К сожалению, современный ребенок часто связывает свою будущую взрослую жизнь со сферой потребления, а не сферой деятельности. Обучающиеся начальной школы не получают достаточных импульсов для формирования важнейших векторов своего развития, к которым можно отнести ориентацию на продуктивный, полезный труд для других людей. Информация о мире профессий у них весьма ограничена. Очень важно содействовать тому, чтобы ребенок уже в начальной школе задумывался над тем, что он хочет делать, в каких сферах деятельности реализоваться, а формирующееся в сознании детей понятие о взрослости было бы непосредственно связано с работой. Одна из основных задач начального школьного образования – формировать положительное отношение к труду и первичное представление о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у младшего школьника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, а особенно уделить внимание профессиям, которые доступны для данной категории детей.
Современные информационно-коммуникативные технологии дают возможность расширить рамки образовательного процесса. Дети начальных классов обладают непроизвольным вниманием; они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. А если материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь просто незаменима презентация. Информация подается в привлекательной форме, а наличие сюрпризного момента в виде анимации ускоряет процесс запоминания содержания, делает его осмысленным и долговременным. Экскурсии в школьные мастерские дают возможность по-новому представить наглядный материал, рассказ учителя. Сюжетно-ролевые игры, являясь самым сильным инструментом для обработки информации, служат и мощным средством в обучении, способствуют развитию интегративных качеств ребенка, как: любознательность, активность, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что младших школьников называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
В учебных учреждениях учителя широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Проблема:
У младших школьников нет четких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых.
Не сформированы знания о конкретных действиях некоторых профессий.
Не четко представляют, какие существуют особенности в той или иной профессии.
Не могут назвать конкретные предметы, необходимые одной или другой профессии.
Гипотеза:
Знакомство с профессиями даст возможность ребенку понять важность и необходимость трудовой деятельности.
Через работу над данной темой, ребенок получает информацию о мире профессий.
Научится уважать труд.
Реализует свою возрастную потребность в самоопределении.