Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Планета знаний"
Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Планета знаний"
Планируемые результаты освоения предмета «Окружающий мир»
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на при получении начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научнопознавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТКОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото‑ и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;
сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео‑ и аудиозаписей, фотоизображений;
пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
создавать простые сообщения в виде аудио‑ и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
представлять данные;
создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования
моделировать объекты и процессы реального мира.
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Человек и природа
Выпускник научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойстви проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знанияо строении и функционировании организма человека длясохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь принесложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменныхвысказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
1 класс
Что изучает предмет «Окружающий мир». Природа.Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).
Имена и фамилии членов семьи. Родословная. . Составление схемы родословного древа, истории семьи. Устройство школьного здания. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Профессии работников школы. Классный школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу. Во дворе школы. Устройство школьного двора. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей. Составление режима дня школьника.
Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Общее представление о строении тела человека. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т. п. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей, сопереживать им. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека.
Вещество. Первые представления о воде и воздухе. Вода. Свойства воды. Разнообразие веществ в окружающем мире. Свойства воздуха. Воздух – смесь газов. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Растения, их разнообразие.части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Деревья, кустарники, травы. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Примеры явлений природы: смена времен года, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа.
Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).Дикие и домашние животные. Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Дом, домашний адрес. Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Семья – самое близкое окружение человека. Статус ребёнка в семье (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра). Родственные связи. Семейные традиции. Оказание посильной помощи взрослым. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Родной край – частица России. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр.
Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Номера телефонов экстренной помощи. Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом (наземным, в том числе железнодорожным, воздушным и водным. Правила безопасного поведения в природе.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), в лесу, на водоеме в разное время года.
2 класс
Люди науки – ученые, разнообразия их профессии. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе. Наблюдения, опыты, фиксация результатов. Общие представления о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Искусство как способ познания мира. Особенности погоды в разные времена года. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наша планета земля. Первые представления о космосе: звезды, планеты. Солнечная система.
Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Первые представления о форме Земли. Спутник Земли – Луна. Космические исследования.
Искусственные спутники Земли. Первый полет человека в космос.
Глобус как модель Земли. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.
Разнообразие веществ в окружающем мире. Разнообразие веществ в окружающем мире. Первые представления о телах и веществах; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека.В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня.
Растения и животные – обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.
Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде.
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Первые представления о человеке как социальном существе: человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.
Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Оформление плаката или стенной газеты к общественным праздникам.
Семья – ячейка общества. Семейные традиции. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Хозяйство семьи.Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум. СМИ: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
3 класс
Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой. Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование на местности. Компас. Разнообразие явлений природы, физические и химические явления. Тела и вещества, их свойства. Разнообразие веществ в окружающем мире. Первые представления о строении вещества.Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Свойства воды в жидком состоянии. Свойства воды: способность растворять другие вещества. Свойства снега и льда. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения.Значение воздуха для растений, животных, человека. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе. Свойства воздуха. Ветер. Использование энергии ветра человеком. Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения. Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии. Растения, их разнообразие части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).Дикорастущие и культурные растения. Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Первые представления об организме животного. Животные, их разнообразие.Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Дикие и домашние животные. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы, особенности их строения и разнообразие. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.Бактерии, их значение в природе и жизни человека.
Человек – часть природы. Общее представление об организме человека. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.
Россия – многонациональная страна. Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Ознакомление с лентой времени.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях. Святыни городов России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору).Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.).Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
4 класс
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Изменчивость погоды. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Наблюдение за погодой своего края.
Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки. Географическая карта и план.
Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.
Важнейшие природные объекты своей страны, района. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород. Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Природные сообщества.Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Влияние человека на природные сообщества.Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Искусственные сообщества: поле и сад. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями.
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Россия на карте, государственная граница России.Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Родной край – частица России.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику : День победы и праздникам и памятным датам своего региона. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Тематическое планирование
3 класс
№ урока |
Тема урока
| Параграф учебника
| Количество часов, отводимых на освоение темы | Дата по плану | Коррекция | ||||
1 | Окружающая человека среда.
| Повторение изученного во 2 классе | 1 | 01.09-03.09 |
| ||||
2 | Окружающая человека среда.
| Природа вокруг нас Что нас окружает? | 1 |
|
| ||||
3 | Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой | Что такое экология? | 1 | 05.09-10.09 |
| ||||
4 | Горизонт, стороны горизонта | Горизонт. Стороны горизонта | 1 |
|
| ||||
5 | Ориентирование на местности. Компас
| Ориентирование по компасу, солнцу и местным признакам | 1 | 12.09-17.09 |
| ||||
6 | Разнообразие явлений природы, физические и химические явления | Явления природы | 1 |
|
| ||||
7 | Тела и вещества, их свойства. Разнообразие веществ в окружающем мире | Тела, вещества и их свойства | 1 | 19.09-24.09 |
| ||||
8 | Первые представления о строении вещества | Свойства вещества. Повторение | 1 |
|
| ||||
9 | Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами | Проверочная работа №1 | 1 | 26.09-01.10 |
| ||||
10 | Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Свойства воды в жидком состоянии | Вода, воздух, горные породы и почва. Свойства воды в жидком состоянии | 1 |
|
| ||||
11 | Свойства воды: способность растворять другие вещества | Вода – растворитель | 1 | 3.10-8.10 |
| ||||
12 | Свойства снега и льда | Свойства льда, снега и пара | 1 |
|
| ||||
13 | Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком | Родники | 1 | 10.10-15.10 |
| ||||
14 | Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений) | Водоёмы (реки, озера, море, пруд, водохранилище) | 1 |
|
| ||||
15 | Облака, роса, туман, иней, изморозь | Облака, роса, туман, иней, изморозь | 1 | 17.10-22.10 |
| ||||
16 | Круговорот воды в природе | Круговорот воды в природе | 1 |
|
| ||||
17 | Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения | Использование и охрана воды | 1 | 24.10-29.10 |
| ||||
18
| Значение воздуха для растений, животных, человека. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе | Значение воздуха для жизни. Состав воздуха | 1 |
|
| ||||
19 | Свойства воздуха | Свойства воздуха | 1 | 07.11-12.11 |
| ||||
20 | Ветер. Использование энергии ветра человеком | Ветер | 1 |
|
| ||||
21 | Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения | Охрана воздуха | 1 | 14.11-19.11 |
| ||||
22 | Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные | Горные породы | 1 |
|
| ||||
23 | Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера) | Полезные ископаемые | 1 | 21.11-26.11 |
| ||||
24 | Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых | Использование, добыча и охрана полезных ископаемых. | 1 |
|
| ||||
25 | Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека | Почва. Повторение Проверочная работа №2 | 1 | 28.11-3.12 |
| ||||
26 | Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии | О царствах живой природы Четыре царства живой природы | 1 |
|
| ||||
27 | Растения, их разнообразие части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя) | Строение растений | 1 | 5.12-10.12 |
| ||||
28 | Растения, их разнообразие части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя) | Разнообразие растений | 1 |
|
| ||||
29 | Дикорастущие и культурные растения | Дикорастущиеи культурные растения | 1 | 12.12-17.12 |
| ||||
30 | Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений | Жизнь растений | 1 |
|
| ||||
31 | Размножение растений. Расселение плодов и семян | Размножение и развитие растений | 1 | 19.12-24.12 |
| ||||
32 | Развитие растений из семени | Развитие растения из семени | 1 |
|
| ||||
33 | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений | Охрана растений | 1 | 11.01-14.01 |
| ||||
34 | Первые представления об организме животного | Строение животных | 1 |
|
| ||||
35 | Животные, их разнообразие. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. | Разнообразие животных | 1 | 16.01-21.01 |
| ||||
36 | Дикие и домашние животные. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений | Домашние и дикие животные | 1 |
|
| ||||
37 | Как животные воспринимают окружающий мир | Как животные воспринимают мир | 1 | 23.01-28.01 |
| ||||
38 | Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных | Передвижение и дыхание животных | 1 |
|
| ||||
39 | Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные) | Питание животных | 1 | 30.01-04.02 |
| ||||
40 | Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери) | Размножение и развитие животных | 1 |
|
| ||||
41 | Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений | Охрана животных. Повторение | 1 | 06.02-11.02 |
| ||||
42 | Грибы, особенности их строения и разнообразие. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.Бактерии, их значение в природе и жизни человека | Проверочная работа №3 Грибы и бактерии | 1 |
|
| ||||
43 | Человек – часть природы. Общее представление об организме человека. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них | Человек Человек — часть живой природы | 1 | 13.02-18.02 |
| ||||
44 | Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве | Кожа — первая «одежда» | 1 |
|
| ||||
45 | Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма | Скелет. Мышцы. | 1 | 20.02-25.02 |
| ||||
46 | Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса | Кровеносная система | 1 |
|
| ||||
47 | Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма | Дыхание | 1 | 27.02-04.03 |
| ||||
48 | Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма | Питание и выделение | 1 |
|
| ||||
49 | Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма | Органы чувств повторение | 1 | 06.03-11.03 |
| ||||
50 | Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей | Нервная система. Эмоции и темперамент Проверочная работа №4
| 1 |
|
| ||||
51 | Россия – многонациональная страна. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта | Человек в обществе Народы нашей страны
| 1 | 13.03-18.03 |
| ||||
52 | Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Ознакомление с лентой времени | Традиции народов нашей страны Путешествие по ленте времени | 1 |
|
| ||||
53 | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности | Страны и народы мира. | 1 | 20.03-25.03 |
| ||||
54 | Города России. История возникновения. Имя города, символы города | Города и сёла. Названия городов.Кремль — центр города | 1 |
|
| ||||
55 | История возникновения. Имя города, символы города | Улицы города | 1 | 03.04-08.04 |
| ||||
56 | История возникновения. Имя города, символы города | Герб — символ города | 1 |
|
| ||||
57 | История города в памятниках и достопримечательностях. Святыни городов России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. | Памятные места городов | 1 | 10.04-15.04 |
| ||||
58 | Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору) | Современный город | 1 |
|
| ||||
59 | Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.) | Москва — столица России | 1 | 17.04-22.04 |
| ||||
60 | Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна» | Что такое Государство? | 1 |
|
| ||||
61 | Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка | Конституция — основной закон нашей страны. Права ребёнка | 1 | 24.04-29.04 |
| ||||
62 | Государственная символика России: Государственный герб России | Символы государства. Государственный герб России | 1 |
|
| ||||
63 | Государственная символика России: Государственный флаг России, | Государственный флаг России Повторение изученного | 1 | 01.05-06.05 |
| ||||
64 | Государственная символика России: Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна | Государственный гимн России Повторение изученного | 1 |
|
| ||||
65 | Государственная символика России | Государственные награды. Проверочная работа №5 | 1 | 08.05-13.05 |
| ||||
66 | Итоговая проверочная работа | Итоговая проверочная работа | 1 |
|
| ||||
67 | Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним | Повторение изученного | 1 | 15.05-20.05 |
| ||||
68 | Промежуточная аттестация | Промежуточная аттестация | 1 |
|
| ||||
69 | Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии | Липецк – наш общий дом Повторение изученного | 1 | 22.05-27.05 |
| ||||
70 | Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка | Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. Повторение изученного | 1 |
|
|
4 класс
№ урока |
Тема урока
| Параграф учебника | Количество часов, отводимых на освоение темы | Дата по плану
| Коррекция |
1 | Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер) | Что такое погода | 1 | 1 неделя |
|
2 | Изменчивость погоды | Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы | 1 | 1 неделя |
|
3 | Предсказание погоды и его значение в жизни людей | Предсказание погоды | 1 | 2 неделя |
|
4 | Наблюдение за погодой своего края | Экскурсия | 1 | 2 неделя |
|
5 | Вид местности | Наша местность на плане и карте | 1 | 3 неделя |
|
6 | Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки | План местности Практическая работа | 1 | 3 неделя |
|
7 | Географическая карта и план | Географическая карта | 1 | 4 неделя |
|
8 | Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте) | Равнины | 1 | 4 неделя |
|
9 | Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте) | Горы | 1 | 5 неделя |
|
10 | Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород | Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши | 1 | 5 неделя |
|
11 | Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган | Как деятельность человека изменяет поверхность суши | 1 | 6 неделя |
|
12 | Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений) | Богатства недр | 1 | 6 неделя |
|
13 | Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека | Разнообразие почв | 1 | 7 неделя |
|
14 | Природные сообщества. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений | Что такое природное сообщество. Какие растения растут на лугу | 1 | 7 неделя |
|
15 | Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ | Животные — обитатели луга. Луг в жизни человека | 1 | 8 неделя |
|
16 | Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Влияние человека на природные сообщества | Какие растения растут в лесу. Животные — обитатели леса. Лес в жизни человека | 1 | 8 неделя |
|
17 | Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные) | Водоём | 1 | 9 неделя |
|
18 | Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности | Повторение изученного | 1 | 9 неделя |
|
19 | Искусственные сообщества: поле и сад | Искусственные сообщества. Поле | 1 | 10 неделя |
|
20 | Животные искусственных сообществ, их связь с растениями | Животные — обитатели полей | 1 | 10 неделя |
|
21 | Искусственные сообщества: поле и сад | Сад | 1 | 11 неделя |
|
22 | Форма и размеры Земли | Какую форму имеет Земля | 1 | 11 неделя |
|
23 | Карта полушарий. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.Важнейшие природные объекты своей страны, района | Карта полушарий | 1 | 12 неделя | |
24 | Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года | Движение Земли | 1 | 12 неделя |
|
25 | Путешествие по материкам: пустыня Африки | В пустынях Африки | 1 | 13 неделя | |
26 | Путешествие по материкам: экваториальные леса Южной Америки | Экваториальные леса Южной Америки | 1 | 13 неделя |
|
27 | Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия | Антарктида. Австралия. Евразия | 1 | 14 неделя |
|
28 | Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы) | Карта России | 1 | 14 неделя |
|
29 | Путешествие по материкам: Антарктида, Евразия | Зона арктических пустынь | 1 | 15 неделя |
|
30 | Путешествие по материкам: Евразия. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги | Тундра Проверочная работа | 1 | 15 неделя |
|
31 | Путешествие по материкам: Австралия, Евразия. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. | Зона лесов | 1 | 16 неделя |
|
32 | Путешествие по материкам: пустыня Африки, Австралия, Евразия. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности | Степи Повторение изученного | 1 | 16 неделя |
|
33 | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. | Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы | 1 | 17 неделя |
|
34 | История Отечества. Счет лет в истории | История на карте. Исторические источники | 1 | 17 неделя | |
35 | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь | Древнерусское государство Первые русские князья | 1 | 18 неделя | |
36 | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь | Князь Владимир. Крещение Руси | 1 | 18 неделя | |
37 | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь | Культура. Древней Руси | 1 | 19 неделя | |
38 | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь | Монгольское завоевание Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский | 1 | 19 неделя | |
39 | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь | Куликовская битва. Дмитрий Донской | 1 | 20 неделя | |
40 | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Московское государство | Московское государство. Первый русский царь. Преобразования в государстве | 1 | 20 неделя | |
41 | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Московское государство | Как жили люди на Руси в XIV—XVI веках | 1 | 21 неделя | |
42 | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Московское государство | Россия в XVII в. Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский | 1 | 21 неделя | |
43 | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Московское государство | Русское государство при первых Романовых | 1 | 22 неделя | |
44 | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Московское государство | Расширение границ России в XVII веке | 1 | 22 неделя | |
45 | Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику: 23 февраля | Повторение | 1 | 23 неделя | |
46 | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя | Эпоха преобразований Пётр I. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре, науке, быту | 1 | 23 неделя | |
47 | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя | Век Екатерины Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II | 1 | 24 неделя | |
48 | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя | Образование и наука в XVIII веке | 1 | 24 неделя | |
49 | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя | XIX век: победы и открытия Война 1812 года | 1 | 25 неделя | |
50 | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику : Международный женский день | Отмена крепостного права | 1 | 25 неделя | |
51 | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя | Повторение изученного | 1 | 26 неделя | |
52 | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя | Наука и техника в XIX веке Город и горожане.Мода XIX века | 1 | 26 неделя | |
53 | Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена | Культура XIX века | 1 | 27 неделя | |
54 | Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры | Повторение | 1 | 27 неделя | |
55 | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды | Россия в начале XIX века Революция в России | 1 | 28 неделя | |
56 | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: СССР | Россия в годы Советской власти | 1 | 28 неделя | |
57 | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: СССР | Великая Отечественная война | 1 | 29 неделя | |
58 | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: СССР | Тыл в годы войны. Победа над фашизмом | 1 | 29 неделя | |
59 | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: СССР | Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX века | 1 | 30 неделя | |
60 | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская Федерация. Россия на карте, государственная граница России | Современная Россия. По северным городам России | 1 | 30 неделя | |
61 | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская Федерация | По городам Центральной России | 1 | 31 неделя | |
62 | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская Федерация. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику : День весны и труда | Города Урала и Сибири | 1 | 31 неделя | |
63 | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская Федерация | Дальний Восток. Южные города России | 1 | 32 неделя | |
64 | Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан | Россия в мировом сообществе | 1 | 32 неделя | |
65 | Родной край – частица России. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику : День победы и праздникам и памятным датам своего региона | Жизнь современного человека | 1 | 33 неделя | |
66 | Итоговая контрольная работа | Итоговая контрольная работа | 1 | 33 неделя | |
67 | Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края | Повторение | 1 | 34 неделя | |
68 | Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками | Повторение | 1 | 34 неделя | |
69 | Итоговая контрольная работа. | Итоговая контрольная работа. | 1 | 35 неделя | |
70 | Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края | Повторение | 1 | 35 неделя | |
Предмет: Начальные классы
Категория: Планирование
Целевая
аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС
object(ArrayObject)#865 (1) { ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) { ["title"] => string(107) "Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России" ["seo_title"] => string(68) "rabochaia_proghramma_po_okruzhaiushchiemu_miru_1_klass_shkola_rossii" ["file_id"] => string(6) "342749" ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi" ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie" ["date"] => string(10) "1473275774" } }
object(ArrayObject)#887 (1) { ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) { ["title"] => string(116) "Тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК Ритм " ["seo_title"] => string(73) "tiematichieskoie-planirovaniie-po-okruzhaiushchiemu-miru-1-klass-umk-ritm" ["file_id"] => string(6) "128295" ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi" ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie" ["date"] => string(10) "1415466623" } }
object(ArrayObject)#865 (1) { ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) { ["title"] => string(146) "Рабочая программа и КТП по окружающему миру в 3 классе (Программа "Школа России") " ["seo_title"] => string(89) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-okruzhaiushchiemu-miru-v-3-klassie-proghramma-shkola-rossii" ["file_id"] => string(6) "240875" ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi" ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie" ["date"] => string(10) "1445152584" } }
object(ArrayObject)#887 (1) { ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) { ["title"] => string(125) "Рабочая программа по Окружающему миру 4 класс УМК "Перспектива" ФГОС " ["seo_title"] => string(77) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-4-klass-umk-pierspiektiva-fgos" ["file_id"] => string(6) "217825" ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi" ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie" ["date"] => string(10) "1433488109" } }
object(ArrayObject)#865 (1) { ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) { ["title"] => string(176) "Календарно - тематическое планирование по окружающему миру, УМК "Школа России" 3 класс, по ФГОСам " ["seo_title"] => string(104) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-okruzhaiushchiemu-miru-umk-shkola-rossii-3-klass-po-fgosam" ["file_id"] => string(6) "107835" ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi" ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie" ["date"] => string(10) "1403459628" } }
Пожалуйста, введите ваш Email.
Если вы хотите увидеть все свои работы, то вам необходимо войти или зарегистрироваться
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт