Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Доноведение"»
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа вариативного курса «Доноведение» разработана на основе авторской программы «Доноведение» (авторы: канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко, 2015 г., г. Ростов-на-Дону, изд. «БАРО пресс»), в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования и реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.
Программа взята без изменений. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, задач формирования у младших школьников эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей.
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса — «Доноведение».
Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Цель данной программы:
формирование начального представления о донском казачестве;
ориентация в многообразии исторических и культурных традиций казачества;
воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.
ознакомление с символами Ростовской области, обычаями и обрядами, народными праздниками;
привлечение к практической и исследовательской деятельности по изучению быта, сохранению и возрождению традиционной культуры.
С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края: Образовательные:
1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:
1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном. 2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие:
1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей. 2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся научатся:
различать объекты неживой и живой природы Ростовской области;
узнавать особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
находить водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
распознавать полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
знать правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
отличать государственную символику Ростовской области, своего района;
знать важнейшие события в истории родного края;
знать народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
родственные связи в семье;
выполнять правила поведения в общественных местах и на улице
Получат возможность научиться:
различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
описывать наиболее важные события истории родного края;
рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области; могут научиться:
Личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире: — анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края; — объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
Регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности: — ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); — составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;— вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; — оценивать собственные знания и умения; — доводить дело до конца.
Познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем: — находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации; — проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года; — ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности: — слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;
3. Содержание курса внеурочной деятельности. 2 КЛАСС (35часов, 1 час в неделю)
Основные разделы программы:
Я и окружающий мир (5 ч)
С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы. Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности. Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.
Природа Донского края (18ч)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года. Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края. Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве. Полезные ископаемые — каменный уголь и его значение в хозяйстве человека. Почва Донского края и её значение для растений и животных. Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).
Человек и природа (3ч)
Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.
Жизнь на Дону (9ч)
Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды). С днём рождения, родной город (село). Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения города (села). Вместе дружная семья.
Экскурсии: «Родной город (село)», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения» (экскурсия в исторический музей)
Исследовательские, проектные и практические работы
Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».
Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.
Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»
Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.
Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье»
Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.
Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …». Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» и др.
III.Тематическое планирование.
№
занятия
Тема занятия
Количество часов
Дата
пл.
фак
1
С чего начинается Родина…
1
7.09
2
Школа – светлая гавань детства
1
14.09
3
С днём рождения, родное село. Экскурсия по родному селу.
1
21.09
4
Экскурсия. Дорога от дома до школы.
1
28.09
5-6
Природа.
Природа. Экскурсия в парк.
2
5.10
12.10
7
Город и природа (экскурсия)
1
19.10
8-9
Что за дерево такое?
2
26.10
9.11
10
Кустарники (экскурсия)
1
16.11
11-12
Травушка-муравушка
2
23.11
30.11
13
Растения и мы.
1
7.12
14
Краски Тихого Дона.
1
14.12
15
Мои имя, фамилия, отчество…
1
21.12
16
Что ты знаешь о роде своём…
1
28.12
17-19
Обряды на Дону. Зимние обряды (праздничное мероприятие)
3
11.01
18.01
25.01
20
Животный мир Ростовской области (экскурсия)
1
1.02
21
Домашняя мохнатая азбука
1
8.02
22
Мой домашний милый друг
1
15.02
23
Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми
1
22.02
24
Родные просторы (экскурсия)
1
1.03
25
Чем богаты наши недра?
1
1.03
26
Что такое почва?
1
15.03
27
Почва нам и стол и дом (экскурсия)
1
22.03
28
Рядом с домом лес и луг, озеро и речка (экскурсия)
1
5.04
29
Человек – хозяин природы?
1
12.04
30
Спасём и сохраним! (Открытое праздничное мероприятие, посвящённое защите природы)
1
19.04
31
День освобождения! (Экскурсия в исторический музей)
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(262) "Внеурочная деятельность в системе воспитательной работышколы. Роль и место дополнительного образования в реализации ФГОС второго поколения. "
["seo_title"] => string(154) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-v-sistiemie-vospitatiel-noi-rabotyshkoly-rol-i-miesto-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-v-riealizatsii-fgos-vtorogho-pokolieniia"
["file_id"] => string(6) "169123"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1423371202"
}
}