Рабочая программа по предмету «Обучение грамоте» для 1 – го класса II вида (II отделения) составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (II отделения) К.Г Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова - М.: «Просвещение», 2003.
Цель программы обучения: первоначальное овладение учащимися звуко-буквенной
системой языка, знакомство с печатными буквами, с помощью которых
обозначаются звуки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по обучению грамоте »
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Обучение грамоте» для 1 – го класса II вида (II отделения) составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (II отделения) К.Г Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова - М.: «Просвещение», 2003.
Цель программы обучения: первоначальное овладение учащимися звуко-буквенной
системой языка, знакомство с печатными буквами, с помощью которых
обозначаются звуки.
Задачи:
научить детей чтению и письму;
подготовить базу для успешного овладения правописанием;
способствовать развитию речи;
создать основу для овладения правильным звукопроизношением.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплекс:
учебник (Н.Ю. Донская, Н.И. Линикова. Букварь для школ слабослышащих
(2 отделение) 4-е издание, исправленное– М.: Просвещение, 1992
Данные учебники соответствуют программным требованиям 0-го класса II-го отделения.
Программа рассчитана на 132 часа в год, 4 часа в неделю.
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (II отделения).
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные).
Контроль над результатами учебного процесса: текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: самостоятельная работа, устный опрос, фронтальный опрос, выполнение упражнений.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать:
все звуки и буквы русского алфавита;
осознавать их основное отличие (звуки произносят, буквы пишут);
правила переноса слов.
Уметь:
составлять предложения, соблюдая в речи грамматические закономерности, указанные в программе;
устанавливать по вопросам связь между словами в предложении;
вычленять по вопросам слова из предложений;
различать слова по вопросам кто? что? что делает? какой?;
определять род существительных по окончаниям начальной формы в сочетаниях с числительными один, одна, одно;
различать единственное и множественное число по окончаниям начальной формы в сочетаниях «существительное + глагол», «прилагательное + существительное»;
вычленять звуки в словах, определять их последовательность;
четко, без искажения писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова;
правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения
Учебно-тематический план
№ раздела / темы
Наименование разделов и тем
Количество часов
Всего
Теоретические занятия
Практические занятия
Контрольные занятия
1 четверть
1.1
Класс.
1
1
1.2
Моя семья.
1
1
1.3
Игрушки.
1
1
1.4
Игры детей.
1
1
1.5
Домашние животные.
1
1
1.6
Дикие животные.
1
1
1.7
На огороде.
1
1
1.8
В саду.
1
1
1.9
Лес.
1
1
1.10
Столовая.
1
1
1.11
Спальня.
1
1
1.12
Буква и звук: П,п. Аа.
1
1
1.13
Буква и звук М,м.
1
1
1.14
Буква и звук Т,т
1
1
1.15
Буква и звук О,о.
1
1
1.16
Буква и звук В,в
1
1
1.17-1.19
Буква и звук У,у.
3
1
2
1.20
Буква и звук Н,н.
1
1
1.21-1.22
Буква и звук С,с.
2
1
1
1.23-1.25
Буква и звук И,и.
3
1
2
1.26-1.28
Буква и звук Л,л.
3
1
2
1.29-1.30
Буква и звук й.
2
1
1
1.31
Буква и звук Я,я.
1
1
1.32
Буква и звук Э,э.
1
1
Итого
32
24
8
2 четверть
2.1
Составление предложений по вопросам.
1
1
2.2
Составление предложений по рисункам.
1
1
2.3
Составление предложений по вопросам.
1
1
2.4-2.5
Буква и звук Е,е.
2
1
1
2.6-2.7
Буква и звук Ю,ю.
2
1
1
2.8-2.9
Буква и звук К,к.
2
1
1
2.10-2.12
Буква и звук Ё,ё.
3
1
2
2.13
Составление предложений по рисунку.
1
1
2.14
Дифференциация звуков о-ё.
1
1
2.15
Составление предложений.
1
1
2.16
Дифференциация звуков у-ю.
1
1
2.17
Дифференциация звуков а-я.
1
1
2.18-2.19
Буква и звук Б,б.
2
1
1
2.20-2.21
Составление предложений.
2
1
1
2.22
Дифференциация звуков п-б.
1
1
2.23
Рассказ «Комната».
1
1
2.24
Дифференциация звуков б-п.
1
1
2.25
Буква и звук З,з.
1
1
2.26-2.27
Дифференциация звуков з-с.
2
1
1
2.28
Составление предложений.
1
1
Итого
28 часов
16
12
3 четверть
3.1
Дополнение предложений.
1
1
3.2
Буква и звук Ш,ш.
1
1
3.3
Рассказ «Завтрак».
1
1
3.4
Рассказ «Класс».
1
1
3.5
Дополнение предложений.
1
1
3.6
Рассказ «Бабушка».
1
1
3.7
Буква и звук ы.
1
1
3.8
Дополнение предложений.
1
1
3.9
Рассказ «Как Сашка спас малыша».
1
1
3.10
Рассказ «Пушок».
1
1
3.11
Буква и звук Д,д.
1
1
3.12
Рассказ «В классе».
1
1
3.13
Рассказ «В столовой».
1
1
3.14
Рассказ «Дети дома».
1
1
3.15
Рассказ «Дома».
1
1
3.16
Буква и звук Г,г.
1
1
3.17
Рассказ «Магазин».
1
1
3.18
Дифференциация г-к.
1
1
3.19
Буква ъ.
1
1
3.20
Буква: ь.
1
1
3.21
Буква и звук Р,р.
1
1
3.22
Деление слов на слоги.
1
1
3.23
Рассказ «Кролик».
1
1
3.24
Рассказ «Кубики».
1
1
3.25
Рассказ «Розы».
1
1
3.26
Рассказ «Помощники».
1
1
3.27
Рассказ «Дружная семья».
1
1
3.28
Рассказ «Во дворе».
1
1
3.29
Рассказ «Утро».
1
1
3.30
Буква и звук Ж,ж.
1
1
3.31
Составление предложений по рисункам.
1
1
3.32
Рассказ «Ёжик».
1
1
3.33
Дифференциация ш-ж.
1
1
3.34
Рассказ «В первом классе».
1
1
3.35
Рассказ « Подруги».
1
1
3.36
Рассказ «Жора заболел».
1
1
3.37
Рассказ «Библиотека».
1
1
3.38
Рассказ «Экскурсия».
1
1
3.39
Буква и звук Ф,ф.
1
1
3.40
Деление слов на слоги.
1
1
Итого
40 часов
37
3
4 четверть
4.1
Рассказ «Петух».
1
1
4.2-4.4
Составление предложений по рисункам.
3
3
4.5-4.6
Рассказ «Моя мама пахнет хлебом».
2
1
1
4.7
Рассказ «Алёша».
1
1
4.8
Буква и звук Ц,ц.
1
1
4.9
Рассказ «Птицы».
1
1
4.10
Рассказ «Три цыплёнка».
1
1
4.11
Рассказ «Утром».
1
1
4.12
Рассказ «Света помогает».
1
1
4.13-4.14
Буква и звук Ч,ч.
2
1
1
4.15
Стихотворение «Бычок».
1
1
4.16
Рассказ «Бабушка».
1
1
4.17-4.18
Сказка «Под грибом».
2
1
1
4.19
Буква и звук Щ,щ.
1
1
4.20-4.21
Дополнение предложений.
2
2
4.22
Рассказ «Непослушный цыплёнок».
1
1
4.23
Рассказ «В спальне».
1
1
4.24
Рассказ «Во дворе».
1
1
4.25
Рассказ «До свидания».
1
1
4.26
Рассказ «Помощники».
1
1
4.27-4.28
Рассказ «Юра и Шарик».
2
1
1
4.29-4.30
Рассказ «Неряха».
2
1
1
4.31-4.32
Рассказ «Что ребята видели на улице?»
2
1
1
Итого
32 часа
21
11
Всего
132 часа
98
34
Содержание программы учебного курса
Обучение чтению.
Членение слова на слоги. Различение звуков на слух, установление их последовательности словах и слогах. Выделение звука из слога. Составление слогов и слов из букв разрезной азбуки (печатного и рукописного шрифтов): сначала одно- и двусложные, а затем по мере овладения этим навыком, слова любой сложности. Обучение чтению слов и коротких предложений с печатного или рукописного шрифта. Чтение с правильным сочетанием звуков в словах, без искажения и пропуска звуков. Соблюдение правильного ударения в словах и пауз между предложениями. Ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту. Соблюдение правил орфоэпии, указанных в программе по обучению произношению.
Обучение письму
Выработка правильной осанки, умений наклонно расположить тетрадь на парте и правильно держать карандаш и ручку при рисовании и письме. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки, мышц пальцев; обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров бордюров непрерывным движением руки. Знакомство с начертанием больших и маленьких букв алфавита, основными типами их соединения. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах. Правильное расположение букв и слов в строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-буквенного разбора с учителем, а затем самостоятельно. Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного шрифта). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и словесного чтения написанных слов. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка навыка писать большую букву в именах людей и кличках животных. Знакомство с правилами гигиены письма.
Учебно-методические средства обучения
Литература (основная и дополнительная):
1. Методика преподавания русского языка в школе глухих: Учеб. для студ. высш. пед.
учеб. заведений / Под ред. Л. М. Быковой. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2002.
2. Комаров К. В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей:
Учеб. пособие для вузов / К. В. Комаров. – 2-к изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом
«ОНИКС 21 век», 2005.
3. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. / М. С. Соловейчик и
др. – М.: Издательский центр «Академия», 2997.
4. Красильникова О. А., Киреева Г. А. Формирование грамматического строя речи