Программа дополнительного образовательного курса " Занимательная математика"
Программа дополнительного образовательного курса " Занимательная математика"
Рабочая программа учебного курса «Занимательная математика » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, авторской программы Рудницкая «Математика»Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образовательного курса " Занимательная математика" »
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 97
с углубленным изучением отдельных предметов
Дзержинского района г. Волгограда
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО зам. директора по УВР Директор
учителей нач. классов МОУ СОШ№97
Пр № от ( Шугалей Г.В.)
Рук. МО ( Казин С.А.)
( Новикова О.В.)
Программа дополнительного учебного курса
« Занимательная математика » 3 класс
Составитель: Анохина Е.Ф.
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «Занимательная математика » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, авторской программы Рудницкая «Математика», а также условиям реализации, созданным в МОУ СОШ № 97г Волгограда ,согласно локальным актам.
Рабочая программа курса предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход - ответ.
Цель данного курса заключается в развитии математических способностей учащихся, формировании элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Задачи:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять
простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии .
Информация о количестве учебных часов.
Программа курса рассчитана на 32 часа по 1 часу в неделю.
Содержание курса отвечает требованиям и соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Формы организации образовательного процесса:
решение занимательных задач
оформление математических газет
участие в математических олимпиадах
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
проектная деятельность
самостоятельная работа
работа в парах, в группах
творческие работы
экскурсия
Технологии обучения:
- личностно-ориентированного обучения;
- проблемного обучения;
-деятельностно- поисковый метод;
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
Содержание учебного курса.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых
чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунки или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
№
Кол-во ч
Тема
Характеристика
деятельности уч-ся
УУД
план
фактич
1
Вводная беседа. Решение математических кроссвордов.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
1
Логически-поисковые задания.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
1
Задания на тренировку слуховой памяти.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых
чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунки или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
1
Нестандартные задачи.
Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
1
Задания на тренировку зрительной памяти.
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
1
Поиск закономерностей.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
1
Совершенствование воображения.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
1
Упражнения на развитие быстроты реакции, мышления.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
1
Тренировка внимания
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
1
Развитие концентрации внимания.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
1
Мозговая гимнастика.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунки или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
1
Ребусы. Составление ребусов.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
1
Знакомство с изографами.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
1
Решение нестандартных задач..
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
1
Развитие пространственного воображения.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых
чисел (величин). Выбор
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
16
1
Развитие наглядно-образного мышления.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
.
17
1
Анаграммы. Решение анаграмм.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
18
1
Числовая закономерность.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи
19
1
Таблица умножения.
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
20
1
Уникурсальные фигуры.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
21
1
Чайнворд. Нестандартные задания.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах
Воспроизводить способ решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
22
1
Логические задачи на развитие аналитических способностей..
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
23
1
Логические задачи на развитие способностей рассуждать.
Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
24
1
Совершенствование вычислительных навыков.
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
25
1
Математические лабиринты.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
26
1
Занимательные квадраты. Задания на смекалку.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Конструировать несложные задачи.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
27
1
Задачи на сообразительность.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру»
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
28
1
Письменное сложение трёхзначных чисел.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
29
1
Приёмы письменного вычитания в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
30
1
Логически-поисковые задания.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
31
1
Приёмы письменного умножения в пределах 1000.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100.
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
32
1
Закрепление письменных приёмов умножения и деления
. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Планируемые результаты.
В результате освоения предметного содержания предлагаемого учебного курса «Занимательной математики» у учащихся предполагается формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий, позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Универсальные учебные действия
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса«Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного курса являются:
*развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;