Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по литературному чтению, авторской программы по литературному чтению Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«___» ___________20___ г. «___»__________ 20 __ г. «__»__________20___г.
Приказ № ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Литературное чтение»
Класс: 3 «А»
Учебный год: 2020-2021
Программу разработал:
учитель начальных классов Пыцкая Светлана Викторовна
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по литературному чтению, авторской программы по литературному чтению Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной (М.: Просвещение, 2011).
Программа адресована обучающимся 3 класса МБОУ «Супоневская СОШ № 1 им. Героя Советского Союза Н. И. Чувина», которые осваивают курс литературного чтения на уровне начального общего образования по программе «Образовательная система «Школа России».
Русский язык как учебный предмет входит в предметную область «Русский язык и литературное чтение».
Рабочая программа соответствует учебному плану, календарному учебному графику и расписанию учебных занятий образовательной организации на 2020-2021 учебный год.
При разработке и реализации рабочей программы используются программы и учебники:
Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 кл.: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. - М.: Просвещение, 2011
Учебник:Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. [Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М. В. и др.]. – М.: Просвещение, 2013.
Программа обеспечена учебно-методическими пособиями, экранно – звуковыми, электронными (цифровыми) образовательными и интернет – ресурсами в соответствии с перечнем учебников и учебных пособий на 2019-2020 учебный год для реализации основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Супоневская СОШ № 1 имени Героя Советского Союза Н. И. Чувина».
В учебном плане образовательной организации на изучение предмета «Литературное чтение» выделено 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели).
Срок реализации данной программы - 1 год.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,планирования и регуляции своей деятельности.
Предметными результатами освоения рабочей программы по литературному чтению являются:
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание);
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой;
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме);
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
В рабочую программу включено следующее обязательное количество контрольных и диагностических работ на выявление уровня достижения планируемых результатов
Вид работы
Количество
Контрольные работы
5
Проверочные работы
6
Итоговая контрольная работа
1
Тестирование
1
Проекты
3
Сочинение
1
Итоговая комплексная работа на межпредметной основе
1
Содержание учебного предмета " Литературное чтение"
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Изучаемый материал
Количество часов
1
Вводный урок по курсу литературного чтения
1
2
Самое великое чудо на свете
4
3
Устное народное творчество
14
4
Поэтическая тетрадь 1
11
5
Великие русские писатели
24
6
Поэтическая тетрадь 2
6
7
Литературные сказки
8
8
Были-небылицы
10
9
Поэтическая тетрадь 1
6
10
Люби живое
16
11
Поэтическая тетрадь 2
8
12
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок
12
13
По страницам детских журналов
8
14
Зарубежная литература
8
Итого
136
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Изменения в программе: для проведения Итоговой контрольной работы и Итоговой комплексной работы на межпредметной основе сокращены темы раздела «Зарубежная литература» на 2 часа (8-2ч.)
№
п/п
Наименование тем
Всего часов
Дата план
Дата факт
Примечание
1
Знакомство с учебником по литературному чтению.
1
02.09
Самое великое чудо на свете
4
2
Знакомство с название раздела «Самое великое чудо на свете». Прогнозирование содержания раздела.
1
04.09
3
Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника.
1
05.09
4
Первопечатник Иван Федоров. Фотографии, рисунки, текст-объекты для получения необходимой информации.
1
06.09
5
Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Федорове.
1
09.09
Устное народное творчество
14
6
Знакомство с название раздела «Устное народное творчество». Прогнозирование содержания раздела.
1
11.09
7
Русские народные песни. Обращение к силам природы.
1
12.09
8
Лирические народные песни.
Шуточные народные песни.
1
13.09
9
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.
1
16.09
10
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.
1
18.09
11-12
Русские народные сказки.
"Сестрица Аленушка и братец Иванушка". Особенности волшебной сказки.
2
19.09
20.09
13-15
Русские народные сказки.
"Иван-Царевич и Серый Волк".
Деление текста на части. Составление плана сказки.
3
23.09
25.09
26.09
16-17
Русские народные сказки.
"Сивка - Бурка".
Характеристика героев сказки.
Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И.Билибина.
Сравнение художественного и живописного текстов
2
27.09
30.09
18
Проект №1: «Сочиняем волшебную сказку».
1
02.10
Проект №1
19
Проверочная работа № 1 по теме: «Устное народное творчество».
1
03.10
Проверочная работа № 1
Поэтическая тетрадь 1
11
20
Знакомство с название раздела «Поэтическая тетрадь 1». Прогнозирование содержания раздела.
1
04,10
21
Проект № 2: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского».
1
07,10
Проект №2
22
Русские поэты 19-20 веков.
Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза».
Звукопись, ее художественно-выразительное значение.
1
09,10
23
Русские поэты 19-20 веков.
Ф.И.Тютчев «Листья». Олицетворение - средство художественной выразительности.
Сочинение — миниатюра №1 «О чем расскажут осенние листья».
1
10,10
Сочинение № 1
24
А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...». «Зреет рожь над жаркой нивой...». Картины природы. Эпитеты - слова, рисующие картины природы.
И.З.Суриков «Детство». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.
1
21,10
29
И.З.Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.
1
23,10
30
Контрольная работа № 1 по теме «Поэтическая тетрадь1»
1
24,10
Контрольная работа № 1
Великие русские писатели
24
31
Знакомство с название раздела «Великие русские писатели». Прогнозирование содержания раздела.
1
25,10
32
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение.
1
28,10
33
А.С.Пушкин «Зимнее утро». Звукопись, ее выразительное значение. Прием контраста как средство создания картин.
1
07,11
34
А.С.Пушкин «Зимний вечер» Звукопись, ее выразительное значение. Прием контраста как средство создания картин.
1
08,11
35-37
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки.
3
11,11
13,11
14,11
38-39
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки А.С.Пушкина.
2
15,11
18,11
40
Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.
1
20,11
41
И.А.Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Скульптурный портрет И.А.Крылова.
1
21,11
42
Басни И.А.Крылова. "Мартышка и очки".
Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков.
1
22,11
43
Басни И.А.Крылова. "Зеркало и обезьяна".
Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков.
1
25,11
44
Басни И.А.Крылова. "Ворона и лисица".
Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков.
1
27,11
45
М.Ю.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.
1
28,11
46
М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения «Горные вершины...», «На севере диком стоит одиноко...». Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи.
1
29,11
47
М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения «Утес», «Осень». Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи.
1
02,12
48
Л.Н. Толстой. Детство Л.Н.Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя.
1
04,12
49
Рассказы Л.Н.Толстого. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана.
Л.Н.Толстой «Акула».
1
05,12
50
Рассказы Л.Н.Толстого. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана.
Л.Н.Толстой «Прыжок».
1
06,12
51
Сравнение рассказов.
Рассказ-описание. Особенности прозаического лирического текста. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте.
Л.Н.Толстой «Лев и собачка».
1
09,12
52
Сравнение рассказов. Текст-рассуждение.
Сравнение текста-рассуждения и текста-описания.
Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
1
11,12
53-54
Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели».
Контрольная работа № 2 по теме «Великие русские писатели».
2
12,12
13,12
Контрольная работа № 2
Поэтическая тетрадь 2
6
55
Знакомство с название раздела « Поэтическая тетрадь 2». Прогнозирование содержания раздела.
1
16,12
56
Н.А.Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...». Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности.
1
18,12
57-58
Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою.
2
19,12
20,12
59
К.Д.Бальмонт «Золотое слово». Создание словесных картин.
1
23,12
60
И.А.Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.
Проверочная работа №2 по теме «Поэтическая тетрадь 2».
1
25,12
Проверочная работа №2
Литературные сказки
8
61
Знакомство с название раздела «Литературные сказки». Прогнозирование содержания раздела.
1
26,12
62
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки». Присказка.
1
27,12
63
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.
1
09,01
64
В.М.Гаршин «Лягушка - путешественница».
Герои сказок. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.
1
10,01
65-67
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.
3
13,01
15,01
16,01
68
Контрольная работа № 3 по теме: «Литературные сказки».
1
17,01
Контрольная работа
№ 3
Были - небылицы
10
69
Знакомство с название раздела « Были-небылицы». Прогнозирование содержания раздела.
1
20,01
70-71
М.Горький «Случай с Евсейкой». Прием сравнения-основной прием описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.
2
22,01
23,01
72-74
К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей». Определение жанра произведения. Герои произведения. Характеристика героев.
3
24,01
27,01
29,01
75-77
А.И.Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана.
3
30,01
31,01
03,02
78
Проверочная работа № 3 по теме: «Были - небылицы».
1
05,02
Проверочная работа
№ 3
Поэтическая тетрадь 1
6
79
Знакомство с название раздела «Поэтическая тетрадь 1». Прогнозирование содержания раздела.
1
06,02
80
Саша Черный. Стихи о животных. Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому.
1
07,02
81
А.А.Блок «Ветхая избушка». Картины зимних забав. Средства художественной выразительности для создания образа.
1
10,02
82
А.А.Блок «Сны», «Ворона». Средства художественной выразительности для создания образа. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.
1
12,02
83
С.А.Есенин «Черемуха». Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черемухи.
1
13,02
84
Проверочная работа № 4 по теме: «Поэтическая тетрадь 1».
1
14,02
Проверочная работа
№ 4
Люби живое
16
85
Знакомство с название раздела « Люби живое». Прогнозирование содержания раздела.
1
17,02
86
М.Пришвин «Моя Родина». Заголовок - «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста.
1
19,02
87-88
И.С.Соколов- Микитов «Листопадничек». Определение жанра произведения.
2
20,02
21,02
89
В.И.Белов «Малька провинилась». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа.
1
24,02
90
В.И.Белов «Еще про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа.
1
26,02
91-92
В.В.Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения.
2
27,02
28,02
93-95
Б.С.Житков «Про обезьянку». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ.
3
02,03
04,03 05,03
96
В.П.Астафьев «Капалуха». Герои произведения.
1
06,03
97-98
В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.
2
08,03
11,03
99-100
Обобщение по разделу «Люби живое».
Контрольная работа №4 по теме: «Люби живое».
2
12,03
13,03
Контрольная работа №4
Поэтическая тетрадь 2
8
101
Знакомство с название раздела « Поэтическая тетрадь 2». Прогнозирование содержания раздела.
1
16,03
102
С.Я.Маршак «Гроза днем». «В лесу над росистой поляной...». Заголовок стихотворения.
1
18,03
103
А.Л.Барто «Разлука». «В театре».
1
19,03
104
С.В.Михалков «Если».
1
20,03
105
Е.А.Благинина «Кукушка». «Котенок».
1
01,04
106
Проект №3: «Праздник поэзии».
1
02,04
Проект №3
107
Обобщение по разделу: «Поэтическая тетрадь 2».
1
03,04
108
Проверочная работа № 5 по разделу: «Поэтическая тетрадь».
1
06,04
Проверочная работа
№ 5
Собирай по ягодке — наберешь кузовок
12+1
109
Знакомство с название раздела «Соберешь по ягодке - наберешь кузовок». Прогнозирование содержания раздела.
1
08,04
110
Б.В.Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». Особенность заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения.
1
09,04
111-112
А.П.Платонов «Цветок на земле».
Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.
2
10,04
13,04
113-114
А.П.Платонов «Еще мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.
2
15,04
16,04
115
М.М. Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий.
1
17,04
116
М.М. Зощенко «Великие путешественники». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий.
1
20,04
117
Итоговая контрольная работа
1
22,04
Итоговая контрольная работа
118
Н.Н Носов «Федина задача». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка.
1
23,04
133
Итоговая комплексная работа на межпредметной основе
1
Итоговая комплексная работа на межпредметной основе
119
Н.Н Носов «Телефон». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н.Носова.
1
24,04
120
В.Драгунский «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка.
1
27,04
121
Обобщение по разделу «Собирай по ягодке - наберешь кузовок».
Проверочная работа №6 по теме: «Собирай по ягодке - наберешь кузовок».
1
29,04
Проверочная работа №6
По страницам детских журналов
8
122
Знакомство с название раздела «По страницам детских журналов». Прогнозирование содержания раздела.
1
30,04
123
«Мурзилка» и «Веселые картинки»- самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.
1
06,05
124
Ю.Ермолаев «Проговорился». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ.
1
01,05
125
Ю.Ермолаев «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ.
1
07,05
126
Г.Остер «Вредные советы». Создание собственного сборника добрых советов.
1
08,05
127
Г.Остер «Как получаются легенды».
Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего дома, своего города.
1
09,05
128
Р. Сеф «Веселые стихи».
1
12,05
129
Обобщение по разделу: «По страницам детских журналов». Тестирование № 1 по теме: «По страницам детских журналов».
1
13,05
Тестирование № 1
Зарубежная литература
6+1г
130
Знакомство с название раздела «Зарубежная литература ». Прогнозирование содержания раздела.
Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги.
1
14,05
131-132
Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги.
2
15,05
18,05
134-135
Г.-Х.Андерсен «Гадкий утенок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке. Подготовка сообщений о великом сказочнике.
2
21,05
22,05
136
Контрольная работа № 5 по теме «Зарубежная литература».