Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "В стране математики - 4"»
«В стране математики - 4»
Пояснительная записка
Направленность программы.
Программа «В стране математики -4» по содержанию является научно-технической, по функциональному предназначению- учебно- познавательной,
По форме организации- групповая, по времени реализации- годичной.
Программа модефицированная разработана с учетом нормативных документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Письма Министерства образования Российской Федерации от 18.06.2003 г.
№28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации
от 11.12.2006 №06-1844 « Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;
- Письма Министерства образования Российской Федерации от 02.04.2002 г.
№ 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»;
-Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
(утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41);
-Уставом школы.
1.Программа составлена на основе программы «Занимательная математика», разработанной Кушнеровой Мариной Владимировной, учителем начальных классов МОУ «СОШ № 28» г. Красноярск. Образовательная программа дополнительного образования предназначена для работы с детьми 9 - 10 лет общеобразовательной школы и рассчитана на 30 часов.
По уровню освоения программа является:
-общеразвивающей
Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения детей, выходящие за рамки школьной программы, расширяет целостное представление о проблеме данной науки. Дети получат профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка. Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения, поиска информации ее обработка и оценка
Программа отражает:
принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность);
формы обучения:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам);
методы обучения:
деятельностный,
поисковый
исследовательский
наглядный
метод моделирования и конструирования
метод создания игровых ситуаций;
методы контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований, презентаций );
средства обучения (столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, компьютер, видеопроектор, экран, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов; тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы).
Эффективным для развития ученика является такое введения нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческого потенциала. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, найти информацию ее обработать и оценить, а новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.
Цель и задачи программы:
Цель: -развивать математический образ мышления Задачи: -расширять кругозор детей я в различных областях элементарной математики; -расширять математические знания в области многозначных чисел; содействовать умелому использованию символики; -учить правильно применять математическую терминологию; -развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах; -уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Отличительные особенности программы в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, речи, внимания; умению создавать исследовательские проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 10-11 лет. Дети десяти- одиннадцати лет способны на среднем уровне выполнять предлагаемые задания.
Сроки реализации образовательной программы 1 год.
Формы занятий
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной. Пре этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Режим занятий
Данная программа разработана на 30 часов.
Занятия учебных групп проводятся:
1 занятие в неделю по 40 минут.
В зависимости от формы образовательного процесса предусмотрена необходимость разбиения на подгруппы, индивидуальное обучение, групповое.
Ожидаемые результаты освоения программы
Воспитанники будут знать:
- существенные признаки предметов;
- последовательность событий;
- определения тем или иным понятиям.
Воспитанники будут уметь:
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- выявлять закономерности и проводить аналогии ;
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур
Воспитанник сможет решать следующие жизненно – практические задачи:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;
- решать арифметическим способом (в 1—2действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов)
Воспитанник способен проявлять следующие отношения:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Способы проверки результатов освоения программы
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение в форме тестов
презентации (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
в конце года готовится большая выставка творческих работ, проводится КВН с участием родителей воспитанников.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.
Учебно-тематический план
№п\п
Наименование тем курса
Количество часов
Всего ча
сов
Практические занятия
Теоретические занятия
Дата
Числа и операции над ними -10 часов
Вводное занятие «Математика – царица наук»
1
разгадка «математических фокусов»
Определение интересов, склонностей учащихся.
Разные виды счёта
1
выполнение заданий презентации «Разные виды счёта»
создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации
Знакомьтесь: дроби!
1
работа с энциклопедиями и справочной литературой
конкурс на лучшую презентацию
Интересные приемы устного счёта.
1
устный счёт
математический диктант
Решение занимательных задач в стихах.
1
работа в группах: решение задач, иллюстрирование ответов
Что такое «задача»
Упражнения с дробными числами.
1
тестирование
работа с алгоритмами
Учимся отгадывать ребусы.
1
составление математических ребусов
конкурс на лучший математический ребус
Числа-великаны. Коллективный счёт.
1
решение теста –кроссворда
проверочный тест
Упражнения с целыми и дробными числпми.
1
работа с алгоритмом
контрольный тест
Решение ребусов и логических задач.
1
самостоятельная работа
мини-олимпиада
Текстовые задачи – 12 часов
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
1
составление схем, диаграмм
Разновидности задач
Загадки- смекалки.
1
составление загадок, требующих математического решения
конкурс на лучшую загадку-смекалку
Игра «Больше- меньше».
1
работа с таблицей разрядов
Обратные задачи.
1
работа в группах «Найди пару»
познавательная игра «Где твоя пара?»
Практикум «Подумай и реши».
1
самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами
Логические задачи
Задачи с изменением вопроса.
1
Инсценирова-ния задач
конкурс на лучшее инсценирова-ние математической задачи
«Газета любознательных».
2
проектная деятельность
конкурс на лучшую математическую газету
Решение нестандартных задач.
1
решение задач на установление причинно-следственных отношений
Работа с карточками
Решение олимпиадных задач.
1
решение заданий повышенной трудности
Оформление задач
Решение задач международной игры «Кенгуру»
1
решение заданий повышенной трудности
Математические горки
1
работа над ошибками олимпиадных заданий
план последовательности решения задачи.
Решение логических задач
1
Тест/ презентация
схематическое изображение задач
Геометрические фигуры и величины – 4 часа
12.03
Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию»
1
запись геометрических понятий, решение геометрических заданий
геометрические понятия
Преобразование фигур на плоскости.
1
конструирование фигур на плоскости из различного материала
Работа над понятиями
Упражнения с чертежами на нелинованной бумаге.
1
практическая работа
выставка «Я – чертёжник!»
Симметрия фигур.
1
выставка альбомов «Узоры геометрии»
создание мини-альбома «Узоры геометрии»
Обобщение изученного – 4 часа
16.04
Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
1
составление суперпримеров
защита работ «Мой суперпример – самый лучший!»
Задачи с многовариантными решениями.
1
Работа в парах по решению задач
Математический КВН
1
работа в группах
викторина
Круглый стол «Подведем итоги»
1
коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе
Творческие работы
Содержание программы
Раздел 1. Числа и операции над ними – 10 часов
Тема 1. Математика – царица наук.- 1 час
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом. (Комбинированное занятие)
Тема 2.Разные виды счёта.- 1час
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов. (Экскурс в прошлое)
Тема 3. Знакомьтесь: дроби!- 1 час
Исторические сведения:
- что такое дроби
- история возникновения дробей
- дроби в математике. (Занятие –поиск)
Тема 4.Интересные приемы устного счёта.- 1час
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений. (Занятие-открытие)
Тема 5. Решение занимательных задач в стихах. – 1час
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение» (Комбинированное занятие)
Тема 6. Упражнения с дробными числами. – 1час
Решение примеров с дробными числами на сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий. (Групповое занятие, вариант конкурса)
Тема 7. Учимся отгадывать ребусы.- 1час
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций. (Занятие комментированного обучения)
Тема 8. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 1час
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов. (Групповое занятие, вариант конкурса)
Тема 9. Упражнения с целыми и дробными числами.- 1 час
Решение примеров с целыми и дробными числами на сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.(Занятие самостоятельного поиска знаний)
Тема 10. Решение ребусов и логических задач.- 1 час
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.(Занятие – поиск)
Раздел 2. Текстовые задачи – 12 часов
Тема 11. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.-
1 час
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными. (Комбинированное занятие)
Тема 12.Загадки- смекалки. – 1 час
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений. (Конкурс знаний, умений и творчества.))
Тема 13. Игра «Больше - меньше». – 1час
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов. (Занятие – викторина
Тема 14. Обратные задачи.- 1 час
Решение обратных задач, используя круговую схему. (Интегративно – понятийное занятие)
Тема 15. Практикум «Подумай и реши».- 1 час
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. (Занятие самостоятельного поиска знаний)
Тема 16. Задачи с изменением вопроса. – 1 час
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач. ( Занятие –творчество )
Тема 17. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 2 часа
Создание проектов.Самостоятельный поиск информации для газеты. (Занятие -коллективное творческое дело)
Тема 18. Решение нестандартных задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. (Занятие самостоятельного поиска знаний)
Тема 19.Решение олимпиадных задач. – 1час
Решение задач повышенной сложности. .(Занятие – поиск)
Тема 20.Решение задач международной игры «Кенгуру». – 1 час
Решение задач международной игры «Кенгуру». (Занятие самостоятельного поиска знаний)
Тема 21.Математические горки. – 1 час
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Закрепление знаний о классах и разрядах. (Интегративно – понятийное занятие)
Тема 22. Решение логических задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. . (Занятие самостоятельного поиска знаний)
Раздел 3. Геометрические фигуры и величины – 4 часов
Тема 23.Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию» -1час. Запись геометрических понятий, решение геометрических заданий. (Занятие – практикум)
Тема 24. Преобразование фигур на плоскости. – 1час.
Конструирование фигур на плоскости из различного материала. Работа над понятиями (Занятие -коллективное творческое дело)
Тема 25. Упражнения с чертежами на нелинованной бумаге. - 1час
Практическая работа выставка «Я – чертёжник!» (Конкурс знаний, умений и творчества.)
Тема 26. Симметрия фигур. – 1 час
Создание мини-альбома «Узоры геометрии» выставка альбомов «Узоры геометрии» (Занятие -коллективное творческое дело)
Раздел 4. Обобщение изученного – 4 часов
Тема 27.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов (Дидактическая игра)
Тема 28. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. (Зачёт)
Тема 29. Математический КВН.- 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам. (Конкурс знаний, умений и творчества.)
Тема 30. Круглый стол «Подведем итоги». – 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам. (Занятие -коллективное творческое дело)
Содержание курса
№ раздела
Тема
Кол-во часов
1.
Числа и операции над ними
Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности).
10
2.
Текстовые задачи
Решение задач разными способами (уравнения, схемы, графическое моделирование, дерево возможностей). Решение старинных задач, задач повышенной трудности.
12
3.
Геометрические фигуры и величины
Старинные меры измерений. Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания. Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий. Конструирование геометрических фигур.
4
4.
Обобщение изученного
Обобщение изученного в курсе. Составление алгоритмов, блок-схем, программ с вопросами. Проведение математических игр, презентаций.
4
Информационное обеспечение программы
Основная литература:
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. - Волгоград: «Учитель», 2008.
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. - М.: Айрис – пресс, 2008
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Дополнительная литература:
Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. - М.: «ВАКО», 2011.
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
Программа курса О.Б. Шамсудиновой «Мир геометрии» (Программа внеурочной деятельности, система Л.В. Занкова)
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Тутубалина Н.В. Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста. – М.: Феникс, 2006
Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. - М.: АСТ, 2008
Методическое обеспечение программы
Результат реализации программы «Занимательная математика» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:
оборудование:
столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов;