Методическая работа. Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 класс
Методическая работа. Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 класс
Программа учитывает возрастные и психологические особенности младших школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая работа. Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 класс»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Нерастанновская средняя общеобразовательная
Утверждена
приказом директора
МКОУ Нерастанновской СОШ
№___от «___» ___________20__г.
_______________И.А.Заболотнева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
4а класс
Составитель:
Попова Светлана Борисовна
учитель начальных классов
г. Чехов
2016г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, планируемыми результатами начального общего образования, с учебным планом МКОУ Нерастанновской СОШ на 2016-
2017учебный год, примерной программой по русскому языку начального общего образования, авторской программой М.Л. Каленчук, Н.А.Чуракова «Русский язык» (программа для 1-4 кл) / Проект «Перспективная начальная школа»./ Программы по учебным предметам - М.: Академкнига,2011.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности младших школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Реализует цели и задачи ООП НОО МКОУ Нерастанновской СОШ.
Цель: формирование у младших школьников первоначальных умений и навыков владения русским языком как средством общения в устной и письменной форме и развитие их интеллектуальных способностей, создание предпосылок для дальнейшего использования русского языка как языка обучения, а также воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям школьного образования и демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества.
Задачи:
- развитие речевых способностей, умение общаться на русском языке;
- освоение элементарных сведений о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями слушания, говорения, чтения и письма на русском языке;
- развитие интереса к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и чувства сопричастности к культуре и литературе русского народа и народов мира.
Количество часов на год по программе – 170, количество часов в неделю – 5, что соответствует учебному плану Нерастанновской СОШ на 2016-2017учебный год.
Основное содержание программы
Содержание и последовательность изучения всех разделов соответствует авторской программе в полном объеме.
№
Тема раздела
Количество часов по авторской программе
Количество часов по рабочей программе
1
Фонетика и орфография
25
25
2
Морфемика и словообразование
15
15
3
Морфология и лексика
70
70
4
Синтаксис и пунктуация
25
25
5
Развитие речи с элементами культуры речи
35
35
6
ИТОГО
170
170
Требования к планируемым результатам изучения программы.
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явление национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
овладение словами речевого этикета.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану
-понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
-действовать по плану и планировать свои учебные действия;
-контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
-адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Познавательные УУД
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-искать, получать и использовать информацию;
- осознавать познавательную задачу;
- читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами;
-понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной;
- пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике;
-находить в них нужные сведения;
Коммуникативные УУД.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
-осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей;
- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;
- понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.
Предметные результаты.
овладение начальными представлениями о средствах языка и возможностях их использования в речи;
освоение основных понятий и правил из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного);
умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), при этом рассматривать их с указанной точки зрения (например, слово: с точки зрения звуко-буквенного состава, строения, принадлежности к той или иной части речи, роли в предложении);
способность конструировать единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), а также создавать собственные высказывания для конкретной ситуации общения, в том числе небольшие тексты определённых жанров (в объёме изученного);
умение в процессе письма пунктуационно правильно ( в освоенных пределах) оформлять мысли, а также замечать орфограммы, осознавать свои затруднения, решать орфографические задачи (в том числе по словарю), а в неизвестных случаях освоенным способом (с помощью «окошка») «уходить» от орфографической ошибки; проверять написанное и аккуратно (при необходимости) вносить коррективы.
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка;
зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научится:
проводить фонетико-графический разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научится:
правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4 классе;
правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;
правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям).
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ;
сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
Выпускник получит возможность научится:
подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значения слов;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
определять часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;
определять три типа склонения существительных;
определять название падежей и способы их определения;
определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.
Выпускник получит возможность научится:
проводить морфологический разбор имен существительных, имён прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым относятся союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
определять члены предложения: главные и второстепенные;
определять однородные члены предложения;
составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.
Выпускник получит возможность научится:
различать второстепенные члены предложения – дополнение, определение, обстоятельство;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять общее правило написания: о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова; безударных окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;
применять правила правописания: безударных окончаний имён существительных трёх склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки; безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения; суффиксов глаголов прошедшего времени; суффиксов глаголов в повелительном наклонении;
использовать разные способы проверок орфограмм (путём подбора родственных слов, изменения формы слова, разбор слова по составу, определения принадлежности слова к определённой части речи, использование словаря);
определять (уточнять, проверять) правописание определённых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника;
определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но.
Выпускник получит возможность научится:
Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
Подбирать примеры с определённой орфограммой;
При составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
При работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
Различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);
Обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;
Составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;
Доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;
Владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;
Составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;
Находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;
Писать письма с соблюдением норм речевого этикета.
Выпускник получит возможность научится:
Создавать тексты по предложенному заголовку;
Подробно или выборочно пересказывать текст;
Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
Корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
Анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
Оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, , задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).
Календарно-тематическое планирование.
Номера
уроков
Наименования
разделов и тем
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме
Плано
вые сроки
прохо
ждения
Скоррек
тиро-
ванные сроки
прохождения
I триместр
1-4
Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять
Понимать понятие «орфограмма»; структуру построения учебника «Русский язык»; основные словари русского языка; что при образовании новых слов от глагола ОСНОВА глагола может усекаться, а может использоваться целиком, , что гласные в одних и тех же частях слова пишутся под ударением и без ударения одинаково. Сравнивать слова в каждой группе; образовывать от глаголов однокоренные слова с данными приставками и существительные; определять, как образовано слово; образовывать слова с суффиксом -чик-; писать слова с видимым на письме чередованием согласных; разбирать по составу сложные слова
5
Р.р. Знакомимся с текстом - рассуждением.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять
Характеризовать, чем отличается текст- повествование от текста- описания; понятие «цитата».
Работать с фразеологическим словарем; цитировать текст
6-7
Различение суффиксов. Значения суффиксов.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять
Выделять в словах суффиксы уменьшительно- ласкательного значения; сравнивать значения суффиксов; определять суффиксы-синонимы и суффиксы-омонимы; выполнять работу над ошибками; писать слова с непроизносимыми согласными; определять виды чередования звуков в слове; подбирать проверочное слово
8-9
Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Формировать выводы, что в русском языке в словах «аплодировать», «аплодисменты» удвоенные согласные не сохранились. Определять и писать слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков; называть приставки, последняя буква в которых зависит от первой буквы корня; образовывать новые слова с приставкой ад-; выделять в словах корни; стрелками показывать, какое слово в каждой паре дало жизнь другому
10
Р.р. Знакомимся с текстом - рассуждением.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять.
Практическое овладение диалогической и монологической речью. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения.
11
Знаки препинания при однородных членах предложения.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять.
Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания.Объяснять написание слов в ходе предварительного анализа текста диктанта. Формулировать выводы из изученного материала.
Знаки препинания при однородных членах предложения.
13
Закрепление материала. Повторение орфограмм и подготовка к диктанту.
14
Входной диктант. Правописание безударных гласных.
15-16
Работа над ошибками. Однородные члены предложения.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять.
Формулировать вывод оправилах постановки запятой при однородных членах предложения. Работать в паре; составлять схемы предложений; вставлять пропущенные запятые, соединяющие однородные члены; читать предложение с однородными членами, соблюдая интонацию перечисления
17-19
Знаки препинания при однородных членах предложения.
Где поставить запятую? Что такое союзы?
20
Р.Р.Работа с картиной Ивана Фирсова «Юный живописец»
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять.
Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания)
21-22
Глагол. Спряжение. Ударные и безударные личные окончания Сравниваем личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять.
Формулировать выводы из изученного материала, что существительные склоняются, то есть изменяются по падежам и числам; глаголы (в настоящем и будущем времени) спрягаются, то есть изменяются по лицам и числам, что гласные в личных окончаниях глаголов под ударением и без ударения пишутся одинаково.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
23
Сравниваем личные окончания глаголов принадлежащих к разным спряжениям.
24
Учимся различать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям.
25
Р.р.Учимся рассуждать.
Работа в паре ;работать с толковым словарем; цитировать отрывки из текста; отвечать на вопросы; пересказывать текст; зачитывать цитаты; находить части текста (рассуждение и повествование)
26-27
Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
28
Правило употребления предлогов о и об
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять.
Формулировать правило; записывать текст, выбирая нужный предлог; объяснять постановку знаков препинания в предложении с однородными членами.
29-30
Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять.
Исследовать с помощью уже приобретенных знаний, что глаголы, образованные от других глаголов с помощью приставки, всегда сохраняют спряжение «глаголов-родителей».
31
Р. р. Продолжаем знакомитьсяс текстом- рассуждением
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять.
Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания.
32-35
Работа над ошибками. Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять
Работать в паре; находить главные мысли учебного текста, анализировать схемы учебника и применять их для объяснения.
36-37
Характеристика предложения и разбор слова как части речи.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять.
Давать характеристику предложению, умение работать со схемой предложения.
38-39
Глагол. Спряжение глаголов «брить», «стелить».
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять.
Отличать глаголы от глаголов – исключения.
40
Контрольный диктант по теме: «Определение спряжения глагола по его начальной форме.
Работа в паре ;работать с толковым словарем; цитировать отрывки из текста; отвечать на вопросы; пересказывать текст; зачитывать цитаты; находить части текста (рассуждение и повествование)
41-43
Работа над ошибками.Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять.
Исследовать глаголы прошедшего времени и написание безударных суффиксов глагола.
44
Р.р.Письменное изложение: «Куда лето прячется».
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
45-46
Работа над ошибками. Суффиксы повелительной формы глагола. Различение повелительной формы множественного числа и формы 2-го лица множественного числа
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять
Анализировать схему с целью определения состава воздуха
Исследовать с помощью опытов свойства воздуха
Формулировать выводы из изученного материала
47-48
Трудности написания повелительной формы глагола.. Различение повелительной формы множественного числа и формы 2-го лица множественного числа
Различать глаголы повелительной формы.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять
Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания.
49
Диктант т. Написание безуд суффиксов гл в формепр вр
50
Р.р.Продолжаем знакомиться с текстом- рассуждением
Работа в паре ;работать с толковым словарем; цитировать отрывки из текста; отвечать на вопросы; пересказывать текст; зачитывать цитаты; находить части текста (рассуждение и повествование)
51-52
Трудности написания глаголов на –ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени
Выписывать родственные глаголы парами и разбирать их по составу; пользоваться обратным словарем; правильно писать глаголы на -ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени
II триместр
53-54
Работа над ошибками. Как изменяются глаголы имеющие в начальной форме суффикс -чь
Пользоваться обратным словарем; находить чередования согласных в корне; сравнивать спряжение глаголов «лечь» и «жечь».
Работать со словарём, понятия «аббревиатура», «аллитерация»; слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из латинского языка.
55
Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков.
56
Р.р.Учимся делать научное сообщение.
Формулировать и сравнивать план и содержание сообщения; готовить научное сообщение, опираясь на данные тезисы; оценивать сообщение товарищей, исходя из правил вежливости
57-59
Усекаемая и не усекаемая основа глаголов.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять
Формулировать вывод ,что у глаголов I спряжения может быть усекаемая и неусекаемая основа, а у глаголов II спряжения – всегда усекаемая основа.
Наблюдать и работать с обратным словарем; находить глаголы на -ять; образовывать личную форму глагола и проверять, усекается основа глагола или не усекается.
60
Р.Р.Описание,повествованиеи рассуждение.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
61
Разноспрягаемые глаголы «бежать» и «хотеть»
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять.
Выяснить, что в русском языке есть разноспрягаемые глаголы.
Работа в паре с обратным словарём.
62-64
Написание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных)
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять
Формулировать написание о и ёпосле шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных).
Объяснять орфограммы; показывать видимое на письме чередование согласных в корнях словах
65
Диктант по т. «Написание безударных окончаний глаголов.»
Владение работать с картиной; работать с толковым словарем; выделять средства художественной выразительности.
66-69
Работа над ошибками. Написание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных)
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять
Формулировать написание о и ёпосле шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных).
Объяснять орфограммы; показывать видимое на письме чередование согласных в корнях словах
70
Комплексный тест. Повторение по теме: «Написание безударных окончаний глаголов».
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять
Работа в паре : составление монолога и диалога.
71
Написание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных)
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять
Объяснять орфограммы; показывать видимое на письме чередование согласных в корнях словах.
72-74
Повторение по теме «Глагол».
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять
Научатся понимать написание окончаний глаголов 2 лица ед.ч.
75
Р.р.Что такое монолог и диалог Устно. Повторение по теме «Безударные окончания глаголов».
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять
Формулировать выводы из изученного материала.
76-77
Повторение по теме «Глагол».
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять
Научатся понимать написание окончаний глаголов 2 лица ед.ч.
78
Р.р. Работа с картиной И. Левитана «Тихая обитель»
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять
Научатся понимать написание окончаний глаголов 2 лица ед.ч.
79
Повторение по теме «Глагол».
80
Р.р. Учимся делать научное сообщение
Формулировать и сравнивать план и содержание сообщения; готовить научное сообщение, опираясь на данные тезисы; оценивать сообщение товарищей, исходя из правил вежливости
81-82
Повторение по теме «Глагол».
Формулировать выводы из изученного материала
Рассказывать по своим наблюдениям о том, как пользоваться обратным словарем.
83-84
Где используются однородные члены.
Пользоваться толковым словарем; сравнивать однородные и неоднородные определения. Выделять предложения с однородными членами; разбирать предложения по членам предложения; придумывать предложения с однородными членами для уч-ка по окружающему миру.
85
Р.р.Азбука вежливости. Учимся отстаивать свое мнение (свою точку зрения) в споре
Формулировать и сравнивать план и содержание сообщения; готовить научное сообщение, опираясь на данные тезисы; оценивать сообщение товарищей, исходя из правил вежливости.
86
Где используются однородные члены.
Пользоваться толковым словарем; сравнивать однородные и неоднородные определения.
87-88
Существительное. Олимпиадное задание.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять.
Характеризовать признаки имен существительных. Объяснять, почему в одинаковых формах окончания пишутся по-разному; ставить существительные в начальную форму; указывать число и род существительных; находить несклоняемое существительное; работать по обратному словарю.
89-90
Прилагательное.
Краткая форма прилагательных.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять.
Давать характеристику признакам имен прилагательных; что род, падеж, число прилагательных зависит от существительного. Выписывать словосочетания с прилагательными; определять главное и зависимое слова в словосочетании; определять род, падеж, число имен прилагательных
91
Р.р. Работа с картиной В. Джеймса «Кот на окне». Сочинение- рассуждение на тему «О чем размышляет кот, сидя на окне?»
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
92
Повторение по теме «Синонимы».
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять.
93-95
Глагол .
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять.
Определять форму глагола в предложении; образовывать повелительную форму глагола; разбирать глаголы по составу.
Научатся иметь представлениео глаголах совершенного вида и несовершенного вида.
96
Р.р.Учимся писать сочинение
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Описывать в сочинении уголок природы так, чтобы все, кто прочитает сочинение, смогли представить его; составлять план сочинения.
97-98
Устойчивые выражения.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять.
Научатся иметь представлениео фразеологизмах.
99-102
Простая и сложная формы будущего времени глагола.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять.
Понимать, что форма глагола - это время, число, лицо или род. Определять форму глагола; образовывать от данных глаголов формы будущего времени и вставлять их в предложения; различать простую и сложную формы будущего времени глагола
103
Р.р. Как устроена книга
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Использовать понятия «форзац», «оборот титула», «титульный лист», «аннотация». Находить элементы книги; отвечать на вопросы; работать со словарем происхождения слов
104-106
Личные местоимения
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять.
Научатся понимать, как личные местоимения изменяются по падежам,
что после предлогов в начале личных местоимений 3-го лица произносится [н'] и пишется н.
107
Р.р.Рассуждаем о нашем прошлом.
Практическое овладение диалогической и монологической речью. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения
108
Разбор слова по составу.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять.
Проводить морфемный анализ слова.
109
Разбор по составу глаголов.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
3 триместр
110
Р.р. Что такое аннотация и как ее составить.
Использовать понятие «аннотация»; где располагается аннотация.
Понимать и составлять аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений. Находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.
111-114
Орфограммы в корнях слов.
Понимать и записывать родственные слова; разбирать слова по составу; определять место нахождения орфограммы в слове; подбирать проверочные слова; находить слова с орфограммой ча~щапод ударением; выписывать из текста прилагательные и существительные с безударной гласной в корне.
115
Орфограммы в суффиксах слов.
Применять правила правописания, работать с обратным словарем; выписывать слова с орфограммой «парный по звонкости/ глухости согласный в корне слова»; подбирать проверочные слова; работать со словообразовательным словарем; определять место нахождения орфограммы в слове.
116-117
Существительные, Беглый гласный.
Использовать работу с обратным словарем; образовывать существительные с суффиксами -чип-, -щик-; образовывать родственные слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -ик-, -чик-, -ек-
118
Существительные. Буквы ои епосле шипящих.
Понимать, ,что в суффиксах существительных с уменьшительно- ласкательным значением пишется буква и,если при изменении формы слова в суффиксе сохраняется гласный; пишется буква е,если при изменении формы слова из суффикса исчезает гласный.
119
Р.р. Письменное изложение
Использовать работу с толковым словарем; делить текст на смысловые части; составлять план; писать изложение по плану.
Понимать правило написания безударных гласного, проверяемого ударением.
121
Прилагательные. Буквы о и епосле шипящих и ц.
Понимать, что в прилагательных, образованных от основ существительных, оканчивающихся на шипящий и ц, под ударением пишется о, без ударения - е; когда прилагательные, образованные от основ существительных - названий стран, краев, городов, пишутся с большой буквы.
122
Диктант «Первоцветы» с грамматическим заданием.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять.
Применять правила правописания.
123
Работа над ошибками. Прилагательные. Буквы ои епосле шипящих и ц.
Осознавать причины появления ошибок и определять способы действий. Помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах. От основ данных существительных образовывать с помощью суффикса -ист-прилагательные; разбирать прилагательные по составу; работать со слово-
образовательным словарем; от основ данных существительных образовывать с помощью суффикса -лив-прилагательные
124
Р.р.Что такое монолог и диалог.
Иметь представление о понятиях «монолог» и «диалог», составлять диалог и монолог.
125
Прилагательные. Бездарный гласный в суффиксе, который надо запомнить.
Понимать. что написание суффикса -чив- надо запомнить.
Находить слова с разделительным ъи разделительным ьзнаками; выделять суффиксы прилагательного.
126-127
Глагольные суффиксы.
Различать разные формы одного и того же слова; определять форму глагола; от данных слов образовывать глаголы; выделять суффиксы.
128
Орфограммы в окончаниях существительных.
Понимать и определять место нахождения орфограммы в слове; разбирать предложение по членам предложения; определять род, падеж существительных; выделять окончания существительных; работать с орфографическим словарем.
129
Р.р.Учимся составлять аннотации.
Понимать и составлять аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений. Находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.
130
Орфограммы в окончаниях существительных.
Понимать, что у существительных в форме творительного падежа единственного числа после шипящих под ударением в окончании пишется буква о, без ударения - буква е.
131
Орфограммы в окончаниях прилагательных.
Понимать и находить прилагательные, у которых пропущены безударные падежные окончания; выделять окончания у вопросов и у прилагательных; выписывать из текста сложные слова; находить существительное, образованное от прилагательного
Р.р. Продолжаем знакомиться с текстом рассуждением.
Обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение.
137-138
Учимся различать форму 2-го лица множественного числа и повелительную форму глагола .
Понимать и объяснять орфограммы; определять спряжение глагола; находить глаголы-исключения; исправлять допущенные ошибки; находить разноспрягаемые глаголы; находить глаголы в повелительном наклонении; подбирать проверочные слова; объяснять написание глаголов на -тьсяи –тся.
139-141
Орфограммы в приставках.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять.
Применять правила правописания.
142
Р.р. Работа с картиной Н. Богданова- Бельского «Дети»
Понимать и анализировать тему картины; составлять и записывать план своего рассказа; рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник; записывать описание картины по данному плану.
143-146
Работа разделительного ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей?
Определять перед какими буквами пишется разделительный ь знак. Записывать словосочетания из двух слов: существительного и зависимого от него прилагательного, отвечающего на вопрос чей?; различать
прилагательные, отвечающие на вопрос какой? и вопрос чей?; показывать, как образованы прилагательные; образовывать краткую форму прилагательного
147
Р.р. Письменное изложение.
Использовать работу с толковым словарем; делить текст на смысловые части; составлять план; писать изложение по плану.
148
Работа над ошибками. Слова, которые легко перепутать.
Осознавать причины появления ошибок и определять способы действий. Помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
149
Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Существительные.
Понимать,что существительные с основой на шипящий в форме родительного падежа множественного числа пишутся без ь знака на конце.
150
Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Прилагательные. Краткая форма.
Понимать на какие вопросы отвечают прилагательные в краткой форме.
151
Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Глаголы.
Понимать на какие вопросы отвечает начальная форма глагола и повелительная форма глагола; что во всех формах глагола после шипящих на конце основы и слова пишется ь.
152
Р.р. Учимся составлять аннотации.
Понимать и составлять аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений. Находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.
153
Написание -тьсяи –тсяв глаголах
Работать с обратным словарем; писать слова на -тьсяи -тся; объяснять орфограммы
154
Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены.
Использовать понятия «распространенные» и «нераспространенные» предложения.
Подчеркивать основу предложения; выделять второстепенные члены предложения; разбирать предложения по членам; дополнить предложение второстепенными членами; находить однородные подлежащие и однородные сказуемые; работать со словообразовательным словарем
155
Учимся давать характеристику предложению.
Использовать алгоритм разбора предложения.
Давать характеристику предложению.
156
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.
Познакомится с понятиями «простое» и «сложное» предложение.
Находить сложные слова в тексте; выделять основу предложения.
157
Р.р. Рассматриваем старые фотографии.
Рассматривать старые фотографии; работать с толковым словарем; высказывать свое мнение
158
Р.р. Учимся писать
сочинение. Сочинение- описание и рассуждение на тему «О чем мне рассказала старая фотография».
Писать сочинения, используя данный план.
159
Итоговый диктант «Русский лес» с грамматическим заданием.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять.
Применять правила правописания.
160-163
Работа над ошибками. Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами.
Осознавать причины появления ошибок и определять способы действий. Помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
164
Р.р. Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта.
Приводить некоторые сведения из биографии автора; перечислять произведения автора; коротко рассказывать о главных или любимых героях его произведений; делиться своими впечатлениями о произведении автора; пользоваться разделом «Сведения о писателях»; подготовить сообщение о творчестве писателя или поэта
165-168
Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами.
Подбирать антонимы; записывать и разбирать предложения с устойчивыми выражениями; отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами.
169
Р.р. Учимся писать сочинение.
Писать сочинения, используя данный план. рассказывать о родном крае (о памятниках, музеях, культурных ценностях или об интересных людях) по данному плану; составлять свой план; выражать тему и основную мысль сочинения.
170
Олимпиадное задание. Заседание для членов клуба «Ключ и заря».
Разбирать предложение по членам; выписывать го текста существительные, образованные с помощью суффиксов -к-; разбирать слова по составу
Итого:
170 ч.
Перечень учебно-методического обеспечения
Абрамова М.Г., Байкова, Т. А., Малаховская, О. В. Русский язык. 4 класс: методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Байкова, Т. А. Рабочие тетради для самостоятельных работ № 1, 2.4 класс - М.: Академкнига/Учебник, 2013.