Тема. Праздник пословиц и поговорок.
Цель.
- Познакомить с новыми понятиями «монограмма» и «вензель» через игру «Монограммы с пословицами».
- Формировать интерес к пословицам и поговоркам через различные конкурсы.
- Формировать умения использовать пословицы и поговорки в своей речи через конкурсы «Кашу маслом не испортишь» и «Сочини рассказ или сказку».
- Воспитывать уважение к родителям через конкурсную основу.
- Формировать уважение друг к другу через командную систему проведения мероприятия и через пример взрослых.
УУД:
Личностные: 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга».
3. Освоение личностного смысла учения.
4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
Регулятивные: 1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
2. Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Познавательные: 1. Определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её.
Коммуникативные: 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
7. Понимать точку зрения другого
8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
Оборудование.
Заголовок, карточки с заданиями, карточки со словами «монограмма» и «вензель», картинки с книжками разных героев, картинки, напоминающие пословицы и поговорки, ромашки.
Ход занятия.
- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые родители, гости!
Сегодня мы собрались на праздник пословиц и поговорок. У них сегодня день рождения. Им исполняется … лет.
- А почему я так сказала?
- А кто знает, что такое пословица и поговорка? (Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием.
Поговорка – краткое устойчивое выражение, преимущественно-образное, не составляющее законченного высказывания.)
- Хорошо. Определение вы знаете. Так давайте покажем пословицам и поговоркам, что мы их знаем и умеем использовать в речи, т.е. устроим им настоящий праздник.
Для этого разобьёмся на 2 команды: дети и родители. Детей назовем «Народ», а родителей – «Мудрость». А гостей попросим стать нашим жюри, чтобы все было честно.
- Все готовы?
1 конкурс. «Разминка».
- Найдите 10 пословиц и поговорок.
Кашу маслом не испортишь.
- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит…
- Как об стенку горох, - говорит бабушка.- Ему хоть кол на голове теши, а он все свое… Отберу молоток!
Стучит…
- Сказано – сделано! – Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе кА своих ушей!
Саша заплакал.
- Я машину чиню…
А бабушка:
- Всему свое время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерему, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
- Не все: мы не спим.
- Ну, хватит уже воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушке речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- кашу маслом не испортишь.
2 конкурс. «Старинная грамота».
- Угадай, что написано в этой грамоте.
Собрать буквы в слова тебе помогут волшебные стрелки.
Н
Е
Ы
Д
Н
Е
С
С
Т
Н
О
З
Т
Ы
Ь
Т
А
Н
Н
Д
Я
С
Ь
Т
О
Н
Е
У
Ч
И
3 конкурс.
- Вспомните пословицы, по которым сделаны эти газетные заголовки.
Готовь лыжи летом. (Готовь сани летом, а телегу зимой).
Мал городок, да дорог. (Мал золотник, да дорог).
Цыплят считают и зимой. (Цыплят по осени считают).
Посадка в чужие сани уже объявлена. (В чужие сани не садись).
Когда в соседях согласья нет. (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет).
Проводили по одёжке. (Встречают по одёжке, провожают по уму).
4 конкурс. «Мудрая пословица».
- Сначала дополните предложения. Ключевые слова помогут вам прочитать пословицу, в которой скрыт глубокий смысл.
- 1, 5, 8, 6, 9 – лучший друг человека.
- В этом году была холодная 11, 8, 4, 9.
- Дети слушали сказку «1, 3, 2 в сапогах».
- 11, 9, 7, 10, 4 ты это сделал?
1
2
3
4
5
3
6
3
7
8
2
9
10
2
2
3
2
8
4
5
3
6
3
11
5
9
10
2
Кто много читает, тот и много знает. (Кошка, зима, кот, зачем.)
Конкурс 5. «Глубокая правда».
- Разгадав ключ этого шифра, вы сможете прочитать еще одну пословицу.
1
2
3
4
5
6
7
8
1
А
Ч
И
В
Ц
У
Н
Т
2
Е
Л
О
К
Р
М
С
З
1-4
1-2, 2-1, 2-2, 2-3, 1-4, 2-1, 2-4, 2-1
1-5, 2-1, 1-7, 1-3
1-7, 2-1
2-4, 2-5, 1-1, 2-7, 2-3, 1-8, 1-6
1-1
2-5, 1-1, 2-8, 1-6, 2-6
В человеке цени не красоту, а разум.
Конкурс 6. «Монограммы с пословицами».
- Несколько букв, соединенных в одну группу, называют монограммой, или вензелем. На рисунке 2 монограммы. Какая пословица в них зашифрована?
Ум и смекалка – что брат с сестрой.
Конкурс 7. «От одного до ста».
- Назовите пословицы, в которых встречаются числительные: один, два, три, семь, семеро, сто.
(Один за всех и все за одного. Один в поле не воин. Одна ласточка не делает весны. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. В трех соснах заблудиться. Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года. Семь пятниц на неделе. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семь бед – один ответ. Семеро одного не ждут. Семь ворот и все в огород. Один с сошкой, а семеро с ложкой. У семи нянек дитя без глаза. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)
Конкурс 8.
Сочини сказку или рассказ, введя в него пословицы и поговорки.
Итог.
- И закончить занятие мне хочется вот этой поговоркой «Кто родителей почитает, тот никогда не погибает».
- Как вы понимаете эту поговорку?
- Кому легче сегодня было на занятии?
- Почему?
- «Как вы лодку назовете, так она и поплывет». А если бы я выбрала название «Мудрость» для вас, вы бы выиграли? Почему?
- Что такое пословица? (Народная мудрость).
- Какое главное слово в словосочетании?
- Какое слово зависимое?
- Значит вы сейчас зависите от родителей и их мудрости, знаний, трудолюбия. Но придет время, когда родители передадут вам свои знания, мудрые советы и тогда народ каким станет? (Мудрым.)
Значит получится мудрый народ.
- Какое слово главное? Какое зависимое?
И придет такое время, когда родители будут ждать от вас помощи. И я думаю, что вы в благодарность вашим мамам, папам, бабушкам и дедушкам будете так же заботится о них, как они сейчас заботятся о вас.
И я желаю, чтобы ваши семьи всегда были крепкими и устойчивыми, мудрыми, как пословицы и поговорки.
На этом наше занятие окончено.