Просмотр содержимого документа
«Окружающий социальный мир во 2 классе»
Пояснительная записка
Учебный план по предмету «Окружающий социальный мир» 2 кл разработан в соответствии с нормативными правовыми актами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанная на основе ФГОС для детей с ОВЗ;
Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015г №26 (СанПиН 2.4.2.3286-15) "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 сентября 1997 года № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIIIвидов» (с изменениями на 26 декабря 2000 года)
Приказ комитета образования и науке Волгоградской области №856 от 31.08.2017г «Об утверждении примерного учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в государственных образовательных организациях, подведомственных комитету образования и науки Волгоградской области»;
Приказ комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области от 14 февраля 2012 г. n 123 "Об утверждении примерного учебного плана индивидуального обучения на дому лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих общеобразовательные учреждения";
Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения (письмо Управления специального образования Министерства образования РФ от 28.02.2003 г. № 27/2643-6);
Письмо Министерства образования РФ №01-50-25/32-05 от 24.01.03 "О защите конституционных прав на образование и иных социальных прав детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью";
Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья»;
Письмо Минобразования РФ от 06.09.2002 № 03-51-127ин/13-03 «Об объемных показателях для разработки федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования»);
Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2001 года №29/1448-6 «Рекомендации по порядку проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
Письмо комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области №И-12/7298 от 25.06.2019 «Разъяснения об особенностях организации образовательной деятельности для учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому»;
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой.);
Устав образовательной организации ГКОУ «Котовская школа-интернат».
Данная программа составлена на основании индивидуальных особенностей учащихся, а также согласно предложениям и рекомендациям вПМПк школы-интерната и по согласованию с родителями (законными представителями), утверждена приказом школы-интерната _№3 от 20 сентября 2019_г.
Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образовании, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении. Предмет «Окружающий природный мир» является одним из важных общеобразовательных предметов, так как готовит обучающихся с нарушениями в интеллектуальном развитии к жизни и общению в социуме. Программа отражает этапы реализации программы, описывает условия успешности работы. В программе дана общая характеристика учебного предмета, информационное и программно- методическое обеспечение, планируемые результаты, содержание учебного предмета. В программе разработано календарно - тематическое планирование занятий по предмету «Окружающий природный мир» для 2 класса.
Цель программы:
формирование социально значимых умений и навыков, необходимых для социализации, ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях и максимально возможного навыка самостоятельности, а также в максимальном включении обучающихся в образовательный процессе, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой). Результатом обучения по «Программе» должна стать социально-бытовая адаптация детей и подростков, максимально возможная их самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация. Для полноценного развития детей-школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью «Программой» определены средства обучения, предметно-развивающая среда, формы взаимодействия с взрослыми участниками образовательного процесса, содержание образовательного процесса в соответствии с общим и национально-региональным компонентом образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении («я и взрослый», «я в семье», «я в школе»);
вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);
учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);
создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
развивать фразовую речь и формировать умение составлять с помощью взрослого простейший словесный отчет о выполненных действиях;
формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях («у меня глаза — я умею смотреть», «это мои руки — я умею...» и т. д.);
привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица педагога (перед зеркалом и без него) и его действиям;
2.Общая характеристика учебного процесса:
Программа по предмету предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего социального мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между явлениями окружающего социального мира и жизнью человека. Программа предполагает, приспособление к самостоятельной практической жизни, выработке у учащихся адекватного отношения к окружающему путем развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми в быту, изживание тенденции к социальному иждивенчеству в посильных для обучающихся задачах по самообслуживанию. Выработке эмоционального отношения к общественному окружению путём развития и воспитания положительных эмоций правильных взаимоотношений с людьми. Необходимо специальное обучение навыкам общения. Это обучение протекает более эффективно, когда ребёнок на практике сталкивается со всей суммой знаний и навыков, связанных с жизнью человека в обществе. Такое обучение осуществляется по программе «Окружающий социальный мир».
Содержание «Окружающий социальный мир» предусматривает знакомство с различными предметами и материалами и освоение действий с ними, дает возможность в дальнейшем использовать приобретенные навыки в разных видах деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Коррекционная направленность обеспечивается через формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, о взаимосвязях человека и общества; также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде и расширение жизненного опыта и социальных контактов в доступных для ребенка пределах
Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от простого к сложному, когда ранее пройденный материал постоянно включается в новые виды работ, закрепляется и вводился в самостоятельную деятельность обучающихся на различных уроках и в различных жизненных ситуациях.
В программе предусмотрены следующие формы организации деятельности: практические занятия и экскурсии.
Технологии в учебном процессе:
личностно-ориентированные,
информационно-коммуникативные,
здоровьесберегающие,
игровые и др.
Межпредметные связи:
Темы уроков-занятий по предмету «Окружающий социальный мир» находят свое логическое продолжение в содержании уроков-занятий по предметам «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование», «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)», а также в реализации задач коррекционно-адаптационной области «Социально-бытовая ориентировка и формирование основ безопасности жизнедеятельности», в логопедической и психокоррекционной работе.
3.Место учебного предмета (курса) в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Окружающий социальный мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 17 часов в год, 0,5 часа в неделю, 34 учебные недели. Данный предмет относится к предметной области «Естествознание»
4.Содержание учебного предмета
Во 2 классе тематические группы представлены: «Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде»-1,5 ч, « Я и моя семья»-3,5 ч, «Мои игрушки»-7 ч, «Явления природы» 2,5 ч, «Двор, дом, квартира»-2,5 ч.
- части тела (руки, ноги, голова – рот, глаза, нос, уши, волосы)
- имена близких родственников (мамы, папы, брата, сестры, дедушки, бабушки);
-узнавание (различение) помещений школы; назначения помещений школы; нахождение помещений школы; знание профессий людей, работающих в школе; соотнесение работника школы с его профессией;
-узнавание (различение) частей дома (стена, окно и т.д.); узнавание (различение) типов домов;
- узнавание различных игрушек, их названия;
-узнавание (различение) предметов обихода (стул, стол, кровать и т.д.);
-узнавание (различение) посуды (чашка, ложка, кружка, тарелка, кастрюля и т.д.);
-узнавание и называние предметов и материалов, изготовленных человеком;
-узнавание (различение) явлений природы (снег, дождь, ветер и т.д.)
6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета (курса)
Предметом итоговой оценки освоения учащегося 2 класса является педагогическая характеристика на конец учебного года по предмету «Окружающий социальный мир»: достижения предметных результатов освоения программы с учетом состояния здоровья, интересов ученика и законного представителя, психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце учебного года.
Система оценки результатов отражает степень выполнения учащимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
7. Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
урока
Количество часов
Дата
Примечание
1 четверть 4 ч
1
Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде
0,5
Мой класс: школьные атрибуты (тетрадь, карандаши, ручки, учебники, стенды, классная доска, мел, компьютер и т.д.) Выбор вместе с учащимися наиболее интересных для каждого из них бытовых предметов и игрушек (из ряда предложенных) — определение предпочтений учащихся. Совместное с учащимися проигрывание одного-двух действий с выбранными игрушками, бытовыми предметами.
Знакомство с правилами поведения в школе для учащихся.
2
Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде
0,5
3
Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде
0,5
4
Я - и моя семья
0,5
Первоначальные представления о себе и собственных возможностях, умениях («у меня глаза — я умею смотреть», «это мои руки — я умею...» и т. д.), о ближайшем социальном окружении («я и взрослый», «я в семье», «я в школе»).
Показ и называние частей тела: голова (глаза, нос, рот, уши), руки, ноги — совместно с учителем (с использованием невербальных и вербальных средств общения). Упражнения на ориентировку в собственном теле.
5
Я - и моя семья
0,5
Двигательные и жестовые упражнения типа: «я - вижу, дышу, нюхаю, говорю, кушаю, слышу», «руки — я все делаю», «ноги—я хожу», «я смеюсь, радуюсь, плачу», «я играю, мои игрушки», «моя кукла — она похожа на меня».
Сравнение частей тела и лица ребенка с частями тела и лица «Дидактической куклы» (вместе с учителем). Показ частей тела и лица на большой дидактической кукле, на антропоморфных игрушках большого размера (мишка, собака, кошка). При этом учитель показывает части тела на кукле и на мягкой игрушке, кратко поясняет, чем отличаются части тела куклы (аналога человека) и животных.
6
Я - и моя семья
0,5
Родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я). Знакомство с пиктограммами «мама», «папа», «ребенок», «дедушка», «бабушка» (исходя из возможностей учащихся).
Учат и называют, отчетливо произносят свою фамилию, имя, возраст, фамилию, имя и отчество своих родителей – отца, матери, имена ближайших родственников (братья, сестры, бабушка, дедушка), знают степень их родства, адрес.
7
Я - и моя семья
0,5
8
Я - и моя семья
0,5
2 четверть 4 ч
9
. Я - и моя семья
0,5
Предметные картинки
10
. Я - и моя семья
0,5
11
Мои игрушки
0,5
Предметные картинки
12
Мои игрушки
0,5
Предметные картинки
13
Мои игрушки
0,5
14
Мои игрушки
0,5
Предметные картинки
15
Мои игрушки
0.5
16
Мои игрушки
0,5
3 четверть 5,5 ч
17
Мои игрушки
0,5
18
Мои игрушки
0,5
19
Мои игрушки
0,5
Предметные картинки
20
Мои игрушки
0,5
21
Мои игрушки
0,5
22
Мои игрушки
0,5
23
Мои игрушки
0,5
Предметные картинки
24
Мои игрушки
0,5
25
Явления природы
0,5
26-27
Явления природы
1
4 четверть 4 ч
28
Явления природы
0,5
Предметные картинки
29
Явления природы
0,5
30
Явления природы
0,5
31
Квартира, дом, двор.
0,5
Предметные картинки
32
Квартира, дом, двор.
0,5
33
Квартира, дом, двор.
0,5
34
Квартира, дом, двор.
0,5
Предметные картинки
8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программно-методическое обеспечение:
Маллер А.Р., Цикото Г.В. Программа для обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости. -М; Научно-исследовательский институт дефектологии АПН ССР,1983.
2. Программа подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.
3. Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика).
4. Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. - СПб:
ЦДК проф.Л.Б.. Бойков Д.И., Липакова В.И. и др. - 2001.
Печатное пособие
1.Набор предметных картинок («Школа и мой класс», «Я и моя семья», «Времена года», «Стихии: снег, дождь, ветер», «Деревья», «Двор, дом», «Мебель», «Посуда»).
2.Наглядно-дидактический материал: (дидактическая кукла, одежда для куклы; кукольная посуда; муляж фруктов и овощей.