Просмотр содержимого документа
«Окружающий и социальный мир»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Человек» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2) ГКОУ « Котовская школа-интернат»;
- Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации
-- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»миологических правил и нормативов Сан ПиН 2.4.2.3286-15, утверждённым постановлением Главного государственного врача РФ 10 июля 2015г. №26;
- Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой – СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.- 480с.;
- Программы специального (коррекционного) основного общего образования для учащихся со сложной структурой дефекта «Воспитание и обучении е детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» / под.ред. И.М. Бгажноковой/;
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ГКОУ «Котовская школа-интернат»;
- Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
- Устава ГКОУ «Котовская школа-интернат».
Цели учебного предмета:
Формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Задачи и направления:
— формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими;
— представления о собственном теле;
— распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;
— соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
— отнесение себя к определенному полу;
— развитие способности осознавать и выражать свои интересы;
— формировать представления о возрастных изменениях;
— формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям;
— формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
— формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;
— формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;
— формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);
— формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;
— формировать умения обслуживать себя;
— формировать умения следить за своим внешним видом;
— формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности;
— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
— развитие собственной активности ребенка;
— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
— формирование и развитие целенаправленных действий;
— развитие планирования и контроля деятельности;
— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Кроме основных, можно выделить и методические задачи:
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
— формирование и развитие реципрокной координации;
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Краткая характеристика учебного предмета:
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Сроки реализации программы: 1год.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В Федеральном компоненте государственного стандарта учебный предмет «Человек» входит в предметную область «Окружающий мир», обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. Интеграция с другими предметами с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным стандартом «Окружающий социальный мир».
Направления работы:
Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими.
. Представления о собственном теле.
. Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта.
. Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
. Отнесение себя к определенному полу.
. Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
. Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хобби и др.
. Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.
2) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
. Формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым.
. Умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой).
3) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
. Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данный предмет соответствует примерному недельному учебному плану АООП (вариант2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 (дополнительный) – входит в предметную область «Окружающий мир». На его изучение отведено 102 часа, 3 часа в неделю, 34 учебные недели.
.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа представлена следующими разделами:
Представления о себе
Человек. Части тела.
Узнавание (различение) частей тела (голова, волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот) , руки (локоть, пальцы) , ноги (колено, пальцы).
Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза: различие по цвету, уход за глазами, меры предосторожности в игре; брови, нос: запахи (приятные, неприятные), гигиена, насморк, меры предосторожности в игре; лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица.
Гигиена тела
Различение вентилей с горячей и холодной водой. Вытирание рук полотенцем.
Чистка зубов без зубной пасты. Полоскание полости рта.
Одевание и раздевание
Узнавание (различение) предметов одежды: куртка, шапка, шарф, варежки кофта, футболка, майка, трусы, брюки, носки . Знание назначения предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки). Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, сандалии, тапки.
Расстегивание (развязывание) липучки (кнопки). Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты). Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка).
Туалет
Сообщение о желании сходить в туалет.
Приём пищи
Сообщение о желании пить.Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку.Использование салфетки во время приема пищи.
Семья
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье.
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК»
Личностные результаты:
- Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении (Умение обратиться к взрослому за помощью и сформулировать просьбу точно описать возникшую проблему в области жизнеобеспечения)
- Овладение начальными навыками адаптации в динамичном изменяющемся и развивающемся мире (Принятие и освоение социальной роли обучающегося).
Предметные результаты:
Уметь показывать части тела (рука, нога, нос, рот, уши, глаза, зубы)
Уметь реагировать на своё имя поворотом головы
Уметь определять у себя половую принадлежность (девочка, мальчик)
Проявлять интерес к изучению себя, своих физических возможностей (рука, нога, физические потребности – пить, кушать)
Уметь сообщать о необходимости в своих потребностях и желаниях (проситься в туалет, пить, кушать)
Уметь снимать и надевать нижнее бельё (после посещения туалета)
Иметь представление о процессах и алгоритмах мытья рук
Уметь обслуживать себя (держать ложку, пить из кружки)
Знать атрибуты в доступном предметном мире (кружка, тарелка, ложка, раковина).
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Во время обучения во втором классе, в течение первого полугодия целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В связи с этим для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в течении всего учебного года. В конце каждой четверти строиться кривая сформированности умения и навыка пройденных разделов.
№
ФИ ученика
Индикаторы
Сентябрь
Январь
Май
1
Уметь показывать части тела (рука, нога, нос, рот, уши, глаза, зубы)
2
Уметь реагировать на своё имя поворотом головы
3
Уметь определять у себя половую принадлежность (девочка, мальчик)
4
Проявлять интерес к изучению себя, своих физических возможностей (рука, нога, физические потребности – пить, кушать)
5
Уметь сообщать о необходимости в своих потребностях и желаниях (проситься в туалет, пить, кушать)
6
Уметь снимать и надевать нижнее бельё (после посещения туалета)
7
Иметь представление о процессах и алгоритмах мытья рук
8
Уметь обслуживать себя (держать ложку, пить из кружки)
9
Знать атрибуты в доступном предметном мире (кружка, тарелка, ложка, раковина).
Итого:
Со второго полугодия используется оценочная система оценивания
1. Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
Оценка
0 – не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
3
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
5
2. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.
1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и
пробелами.
3
2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.
3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.
4
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.
5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
5
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Кол-во часов
Дата
Основные виды деятельности обучающихся с учётом направлений рабочей программы воспитания
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
I четверть 15 ч
1
Вводный урок. Правила ТБ и правила поведения
1
02.09
2
Диагностика
1
05.09
3
Представления о себе
Я – человек.
Части тела.
1
07.09
Воспитывать у учеников стремление выполнить работу аккуратно; Упражнения на формирование и закрепление усвоенных учащимися навыков выполнения двигательных программ, включающих последовательно организованные движения Формировать умения самостоятельно переходить от одного задания ( операции, действия) к другому, в соответствии с алгоритмом.
Узнавание (различение) частей тела (голова, волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот) , руки (локоть, пальцы), ноги (колено, пальцы). Назначение частей тела.
2
09.09
12.09
5-6
Гигиена. Умывайся по утрам!
Различение вентилей с горячей и холодной водой.
Вода. Регулирование напора струи воды.
2
14.09
16.09
7
Мытьё рук. Вытирание рук полотенцем. Соблюдение последовательности при мытье и вытирании.
2
19.09
21.09
8
Закрепление пройденного
1
23.09
9
Туалет.Помещение.
Сообщение о желании сходить в туалет.
Туалетная бумага. Пользование.
Мытьё рук после туалета
3
26.09
28.09
30.09
10
Закрепление пройденного
1
03.09
11-12
Прием пищи.
Сообщение о желании пить.Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой. Использование салфетки во время приема пищи.
3
05.10
07.10
10.10
13
Как пить из кружки?
Как налить жидкость из бутылки?
Как налить жидкость из кувшина?
Как налить жидкость из кулера?
3
12.10
14.10
17.10
14
Закрепление по теме: Приём пищи
2
19.10
21.10
15
Контроль уровня сформированности предметных результатов. Диагностика .
2
24.10
26.10
II четверть 16 ч (14 ч)
1-2
Повторение пройденного.
2
07.11
09.11
Воспитание эстетических потребностей.
Чайная посуда; набор столовой посуды , столовые приборы,салфетки.
Набор картинок для иллюстрации предметов санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, гребешок, зубная щетка, зубная паста, ножницы, таз, полотенце
Схемы, таблицы, алгоритмы.
Практическая работа.
Демонстрационный материал, предметы одежды.
Практическая работа.
http://pochemu4ka.ru/
http://ya-umni4ka.ru/
http://cherednik.ucoz.ru/
http://www.proshkolu.ru/
http://www.maaam.ru/
3-4
Представления о себе
Голова. Части лица. Глаза (различие по цвету)
Уход за глазами. Как сберечь зрение?
Меры предосторожности в игре (глаза)
2
11.11
14.11
5
Закрепление пройденного
1
16.11
6-7
Одевание и раздевание
Узнавание (различение) предметов одежды: куртка, шапка, шарф, варежки кофта, футболка, майка, трусы, брюки, носки. Назначение предметов одежды.
2
18.11
21.11
8-9
Различение лицевой и изнаночной стороны. Выворачивание одежды.
2
23.11
25.11
10
Закрепление пройденного
1
28.11
11
Одеваемся по погоде. Зима. Зимняя одежда.
2
30.11
02.11
12-13
Практические упражнение в одевании и снятии зимней одежды (шапка, шарф, варежки).
2
05.12
07.12
14
Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки).
3
09.12
12.12
14.12
Демонстрационный материал
15
Расстегивание (развязывание) липучки (кнопки).
2
16.12
19.12
16
Контроль уровня сформированности предметных результатов. Диагностика
1
21.12
Чистота - залог здоровья. Беседа о поддержании чистоты в помещени
1
23.12
Беседы с учащимися о правильном питании — здоровое питание. Рассказы о пользе сырых овощей, фруктов, ягод для здоровья ( обучающий мультфильм)
1
26.12
Понятие «витамины». Выбор карточек, где изображены сюжеты, рассказывающие о пользе витаминов, и беседы с учащимися об этом.
1
28.12
III четверть 31 ч
1-2
Повторение изученного. ТБ и правила поведения на уроках.
2
09.01
11.01
2-4
Семья
Узнавание (различение) членов семьи.
Узнавание (различение) детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье.
2
13.01
16.01
Карточки с инициалами, картинками
Демонстрационный материал
Овощи, фрукты.
http://www.proshkolu.ru/
http://www.maaam.ru/
http://doshkolnik.ru/prezentacii.html
http://nsportal.ru/
5
Закрепление по теме.
1
18.01
6-7
Представления о себе
Назначения частей тела. Рот. Строение.
Для чего нужен рот?
Для чего нужны зубы?
Для чего нужен язык? Вкусовые различия.
Меры предосторожности в игре (рот)
2
20.01
23.01
8
Закрепление по теме.
1
25.01
9-10
Гигиена.
Уход за зубами.
Как и когда чистить зубы? Последовательность действий при чистке зубов.
Полоскание полости рта.
2
27.01
30.01
Схемы, алгоритмы ухода за зубами.
Зубные щётки
Схемы, таблицы, игрушки Набор картинок для иллюстрации предметов санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, гребешок, зубная щетка, зубная паста, ножницы, таз, полотенце
(кукла)
11
Закрепление по теме.
1
01.02
12-13
Представления о себе
Назначения частей тела. Нос. Строение носа.
Запахи (приятные, неприятные).
Меры предосторожности в игре (нос)
Брови, лоб.
2
03.02
06.02
14
Закрепление по теме.
1
08.02
Демонстрационный материал
Предметы обуви.
15-16
Гигиена.
Гигиена носа.
Если ты заболел? Насморк.
Закрепление пройденного.
2
10.02
13.02
17
18
19
Одевание и раздевание
Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, сандалии, тапки.
Снятие обуви.
3
15.02
17.02
20.02
20-21
Закрепление по разделу: Одевание и раздевание.
2
22.02
24.02
22
Закрепление и обобщение пройденного (промежуточный контроль)
1
27.02
Общение с незнакомыми людьми.
2
01.03
03.03
Еда полезная и вредная ( обучающий мультфильм)
2
13.03
15.03
Рассматривание иллюстраций, беседа о здоровом образе жизни человека.
1
17.03
Повторение правил ПДД (поведение на улице, о правилах перехода через дорогу).
1
20.03
Создание образовательных ситуаций, в которых учащемуся необходимо следовать правилам безопасного обращения с бытовыми приборами .
1
22.03
Закрепление понимания учащимися необходимости стрижки волос и мытья головы с использованием предметов и косметических средств по уходу за волосами (расческа, щетка для в
2
23.03
IV четверть 15 ч
Повторение и закрепление
Формировать устойчивую мотивацию к выполнению задания. Представления о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности.
Демонстрационный и раздаточный материал.
Карточки, схемы, алгоритмы.
Пазлы, лото, разрезные картинки;
Изображения предметов, людей, объектов природы и др.
дметы одежды.
http://nsportal.ru/
http://www.rsl.ru/
http://www.ug.ru/
http://www.7ya.ru/pub/presentation/
1-2
Семья
Девочка, мальчик. Сын, дочь.
Члены семьи. Показ (называние), определение социальной роли.
2
03.04
05.04
3-4
Представления о себе
Показывание (называние) частей тела.
Назначение частей тела.
Меры предосторожности в игре.
2
07.04
10.04
5-6
Гигиена.
Уход за частями тела (лицо, руки, волосы).
2
12.04
14.04
7-8
Туалет
Нужды человека. Правила пользования туалетом.
Мытьё рук после посещения туалета.
2
17.04
19.04
9-10
Одевание и раздевание
Узнавание (различение) предметов одежды и обуви.
Упражнения в умении снять и надеть обувь и одежду.
2
21.04
24.04
11-12
Приём пищи
Еда ложкой.
Как налить жидкость?
Овощи и фрукты в жизни человека
2
26.05
28.05
13-14
Итоговый контроль уровня сформированности предметных результатов.
Диагностика
1
1
03.05
05.05
Беседа с учащимися о значении уборки помещения для сохранения здоровья: (сухая и влажная уборка).
08.05
10.05
Беседы о воздухе в помещении: проветривание, влажная уборка, использование увлажнителей воздуха.
12.05
15.05
17.05
Беседы, рассматривание иллюстраций, видеосюжетов о поведении людей во время болезни, в экстремальных ситуациях, угрожающих здоровью. Участие в ролевом диалоге: называние себя в игровой роли, ведение диалога от имени своего персонажа (игры
Доктор», «Скорая помощь выезжает
19.05
22.05
15
Обобщение изученного.
1
24.05
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическая литература:
С.В. Кудрина «Окружающий мир» учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Средства обучения:
Электронные презентации
Электронные образовательные интернет-ресурсы:
http://viki.rdf.ru/detskiy_sad/
http://www.uchportal.ru/load/174
http://prezentacii.com/
http://pochemu4ka.ru/
http://ya-umni4ka.ru/
http://cherednik.ucoz.ru/
http://www.proshkolu.ru/
http://www.maaam.ru/
http://doshkolnik.ru/prezentacii.html
http://nsportal.ru/
http://www.rsl.ru/
http://www.ug.ru/
http://www.7ya.ru/pub/presentation/
Учебно-практическое оборудование:
Картины, наглядные пособия;
Графика: схемы, таблицы;
Пиктограммы;
Дид.игры по темам;
Шнуровки, липучки;
Виды одежды и обуви;
Принадлежности для ухода за своим телом
Пазлы, лото, разрезные картинки;
Изображения предметов, людей, объектов природы и др.