kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КТП по окружающему миру для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-темтаическое планирование по окружающему миру для 4 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КТП по окружающему миру для 4 класса»

Календарно-тематическое планирование по обществознанию и естествознанию(окружающему миру) для учащихся 4-ого класса составлено на основе рабочей программы по учебному предмету «Обществознание и естествознание (Окружающий мир», разработанной на уровень начального общего образования.

Учебник:

А.А.Плешаков «Окружающий мир», 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, в двух частях. - М.: Просвещение, 2017


КТП рассчитано на 68 ч.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные УУД:

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.


Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

  • устойчивогоучебно­познавательного интереса к новымобщим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД:

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использоватьзнаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;

  • устанавливатьпричинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приёмов решения задач.


Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.


Коммуникативные УУД:


Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,планирования и регуляции своей деятельности.


Предметные результаты

Человек и природа

Выпускник научится:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойстви проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям

  • и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

  • использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

  • использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знанияо строении и функционировании организма человека длясохранения и укрепления своего здоровья.


Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь принесложных несчастных случаях;

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


Человек и общество

Выпускник научится:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменныхвысказываний.


Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;

  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.










Содержание учебного предмета

Раздел учебной программы

Основное содержание раздела учебной программы

Количество часов,

4 класс

Человек и природа

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для все­го живого на Земле. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Зем­ли как причина смены дня и ночи. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Человек — часть природы. Охрана при­родных богатств.

Формы земной поверхности. Заповедники, национальные парки, их роль в охране при­роды. Водоемы, их разнообразие.

Природные зоны Рос­сии: общее представле­ние, основные природ­ные зоны (климат, рас­тительный и животный мир, особенности тру­да и быта людей, вли­яние человека на при­роду изучаемых зон, охрана природы). Отдельные представители расте­ний и животных Крас­ной книги. Особенности поверх­ности родного края (краткая характеристи­ка на основе наблюде­ний). .Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). Водоёмы родного края (название, крат­кая характеристика на основе наблюдений)

Полезные ископае­мые родного края. Почва, её состав, зна­чение для живой при­роды и для хозяйствен­ной жизни человека. Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Природные сообще­ства родного края (2—3 примера на осно­ве наблюдений)Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные.Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

27 ч

Человек и общество

История Отечества. Охрана памятников истории и культуры.

Счёт лет в истории. Родной край — ча­стица России .Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта.Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края.Родной город, регион: название, основные достопримечательности; музеи, спортивные комплексы и пр.

Значение труда в жиз­ни человека и обще­ства. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее важные и яркие события обще­ственной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь.,Московское государство, СССР, Российская империя. Конституция — Ос­новной закон Россий­ской Федерации. Пра­ва ребёнка. Россия — многонациональная страна Российская Федерация. Президент Россий­ской Федерации — глава государства. От­ветственность главыгосударства за социаль­ное и духовно-нрав­ственное благополучие граждан. Государственная сим­волика России: Госу­дарственный герб Рос­сии, Государственный флаг России, Государ­ственный гимн Рос­сии; правила поведе­ния при прослушива­нии гимна. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества , , 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.. Родной край- частица России. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Праздники и памятные даты своего региона.

40 ч

Правила безопасной жизни

Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года

1 ч

Итого


68 ч

Количество контрольных работ


Виды

контрольных работ

1

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Итого

Контрольная работа

-

1

-

1

2





Тематическое планирование

Раздел учебной программы

№ урока

Тема урока с элементами содержания

К-во ч

Дата





По плану

факт





1 четверть(16 ч)

Человек и природа –14 ч. Человек и общество – 2 ч





Человек и природа (4 ч)

1

Мир глазами астронома Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для все­го живого на Земле.


1

2.09






2

Планеты Солнечной системы Звёзды и планеты. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Зем­ли как причина смены дня и ночи.

1

6.09






3

Звёздное небо — Великая книга При­роды Звёзды и планеты.

1

9.09






4

Мир глазами географа Глобус как модель Земли. Географическая карта и план.


1

13.09






Человек и общество (2 ч)

5

Мир глазами историка История Отечества. Охрана памятников истории и культуры.


1

16.09






6

Когда и где?Счёт лет в истории.

1

20.09






Человек и природа (10ч)

7

Мир глазами эколога Человек — часть природы. Охрана при­родных богатств.


1

23.09






8

Сокровища Земли под охраной чело­вечества Охрана природных богатств. Охрана памятников истории и культуры.

1

27.09






9

Равнины и горы России Формы земной поверхности. Заповедники, национальные парки, их роль в охране при­роды.

1

30.09






10

Моря, озёра и реки России Водоемы, их разнообразие. Заповедники, национальные парки, их роль в охране при­роды

1

4.10






11

Природные зоны России Природные зоны Рос­сии: общее представле­ние, основные природ­ные зоны.

1

7.10






12

Зона арктических пустынь Природные зоны Рос­сии: основные природ­ные зоны (климат, рас­тительный и животный мир, особенности тру­да и быта людей, вли­яние человека на при­роду изучаемых зон, охрана природы).


1

11.10






13

Тундра Природные зоны России: основные при­родные зоны (климат, растительный и живот­ный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы)


1

14.10






14

Лeca России Природные зоны России: основные при­родные зоны (климат, растительный и живот­ный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы)


1

18.10






15

Лес и человек Охрана природных богатств. Отдельные представители расте­ний и животных Крас­ной книги. Заповедни­ки, национальные пар­ки, их роль в охране природы.

1

21.10






16

Зона степей Природные зоны России: основные при­родные зоны (климат, растительный и живот­ный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы)


1

25.10






Человек и природа – 13 ч. Человек и общество – 1ч.





Человек и природа (2 ч)

17

Пустыни Природные зоны России: основные при­родные зоны (климат, растительный и живот­ный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы)



Вторая четверть


1

28.09






18

У Чёрного моря Природные зоны России: основные при­родные зоны (климат, растительный и живот­ный мир, особенности труда и быта людей ,влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы)


1

8.11






Человек и общество

19

Наш край Родной край — ча­стица России .Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта.Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Родной город, регион: название, основные достопримечательности; музеи, спортивные комплексы и пр.


1

11.11






Человек и природа (11 ч)

20

Поверхность нашего края Особенности поверх­ности родного края (краткая характеристи­ка на основе наблюде­ний). Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).

1

15.11






21

Водные богатства нашего края Водоёмы родного края (название, крат­кая характеристика на основе наблюдений).

1

18.11






22

Наши подземные богатства Полезные ископае­мые родного края.

1

22.11






23

Земля-кормилица Почва, её состав, зна­чение для живой при­роды и для хозяйствен­ной жизни человека.

1

25.11






24

Жизнь леса Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ .


1

29.11






25

Жизнь луга Лес, луг, водоём — единство живой и не­живой природы. Взаи­мосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества.

1

2.12






26

Жизнь в пресных водах Лес, луг, водоём — единство живой и не­живой природы. Взаи­мосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества.

1

6.12






27

Экскурсия в природные сообщества родного края Природные сообще­ства родного края (2—3 примера на осно­ве наблюдений)Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.


1

9.12






28

Контрольная работа за первое полугодие

1

13.12






29

Работа над ошибками Растениеводство в нашем крае Дикорастущие и культурные растения. Значение труда в жиз­ни человека и обще­ства.

1

16.12






30

Животноводство в нашем крае Дикие и домашние животные. Значение труда в жизни челове­ка и общества.

1

20.12






Человек и общество – 22ч.





Человек и природа –7 ч. Человек и общество – 7 ч. Правила безопасной жизни – 8 ч

Человек и общество (22 ч)

31

Презентация проектов (по выбору). Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов


Третья четверть

1

23.12






32

Презентация проектов (по выбору) Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.



10.01






33

Начало истории человечества Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена.


13.01






34

Мир древности: далёкий и близкий Страны и народы мира.

1

17.01






35

Средние века: время рыцарей и зам­ков Страны и народы мира.

1

20.01






36

Новое время: встреча Европы и Аме­рики Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле.

1

24.01






37

Новейшее время: история продолжа­ется сегодня Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.

1

27.01






38

Жизнь древних славян История Отечества. Наиболее важные и яркие события обще­ственной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь.

1

31.01






39

Во времена Древней Руси История Отечества. Наиболее важные и яркие события обще­ственной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носи­тели базовых нацио­нальных ценностей


1

3.02






40

Страна городов История Отечества. Наиболее важные и яркие события обще­ственной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Картины быта, тру­да, духовно-нравствен­ных и культурных тра­диций людей в разные исторические времена


1

7.02






41

Из книжной сокровищницы Древней Руси История Отечества. Вы­дающиеся люди разных эпох как носители ба­зовых национальных ценностей.

1

10.02






42

Трудные времена на Русской земле История Отечества. Наиболее важные и яркие события обще­ственной и культурной жизни страны в разные исторические периоды.

1

14.02






43

Русь расправляет крылья История Отечества. Выдающиеся люди разных эпох как носи­тели базовых нацио­нальных ценностей.

1


17.02






44

История Отечества. Наиболее важные и яркие события Куликовская битва обще­ственной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носи­тели базовых нацио­нальных ценностей.

1

21.02






45

Иван Третий История Отечества. Наиболее важные и яркие события обще­ственной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носи­тели базовых нацио­нальных ценностей. Московское государство

1

24.02






46

Мастера печатных дел История Отечества. Выдающиеся люди разных эпох как носи­тели базовых нацио­нальных ценностей

1

28.02






47

Патриоты России История Отечества. Наиболее важные и яркие события обще­ственной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носи­тели базовых нацио­нальных ценностей


1

3.03







48

Пётр Великий История Отечества. Наиболее важные и яркие события обще­ственной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носи­тели базовых нацио­нальных ценностей. Российская империя


1






49

Михаил Васильевич Ломоносов История Отечества. Выдающиеся люди разных эпох как носи­тели базовых нацио­нальных ценностей


1

10.03






50

Екатерина Великая История Отечества. Наиболее важные и яркие события обще­ственной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носи­тели базовых нацио­нальных ценностей.

1

14.03






51

История Отечества. Наиболее важные и яркие события Отечественная война 1812 года обще­ственной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носи­тели базовых нацио­нальных ценностей.


Четвёртая четверть

1

17.03






52

Проверим себя и оценим свои дости­жения за третью четверть История Отечества. Наиболее важные и яркие события обще­ственной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носи­тели базовых нацио­нальных ценностей


1

31.03







Человек и общество – 15ч. Правила безопасной жизни-1 ч





Человек и общество(14 ч)

53

Страницы истории XIX века История Отечества. Наиболее важные и яркие события обще­ственной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носи­тели базовых нацио­нальных ценностей.

1

4.04






54

Россия вступает в XX век История Отечества. Наиболее важные и яркие события обще­ственной и культурной жизни страны в разные исторические периоды.

1

7.04






55

Страницы истории 1920—1930-х годов История Отечества. Наиболее важные и яркие события обще­ственной и культурной жизни страны в разныеисторические периоды. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исто­рические времена.СССР


1

11.04






56

Великая Отечественная война и вели­кая Победа История Отечества. Наиболее важные и яркие события обще­ственной и культурной жизни страны в разные исторические периоды


1

14.04






57

Города-герои, города воинской славы. Цена Победы История Отечества. Наиболее важные и яркие события обще­ственной и культурной жизни страны в разные исторические периоды.

1

18.04






58

Страна, открывшая путь в космос История Отечества. Наиболее важные и яркие события обще­ственной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исто­рические времена. Вы­дающиеся люди разных эпох как носители ба­зовых национальных ценностей


1

21.04






59

Основной закон России и права чело­века Конституция — Ос­новной закон Россий­ской Федерации. Пра­ва ребёнка. Россия — многонациональная страна.Российская Федерация


1

25.04






60

Президент Россий­ской Федерации — глава государства. Мы — граждане России От­ветственность главыгосударства за социаль­ное и духовно-нрав­ственное благополучие граждан


1

28.05







61

Славные символы России Государственная сим­волика России: Госу­дарственный герб Рос­сии, Государственный флаг России, Государ­ственный гимн Рос­сии; правила поведе­ния при прослушива­нии гимна


1






62

Такие разные праздники Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества.

1


5.05









63

Такие разные праздники Праздник в жизни общества как средство укрепления обще­ственной солидарности и упрочения духовно-­нравственных связей между соотечественни­ками. , 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

1






64

Контрольная работа за год


1

12.05






65

Путешествие по России

Родной край- частица России. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка


1

16.05






66

Путешествие по России Родной край- частица России. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края.


1






Человек и общество



Правила безопасной жизни

67

Презентация проектоЛичная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Праздники и памятные даты своего региона. в

1

19.05






68

Экскурсия Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. .Перваяпомощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время год.

1

23.05








































Контрольно-оценочные средства с критериями оценивания ответов учащихся.

Контрольная работа.

Дата:

Цель: Определить уровень сформированности у обучающихся знаний, умений, навыков за 2 четверть.

Планируемые результаты (УУД):

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика.

Коммуникативные: способность излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане; контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил.

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно­ следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Источник: И.Ф.Яценко. КИМы «Окружающий мир»4 класс Москва «Вако»2015г



Вариант 1

Основная часть. Учащийся научится



А 1. Какие деревья растут в тайге?

1) берёза, осина  3) сосна, пихта

 2) дуб, клён  4) ясень, вяз

А 2. Где бывают пыльные бури?

1) в лесной зоне  2) в пустыне  3) в степи  4) в тундре

A 3. Какое животное не является жителем пустыни?

 1) сайгак  3) верблюд

 2) суслик  4) тушканчик

А 4. Как называются углубления с поросшими расте­ниями склонами?

1) холмы  3) овраги

2) балки 4) терриконы

А 5. Каким свойством обладает глина?

1) пластичностью  2) твёрдостью  3) горючестью  4) текучестью

А 6. В каком ярусе растёт орешник?

 1) деревьев  2) кустарников  3) трав  4) мхов

А 7. Какая птица живёт не на лугу?

1) дрозд  2) перепел  3) трясогузка  4) коростель

А 8. Какое слово лишнее?

1) коневодство  3) птицеводство

 2) свиноводство  4) плодоводство

В 1. Как правильно скашивать траву на лугу?

1) сначала скашивать там, где трава выше

 2) сначала скашивать там, где трава ниже

 3) начинать от центра и двигаться по кругу к краям

 4) начинать от края и по кругу двигаться к центру

В 2. Из какой полевой культуры получают крахмал?

1) из кукурузы  3) из картофеля

 2) из ячменя  4) из гороха

В 3. Какое насекомое здесь лишнее?

 1) колорадский жук  3) жужелица

 2) божья коровка  4) златоглазка

Дополнительная часть. Учащийся получит возможность научиться



С 1. Какие животные находятся под охраной в Приокско-Террасном заповеднике?

 1) ушастый ёж  3) зубр

 2) амурский тигр  4) утка-мандаринка

С 2. Какие полезные ископаемые используют для по­лучения топлива?

 1) нефть  2) известняк  3) каменный уголь  4) природный газ

Вариант 2

Основная часть. Учащийся научится



А 1. Какие деревья растут в зоне широколиственных лесов?

1) ель, лиственница  3) дуб, клён

 2) пихта, сосна  4) берёза, осина

А 2. В какой природной зоне наблюдается явление подвижных песков?

1) в тайге  2) в тундре  3) в пустыне  4) в степи

A 3. Как называются углубления с крутыми осыпаю­щимися склонами, на которых почти нет растений?

 1) овраги  2) балки  3) холмы  4) терриконы

А 4. Как называется место, где река берёт своё на­чало?

1) исток  2) устье  3) берег  4) приток

А 5. Каким свойством обладает железная руда?

1) пластичностью  3) горючестью

2) текучестью  4) плавкостью

А 6. Укажи, какие почвы распространены в степях.

 1) серые лесные  3) подзолистые

 2) луговые  4) чернозёмы

А 7. Какое растение относится к ярусу трав и ма­леньких кустарничков?

 1) орешник  3) берёза

 2) брусника  4) мох

А 8. Какое животное обитает не у водоёма?

 1) бобр  3) полёвка

 2) ондатра  4) выдра

В 1. Какого жука древние египтяне считали священ­ным?

1) жука-красотела  3) жука-чернотелку

 2) скарабея  4) жука-оленя

В 2. Выбери верное утверждение.

 1) Ящерицы приносят вред сообществу луга, по­едая насекомых.

 2) Прошлогоднюю траву на лугу нужно сжигать.

 3) Неумеренный выпас скота опасен для луга.

4) Гусеницы приносят вред человеку, и их надо уничтожать.

В 3. Какое насекомое здесь лишнее?

1) колорадский жук  3)тля

 2) жужелица  4) яблонная плодожорка



Дополнительная часть. Учащийся получит возможность научиться

С 1. Какие животные степи, занесены в Красную книгу?

 1) степной орёл  3) хомяк

 2) дрофа  4) степная дыбка

С 2. Какие культуры выращивают овощеводы?

 1) томат  2) капусту  3) клубнику  4) кукурузу





Контрольная работа.

Дата:

Цель: Определить уровень сформированности у обучающихся знаний, умений, навыков за 4 четверть.

Планируемые результаты (УУД):

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика.

Коммуникативные: способность излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане; контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил.

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно­ следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Источник: И.Ф.Яценко. КИМы «Окружающий мир»4 класс Москва «Вако»2015г

Вариант 1



Основная часть. Учащийся научится

А 1. Когда в Россию вторглась французская армия?

 1) в 1480 году  3) в 1704 году

 2) в 1612 году  4) в 1812 году

А 2. Какой русский царь освободил крестьян от крепостной зависимости?

1) Пётр Первый  3) Александр Второй

 2) Екатерина Вторая  4) Николай Второй

А 3. Когда в России произошла Февральская революция?

 1) в 1901 году  3) в 1917 году

 2) в 1914 году  4) в 1925 году

А 4. С каким событием связана дата 22 июня 941 года?

 1) с началом Второй мировой войны

 2) с началом Великой Отечественной войны

 3) с началом Гражданской войны в России

 4) с распадом Советского Союза

А 5. В каком году человек впервые побывал в космосе?

 1) в 1945  2) в 1957  3) в 1961  4) в 1991

А 6.Что такое Конституция?

 1) Основной закон нашей страны  3) устройство нашей страны

 2) другое название нашей страны  4) объединение народов нашей страны

А 7. Что не относится к обязанностям гражданина?

 1) исполнение законов государства  3) забота о сохранении природы

 2) свободный выбор работы  4) забота о своём ребёнке

А 8. Укажи государственный праздник Российской Федерации.

 1) Пасха  3) Масленица

 2) День милиции  4) День России

В 1. Кто такой В.И. Ленин?

 1) последний русский царь  3) великий русский полководец

 2) первый русский президент  4) руководитель партии большевиков

В 2. Кто в 1945 году руководил штурмом Берлина?

 1) А.В. Суворов  3) М.И. Кутузов

 2) Г.К. Жуков  4) Ф.Ф. Ушаков

В 3. Какое право появляется у гражданина с 18 лет?

 1) на участие в управлении делами государства  3) на отдых

 2) на труд  4) на личную и семейную тайну

Дополнительная часть. Учащийся получит возможность научиться



С 1. Какие страны с 1922 года входили в состав СССР?

 1) Киргизия  2) Россия  3) Казахстан  4) Монголия

С 2. Какие города находятся в России?

 1) Рига  2) Архангельск  3) Воронеж  4) Иркутск

Вариант 2

Основная часть. Учащийся научится



А 1. Кому из русских полководцев удалось в 1812 году победить армию Наполеона?

 1) М.И. Кутузову  3) А.В. Суворову

 2) Г.К. Жукову  4) Ф.Ф. Ушакову

А 2. Почему война 1914 года называется мировой?

 1) Россия воевала со всем миром

 2) в войну вступили многие государства мира

 3) Россия попросила мира

 4) весь мир был вовлечён в эту войну

А 3. "Что не относится к жизни нашей страны 20—30-е годы XX века?

 1) восстановление разрушенных исторических па­мятников

2) образование колхозов

 3) появление коммуналок

 4) доступность образования

А 4. Назови дату окончания Великой Отечественной войны.

 1) 9 мая 1941 года  3) 9 мая 1945 года

 2) 22 июня 1941 года  4) 22 июня 1945 года

А 5. В каком году СССР прекратил своё существование?

 1) в 1961  2) в 1991  3) в 1995  4) в 2000

А 6. Как называется документ, в котором говорится правах человека?

 1) Конвенция о правах человека

 2) Конституция прав человека

 3) Всеобщая декларация прав человека

 4) Закон Российской Федерации о правах чело­века

А 7. Каким праздником является Пасха?

 1) государственным  3) семейным

 2) религиозным  4) профессиональным

А 8. На гербе какого русского города изображён сокол в великокняжеской короне?

 1) Владимира  3) Рязани

 2) Твери  4) Суздаля

В 1. Сколько длилась блокада Ленинграда в годы Великой Отечественной войны?

1) один месяц  3) 900 дней

 2) один год  4) четыре года

В 2. Кто в нашей стране принимает законы?

 1) президент  3) Совет Федерации

 2) Государственная Дума  4) народ

В 3. Какой праздник мы отмечаем 12 июня?

 1) День Конституции  3) День космонавтики

 2) День знаний  4) День России

Дополнительная часть. Учащийся получит возможность научиться



С 1. Какие русские города носят звание города-героя?

 1) Севастополь  3) Коломна

 2) Мурманск  4) Тула

С 2. Укажи государственные символы Российской Федерации.

 1) Государственный флаг  3) Государственный гимн

 2) государственный язык  4) Государственный герб

Ключи



вариант

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

В1

В2

В3

В4

С1

С2


2 четверть


1 –в

3

3

2

2

1

2

1

4

-

-

4

3

1

-

2,3,4

1,3,4


2 - в

3

3

1

1

4

4

2

3

-

-

2

3

2

-

1,2,4

1,2

4 четверть


1 – в

4

3

3

2

3

1

2

4

-

-

4

2

1

-

1,2,3

2,3,4


2 - в

1

2

1

3

2

3

2

4

-

-

3

2

4

-

1,2,4

1,3,4





































Критерии оценивания


Оценивание устных ответов:

Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5"- ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике, дает полные ответы на поставленные вопросы.

"4" - ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным оценке «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.

"3" - ставится ученику, если он излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применить самостоятельно знания на практике

«2» - ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя

Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки по предмету окружающий мир

Ошибки:

  • неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;

  • нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;

  • неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;

  • неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;

  • незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;

  • отсутствие умения выполнять схемы, графические рисунки, заполнять таблицы, неумение использовать материал схем, таблиц, рисунков при ответе;

  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

  • неумение ориентироваться на карте и плане, правильно показывать изучаемые объекты (природоведческие и исторические).



Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных признаков;

  • несущественные неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие обозначений и подписей;

  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

  • неточности в определении назначения прибора, его использование осуществляется после наводящих вопросов;

  • неточности при нахождении объектов на карте.


Оценивание письменных ответов.

Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующих развернутого ответа с большой затратой времени, проверочные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Для проверки умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы используются графические задания: заполнение таблиц, дополнение и составление схем, рисунки.

Графические работы позволяют проверить и осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение преобразовать текстовую информацию в модель, рисунок-схему.

Вопросы с "открытым ответом" позволяют проверить умения использовать приобретенные знания и оформлять письменный ответ.

Проверочные практические работы с картами, приборами,

моделями, лабораторным оборудованием.

Характеристика цифровой отметки:

«5» - ставится ученику, если он правильно определяет задачу работы, правильно выполняет необходимые действия , осмысленно и четко описывает свои действия и наблюдения, правильно формулирует выводы;

«4» - ставится ученику, если он правильно определяет задачу работы, но при выполнении работы допускает незначительные ошибки. В целом осмысленно и четко описывает свои действия и наблюдения, но допускает неточность, правильно формулирует выводы;

«3» - ставится ученику, если ученик допустил неточность в определении задачи работы, допускает существенные ошибки при выполнении работы, неточность и ошибки при описании своих действий и наблюдений, формулировании выводов;

«2» - ставится ученику, если он не может определить задачу работы, допускает существенные ошибки при выполнении работы, не может сформулировать выводы.



Примечание:

В письменных проверочных работах по предмету окружающий мир орфографические ошибки не учитываются.

Специфической формой контроля является проверка умения работать с приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Основная цель таких проверочных работ - определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыты, вести самостоятельно практические работы.

Тестирование

Целесообразно при проведении письменного контроля использовать тестовые задания. Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений.

Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты:

- на выбор ответа;

- поиск ошибки;

-продолжение или исправление высказывания.



Характеристика цифровой отметки:

«5» - 85-100 % - высокий уровень освоения

«4» - 65–84 % - средний уровень освоения

«3» - 50–64 % - уровень освоения ниже среднего

«2» - меньше 50% - низкий уровень освоения.






















































Лист учета выполнения содержания КТП


Реквизиты протокола педсовета (дата___, №___)

Реквизиты приказа

(дата___, №_)

Изменения и (или) дополнения



































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
КТП по окружающему миру для 4 класса

Автор: Ярмиева Гульнара Музаффаровна

Дата: 15.06.2022

Номер свидетельства: 609744

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "КТП по предмету окружающий мир 1 класс"
    ["seo_title"] => string(45) "ktp_po_priedmietu_okruzhaiushchii_mir_1_klass"
    ["file_id"] => string(6) "435802"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1509468323"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Рабочая программа и КТП по окружающему миру в 3 классе (Программа "Школа России") "
    ["seo_title"] => string(89) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-okruzhaiushchiemu-miru-v-3-klassie-proghramma-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "240875"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445152584"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Программа + ктп  по окружающему миру 3 КЛАСС "
    ["seo_title"] => string(48) "proghramma-ktp-po-okruzhaiushchiemu-miru-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112629"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408788709"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Рабочая программа  с КТП по математике 8 класс по учебнику Макарычева Ю.Н. "
    ["seo_title"] => string(82) "rabochaia-proghramma-s-ktp-po-matiematikie-8-klass-po-uchiebniku-makarychieva-iu-n"
    ["file_id"] => string(6) "231313"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442468070"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "КТП по окружающему миру 3 класс "Школа России""
    ["seo_title"] => string(51) "ktp_po_okruzhaiushchiemu_miru_3_klass_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "426337"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1503765610"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства