Изменения и дополнения на 2012-2013 уч.год
Пояснительная записка- на основании распоряжения администрации Татарского района № 434 от 20.12.2011г внесены изменения: МОУ Северотатарская СОШ переименована на МБОУ Северотатарская СОШ.
2 раздел- внесены дополнения – добавлены программы кружков «Театр кукол», «Моделирование», «Информашка», «Юный турист-краевед» , «Познай себя».
3 раздел- добавлен учебный план на 2012-16 уч.г. , кадровые условия , учебно-методическое и информационное обеспечение на 2012-2013г .
Изменения и дополнения на 2013-2014 уч.год
2 раздел- внесены дополнения – добавлена индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для детей с ОВЗ.
3 раздел- добавлен учебный план на 2013-17 уч.г. кадровые условия , учебно-методическое и информационное обеспечение на 2013-14 г.
Изменения и дополнения на 2014-2015 уч.год
3 раздел- добавлен учебный план на 2014-18 уч.г. кадровые условия , учебно-методическое и информационное обеспечение на 2014-15 г.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОЛГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
• неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия; • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения; • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом; • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек; • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, не восприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).
Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении. При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития, исходя из того, что формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания. Одним из компонентов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Разработка программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также организация всей работы по её реализации должна строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
Задачи программы:
-сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх; - дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; - сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни: - научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье; - сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; -сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; - обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); - сформировать навыки позитивного коммуникативного общения; - научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье; - сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития. Организация работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни осуществляется в два этапа.
Первый этап — анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:
-организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек; - организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями); - выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а так же возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.
Второй этап — организация работы образовательного учреждения по данному направлению.
1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:
-внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;
- лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек; - проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:
- проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.; - приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы; - привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований. Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков: по созданию здоровьесберегающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями) — и должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.
Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:
- соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся; - наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи; - организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков; - оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём; - наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися ( учитель физической культуры, психолог, медицинский работник). Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает: - соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
Здоровьесберегающая инфраструктура. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы. Реализация дополнительных образовательных программ. Просветительская работа с родителями (законными представителями)
- использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию); - введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
- строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств; - индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования; - ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников. Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.
Физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:
- полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.); - рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активнодвигательного характера на ступени начального общего образования; - организацию занятий по лечебной физкультуре; - организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3м и 4м уроками; - организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; - организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования; - регулярное проведение спортивнооздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, медицинских работников, психологов, а также всех педагогов. Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:
-внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс; - проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;
Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:
-интеграцию в базовые образовательные дисциплины; -проведение часов здоровья; -факультативные занятия; - занятия в кружках; - проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.; - организацию дней здоровья. Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает: - лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.; - приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы; - организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
Мероприятия по формированию экологической культуры:
1.Проведение бесед для обучающихся, учителей и родителей по экологической этике, формированию основ здорового образа жизни.
2.Подготовка и проведение экологических конкурсов, олимпиад.
3.Проведение бесед и практических занятий по профилактике табакокурения, алкоголя,.
4.Проведение экскурсий в лес.
5.Экскурсии в музеи.
6.Экологическая неделя.
7. Конкурс «Братья наши меньшие»
8.Разработка проектов.
9.Благоустройство территории школы.
10.Участие в акциях «Чистое село», «Помоги птицам», «Кормушка»,«Весенняя Неделя Добра» и др.
11.Выставка цветов, изделий из природного материала.
12Участие в выставке «Урожай».
КВН «Знатоки природы»
Конкурс рисунков и поделок «Живи лес!»
Кл.часы « Правила пдд»
Беседа «Как вести себя в лесу?»
Акция «Чистая школа»;
Беседа «Как правильно питаться»;
Беседа « Огонь наш друг и враг»;
Беседа «Почему нельзя обижать паука?»;
Беседа о зимующих птицах «Синичкин день»;
Оценка результативности
Показателями результативности программы могут служить:
- Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ
- Участие школьников в экологических олимпиадах и конкурсах
- Динамика участия школьников в экологических олимпиадах и конкурсах
- Практическая включенность детей в экологическую деятельность школы
- Результаты мониторинга и анкетирования детей
Мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности
1. Проведение уроков физической культуры - 3 часа в неделю.
2. Организация минуток здоровья.
3. Организация минуток «безопасности»;
4. Организация динамических перемен;
5. Организацию физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
6. Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.
«Осенний кросс» (сентябрь)
«День здоровья» – ( апрель);
«Дорога в лес» – (декабрь);
соревнования по шашкам (январь)
праздник «Папа, мама и я – спортивная семья» (ноябрь);
праздник «Зимние забавы» (февраль);
«Олимпийский километр» (май);
лыжные прогулки (март).
Реализация дополнительных образовательных программ
В школе созданы и реализуются дополнительные программы внеурочной деятельности, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
1. Программа «Подвижные игры».
Цель: повышение уровня физического развития учащихся, развитие основных физических качеств, укрепление здоровья воспитанников через повышение двигательной активности воспитанников средствами подвижных игр, снятие психо-эмоционального. напряжения у детей.
Задачи:
изучение подвижных игр родного края, страны, народов мира;
развитие интереса учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
воспитание здорового образа жизни.
Программа рассчитана на обучающихся 1 - 4- х классов., по 1 часу в неделю, 33 часа в 1 классе и 34 часа во 2-4 классе в год
Программа дает представление о самобытности соседствующих народных культур в играх. Вводятся понятия структуры игры, правил игры, правил общения, правил безопасности. В программу включены инсценировки, театрализованные представления, беседы о правилах общения и безопасного поведения во время игры.
2. Программа «Юный турист- краевед».
Цель :
Формирование всесторонне развитой личности посредством удовлетворения индивидуально-личностных, духовно-нравственных, социокультурных потребностей детей через туризм и краеведение.
Задачи.
Обучающие:
- развивать познавательный интерес в области туризма и краеведения;
- способствовать приобретению и углублению знаний учащихся, дополняющих школьную программу по окружающему миру, математике, литературному чтению и физической подготовки;
- способствовать приобретению специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, краеведения, простейшей медицинской помощи;
- развивать мотивацию к изучению проблем экологии и охраны природы.
2. Воспитательные:
- совершенствовать потребность в духовном и физическом развитии;
- формировать потребность обучающихся в здоровом образе жизни,
-формировать потребность в бережном отношении к памятникам, истории, культуре края, сохранении традиций малой родины.
3. Развивающие:
- развивать самостоятельность и волевые качества воспитанников;
- формировать умение вести себя в коллективе, организаторские навыки- способствовать приобретению опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности,
- совершенствовать физическое развитие младших школьников (развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями);
-формировать у юных туристов потребность в добросовестном отношении к труду и общественной собственности, чувства долга, товарищества и взаимовыручки.
3.Программа « Здоровячок».
Цель : обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
4.Программа «Я – исследователь»
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
-формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
-обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
-формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
-развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Работа с родителями (законными представителями) по программе «Формирование экологической культуры и здорового образа жизни».
Школа стремиться привлечь родителей (законных представителей) к вопросам формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
1. Ведётся просветительская работа:
— Лекции специалистов (психолог, врач, участковый инспектор);
—Уроки духовно-нравственного содержания для родителей (проводит учитель по материалам учебников)
— Круглые столы, посвящённые проблемам охраны и укрепления здоровья детей;
— Родительские собрания: «Режим дня в жизни первоклассника», «Формирование здорового образа жизни» и т.д
2. Проводятся дела с активным привлечением родителей (законных представителей) к совместной работе:
«День здоровья» (родители помогают организовать различные соревнования и активно участвуют в них);
«Весёлые старты» (кроме команд детей, выступает команда родителей и учителей);
«Папа, мама, я — спортивная семья» (соревнуются семейные команды);
выставка творческих работ (наряду с работами детей, представлены работы родителей);