kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Математическое конструирование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Математическое конструирование" 1-4 классы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Математическое конструирование»



I. Пояснительная записка


Рабочая программа «Математическое конструирование» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Математическое конструирование» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Математическое конструирование» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).

Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью мате­матической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формирова­нию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

Программа предназначен для развития математических способно­стей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмиче­ской грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использова­нием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций ак­тивного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладе­ние элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание программы «Математическое конструирование» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геомет­рической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, до­казывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

«Математическое конструирование» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организа­цию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные матема­тические игры, последовательная смена одним учеником «центров» дея­тельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время за­нятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, ра­боту в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые ма­тематические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи программы:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • развитие краткости речи;

  • умелое использование символики;

  • правильное применение математической терминологии;

  • умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;

  • умение делать доступные выводы и обобщения;

  • обосновывать свои мысли.

Ценностными ориентирами содержания программы являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

  • освоение эвристических приёмов рассуждений;

  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором страте-гии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • формирование пространственных представлений и простран­ственного воображения;

  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности

— качеств весьма важных в практиче­ской деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестан­дартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты отражены в содержании программы.

Возраст детей – 6,6-10 лет (1-4 классы)

Срок реализации программы 4 года

Программа «Математическое конструирование» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год - 1 класс, 34 часа в год - 2-4

Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных матема­тических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познава­тельные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать про­стор воображению.

Формы и режим занятий

Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.

Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.

Математические игры:

  • «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными куби­ками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;

  • игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;

  • игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;

  • игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторон­ние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;

  • математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;

  • работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;

  • игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из элек­тронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия:

-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм реше­ния числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;

-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;

-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недо­статочными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содер­жащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выпол­няемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффектив­ных способов решения.

Универсальные учебные действия:

  • анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

  • искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

  • моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

  • конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения за­дачи;

  • объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

  • воспроизводить способ решения задачи;

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

  • анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

  • оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

  • участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и ре­зультат решения задачи;

  • конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведе­ние линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фи­гуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треуголь­ники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных ва­риантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному за­мыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на рав­ные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Форма организации обучения — работа с конструкторами:

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Форма организации обучения — работа с конструкторами:

- моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

- танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;

- конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;

- конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного оного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия:

-ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

-ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;

-проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

-анализировать расположение деталей ( танов, треугольников, угол- и, спичек) в исходной конструкции;

-составлять фигуры из частей, определять место заданной детали конструкции;

-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять де­ти в соответствии с заданным контуром конструкции;

-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;

-объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при данном условии;

-анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

-моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

-осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предполагаемые результаты реализации программы.

Личностными результатами изучения курса «Математическое конструирование» являются:

  • осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражаю­щееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;

  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценно­стей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни;

Метапредметными результатами являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, на­правленную на познание окружающей действительности и внут­реннего мира человека;

  • способность осуществлять информационный поиск для вы­полнения учебных задач;

  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

  • умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;

  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальней­шего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;

  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего ми­ра, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, исто­рии общества;

  • умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Формы и виды контроля.

- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».

- Проектные работы.

- Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».

- Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки».

- Турнир по геометрии.

- Блиц - турнир по решению задач.

-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».

-Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру»











1 класс

п/п

Разделы программы и темы учебных занятий


Кол-во

часов

Характеристика деятельности

Сроки проведения

план

факт

1.

Математика – это интересно


1

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).

07.09


2.

Танграм: древняя китайская головоломка 

1

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

14.09


3.

Путешествие точки

1

Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото»

21.09


4.

Игры с кубиками

1

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж-
дого два кубика). Взаимный контроль.

28.09


5.

Танграм: древняя китайская головоломка

1

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

05.10


6

Волшебная линейка

1

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возник-
новения линейки.

12.10


7

Праздник числа 10

1

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановле-
ние примеров: поиск цифры, которая скрыта.

19.10


8

Конструирование многоугольников из деталей танграма


1

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с ча-
стично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

26.10


9

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

1

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от
1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

09.11


10

Игры с кубиками

1

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж-
дого два кубика). Взаимный контроль.

16.11


11-12

Конструкторы лего

2

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и ал-
горитмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.

23.11

30.11


13

Весёлая геометрия

1

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

07.12



14

Математические игры

1

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,
«Вычитание в пределах 10».

14.12


15-16

«Спичечный» конструктор

2

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполнен-
ной работы.

21.12

28.12


17

Задачи-смекалки

1

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько
способов решения.

11.01


18

Прятки с фигурами

1

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа
с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

18.01


19

Математические игры

1

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,
«Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание
в пределах 20».

25.01


20

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

01.02


21-22

Математическая карусель

2

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические го-
ловоломки, занимательные задачи.

08.02

15.02


23

Уголки

1

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному
замыслу.

01.03


24

Игра в магазин. Монеты

1

Сложение и вычитание в пределах 20.

15.03


25

Конструирование фигур из деталей танграма

1

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично за-
данным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

22.03


26

Игры с кубиками

1

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верх-
них гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6,7,8,9.Взаимный контроль.

05.04


27

Математическое путешествие

1

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Пер-
вый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычи-
тает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам
записываются в таблицу.1-й раунд: 10 – = 7  7 + = 9  9 – = 6  

6+ =11 2-й раунд: 11 – = 8 и т. д.

12.04


28

Математические игры

1

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

19.04


29

Секреты задач

1

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

26.04


30

Математическая карусель

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

03.05


31

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

10.05


32

Математические игры

1

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»,
«Вычитание в пределах 20».

17.05


33

КВН «Математика – Царица наук»

1


24.05




























2 класс

п/п

Разделы программы и темы учебных занятий


Кол-во

часов

Характеристика деятельности

Сроки проведения



1.

«Удивительная снежинка»


1

Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»



2.

Иrpa«Крестики-нолики»

1

Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20



3.

Математические игры


1

Числа от 1 до 100. Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото»



4.

Прятки с фигурами


1

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.



5.

Секреты задач

1

Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах



6-7

«Спичечный» конструктор


2

Построение конструкции по заданному образцу Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.



8.

Геометрический калейдоскоп


1

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. доставление картинки без разбиения на части и представленной в умень­шенном масштабе.



9.

Числовые головоломки


1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи­слового кроссворда(судоку).



10.

«Шаг в будущее»


1

Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».



11.

Геометрия вокруг нас

1

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.



12.

Путешествие точки


1

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соот­ветствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.



13.

«Шаг в будущее»


1

Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.



14.

Тайны окружности


1

Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахожде­ние) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).



15.

Математическое путешествие


1

Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; вто­рой — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются.

1-й раунд:

34 - 14 = 20

20 + 18 = 38

38 - 16 = 22 22+ 15 = 37



16-17

«Новогодний серпантин»


2

Мате­матические игры, математические головоломки, занимательные задачи.



18

Математические игры


1

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100».



19.

«Часы нас будят по утрам...»


1

Определение времени по часам с точностью циферблат с подвижными стрелками.



20.

Геометрический калейдоскоп

1

Задания на разрезание и составление фигур.



21.

Головоломки

1

Расшифровка закодированных слов.



22.

Секреты задач


1

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными дан- ми. Нестандартные задачи.



23.

«Что скрывает сорока?»

1

Решение и составление ребусов,



24.

Интеллектуальная разминка


1

Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.



25.

Дважды два — четыре


1

Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление».



26-27.

Дважды два — четыре


2

Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный конт­роль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».



28.

В царстве смекалки


1

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).



29.

Интеллектуальная разминка


1

Работав «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате­матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.



30.

Составь квадрат

.

1

Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей



31-32.

Мир занимательных задач


2

Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и за­дания. Задача «о волке, козе и капусте»..



33.

Математические фокусы


1

Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).



34.

Математическая эстафета

1

Решение олимпиадных задач



























3 класс

п/п

Разделы программы и темы учебных занятий


Кол-во

часов

Характеристика деятельности

Сроки проведения

план

факт

1.

Интеллектуальная разминка

1

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».



2.

«Числовой» конструктор

1

Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью ком-
плектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … ,90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900.



3.

Геометрия вокруг нас

1

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.



4.

Волшебные переливания

1

Задачи на переливание.




5-6

В царстве смекалки

2

Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации
и выпуск математической газеты (работа в группах).



7

«Шаг в будущее»

1

Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой»
и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».



8-9

«Спичечный» конструктор

2

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.



10

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).



11-12

Интеллектуальная разминка

2

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.



13

Математические фокусы

1

Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок,
со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.



14

Математические игры

1

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000»,
«Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся).



15

Секреты чисел

1

Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева на-
право и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30)
тремя одинаковыми цифрами.



16

Математическая копилка

1

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га-
зеты, детские журналы), для составления задач.



17

Математическое путешествие

1

Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; вто-
рой — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимныйконтроль.
1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680  680 – 160 = 520   520 +
150= 670



18

Выбери маршрут

1

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре-
делённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое
кольцо» России, города-герои и др.



19

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-
слового кроссворда (судоку).



20 -21

В царстве смекалки

2

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).



22

Мир занимательных задач

1

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недо -
стающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на
доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.



23

Геометрический калейдоскоп

1

Конструирование многоугольников из заданных элементов.
Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения
на части; заданного в уменьшенном масштабе.




24

Интеллектуальная разминка

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,занимательные задачи.



25

Разверни листок

1

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.



26-27

От секунды до столетия

2

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век.
Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за
одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? 
Составление различных задач, используя данные о возрасте своих
родственников.





28

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-
слового кроссворда (какуро).



29

Конкурс смекалки

1

Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.



30

Это было в старину

1

Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, вер-
ста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. 
Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»



31

Математические фокусы

1

Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное
число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.



32-33

Энциклопедия математических развлечений

2

Составление сборника занимательных заданий. Использование
разных источников информации (детские познавательные журналы,
книги и др.).



34

Математический лабиринт

1

Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подго-
товка к международному конкурсу «Кенгуру».



































4 класс

п/п

Разделы программы и темы учебных занятий


Кол-во

часов

Характеристика деятельности

Сроки проведения

план

факт

1.

Интеллектуальная разминка

1

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

07.09


2.

Числа-великаны

1

Как велик миллион? Что такое гугол?

14.09


3.

Мир занимательных задач

1

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не -
достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

21.09


4.

Кто что увидит?

1

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

28.09


5

Римские цифры

1

Занимательные задания с римскими цифрами.

05.10


6

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-
слового кроссворда (судоку, какуро).

12.10


7

Секреты задач

1

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста»,
«Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

19.10


8

В царстве смекалки

1

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

26.10


9

Математический марафон

1

Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

09.11


10-11

«Спичечный» конструктор

2

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

16.11

23.11


12

Выбери маршрут

1

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре-
делённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния
между городами и сёлами.

30.11


13

Интеллектуальная разминка

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,занимательные задачи.

07.12


14

Математические фокусы

1

«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько
последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10;12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.

14.12


15-17

Занимательное моделирование

3

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Гео-
метрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

21.12

28.12

11.01


18

Математическая копилка

1

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га-
зеты, детские журналы), для составления задач.

18.01


19

Какие слова

спрятаны в таблице?


1

Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, задания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.)

25.01


20

«Математика — наш друг!» 

1

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» за-
дачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

01.02


21

Решай, отгадывай, считай

1

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так,
чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.

08.02


22-23

В царстве смекалки

2

Сбор информации и выпуск математической газеты (работав группах).

15.02

22.02


24

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

01.03


25-26

Мир занимательных задач

2

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде
таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом
условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв
в условной записи.

15.03

22.03


27

Математические фокусы

1

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.

05.04


28-29

Интеллектуальная разминка

2

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

12.04

19.04


30

Блиц-турнир по решению задач

1

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих
несколько решений.

26.04


31

Математическая копилка

1

Математика в спорте. Создание сборника числового материала для
составления задач.

17.05


32

Геометрические фигуры вокруг нас

1

Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? (Работа с набором «Танграм».)

19.05


33

Математический лабиринт

1

Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

24.05


34

Математический праздник

1

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачив стихах. Игра «Задумай число».

26.05






































Содержание программы

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения одно­значных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких ре­шений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. После­довательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, кото­рое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр




1 класс

Математика – это интересно Танграм: древняя китайская головоломка Путешествие точки Игры с кубиками Танграм: древняя китайская головоломка Волшебная линейка Праздник числа 10 Конструирование многоугольников из деталей танграма Игра-соревнование «Весёлый счёт» Игры с кубиками Конструкторы лего Весёлая геометрия Математические игры «Спичечный» конструктор Задачи-смекалки Прятки с фигурами Математические игры Числовые головоломки Математическая карусель Уголки Игра в магазин. Монеты Конструирование фигур из деталей танграма Игры с кубиками Математическое путешествие Математические игры Секреты задач Математическая карусель Числовые головоломки Математические игры

2 класс


«Удивительная снежинка» Иrpa«Крестики-нолики» Математические игры Прятки с фигурами «Спичечный» конструктор Геометрический калейдоскоп Числовые головоломки «Шаг в будущее» Геометрия вокруг нас Путешествие точки Тайны окружности Математическое путешествие «Новогодний серпантин» «Часы нас будят по утрам...» Геометрический калейдоскоп Головоломки Секреты задач «Что скрывает сорока?» Интеллектуальная разминка Дважды два — четыре В царстве смекалки Составь квадрат Мир занимательных задач Математические фокусы Математическая эстафета

3 класс


Интеллектуальная разминка «Числовой» конструктор Геометрия вокруг нас Волшебные переливания В царстве смекалки

«Шаг в будущее» «Спичечный» конструктор Числовые головоломки Математические фокусы Математические игры Секреты чисел Математическая копилка Математическое путешествие Выбери маршрут Мир занимательных задач Геометрический калейдоскоп Разверни листок От секунды до столетия Конкурс смекалки Это было в старину Энциклопедия математических развлечений

4 класс


Интеллектуальная разминка Числа-великаны Мир занимательных задач Кто что увидит? Римские цифры Числовые головоломки Секреты задач В царстве смекалки Математический марафон «Спичечный» конструктор Выбери маршрут Интеллектуальная разминка Математические фокусы Занимательное моделирование Математическая копилка Какие слова спрятаны в таблице? «Математика — наш друг!» Решай, отгадывай, считай В царстве смекалки Числовые головоломки Мир занимательных задач Математические фокусы Интеллектуальная разминка Блиц-турнир по решению задач Математическая копилка Геометрические фигуры вокруг нас Математический лабиринт Математический праздник

Материально-техническое обеспечение

  • Кубики (игральные) с точками или цифрами.

  • Комплекты карточек с числами:

-0,1,2,3, 4, ...,9(10);

-10,20, 30, 40,..., 90;

-100, 200, 300, 400,..., 900.

  • «Математический веер» с цифрами и знаками.

  • Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

  • Часовой циферблат с подвижными стрелками.

  • Набор «Геометрические тела».

Методическое обеспечение

Литература для учащихся

  • Кочурова Е.Э. Дружим с математикой : рабочая тетрадь для уча­щихся 3 класса общеобразовательных учреждении. — М.: Вентана-Граф

  • Плакат «Говорящая таблица умножения» / АЛ.Бахчетьев и др. — М.: Знаток, 2009.

  • Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Мате­матика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.

Литература для учителя

1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство разви­тия логического мышления младших школьников /, Начальная школа. — 2009. –

7.

2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.

3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной труд­ности. - М„ 2006.



22




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Математическое конструирование

Автор: Крылова Наталья Валентиновна

Дата: 04.03.2024

Номер свидетельства: 646744

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическое конструирование""
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-matiematichieskoie-konstruirovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "252480"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447398031"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Рабочая программа "Математическое конструирование""
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia_proghramma_matiematichieskoie_konstruirovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "360699"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1479650653"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "внеурочное планирование "Математическое конструирование" "
    ["seo_title"] => string(63) "vnieurochnoie-planirovaniie-matiematichieskoie-konstruirovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "230359"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442119855"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(109) "formirovaniie-eliemientarnykh-matiematichieskikh-priedstavlienii-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "237176"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444240968"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект занятия на тему:Математическое путешествие по сказке «Гуси- лебеди" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-zaniatiia-na-tiemu-matiematichieskoie-putieshiestviie-po-skazkie-gusi-liebiedi"
    ["file_id"] => string(6) "115975"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412183702"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства