kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Окружающий мир рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Планета знаний"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир рабочая программа»


Планируемые результаты освоения предмета «Окружающий мир»


Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

  • Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.


Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приемов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнера;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.


ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ (метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения учебных предметов на при получении начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно­познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.


Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

  • определять тему и главную мысль текста;

  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и
    устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;

  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (например,
    подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

  • работать с несколькими источниками информации;

  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.


Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;

  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.


Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;

  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ­КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.

Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.

Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.


Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Выпускник научится:

  • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);

  • организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.


Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Выпускник научится:

  • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото‑ и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;

  • рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;

  • сканировать рисунки и тексты.

Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.


Обработка и поиск информации

Выпускник научится:

  • подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);

  • описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;

  • собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;

  • редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео‑ и аудиозаписей, фотоизображений;

  • пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;

  • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);

  • заполнять учебные базы данных.

Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.


Создание, представление и передача сообщений

Выпускник научится:

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;

  • создавать простые сообщения в виде аудио‑ и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

  • создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;

  • создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);

  • размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;

  • пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Выпускник получит возможность научиться:

  • представлять данные;

  • создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».


Планирование деятельности, управление и организация

Выпускник научится:

  • создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);

  • определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;

  • планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования

  • моделировать объекты и процессы реального мира.



















Предметные результаты:


1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


Человек и природа

Выпускник научится:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойстви проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям

  • и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

  • использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

  • использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знанияо строении и функционировании организма человека длясохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь принесложных несчастных случаях;

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Человек и общество

Выпускник научится:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменныхвысказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;

  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

  • определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.











































Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

1 класс

Что изучает предмет «Окружающий мир». Природа.Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).

Имена и фамилии членов семьи. Родословная. . Составление схемы родословного древа, истории семьи. Устройство школьного здания. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Профессии работников школы. Классный школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу. Во дворе школы. Устройство школьного двора. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей. Составление режима дня школьника.

Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Общее представление о строении тела человека. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т. п. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей, сопереживать им. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека.

Вещество. Первые представления о воде и воздухе. Вода. Свойства воды. Разнообразие веществ в окружающем мире. Свойства воздуха. Воздух – смесь газов. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Растения, их разнообразие.части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Деревья, кустарники, травы. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).

Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Примеры явлений природы: смена времен года, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа.

Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).Дикие и домашние животные. Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Дом, домашний адрес. Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Семья – самое близкое окружение человека. Статус ребёнка в семье (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра). Родственные связи. Семейные традиции. Оказание посильной помощи взрослым. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Родной край – частица России. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр.

Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Номера телефонов экстренной помощи. Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом (наземным, в том числе железнодорожным, воздушным и водным. Правила безопасного поведения в природе.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), в лесу, на водоеме в разное время года.


2 класс

Люди науки – ученые, разнообразия их профессии. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе. Наблюдения, опыты, фиксация результатов. Общие представления о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Искусство как способ познания мира. Особенности погоды в разные времена года. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Наша планета земля. Первые представления о космосе: звезды, планеты. Солнечная система.

Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Первые представления о форме Земли. Спутник Земли – Луна. Космические исследования.

Искусственные спутники Земли. Первый полет человека в космос.


Глобус как модель Земли. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.

Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.

Разнообразие веществ в окружающем мире. Разнообразие веществ в окружающем мире. Первые представления о телах и веществах; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека.В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня.

Растения и животные – обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.

Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде.

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

Первые представления о человеке как социальном существе: человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.

Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.

Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Оформление плаката или стенной газеты к общественным праздникам.

Семья – ячейка общества. Семейные традиции. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Хозяйство семьи.Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.

Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум. СМИ: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

3 класс

Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой. Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование на местности. Компас. Разнообразие явлений природы, физические и химические явления. Тела и вещества, их свойства. Разнообразие веществ в окружающем мире. Первые представления о строении вещества.Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Свойства воды в жидком состоянии. Свойства воды: способность растворять другие вещества. Свойства снега и льда. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения.Значение воздуха для растений, животных, человека. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе. Свойства воздуха. Ветер. Использование энергии ветра человеком. Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения. Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии. Растения, их разнообразие части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).Дикорастущие и культурные растения. Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Первые представления об организме животного. Животные, их разнообразие.Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Дикие и домашние животные. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы, особенности их строения и разнообразие. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.Бактерии, их значение в природе и жизни человека.

Человек – часть природы. Общее представление об организме человека. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.

Россия – многонациональная страна. Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Ознакомление с лентой времени.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях. Святыни городов России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору).Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.).Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

4 класс

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Изменчивость погоды. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Наблюдение за погодой своего края.

Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки. Географическая карта и план.

Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.

Важнейшие природные объекты своей страны, района. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород. Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Природные сообщества.Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Влияние человека на природные сообщества.Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Искусственные сообщества: поле и сад. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями.

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.

История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Россия на карте, государственная граница России.Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Родной край – частица России.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику : День победы и праздникам и памятным датам своего региона. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.



Тематическое планирование



3 класс

урока


Тема урока


Параграф учебника


Количество часов, отводимых на освоение темы

Дата по плану

Коррекция

1

Окружающая человека среда.


Повторение изученного во 2 классе

1

01.09-03.09


2

Окружающая человека среда.


Природа вокруг нас

Что нас окружает?

1



3

Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой

Что такое экология?

1

05.09-10.09


4

Горизонт, стороны горизонта

Горизонт. Стороны горизонта

1



5

Ориентирование на местности. Компас


Ориентирование по компасу, солнцу и местным признакам

1

12.09-17.09


6

Разнообразие явлений природы, физические и химические явления

Явления природы

1



7

Тела и вещества, их свойства. Разнообразие веществ в окружающем мире

Тела, вещества и их свойства

1

19.09-24.09


8

Первые представления о строении вещества

Свойства вещества. Повторение

1



9

Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами

Проверочная работа №1

1

26.09-01.10


10

Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Свойства воды в жидком состоянии

Вода, воздух, горные породы и почва. Свойства воды в жидком состоянии

1



11

Свойства воды: способность растворять другие вещества

Вода – растворитель

1

3.10-8.10


12

Свойства снега и льда

Свойства льда, снега и пара

1



13

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком

Родники

1

10.10-15.10


14

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений)

Водоёмы (реки, озера, море, пруд, водохранилище)

1



15

Облака, роса, туман, иней, изморозь

Облака, роса, туман, иней, изморозь

1

17.10-22.10


16

Круговорот воды в природе

Круговорот воды в природе

1



17

Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения

Использование и охрана воды

1

24.10-29.10


18


Значение воздуха для растений, животных, человека. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе

Значение воздуха для жизни. Состав воздуха

1



19

Свойства воздуха

Свойства воздуха

1

07.11-12.11


20

Ветер. Использование энергии ветра человеком

Ветер

1



21

Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения

Охрана воздуха

1

14.11-19.11


22

Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные

Горные породы

1



23

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера)

Полезные ископаемые

1

21.11-26.11


24

Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых

Использование, добыча и охрана полезных ископаемых.

1



25

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека

Почва. Повторение

Проверочная работа №2

1

28.11-3.12


26

Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии

О царствах живой природы

Четыре царства живой природы

1



27

Растения, их разнообразие части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя)

Строение растений

1

5.12-10.12


28

Растения, их разнообразие части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя)

Разнообразие растений

1



29

Дикорастущие и культурные растения

Дикорастущиеи культурные растения

1

12.12-17.12


30

Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений

Жизнь растений

1



31

Размножение растений. Расселение плодов и семян

Размножение и развитие растений

1

19.12-24.12


32

Развитие растений из семени

Развитие растения из семени

1



33

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений

Охрана растений

1

11.01-14.01


34

Первые представления об организме животного

Строение животных

1



35

Животные, их разнообразие. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.

Разнообразие животных

1

16.01-21.01


36

Дикие и домашние животные. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений

Домашние и дикие животные

1



37

Как животные воспринимают окружающий мир

Как животные воспринимают мир

1

23.01-28.01


38

Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных

Передвижение и дыхание животных

1



39

Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные)

Питание животных

1

30.01-04.02


40

Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери)

Размножение и развитие животных

1



41

Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений

Охрана животных. Повторение

1

06.02-11.02


42

Грибы, особенности их строения и разнообразие. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.Бактерии, их значение в природе и жизни человека

Проверочная работа №3

Грибы и бактерии

1



43

Человек – часть природы. Общее представление об организме человека. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них

Человек

Человек — часть живой природы

1

13.02-18.02


44

Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве

Кожа — первая «одежда»

1



45

Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма

Скелет. Мышцы.

1

20.02-25.02


46

Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса

Кровеносная система

1



47

Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма

Дыхание

1

27.02-04.03


48

Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма

Питание и выделение

1



49

Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма

Органы чувств повторение

1

06.03-11.03


50

Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей

Нервная система. Эмоции

и темперамент

Проверочная работа №4


1



51

Россия – многонациональная страна. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта

Человек в обществе

Народы нашей страны


1

13.03-18.03


52

Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Ознакомление с лентой времени

Традиции народов нашей страны Путешествие по ленте времени

1



53

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности

Страны и народы мира.

1

20.03-25.03


54

Города России. История возникновения. Имя города, символы города

Города и сёла. Названия городов.Кремль — центр города

1



55

История возникновения. Имя города, символы города

Улицы города

1

03.04-08.04


56

История возникновения. Имя города, символы города

Герб — символ города

1



57

История города в памятниках и достопримечательностях. Святыни городов России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.

Памятные места городов

1

10.04-15.04


58

Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору)

Современный город

1



59

Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.)

Москва — столица России

1

17.04-22.04


60

Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна»

Что такое Государство?

1



61

Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка

Конституция — основной закон нашей страны. Права ребёнка

1

24.04-29.04


62

Государственная символика России: Государственный герб России

Символы государства. Государственный герб России

1



63

Государственная символика России: Государственный флаг России,

Государственный флаг России

Повторение изученного

1

01.05-06.05


64

Государственная символика России: Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна

Государственный гимн России

Повторение изученного

1



65

Государственная символика России

Государственные награды.

Проверочная работа №5

1

08.05-13.05


66

Итоговая проверочная работа

Итоговая проверочная работа

1



67

Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним

Повторение изученного

1

15.05-20.05


68

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

1



69

Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии

Липецк – наш общий дом

Повторение изученного

1

22.05-27.05


70

Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка

Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. Повторение изученного

1



























4 класс

урока


Тема урока


Параграф учебника

Количество часов, отводимых на освоение темы

Дата по плану


Коррекция

1

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер)

Что такое погода

1

1 неделя


2

Изменчивость погоды

Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы

1

1 неделя


3

Предсказание погоды и его значение в жизни людей

Предсказание погоды

1

2 неделя


4

Наблюдение за погодой своего края

Экскурсия

1

2 неделя


5

Вид местности

Наша местность на плане и карте

1

3 неделя


6

Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки

План местности

Практическая работа

1

3 неделя


7

Географическая карта и план

Географическая карта

1

4 неделя


8

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте)

Равнины

1

4 неделя


9

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте)

Горы

1

5 неделя


10

Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород

Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши

1

5 неделя


11

Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган

Как деятельность человека изменяет поверхность суши

1

6 неделя


12

Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений)

Богатства недр

1

6 неделя


13

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека

Разнообразие почв

1

7 неделя


14

Природные сообщества. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений

Что такое природное сообщество. Какие растения растут на лугу

1

7 неделя


15

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ

Животные — обитатели луга. Луг в жизни человека

1

8 неделя


16

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Влияние человека на природные сообщества

Какие растения растут в лесу. Животные — обитатели леса. Лес в жизни человека

1

8 неделя


17

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные)

Водоём

1

9 неделя


18

Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности

Повторение изученного

1

9 неделя


19

Искусственные сообщества: поле и сад

Искусственные сообщества. Поле

1

10 неделя


20

Животные искусственных сообществ, их связь с растениями

Животные — обитатели полей

1

10 неделя


21

Искусственные сообщества: поле и сад

Сад

1

11 неделя


22

Форма и размеры Земли

Какую форму имеет Земля

1

11 неделя


23

Карта полушарий. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.Важнейшие природные объекты своей страны, района

Карта полушарий

1

12 неделя


24

Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года

Движение Земли

1

12 неделя


25

Путешествие по материкам: пустыня Африки

В пустынях Африки

1

13 неделя


26

Путешествие по материкам: экваториальные леса Южной Америки

Экваториальные леса Южной

Америки

1

13 неделя


27

Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия

Антарктида. Австралия. Евразия

1

14 неделя


28

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы)

Карта России

1

14 неделя


29

Путешествие по материкам: Антарктида, Евразия

Зона арктических пустынь

1

15 неделя


30

Путешествие по материкам: Евразия. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги

Тундра

Проверочная работа

1

15 неделя


31

Путешествие по материкам: Австралия, Евразия. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы.

Зона лесов

1

16 неделя


32

Путешествие по материкам: пустыня Африки, Австралия, Евразия. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности

Степи

Повторение изученного

1

16 неделя


33

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.

Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы

1

17 неделя


34

История Отечества. Счет лет в истории

История на карте. Исторические источники

1

17 неделя


35

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь

Древнерусское государство

Первые русские князья

1

18 неделя


36

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь

Князь Владимир. Крещение Руси

1

18 неделя


37

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь

Культура. Древней Руси

1

19 неделя


38

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь

Монгольское завоевание

Борьба с иноземными захватчиками. Александр Нев­ский

1

19 неделя


39

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь

Куликовская битва. Дмитрий Донской

1

20 неделя


40

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Московское государство

Московское государство.

Первый русский царь. Преобразования в государстве

1

20 неделя


41

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Московское государство

Как жили люди на Руси

в XIV—XVI веках

1

21 неделя


42

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Московское государство

Россия в XVII в.

Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский

1

21 неделя


43

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Московское государство

Русское государство при первых Романовых

1

22 неделя


44

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Московское государство

Расширение границ России в XVII веке

1

22 неделя


45

Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику: 23 февраля

Повторение

1

23 неделя


46

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя

Эпоха преобразований

Пётр I. Реформы в Российском государстве. Преобразования

в культуре, науке, быту

1

23 неделя


47

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя

Век Екатерины

Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II

1

24 неделя


48

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя

Образование и наука в XVIII веке

1

24 неделя


49

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя

XIX век: победы и открытия

Война 1812 года

1

25 неделя


50

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику : Международный женский день

Отмена крепостного права

1

25 неделя


51

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя

Повторение изученного

1

26 неделя


52

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя

Наука и техника в XIX веке

Город и горожане.Мода XIX века

1

26 неделя


53

Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена

Культура XIX века

1

27 неделя


54

Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры

Повторение

1

27 неделя


55

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды

Россия в начале XIX века

Революция в России

1

28 неделя


56

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: СССР

Россия в годы Советской власти

1

28 неделя


57

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: СССР

Великая Отечественная война

1

29 неделя


58

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: СССР

Тыл в годы войны. Победа над фашизмом

1

29 неделя


59

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: СССР

Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX века

1

30 неделя


60

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская Федерация. Россия на карте, государственная граница России

Современная Россия. По северным

городам России

1

30 неделя


61

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская Федерация

По городам Центральной России

1

31 неделя


62

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская Федерация. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику : День весны и труда

Города Урала и Сибири

1

31 неделя


63

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская Федерация

Дальний Восток. Южные города России

1

32 неделя


64

Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан

Россия в мировом сообществе

1

32 неделя


65

Родной край – частица России.

Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику : День победы и праздникам и памятным датам своего региона

Жизнь современного человека

1

33 неделя


66

Итоговая контрольная работа

Итоговая контрольная работа

1

33 неделя


67

Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края

Повторение

1

34 неделя


68

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками

Повторение

1

34 неделя


69

Итоговая контрольная работа.

Итоговая контрольная работа.

1

35 неделя


70

Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края

Повторение

1

35 неделя






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Окружающий мир рабочая программа

Автор: Стрельцова Елена Петровна

Дата: 20.11.2016

Номер свидетельства: 360750

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России"
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia_proghramma_po_okruzhaiushchiemu_miru_1_klass_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "342749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473275774"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК Ритм "
    ["seo_title"] => string(73) "tiematichieskoie-planirovaniie-po-okruzhaiushchiemu-miru-1-klass-umk-ritm"
    ["file_id"] => string(6) "128295"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415466623"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Рабочая программа и КТП по окружающему миру в 3 классе (Программа "Школа России") "
    ["seo_title"] => string(89) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-okruzhaiushchiemu-miru-v-3-klassie-proghramma-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "240875"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445152584"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Рабочая программа по Окружающему миру 4 класс УМК "Перспектива" ФГОС "
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-4-klass-umk-pierspiektiva-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "217825"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433488109"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Календарно - тематическое планирование по окружающему миру, УМК "Школа России" 3 класс, по ФГОСам "
    ["seo_title"] => string(104) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-okruzhaiushchiemu-miru-umk-shkola-rossii-3-klass-po-fgosam"
    ["file_id"] => string(6) "107835"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403459628"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства