kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дополнительного образования по внеурочной деятельности социального направления «Моя малая Родина»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной целью программы является уяснение неразрывной связи единства истории своего края, семьи, школы с жизнью нашей страны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования по внеурочной деятельности социального направления «Моя малая Родина»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДение

средняя общеобразовательная школа № 7 Г. Минеральные Воды







УТВЕРЖДЕНО

на заседании методического совета

МБОУ СОШ № 7 г. Минеральные Воды

Протокол № __ от « __»________200 _г.

Директор:______ / Пронина И. Н./







Программа дополнительного образования по внеурочной деятельности

социального направления



«Моя малая Родина»



Срок реализации: 1 год

Рассчитана: на детей 10-11 лет



Составители: Лемента Е. В., Айрапетян Р. Ю., Погребнякова И. А., Остапенко Н. В., Кузьменко С. Н., Решетникова Е. И.







г. Минеральные Воды, 2011 г.



Пояснительная записка

Понятие национального образования разрабатывается в мировой педагогике около двух веков. В образовании и воспитании подрастающего поколения неизбежно присутствует национальный колорит. Он обращает ум и сердце ученика к национальному достоянию своего народа и способствует патриотическому воспитанию.

Важность данной проблемы отражена в Законе «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

Творческий патриотизм необходимо культивировать с детства. Подобно любому другому чувству он обретается самостоятельно и переживается индивидуально.

Краеведение выступает одним из важных элементов национально-регионального компонента содержания образования. В отечественной традиции краеведение всегда рассматривалось как значимое средство воспитания и подготовки школьников к жизни. Объектом краеведения является местная история, которая отличается локальностью исторического пространства и рассматриваемых событий. История Ставропольского края, имеющего богатую историю, представляет для этого великолепные возможности. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребенка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Поэтому первоначальное знакомство с историей как предметом целесообразно начинать с истории родного города. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшими школьниками важности этого мира, своего места в нем, позволяет по-новому осмыслить привычное. Изучение истории края предполагает также знакомство с природно-географическими, социально-экономическими и демографическими особенностями места проживания, его историко-культурными памятниками, духовными и нравственными ценностями жителей.

Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Ставропольской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю.

Основной целью программы является уяснение неразрывной связи, единства истории своего края, семьи, школы с жизнью нашей страны; воспитание детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли; формирование гражданских позиций у учащихся.

Задачи программы:

  • формирование представлений об историческом прошлом и настоящем города (района, края), о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители города (района, края) в историко-культурное наследие региона;

  • формирование и сохранение семейных ценностей и традиций

  • осознание учащимися своей связи с окружающим их «малым» миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирование личностно значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях края и региона;

  • воспитание гражданственности и патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала, воображения и эмоций в процессе исторической реконструкции местных сюжетов;

  • формирование ключевых компетенций

  • выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

  • формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.

  • пополнение фондов школьной библиотеки работами учащихся по краеведению.

Программа рассчитана на детей 10-11 лет (4 класс).

Основные направления:

Программа “Моя малая родина” включает следующие основные направления деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.

Формы проведения занятий:

  • Экскурсия

  • Конференции

  • Работа с документами

  • Исследовательская деятельность

Принцип программы:

От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.

Режим занятий:

Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу. Длительность изучения 68 часов в год.

Механизм реализации программы:

  • организация экскурсий в краеведческий музей, в дом музей Бибика;

  • пешие экскурсии по городу;

  • посещение концертов фольклорных коллективов;

  • сбор материалов;

  • оформление материалов экскурсий;

  • создание и оформление этнографического уголка в школе;

  • участие в краеведческих конкурсах.


Прогнозируемые результаты:

Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературного чтения, окружающего мира. Развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

Формы реализации программы “По малой Родине моей”:

  • Проведение выставок быта народов проживающих в нашем районе

  • Участие в районных краеведческих конкурсах

  • Написание и защита реферата, оформление альбомов

  • Выступление на школьной научно-практической конференции





Тематическое планирование занятий


п/п

Наименование разделов и тем

Учебных часов

Теория

Практика

Всего

1

2

3

4

5

1

Введение. Рельеф и геологическое строение Северного Кавказа.

1

2

3

2

Климат

1


1

3

Особенности гидрографии.

1

2

3

4

Почвенный покров.

1

3

4

5

Растительность. Животный мир.

2

4

6

6

Население Северного Кавказа.

1

2

3

7

Общая характеристика Кавказских Минеральных Вод.

1

1

2

8

Реки и озера КМВ

2

2

4

9

От станции Минеральные Воды до станции Кисловодск

2

4

6

10

Горы КМВ

3

5

8

11

Минеральные источники.

2

2

4

12

Архитектурные памятники КМВ

3

3

6

13

Природные памятники КМВ

3

3

6

14

«Лермонтовские » места в Пятигорске.

4

2

6

15

Летопись нашего края.

1

3

4

16

Подводим итоги работы кружка. Выступления учащихся. Выставка творческих работ кружковцев.



2





68ч.

Содержание программы

Разнообразие рельефа Кавказа - Предкавказье, располагающееся между Кумо-Манычской впадиной и горами, и горное сооружение Большого Кавказа. Речная сеть Северного Кавказа. Многоводные горные реки северного склона Большого Кавказа. Маловодные степные реки, русла которых содержат воду чаще всего в периоды весеннего половодья. Большими реками являются Кубань и Терек, берущие начало в горах.

Регион КМВ. Известные Тамбуканское и Лысогорское озера содержат горько-соленую воду и являются ценными источниками лечебной грязи.

Река Подкумок (приток реки Кумы) проходит через три из четырех городов-курортов. В стороне от нее стоит Железноводск, сток, с территории которого попадает непосредственно в реку Куму. Истоки реки Подкумок находятся у подножия горы Тахтамыш-Тау (2002 м), относящейся к Передовому хребту. Почти на всем протяжении она сохраняет черты горной реки: быстрое течение и бурную реакцию на выпадение атмосферных осадков. Большой популярностью пользуется пятигорское городское озеро, которое находится в широкой долине реки Подкумок в районе железнодорожной станции Ново-Пятигорск.

Отроги основных хребтов Северного Кавказа. Изюминкой региона являются горы-лакколиты.

Минеральные источники Кавказских Минеральных Вод. По разнообразию минеральных вод региону нет равных не только в России, но и во всем мире: здесь и источник Нарзан в Кисловодске с его бурлящим от углекислоты "холодным кипятком", и горячие воды Пятигорска и Железноводска, радоновые (Пятигорск), гидрокарбонатно-хлоридно-натриевые (Ессентуки) и другие воды. На относительно небольшой территории Кавказских Минеральных Вод насчитывается около 130 минеральных источников, часть из которых эксплуатируются с лечебными целями. Следует выделить четыре крупных месторождения углекислых вод — Кисловодское, Ессентукское, Пятигорское и Железноводское. Среди минеральных источников - знаменитые источники Кавказских Минеральных вод: Славяновский, Лермонтовский. Баталинский, кисловодские нарзаны, ессентукские №17 №.4.

К Лермонтовским местам относятся в г. Кисловодске – Лермонтовский водопад, Лермонтовская скала, дом Реброва, Музей «Крепость», Лермонтовская площадка и др. Памятниками истории и культуры в г. Пятигорске являются Пушкинские ванны, Лермонтовская галерея, Ермоловские ванны, Грязелечебница, Академическая галерея, Нижние и Верхние лечебные ванны.

Методическое обеспечение образовательной программы

Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии, конкурсы, виктори­ны, конкурсы знатоков приро­ды, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о природе родного края.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: ис­следовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктив­ные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и за­тем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Одним из видов деятельности учащихся также является поисково- ис­следовательский. Большое внимание уделяется практическим работам, например: приго­товить сообщение, нарисовать иллюстрации, составить альбом по определённой теме и т.д.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

- Карта Ставропольского края, иллюстрации, экспонаты краеведческого музея, школьного музея.

- Мультимедийное оборудование, программное обеспечение: «Моя малая родина».

- Иллюстрированный альманах «Земля Ставропольская» М., 2002.

- Кругов, А.И., Кругова, С.А. «Страницы истории края» в 2-х. частях Методическое пособие - Ставропольское книжное издательство, 2002.

- Очерки истории «Край наш Ставрополье» Ставрополь: Шат - гора 1999.

Формы подведения итогов: конкурс знатоков «Знай и люби свою малую родину», конкурс рисунков, проект «Моя малая Родина».

Используемая литература

Закон Российской Федерации. Об образовании. – М. – 2000.

Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. М.- 1996.

Грешневиков А.Н. Любитель природы. Ежегодный экологический сборник. Рыбинское подворье. – 1998.

Захарова О.В. Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе. // Начальная школа: плюс-минус. № 4., М. – 2002.

Колобовский Е.Ю. Экология Ярославской области. Ярославль. – 1996.

Кулакова З.Н. Без знаний отечественной истории нет гражданственности. // Начальная школа: плюс-минус. № 4, М. – 2002.

Латышина Д.И. Живая Русь. М.: Центр гуманитарного образования. – 1995.

Леонтьев А.А. Патриотическое воспитание и национальное образование. // Начальная школа: плюс-минус. № 4, М. – 2002.

Лихачев Д.С. Земля родная. М. – 1983.

Маханева М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России. М.: АРКТИ. – 2005.

Моя родословная: Пособие для начальной школы. Автор составитель Василевская В.С. М.: Вита-Пресс. – 2001.

Петров В.Н., Гришина Л.А. Зимние (весенние) праздники, игры и забавы для детей. М. – 2001.

Пшеницына Н.А. Времена года. Песни, пословицы, приметы, загадки на уроках в начальной школе. М.: ВЛАДОС. – 2004.

Работа со школьниками в краеведческом музее. Сценарии занятий. // Под ред. Н.М. Ланковой. – М.:ВЛАДОС. – 2001.

Русь. Литературно-исторический журнал. № 3, Ростов. -1998.

Сейненский А.Е. Родной край. М.: Интерпракс. – 1994.

Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении.//Лучшие страницы педагогической прессы. М. - 2003.

Чичканова Т.А. Детский музей: уникальная образовательная среда для младших школьников.// Начальная школа: плюс-минус. № 1, М. – 2002.

Литература для детей

Ивановский В. А. Занимательное краеведение. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений Ставропольского края. – Ставрополь: РИО СФ МГОПУ, 2003.

Гриценко В.Б. История земли минераловодской. – 1998.

Круглов А. И., Круглова С. А. Страницы истории края/ тетрадь для учащихся




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Остапенко Наталья Валерьевна

Дата: 08.01.2023

Номер свидетельства: 622468

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Образовательная программа по внеурочной деятельности "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА" "
    ["seo_title"] => string(79) "obrazovatiel-naia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-moia-malaia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "120508"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413729337"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Музейная педагогика. Педагогические возможности школьного музея "Исток" "
    ["seo_title"] => string(84) "muzieinaia-piedaghoghika-piedaghoghichieskiie-vozmozhnosti-shkol-nogho-muzieia-istok"
    ["file_id"] => string(6) "127757"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415370879"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Как подготовить патриота своего Отечества"
    ["seo_title"] => string(42) "kakpodghotovitpatriotasvoieghootiechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "280349"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453365181"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "КАБИНЕТ БИОЛОГИИ КАК СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА "
    ["seo_title"] => string(57) "kabiniet-biologii-kak-srieda-obrazovatiel-nogo-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "127422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415300093"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства