"Ранняя профориентация детей с интеллектуальными нарушениями"
"Ранняя профориентация детей с интеллектуальными нарушениями"
Ранняя профориентация является важным направлением работы с детьми с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями). Грамотно построенная система профориентационной работы на начальном этапе обучения способствует формированию у младших воспитанников представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда в жизни людей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Ранняя профориентация детей с интеллектуальными нарушениями"»
Ранняя профориентация детей с интеллектуальными нарушениями Цель обучения: знакомство и формирование представлений о различных профессиях, инициация мотивации на выбор профессииЦель проведения профориентационной недели подразумевает: содействие профильной и профессиональной самоидентификации воспитанников и обучающихся образовательной организации МКОУ «Школа – интернат №4».
С особым вниманием проводится работа с выпускниками и детьми инвалидами, обучающимися в 8 – 9 классах.
В течение профориентационной недели в МКОУ «Школе – интернат №4» проводятся следующие традиционные мероприятия:
1. Учителя – профессионально – трудового обучения совместно с обучающимися старших классов выполняют на своих уроках мини-проекты по изготовлению различных изделий, которые можно сделать своими руками.
Цель выполнения данных мини-проектов заключается в том, что учителя:
способствуют формированию системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний и умений учащихся, воплощаемых в конечный конкурентоспособный продукт;
содействуют развитию инициативы, навыков работы в коллективе, сотрудничества, умения логически мыслить, видеть проблемы и принимать решения, получать и использовать информацию, планировать свою деятельность, уметь вступать в коммуникацию.
Мини-проект выполняют по алгоритму:
Выбор модели будущего продукта;
Выбор материала;
Выбор оборудования и средств;
Проектировка и моделирование изделия (будущего продукта);
Технологическая последовательность изготовления изделия (продукта);
Определение себестоимости изделия (продукта).
Рефлексия и анализ проделанной работы (оценка адекватности себестоимости продукта, сложность проекта, наиболее удачные/неудачные моменты).
Защита проекта (презентация изделия-продукта).
2. Воспитатели восьмых-девятых классов в сотрудничестве с педагогом - психологом в течение всего учебного года проводят беседы по профориентации по программе «Профориентация и развитие жизненных целей», которая в свою очередь подразделяется на темы:
«Где можно получить профессию»;
«Профессиональная пригодность»;
«Профессия и здоровье»;
«Виды профессий».
Также, традиционно проводятся встречи с мастерами ГПОУ «Калтанский многопрофильный техникум», в ходе которых обучающихся знакомят с такими профессиями как штукатур – маляр и швея.
Также в ходе встречи:
проводится показ видеофильма о техникуме;
проводятся профессиональные пробы по профилю штукатур-маляр, каменщик;
старшеклассников знакомят с правилами поступления и со сроками приема документов в ГПОУ «Калтанский многопрофильный техникум»;
Также, в рамках профориентационной работы, в нашей школе проводятся:
собрания для родителей обучающихся в 8-9 классах на тему «Выбор будущей профессии». Цель данных собраний - знакомство родителей выпускников с условиями обучения в учреждениях ГПОУ «Калтанский многопрофильный техникум» и училище №29 г.Новокузнецк, куда после окончания нашей школы смогут поступить их дети. Обучаясь в данных учреждениях СПО выпускники смогут продолжить профессиональное обучения и получить профессию;
Устный журнал «Где родился – там и пригодился», для обучающихся 8-9 классов;
Конкурс рисунков «Мир профессий», для обучающихся 1-9 классов;
Познавательные мероприятия-викторины «Чем пахнут ремесла» для обучающихся 1-4 классов и КВН «Все профессии нужны – все профессии важны».
Результатом данных мероприятий является самоопределение будущих выпускников специальных школ, и выбор дальнейшего образовательного учреждения.
В школе проводятся творческие выставки «Сделай сам», на которых обучающимся предоставляется возможность закрепить трудовые навыки, полученные на уроках ПТО. Их поделки, как правило, интересны по содержанию, богаты фантазией, творчеством, выполнены аккуратно и имеют практическую направленность. Работы наших обучающихся выставляются на городских выставках посвященных декоративно-прикладному творчеству и регулярно получают высокую оценку.
Огромную помощь в профессиональной ориентации детей с умственной отсталостью оказывают педагоги профессионально-трудового обучения, которые могут обучить основам будущей профессии, развить и скорректировать трудовые навыки учащихся, развить их творческие способности. Целенаправленная профориентационая работа ведется учителями профессионально-трудового обучения: в соответствии с календарно-тематическим планированием, проводятся экскурсии на предприятия и общественные места города с целью знакомства, уточнения и расширения знаний обучающихся о различных профессиях, условиях труда и для лучшей социализации, адаптации выпускников.
Цель моей профессионально-ориентационной работы не определить, кем быть обучающимся в дальнейшем, а привить любовь к труду. В своей работе стараюсь учитывать индивидуальные особенности и способности обучающихся, а также передаю им необходимые для данной профессии знания и умения.
В процессе обучения также необходимо сформировать у обучающихся психологическую готовность к профессиональному самоопределению и к концу обучения в школе подготовить ребят к взвешенному самостоятельному выбору будущей профессиональной деятельности. Обучение в специальной школе является первым этапом трудовой подготовки детей, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии. Обучение в учреждениях СПО выступают в качестве второго этапа. На первом этапе работы с обучающимися, я, как учитель ПТО, стремлюсь заложить у своих воспитанников основу профессиональных возможностей, что в дальнейшем должно помочь им в определении направления их трудового пути. виду того, что труд выступает в качестве одного из основных факторов, которые способствуют развитию обучающихся, деятельность учителя трудового обучения в специальной школе должна быть нацелена не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков, но и на подготовку их к самостоятельности в естественном социальном окружении.
У выпускников должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения, а также навыки, которые будут в полной мере удовлетворять их потребности, которые связаны с самообслуживанием, помощью близким, а также адаптацией в современном обществе, ориентацией в социуме и быту, возможностью самостоятельного поиска работы и самостоятельным трудоустройством, повышением квалификации и профессиональным ростом. Профессиональное обучение в школе не ограничивается только знакомством обучающихся с профессиями, но также направлено на формирование у них установок на выбор профессии и устойчивых интересов к трудовой деятельности. Опираясь на вышеизложенное, важно понимать, что система обучения, которой будет подчинена вся работа с детьми, должна быть грамотно спланирована. На начальном этапе обучения, целесообразным считаю акцентировать внимание на зрительно – двигательной координации и мелкой моторике рук, так как, переходя к профессиональному обучению, обучающиеся должны овладеть первоначальными навыками трудовой деятельности. Так, например, в 4 классе для решения данной проблемы подойдёт лепка изделий из глины и пластилина, работа с металлическим конструктором, работа с бумагой и картоном, оформление отливок из гипса и цемента водными красками и пр. С этой целью я также использую тренировочные упражнения, различные физкультминутки и динамические паузы. Такая подготовительная работа помогает обучающимся младших классов почувствовать уверенность своих движений и в дальнейшем облегчить им выполнение новых, более сложных заданий. Таким образом, я приобщаю учащихся к трудовой деятельности в 4 классе.
К сожалению, воспитанники нашей школы часто желают делать то, что в силу своего умственного развития и состояния здоровья не смогут. Изучение трудовых возможностей обучающихся вначале профессионального обучения, даёт мне возможность своевременно выявить общие качества личности (такие как черты характера, интересы, особенности поведения, состояние двигательных качеств), а также уровень развития способностей и готовности к учебно-трудовой деятельности. Всё это в дальнейшем помогает мне индивидуализировать процесс обучения и попутно проводить коррекционную работу своей деятельности.
С момента перехода в 5 класс начинается непосредственно профессиональное обучение. Обучающиеся начинают знакомство со штукатурно-малярными работами и инструментами, а также и отрабатывают приемы овладения ими. В процессе трудового обучения я стараюсь логически связывать информацию о профессиональном труде с изучением конкретной темы. Например, в процессе знакомства пятиклассников с водными и неводными красками, я рассказываю о разновидностях красок и провожу беседу «Где работают маляры?». Таким образом, у обучающихся формируются понятия о профессии «маляр», о его деятельности, более того, у школьников появляется возможность немного побыть в роли представителя данной профессии. Беседы стараюсь подкреплять наглядно: показом видеороликов и мультимедийных презентаций.
В 6-8 классах обучение направлено на совершенствование приёмов владения ручным инструментом, изучение новых технологических процессов.
В 9 классе работа с обучающимися, в большей степени, имеет практическую направленность. Мы знакомимся с новыми строительными материалами, с работой в производственных условиях, отрабатываем технологии ремонта и отделки различных помещений. Успех профессиональной деятельности зависит от эмоциональных реакций, уровня мотивации, возможности волевого контроля и самоконтроля, личностных проявлений и ряда других факторов. В своей работе с обучающимися в рамках профессиональной ориентации я также использую профориентационные упражнения.
«Угадай профессию»
Цель: уточнить знания детей о профессиях/ выявить отношение к разным профессиям и по возможности подкорректировать это отношение.
Инструкция: «Ребята, сейчас мы сыграем в новую игру, которая называется «Угадай профессию». Обучающимися нужно попробовать отгадать профессию с помощью задавания вопросов. Например: «Какого цвета эта профессия?», «Какой запах ассоциируется с данной профессией?», «Какой инструмент нужен представителям данной профессии?», «Где можно получить эту профессию?» и так далее. Возьмем, например, профессию маляра.
Где можно получить данную профессию? (В техникуме)
«Формула профессии». Профессия включает в себя предметы труда и цели труда. Предметы труда– это предметы, с которыми помогают в работе человеку данной профессии. Цели труда– это то, ради чего работает человек данной профессии. Можно записать формулу профессии:
Профессия = предметы труда + цели труда. Можно предложить такие формулы:
Маляр = стены, потолок, краски + делать красивыми.
Штукатур= раствор, правило + кирпичная поверхность.
«Отгадай профессию»
Цель: осознать содержание труда разных профессий и создать условия для развития умения соотносить образ человека с различными профессиями.
Демонстрируются картинки с изображением людей, занимающихся различными видами труда. Учащимся нужно правильно назвать профессию, опираясь на визуальные признаки.
«Назови профессии, названия которых начинается с буквы М, Ш, К»
Цель: уточнять знания о мире профессий/ учить позитивному восприятию успехов своих товарищей/ формировать навыки работы в группе.
Заранее можно приготовить список профессий, чтобы при необходимости оказывать учащимся помощь. Если учащиеся затрудняются вспомнить профессию, можно предложить подсказку в виде описания вида деятельности.
«Угадай профессию по дополнительным признакам»
Цель: уточнять и расширять знания о мире профессий/ учить угадывать профессию по ассоциациям.
Инструкция: «Сейчас я буду перечислять вам предметы, которыми пользуются люди той или иной профессии, а вы должны будете назвать эту профессию». Сначала предлагается один предмет, затем добавляется каждый раз еще по одному предмету, пока профессия не будет угадана.
Цель: обсудить слова – термины, связанные с профессией штукатур – маляр/каменщик и прочие другие.
Инструкция: «Вам необходимо обсудить слова-термины в командах. Затем вы должны объяснить их значение другой команде. Время на обсуждение каждого термина - 1 минута». Команды по очереди обмениваются определениями заданных слов, вносят замечания и дополняют друг друга.
Пример:
Список 1. Профессия, инструмент, обязанности, условия труда.
Список 2. Рабочий, орудия труда, мастер, зарплата.
Подводя итог всему вышеизложенному, хочу добавить то, что хоть и не все мои ученики выбирают профессию штукатура – маляра, однако от моей работы зависит, каким будет интерес к предмету трудовой деятельности, а затем и к профессии. На своих уроках я учу ребят выдерживать нагрузки, неотделимые от любого трудового процесса, учу планировать свою работу, доводить начатое дело до конца, находить и анализировать свои ошибки, уважать человека рабочей профессии и всё им созданное. Практика показывает, что эти качества необходимы каждому выпускнику, независимо от выбранной им профессии.
В МАОУДО «ДМЦ «Североморец» дети обучаются по программе "Я - конструктор" (Мир лего). Обучение позволяет детям почувствовать себя юными учеными и инженерами, предполагает создание устройств с помощью конструктора ЛЕГО. Ребята изучают начальное техническое моделирование: воспроизводят окружающие объекты в соответствии со схемами, чертежами. Занятия развивают пространственного мышление, мелкую и среднюю моторику рук, а также техническое и творческое мышление, способствуют формированию устойчивого интереса к конструированию обучающихся. Изготавливая то или иное изделие, дети знакомятся не только с его устройством, основными частями.
Важным средством развития представлений о труде взрослых выступают экскурсии на предприятия и в организации для наиболее близкого знакомства с профессиями, так как дети имеют возможность увидеть сам процесс труда, его орудия (в медицинский кабинет, прачечную, библиотеку, школу, магазин, аптеку, в парикмахерскую, ателье, на почту, в пожарную часть). В ходе экскурсии ребята узнают о зарождении и развитии профессии. Эти яркие впечатления надолго остаются в памяти у детей.тям
В процесс ознакомления детей дошкольного возраста с профессиональной деятельностью взрослых включаются игры, отражающие современные социально-экономические отношения и новые профессии, связанные с элементами рыночной экономики (дидактические игры «Кому что необходимо для работы», «Кем я хочу стать? Как буду работать?», «Угадай, кто я?», «У кого какой инструмент?», «Подскажи словечко», «Что делает человек, который работает…», «Кто что делает?») и другие.и, но и значением
На основе полученных знаний дети примеряют на себя роль работника той или иной сферы деятельности. Ведь игра - это самая свободная и естественная форма погружения в реальную или воображаемую действительность, позволяющая ребенку самореализоваться. Дети охотно берут на себя ведущую роль, в игре они могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты. Сюжетно-ролевые игры («Школа», «Парикмахерская», «Банк», «Кафе», «Юные пожарные» и др.) позволяют детям представить себя в роли мастера определенной профессии. Дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей разных профессий, ориентироваться в их взаимосвязях, выражать предпочтение определенной группе профессий или какой-то конкретной профессии.
Ранняя профориентация является важным направлением работы с детьми с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями). Грамотно построенная система профориентационной работы на начальном этапе обучения способствует формированию у младших воспитанников представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда в жизни людей.