Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир. Рабочая программа»
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы: Плешаков А.А. «Окружающий мир», УМК «Школа России» (Москва «Просвещение» 2011 г.), положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу и курсу внеурочной деятельности в соответствие с ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Изучение учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания учебного предмета являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
На изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 1 классе отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 66 ч: (33 учебные недели)
Предусмотрено проведение:
проектов - 4
экскурсий – 1
проверим себя и оценим свои достижения (тесты) - 4
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Предметные результаты.
Обучающийся научится: правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину); различать флаг и герб России; узнавать некоторые достопримечательности столицы; называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи; проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого; проводить опыты с водой, снегом и льдом; различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия); различать овощи и фрукты; определять с помощью атласа-определителя растения и животных; описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку); сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам; сравнивать реку и море; использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; находить на глобусе холодные и жаркие районы; различать животных холодных и жарких районов; изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны; различать прошлое, настоящее и будущее; называть дни недели и времена года в правильной последовательности; соотносить времена года и месяцы; находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире; объяснять причины возникновения дождя и ветра; перечислять цвета радуги в правильной последовательности; ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка; мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц; раздельно собирать мусор в быту; соблюдать правила поведения в природе; правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки; подбирать одежду для разных случаев; правильно обращаться с электричеством и электроприборами; правильно переходить улицу; соблюдать правила безопасной езды на велосипеде; различать виды транспорта; соблюдать правила безопасности в транспорте.
Метапредметные результаты. Регулятивные
Обучающийся научится: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя); выделять из темы урока известные знания и умения; планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом); планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя); сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»; фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные Обучающийся научится: понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.); находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.; понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, при- менять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем; анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов по задан- ным критериям; устанавливать элементарные причинно-следственные связи; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.; располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные Обучающийся научится: включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); готовить небольшие сообщения с помощью взрослых.
Личностные результаты.
У обучающегося будут сформированы: первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу; умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины; первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов); ценностные представления о своей семье и своей малой родине; первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной; развитие указанных личностных результатов будет продолжено на последующих ступенях обучения школьников в образовательных учреждениях; представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и др.); положительное отношение к школе и учебной деятельности; первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом; эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира; этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий; первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур; бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
Содержание учебного предмета.
Введение
Знакомство с учебником и учебными пособиями.
Что и Кто?
Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?
Как, откуда и куда?
Как живет семья? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?
Где и когда?
Когда учиться интересно? Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед. Когда мы станем взрослыми?
Почему и зачем?
Почему Солнце светит днем, а солнце ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»?
Тематическое планирование
№ п/п
Тема
Количество часов
1
Введение
1
2
Что и кто?
20
3
Как, откуда и куда?
12
4
Где и когда?
11
5
Почему и зачем?
22
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
№
урока в теме
Тема урока
Количество
часов
Дата
План
Факт
1 четверть -18 часов
Введение – 1 час
1
1
Задавайте вопросы.
1
Что и кто? – 20 часов
2
Что такое Родина?
1
3
2
Что мы знаем о народах России?
1
4
3
Что мы знаем о Москве?
1
5
4
Проект «Моя малая родина»
1
1
6
5
Что у нас над головой?
1
7
6
Что у нас под ногами?
1
8
7
Что общего у разных растений?
1
9
8
Что растет на подоконнике?
1
10
9
Что растет на клумбе?
1
11
10
Что это за листья?
Экскурсия.
1
12
11
Что такое хвоинки?
1
13
12
Кто такие насекомые?
1
14
13
Кто такие рыбы?
1
15
14
Кто такие птицы?
1
16
15
Кто такие звери?
1
17
16
Что нас окружает дома?
1
18
17
Что умеет компьютер?
1
2 четверть 14 часов
19
18
Что вокруг нас может быть опасным?
1
20
19
На что похожа наша планета?
1
21
20
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»
Презентация проекта «Моя малая Родина»
1
Как, откуда и куда? -12 часов
22
1
Как живет семья.
Проект «Моя семья»
1
23
2
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
1
24
3
Откуда в наш дом приходит электричество? .
1
25
4
Как путешествует письмо?
1
26
5
Куда текут реки?
1
27
6
Откуда берутся снег и лед?
1
28
7
Как живут растения?
1
29
8
Как живут животные?
1
30
9
Как зимой помочь птицам?
1
31
10
Откуда берется и куда девается мусор?
1
32
11
Откуда в снежках грязь?
1
3 четверть-18 часов
33
12
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»
1
Где и когда? 11 часов
34
1
Когда учиться интересно?
1
35
2
Проект «Мой класс и моя школа»
1
36
3
Когда придет суббота?
1
37
4
Когда наступит лето?
1
38
5
Где живут белые медведи?
1
39
6
Где живут слоны?
1
40
7
Где зимуют птицы?
1
41
8
Когда появилась одежда?
1
42
9
Когда изобрели велосипед?
1
43
10
Когда ты станешь взрослым?
1
44
11
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»
1
Почему и зачем? – 22 часа
45
1
Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью?
1
46
2
Почему Луна бывает
разной?
1
47
3
Почему идет дождь и дует ветер?
1
48
4
Почему звенит звонок?
1
49
5
Почему радуга разноцветная?
1
50
6
Почему мы любим кошек и собак?
1
4 четверть – 16 часов
51
7
Проект «Наши домашние питомцы»
1
52
8
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
1
53
9
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
1
54
10
Зачем мы спим ночью?
1
55
11
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
1
56
12
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
1
57
13
Зачем нам телефон и телевизор?
1
58
14
Зачем нужны автомобили?
1
59
15
Зачем нужны поезда?
1
60
16
Зачем строят корабли?
1
61
17
Зачем строят самолеты?
1
62
18
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
1
63
19
Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?
1
64
20
Зачем люди осваивают космос?
1
65
21
Почему мы часто слышим слово «экология»?
1
66
22
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы»