kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "Доноведение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для реализации регионального компонента во внеурочной деятельности младших школьников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Доноведение"»





1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Программа вариативного курса «Доноведение» разработана на основе авторской программы «Доноведение» (авторы: канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко, 2015 г., г. Ростов-на-Дону, изд. «БАРО пресс»), в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования и реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.

Программа взята без изменений. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, задач формирования у младших школьников эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей.

Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса — «Доноведение».

Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.

Цель данной программы:

  • формирование начального представления о донском казачестве;

  • ориентация в многообразии исторических и культурных традиций казачества;

  • воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.

  •  ознакомление с символами Ростовской области, обычаями и обрядами, народными праздниками;

  •  привлечение к практической и исследовательской деятельности по изучению быта, сохранению и возрождению традиционной культуры.


С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные:

1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;

2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.



Воспитательные:

1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.


Развивающие:

1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.




2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.


В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся научатся:

  • различать объекты неживой и живой природы Ростовской области;

  • узнавать особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;

  • находить водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;

  • распознавать полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;

  • знать правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;

  • отличать государственную символику Ростовской области, своего района;

  • знать важнейшие события в истории родного края;

  • знать народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);

  • родственные связи в семье;

  • выполнять правила поведения в общественных местах и на улице


Получат возможность научиться:

  • различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);

  • различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);

  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

  • приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);

  • приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);

  • описывать наиболее важные события истории родного края;

  • рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);

  • показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;

  • приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
    могут научиться:

  1. Личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
    — анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
    — объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

  2. Регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
    — ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); — составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;— вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; — оценивать собственные знания и умения; — доводить дело до конца.

  3. Познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
    — находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
    — проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
    — ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  4. Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
    — слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
    — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;




3. Содержание курса внеурочной деятельности. 2 КЛАСС (35часов, 1 час в неделю)


Основные разделы программы:

Я и окружающий мир (5 ч)

С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.
Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности.
Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.

Природа Донского края (18ч)

Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.
Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.
Полезные ископаемые — каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.
Почва Донского края и её значение для растений и животных.
Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).

Человек и природа (3ч)

Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.

Жизнь на Дону (9ч)

Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды). С днём рождения, родной город (село). Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения города (села). Вместе дружная семья.

Экскурсии:
«Родной город (село)», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения» (экскурсия в исторический музей)


Исследовательские, проектные и практические работы

  • Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».

  • Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.

  • Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»

  • Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.

  • Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье»

  • Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»

  • Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.

  • Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …». Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» и др.












III.Тематическое планирование.



занятия


Тема занятия


Количество часов

Дата


пл.

фак

1

С чего начинается Родина…

1

7.09


2

Школа – светлая гавань детства

1

14.09


3

С днём рождения, родное село. Экскурсия по родному селу.

1

21.09


4

Экскурсия. Дорога от дома до школы.

1

28.09


5-6

Природа.

Природа. Экскурсия в парк.

2

5.10

12.10


7

Город и природа (экскурсия)

1

19.10


8-9

Что за дерево такое?

2

26.10

9.11


10

Кустарники (экскурсия)

1

16.11


11-12

Травушка-муравушка

2

23.11

30.11


13

Растения и мы.

1

7.12


14

Краски Тихого Дона.

1

14.12


15

Мои имя, фамилия, отчество…

1

21.12


16

Что ты знаешь о роде своём…

1

28.12


17-19

Обряды на Дону.
Зимние обряды
(праздничное мероприятие)

3

11.01

18.01

25.01


20

Животный мир Ростовской области (экскурсия)

1

1.02


21

Домашняя мохнатая азбука

1

8.02


22

Мой домашний милый друг

1

15.02


23

Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми

1

22.02


24

Родные просторы (экскурсия)

1

1.03


25

Чем богаты наши недра?

1

1.03


26

Что такое почва?

1

15.03


27

Почва нам и стол и дом (экскурсия)

1

22.03


28

Рядом с домом лес и луг, озеро и речка (экскурсия)

1

5.04


29

Человек – хозяин природы?

1

12.04


30

Спасём и сохраним! (Открытое праздничное мероприятие, посвящённое защите природы)

1

19.04


31

День освобождения! (Экскурсия в исторический музей)

1

26.04


32-33

Вместе дружная семья
(праздничное мероприятие)

2

3.05

10.05



34-35

Презентация

«Люблю тебя мой край родной!»

2

17.05

24.05

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности "Доноведение"

Автор: Дешпет Елена Ивановна

Дата: 15.11.2017

Номер свидетельства: 439037

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Программа внеурочной деятельности "1- 4 кл. Доноведение " "
    ["seo_title"] => string(61) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-1-4-kl-donoviedieniie"
    ["file_id"] => string(6) "151562"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420722701"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу Доноведение Е.Ю. Сухаревская "
    ["seo_title"] => string(94) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-kursu-donoviedieniie-ie-iu-sukharievskaia"
    ["file_id"] => string(6) "112201"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408430040"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Программа "Доноведение""
    ["seo_title"] => string(24) "proghrammadonoviedieniie"
    ["file_id"] => string(6) "264940"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449814406"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "Внеурочная деятельность в системе воспитательной работышколы. Роль и место дополнительного образования в реализации ФГОС второго поколения. "
    ["seo_title"] => string(154) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-v-sistiemie-vospitatiel-noi-rabotyshkoly-rol-i-miesto-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-v-riealizatsii-fgos-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "169123"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423371202"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Доноведение»"
    ["seo_title"] => string(62) "rabochaia_programma_kursa_vneurochnoi_deiatelnosti_donovedenie"
    ["file_id"] => string(6) "559888"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1602572733"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства