Главная задача педагога - выявить одарённых детей, привлечь их к активной исследовательской и экспериментальной работе, а также дать знания и навыки для дальнейшей творческой работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План работы с одарёнными детьми»
План работы
с одарёнными детьми
Человек способен мыслить творчески,
и, вне всякого сомнения,
– это чудеснейший из даров.
Даром этим отмечен каждый
Цель: создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», «одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».Способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одаренных детей.
Задачи развития:
развитие личности одаренных учащихся;
развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;
развитие позитивной Я-концепции;
развитие творческой самостоятельности;
развитие коммуникативных умений;
развитие рефлексивных умений.
Формы работы с одарёнными детьми:
групповые занятия с одаренными учащимися;
предметные кружки;
кружки по интересам;
конкурсы;
участие в олимпиадах;
исследовательская деятельность.
Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:
с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; результативность деятельности с одаренными детьми.
Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.
I. Цель и задачи по работе с одаренными детьми:
1.Выявление одаренных детей.
Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:
– знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
– обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
– накопление библиотечного фонда по данному вопросу;
– знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
– проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии их способностей.
Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:
– отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления;
– инициативности и творчества;
– предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу;
– создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых;
– внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы современной цивилизации;
– расширять возможности для участия одарённых и способных школьников на международных конференциях, в творческих конкурсах, на выставках, олимпиадах;
– создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития одаренности.
3.Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Для реализации третьей цели необходимо решить следующие задачи:
Создание системы урочной, внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм урочной и внеурочной деятельности.
Организация системы исследовательской работы учащихся.
Обеспечение доступности качественного образования.
Создание условий для развития и комплексной поддержки одаренных школьников.
Пропаганда интеллектуальных ценностей и авторитета знаний.
Создание новых форм и эффективных методик развития творческих способностей и опыта научного творчества.
II.Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
1. принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
2. принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
3. принцип индивидуализации и дифференциации обучения; 4. принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; 5. принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
III. Направления работы:
1. Диагностика склонностей учащихся и притязаний, обучающихся и их родителей. Создание банка данных.
Пополнение банка данных о творческих способностях учащихся, их одаренности (показатели в учебе, итоги олимпиад, конкурсов, конференций).
Создание системы взаимодействия с внешкольными, культурно-просветительными учреждениями, родителями учащихся для выявления и воспитания одаренных детей.
4. Забота о социальной защите и поддержке одаренных обучающихся.
Накопление методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников, осуществления индивидуализации обучения в 1-4 классах.
Осуществление целенаправленной работы по преемственности обучения начального и основного звена (совместные МО, проблемные группы, взаимопосещения).
Презентация опыта на педагогических советах, МО.
Организация учебной и внеучебной деятельности педагогами ставятся следующие задачи:
Учет индивидуальных возможностей учащихся.
Повышение степени самостоятельности учащихся.
Расширение познавательных возможностей учащихся.
Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Проведение предметных декад, при организации которых ставятся следующие задачи:
Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
Развитие творческих способностей учащихся (через конкурсы рисунков, устного творчества, сочинений, исследовательской деятельности, составлении различных головоломок и проч., музыкальное оформление тематических общешкольных мероприятий).
Организация работы кружков, секции.
Формы работы с одаренными учащимися
– групповые и индивидуальные занятия с сильными учащимися;
– кружки по интересам;
– интеллектуальный марафон;
– участие в олимпиадах;
– исследовательская работа учащихся.
– конкурс «Ученик года».
Учет по типам одаренности:
– интеллектуальная одаренность;
– творческая одаренность;
– спортивная одаренность.
Индивидуальнаяработа
с обучающимися1-А класса
учитель Пашкова Алла Павловна
МОУ «Гимназия № 70 г. Донецка»
на 2018-2019 учебные годы
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении различных предметов. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
1. пропуски занятий по болезни;
2. слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
3. педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
4. неблагополучная семья;
5. проблема «улицы».
Мы, учителя начальных классов, должны знать, почему ученик не усваивает
учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости учителю и классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники.
Цели:
– ликвидация пробелов у учащихся в обучении;
– создание условий для успешного индивидуального развития ученика.
Что, прежде всего, нужно сделать в работе со слабоуспевающими?
– создать благоприятную атмосферу на уроке;
– своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;
– изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности.
Использовать для этого обучающие игры:
– освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;
– ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;
– культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.
Неуспевающие дети
Хронически неуспевающие дети (по физиологическим причинам).
Дети, неуспевающие по отдельным учебным дисциплинам (по социальным причинам).
Подростки с несформированной учебной деятельностью:
– задания воспринимают невнимательно, часто их не понимают, но вопросы учителю не задают, разъяснений не просят;
– работают пассивно, постоянно нуждаются в стимулах для перехода к очередным видам работы;
– не имеют постоянной цели, не планируют и не организовывают свою работу;
– работают очень вяло, либо постепенно снижают темп, уставая раньше других детей;
– индифферентно относятся к результатам собственной работы, к познавательному труду в целом.
Учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности, но с отрицательным отношением к учению:
– в связи с частичной или полной утратой позиции школьника по причине непонимания отдельного предмета или группы учебных дисциплин (точных, гуманитарных и т.п.) или
– в результате отсутствия необходимых условий: неблагополучная семья, плохое здоровье, отсутствие адекватного педагогического сопровождения.
– неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности (по физиологическим причинам) при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника;
– неуспевающие учащиеся, для которых характерно как низкое, так и высокое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу.
Кроме того, проводимая диагностика показывает, что большинство неуспевающих имеют низкий уровень памяти, внимания, логического мышления, развития речи. Еще обнаружился у отстающих высокий уровень школьной и межличностной тревожности.
Поэтому начинать работу надо с установления контакта и доверия: престать его «пилить», т.е. читать нотации; отказаться от скандалов и наказаний. Благожелательная поддержка любого, даже самого слабого, успеха, выдержка и спокойствие – вот правильная линия поведения родителей в таких случаях. После того как доверие достигнуто, можно начать разбираться в причинах возникшего нежелания учиться. Основной причиной может быть наличие дефектов или несформированность учебной деятельности. Другая причина – допущенные ошибки воспитания, которые ведут к одному: неумению делать то, что надо, вопреки тому, что хочется. Большую роль в воспитании этого умения может сыграть совместная деятельность учителей, школьников и родителей.
Основной вывод из всего сказанного заключается в том, что повышение успеваемости и качества знаний, преодоление отставания школьников в учебе требуют решения двух проблем: с одной стороны, нужно совершенствовать методику проведения учебных занятий, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных учащихся. С другой – умело применять систему воспитательных средств воздействия на учащихся, с тем, чтобы не допускать формирования у них отрицательного отношения к учебе, вырабатывать потребность в знаниях и стремление к преодолению встречающихся трудностей.
Результат – программа работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися, краткое содержание которой представлено ниже.
Технологическая карта педагогической программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
При выявлении стадии развития, на которой находится ученик, определении зоны его ближайшего развития посредством регулярного мониторинга, диагностики.
Для предотвращения отставания, своевременного усвоения предмета.
1. Создание микроклимата в классе.
2. Алгоритмизация действий.
3. Удержание интереса.
4. Формирование мотивации к обучению.
5. Стимулирование оценкой, похвалой.
1. Вести карту наблюдения.
2. Работа в группах, парах.
3. Индивидуальные консультации.
4. Уроки коррекции знаний.
5. Опорные конспекты, памятки.
6. Дидактические игры.
Внеурочная деятельность
При возникновении затруднений:
– в изучении нового материала;
– выявлении пробелов в знаниях.
Для:
– предупреждения неуспеваемости;
– ликвидации выявленных пробелов в знаниях;
– формирования мотивации, интереса к учебе
Индивидуально-личностный подход в работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
1. Индивидуальные и групповые консультации.
2. Оказание помощи при выполнении домашнего задания (карточки инструкции, помощь сильных учеников).
3. Творческие задания.
Воспитательная работа
Регулярно, опираясь на контроль со стороны учителя.
Для формирования личности школьника, мотивации, интереса к учебе
Индивидуально-личностный подход, создание комфортной среды.
1. Вовлечение в кружки, КТД.
2. Проведение тематических классных часов, предметных недель.
3. Работа с родителями
При отставании в учебе, пропусках занятий, невыполнении домашних заданий, несоответствующей обстановке в классе, семье.
Работа ведется регулярно.
Для оказания профессионально-педагогической помощи родителям; выяснения причин неуспеваемости;
установления единых требований.
Определение типа ученика и причин неуспеваемости. Формирование как внутренних, так и внешних мотивов.
Помощь родителям в коррекции успеваемости ребенка.
Тематические родительские собрания.
Индивидуальная и коррекционная работа с родителями.
Совет профилактики.
Основной задачей должна стать, может быть, незаметная, но умно выстроенная коррекционная работа, которая позволит по ходу педагогического процесса исключать все сложности, возникающие у детей в процессе обучения. Обучение обязательно должно быть успешным для всех учащихся. Учитель должен помочь каждому учащемуся учиться, т.к. он сам выбрал профессию учителя. Долг учителя – предоставлять разнообразные возможности для развития личности учащихся и отмечать все их успехи, создавая тем самым стимулы к продолжению обучения.
План индивидуальной работы
с обучающимися 1-А класса
учитель Пашкова Алла Павловна
МОУ «Гимназия № 70 г. Донецка»
на 2018-2019 учебные годы
Мероприятия
Срок
1. Составить список слабоуспевающих учащихся по преподаваемым предметам.
2. Установление уровня подготовки к школе учащихся класса (мониторинговое исследование).
Цель:
а) Определение фактического уровня знаний детей.
б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.
Сентябрь
3. Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися
В течение учебного года.
4. Участие в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсовете, МО).
В течение учебного года.
5. Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.
6. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.
В течение учебного года.
7. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса при анализе тематического учета знаний по предмету детей всего класса.
В течение учебного года.
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно-ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.
При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и проч.
Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
При формировании рекомендаций для организации домашней работы в семье для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.