kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературное чтение в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное чтение в начальной школе.

 

Главной целью литературного чтения является развитие личности ребёнка, его интеллекта, воображения и эмоциональной сферы, творческих способностей. Наибольшей эффективности развития ученика можно добиться при становлении у него учебной деятельности как основной деятельности в начальном обучении (В.В.Давыдов). Как заинтересовать детей, как коренным изменить преподавание литературного чтения?

В 2010-2011 учебном году я попробовала новую методику преподавания, с чем хотела бы поделиться с вами.

Всякая деятельность начинается с постановки и осознания учебной задачи. В нашем случае – это определение задачи чтения: что, зачем, с какой целью мы должны это прочитать.

Перед знакомством с авторским разделом веду работу под рубрикой «Будьте внимательны!»: на какие темы пишет автор, как изображает своих героев, как к ним относится, какую форму произведения использует, какую характеристику даёт героям, какие чувства хочет вызвать у нас и т.д. Перед чтением каждого произведения ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри, о ком или о чём может говориться в этом произведении), затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдения за текстом) – поясняют, интерпретируют и представляют в своём воображении события, героев; рассуждают, сравнивают факты, эпизоды; выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора; учащиеся симпатизируют героям, автору.

Заканчивается процесс восприятия произведения выразительным чтением как неотъемлемым компонентом читательской деятельности и средством анализа, осмысления произведения, сравнительного анализа. Самоконтроль и самооценка своего чтения и степень осмысления текста проявляются в высказываниях, воображении учащихся, умении развития действий – книги, иллюстрации, выполнять творческие задания в тетради творчества, прочитать произведение выразительно, передав слушателям своё отношение к прочитанному. Так учащиеся с помощью Венн диаграммы, заданий к тексту произведения осуществляют восприятие текста. У них формируются конкретные способы анализа произведения.

К каждому учащемуся необходима индивидуализация обучения. Я не сторонник ориентировки в чтении только на его темы. Главное – учащиеся к концу обучения в начальной школе должны овладеть основными нормативами, которые дают ему возможность учиться дальше, знать способы чтения и работы с текстом, понимать фактическое содержание и смысл несложного текста, детской книги, владеть кругом детского чтения и проявлять интерес к чтению.

Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей ученика осуществляется и в отборе интересных для детей образцовых произведений, и во внимании при их анализе к эмоциональным произведениям героев, а также к переживаниям самих учащихся, к их оценке событий, и в привлечении воссоздающего воображения детей. Творческие возможности учеников реализуются в неформальном обсуждении поступков персонажей и, конечно, при выполнении таких, например, заданий: представь себя на месте событий, расскажи о герое в другой ситуации, «нарисуй» его словами, напиши сочинение, отзыв об авторе, содержании, разыграй сценку по содержанию произведения.

Развитие ума, творчества, чувств, воображения учащихся – эти важные процессы имеют место на каждом уроке литературного чтения в их взаимосвязи и отражены главным образом в отборе содержания, структуре и методических подходах в учебнике.

Ниже предлагаю:

а) структуру учебного материала по литературному чтению в начальной школе (схема 1);

б)   условия развития читателя (схема2);

в)   основные образовательные линии (схема 3);

г)   особенности литературного чтения (схема 4);

д)   линия развития восприятия произведения (схема 5);

е)    конспекты уроков;

ж)   приёмы для работы (схема 6).

 

Структура учебного материала

Схема 1

Новый текст. Учебные задачи и вопросы по содержанию.

 

 




 

Работа над названием текста.

 

Показательное чтение ученикам.

 

Задания-установки для учащихся: «Обрати внимание», «Вспомни», «Поможем герою», «Что может быть дальше», «Подсказка».

 

Чтение цепочкой.

 

Чтение молча (без проговаривания) и выразительного чтения.

 

Проверь себя: самоанализ, самооценка, работа в тетради творчества, диаграмма Венн.

 

Домашнее задание. Анализ. Итог урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Литературное чтение в начальной школе.

Автор: Такеева Майра Карибжановна

Дата: 27.01.2015

Номер свидетельства: 162196

Похожие файлы

object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" "
    ["seo_title"] => string(90) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-1"
    ["file_id"] => string(6) "112889"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408973149"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(62) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "171204"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423652018"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Джек Лондон "Бурый волк". Разработка урока по литературному чтению."
    ["seo_title"] => string(66) "dzhek_london_buryi_volk_razrabotka_uroka_po_literaturnomu_chteniiu"
    ["file_id"] => string(6) "556833"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1598982253"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая программа по литературному чтению  УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "143159"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418467482"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учебного курса - «Литературное чтение»  в1,2,3,4 (общеобразовательных) классах  УМК «Школа России»  на 2014-2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(152) "rabochaia-programma-uchiebnogho-kursa-litieraturnoie-chtieniie-v1-2-3-4-obshchieobrazovatiel-nykh-klassakh-umk-shkola-rossii-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "129386"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415700146"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства