kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дополнительного образовательного курса " Занимательная математика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса «Занимательная математика » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы Рудницкая «Математика»Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образовательного курса " Занимательная математика" »



Муниципальное образовательное учреждение


средняя общеобразовательная школа № 97


с углубленным изучением отдельных предметов

Дзержинского района г. Волгограда






Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО зам. директора по УВР Директор

учителей нач. классов МОУ СОШ№97


Пр № от ( Шугалей Г.В.)

Рук. МО ( Казин С.А.)

( Новикова О.В.)








Программа дополнительного учебного курса


« Занимательная математика » 3 класс











Составитель: Анохина Е.Ф.














Пояснительная записка.


Рабочая программа учебного курса «Занимательная математика » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования, авторской программы Рудницкая «Математика», а также условиям реализации, созданным в МОУ СОШ № 97г Волгограда ,согласно локальным актам.

Рабочая программа курса предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход - ответ.

Цель данного курса заключается в развитии математических способностей учащихся, формировании элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Задачи:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

– освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии

решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить

простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять

простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного

воображения;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии .


  • Информация о количестве учебных часов.

Программа курса рассчитана на 32 часа по 1 часу в неделю.

Содержание курса отвечает требованиям и соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

  • Формы организации образовательного процесса:

  • решение занимательных задач

  • оформление математических газет

  • участие в математических олимпиадах

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой

  • проектная деятельность

  • самостоятельная работа

  • работа в парах, в группах

  • творческие работы

  • экскурсия

Технологии обучения:

- личностно-ориентированного обучения;

- проблемного обучения;

-деятельностно- поисковый метод;


Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.

Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;


Содержание учебного курса.


Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых

чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунки или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Кол-во ч

Тема


Характеристика

деятельности уч-ся

УУД

план

фактич

1

Вводная беседа. Решение математических кроссвордов.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)


Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.




1

Логически-поисковые задания.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами.


Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.




1

Задания на тренировку слуховой памяти.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых

чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунки или в таблице, для ответа на заданные вопросы.


Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.



1

Нестандартные задачи.

Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.


Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).




1

Задания на тренировку зрительной памяти.

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.


Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.




1

Поиск закономерностей.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами.


Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.




1

Совершенствование воображения.

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.




1

Упражнения на развитие быстроты реакции, мышления.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.


Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.




1

Тренировка внимания

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.


Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.




1

Развитие концентрации внимания.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.


Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.




1

Мозговая гимнастика.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунки или в таблице, для ответа на заданные вопросы.


Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.




1

Ребусы. Составление ребусов.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.


Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.




1

Знакомство с изографами.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.


Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.




1

Решение нестандартных задач..

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.




1

Развитие пространственного воображения.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых

чисел (величин). Выбор

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.




16

1

Развитие наглядно-образного мышления.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

.


Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

.




17

1

Анаграммы. Решение анаграмм.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.




18

1

Числовая закономерность.

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.


Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи



19

1

Таблица умножения.

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.


Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.




20

1

Уникурсальные фигуры.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.


Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.




21

1

Чайнворд. Нестандартные задания.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах

Воспроизводить способ решения задачи.

Конструировать несложные задачи.




22

1

Логические задачи на развитие аналитических способностей..

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.


Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.




23

1

Логические задачи на развитие способностей рассуждать.

Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.


Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.




24

1

Совершенствование вычислительных навыков.

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.


Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.




25

1

Математические лабиринты.

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.


Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.




26

1

Занимательные квадраты. Задания на смекалку.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.


Конструировать несложные задачи.

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.




27

1

Задачи на сообразительность.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру»

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.




28

1

Письменное сложение трёхзначных чисел.

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.






29

1

Приёмы письменного вычитания в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.


Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.




30

1

Логически-поисковые задания.


Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.




31

1

Приёмы письменного умножения в пределах 1000.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.




32

1

Закрепление письменных приёмов умножения и деления

. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.


Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.






Планируемые результаты.

В результате освоения предметного содержания предлагаемого учебного курса «Занимательной математики» у учащихся предполагается формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий, позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.



Универсальные учебные действия

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.


Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса«Занимательная математика».


Личностными результатами изучения данного курса являются:

*развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

*развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

*воспитание чувства справедливости, ответственности;

*развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности

мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».


Предметные результаты отражены в содержании программы .

Перечень учебно-методического обеспечения


Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — Математика. Математический мир.

2http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы.

3.http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

4.http://puzzle-ru.bIogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребус.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа дополнительного образовательного курса " Занимательная математика"

Автор: Анохина Елена Фёдоровна

Дата: 30.11.2014

Номер свидетельства: 137271

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "программа кружка "Занимательная математика" для учащихся 5 класса "
    ["seo_title"] => string(75) "proghramma-kruzhka-zanimatiel-naia-matiematika-dlia-uchashchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "195547"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427913966"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Спецкурс "Занимательная математика" "
    ["seo_title"] => string(38) "spietskurs-zanimatiel-naia-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "236086"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443957982"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Дополнительная образовательная программа для подготовки детей к школе "Первоклассная школа""
    ["seo_title"] => string(92) "dopolnitielnaiaobrazovatielnaiaproghrammadliapodghotovkidietieikshkoliepiervoklassnaiashkola"
    ["file_id"] => string(6) "276826"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452788867"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "программа кружка "Матема" "
    ["seo_title"] => string(26) "proghramma-kruzhka-matiema"
    ["file_id"] => string(6) "118949"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413298112"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Программа внеурочной деятельности в начальной школе общеинтеллектуального направления"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_v_nachalnoi_shkole_obshcheintellektualnogo_na"
    ["file_id"] => string(6) "529060"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574875851"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства