Предметные: познакомятся с авторским рассказом Эдуарда Шима «Не стучать – все спят!»; с новым понятием - познавательный рассказ; будут учиться находить ответы на вопросы к тексту; определять тему и главную мысль; развивать навык выразительного чтения; называть специфические особенности жанра; | Метапредметные: познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ текста с целью выделения признаков по жанру; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текста); регулятивные: определение темы и целей урока; планирование действий по выполнению задач урока при работе в группе; читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям); фиксируют удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил взаимодействия при работе в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); сотрудничество в сборе информации; умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, соблюдение правил общения | Личностные: осознавание и определение своих эмоций; оценивание поступков героев; осознание, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своего произведения; приобретение опыта ценностных нравственно-этических ориентиров; жизненное самоопределение |
1. Организация начала урока | Посмотрите друг на друга. Подарите друг другу улыбку. Пусть ваше хорошее настроение останется с вами на протяжении всего урока. Готовы работать? Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова «Мир удивительный такой, к нему присматривайся чаще…» | Психологически настраиваются на урок. Показывают готовность к уроку. Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока» | Л.: жизненное самоопределение Р.: привитие навыка психологической подготовки к уроку, организация рабочего места, К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Мотивация к учебной деятельности | Игра «Собери слова» – Коты и собаки решили поиграть в снежки. Поиграйте и вы с ними. Соберите из слогов 7 зимних слов. | Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Отвечают на поставленные вопросы. | Р.: принимают и сохраняют учебную задачу П.: выделение существенной информации из текста П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания Р.: принимают и сохраняют учебную задачу П.: логические - анализ объекта с целью выделения признаков |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений | Проверка домашнего задания 1) Проверка чтения рассказа « По Е. Чарушину «Что за зверь?». 2) Ответы на вопросы. – Что увидела Катя на крыльце? О чём подумала девочка? – Зачем Катя положила на крыльцо котлетку? Съел ли её зверёк? Что положила Катя на крыльцо второй раз? Съел ли зверёк это угощение? Почему? - Какая еда понравилась зверьку? - Найди в тексте и прочитай, какую ловушку сделал папа, чтобы поймать зверька. Какой зверёк попался в ловушку? Расскажи как он выглядел. - Чем Катя кормила кролика всю зиму? - Найди и прочитай отрывок из текста, который относится к картинке. | Рассказывают о выполненной дома работе Пересказывают текст по плану. | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; |
3. Постановка учебной задачи | Сообщение темы урока. - Разгадайте загадку. Черный жилет, Красный берет. Нос, как топор, Хвост, как упор. (Дятел) Я по дереву стучу, червячка добыть хочу, Пусть он скрылся под корой - Все равно он будет мой! (Дятел) - Правильно. - Где живет дятел? - Чем питается? - Послушайте интересную информацию про дятлов – Многие из нас задавались вопросом как дятлам удается безболезненно переносить такое количество ударов клювом о твердую древесину и не страдать от постоянного сотрясения мозга. Так вот, оказывается, что у дятлов, в отличие от многих других птиц, между клювом и черепом имеется специальная ткань, смягчающая удары. Именно по этому дятлы относительно безболезненно могут долбить древесину в поиске насекомых. Считается, что дятлы обладают не только выдающимся клювом и строением черепа, но и самым удивительным языком. Выискивая мелких насекомых, дятлу приходится выдалбливать довольно глубокие отверстия в коре и древесине, но одного клюва, чтобы достать пищу, явно не достаточно. И тут на помощь дятлу приходит его язык, который поистине уникален: со специальными крючками на кончике и очень длинный. Он орудует им с черезвычайной ловкостью, как надёжным и проверенным инструментом. Язык дятла выдвигается из ротовой полости с помощью специальной длинной ленты, которая огибает почти весь череп дятла и крепится к ноздрям. Почти все представители семейства дятловых обитают в самостоятельно выдолбленных дуплах. При этом, на сооружение своего жилища у дятла уходит не более одной-двух недель. - Сегодня мы с вами будем читать рассказ «Не стучать – все спят!». III. Определение автора произведения. Эдуард Юрьевич Шим, который родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Во время войны был эвакуирован, вырос в детском доме. С 16 лет Шим работал, переменив множество занятий. «…Мастер на все руки — столяр и садовод, токарь и шофёр». По возвращении в Ленинград учился в художественно-архитектурном училище, работал в конструкторском бюро, служил в армии. В 1959 переселился в Москву. Начав печататься Эдуард Шим писал преимущественно для детей, преимущественно о природе. Эдуард Юрьевич ставил вопросы об отношении человека к природе «Кто переведёт нам язык зверей и птиц на человеческий язык? Вот таким 'переводчиком'… и стал писатель Эдуард Шим… Он пишет книги, которые… учат одной из главных человеческих радостей — неиссякаемой радости узнавания». 1. Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Познакомиться с новым произведением. Ответить на вопросы к тексту. Учиться правильно и выразительно читать произведение. 2. План работы над новым произведением. - Составим план работы над новым произведением 1. Познакомиться с произведением 2. Анализировать текст 3. Работать в группе | Отгадывают загадки, тем самым определяя о ком пойдёт речь в новом произведении. Определяют фамилию авторов нового произведения Рассматривают портрет. Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Определяют название произведения Формулируют тему урока Ставят цели, используя опору Составляют план работы над новым произведением | Р.: определение темы и целей урока П.: анализ объектов с опорой на визуализацию, выделение последовательности развития событий П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Р.: принимают и сохраняют учебную задачу П.: логические - анализ объекта с целью выделения признаков Р.: Умение слушать в соответствии с целевой установкой Р: планирование действий по выполнению задач урока |
4. Первичное усвоение новых знаний | IV. Изучение нового материала. 1) Чтение рассказа учителем. 2) Ответы на вопросы. - О ком этот рассказ? – Для чего дятел стучал? - Физкультминутка Стая птиц летит на юг, Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями) Чтоб скорее прилетать, Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее) В небе ясном солнце светит, Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх) А внизу леса, поля – Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону) Птички начали спускаться, На поляне все садятся. Предстоит им долгий путь, Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд) И опять пора в дорогу, Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями») Вот и юг. Ура! Ура! Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы) V. Чтение трудных слов. Приготовил - при-го-то-вил-ся - приготовился Махнул - взмах-нул - взмахнул Знакомство с новым произведением 1. Чтение текста учащимися по ролям: 2. Вопросы по содержанию. | По названию произведения определяют эмоциональную направленность текста Отвечают на поставленные вопросы Объясняют лексическое значение знакомых слов или читают в словарике значение незнакомых слов Пополняют словарный запас Прочитывают трудные слова, встречающиеся в тексте Читают текст вместе с учителем | П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; формулирование ответов на вопросы П.: анализируют и делают выводы Р.: принимают и сохраняют учебную задачу П.: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; П. : дополняют и уточняют высказанные мнения П.: выделение существенной информации из текста Р.: принимают и сохраняют учебную задачу К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
5. Первичная проверка понимания | Выявление первичного восприятия – Итак, для чего же стучал Дятел? - кто жил под сосной в норе? Почему Барсук рассердился на Дятла? - Кого Дятел разбудил под березой? Какая норка была у Ежика? - Что посоветовал Ежик Дятлу? Почему нельзя шуметь зимой в лесу? 4) Самостоятельная работа. – Прочитайте рассказ по ролям. - Рассмотрите картинки. Перескажите по ним текст. – Какая из трёх частей рассказа вам понравилась, почему? - Каких ещё зимующих птиц вы знаете? | Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения Подтверждают ответ выборочным чтением Выполняют физические упражнения под музыку | К.: сотрудничество в сборе информации П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Л.: осознание, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своего произведения; Р.: действуют в соответствии с инструкцией учителя |
6. Первичное закрепление | Работа в группах – Прочитайте рассказ по ролям. - Рассмотрите картинки. Перескажите по ним текст. – Какая из трёх частей рассказа вам понравилась, почему? - Каких ещё зимующих птиц вы знаете? VI. Итог урока. Домашнее задание: – Как называется рассказ, который читали? Кто его автор? – Чему учит рассказ? с. 14 – 16 пересказ Вы молодцы! Спасибо вам всем за урок! | Вспоминают правила работы в группах Распределяют роли, готовят выразительное чтение по ролям Из предложенного выбирают качества, которые характеризуют главного героя Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Делают выводы. Проводят выборочное чтение Отвечают на поставленные вопросы Делают выводы Определяют нравственную ценность добрых поступков | Р.: планирование действий по выполнению задач урока при работе в группе; читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям); К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил взаимодействия при работе в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); К.: сотрудничество в сборе информации, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами П.: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации, П.: выразительное смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текста) К.: владеют навыками конструктивного взаимодействия П.: логические - анализ объекта с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей Р. : умеют слушать в соответствии с целевой установкой |