Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования по внеурочной деятельности социального направления «Моя малая Родина»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДение
средняя общеобразовательная школа № 7 Г. Минеральные Воды
УТВЕРЖДЕНО
на заседании методического совета
МБОУ СОШ № 7 г. Минеральные Воды
Протокол № __ от « __»________200 _г.
Директор:______ / Пронина И. Н./
Программа дополнительного образования по внеурочной деятельности
социального направления
«Моя малая Родина»
Срок реализации: 1 год
Рассчитана: на детей 10-11 лет
Составители: Лемента Е. В., Айрапетян Р. Ю., Погребнякова И. А., Остапенко Н. В., Кузьменко С. Н., Решетникова Е. И.
г. Минеральные Воды, 2011 г.
Пояснительная записка
Понятие национального образования разрабатывается в мировой педагогике около двух веков. В образовании и воспитании подрастающего поколения неизбежно присутствует национальный колорит. Он обращает ум и сердце ученика к национальному достоянию своего народа и способствует патриотическому воспитанию.
Важность данной проблемы отражена в Законе «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.
Творческий патриотизм необходимо культивировать с детства. Подобно любому другому чувству он обретается самостоятельно и переживается индивидуально.
Краеведение выступает одним из важных элементов национально-регионального компонента содержания образования. В отечественной традиции краеведение всегда рассматривалось как значимоесредство воспитания и подготовки школьников к жизни. Объектом краеведения является местная история, которая отличается локальностью исторического пространства и рассматриваемых событий. История Ставропольского края, имеющего богатую историю, представляет для этого великолепные возможности. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребенка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Поэтому первоначальное знакомство с историей как предметом целесообразно начинать с истории родного города. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшими школьниками важности этого мира, своего места в нем, позволяет по-новому осмыслить привычное. Изучение истории края предполагает также знакомство с природно-географическими, социально-экономическими и демографическими особенностями места проживания, его историко-культурными памятниками, духовными и нравственными ценностями жителей.
Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Ставропольской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю.
Основной целью программы является уяснение неразрывной связи, единства истории своего края, семьи, школы с жизнью нашей страны; воспитание детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли; формирование гражданских позиций у учащихся.
Задачи программы:
формирование представлений об историческом прошлом и настоящем города (района, края), о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители города (района, края) в историко-культурное наследие региона;
формирование и сохранение семейных ценностей и традиций
осознание учащимися своей связи с окружающим их «малым» миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирование личностно значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях края и региона;
воспитание гражданственности и патриотизма;
развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала, воображения и эмоций в процессе исторической реконструкции местных сюжетов;
формирование ключевых компетенций
выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
пополнение фондов школьной библиотеки работами учащихся по краеведению.
Программа рассчитана на детей 10-11 лет (4 класс).
Основные направления:
Программа “Моя малая родина” включает следующие основные направления деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.
Формы проведения занятий:
Экскурсия
Конференции
Работа с документами
Исследовательская деятельность
Принцип программы:
От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Режим занятий:
Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу. Длительность изучения 68 часов в год.
Механизм реализации программы:
организация экскурсий в краеведческий музей, в дом музей Бибика;
пешие экскурсии по городу;
посещение концертов фольклорных коллективов;
сбор материалов;
оформление материалов экскурсий;
создание и оформление этнографического уголка в школе;
участие в краеведческих конкурсах.
Прогнозируемые результаты:
Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературного чтения, окружающего мира. Развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Формы реализации программы “По малой Родине моей”:
Проведение выставок быта народов проживающих в нашем районе
Участие в районных краеведческих конкурсах
Написание и защита реферата, оформление альбомов
Выступление на школьной научно-практической конференции
Тематическое планирование занятий
№п/п
Наименование разделов и тем
Учебных часов
Теория
Практика
Всего
1
2
3
4
5
1
Введение. Рельеф и геологическое строение Северного Кавказа.
1
2
3
2
Климат
1
1
3
Особенности гидрографии.
1
2
3
4
Почвенный покров.
1
3
4
5
Растительность. Животный мир.
2
4
6
6
Население Северного Кавказа.
1
2
3
7
Общая характеристика Кавказских Минеральных Вод.
1
1
2
8
Реки и озера КМВ
2
2
4
9
От станции Минеральные Воды до станции Кисловодск
2
4
6
10
Горы КМВ
3
5
8
11
Минеральные источники.
2
2
4
12
Архитектурные памятники КМВ
3
3
6
13
Природные памятники КМВ
3
3
6
14
«Лермонтовские » места в Пятигорске.
4
2
6
15
Летопись нашего края.
1
3
4
16
Подводим итоги работы кружка. Выступления учащихся. Выставка творческих работ кружковцев.
2
68ч.
Содержание программы
Разнообразие рельефа Кавказа - Предкавказье, располагающееся между Кумо-Манычской впадиной и горами, и горное сооружение Большого Кавказа. Речная сеть Северного Кавказа. Многоводные горные реки северного склона Большого Кавказа. Маловодные степные реки, русла которых содержат воду чаще всего в периоды весеннего половодья. Большими реками являются Кубань и Терек, берущие начало в горах.
Регион КМВ. Известные Тамбуканское и Лысогорское озера содержат горько-соленую воду и являются ценными источниками лечебной грязи.
Река Подкумок (приток реки Кумы) проходит через три из четырех городов-курортов. В стороне от нее стоит Железноводск, сток, с территории которого попадает непосредственно в реку Куму. Истоки реки Подкумок находятся у подножия горы Тахтамыш-Тау (2002 м), относящейся к Передовому хребту. Почти на всем протяжении она сохраняет черты горной реки: быстрое течение и бурную реакцию на выпадение атмосферных осадков. Большой популярностью пользуется пятигорское городское озеро, которое находится в широкой долине реки Подкумок в районе железнодорожной станции Ново-Пятигорск.
Отроги основных хребтов Северного Кавказа. Изюминкой региона являются горы-лакколиты.
Минеральные источники Кавказских Минеральных Вод. По разнообразию минеральных вод региону нет равных не только в России, но и во всем мире: здесь и источник Нарзан в Кисловодске с его бурлящим от углекислоты "холодным кипятком", и горячие воды Пятигорска и Железноводска, радоновые (Пятигорск), гидрокарбонатно-хлоридно-натриевые (Ессентуки) и другие воды. На относительно небольшой территории Кавказских Минеральных Вод насчитывается около 130 минеральных источников, часть из которых эксплуатируются с лечебными целями. Следует выделить четыре крупных месторождения углекислых вод — Кисловодское, Ессентукское, Пятигорское и Железноводское. Среди минеральных источников - знаменитые источники Кавказских Минеральных вод: Славяновский, Лермонтовский. Баталинский, кисловодские нарзаны, ессентукские №17 №.4.
К Лермонтовским местам относятся в г. Кисловодске – Лермонтовский водопад, Лермонтовская скала, дом Реброва, Музей «Крепость», Лермонтовская площадка и др. Памятниками истории и культуры в г. Пятигорске являются Пушкинские ванны, Лермонтовская галерея, Ермоловские ванны, Грязелечебница, Академическая галерея, Нижние и Верхние лечебные ванны.
Методическое обеспечение образовательной программы
Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии, конкурсы, викторины, конкурсы знатоков природы, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о природе родного края.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Одним из видов деятельности учащихся также является поисково- исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам, например: приготовить сообщение, нарисовать иллюстрации, составить альбом по определённой теме и т.д.
Сейненский А.Е. Родной край. М.: Интерпракс. – 1994.
Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении.//Лучшие страницы педагогической прессы. М. - 2003.
Чичканова Т.А. Детский музей: уникальная образовательная среда для младших школьников.// Начальная школа: плюс-минус. № 1, М. – 2002.
Литература для детей
Ивановский В. А. Занимательное краеведение. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений Ставропольского края. – Ставрополь: РИО СФ МГОПУ, 2003.
Гриценко В.Б. История земли минераловодской. – 1998.
Круглов А. И., Круглова С. А. Страницы истории края/ тетрадь для учащихся