Главная задача педагога - выявить одарённых детей, привлечь их к активной исследовательской и экспериментальной работе, дать знания и навыки для дальнейшей творческой работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План работы с одарёнными детьми»
План работы
с одарёнными детьми
Человек способен мыслить творчески,
и, вне всякого сомнения,
– это чудеснейший из даров.
Даром этим отмечен каждый
Цель: создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», «одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».Способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одаренных детей.
Задачи развития:
развитие личности одаренных учащихся;
развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;
развитие позитивной Я-концепции;
развитие творческой самостоятельности;
развитие коммуникативных умений;
развитие рефлексивных умений.
Формы работы с одарёнными детьми:
групповые занятия с одаренными учащимися;
предметные кружки;
кружки по интересам;
конкурсы;
участие в олимпиадах;
исследовательская деятельность.
Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:
с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; результативность деятельности с одаренными детьми.
Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.
I. Цель и задачи по работе с одаренными детьми:
1.Выявление одаренных детей.
Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:
– знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
– обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
– накопление библиотечного фонда по данному вопросу;
– знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
– проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии их способностей.
Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:
– отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления;
– инициативности и творчества;
– предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу;
– создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых;
– внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы современной цивилизации;
– расширять возможности для участия одарённых и способных школьников на международных конференциях, в творческих конкурсах, на выставках, олимпиадах;
– создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития одаренности.
3.Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Для реализации третьей цели необходимо решить следующие задачи:
Создание системы урочной, внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм урочной и внеурочной деятельности.
Организация системы исследовательской работы учащихся.
Обеспечение доступности качественного образования.
Создание условий для развития и комплексной поддержки одаренных школьников.
Пропаганда интеллектуальных ценностей и авторитета знаний.
Создание новых форм и эффективных методик развития творческих способностей и опыта научного творчества.
II.Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
1. принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
2. принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
3. принцип индивидуализации и дифференциации обучения; 4. принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; 5. принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
III. Направления работы:
1. Диагностика склонностей учащихся и притязаний, обучающихся и их родителей. Создание банка данных.
Пополнение банка данных о творческих способностях учащихся, их одаренности (показатели в учебе, итоги олимпиад, конкурсов, конференций).
Создание системы взаимодействия с внешкольными, культурно-просветительными учреждениями, родителями учащихся для выявления и воспитания одаренных детей.
4. Забота о социальной защите и поддержке одаренных обучающихся.
Накопление методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников, осуществления индивидуализации обучения в 1-4 классах.
Осуществление целенаправленной работы по преемственности обучения начального и основного звена (совместные МО, проблемные группы, взаимопосещения).
Презентация опыта на педагогических советах, МО.
Организация учебной и внеучебной деятельности педагогами ставятся следующие задачи:
Учет индивидуальных возможностей учащихся.
Повышение степени самостоятельности учащихся.
Расширение познавательных возможностей учащихся.
Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Проведение предметных декад, при организации которых ставятся следующие задачи:
Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
Развитие творческих способностей учащихся (через конкурсы рисунков, устного творчества, сочинений, исследовательской деятельности, составлении различных головоломок и проч., музыкальное оформление тематических общешкольных мероприятий).
Организация работы кружков, секции.
Формы работы с одаренными учащимися
– групповые и индивидуальные занятия с сильными учащимися;