Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу Доноведение Е.Ю. Сухаревская
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу Доноведение Е.Ю. Сухаревская
Модифицированная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Доноведение» составлена на основе авторской программы Елены Юрьевны Сухаревской (Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.).
В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.
Программное содержание рассчитано на 34 занятия в течение второго года обучения , одно занятие в неделю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу Доноведение Е.Ю. Сухаревская »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Суховская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено ШМО: Согласовано: Утверждено:
Руководитель: Зам. директора по УВР Директор СОШ
Долгополова М. Н. Пучкова С.А. Балабина А.Г.
« __» ______ 2013 г. « __» ______ 2013г. « __» ______ 2013 г.
Рабочая программа
курса
«Доноведение»
Духовно-нравственное направление
(внеурочная деятельность)
2 «А»класс
Учитель: Зубарева Ю. В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Модифицированная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Доноведение» составлена на основе авторской программы Елены Юрьевны Сухаревской (Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.).
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса - «Доноведение».
Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.
Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные:
1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:
1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие:
1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира
В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество».
Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
Структура курса «Доноведение»
Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:
Я и окружающий мир,
Природа Донского края,
Человек и природа,
Жизнь на Дону,
Яркие страницы истории земли Донской.
Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учится ориентироваться в окружающем мире, знакомится с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.
Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая природа.
Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.
Следующие содержательные блоки «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории земли Донской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края. Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону.
Виды и формы учебной деятельности
Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности учащихся:
- парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;
- групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой);
- командные игры, когда класс делится на две команды.
-при изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности ( селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории.
В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.
Программное содержание рассчитано на 34 занятия в течение второго года обучения , одно занятие в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 класс (34ч)
Я и окружающий мир (7ч)
С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.
Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности.
Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.
Природа Донского края (18ч)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.
Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.
Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.
Почва Донского края и её значение для растений и животных.
Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).
Человек и природа ( 3ч)
Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.
Жизнь на Дону (6ч)
Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды).
С днём рождения, родной город.
Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения села Щедровка. Вместе дружная семья.
Из них проводятся экскурсии по темам:
«Родной город», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» , « Кустарники» , « Родные просторы» ,«День освобождения» (экскурсия к памятнику погибшим воинам ).
Исследовательские, проектные и практические работы
Проект «Улица моего детства».
Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.
Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края».
Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.
Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье».
Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы - Масленички.
Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …». Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» и др.
Календарно-тематическое планирование.
Тема занятия.
Кол-во
часов
Содержание деятельности.
Результат занятия.
Методы оценки достижений.
Дата
1. Вводный урок
С чего начинается Родина…
с 4-7
1
Поздравления детей с днём знаний. Вводная беседа о предмете «Доноведение». Познакомить с понятием «Малая Родина», с историей родного города, улицы, на которой стоит школа, историей школы.
Проект «История моей улицы», «Улица моего детства»
Презентация (защита) проекта
3.09
2. Школа – светлая гавань детства.
с 11-13
1
10.09
3. С днём рождения, родной хутор! (экскурсия по родному хутору) с. 8-10
1
Познакомить с историей появления родного хутора, его достопримечательностями.
Составление альбома о родном хуторе.
Выставка рисунков, фотографий
17.09
4. Дорога от дома до школы (экскурсия)
с. 14-15
1
Познакомить с правилами безопасного поведения на улице:
1. правила перехода через проезжую часть;
2. сигналы светофора;
3. правила посадки и высадки из общественного транспорта;
4. дорожные знаки: «Дети», «Пешеходный переход» и др
Игра «Мы на проезжей части».
Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.
Выставка рисунков.
24.09
5 - 6. Природа Донского края (экскурсия)
с. 16-17
2
Углубить понятие о живой и неживой природе родного края.
Провести наблюдение за предметами живой и неживой природы.
Конкурс мини- сочинений.
1.10
8.10
7. Хутор и природа (экскурсия)
с. 18 - 19
1
Систематизировать знания детей о природе родного города
Провести исследовательскую деятельность по проблемам: «Флора родного хутора», «Фауна родного хутора»
Презентация исследовательских работ.
15.10
8-9. Что за дерево такое?
с. 20 - 24
2
Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края (3-4 вида) Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края)
Провести обучающую игру «У кого детки с этой ветки?»
22.10
10. Кустарники (экскурсия)
с. 25-27
1
Сбор трав и изготовление гербария, композиционное панно из растений.
Выставка аппликаций из сухих листьев.
5.11
11-12. Травушка-муравушка
с. 27 - 29
2
Провести исследовательскую деятельность по проблемам :
«Дерево моего края»
«Кустарник моего края»
Презентация исследовательских работ.
12.11
19.11
13. Растения и мы.
с. 30 -32
1
Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека. Показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли. Воспитывать бережное отношение к растениям родного края.
Изготовление справочника лекарственных трав.
Презентация справочника лекарственных трав.
26.11
14. Краски Тихого Дона.
с. 33-35
1
Научить определять времена года по характерным для данной местности признакам.
Чтение стихов о родном крае, рисование пейзажей родного края.
Выставка рисунков.
3.12
15. Мои имя, фамилия, отчество…
с. 36-37
1
Рассмотреть происхождение имён и фамилий на Дону. Углубить понятие «семья», рассмотреть на основе знаний учащихся понятия «семейная родословная»
Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования,
куклы - Масленички.
Презентация новогодних игрушек; маски для колядования.
24.12
14.01
21.01
20. Животный мир Ростовской области (экскурсия)
с. 49-50
1
Расширить представления о животном мире родного края.
Наблюдение за животными в природе, дома.
Конкурс сочинений.
28.01
21. Домашняя мохнатая азбука
с. 50-52
1
Расширить представления о домашних животных родного края (3-4 представителя каждого вида). Показать необходимость бережного отношения к домашним питомцам, их охраны и защиты.
Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …»
Презентация коллективного альбома «Домашние питомцы».
4.02
22. Мой домашний милый друг.
с. 53-55
1
Расширить и закрепить знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве Ростовской области. Закрепить знания основных правил содержания животных в домашних условиях и ухода за ними.
Наблюдение за животными дома. Мини-сочинение о своём домашнем животном.
Конкурс мини-сочинений о своём домашнем животном.
11.02
23. Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми.
с. 56-57
1
Закрепить правила безопасного обращения с животными
Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг»
Презентация
книжки-малышки «Мой любимый друг»
18.02
24. Родные просторы (экскурсия)
с. 57-59
1
Познакомить с особенностями поверхности родного края (холмистая поверхность)
Наблюдение и изучение форм поверхности родного края.
Конкурс мини-сочинений.
25.02
25. Чем богаты наши недра?
с. 60-61
1
Пропедевтическое знакомство с полезными ископаемыми родного края.
Рисование иллюстраций к сказкам: «Сказка о каменном угле», «Кто главнее?»
Конкурс чтецов.
4.03
26. Что такое почва?
с. 62-64
1
Познакомить с понятием «почва», её составом, образованием; проследить взаимосвязь с растениями и животными сообществ.
Исследование состава почвы
11.03
27. Почва нам и стол и дом (экскурсия).
с. 65
1
18.03
28. Рядом с домом лес и луг, озеро и речка.
с. 66-67
1
Познакомить с общими представлениями о природных сообществах
Наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края.
1.04
29. Человек – хозяин природы?
с. 68 - 70
1
Показать влияние человека на природное сообщество.
Изучение экологических проблем природного сообщества.
Конкурс рисунков и сочинений.
8.04
30. Спасём и сохраним! (Открытое праздничное мероприятие, посвящённое защите природы)
1
Закрепить знания учащихся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края
Показать ролевое театрализованное представление.
15.04
31. День освобождения (экскурсия к памятнику погибшим воинам)
с. 71- 72
1
Знакомство со знаменательными событиями военных лет, происходивших на Донской земле.
Подготовить рисунки, поделки, посвящённые данной тематике.
Выставка рисунков и поделок
22.04
32. Подготовка к празднику «Вместе дружная семья»
с. 73-74
1
Сплочение людей разных национальностей, населяющих донской край.
Песни, танцы народов, населяющих родной край, их национальные традиции и блюда.