День Победы.»
Тема 3.2 «Путешествие по городам - героям»
Тема 3.3 «12 апреля - День космонавтики»
Тема 3.4 «Женщины - космонавты»
Тема 3.5 «Вы в битве Родину спасли»
Тема 3.6 Проект «Военная летопись нашей семьи»
Тема 3.7 «Колесо истории»
Раздел 4: «Я и планета»
Тема 4.1 «Знай и люби свой край»
Тема 4.2 «Экология нашего города»
Тема 4.3 «Что посеешь, то и пожнешь»
Тема 4.4 «Открытка ветерану. Акция.»
Тема 4.5 «Здесь живет моя семья»
Тема 4.6 «День птиц. Выставка рисунков»
Тема 4.7 Защита проекта «Моя Родина- мой дом»
Методическое обеспечение
Кабинет для проведения аудиторных занятий;
Компьютер;
Мультимедийный проектор;
Интерактивная доска;
Книги;
Видеоролики;
Презентации;
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Третьего поколения, Москва, «Просвещение», 2022
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2020. – 268 с.
Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2020,- с.57.
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2021.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2019.
Формирование гражданственности младших школьников. Занятия с учащимися./.-М.: Волгоград.20с. 2019
Данилов Д.Д., Гребенюк Л.И. Учебник «Мое отечество» (3 класс) – новый подход к преподаванию истории и обществознания в начальной школе. Начальная школа: плюс – минус. – 1999.- №1
Пантелеева Т.А., Останина Е.А. Родной свой край люби и знай: Метод. пособие. – Казань, 2020.