№ | Тема | Кол-во часов | Планируемые результаты | Хар-ка деятельности ученика |
Предметные результаты | Метапредметные результаты |
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться | Личностные УУД | Познаватательные УУД | Регуля тивные УУД | Коммуникативные УУД | |
Раздел 1. Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (8 ч) |
1. | Знакомство с учебником «Окружающий мир». (с.1-3) | 1ч | Читать условные обозначения. Ориентироваться в учебнике, работать с главными героями произведений. | Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; | Предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа | Умение извлекать информацию из различных источников: учебника, хрестоматии, тетради. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной посадке за партой. | Умение слушать и вступать в диалог. | Работа по учебнику Называние окружающих предметов и их признаков. Сравнение и различение природных объектов и изделий (искусственных предметов), созданных человеком. Сопоставление признаков объектов и органов чувств, с помощью которых их можно узнать. Проведение наблюдения за явлениями и объектами природы. |
2. | Где живет семья Ивановых (с. 4-5) Разговор о правильном питании: «Если хочешь быть здоров» | 1 ч. | Знать адрес: название города, своей улицы, номер дома, адрес школы. Уметь описывать свою до-рогу от дома до школы. | Соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города; | Формирование чувства гордости за свою малую родину, уважение к её истории. | Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с учебной задачей. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной посадке за партой. | Умение слушать и вступать в диалог. | Различение объектов города и деревни. Соотнесение рисунков с действительностью (Какой рисунок подходит к вашей местности?). Знакомство с правилами дорожного движения. Ответы на вопросы. Подведение анализируемых объектов под понятия («окружающий мир», «природа»). Моделирование ситуации и представление своих ощущений в ней (игра-инсценировка «Я в городе», «Я в деревне») |
3. | Мы познаём мир. (с. 6-7) Т.№1-3 | 1 ч. | Усвоение того, что человек с рождения познаёт окружающий мир с помощью глаз, ушей,носа, языка и кожи. | Соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города; | Формирование эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Умение проводить простей-шую классифи-кацию объектов природы на основе их сущест-венных признаков. | Умение ставить вопросы, обращать за помощью, формулировать свои затруднения. | Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. | Проведение наблюдения за объектами природы. |
4. | Мы познаём мир. с.6-9) Т. №4,5 (Экскурсия по ближайшим улицам.) | 1 ч. | Знать название органов чувств и их функций. Уметь изучать окружающий мир с помощью органов чувств, определять признаки различ-ных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры), выпол-нять простейшие опыты, обобщать результаты, делать выводы. | С помощью иллюстраций устанавливать различия в погоде, времени суток и временах года по внешним признакам. Обобщать объекты окружающего мира | Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников. | Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов. | Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте - распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы. | Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Учиться работать по предложенному учителем плану | Проведение наблюдения за объектами природы. |
5. | Мы познаем мир с помощью органов чувств (урок-практикум)(с.9-10) | 1 ч. | Знать название органов чувств и их функций. Уметь изучать окружающий мир с помощью органов чувств, определять признаки различ-ных объектов при-роды (цвет, форму, сравнительные размеры), выпол-нять простейшие опыты, обобщать результаты, делать выводы. | Определять с помощью наблюдений отличительные признаки предметов окружающего мира (цвет, размер, форма и др.); | Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников. | Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов. | Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Учиться работать по предложенному учителем плану. | Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте - распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы. | Знакомство с правилами поведения на экскурсии, инструкцией по соблюдению мер безопасности. Называние окружающих предметов и их признаков. Сравнение и различение природных объектов и изделий (искусственных предметов), созданных человеком. Сопоставление признаков объектов и органов чувств, с помощью которых их можно узнать. Проведение наблюдения за явлениями и объектами природы. |
6. | Мы познаем мир с помощью органов чувств. (с. 6-10) | 1 ч. | Знать название органов чувств и их функций. Уметь изучать окружающий мир с помощью органов чувств, определять признаки различ-ных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры), выпол-нять простейшие опыты, обобщать результаты, делать выводы. | Устанавливать связь между человеком и природой при помощи органов чувств. | Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников. | Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов. | Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Учиться работать по предложенному учителем плану. | Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте - распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы. | Знакомство с правилами поведения на экскурсии, инструкцией по соблюдению мер безопасности. Называние окружающих предметов и их признаков. Сравнение и различение природных объектов и изделий (искусственных предметов), созданных человеком. Сопоставление признаков объектов и органов чувств, с помощью которых их можно узнать. Проведение наблюдения за явлениями и объектами природы. |
7. | Что нас окружает. (с.10-11) | | Знать название органов чувств и их функций. Уметь изучать окружающий мир с помощью органов чувств, определять признаки различ-ных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры), выпол-нять простейшие опыты, обобщать результаты, делать выводы. | Приводить примеры различных царств живой природы по заданию учителя с опорой на схему-рисунок | Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников. | Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов. | Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Учиться работать по предложенному учителем плану. | Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте - распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы. | Проведение наблюдения за объектами природы. Соблюдение правил поведения на дороге и улице. Обсуждение вопроса о значимости правил поведения на дороге и улице. Моделирование и оценка ситуации поведения на улице и в общественных местах. Работа со схемой «Безопасное движение по дороге в школу» |
8. | Что нас окружает (урок - экскурсия)Живая и неживая природа. | 1 ч. | Уметь различать объекты живой и неживой природы, выделять из объектов неживой природы изделия человека. | Проводить наблюдения на экскурсии под руководством учителя | Формирование экологической культуры: цен-ностного отно-шения к приро-дному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения. | Умение структурировать свои знания – отличать новое от уже известного с помощью учителя. | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. | Умение слушать и понимать речь других. | Знакомство с правилами поведения на экскурсии, инструкцией по соблюдению мер безопасности. Называние окружающих предметов и их признаков. Сравнение и различение природных объектов и изделий (искусственных предметов), созданных человеком. Сопоставление признаков объектов и органов чувств, с помощью которых их можно узнать. Проведение наблюдения за явлениями и объектами природы. |
Раздел 2. Живая природа (10 ч) |
9. (1) | Животные – часть живой природы. (с.12-13) Х. с. 4 | 1 ч. | Знать признаки живых организмов, отличительные признаки зверей. Уметь приводить примеры животных разных групп (насекомых, птиц, рыб, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида. | Приводить доказательства различий живой и неживой природы, используя результаты опытов, наблюдений | Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика. | Поиск и выделение необходи-мой информации из рисунка учебника, иллюстри-рующего после-довательность сменяющих друг друга событий. Установление причинно-следственных связей. | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. | Понимание возможности различных точек зрения на какой-либо предмет или вопрос. | Проведение наблюдения за объектами природы. |
10 (2) | Животные – часть живой природы. (с.13-14) Х. с. 4 | 1 ч. | Знать признаки живых организмов, отличительные признаки зверей. Уметь приводить примеры животных разных групп (насекомых, птиц, рыб, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида. | Рассказывать о животных, объясняя условия их жизни, способь питания, защиты и другие их особенности; | Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика. | Поиск и выделение необходи-мой информации из рисунка учебника, иллюстри-рующего после-довательность сменяющих друг друга событий. Установление причинно-следственных связей. | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. | Понимание возможности различных точек зрения на какой-либо предмет или вопрос. | Проведение наблюдения за объектами природы. |
11 (3) | Дикие и домашние животные. (с.14) Т.№10 Разговор о правильном питании: Самые полезные продукты». | | Знать названия и отличительные признаки 8 - 10 животных. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных, приводить примеры домашних и диких животных. | Приводить примеры различных видов животных. Выделять существенные признаки животного какой-либо группы животных | Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика. | Умение классифицировать по заданным критериям. | Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. | Понимание возможности различных точек зрения на какой-либо предмет или вопрос. | Различение объектов и явлений природы. Описание иллюстрации в учебнике (описание местности), называя внешние признаки времен года и давая им характеристику. Сравнение рисунков (изменения, которые могут одновременно происходить с животными |
12 (4) | Дикие и домашние животные. (с.15) Т.№11 | 1 ч. | Знать названия и отличительные признаки 8 - 10 животных. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных, приводить примеры домашних и диких животных. | Классифицировать животных по существенным признакам, выявлять их сходства и различия, распределять на группы по выделенным (учителем) основаниям; | Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика. | Умение классифицировать по заданным критериям. | Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. | Понимание возможности различных точек зрения на какой-либо предмет или вопрос. | Проведение наблюдения за объектами природы. Работа по иллюстрации хрестоматии. |
13 (5) | Насекомые – часть живой природы. (с.16-17) Т.№12 | 1 ч. | Знать названия и отличительные признаки 8 - 10 животных. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных, приводить примеры домашних и диких животных. | Приводить примеры различных видов насекомых. Выделять существенные признаки насекомого. | Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика. | Умение классифицировать по заданным критериям. | Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. | Понимание возможности различных точек зрения на какой-либо предмет или вопрос. | Выделение признаков объектов. Сопоставление признаков объектов и органов чувств, с помощью которых их можно узнать (выполнять задания в учебнике на определение признаков насекомых с помощью чувств). Рассказ о насекомых опираясь на жизненный опыт. Отгадывание загадок. |
14 (6) | Растения – часть живой природы. (с.18-19) Т.№ 13 Х.с.6-7 Разговор о правильном питании: « Как правильно питаться». | 1 ч. | Признаки, общие для всех растений, сходства и отличия травянистых растений: кустарников, деревьев. Названия и 8-10 растений (на уровне рода) | Рассказывать о растениях объясняя условия их жизни, способ питания, защиты и другие их особенности. | Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений. | Умение проводить простей-шую классифи-кацию объектов природы на основе их сущест-венных признаков. Поиск и вы-деление необхо-димой инфор-мации из рисунка учебника, ил-люстрирующего последовательность сменяю-щих друг друга событий. | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. | Умение аргументировать своё высказывание, убеждать, уступать. | Выделение признаков объектов. Сопоставление признаков объектов и органов чувств, с помощью которых их можно узнать (выполнять задания в учебнике на определение признаков предметов с помощью чувств). Отгадывание загадок. |
15 (7) | Что общего у деревьев, кустарников и трав (с.19.-20) | 1 ч. | Понятие нового термина «органы растений» (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена). | Объяснять отличия кустарников от деревьев обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений, значение Красной книги; | Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений. | Умение проводить простей-шую классифи-кацию объектов природы на основе их сущест-венных признаков. | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. | Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | Работа с дидактическим материалом (карточками). Предположения о причинах разнообразия природных условий нашей страны, о возможности (лес, водоем, территории, покрытые снегом, побережье и т.д.). Нахождение иллюстраций по заданию учителя |
16. (8) | Части растений .(20-21) | 1 ч. | Понятие нового термина «органы растений» (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена). | Анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте; | Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений. | Умение проводить простей-шую классифи-кацию объектов природы на основе их сущест-венных признаков. | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. | Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | Проведение наблюдения за объектами природы. |
17. (9) | Растения и их части (урок- практикум) | 1 ч | Понятие нового термина «органы растений» (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена). | Приводить примеры. Выделять существенные признаки растения самостоятельно. | Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений. | Умение проводить простей-шую классифи-кацию объектов природы на основе их сущест-венных признаков. | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. | Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | Знакомство с правилами поведения на практикуме, инструкцией по соблюдению мер безопасности. Называние окружающих предметов и их признаков. Сравнение и различение частей растений. |
18. (10) | Как растения расселяются на новые места. Разговор о правильном питании: « Удивительное превращение пирожка» | 1 ч. | Понятие нового термина «органы растений» (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена). | Приводить примеры взаимосвязи внешнего вида растений с природными условиями. | Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений. | Умение проводить простей-шую классифи-кацию объектов природы на ос-нове их сущест-венных признаков. | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. | Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | Установление связи между особенностями жизнедеятельности растений и животных . Соотнесение природы родного края с природой России. Установление причинно-следственных связей. Участие в беседе. Формулирование вопросов. Подготовка небольшого рассказа о том, что особенно понравилось, запомнилось . |
Раздел 3. Природа и её сезонные изменения (38 ч) |
19 (1) | Природа и её сезонные изменения. (с.24-25) Т.№17 | 1 ч. | Знать основные признаки времен года, название и последовательность. Иметь представления о сезонных изменениях. | Осознать, что многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать распределять на группы по существенным признакам; | Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. | Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Классификация изученных объектов природы по заданным и самостоятельно выделенным признакам, приведение примеров. Участие в диалоге, обсуждении проблем. Сравнение времен года Корректирование своих действий |
20 (2) | Жизнь растений осенью | 1 ч. | Знать основные признаки времен года, название и последовательность. Иметь представления о сезонных изменениях. | С помощью иллюстраций устанавливать различия в погоде, и временах года по внешним признакам. Обобщать объекты окружающего мира | Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. | Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Проведение наблюдения за объектами природы. |
21 (3) | Жизнь растений осенью. (с.26-27) Т.№19 Х.с.12-15 | 1 ч. | Знать изменения в жизни растений осенью, разнообразие форм, окраски листьев растений в осенний период. Уметь анализиро-вать изменения природы осенью. | С помощью иллюстраций устанавливать различия в погоде, и временах года по внешним признакам. Обобщать объекты окружающего мира | Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений. | Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблю-дений, делать выводы на осно-ве полученных результатов. | Формировать умение проговаривать последователь- ность действий на уроке. | Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | Классификация изученных объектов природы по заданным и самостоятельно выделенным признакам, приведение примеров. Участие в диалоге, обсуждении проблем. Сравнение времен года Корректирование своих действий |
22 (4) | Жизнь растений осенью (экскурсия в природу) | 1 ч. | Знать изменения в жизни растений осенью, разнообразие форм, окраски листьев растений в осенний период. Уметь анализиро-вать изменения природы осенью. | Рассказывать о растениях осенью, объясняя условия их жизни, способ питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий делать сообщения с достопримечательностях родного города. | Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений. | Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблю-дений, делать выводы на осно-ве полученных результатов. | Формировать умение проговаривать последователь- ность действий на уроке. | Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | Установление связи между особенностями жизнедеятельности растений и животных и временами года. Проведение групповых и самостоятельных наблюдений на экскурсии. Соотнесение природы родного края с природой России. Установление причинно-следственных связей. Участие в беседе. Формулирование вопросов. Подготовка небольшого рассказа о том, что особенно понравилось, запомнилось на экскурсии |
23 (5) | Труд людей осенью. (с.28-29) Т.№18 | 1 ч. | Знать о труде людей осенью в саду, поле, огороде. Уметь различать овощи и фрукты. | Анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте; | Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений. | Умение описывать на основе иллюстрации объекты, выделять их существенные признаки. | Учиться выска-зывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. | Учёт разных мнений и умение обосновать собственное. | Составление рассказа по рисунку. Сравнение времен года по иллюстрациям. пословиц и поговорок. Установление причинно-следственных связей. Рассказ о любимом времени года. |
24 (6) | Как животные готовятся к зиме Т. №20,21 Х.с.16-22 Разговор о правильном питании: « Плох обед если хлеба нет». | 1 ч. | Знать особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду. Уметь анализировать изменения природы зимой. | Приводить 2–3примера животных. | Осознание ценности природы и бережного отношения к ней. | Умение обнаруживать простейшие причинно – следственные связи между живой и неживой природой. | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. | Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | Классификация изученных объектов природы по заданным и самостоятельно выделенным признакам, приведение примеров. Участие в диалоге, обсуждении проблем. Сравнение и различение разных групп живых организмов по признакам. Корректирование своих действий |
25 (7) | Как животные готовятся к зиме. | 1 ч. | Знать особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду. Уметь анализировать изменения природы зимой. | Интерпретировать значение используемых условных знаков для обозначения природных объектов; | Осознание ценности природы и бережного отношения к ней. | Умение обнаруживать простейшие причинно – следственные связи между живой и неживой природой. | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. | Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | Работа с иллюстративным материалом, различение на рисунке животных Рассказ посредством рисунка о животных внешних различиях, разных условиях жизни. Приведение примеров из собственного опыта. Подготовка (для следующего урока) |
26 (8) | Как животные готовятся к зиме. | 1 ч. | Знать особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду. Уметь анализировать изменения природы зимой. | Приводить 2–3примера животных | Осознание ценности природы и бережного отношения к ней. | Умение обнаруживать простейшие причинно – следственные связи между живой и неживой природой. | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. | Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | Описание животных своей местности. Рассказ о любимом животном. Слушание и извлечение главной мысли из прочитанного текста. Приведение примеров животных. Участие в игре «Кто как зимует»? Использование краеведческого материала: «Как зимуют животные» |
27 (9) | Пришла зима.(с.32-33) Т.№22-24 Х.с.24-26 | 1ч. | Знать основные признаки времен года, название каждого времени года и их последова-тельность. Уметь выделить сущест-венные признаки зимы. | Осознать, что многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать распределять на группы по существенным признакам; | Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений. | Умение структурировать свои знания – отличать новое от уже известного с помощью учителя. | Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. | Учёт разных мнений и умение обосновать собственное. | Классификация изученных объектов природы по заданным и самостоятельно выделенным признакам, приведение примеров. Участие в диалоге, обсуждении проблем. Сравнение времен года Корректирование своих действий |
28 (10) | Три состояния воды. Практическая работа (с.34-35) | 1ч. | Знать правила проведения и наблюдения опытов. Уметь обобщать жизненные наблюдения об изменениях в окружающей природе в связи с приходом зимы. Иметь элеме-нтарное представ-ление об образовании снежинок. На основании опытов установить, чем может быть загрязнён снег. | Проводить наблюдения самостоятельно и делать выводы. | Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников. | Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов. Устанавливать причинно-следственные связи. | Учиться работать по предложенному учителем плану. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. | Умение договариваться, находить общее решение. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | Знакомство с правилами проведения практической работы. инструкцией по соблюдению мер безопасности. Называние окружающих предметов и их признаков. Сравнение и различение природных объектов и изделий. Сопоставление признаков объектов и органов чувств, с помощью которых их можно узнать. Проведение наблюдения за явлениями и объектами природы. |
29 (11) | Снежные загадки. (с.34-35) | 1ч. | Знать правила проведения и наблюдения опытов. Уметь обобщать жизненные наблюдения об изменениях в окружающей природе в связи с приходом зимы. Иметь элеме-нтарное представ-ление об образовании снежинок. На основании опытов установить, чем может быть загрязнён снег. | Создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения); | Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников. | Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов. Устанавливать причинно-следственные связи. | Учиться работать по предложенному учителем плану. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. | Умение договариваться, находить общее решение. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | Классификация изученных объектов природы по заданным и самостоятельно выделенным признакам, приведение примеров. Участие в диалоге, обсуждении проблем. Сравнение и различение разных групп живых организмов по признакам. Корректирование своих действий |
30 (12) | Снежные загадки. (с.34-35) | 1ч. | Знать правила проведения и наблюдения опытов. Иметь элементарное представление об образовании снежинок. На основании опытов установить, чем может быть загрязнён снег. | Знать существенные признаки зимы. Уметь обобщать жизненные наблюдения об из-менениях в окружающей природе в связи с приходом зимы. | Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников. | Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов. Устанавливать причинно-следственные связи. | Учиться работать по предложенному учителем плану. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. | Умение договариваться, находить общее решение. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | Обмен материалом, подготовленным с помощью взрослых о зимних явлениях природы. |
31 (13) | Жизнь лесных зверей зимой. (с.36-37) Т.№25-26 Х.с.26-29 Разговор о правильном питании: « Полдник. Пора есть булочки». | 1ч. | Знать о зимовке животных, о работе лесника зимой. Уметь оказывать помощь животным зимой. Знать признаки сходства млекопитающих зверей. | Понимать, что в окружающем мире огромное разнообразие живых существ и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку. | Осознание ценности природы и бережного отношения к ней. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. | Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | Самостоятельная (или по заданным учителем критериям) классификация животных на группы. Различение существенных и не_ существенных признаков животных. Диалог, обмен мнениями. Работа в группе. Использование дополнительных источников информации |
32 (14) | Жизнь лесных зверей зимой. | 1ч. | Знать о зимовке животных, о работе лесника зимой. Уметь оказывать помощь животным зимой. Знать признаки сходства млекопитающих зверей. | Уметь приводить 2-3 примера. | Осознание ценности природы и бережного отношения к ней. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. | Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | Проведение наблюдения за объектами природы. Самостоятельная (или по заданным учителем критериям) классификация животных на группы. Различение существенных и не_ существенных признаков животных. |
33 (15) | Как помочь птицам зимой. (с. 38-39) Т.№ 27, 28 Х.с.30-33 | 1ч. | Знать признаки, по которым из всех животных выделяется группа – птицы. Виды зимующих птиц. | Уметь оказывать помощь зимующим птицам, обобщать жизненные наблюдения. Изготовление простейшей кормушки. | Осознание ценности природы и бережного отношения к ней. | Умение обнаруживать простейшие причинно – следственные связи между живой и неживой природой. | Умение осуществлять контроль в форме сличения результата с эталоном, с целью обнаружения отличий и отклонений от эталона. | Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Сравнение птиц между собой по рисунку в учебнике. Описание птиц своей местности. Рассказ о любимой птице. Слушание и извлечение главной мысли из прочитанного текста. Приведение примеров перелетных птиц. Участие в игре «Кто где живет» Использование краеведческого материала: какие птицах обитают в своей местности, какие растут растения, где они еще могут быть. Подготовка сообщения о зимующей птице внешнем виде и т.д.) |
34 (16) | Как помочь птицам зимой. Х.с.34-36 | 1ч. | Знать признаки, по которым из всех животных выделяется группа – птицы. Виды зимующих птиц. | Уметь оказывать помощь зимующим птицам, обобщать жизненные наблюдения. Изготовление простейшей кормушки. | Осознание ценности природы и бережного отношения к ней. | Умение обнаруживать простейшие причинно – следственные связи между живой и неживой природой. | Умение осуществлять контроль в форме сличения результата с эталоном, с целью обнаружения отличий и отклонений от эталона. | Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Знакомство с понятием «вещество», определяя, из каких веществ сделаны предметы. Изготовление с родителя_ ми или одноклассниками кормушки для птиц |
35 (17) | Есть ли жизнь в воде подо льдом? (с.40-41) Т.№29 Х.с.36-39 | 1ч. | Знать признаки рыб. Знать о жизни некоторых животных и растений подо льдом. Правила безопасного поведения у водоёмов зимой. | Анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте; | Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. | Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное. | Классификация изученных объектов природы по заданным и самостоятельно выделенным признакам, приведение примеров. Участие в диалоге, обсуждении проблем. Сравнение и различение разных групп живых организмов по признакам. Корректирование своих действий |
36 (18) | Есть ли жизнь в воде подо льдом? (с.40-41) Т.№29 Х.с.36-39 | 1ч. | Знать признаки рыб. Знать о жизни некоторых животных и растений подо льдом. Правила безопасного поведения у водоёмов зимой. | Уметь приводить 2-3 примера. | Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. | Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное. | Извлечение информации из рисунка: рассказ об образе жизни рыб и их особенностях. Развитие наблюдательности. Участие в беседе: «Есть ли жизнь в воде подо льдом?» |
37 (19) | Как зимуют деревья, кустарники и травы (с.42-43) Х.с.40-41 | 1ч. | Иметь представление о внутреннем строении почки. Знать о жизни деревьев и кустарников в зимний период, делать вы-воды из наблюдений. | Объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека; | Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников. | Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблю-дений, делать выводы на основе полученных результатов. | Умение работать по плану, сверяя свои действия с целью. | Осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь. | Проведение наблюдения за объектами природы. |
38 (20) | Учимся различать деревья и кустарники зимой. (с.44-45) | 1ч. | Знать отличия кустарников и деревьев зимой. | Определять разные виды кустарников и деревьев по силуэту, коре, почкам, плодам | Культура поведения в природе, бережное отношение к ней. | Умение проводить простей-шую классифи-кацию объектов природы на основе их существенных признаков. | Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений. | Умение аргументировать своё предложение, убеждать, уступать. | Наблюдение, сравнение, сопоставление Деревьев и кустарников. Слушание и выделение главного. По окончании урока подготовка рассказа в парах о своих впечатлениях . |
39 (21) | Учимся различать деревья и кустарники зимой. (Экскурсия в природу) (с.44-45) | 1ч. | Знать особенности труда людей зимой. Уметь обобщать жизненные наблюдения. | Определять разные виды кустарников и деревьев по силуэту, коре, почкам, плодам | Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений. | Умение структу-рировать свои знания – отличать новое от уже известного с помощью учителя. | Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. | Умение строить монологическое высказывание. | Обмен материалом, подготовленным с помощью взрослых о деревьях и кустарниках. |
40 (22) | Пришла весна (с.46-47) Т.№31,32 | 1ч. | Знать основные признаки весны, правила безопасности в природе весной. | Приводить 2-3 примера признаков весны. | Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения. | Умение 1) описывать на основе иллюстрации объекты, выделять их существенные признаки; 2) сле-довать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблю-дений, делать выводы на основе полученных результатов. | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. | Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | Проведение наблюдения за объектами природы. Классификация изученных объектов природы по заданным и самостоятельно выделенным признакам, приведение примеров. Участие в диалоге, обсуждении проблем. Сравнение времен года Корректирование своих действий |
41 (23) | Какие растения весной цвести торопятся. (с.48-49) Т.№33 Разговор о правильном питании: «Пора ужинать» | 1ч. | Знать раннецветущие растения, причины раннего цветения растений. | Отличать первоцветы от остальных растений. Классифицировать растения, по существенным признакам. | Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения. | Умение 1) описывать на основе иллюстрации объекты, выделять их существенные признаки; 2) сле-довать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблю-дений, делать выводы на основе полученных результатов. | Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. | Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное. | Классификация изученных объектов природы по заданным и самостоятельно выделенным признакам, приведение примеров. Участие в диалоге, обсуждении проблем. Сравнение и различение разных групп живых организмов по признакам. Корректирование своих действий |
42(24) | Какие растения весной цвести торопятся. (с.48-49) Т.№33 | 1ч. | Знать раннецветущие растения, причины раннего цветения растений. | Отличать первоцветы от остальных растений. | Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения. | Умение 1) описывать на основе иллюстрации объекты, выделять их существенные признаки; 2) сле-довать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблю-дений, делать выводы на основе полученных результатов. | Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. | Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное. | Различение объектов и явлений природы. Описание иллюстрации в учебнике (описание раннецветущих растений), называя внешние признаки Сравнение рисунков (изменения, которые могут одновременно происходить в природе: смена времени года, изменения погоды). Обсуждение результатов своих наблюдений, совместная выработка правил участия в диалоге. Выполнение задания из учебника. Участие в групповой работе с природным материалом – гербарием (листьями деревьев). Примеры заданий: раздели_ те листья на группы по самостоятельно вы_ деленным признакам (деление может быть по форме, цвету, размеру) |
43 (25) | Как животные весну встречают (птицы) (с.50-51) Т.№34 Х.с.50-56 | 1ч. | Знать об изменениях в жизни животных весной. | Устанавливать взаимосвязи в природе. Моделировать животное. | Осознание ценности природы и бережного отношения к ней. | Умение обнару-живать простей-шие причинно – следственные связи между живой и неживой природой. . | Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. | Умение аргументировать своё предложение, убеждать, уступать. | Проведение наблюдения за объектами природы. |
44 (26) | Как животные весну встречают | 1ч. | Знать об изменениях в жизни животных весной. | Устанавливать взаимосвязи в природе. | Осознание ценности природы и бережного отношения к ней. | Умение обнару-живать простей-шие причинно – следственные связи между живой и неживой природой. | Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. | Умение аргументировать своё предложение, убеждать, уступать. | Работа в группе с дидактическим материалом (карточками) с целью самостоятельно Рассказать о пробуждении природы весной. Самостоятельное (или с помощью учителя) выделение признаков потепления. Оценка работы одноклассников. Составление и работа со схемой (деление природы на 4 времени). Извлечение (по заданию учителя) из учебника и дополнительных источников знаний необходимой ин_ формации о животных своей местности |
45 (27) ) | Про больших и маленьких. (с.52-53) Х.с.57-60 | 1ч. | Знать, как появля-ется потомство у животных. Знакомство с термином «млекопитающие» животные | Сравнивать животных и их детенышей и правильно называть их. | Осознание ценности природы и бережного отношения к ней. | Поиск и выделение необходи-мой информации из рисунка учебника, иллюстри-рующего после-довательность сменяющих друг друга событий. | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. | Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | Классификация изученных объектов природы по заданным и самостоятельно выделенным признакам, приведение примеров. Участие в диалоге, обсуждении проблем. Сравнение и различение разных групп живых организмов по признакам. Корректирование своих действий |
46 (28 | Про больших и маленьких. (с.52-53) Х.с.57-60 | 1ч. | Знать, как появля-ется потомство у животных. Знакомство с термином «млекопитающие» животные | Анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте. | Осознание ценности природы и бережного отношения к ней. | Поиск и выделение необходи-мой информации из рисунка учебника, иллюстри-рующего после-довательность сменяющих друг друга событий. | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. | Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | Рассказать о любимом питомце Самостоятельное (или с помощью учителя) выделение признаков появления потомства. Оценка работы одноклассников. Извлечение (по заданию учителя) из учебника и дополнительных источников знаний необходимой ин_ формации о потомстве. |
47 (29) | Лето пришло (с. 54-55) Х.с.66 | 1 ч | Знать об основных изменениях в природе с приходом лета. | Устанавливать взаимосвязи в природе в летний период. Объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека. | Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. | Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное. | Проведение наблюдения за объектами природы.Классификация изученных объектов природы по заданным и самостоятельно выделенным признакам, приведение примеров. Участие в диалоге, обсуждении проблем. Сравнение времен года Корректирование своих действий |
48 (30) | В лес по ягоды пойдем (с.56-57) Т.№35 Разговор о правильном питании: « Как утолить жажду». | 1ч | Знать питательные и целебные свойст-ва ягод. Иметь представление о правилах сбора ягод. | Приводить примеры съедобных и ядовитых ягод своего края. Моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.; | Осознание своих возможностей на основе сравнения «Я» и «хороший» ученик. | Умение проводить простей-шую классифи-кацию объектов природы на основе их сущест-венных признаков, составлять таблицы. | Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. | Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | Описание и сравнение внешнего вида растений. Наличие плодов под деревьями, грибы, растения). Выделение существенных признаков растений. Сравнение и различение деревьев, кустарников и трав, осенних и летних явлений природы. |
49 (31) | В лес по ягоды пойдем (с.56-57) Т.№35 | 1 ч | Знать питательные и целебные свойст-ва ягод. Иметь представление о правилах сбора ягод. | Приводить примеры съедобных и ядовитых ягод своего края. | Осознание своих возможностей на основе сравнения «Я» и «хороший» ученик. | Умение проводить простей-шую классифи-кацию объектов природы на основе их сущест-венных призна-ков, составлять таблицы. | Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. | Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | Обмен материалом, подготовленным с помощью взрослых о съедобных грибах. |
50 (32) | С лукошком за грибами. (с.58-59) Т.№36 | 1ч | Знать признаки и названия грибов.. Знать правила сбора грибов. Приводить примеры съедобных грибов своего края. | Отличать съедобные и ядовитые грибы края. Интерпретировать значение используемых условных знаков для обозначения природных объектов. | Осознание своих возможностей на основе сравнения «Я» и «хороший» ученик. | Умение проводить простей-шую классифи-кацию объектов природы на основе их сущест-венных признаков, составлять таблицы. | Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. | Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | Приведение примеров грибов. Работа с дополнительными источниками информации. Характеристика условий, необходимых для роста грибов (свет, влага, тепло). Сравнение и различение съедобных и несъедобных грибов. |
51 (33) | С лукошком за грибами. (с.58-59) Т.№36 | 1 ч. | Знать признаки и названия грибов. Знать правила сбора грибов. Приводить примеры съедобных грибов своего края. | Осознать, что многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать распределять на группы по существенным признакам; | Осознание своих возможностей на основе сравнения «Я» и «хороший» ученик. | Умение проводить простей-шую классифи-кацию объектов природы на основе их сущест-венных признаков, составлять таблицы. | Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. | Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | Классификация изученных объектов природы по заданным и самостоятельно выделенным признакам, приведение примеров. Участие в диалоге, обсуждении проблем. Сравнение и различение разных групп живых организмов по признакам. Корректирование своих действий |
52 (34) | Зеленая аптека (с.60-61) Т.№37 | 1ч | Иметь представления о сборе и использовании лекарственных растений. | Унать некоторые лекарственные растения края. | Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения. | Поиск и выделение необходи-мой информации из рисунка учебника, иллюстри-рующего после-довательность сменяющих друг друга событий. | Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. | Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | Обмен материалом, подготовленным с помощью взрослых лекарственных растениях |
53(35) | Правила поведения в природе. (с.62-63) Х.с.74-76 | 1ч | Знать виды и формы помощи человека природе. | Следовать правилам поведения в природе, безопасности. | Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения. | Поиск и выделение необходи-мой информации из рисунка учебника, иллюстри-рующего после-довательность сменяющих друг друга событий. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учи-теля; прогова-ривать последо-вательность дей-ствий на уроке. | Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное. | Знакомство с правилами поведения в природе. Участие в игровых ситуациях. Подготовка к следующему уроку иллюстраций, фотографий о Красной книге. |
54 (36) | Красная книга России. Т.№38 (Экскурсия в музей краеведения) | 1ч | Знать некоторые растения и живот-ных Красной книги России и Иркутск-ой области. Уметь устанавливать взамосвязи в жизни растений и живоных. | Приводить 2-3 примера растений и животных Красной книги. | Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. | Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений. | Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное. | Творческая работа на основе дополнительного материала о Красной книге. |
55 (37) | Что такое экология. | 1ч | Знакомство с термином «экология». | Самостоятельно работать с заданиями в учебнике. Анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте. | Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений. | Умение структу-рировать свои знания – отличать новое от уже известного с помощью учителя. | Умение выде-лять то, что ус-воено и что нуж-но усвоить, оп-ределять качест-во и уровень усвоения. | Умение строить монологическое высказывание. | Установление связей между деятельностью человека и природой. Формулирование выводов о воздействии человека на природу на основе анализа рисунка в учебнике. Формулирование ответов на вопросы с использованием текста. Выявление потенциально опасных для жизни и здоровья человека ситуаций, сохранения личного и общественного имущества. Выстраивание предположений о применении отходов, ненужных вещей (картон, одежда, газеты). Выбор оптимальных форм поведения на основе изученных правил безопасного поведения (в доме, на дорогах, в лесу, на водоемах). Совместное составление схемы (памятки) правил поведения в лесу, на водоеме, на дороге |
56 (38) | Обобщающий урок «Сезонные изменения» | 1ч | Знать название каждого времени года и их последо-вательность; основные признаки времён года; правила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время; правила безопасности на водоёме весной. | Анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте; | Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. | Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, способов взаимодействия. | Работа с глобусом и картой. Показ на них территории России. Выполнение заданий в практической работе с картой: определение местонахождения Москвы и 2–3 других крупнейших городов России, морей. Использование дополнительных материалов о достопримечательностях России. |
Раздел 4. Наша родина – Россия (10 ч) |
57 (1) | Наша родина – Россия. (с.64-65) | 1ч | Знать название государства, его столицы, названия крупных государств-соседей. | Описывать достопримечательности России. Ориентироваться в социальных ролях. | Формирование гражданской идентичности в форме осозна-ния себя как гражданина России; чувст-ва сопричаст-ности и гордо-сти за свою Родину, народ, историю. | Извлечение необходимой информации при работе с картой. | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. | Умение вести диалог в соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника. | Анализ иллюстраций учебника. Обсуждение причин разнообразия природы России. Знакомство с великими людьми России, с результатами труда россиян. Выступление с подготовленным сообщением. Слушание сообщений одноклассников. Использование краеведческого материала для описания достопримечательностей, памятников природы своей местности. Описание по картинке внешнего вида животного. Работа с картой (нахождение географических объектов) |
58 (2) | Наш родной край. (66-67) Разговор о правильном питании: « Всякому овощу свое время». | 1ч | Знать названия планеты, страны, региона, города. Уметь описывать достопримечательности родного края. | Создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения). | Формирование чувства гордости за свою малую родину, уважение к её истории, историческим памятникам. | Извлечение необходимой информации при работе с картой Архангельской области. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. | Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное. | Анализ иллюстраций учебника. Обсуждение причин разнообразия природы России. Знакомство с великими людьми Саратова, с результатами труда россиян. Выступление с подготовленным сообщением. Слушание сообщений одноклассников. Использование краеведческого материала для описания достопримечательностей, памятников природы своей местности. Описание по картинке внешнего вида животного. Работа с картой (нахождение географических объектов) |
59 (3) | Россия – многонациональ ная страна.(64-66) | 1ч | Называть 3-4 национальности людей проживающих в России. | Извлекать ин- формацию из различных источников знаний (текст, рисунок и др.). | Уважение истории и культуры всех народов; отказ от деления на «чужих» и «своих»; развитие толерантности. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений. | Анализ иллюстраций учебника. Обсуждение причин разнообразия национальностей России. Знакомство с великими людьми России, с результатами труда россиян. Выступление с подготовленным сообщением. Слушание сообщений одноклассников. Использование краеведческого материала для описания достопримечательностей, памятников природы своей местности. |
60 (4) | Символы нашего государства. (с.66-67) | 1ч. | Знать государственную символику России, первый куплет и припев гимна. | Описывать традиции, обычаи, историю государственных символов. Создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения). | Формирование гражданской идентичности в форме осозна-ния себя как гражданина России; чувст-ва сопричаст-ности и гордо-сти за свою Родину, народ, историю | Умение извлекать информацию, представленную в разных формах: иллюстрация, карта. | Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений. | Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Творческая работа на основе дополнительного материала о символах государства. |
61 (5) | Москва – столица нашего государства. (с.68-69) | 1ч. | Уметь описывать достоприме-чательности Москвы. | Узнать столицу государства, главную площадь столицы, главную достопри-мечательность сто-лицы (Кремль), ис-торическую досто-примечательность Кремля (Спасскую башню). | Формирование чувства сопричастности своей Родине; уважение к её истории, культурным и историческим памятникам. | Умение описывать на основе иллюстрации объекты, выделять их существенные признаки. Извлечение необходимой информации при работе с планом города Москвы. | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. | Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Работа с текстом учебника. Моделирование ситуаций по получению необходимой информации из разных источников. Обсуждение сведений из средств массовой информации о новейших изобретениях. Участие в беседе и анализе жизненных ситуаций. Выбор допустимых форм поведения в обществе, семье. Знакомство с культурой пользования компьютером |
62 (6) | Достопримеча-тельности Москвы. (с.70-71) | 1 ч. | Уметь описывать достоприме-чательности Москвы. | Знать столицу государства, главную площадь столицы, главную достопри-мечательность столицы (Кремль), ис-торическую досто-примечательность Кремля (Спасскую башню). | Формирование чувства сопричастности своей Родине; уважение к её истории, культурным и историческим памятникам. | Умение описывать на основе иллюстрации объекты, выделять их существенные признаки. Извлечение необходимой информации при работе с планом города Москвы. | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. | Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Творческая работа на основе дополнительного материала о достопримечательностях Москвы. |
63 (7) | Экскурсия «Достопримеча тельности нашего края». | 1ч | Уметь описывать достопримечательности края. | Приводить примеры. Выделять существенные признаки растения под руководством учителя. | Формирование чувства гордо-сти за свою ма-лую родину, уважение к её истории, историческим памятникам. | Узнавать, называть и опреде-лять объекты окружающей действительности в соответствии с учебной задачей. | Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. | Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Проведение групповых и самостоятельных наблюдений на экскурсии. Соотнесение природы родного края с природой России. Установление причинно-следственных связей. Участие в беседе. Формулирование вопросов. Подготовка небольшого рассказа о том, что особенно понравилось, запомнилось на экскурсии |
64 (8) | Символика родного края. | 1ч | Знать символику Саратовской области. | Получить новые сведения об истории родного края. | Формирование чувства гордости за свою малую родину, уважение к её истории, символике. | Узнавать, называть и опреде-лять объекты окружающей действительности в соответствии с учебной задачей | Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений. | Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Различение объектов и явлений природы. Описание иллюстрации в учебнике (описание местности), называя внешние признаки времен года и давая им характеристику. Сравнение рисунков (изменения, которые могут одновременно происходить в природе: смена суток, времени года, изменения погоды). Обсуждение результатов своих наблюдений, совместная выработка правил участия в диалоге. Выполнение задания из учебника. Участие в групповой работе с природным материалом – гербарием (листьями деревьев). Примеры заданий: раздели_ те листья на группы по самостоятельно вы_ деленным признакам (деление может быть по форме, цвету, размеру) |
65 (9) | Обобщающий урок «Наша родина – Россия» | 1ч | Знать названия страны, области, города; рассказывать о достопримечательностях страны и своего края. | Понимать, что в окружающем мире огромное разнообразие живых существ и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; что среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека; что важно сохранить разнообразие растений, грибов, животных, бережно и заботливо относиться к ним. | Формирование гражданской идентичности в форме осозна-ния себя как гражданина России; чувс-тва сопричаст-ности и гордо-сти за свою Родину, народ, историю | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. | Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, способов взаимодействия. | Моделирование ситуаций, требующих знаний образцов культуры общения и взаимной ответственности в обществе; правил дорожного движения; расписания движения транспорта; правил внутреннего распорядка в школе. Знакомство с понятием «Конституция» |
66 | Обобщающий урок «Наша родина – Россия» | 1ч | Знать названия страны, области, города; рассказывать о достопримечательностях страны и своего края. | Понимать, что в окружающем мире огромное разнообразие живых существ и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; что среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека; что важно сохранить разнообразие растений, грибов, животных, бережно и заботливо относиться к ним. | Формирование гражданской идентичности в форме осозна-ния себя как гражданина России; чувс-тва сопричаст-ности и гордо-сти за свою Родину, народ, историю | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. | Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, способов взаимодействия. | Моделирование ситуаций, требующих знаний образцов культуры общения и взаимной ответственности в обществе; правил дорожного движения; расписания движения транспорта; правил внутреннего распорядка в школе. Знакомство с понятием «Конституция» |
67