kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "В стране математики - 4"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «В стране математики -4» по содержанию является научно-технической, по  функциональному предназначению- учебно- познавательной,

По форме организации- групповая, по времени реализации- годичной.

Программа модефицированная разработана с учетом нормативных документов:

- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "В стране математики - 4"»

«В стране математики - 4»

Пояснительная записка

Направленность программы.

Программа «В стране математики -4» по содержанию является научно-технической, по функциональному предназначению- учебно- познавательной,

По форме организации- групповая, по времени реализации- годичной.

Программа модефицированная разработана с учетом нормативных документов:

- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Письма Министерства образования Российской Федерации от 18.06.2003 г.

28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;

- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации

от 11.12.2006 №06-1844 « Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;

- Письма Министерства образования Российской Федерации от 02.04.2002 г.

13-51-28/13
«О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»;

-Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

(утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41);

-Уставом школы.


1.Программа составлена на основе программы «Занимательная математика», разработанной Кушнеровой Мариной Владимировной, учителем начальных классов МОУ «СОШ № 28» г. Красноярск. Образовательная программа дополнительного образования предназначена для работы с детьми 9 - 10 лет общеобразовательной школы и рассчитана на 30 часов.

По уровню освоения программа является:

-общеразвивающей


          Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения детей, выходящие за рамки школьной программы, расширяет целостное представление о проблеме данной науки. Дети получат профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

         Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка. Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.

   Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения, поиска информации ее обработка и оценка

     Программа отражает:

  • принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность);


  • формы обучения:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам);

методы обучения:

  • деятельностный,

  • поисковый

  • исследовательский

  • наглядный

  • метод моделирования и конструирования

  • метод создания игровых ситуаций;

  • методы контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований, презентаций );

  • средства обучения (столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, компьютер, видеопроектор, экран, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов; тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы).

Эффективным для развития ученика является такое введения нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческого потенциала. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, найти информацию ее обработать и оценить, а новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.

Цель и задачи программы:

Цель:
-
развивать математический образ мышления
Задачи:
-
расширять кругозор детей я в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Отличительные особенности программы  в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, речи, внимания; умению создавать исследовательские проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.

      Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 10-11 лет. Дети десяти- одиннадцати лет способны на среднем уровне выполнять предлагаемые задания.

Сроки реализации образовательной программы 1 год.

Формы занятий


Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной. Пре этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.


Режим занятий


Данная программа разработана на 30 часов.


Занятия учебных групп проводятся:

1 занятие в неделю по 40 минут.

В зависимости от формы образовательного процесса предусмотрена необходимость разбиения на подгруппы, индивидуальное обучение, групповое.

Ожидаемые результаты освоения программы

Воспитанники будут знать:


- существенные признаки предметов;

- последовательность событий;

- определения тем или иным понятиям.


Воспитанники будут уметь:


- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- выявлять закономерности и проводить аналогии ;

- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

- определять тему и главную мысль текста;

- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур


Воспитанник сможет решать следующие жизненно – практические задачи:


- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;

- решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;

- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов)


Воспитанник способен проявлять следующие отношения:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в но­вом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.


Способы проверки результатов освоения программы


Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,

  • занятия на повторение и обобщение в форме тестов

  • презентации (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

  • участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

  • в конце года готовится большая выставка творческих работ, проводится КВН с участием родителей воспитанников.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются в портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.


Учебно-тематический план


п\п

Наименование тем курса

Количество часов


Всего ча

сов

Практические занятия

Теоретические занятия

Дата

Числа и операции над ними -10 часов


Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

разгадка «математических фокусов»

Определение интересов, склонностей учащихся.


Разные виды счёта

1

выполнение заданий презентации «Разные виды счёта»

создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации


Знакомьтесь: дроби!

1

работа с энциклопедиями и справочной литературой

конкурс на лучшую презентацию


Интересные приемы устного счёта.

1

устный счёт

математический диктант


Решение занимательных задач в стихах.

1

работа в группах: решение задач, иллюстрирование ответов

Что такое «задача»


Упражнения с дробными числами.

1

тестирование

работа с алгоритмами


Учимся отгадывать ребусы.

1

составление математических ребусов

конкурс на лучший математический ребус


Числа-великаны. Коллективный счёт.

1

решение теста –кроссворда

проверочный тест


Упражнения с целыми и дробными числпми.

1

работа с алгоритмом

контрольный тест


Решение ребусов и логических задач.


1

самостоятельная работа

мини-олимпиада


Текстовые задачи – 12 часов


Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

составление схем, диаграмм

Разновидности задач


Загадки- смекалки.

1

составление загадок, требующих математического решения

конкурс на лучшую загадку-смекалку


Игра «Больше- меньше».

1

работа с таблицей разрядов



Обратные задачи.


1

работа в группах «Найди пару»

познавательная игра «Где твоя пара?»


Практикум «Подумай и реши».

1

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

Логические задачи


Задачи с изменением вопроса.

1

Инсценирова-ния задач

конкурс на лучшее инсценирова-ние математической задачи


«Газета любознательных».

2

проектная деятельность

конкурс на лучшую математическую газету


Решение нестандартных задач.

1

решение задач на установление причинно-следственных отношений

Работа с карточками


Решение олимпиадных задач.

1

решение заданий повышенной трудности

Оформление задач


Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

решение заданий повышенной трудности



Математические горки

1

работа над ошибками олимпиадных заданий

план последовательности решения задачи.


Решение логических задач

1

Тест/ презентация

схематическое изображение задач


Геометрические фигуры и величины – 4 часа





12.03

Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию»

1

запись геометрических понятий, решение геометрических заданий

геометрические понятия


Преобразование фигур на плоскости.

1

конструирование фигур на плоскости из различного материала

Работа над понятиями


Упражнения с чертежами на нелинованной бумаге.

1

практическая работа

выставка «Я – чертёжник!»


Симметрия фигур.

1

выставка альбомов «Узоры геометрии»

создание мини-альбома «Узоры геометрии»


Обобщение изученного – 4 часа





16.04

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

составление суперпримеров

защита работ «Мой суперпример – самый лучший!»


Задачи с многовариантными решениями.

1

Работа в парах по решению задач



Математический КВН

1

работа в группах

викторина


Круглый стол «Подведем итоги»

1

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

Творческие работы





Содержание программы


Раздел 1. Числа и операции над ними – 10 часов


Тема 1. Математика – царица наук.- 1 час

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом. (Комбинированное занятие)

Тема 2.Разные виды счёта.- 1час

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов. (Экскурс в прошлое)

Тема 3. Знакомьтесь: дроби!- 1 час

Исторические сведения:

- что такое дроби

- история возникновения дробей

- дроби в математике. (Занятие –поиск)

Тема 4.Интересные приемы устного счёта.- 1час

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений. (Занятие-открытие)

Тема 5. Решение занимательных задач в стихах. – 1час

Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение» (Комбинированное занятие)

Тема 6. Упражнения с дробными числами. – 1час

Решение примеров с дробными числами на сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий. (Групповое занятие, вариант конкурса)

Тема 7. Учимся отгадывать ребусы.- 1час

Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций. (Занятие комментированного обучения)

Тема 8. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 1час

Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов. (Групповое занятие, вариант конкурса)

Тема 9. Упражнения с целыми и дробными числами.- 1 час

Решение примеров с целыми и дробными числами на сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий. (Занятие самостоятельного поиска знаний)

Тема 10. Решение ребусов и логических задач.- 1 час

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.( Занятие – поиск)



Раздел 2. Текстовые задачи – 12 часов


Тема 11. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.-

1 час

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными. (Комбинированное занятие)

Тема 12. Загадки- смекалки. – 1 час

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений. (Конкурс знаний, умений и творчества.))

Тема 13. Игра «Больше - меньше». – 1час

Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов. (Занятие – викторина

Тема 14. Обратные задачи.- 1 час

Решение обратных задач, используя круговую схему. (Интегративно – понятийное занятие)

Тема 15. Практикум «Подумай и реши».- 1 час

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. (Занятие самостоятельного поиска знаний)

Тема 16. Задачи с изменением вопроса. – 1 час

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач. ( Занятие –творчество )

Тема 17. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 2 часа

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты. (Занятие -коллективное творческое дело)

Тема 18. Решение нестандартных задач. – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. (Занятие самостоятельного поиска знаний)

Тема 19. Решение олимпиадных задач. – 1час

Решение задач повышенной сложности. .( Занятие – поиск)

Тема 20.Решение задач международной игры «Кенгуру». – 1 час

Решение задач международной игры «Кенгуру». (Занятие самостоятельного поиска знаний)

Тема 21. Математические горки. – 1 час

Формирование числовых и пространственных представлений у детей.

Закрепление знаний о классах и разрядах. (Интегративно – понятийное занятие)

Тема 22. Решение логических задач. – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. . (Занятие самостоятельного поиска знаний)



Раздел 3. Геометрические фигуры и величины – 4 часов


Тема 23. Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию» -1час. Запись геометрических понятий, решение геометрических заданий. (Занятие – практикум)

Тема 24. Преобразование фигур на плоскости. – 1час.

Конструирование фигур на плоскости из различного материала. Работа над понятиями (Занятие -коллективное творческое дело)

Тема 25. Упражнения с чертежами на нелинованной бумаге. - 1час

Практическая работа выставка «Я – чертёжник!» (Конкурс знаний, умений и творчества.)

Тема 26. Симметрия фигур. – 1 час

Создание мини-альбома «Узоры геометрии» выставка альбомов «Узоры геометрии» (Занятие -коллективное творческое дело)



Раздел 4. Обобщение изученного – 4 часов


Тема 27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов (Дидактическая игра)

Тема 28. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. (Зачёт)

Тема 29. Математический КВН.- 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам. (Конкурс знаний, умений и творчества.)

Тема 30. Круглый стол «Подведем итоги». – 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам. (Занятие -коллективное творческое дело)


Содержание курса

раздела

Тема

Кол-во часов

1.

Числа и операции над ними

Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности).

 

10

 

2.

Текстовые задачи

Решение задач разными способами (уравнения, схемы, графическое моделирование, дерево возможностей). Решение старинных задач, задач повышенной трудности.


 

12

3.

Геометрические фигуры и величины

Старинные меры измерений. Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания. Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий. Конструирование геометрических фигур.

 

4

4.

Обобщение изученного

Обобщение изученного в курсе. Составление алгоритмов, блок-схем, программ с вопросами. Проведение математических игр, презентаций.

4


Информационное обеспечение программы


Основная литература:

  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. - Волгоград: «Учитель», 2008.

  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

  3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

  4. Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. - М.: Айрис – пресс, 2008

  5. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

Дополнительная литература:

  1. Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. - М.: «ВАКО», 2011.

  2. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

  3. Программа курса О.Б. Шамсудиновой «Мир геометрии» (Программа внеурочной деятельности, система Л.В. Занкова)

  4. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

  5. Тутубалина Н.В. Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста. – М.: Феникс, 2006

  6. Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. - М.: АСТ, 2008


Методическое обеспечение программы


Результат реализации программы «Занимательная математика» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.


Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:


оборудование:

  • столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов;

инструменты и приспособления:

  • тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы;


технические средства обучения:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности "В стране математики - 4"

Автор: Жукова Александра Владимировна

Дата: 13.05.2017

Номер свидетельства: 415034

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Рабочая программа внеурочной деятельности по математике в пятых классах МБОУ "СОШ п.Волжский" МО "Енотаевский  раойн". "
    ["seo_title"] => string(129) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-matiematikie-v-piatykh-klassakh-mbou-sosh-p-volzhskii-mo-ienotaievskii-raoin"
    ["file_id"] => string(6) "232643"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442872566"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Внеурочная деятельность. Программа кружка "Весёлая математика" "
    ["seo_title"] => string(70) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-proghramma-kruzhka-viesiolaia-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "173198"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423936079"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Роль учителя во внеурочной деятельности "
    ["seo_title"] => string(46) "rol-uchitielia-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "230437"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442145312"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Организация внеурочной деятельности в коррекционной школе VIII вида по математике "
    ["seo_title"] => string(95) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "215471"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432708547"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "занятие по внеурочной деятельности "Умники и умницы", 3 класс"
    ["seo_title"] => string(57) "zaniatiiepovnieurochnoidieiatielnostiumnikiiumnitsy3klass"
    ["file_id"] => string(6) "265075"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449837673"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства