Просмотр содержимого документа
«Профориентационная работа с детьми ОВЗ»
Профориентационная работа с детьми с ОВЗ (умственная отсталость).
Голышев Константин –ученик 6 Б класса МБОУ «КСОШ№3»
Цели
оказания профориентационной поддержки ученику в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
выработка у школьника сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащегося для разделения их по профилям обучения;
обеспечение широкого диапазона профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках и в воспитательной работе;
дополнительная поддержка групп школьников с ОВЗ, у которых легко спрогнозировать сложности дальнейшего обучения и трудоустройства.
выработка гибкой системы кооперации средней ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями посёлка.
Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей учащихся общеобразовательного учреждения, работодателей, сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
Школа должна осознать свою долю экономической ответственности перед страной. Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.
Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.
В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле - длительный социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.
Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.
Профессиональная ориентация в школе для детей с ОВЗ - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
В школе профориентационная работа проводится администрацией учреждения, классными руководителями, педагогом – психологом, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками.
Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:
сформировать положительное отношение к труду;
научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:
Профессиональная информация.
Профессиональное воспитание.
План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.
Профессиональная консультация
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников с ОВЗ. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональное консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.
Формы работы могут быть следующие:
профориентационные уроки;
экскурсии;
классный час по профориентации;
встречи со специалистами;
профессиографические исследования;
родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.
Важно помнить, что профориентационная работа в школе для детей с ОВЗ приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:
1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).
Данные памятки предназначены для классных руководителей в работе с учащимися по их профессиональному самоопределению.
Формы взаимодействия с учащимися школы с целью профориентации:
анкетирование и тестирование учеников;
консультации для школьников и их родителей;
профориентационные опросники;
профориентационные игры.
Мероприятия, ориентированные на профориентацию школьников с ОВЗ:
экскурсии на предприятия и в организации с целью ознакомления;
посещение выставок-ярмарок учебных мест, организованных учебными заведениями(совместно с Центром занятости);
посещение учреждений профессионального образования в Дни открытых дверей;
содействие временному трудоустройству обучающихся во время каникул;
расположение информационных материалов по профориентации на школьном сайте.
Критерии и показатели эффективности профориентационной работы в школе
В управлении профориентационной работой к наиболее важным относятся вопросы определения критериев и показателей эффективности профориентации. Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной целенаправленной работе со школьниками, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям и возможностям, так и потребностям региона, в котором они живут, общества в целом.
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:
1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
2. Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
3. Уверенность школьника в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся 7 – 9 классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.
Мероприятия
Срок
выполнения
Ответственные исполнители
1. Нормативно-правовое обеспечение
1.1
Изучение нормативно-правовых документов. Разработка плана профориентационной работы в школе на текущий учебный год.
До 01.09.2019
Администрация школы, педагог - психолог
2. Информационно-методическое и кадровое обеспечение
2.1
Изучение методических рекомендаций по организации профориентационной работы среди обучающихся.
В течение указанного периода
Администрация школы, классные руководители, педагог - психолог
2.2
Определение программы по профориентации учеников.
С 01.09.2019
Администрация школы, педагог - психолог
2.3
Расписание занятий для ведения психологического практикума по профориентационной работе
С 01.09.2019
Администрация школы
3. Обеспечение условий для формирования социально-экономического профориентационного пространства школы
3.1
Провести тестирование учащихся «Склонности и профессиональная направленность»
Ноябрь,
2019
педагог - психолог
3.2
Провести диагностические методики среди учащихся с целью выявить у школьников особенности развития самооценки, профессиональную направленность, узнать о личных профессиональных планах.
Февраль, 2019
3.3
Проведение профориентационных игр среди учащихся:
«Угадай профессию»
«Заглянем в будущее…»
«Защита профессий»
В течение года по программе работы психологического практикума
педагог - психолог
3.4
Проведение профориентационных опросников
По плану работы педагога - психолога
педагог - психолог
3.5
Провести тематические классные часы профориентационной направленности:
«Мастерство и талант»
«Что такое труд»
«Мои планы на будущее»
«Профессионализм. Что это?»
«Планирование профессиональной карьеры»
По плану классных
руководителей
МО классных руководителей
3.6
Посещение учащимися выставки-ярмарки учебных мест , а также учреждений профессионального образования в Дни открытых дверей
По плану средних профессиональных учреждений
Администрация школы, классные руководители , педагог - психолог
3.7
Проведение обзорных и тематических профориентационных экскурсий с целью ознакомления работы предприятий, условий труда, технологическим процессом
По мере согласования с руководителями предприятий
Администрация школы, классные руководители, педагог - психолог
3.8
Содействие временному трудоустройству обучающихся во время каникул
По согласованию
Администрация школы
3.9
Использование в профориентационной работе Internet-ресурсов
Постоянно
Классные руководители , педагог - психолог
3.10
Оформление информационных стендов по профессиональной ориентации в учебных кабинетах, их обновление.
Постоянно
Классные руководители
3.11
Размещение информации по профориентационной работе на школьном сайте
Постоянно
Классные руководители,
педагог - психолог
3.12
Информирование учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им образовательной среды начального и среднего профессионального образования.
Постоянно
Администрация школы, классные руководители, педагог - психолог
3.13
Информирование учащихся и их родителей, педагогов школы о проблемах занятости на местном и региональном рынке труда.
Постоянно
Администрация школы, классные руководители, педагог – психолог.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПУТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВО В НАЗАРОВСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА "
["seo_title"] => string(156) "proforiientatsionnaia-rabota-s-diet-mi-s-narushieniiem-intielliekta-i-puti-ikh-sotsializatsii-v-obshchiestvo-v-nazarovskoi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
["file_id"] => string(6) "116308"
["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1412412838"
}
}