Просмотр содержимого документа
«Программа 21 век по русскому языку»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани
«Средняя общеобразовательная школа №71»
Рассмотрено
на заседании МО
протокол № ___
от «___» _____ 2017г.
Согласовано
Зам.директора по УВР
___________________
«___» _______ 2017г.
Утверждено
приказом по МБОУ г Астрахани «СОШ №71»
от _____________ № _____
Директор МБОУ г. Астрахани «СОШ №71»
____________ Машкова Е.П.
Рабочая программа
по русскому языку
Класс – 4г
Учитель – Тимофеева С. И.
на 2017 – 2018 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по русскому языку и авторской программы С.В.Ивановой ,М.И.Кузнецовой, А.О.Евдокимовой «Русский язык 1-4». М.: Вентана-Граф, 2014г.
При календарно- тематическом планировании использовалось готовое тематическое планирование программы, так как оно в полной мере отражает содержание программы учебного предмета.
Цели и задачи изучения учебного предмета:
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма. Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:
грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку:
«Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей. Такое структурирование курса позволяет:
-успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
-решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;
-сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;
-избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работ.
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний, формирование базовых компетентностей и универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися ООП. Данная программа включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного предмета.
Программа рассчитана на 5часов в неделю, 170 часов в год.
Уровень обучения - базовый.
Перечень учебно-методического обеспечения, используемого для достижения обучающимися планируемых результатов освоения учебного предмета:
Русский язык: учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений:
в 2 ч. Ч.1 - /авт.-сост. С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю.Романова – М.: Вентана – Граф, 20.-160 с.: - (Начальная школа XXI века).
Русский язык: учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 - /авт.-сост. С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю.Романова – М.: Вентана – Граф, 2010.-160 с.: - (Начальная школа XXI века).
«Пишем грамотно»: 4 класс: рабочая тетрадь № 1, № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений /М.И. Кузнецова. 3-е изд. испр., 64 с. ил: М.: Вентана – Граф, 2014.
Программа курса «Русский язык» реализует задачи ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке, формирования умений и навыков грамотного безошибочного письма, развития речи школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (урок «открытия» нового знания, уроки рефлексии, уроки обобщения и систематизации знаний и умений, уроки формирующего (развивающего контроля), а также уроки внеурочной формы (урок-викторина, урок-путешествие, урок-творчество)
Формы организации деятельности уч-ся на уроке: индивидуальная работа, работа в паре, работа в группе.
Основными методами текущей проверки знаний и умений учащихся по русскому языку являются устный опрос (вопросы/задания) и письменные работы. К письменным формам контроля относятся: письмо под диктовку, проверочные работы, тесты.
Для проведения тематического контроля используются контрольные работы. Годовая (промежуточная) аттестация осуществляется в форме, определяемой Уставом образовательного учреждения.
С целью выявления и оценивания сформированности универсальных учебных действий и предметных аспектов обучения, а также компетентности в решении учебных ситуаций 4-го года обучения в условиях реализации ФГОС в конце года проводится итоговая комплексная работа.
В 4-х классах используется десятибалльная система оценивания. Предусматривается применение следующих технологий обучения:
-игровая; групповые формы, ИКТ- технологии, проектная, здоровьесберегающая.
2. Планируемые результаты освоения учебного материала
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать
имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
слово, словосочетание и предложение;
выделять, находить
начальную форму глагола;
глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;
глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;
решать учебные и практические задачи
определять спряжение глагола;
устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
разбирать по членам простое двусоставное предложение;
использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80–100 слов;
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
применять правила правописания
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
нес глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
безударные личные окончания глаголов.
Ученик получит возможность научиться:
проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;
проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
определять вид глагола;
находить наречие и имя числительное в тексте;
применять правило правописания суффиксов глаголов–ива/-ыва, -ова/-ева;
применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;
применять правило правописания буква, она конце наречий;
применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;
применять правило правописания слитного и раздельного написание числительных;
применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);
письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;
соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
3. Содержание учебного предмета
I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)(54 ч)
1.1. Фонетика и графика. Повторение изученного на основе фонетического разбора слова. (1 ч)
1.2. Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
1.3. Состав слова (морфемика). Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа. (1 ч)
1.4. Морфология. Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора. (6 ч)
Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении. (22 ч)
Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий. (5 ч)
Имя числительное: общее значение. (3 ч)
1.5. Синтаксис (16ч)
Синтаксический анализ простого предложения.(4 ч)
Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании. (7 ч)
Различение простых и сложных предложений. (5 ч)
II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (52 ч)
Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах.
Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
нес глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
безударные личные окончания глаголов;
суффиксы глаголов–ива/-ыва, -ова/-ева;
гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;
буквы а, она конце наречий;
мягкий знак на конце наречий;
слитное и раздельное написание числительных;
мягкий знак в именах числительных;
запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
III. «Развитие речи»(29 ч)
3.1. Устная речь
Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
3.2. Письменная речь
Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи.
IV. Резервные уроки (35 ч)
4. Тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем
Количество часов
Количество
Контрольных и диагностических работ
Уроков развития речи (изложения, сочинения и др.
1.
«Как устроен наш язык»
54
4 ч
1.1
Фонетика и графика
1 ч
1.2
Состав слова (морфемика)
1 ч
1.3
Морфология
36 ч
1.4
Синтаксис
16 ч
2.
«Правописание»
52 ч
8 ч
3.
«Развитие речи»
29 ч
14ч
4
4.1
4.2
4.3.
Резервные уроки
«Как устроен наш язык»
«Правописание»
«Развитие речи»
35 ч
12 ч
17 ч
6 ч
Итого
170 ч
5. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Темы лабораторных, практических, контрольных и диагностических работ, уроков развития речи
Основные виды учебной деятельности
Дата
Примечание
план
факт
1
Развитие речи 1
Повторение. Пишем письма.
1
Систематизировать знания, приобретенные во 2-3 классе.
2
Как устроен наш язык1
Повторяем фонетику
и словообразование.
1
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, договариваться о последовательности действий и порядке работы в группе.Анализировать и характеризовать звуки речи, различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, парные и непарные, звонкие и глухие; делить слова на слоги, выделять ударный звук
3
Правописание1
Вспоминаем изученные орфограммы.
1
Систематизировать знания , полученные во 2-3 классе.Произносить и обозначать на письме ударные и безударные гласные в корне слова; разными способами проверять правописание слов, соблюдать изученные нормы орфографии
4
Правописание 2
Вспоминаем изученные орфограммы.
1
Аргументировать способы проверки изученных орфограмм. Произносить и обозначать на письме парные согласные в корне слова;
соотносить звуки и буквы в словах с удвоенными и непроизносимыми согласными
5
Развитие речи 2
Повторение. Пишем письма
1
Систематизировать правила написания писем. Создавать текст письма, анализировать ошибочные варианты текстов, исправлять ошибки
6
Как устроен наш язык2
Морфология 1
Повторяем признаки имени существительного
1
Характеризовать слово по заданным признакам. Различать имена существительные мужского, женского, среднего рода; 1, 2, 3 – го склонений
7
Правописание 3
Повторяем правописание окончаний имен существительных 1- го склонения
1
Определять написание окончаний имен существительных , доказывать выбор написания окончаний. Применять изученные правила написания окончаний имен существительных 1 склонения
8
Правописание 4
Повторяем правописание
окончаний имен существительных 2- го склонения
1
Определять написание окончаний имен существительных , доказывать выбор написания окончаний. Применять изученные правила написания окончаний имен существительных 2 склонения
9
Правописание5
Повторяем правописание окончаний имен существительных 3- го склонения
1
Определять написание окончаний имен существительных , доказывать выбор написания окончаний. Применять изученные правила написания окончаний имен существительных 3 склонения
10
Развитие речи3
Пишем письма
1
Наблюдать за логическими недочетами в исходном тексте и исправлять их. Составить текст письма
11
Развитие речи4
Пишем письма
1
Определять целевую установку письменного сообщения. Записать текст письма
12
Как устроен наш язык3
Морфология.2
Морфологический разбор имени существительного.
1
Характеризовать слово как часть речи, называть признаки указанной части речи. Характеризовать имя существительное как часть речи (значение и морфологические признаки)
13
Как устроен наш язык4
Морфология.3
Морфологический разбор имени существительного.
1
Контролировать собственные действия в связи с поставленной целью. Различать одушевленные и неодушевленные имена существительные
14
Правописание6
Правописание безударных
падежных окончаний имен существительных
1
Объяснять разницу в написании и произношении окончаний слов Применять изученные правила написания имен существительных 1, 2, 3 – го склонений
15
Развитие речи5
Текст-рассуждение
1
Наблюдать за текстом рассуждением, формулировать его основную мысль. Выделять в тексте тему, основную мысль, подбирать заголовки к текстам, находить признаки текста - рассуждения
16
Как устроен наш язык5
Морфология.4
Повторяем признаки имени прилагательного
1
Характеризовать слова по заданным грамматическим признакам. Определять род, число и падеж имен прилагательных, характеризовать имя прилагательное как часть речи
Сравнивать качественные, относительные, притяжательные имена прилагательные. Характеризовать имя прилагательное как часть речи (значение и морфологические
признаки)
21
Как устроен наш язык7
Морфология6
Морфологический разбор имени прилагательного
1
22
Правописание10
2.Контрольная работа по теме «Повторение фонетики, словообразования, морфологии».
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
23
Правописание11
Анализ ошибок
1
24
Развитие речи 6
Типы текста.
1
Определять тип текста, обосновывать собственное мнение. Различать текст, тип текста, выделять основную мысль текста, подбирать заголовки, составлять план
25
Правописание12
Буквы о-ё после шипящих и ц.
1
Устанавливать место орфограммы в слове, фиксировать (графически обозначать ее).Применять правила написания о-ё после шипящих и ц, графически выделять изученную орфограмму
26
Правописание13
Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих»
1
Фиксировать наличие орфограммы в слове. Применять правило написания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных
27
Как устроен наш язык8
Морфология7
Повторяем местоимение.
1
Обобщать и систематизировать знания о местоимении. Различать местоимение как часть речи, употреблять местоимения в речи
28
Правописание 14
Орфограммы приставок
1
Обобщать и систематизировать знания о правописании приставок. Знать и применять правила написания приставок
29
Правописание15
Разделительный твердый и разделительный мягкий знаки.
1
Систематизировать знания об условиях выбора разделительного твердого и разделительного мягкого знаков. Использовать правила написания разделительных мягкого и твердого знаков
30
Развитие речи7
Изложение
1
Обобщать и систематизировать знания алгоритма написания изложения. Подбирать заголовок к данному тексту, письменно пересказывать текст-повествование
31
Как устроен наш язык9
Синтаксис1
Разбор по членам предложения
1
Обобщать и систематизировать знания о главных и второстепенных членах предложения. Различать главные и второстепенные члены
32
Как устроен наш язык10
Синтаксис2
Синтаксический разбор предложения
1
Оценивать правильность выполнения разбора предложения по членам, находить ошибки, вносить необходимые коррективы. Характеризовать предложения по цели высказывания, интонации, наличию второстепенных членов предложения
33
Как устроен наш язык11
Синтаксис3
Синтаксический разбор предложения.
1
Оценивать правильность выполнения разбора предложения по членам, находить ошибки, вносить необходимые коррективы Характеризовать предложения по цели высказывания, интонации, наличию второстепенных членов предложения
34
Правописание16
Знаки препинания при однородных членах предложения.
1
Осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Применять правила постановки запятой между однородными членами предложения, правила постановки
знаков препинания в предложениях с обобщающими словами
35
Правописание17
Знаки препинания при однородных членах предложения.
1
Осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Применять правила постановки запятой между однородными членами предложения, правила постановки
знаков препинания в предложениях с обобщающими словами
36
Правописание18
3Контрольная работа по теме «Морфологический разбор частей речи, синтаксический разбор предложения»
1
«Морфологический разбор частей речи, синтаксический разбор предложения»
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
37
Правописание19
Анализ ошибок
1
38
Как устроен наш язык12
Синтаксис4
Синтаксический разбор предложения.
1
Находить грамматическую основу предложений. Характеризовать предложения по цели высказывания, по интонации и структуре
39
Развитие речи8
Текст.
1
Устанавливать последовательность абзацев текста. Выделять основную мысль текста, подбирать к нему заголовок, устранять ошибки
40
Как устроен наш язык13
Морфология8
Глагол
1
Систематизировать знания о признаках выделения частей речи. глагол как часть речи, определять род и число у глаголов
41
Как устроен наш язык14
Морфология9
Глагол как часть речи.
1
Обобщать и систематизировать знания о грамматических признаках частей речи. Характеризовать глагол как часть речи, определять род и число у глаголов
42
Правописание20
4Контрольная работапо теме «Повторение изученных орфограмм»
1
«Повторение изученных орфограмм»
Проверить знания
43
Правописание21
Анализ ошибок
1
44
Правописание22
Правописание приставок в глаголах
1
Различать предлоги и приставки. Применять правила написания приставок в глаголах, сравнивать слова с предлогами и слова с приставками
45
Правописание 23
Правописание не с глаголами
1
Наблюдать за языковым материалом, формулировать вывод о написании частицы не с глаголами. Применять правила написания не с глаголами
46
Развитие речи 9
Изложение
1
Обобщать и систематизировать знание алгоритма написания изложения Подбирать заголовок к тексту, составлять план и письменно пересказывать текст
47
Как устроен наш язык15
Морфология.10
Вид глагола
1
Наблюдать за значением глаголов разного вида и их функционированием в предложении. Познакомить с понятием «вид» глагола.
Определять вид глаголов, исправлять ошибки в классификации
48
Как устроен наш язык 16
Морфология.11
Начальная форма глагола
1
Знакомиться с начальной формой глагола, с суффиксами, образующими начальную форму. Познакомить с понятием «начальная форма» глагола, выделять основы глаголов
49
Как устроен наш язык17
Морфология.12
Личные формы глагола.
1
Систематизировать знания о личных формах глаголов. Познакомить с понятием «личные формы» глагола.
50
Как устроен наш язык18
Морфология.13
Лицо и число глаголов
1
Систематизировать знания о личных формах глаголов. Распределять глаголы по группам, соотносить глаголы с личными местоимениями
51
Правописание24
Мягкий знак после шипящих в глаголах
1
Систематизировать знания о правописании мягкого знака после шипящих . Применять правила написания мягкого знака после шипящих в глаголах и глагольных формах
52
Правописание25
Мягкий знак после шипящих в глаголах
1
Принимать участие в обсуждении и предложенных высказываний, выбирать правильное и обосновывать сделанный выбор. Применять правила написания мягкого знака после шипящих в глаголах и глагольных формах
53
Правописание26
5 Контрольная работа по теме«Мягкий знак после шипящих в глаголах»
1
«Мягкий знак после шипящих в глаголах»
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
54
Правописание27
Анализ ошибок
1
55
Развитие речи 10
Текст
1
Систематизировать знания о признаках текста – описание и текста – повествование. Создавать текст - описание
56
Правописание28
Правописание –ться и –тся в глаголах
1
Принимать участие в обсуждении проблемной ситуации. Выяснить роль мягкого знака в глаголах
57
Правописание29
Правописание –ться и –тся в глаголах
1
Группировать слова по заданному основанию. Классифицировать, переводить транскрипцию в буквенную запись (слова с ца)
58
Правописание30
6 Контрольное списывание по теме «Правописание -тся и ться в глаголах»
1
«Правописание -тся и ться в глаголах»
Писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами
59
Правописание31
Анализ ошибок
1
60
Развитие речи 11
Текст.
1
Подбирать заголовок тексту, обосновывать свой выбор. Составлять план, озаглавливать и письменно пересказывать текст
61
Как устроен наш язык19
Морфология14.
Спряжение глаголов
1
Сравнивать окончания личных форм глаголов , относящиеся к разным спряжениям. Познакомить с формой изменения глаголов «Спряжение»
62
Как устроен наш язык20
Морфология.15
Спряжение глаголов.
1
Соотносить свой ответ с приведенными в учебнике, обосновывать сделанный выбор. Распределять глаголы по спряжениям
63
Как устроен наш язык21
Морфология.16
Спряжение глаголов.
1
Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом определения спряжения глагола. Распределять глаголы по спряжениям
64
Правописание32
Правописание глаголов
1
Осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, Договариваться о последовательности действий и порядке работы в группах и в парах. Применять правила написания глаголов начальной формы, не с глаголами
65
Развитие речи12
Текст
1
Подбирать заголовок к тексту, обосновывать свой выбор. Создавать небольшой текст по заданной тематике
66
Правописание33
Правописание безударных личных окончаний глаголов
1
Участвовать в обсуждении проблемного вопроса, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Применять правила написания безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)
67
Правописание34
Правописание безударных личных окончаний глаголов
1
Контролировать собственные действия при списывании. Определять спряжения глаголов с безударным личным окончанием
68
Правописание35
Правописание безударных личных окончаний глаголов
1
Систематизировать знания о системе личных окончаний глаголов и о способах определения спряжения. Определять спряжения глаголов с безударным личным окончанием
69
Правописание36
Правописание безударных окончаний глаголов.
1
Применять правила написания безударных личных окончаний глаголов
70
Развитие речи13
Текст
1
Обобщать и систематизировать знания о многозначных словах.Находить в тексте образные языковые средства.Сравнивать собственное выполнение задания с предложенным вариантом
71
Правописание37
Правописание глаголов
1
Осуществлять взаимный контроль
и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь(работа в паре)
72
Правописание38
Правописание глаголов.
1
Систематизировать знания о системе личных окончаний глаголов и о способах определения спряжения
73
Правописание39
Правописание глаголов.
1
Контролировать собственные действия в связи с поставленной задачей. Осуществлять взаимный контроль
и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь(работа в паре)
74
Правописание40
Правописание глаголов.
1
Осуществлять поиск необходимой информации в словаре, уточнять по словарю написание слов.
75
Как устроен наш язык22
Морфология.17
Настоящее время глагола
1
Наблюдать за изменением
глаголов по лицам в форме
настоящего и
будущего времени.
Сравнивать различные формы
времени и их значение.
76
Правописание41
Правописание суффиксов
глаголов
Наблюдать за особенностями образования личных форм глаголов с суффикса
ми –ива/-ыва, -ова/-ева.Обосновы-
вать написания слов. . Осуществлять взаимный контроль
и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
(работа в паре)
77
Как устроен наш язык23
Морфология18
Прошедшее время глаголапо теме
1
Обобщать и систематизировать знания о последовательности работы при написании изложения. Письменно пересказывать текст, составлять план текста
78
Как устроен наш язык24
Морфология19
Прошедшее время глаголапо теме
1
Писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормам
79
Развитие речи 14
Изложение
Обобщать и систематизировать знания о последовательности работы при написании изложения.
Анализировать содержание и языковые особенности текста.
80
Правописание 42
Правописание суффиксов глаголов
1
Устанавливать признак объединения глаголов в группы. Наблюдать за суффиксами глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени. Понимать информацию, представленную в виде таблицы.
Как устроен наш
язык 25
81
Будущее время глагола
1
Наблюдать за значением форм будущего времени. Различать глаголы будущего времени, находить их в тексте
Правописание глаголов «Правописание» (3 ч)
82
Правописание43
Правописание суффиксов глаголов
1
Распределять слова по заданным основаниям. Закрепить правописание суффиксов глаголов
83
Правописание44
Административная контрольная работа за 1 полугодие.
1
Итоги 1 полугодия.
Проверить полученные знания
84
Правописание45
Работа над ошибками
1
85
Как устроен наш язык26
Морфология20
Изменение глаголов по временам
1
Контролировать правильность выполнения задания, сравнивать полученный результат с образцом. Различать время глагола; изменять глаголы по временам
86
Развитие речи 15
Изложение с элементами сочинения.
1
Знакомиться с письменным пересказом текста от другого лица.
Соотносить заголовок и содержание текста.
87
Как устроен наш язык27
Морфология21
Наклонение глагола
Изъявительное наклонение.
1
Знакомиться с наклонением как грамматическим признаком глагола. Познакомить с понятием «наклонение глагола». Определять форму изъявительного наклонения глагола
88
Как устроен наш язык28
Морфология22
Условное наклонение
1
Знакомиться с образованием , значением и использованием в тексте глаголов в форме условного наклонения. Познакомить с особенностями условного наклонения. Выбирать нужную форму наклонения для глаголов
89
Правописание 46
Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени
1
Наблюдать за окончаниями глаголов в форме прошедшего времени. Применять правила написания окончаний глаголов в прошедшем времени, выделять окончания
90
Правописание47
Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени
1
Устанавливать место и тип орфограммы в слове. Находить слова по заданному основанию. Доказывать написание слов.
91
Развитие речи 16
Текст.
1
Наблюдать за использованием в тексте глаголов в форме условного наклонения. Создавать текст-рассказ, составлять план.
92
Как устроен наш язык29
Морфология23
Повелительное наклонение глагола
1
Знакомиться с образованием, значением и использованием глаголов в форме повелительного наклонения. Выяснить особенности повелительного наклонения
93
Как устроен наш
язык 30
Морфология24
Повелительное наклонение глагола
1
Различать наклонения глагола, образовывать форму глаголов повелительного наклонения
94
Как устроен наш язык31
Морфология25
Словообразование глаголов
1
Обобщать и систематизировать знания о составе слова и способах словообразования. Различать способы образования глаголов
95
Развитие речи17
Текст..
1
Анализировать предложенный текст, оценивать его в соответствии с предложенными требованиями. Создавать небольшой текст на заданную тему и записывать его
96
Как устроен наш язык 32
Морфология.26
Глагол в предложении
1
Обобщать и систематизировать знания о синтаксической функции глаголов об однородных членах предложениях. Знать роль глаголов в предложении и словосочетании
97
Как устроен наш язык33
Морфология.27
Глагол в предложении
1
Определять значение глагола в предложении
98
Правописание48
Правописание глаголов
1
Обобщать и систематизировать знания об орфограммах связанных с написанием глаголов. Знать изученные орфограммы, связанные с написанием глаголов
99
Правописание49
Правописание глаголов
1
Формулировать и применять правила написания глаголов
100
Развитие речи18
Текст
1
Соотносить заголовок и содержание текста.Уметь практически владеть диалогической речью, исправлять ошибки в предложении
101
Развитие речи19
Текст.
1
Проверка полученных знаний
102
Как устроен наш язык34
Морфология.28
Морфологический разбор глагола
1
Обобщать и систематизировать знания о порядке проведения морфологического разбора. Знакомиться с алгоритмом морфологического разбора глагола.Проводить морфологический разбор в соответствии с алгоритмом.
103
Как устроен наш язык35
Морфология.29
Повторение
Обобщать и систематизировать изученный лингвистический материал.
104
Правописание50
7 Контрольная работа по теме «Наклонение глаголов»
1
Наклонение глаголов
Обобщать и систематизировать знания о порядке проведения морфологического разбора. Проанализировать ошибки.
Обучить выполнять морфологический разбор глагола
105
Правописание51
Анализ ошибок
1
Обобщать и систематизировать изученный лингвистический материал .Обобщить изученные знания
106
Развитие речи20
Текст
Анализировать текст: определять целевую установку текста, наблюдать за языковыми средствами.
107
Как устроен наш язык36
Морфология 30
Наречие.
1
Знакомиться с наречием как частью речи. Различать наречие как часть речи
108
Как устроен наш язык37
Морфология31
Наречие
1
Наблюдать за функционированием
наречий в составе словосочетаний и предложений.
Обобщать результаты наблюдений.
109
Как устроен наш язык38
Морфология32
Наречие
Осуществлять взаимный контроль
и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
(работа в паре). Задавать вопросы к наречиям
110
Как устроен наш язык39
Морфология33
Как образуются наречия
Обобщать и систематизировать знания о составе слова и способах словообразования. Наблюдать за словообразованием наречий, определять способ образования наречий.
111
Правописание52
Правописание гласных на конце наречий
1
Устанавливать связь написания гласных на конце наречий с приставками. Применять правила написания гласных а-она конце наречий, объяснять, от чего зависит написание этих букв
112
Правописание53
Правописание гласных на конце наречий
1
Применять правила написания гласных а-она конце наречий, объяснять, от чего зависит написание этих букв
113
Развитие речи 21
Текст
1
Анализировать содержание и языковые особенности текста. Создавать текст на заданную тему, озаглавливать и записывать его
Морфология. Наречие «Как устроен наш язык» (1 ч)
114
Как устроен наш язык40
Морфология34
Морфологический разбор наречий
1
Обобщать и систематизировать знания о порядке проведения морфологического разбора. Знать особенности морфологического разбора наречий. Характеризовать наречие как часть речи
115
116
117
Правописание54.55,56
Мягкий знак на конце наречий после шипящих
3ч
Обобщать знания о звуках русского языка. Применять правила написания мягкого знака на конце слов разных частей речи после шипящих
118
Правописание57
8Контрольная работа по теме « Гласные на конце наречий, ь на конце слов после шипящих»
1
« Гласные на конце наречий, ь на конце слов после шипящих»
Применять правила написания мягкого знака на конце слов разных частей речи после шипящих
119
Правописание58
Анализ ошибок
1
Применять правила написания мягкого знака на конце слов разных частей речи после шипящих
120
Развитие речи22
.Текст
1
Анализировать целевую установку текста. Создавать продолжение и окончание текста
121
Как устроен наш язык41
Морфология35
Имя числительное
1
Обобщать и систематизировать знания о частях речи. Различать имя числительное как часть речи
122
Как устроен наш язык42
Морфология36
Имя числительное
1
Записывать числа словами
123
Развитие речи23
Текст
1
Анализировать текст. Отбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач
124
Как устроен наш язык43
Морфология37
Изменение имён числительных
1
Наблюдать за изменением имён числительных, формулировать выводы. Находить в тексте слова по заданному основанию.
125
Правописание59
Слитное и раздельное написание числительных
1
Называть и записывать числительные,
Употреблять названия месяцев в сочетании с числительными в косвенных падежах
126
Правописание60
Правописание мягкого знака в именах числительных
1
Применять правила слитного и раздельного написания числительных
127
Правописание61
Правописание числительных
1
Осуществлять взаимный контроль
и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
(работа в паре). Распределять слова по заданным основаниям.
128
Развитие речи24
Текст
1
Анализировать текст. Использовать средства языка в речи в соответствии с условиями общения
129
Правописание62
Повторяем правила правописания мягкого знака в словах
1
Обобщать и систематизировать знания о написании ь в словах. Различать функции ь. Обосновывать написание слов.
130
Правописание63
9 Контрольная работа
1
131
Правописание 64
Анализ ошибок
1
132
Как устроен наш язык44
Синтаксис 5
Связь слов в предложении.
Словосочетание.
1
Знакомиться с подчинительной связью как основой словосочетания. Различать словосочетания.
133
Как устроен наш язык45
Синтаксис 6
Словосочетание.
1
Обобщать и систематизировать знания об однородных членах предложения и фразеологизмах.
Различать словосочетания и фразеологизмы.
134
Как устроен наш язык46
Синтаксис7
Слово. Словосочетание.
Предложение.
1
Сравнивать слова, словосочетания и предложения. Составлять предложения из приведённых словосочетаний.
135
Развитие речи25
Текст
1
Анализировать текст. Создавать текст – рассуждение на заданную тему
Правописание словосочетаний «Правописание» (1 ч)
136
Правописание65
Правописание слов в словосочетаниях
1
Составлять словосочетания по заданной модели. Применять правила написания словосочетаний, составлять словосочетания: числительное + существительное
137
Как устроен наш язык47
Синтаксис8
Связь слов в словосочетании.
Согласование
1
Обобщать и систематизировать знания о связи имен прилагательных с именами существительными. Находить словосочетания с согласованием
138
Правописание 66
Правописание словосочетаний с типом связи согласование
1
Применять правила написания словосочетаний с типом связи согласование, составлять словосочетания прилагательное + существительное
139
Как устроен наш язык48
Синтаксис9
Связь слов в словосочетании. Управление
1
Наблюдать за словосочетаниями с типом связи – управление. Находить словосочетания с управлением, определять главное и зависимое слово с словосочетани
140
Правописание 67
Правописание слов в словосочетаниях
1
Обобщать и систематизировать знания о правописании личных окончаний глаголов. Закрепить правописание словосочетаний
141
Развитие речи26
Текст
1
Наблюдать за текстом. Определять целевую установку текста. Осознавать роль начала для дальнейшего развития текста.
142
Как устроен наш язык49
Синтаксис 10
Связь слов в словосочетании. Примыкание
1
Наблюдать за словосочетаниями с разными типами связи. Выяснить особенности правописания словосочетаний разных типов связи слов
143
Правописание68
Правописание слов в словосочетаниях
1
Составлять словосочетания в соответствии с поставленным условием. Закрепить правописание словосочетаний
144
Как устроен наш язык50
Синтаксис 11
Словосочетание в предложении.
1
Наблюдать за функционированием словосочетаний в предложении. Включать в предложения второстепенные члены. Проводить синтаксический разбор.
145
Правописание69
10 Контрольная работа по теме « Правописание слов в словосочетаниях»
1
« Правописание слов в словосочетаниях»
Наблюдать за функционированием словосочетаний в предложении. Знать роль словосочетаний в предложении
146
Правописание70
Анализ ошибок
1
Использовать приобретенные знания в практической деятельности
147-148
Развитие речи 27-28
Текст
1
Анализировать текст. Создавать текст – рассуждение на заданную тему
Синтаксис. Сложное предложение «Как устроен наш язык» (2 ч)
149
Как устроен наш язык51
Синтаксис 12
Сложное предложение
1
Обобщать и систематизировать знания о предложении. Выяснить отличие простого предложения от сложного
150
Как устроен наш язык52
Синтаксис 13
Как связаны части сложносочиненного предложения
1
Находить предложения по заданному основанию. Различать сложносочиненное предложение, овладеть алгоритмом различения сложносочиненного и сложноподчиненного предложений
Знаки препинания в сложном предложении «Правописание» (2 ч)
151
Правописание71
Знаки препинания в сложном предложении.
1
Фиксировать (графически обозначать) грамматические основы предложений. Применять правила расстановки знаков препинания в сложном предложении
152
Правописание72
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения
1
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Применять правила расстановки знаков препинания в сложном предложении, различать простые и сложные предложения
153
Развитие речи 29
Текст
1
Создавать текст на заданную тему, определять тип текста, составлять план
154
Как устроен наш язык53
Синтаксис 14
Как связаны части сложноподчиненного предложения
1
Наблюдать за особенностями сложноподчиненного предложения. Различать связь частей сложноподчиненного предложения
155
Как устроен наш язык54
Синтаксис 15
Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение
1
Различать сложноподчиненное и сложноподчиненное предложения, составлять предложения по схемам и определять их принадлежность к сложносочиненным или сложносочиненным предложениям
156
Правописание73
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения
1
Наблюдать за постановкой запятой в сложноподчиненном предложении. Применять правила расстановки запятых между частями сложного предложения
157
Правописание74
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения
1
Применять правила расстановки запятых между частями сложного предложения
158-159
Развитие речи30-31
Текст
2
Создавать начало и конец к заданной истории
160
Как устроен наш язык55
Синтаксис16
Сложное предложение.
1
Соотносить сложное предложение и их схемы. Различать сложное предложение
161
Правописание75
Административная контрольная работа за II полугодие
1
Орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2-4 классах
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
162
Правописание76
Работа над ошибками
1
Проанализировать ошибки
Знаки препинания в сложном предложении «Правописание» (3 ч)
163
Правописание77
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения
1
Обобщать и систематизировать знания о постановке знаков препинания между частями сложного предложения. Применять правила расстановки запятых между частями сложного предложения
164
Правописание78
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения
1
Писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами
165
Правописание79
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения
1
Проанализировать ошибки
166
Развитие речи32
Повторение. Текст.
1
Анализировать тексты с использованием языковой игры. Воспринимать и понимать звучащую речь, находить ошибки, нарушающие
логичность, правильность и точность текста
167
Развитие речи33
Повторение. Текст.
1
Подбирать заголовок к тексту, составлять его план и письменно пересказывать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
168
Развитие речи34
Повторение. Текст.
1
Подбирать заголовок к тексту, составлять его план и письменно пересказывать;
169
Как устроен наш язык56
Синтаксис17
Повторение. Знаки препинания в сложном
Предложении.
1
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
170
Как устроен наш язык57
Синтаксис18
Обобщающий урок по теме «Синтаксис»
1
-обобщить полученные знания
Итого:170 ч.
6. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
Комплект технических и информационно – коммуникативных средств обучения:
- аппаратура для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации,
- компьютер,
- мультимедиа – проектор,
- интерактивная доска,
- множительная техника,
- перечень медиаресурсов (в том числе электронные тренажеры,пособия, обучающие программы)
1. Писатели в начальной школе. Дидактическое пособие к урокам литературного чтения. Дрофа, 2010г.
Список учебной, программно – методической, учебно – методической, справочно – информационной и научно – популярной литературы (с указанием названия, автора, издательства и года издания):
1. Русский язык: учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений:
в 2 ч. Ч.1 - /авт.-сост. С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю.Романова – М.: Вентана – Граф, 20.-160 с.: - (Начальная школа XXI века).
Русский язык: учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 - /авт.-сост. С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю.Романова – М.: Вентана – Граф, 20.-160 с.: - (Начальная школа XXI века).
2. «Пишем грамотно»: 4 класс: рабочая тетрадь № 1, № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений /М.И. Кузнецова. 3-е изд. испр., 64 с. ил: М.: Вентана – Граф, 2014.
3. «Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения».В.Ю.Романова, Л.В.Петленко
4.Проверочные тестовые работы: русский язык, математика, чтение: 3 класс. 4 класс / Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, Е.Э. Кочурова и др. – М.: Вентана-Граф, 2013 + вкл.
5.Тетрадь для контрольных работ « Русский язык» 4 кл., М.:- Вентана — Граф, 2014г.
Раздел программы
КИМ
Задания для организации самостоятельной работы обучающихся