Просмотр содержимого документа
«Программа по ОРКСЭ 1-4 классы»
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
– оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;
– объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими;
– самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
– опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях;
– чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Метапредметные результаты:
В изучении курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
– совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);
– совместно с учителем составлять план решения проблемы;
– работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;
– отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;
– добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);
– читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;
– перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
– доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
– доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;
– слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;
– договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Предметные результаты:
– определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);
– излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;
– знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России;
– устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;
– проявлять уважение к любой вере или к отсутствию её (за исключением тоталитарных сект, направленных на разрушение и подавление личности);
– осознавать сходство некоторых важных духовно-нравственных оснований разных религий при их существенных отличиях;
– строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
– делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;
– договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;
– осознавать разницу между «внутренней искренней верой» и «внешним обрядоверием»;
– на самом простом уровне различать традиционные религии и тоталитарные секты.
2. Содержание учебного предмета
Модуль «Светская этика»
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы православной культуры »
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия — наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Введение в исламскую духовную традицию. Введение в буддийскую духовную традицию. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС Модуль «Основы православной культуры»
№
Название темы
Количество часов
1.
Россия - наша Родина.
1
2
Культура и религия
1
3
Человек и Бог в православии
1
4
Православная молитва
1
5-6
Библия и Евангелие
1
7-8
Проповедь Христа
2
9
Христос и Его Крест
1
10.
Пасха
1
11
Православное учение в человеке
1
12
Совесть и раскаяние
1
13
Заповеди.
1
14
Милосердие и сострадани
1
15
Золотое правило.
1
16
Храм
1
17
Икона
1
18
Творческие работы учащихся
1
19
Подведение итогов
1
20
Как христианство пришло на Русь
1
21
Подвиг
1
22
Заповеди блаженств
1
23
Зачем творить добро?
1
24
Чудо в жизни христианина
1
25
Православие о Божьем суде
1
26
Таинство причастия
1
27-28
Монастырь
2
29-30
Отношение христианина к природе
2
31
Христианская семья
1
32
Защита Отечества
1
33
Христианин в труде
1
34-35
Любовь и уважение к Отечеству
2
Модуль «Основы светской этики»
№
Название темы
Количество часов
1.
Россия - наша Родина.
1
2
Что такое светская этика?
1
3-
Мораль и культура.
1
4
Особенности морали.
1
5-6
Добро и зло.
2
7-8
Добродетель и порок.
2
9
Свобода моральный выбор человека.
1
10
Свобода и ответственность
1
11
Моральный долг.
1
12
Справедливость.
1
13
Альтруизм и эгоизм.
1
14
Дружба.
1
15
Что значит быть моральным.
1
16
Подведение итогов.
1
17
Род и семья — исток нравственных отношений.
1
18
Нравственный поступок.
1
19
Золотое правило нравственности.
1
20
Стыд, вина, извинение.
1
21
Честь и достоинство.
1
22
Совесть.
1
23-24
Нравственные идеалы.
2
25-26
Образцы нравственности в культуре Отечества.
2
27
Этикет.
1
28-29
Семейные праздники.
2
30
Жизнь человека — высшая нравственная ценность.
1
31-32
Любовь и уважение к Отечеству.
2
33
Подготовка творческих проектов.
1
34-35
Презентация творческих работ.
2
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
№ п/п
Раздел/Тема урока
Кол-во часов
1.
Введение в предмет. Россия-наша Родина.
1 ч.
Россия наша Родина
2-3
Культура и религия.
2 ч.
4-5
Священные книги религий.
2ч .
6-7
Священные книги религий.
2ч .
8
Хранители преданий в религиях мира.
1ч .
9-10
Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.
2ч .
11
Человек в религиозных традициях мира.
1ч .
12-13
Священные сооружения.
2ч .
14-15
Искусство в религиозной культуре.
2ч .
16-17
Творческие работы учащихся.
2ч .
18-19
История религий в России.
2ч .
20-21
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
2ч .
23-24
Праздники и календари.
2ч .
25-26
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
2ч .
27-28
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.
2ч .
29-31
Семья. Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству.
3ч .
32
Создание творческих работ.
1ч .
33
Создание творческих работ.
1ч .
34-35
Презентация творческих работ.
2ч .
Итого:
35
Календарно-тематическое планирование по основам религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры» для 4 класса.
№
Тема урока
Кол-во часов
Планируемый период проведения (неделя)
Фактическая дата
1.
Россия - наша Родина.
1
2
Культура и религия
1
3
Человек и Бог в православии
1
4
Православная молитва
1
5-6
Библия и Евангелие
2
7-8
Проповедь Христа
2
9
Христос и Его Крест
1
10.
Пасха
1
11
Православное учение в человеке
1
12
Совесть и раскаяние
1
13
Заповеди.
1
14
Милосердие и сострадани
1
15
Золотое правило.
1
16
Храм
1
17
Икона
1
18
Творческие работы учащихся
19
Подведение итогов
20
Как христианство пришло на Русь
1
21
Подвиг
1
22
Заповеди блаженств
1
23
Зачем творить добро?
1
24
Чудо в жизни христианина
1
25
Православие о Божьем суде
1
26
. Таинство причастия
1
27-28
Монастырь
2
29-30
Отношение христианина к природе
2
31
Христианская семья
1
32
Защита Отечества
1
33
Христианин в труде
1
34-35
Любовь и уважение к Отечеству
2
Календарно-тематическое планирование
Модуль «Основы светской этики»
№
Тема урока
Кол-во часов
Планируемый период проведения (неделя)
Фактическая дата
1.
Россия - наша Родина.
1
2
Что такое светская этика?
1
3-
Мораль и культура.
1
4
Особенности морали.
1
5-6
Добро и зло.
2
7-8
Добродетель и порок.
2
9
Свобода моральный выбор человека.
1
10
Свобода и ответственность
1
11
Моральный долг.
1
12
Справедливость.
1
13
Альтруизм и эгоизм.
1
14
Дружба.
1
15
Что значит быть моральным.
1
16
Подведение итогов.
1
17
Род и семья — исток нравственных отношений.
1
18
Нравственный поступок.
1
19
Золотое правило нравственности.
1
20
Стыд, вина, извинение.
1
21
Честь и достоинство.
1
22
Совесть.
1
23-24
Нравственные идеалы.
2
25-26
Образцы нравственности в культуре Отечества.
2
27
Этикет.
1
28-29
Семейные праздники.
2
30
Жизнь человека — высшая нравственная ценность.
1
31-32
Любовь и уважение к Отечеству.
2
33
Подготовка творческих проектов.
1
34-35
Презентация творческих работ.
2
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата по плану
Дата по факту
1.
Введение в предмет. Россия-наша Родина.
1
Россия наша Родина
2-3
Культура и религия.
2
4-5
Священные книги религий.
2
6-7
Священные книги религий.
2
8
Хранители преданий в религиях мира.
1
9-10
Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.
2
11
Человек в религиозных традициях мира.
1
12-13
Священные сооружения.
2
14-15
Искусство в религиозной культуре.
2
16-17
Творческие работы учащихся.
2
18-19
История религий в России.
2
20-21
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
2
23-24
Праздники и календари.
2
25-26
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
2
27-28
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.
2
29-31
Семья. Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству.