Иванова Е.В. ГБОУ школы № 578 ГБОУ школы № 578
« » 20 г. Приморского района Санкт-Петербурга Приморского района Санкт-Петербурга
Протокол от « » 20 г. от « » 20 г. № Д
Зимина Е.И.
Поурочно-тематическое планирование по окружающему миру 2 «В» класс.
№ урока | Период | Тема урока | Элементы содержания | Характеристика деятельности обучающихся | Контроль | Страницы учебника/планируемое д/з |
Вселенная, время, календарь (14 ч.) |
1. | 02.09.14 | Мы - союз народов России. | Россия на глобусе и карте. Первое представление о Российской Федерации. Народы Российской Федерации, их обычаи, характерные особенности быта. Традиционные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории -- этическая норма. Государственный язык России как средство культурного взаимодействия её народов. | Называть, находить и показывать на карте Россию, субъект РФ, в котором находится город и школа. Называть некоторые его природные и историко - культурные достопримечательности. Соотносить святыни России и своего края с традиционными религиями. Определять самое важное и интересное в культуре своего народа, в культуре народов, к которым принадлежат одноклассники. Моделировать ситуацию общения игровых кукол на разных языках. Высказывать на основе своего опыта мотивированное суждение о роли русского языка в РФ. | Текущий | Задания №1,3,5 стр.3-5 (р/т). |
2. | 03.09.14 | Мы - жители Вселенной. | Вселенная. Небесные, или космические, тела. Звёзды и планеты. Наша планета Земля. Солнце - самая близкая к Земле звезда. Луна - спутник Земли. | Определять по рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны. Анализировать схему в учебнике и рассказывать по ней о движении Земли и Луны в космическом пространстве. Определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы, их названия и порядок расположения, сравнивать размеры планет. Перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров, осуществлять самопроверку. Узнавать небесные тела по описанию. | Текущий | Читать, вопросы стр.8-11 (уч.), доделать задания в р/т стр.6-7. |
3 - 4. | 09.09-10.09.14 | Наш космический корабль - Земля (2ч.) Практическая работа №1. | Стороны горизонта. Глобус - модель Земли. Океаны и материки на Земле. Изображение нашей страны на глобусе. | По своим представлениям рисовать Землю - наш космический корабль. Находить на фотографиях в учебнике и на местности линию горизонта. Анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу. Определять по схеме способ обозначения сторон горизонта, применять его, заполняя схемы в рабочей тетради. Практическая работа в группе: изучить устройство компаса; определить стороны горизонта (действуя по инструкции); зафиксировать результаты определения, расставляя таблички. Находить на глобусе океаны и материки, определять их название и число; находить на глобусе нашу страну, определять материк, на котором она расположена; осуществлять самопроверку. Работая в паре, предлагать маршрут кругосветного путешествия и соответствующие средства транспорта. | Текущий | Читать, вопросы стр.12-15 (уч.), задания №1,3,6 стр.8-11 (р\т). Стр.25, 39 (р/т). |
5. | 16.09.14 | Время. Практическая работа №2. | Настоящее, прошлое, будущее. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Часы - прибор для измерения времени. Старинные и современные часы. Разнообразие современных часов. | По рисункам учебника определять настоящее, прошлое и будущее, выделять приметы времени. предлагать рисунки - символы, обозначающие настоящее, прошлое и будущее, обосновывать своё решение. По фотографиям в учебнике определять временные характеристики изображённых событий. Располагать единицы измерения времени в порядке их увеличения (уменьшения). Практическая работа в группе: изучать устройство часов, определять время по часам, моделировать время на часах. Сравнивать достоинства и недостатки различных видов старинных часов. | Текущий | Читать, вопросы стр.16-19, задания №1,3 стр.12-13 (р\т). |
6. | 17.09.14 | Сутки и неделя. | Сутки и неделя как единицы измерения времени. Причины смены дня и ночи: научное и мифопоэтическое объяснения. Дни недели и их последовательность. | По схеме в учебнике объяснять причину смены дня и ночи. Моделировать смену дня и ночи с помощью схемы - аппликации. Участвовать в дидактических играх "сутки", "День и ночь". Придумывать сказочное объяснение смены дня и ночи, иллюстрировать его рисунком. Находить в творчестве народов своего края мифы, сказки, загадки о смене дня и ночи. Определять количество дней в неделе. Называть дни недели, выстраивать их последовательность. Работать со взрослыми: написать рассказ о об интересном событии в семье, происходившем в воскресенье. Проектное задание: составить фоторассказ о своей жизни за неделю. | Текущий | Читать, вопросы стр.20-23, доделать задания в р/т стр.14-17. |
7. | 23.09.14 | Месяц и год. | Месяц и год как единицы измерения времени. Изменение облика Луны, его научное и мифопоэтическое объяснения. Последовательность месяцев в году. Старинный способ определения количества дней в каждом месяце. | Прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять причины этого явления; моделировать смену лунных фаз в виде схемы - аппликации. Устанавливать связь между названием естественного спутника Земли и единицей измерения времени - месяц. Придумывать сказочное объяснение изменению облика Луны, иллюстрировать его рисунком. Отгадывать народные загадки, в том числе народов своего края, о Луне и соотносить образы загадок с разными лунными фазами. Работая в паре, выстраивать правильную последовательность месяцев года, осваивать старинный способ определения количества дней в каждом месяце, осуществлять взаимопроверку. Работать со взрослыми: наблюдать изменение облика Луны, фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков. | Текущий | Читать, вопросы стр.24-27, з. №1,2,3 стр.18-19 (р\т). |
8. | 24.09.14 | Времена года. | Четыре времени года (сезона), их последовательная смена. Научное и мифопоэтическое объяснения причин смены времён года. Сезонные явления. | Перечислять времена года в правильной последовательности, называть (опираясь на годовой круг в учебнике) месяцы каждого сезона, предлагать для каждого времени года рисунки - символы. По схеме устанавливать связь сезонных изменений в природе с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси. Объяснять причины смены времён года, моделировать их в виде схемы - аппликации. Придумывать сказочное объяснение смены времён года, иллюстрировать его рисунком. Приводить примеры явлений в неживой и живой природе, в том числе сезонных. Инсценировать мини - спектакли о жизни природы в разные времена года. Работать со взрослыми: наблюдать и определять реальную длительность сезонов своего края, выявлять среди них специфические сезонные явления, подбирать в языках народов своего края названия времён года и соответствующих им явлений природы. | Текущий | Читать, вопросы стр.28-31 (уч.), доделать задания в р/т стр.20-21. |
9-10. | 30.09-01.10.14 | Погода. Практическая работа №3. | Составляющие погоды: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Термометр - прибор для измерения температуры. Явления погоды. Наблюдения за погодой. Прогнозы погоды и их значение в жизни людей. Научные и народные способы прогнозирования погоды. | Конструировать определение понятия "погода", сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике. Рассказывать по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях погоды. Практическая работа: изучить устройство термометра, сравнивать различные виды термометров, освоить способы записи показаний термометра, измерить температуру воздуха, воды, своего тела, зафиксировать результаты измерений в таблице. Объяснять назначение метеорологических приборов, осуществлять самопроверку. Узнавать явления погоды по фотографиям в рабочей тетради. Учиться рисовать условные знаки погодных явлений. | Текущий | Читать стр.32-33 (уч.). Читать, вопросы стр.34-35. |
11. | 07.10.14 | Календарь - хранитель времени, страж памяти. | Календарь как явление культуры. Наблюдение за небесными телами - основа измерения времени и создание календаря. Современные и старинные названия месяцев и дней недели. | Сравнивать календари разных типов. Обсуждать правила пользования. ими. Сравнивать даты начала нового года в православном, мусульманском, буддийском, иудейском календарях. | Текущий | Читать, вопросы стр.36-39, задания №1,2,3 стр.26-27 (р\т) |
12. | 08.10.14 | Праздники для всех. | Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно - нравственных связей между соотечественниками и соседями по планете. Народные обычаи ближайшего по времени к уроку праздника одного из календарей (по выбору) народов своего края. Современный российский гражданский календарь, его праздники как способ дружеского объединения всех граждан России вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания. Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День Государственного флага России, День Знаний, Международный день учителя, День народного единства, День Конституции. | Определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками. Характеризовать содержание общегражданских государственных праздников современного российского календаря. Составлять устный рассказ о праздниках в своём городе. Иллюстрировать рассказ фотографиями (компьютерной презентацией). | Текущий | Читать, вопросы стр.40-43, задания №1,2 стр.28-29 (р\т) |
13. | 14.10.14 | Народный календарь. | Народный календарь - сокровищница опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней. Разнообразие календарей. Их связь с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира. Устройство старинных и современных календарей. Условность даты начала года в разных календарях. | Соотносить народные приметы на погоду с ощущениями разных органов чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой. Проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню - погодоуказателю. Сравнивать результат с прогнозом метеорологов. Наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе. Отражать наблюдения в календаре долгосрочных прогнозов погоды. Сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края. | Текущий | Читать, вопросы стр.44-47, задания №2,4стр.30-31 (р\т) |
14. | 15.10.14 | Экологический календарь. | Что такое экология. Экологический календарь - проявление культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли. Даты экологического календаря. | Высказывать предположения о том, что такое экология. Находить в тексте учебника определение экологии как науки. Рассказывать по рисунку учебника о природе - нашем зелёном доме. Выражать своё отношение к природе в собственном рисунке. Работая в паре, вписывать в таблицу даты экологических дней (по материалам учебника), предлагать рисунки - символы к каждой дате. Работать со взрослыми : организовывать праздники, посвящённые экологическим дням (в течение года). Проектное задание: подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе. | Текущий | Читать, вопросы стр.48-51, доделать задания в р/т стр.31-35. |
Осень (16 ч.) ПДД |
15. | 21.10.14 | Осенние месяцы. | Народные названия осенних месяцев. Осень в произведениях культуры. Старинные осенние праздники народов России. Обряды и обычаи поры осеннего равноденствия в культуре разных народов России, в том числе народов своего края. Старинные рукотворные игрушки, приуроченные к праздникам осеннего времени. | Составлять на основе народной загадки схему круглого года с чередованием сезонов. Сопоставлять старинные ( в том числе в языках народов своего края) и современные названия осенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями осенних месяцев и со значительными событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления осенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка. Сочинять устный рассказ по картине. Называть исходный материал и приёмы изготовления рукотворной игрушки. Сравнивать и различать общее и особенное в осенних праздниках разных народов России. Соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с сезонными особенностями природы и хозяйственной жизни разных народов России. | Текущий | Читать, вопросы стр.54-57, з. №2,3,4,5 стр.36-37 (р\т) |
16 | 22.10.14 | Осень в неживой природе. Осенняя прогулка. (Экскурсия). | Осенние явления в неживой природе. День осеннего равноденствия. Особенности ранней и поздней осени. Старинные детские игры осенью. | По своим наблюдениям рассказывать о погоде летом и осенью. Устанавливать причинно следственные связи между положением Солнца и осенними изменениями в природе. Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию об осенних явлениях в неживой природе и составлять в рабочей тетради список таких явлений. Сравнивать иллюстрации учебника, определять по характерным признакам периоды осени. Играть в старинную детскую игру по правилам, описанным в учебнике. Работа со взрослыми: наблюдать за погодой осенью, фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение осени. Наблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе и устанавливать взаимосвязь между ними. Осознавать необходимость бережного отношения к природе. | Текущий | Не задано. Читать, вопросы стр.58-61, з. №1,2 стр.38 (р\т) |
17. | 28.10.14 | Народные праздники в пору осеннего равноденствия. | Народные праздники как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям. Праздник земледельцев. Праздники охотников и оленеводов. Связь народных праздников с сезонными изменениями в природе. | Соотносить текст и иллюстрации учебника, выявлять и называть характерные атрибуты осенних народных праздников. Работая в паре, обсуждать сходство и различия изучаемых праздников. Рассказывать об особенностях праздников земледельцев, охотников и оленеводов. Изготавливать куклу - зернушку по инструкции в рабочей тетради. Устанавливать связь народных праздников с осенними изменениями в природе. Осознавать значение осенних народных праздников как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям. | Текущий | Не задано. |
18. | 29.10.14 | Звёздное небо осенью. | Красота и таинственность звёздного неба. Созвездия в представлениях древних и современных учёных. Созвездия Большая Медведица и Лебедь, их изображения на старинных и современных звёздных картах. Легендарная история Большой Медведицы. | На основе наблюдения рассказывать о впечатлениях от созерцания звёздного неба. Сравнивать древние и современные представления о созвездиях. Анализировать схемы созвездий Большая Медведица и Лебедь, соотносить схемы созвездий и старинные рисунки. Достраивать схемы созвездий в рабочей тетради, опираясь на иллюстрации учебника. Работая в паре, придумывать сказочное объяснение появлению на небе Большой Медведицы, иллюстрировать его рисунком. Работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, используя атлас - определитель, фиксировать результаты наблюдений в виде записей в рабочей тетради. Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания рассказа об одном из созвездий. | Текущий | Читать, вопросы стр.66-69, зад. №2,3,4 стр.42-43 (р\т) |
19. | 11.11.14 | Трава у нашего дома. | Травянистые растения осенью. Наиболее распространённые травы: полынь, крапива, птичья гречишка, подорожник и др.; их особенности, значение для человека. | Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью. Устно описывать внешний вид наиболее распространённых травянистых растений ( по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам). Отгадывать народную загадку о растениях, осуществлять самопроверку. Узнавать изученные растения на рисунках и в природе. Работать со взрослыми: определять с помощью атласа - определителя травянистые растения ближайшего природного окружения, фиксировать результаты работы в виде записей, рисунков. фотографий. Использовать сведения из книги "Зелёные страницы" и (или) других источников для написания собственного рассказа о растении. | Текущий | Читать, вопросы стр.70-73, задания в р/т стр.44-45. |
20. | 12.11.14 | Старинная женская работа. | Работа со льном в жизни народов России. Последовательность трудовых операций. Обычаи взаимной помощи в осенних работах - культурная норма трудовой жизни разных народов. Заочная экскурсия в Музей льна и бересты в городе Кострома. | Исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из разных природных материалов - шерсти, хлопка, льна, называть эти ткани. Определять особенности льняной ткани, по рисункам реконструировать последовательность трудовых операций в старинной работе со льном, соотносить эти операции с образами загадки. Сравнивать и отмечать общее и различное в сезонной женской работе со льном у разных народов, планировать последовательность и согласовывать распределение операций по изготовлению игрушки между мальчиками и девочками. Обобщать итоги совместной работы. | Текущий | Читать, вопросы стр.74-77, доделать задания в р/т стр. 46-47. |
21. | 18.11.14 | Деревья и кустарники осенью. | Осенние явления в жизни деревьев и кустарников (изменение окраски листьев, листопад). Красота осенней природы. | Сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам). Работая в паре, узнавать изученные деревья и кустарники по листьям. Раскрашивать листья в соответствии с их осенней окраской. Сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью. Узнавать изученные хвойные растения. Используя атлас - определитель, определять деревья и кустарники по плодам. Воспринимать и описывать красоту звуков и красок осени. Обсуждать сказку "Разговор в лесу" из книги "Великан на поляне", выражать своё отношение к неблаговидным поступкам людей в природе, формулировать соответствующие правила экологической этики. Работать со взрослыми: определять деревья и кустарники в природе, наблюдать листопад и устанавливать сроки его окончания у разных деревьев, фиксировать результаты в виде записей в рабочей тетради. | Текущий | Читать, вопросы стр.78-81, задания в р/т стр.48-49. |
22. | 19.11.14 | Чудесные цветники осенью. | Растения цветников, клумб, цветущие осенью. Поверья и легенды о цветах. Неповторимая красота осенних цветников. | Знакомиться с растениями цветника по материалам учебника и натуральным образцам. Оценивать эмоционально- эстетические впечатления от восприятия растений цветника, выделять наиболее понравившиеся растения, объяснять причины своих предпочтений. Определять растения школьного цветника (2 - 3 представителя) с помощью атласа - определителя. Узнавать изученные растения на фотографиях, рисунках и в природе. Различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов, проявлять уважение к культурным традициям, связанным с растениями. Работая в парах, сочинять сказочные истории из жизни осеннего цветника, разыгрывать сценки на эту тему. Работать со взрослыми: определять растения цветников возле дома и (или) в его окрестностях, фиксировать результаты работы в виде записей, рисунков, фотографий. Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания собственного рассказа об одном из растений цветника. | Текущий | Читать, вопросы стр.36-39, доделать задания в р/т стр.50-51. |
23. | 25.11.14 | Грибы. | Грибы - особая группа живых существ. Разнообразие грибов. Строение гриба. Роль грибов в жизни леса. Грибы съедобные и несъедобные. | Сравнивать грибы по внешнему виду, с помощью схемы в учебнике , узнавать и рассказывать о строении гриба, самостоятельно рисовать схему строения гриба, осуществлять самопроверку. Устанавливать связи грибов с растениями и животными. Различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам. Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа - определителя. Обсуждать рассказ "Кому нужен мухомор?" из книги "Великан на поляне", обосновывать необходимость бережного отношения к грибам, формулировать соответствующие правила экологической этики. | Текущий | Не задано. |
24. | 26.11.14 | Шестиногие и восьминогие. | Насекомые и пауки, осенние изменения в их жизни. разнообразие насекомых. Отличие пауков от насекомых. Необходимость бережного отношения к насекомым и паукам. | По своим наблюдениям отвечать на вопросы о насекомых и пауках. По рисунку учебника рассказывать о разнообразии насекомых. Устно описывать паука - крестовика и его сеть. Узнавать изученных насекомых на рисунках, раскрашивать рисунки, передавая характерные особенности окраски насекомых. Прослеживать по рисункам - схемам превращения различных насекомых, осуществлять самопроверку, моделировать превращение насекомых в виде схем - аппликаций. С помощью атласа - определителя приводить примеры насекомых различных групп. Обсуждать рассказ "Не обижайте паука" из книги "Великан на поляне", обосновывать необходимость бережного отношения к паукам, формулировать соответствующие правила экологической этики. Использовать атлас - определитель, книги "Зелёные страницы", "Великан на поляне" для написания собственных рассказов о насекомых и (или) пауках. | Текущий | Читать, вопросы стр.86-93, доделать задания в р/т стр.52-55. |
25. | 02.12.14 | Птичьи секреты. | Перелётные и зимующие птицы. Осенние явления в жизни птиц. Странички народного календаря, связанные с птицами. | По своим наблюдениям отвечать на вопросы о птицах. Выяснять по рисунку учебника, какие птицы относятся к перелётным, а какие - к зимующим. Узнавать на рисунке изученных птиц, классифицировать их по известным признакам (перелётные и зимующие). Приводить примеры перелётных и зимующих птиц. Выделять в тексте учебника проблемные вопросы, высказывать предположения. отвечая на них, осуществлять самопроверку. Отгадывать народные загадки о птицах. Работать со взрослыми: наблюдать за птицами своей местности, определять их с помощью атласа - определителя , результаты работы фиксировать в виде рассказов, рисунков, фотографий. | Текущий | Читать, вопросы стр.94-97, з. в р/т стр.57. |
26. | 03.12.14 | Как разные животные готовятся к зиме. | Осенние изменения в жизни зверей и других животных (лягушек, жаб, ящериц, змей). Разнообразие приспособлений животных к сезонным изменениям в природе. | Устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных. Выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных. По рисунку учебника сравнивать летнюю и осеннюю окраску меха белки и зайца, объяснять значение наблюдаемых изменений, раскрашивать рисунки в рабочей тетради с целью воспроизведения особенностей сезонной окраски зверьков. Узнавать изучаемых животных по описаниям. Обсуждать рассказ "Про дикого ежа и домашние неприятности" из книги "Великан на поляне", формулировать соответствующие правила экологической этики. | Текущий | Читать, вопросы стр.98-101, доделать задания в р/т стр.58-59. |
27. | 09.12.14 | Невидимые нити в осеннем лесу. | Невидимые нити - связи в окружающем мире. примеры связей между растениями и животными в осеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы. | Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе. Анализировать рисунок и схемы в учебнике, соотносить их между собой, сравнивать разные виды схем. Делать выводы: о значении схем как способа изображения связей в окружающем мире, о возможности построения разных вариантов схем для отображения одних и тех же связей. Рассказывать по представленным схемам о невидимых нитях. Моделировать связи в осеннем лесу с помощью схем - аппликаций и графических схем. Обсуждать рассказ "Большой старый дуб" из книги "Великан на поляне", формулировать соответствующие правила экологической этики. | Текущий | Читать, вопросы стр.102-105, доделать задания в р/т стр.60-61. |
28. | 10.11.14 | Осенний труд. | Многообразие осенних работ в городах и сёлах в старину и настоящее время. Посильная помощь детей взрослым в некоторых видах осенних работ своего края. | Сравнивать осенние работы в городах и сёлах в старину и сейчас. Соотносить их с особенностями в мире осенней живой и неживой природы, выявлять общее и различное. Конструировать алгоритм изготовления осенней куклы; контролировать алгоритм изготовления куклы; контролировать и корректировать своё поведение в ходе совместной работы. | Текущий | Читать, вопросы стр.106-109, задания в р/т стр.62-63. |
29. | 16.11.14 | Будь здоров. ПДД. | Правила здорового образа жизни в осенний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. Осенние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья. | Формулировать правила здорового образа жизни осенью. Объяснять правила народных игр. Контролировать своё поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры. | Текущий | Читать, вопросы стр.110-113, задания в р/т стр.64-65. |
30. | 17.11.14 | Охрана природы осенью. . | Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов. Осенние посадки деревьев и кустарников. Изготовление кормушек и подкормка птиц. По страницам Красной книги России | По материалам учебника знакомиться с правилами охраны природы осенью. Работая в паре, анализировать рисунки учебника (условные знаки), с их помощью рассказывать о правилах охраны природы. Обсуждать, в каких делах мы можем проявить свою любовь к природе. Извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности; на основе полученной информации предлагать меры охраны изучаемых объектов. Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания собственного рассказа об одном из представителей Красной книги России. Работать со взрослыми: по инструкциям рабочей тетради посадить дерево или кустарник, изготовить кормушку и подкармливать птиц. Проектное задание: составить фоторассказ об осенней прогулке. | Текущий | Читать, вопросы стр.114-117, задание №5 р/т стр.69. |
Зима (13 ч.)ПДД |
31. | 23.11.14 | Зимние месяцы. | Народные названия зимних месяцев (в том числе в языках народов своего края). Зима в произведениях культуры. Зимние приметы и присловья. народные приметы зимой и прогнозирование погоды на лето. | Сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями зимних месяцев и с событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления зимних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка, сочинять устный рассказ по картине, сочинять и записывать произведение любого жанра (на выбор) о зиме. Подбирать в творчестве народов своего края народные приметы и прогнозировать изменение погоды, наблюдать и отмечать характер погоды 19 декабря для прогноза урожая на будущее лето. | Текущий | Читать, вопросы стр.4-7 (ч.2), задания в р/т стр.3-5 (ч.2). |
32. | 24.11.14 | Зима - время науки и сказок. | Сказки народов России и мира - школа мудрости и добра. | Сравнивать сказки разных народов, объяснять их смысл, формулировать их нравственное значение для современной жизни. | Текущий | Читать, вопросы стр.8-11, задания №2,4 в р/т стр.6-7.. |
33. | 13.01.15 | Зима в неживой природе. Зимняя прогулка. (Экскурсия). | Зимние явления в неживой природе. День зимнего солнцестояния. День зимнего солнцеворота. Красота зимней природы. Виды зимнего отдыха детей, их связь с зимними изменениями в неживой природе. | По своим наблюдениям рассказывать о зимних изменениях в природе. Устанавливать причинно - следственные связи между положением Солнца и зимними изменениями в природе. Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию о зимних явлениях в неживой природе и составлять в рабочей тетради список таких явлений. Выражать своё отношение к красоте зимней природы. Рассказывать по иллюстрациям учебника о зимних видах отдыха детей, устанавливать связь между ними и зимними изменениями в неживой природе. Отгадывать народные загадки о зиме, осуществлять самопроверку. Работать со взрослыми: наблюдать за погодой зимой, фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение зимы. Наблюдать за зимними изменениями в живой и неживой природе и устанавливать взаимосвязь между ними. Осознавать необходимость бережного отношения к природе. | Текущий | Читать, вопросы стр.12-15, задания в р/т стр.8. Не задано. |
34. | 14.01.15 | Звёздное небо зимой. | Изменение расположение ковша Большой Медведицы по сравнению с осенью. Созвездие Малая Медведица. Полярная звезда. Созвездие Орион и его легендарная история. Сириус - самая яркая звезда на небе. | Сравнивать схемы расположения ковша Большой Медведицы осенью и зимой, выявлять различия. Сравнивать схемы Большой Медведицы и Малой Медведицы. Осваивать способ нахождения на небе Полярной звезды, определять по Полярной звезде стороны горизонта. Придумывать сказку о созвездии Малая Медведица и Полярной звезде. Работая в паре, анализировать схему созвездия Орион, соотносить её со старинным рисунком. Осваивать способ нахождения на небе звезды Сириус. Достраивать схему созвездия Орион в рабочей тетради. Работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо по заданиям в рабочей тетради, применять освоенные на уроке способы поиска звёзд и созвездий, пользоваться атласом - определителем, фиксировать результаты наблюдений в виде записей в рабочей тетради. | Текущий | Читать, вопросы стр.16-19, задания в р/т стр.10-11. |
35. | 20.01.15 | Зима в мире растений. | Зимние изменения в жизни деревьев, кустарников, травянистых растений. Особенности распознавания растений зимой. | По своим наблюдениям отвечать на вопросы о зимних изменениях в жизни растений. Извлекать из текста учебника информацию о признаках, по которым можно узнать растения зимой. Используя атлас - определитель, распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим признакам. Определять растения, зимующие под снегом. Устанавливать связи изученных растений с животными. Работать со взрослыми: определять растения ближайшего природного окружения в зимнем наряде, выделять и рисовать в тетради признаки, по которым определены растения. | Текущий | Читать, вопросы стр.20-23, задание №4 в р/т стр.13. |
36. | 21.01.15 | Зимние праздники. | Зимние праздники в России и других странах - Рождество, Новый год; связанные с ними традиции (украшения хвойных деревьев и др.). Старинные и современные обряды и обычаи зимнего календарного цикла, в том числе народов своего края. | Отмечать на схеме годового круга день зимнего солнцестояния и солнцеворота. Различать общее и особенное в зимних праздниках , описывать картину Б.Кустодиева "Ёлочный торг". Планировать изготовление и преподнесение новогодних подарков в семье и друзьям. | Текущий | Читать, вопросы стр.24-27. |
37. | 27.01.15 | Растения в домашней аптечке. Практическая работа №4. | Лекарственные растения. Их использование для лечения людей в прошлом и в настоящее время. Правила сбора и хранения лекарственных растений. Целебные свойства различных растений и их частей. | На основе собственного жизненного опыта отвечать на вопросы о лекарственных растениях. По рисунку учебника узнавать названия наиболее распространённых лекарственных растений, находить среди них дерево, кустарник, травянистые растения. Практическая работа в группах: рассматривать предложенные лекарственные растения и изготовленное из них сырьё, заполнять таблицу. Работая в парах, распознавать растения по изготовленному из них лекарственному сырью, осуществлять самопроверку, извлекать из текста учебника информацию о целебных свойствах изучаемых растений и их частей. Обсуждать рассказ о лекарственных растениях в книге "Великан на поляне", формулировать соответствующие правила экологической этики .Организовывать дидактическую игру В больнице доктора Айболита". Работа со взрослыми: знакомиться с лекарственными растениями домашней аптечки, записывать их названия в рабочую тетрадь. | Текущий | Читать, вопросы стр.28-31, задания №2,3 в р/т стр.16-17. |
38. | 28.01.15 | Зимняя жизнь птиц и зверей. | Разнообразие зимующих птиц, их приспособленность к трудным зимним условиям. Особенности жизни зверей зимой. помощь зимующим животным со стороны человека. | Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию о приспособленности птиц к условиям зимы. Находить изучаемых птиц на рисунках учебника. Работая в группах, узнавать зимующих птиц по клювам. Устанавливать связь между строением клюва и особенностями питания птицы. Обсуждать причины перемещения многих птиц в зимнее время к человеческому жилью и возможности помощи им со стороны человека. Используя текст учебника, готовить сообщения об особенностях зимней жизни зверей. Узнавать зверей по описаниям. Работать со взрослыми: наблюдать за птицами города, определять их с помощью атласа - определителя, продолжать подкармливать птиц, по результатам наблюдений написать рассказ, проиллюстрировать его рисунком (фотографией). | Текущий | Читать, вопросы стр.32-35, задания №2,3 стр.18-19. |
39. | 03.02.15 | Невидимые нити в зимнем лесу. | Примеры связей между растениями и животными в зимнем лесу. Значение этих связей в жизни природы. | Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе. Работая в паре, анализировать рисунок и схему в учебнике, соотносить их между собой, прослеживать по схеме связи между елью и лесными животными. Моделировать связи в зимнем лесу с помощью различных видов схем, в том числе работая в группе. Рассказывать по схемам (моделям) об изученных невидимых нитях. Придумывать и разыгрывать сценки из жизни зимнего леса, отражающие природные взаимосвязи. | Текущий | Читать, вопросы стр.36-39, задание №1 в р/т стр.20. |
40. | 04.02.15 | В феврале зима с весной встречается впервой. | Зимние праздники народов своего края. Новый год по восточному календарю. Проводы зимы. Первая встреча весны. | Характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края, инсценировать обход дворов на Масленицу по традициям своего края. Планировать реальное проведение зимних праздников народов своего края. | Текущий | Не задано. |
41. | 10.02.16 | Зимний труд. | Виды зимнего труда в старину. Современные домашние зимние работы. Зимний труд в городе и селе: уборка снега на улицах и во дворах, снегозадержание на полях, труд в зернохранилищах и овощехранилищах, уход за домашними животными, комнатными растениями и т.д. | Инсценировать зимнюю мужскую и женскую работу в старину, соотносить с видами работ в настоящее время в городе (селе). Рассказывать о том, как надо заботиться о домашних растениях и животных зимой в родном доме. | Текущий | Читать, вопросы стр.40-47, доделать задания в р/т стр.22-25. |
42. | 11.02.15 | Будь здоров. ПДД. | Правила здорового образа жизни в зимний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. Зимние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья. | Формулировать правила здорового образа жизни зимой. Объяснять правила народных игр. Контролировать своё поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры. | Текущий | Читать, вопросы стр.48-51, задания в р/т стр.26-27. |
43. | 17.02.15 | Охрана природы зимой. | Культура поведения в природе зимой. Эмоционально - эстетическое восприятие красоты зимней природы. По страницам Красной книги России. | По материалам учебника знакомиться с правилами охраны природы зимой. Работая в паре, анализировать рисунки учебника (условные знаки), с их помощью рассказывать о правилах охраны природы. Обсуждать рассказ "Белый сказочный дворец" из книги "Великан на поляне", по своим наблюдениям описывать красоту зимней природы, формулировать соответствующие правила экологической этики. Извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности; на основе полученной информации предлагать меры охраны изучаемых объектов. Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания собственного рассказа об одном из представителей Красной книги России. Подкармливать птиц и наблюдать за ними у кормушки, фиксировать свою деятельность и результаты наблюдений в рабочей тетради. Проектные задания (выполняются с участием взрослых): организовать в классе выставку предметов зимней одежды народов своего края; составить фоторассказ о зимней прогулке. | Текущий | Читать, вопросы стр.52-55, задания в р/т стр.28-29. |
Весна и лето (15 ч.)ПДД |
44. | 18.02.15 | Весенние месяцы. | Старинные и современные названия весенних месяцев ( в том числе в языках народов своего края). Образ весны в культуре народов России. Весенний новый год в пору весеннего равноденствия. весенние праздники по старинным календарям народов своего края. | Сравнивать старинные и современные названия весенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями весенних месяцев и с событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления весенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка, сочинять устный рассказ по картине. Находить общее и различное в праздниках весеннего равноденствия разных народов России; на схеме круглого года обозначать пору весеннего равноденствия. | Текущий | Читать, вопросы стр.58-61, задания в р/т стр.30-33. |
45. | 24.02.15 | Весна в неживой природе. Весенняя прогулка. (Экскурсия). | Весенние явления в неживой природе. день весеннего равноденствия. Старинные детские игры весной, их связь с весенними изменениями в неживой природе. | По своим наблюдениям рассказывать о весенних изменениях в природе. Устанавливать причинно - следственные связи между положением Солнца и весенними изменениями в природе. Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию о весенних явлениях в неживой природе и составлять в рабочей тетради список таких явлений. Сравнивать иллюстрации учебника, рассказывать по ним о признаках весны в годе и за городом. Играть в старинную детскую игру по правилам, описанным в учебнике, устанавливать связь между детскими играми и весенними изменениями в неживой природе. Работать со взрослыми: наблюдать за погодой весной, фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение весны. Наблюдать за весенними изменениями в живой и неживой природе и устанавливать взаимосвязь между ними. Осознавать необходимость бережного отношения к природе. | Текущий | Читать, вопросы стр.62-65, задания в р/т стр.34. Не задано. |
46. | 25.02.15 | Весна - утро года. | Народные традиции встречи весны. Образ птицы - любимое украшение весенних праздников у многих народов. Весенний новый год в культуре народов России и мира. | Знакомиться по материалам учебника с народными традициями встречи весны. Инсценировать характерные праздничные ритуалы в виде мини - спектаклей. Рассматривать фотографии в рубрике "Заглянём в семейный альбом", устно описывать представленные на них события. Работая в группах, изготавливать (по схеме - инструкции в рабочей тетради) игрушку в виде весенней птички из ткани, украшать такими игрушками деревце во дворе школы. Работать со взрослыми: участвовать в весеннем празднике по старинному календарю народов своего края, поместить в рабочей тетради фотографии или рисунок праздника. | Текущий | Читать, вопросы стр.66-69, задания в р/т стр.36-37. |
47. | 03.03.15 | Звёздное небо весной. | Изменение расположение ковша Большой Медведицы по сравнению с зимой. Созвездия Кассиопея и Лев, их изображение на старинных и современных звёздных картах. | Сравнивать схемы расположения ковшей Большой Медведицы и Малой Медведицы в разные сезоны, выявлять различия. Осваивать способ нахождения на небе созвездия Кассиопея, соотносить схему созвездия Кассиопея со старинным рисунком. Работая в паре знакомиться с созвездием Льва, соотносить схему созвездия Льва со старинным рисунком. Достраивать схемы созвездий Кассиопея и Лев в рабочей тетради. Определять с помощью атласа - определителя другие созвездия и их главные звёзды. Работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо по заданиям в рабочей тетради, применять освоенные на уроке способы поиска звёзд и созвездий, пользоваться атласом - определителем, фиксировать результаты наблюдений в виде записей в рабочей тетради. Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания собственного рассказа об одном из созвездий. Придумывать сказку о созвездиях весеннего неба. | Текущий | Читать, вопросы стр.70-73, задания №2,3,4 стр.38-39 в р/т. |
48. | 04.03.15 | Весеннее пробуждение растений. | Какие растения называют раннецветущими. Разнообразие раннецветущих травянистых растений; условия, необходимые для их цветения. Весеннее пробуждение деревьев и кустарников. Бережное отношение к раннецветущим растениям. | По своим наблюдениям рассказывать о весенних изменениях в жизни растений. Знакомиться по материалам учебника с разнообразием раннецветущих растений, выявлять условия, необходимые для их цветения. Узнавать раннецветущие растения на фотографиях, рисунках и в природе. Характеризовать признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников. Обсуждать необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям, формулировать соответствующие нормы экологической этики. Работать со взрослыми: наблюдать за весенним цветением растений по картинному плану, представленному в рабочей тетради, фиксировать сроки цветения. Оценивать эмоционально - эстетические впечатления от восприятия раннецветущих растений, выражать свои предпочтения в рисунке или фотографии. Использовать книгу "зелёные страницы" и (или) другие источники информации для написания собственного рассказа о любом раннецветущем растении. | Текущий | Читать, вопросы стр.74-77, задания №4,5,6,7 в р/т стр.42-43. |
49. | 10.03.15 | Чудесные цветники весной. | Растения цветников, клумб, цветущие весной. Мифы и легенды о цветах. Неповторимая красота весенних цветников. | Знакомиться с растениями цветника по материалам учебника и натуральным образцам. Оценивать эмоционально - эстетические впечатления от восприятия растений цветника, выделять наиболее понравившиеся растения, объяснять причины своих предпочтений. Определять растения школьного цветника (2 - 3 представителя) с помощью атласа - определителя. Узнавать изученные растения на фотографиях, рисунках и в природе. Различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов, проявлять уважение к культурным традициям, связанным с растениями. Работая в парах, сочинять сказочные истории из жизни весеннего цветника, разыгрывать сценки на эту тему. Работать со взрослыми: определять растения цветников возле дома и (или) в его окрестностях, фиксировать результаты работы в виде записей, рисунков, фотографий. Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания собственного рассказа об одном из растений цветника. | Текущий | Читать, вопросы стр.78-81, задания №1,3,4 в р/т стр.44-45. |
50. | 11.03.15 | Весна в мире насекомых. | Весенние изменения в жизни насекомых. Взаимосвязи в мире насекомых. Роль насекомых в жизни человека. необходимость бережного отношения к насекомым. | Знакомиться по материалам учебника с весенними изменениями в жизни насекомых. Узнавать насекомых на рисунках и в природе. Оценивать эмоционально - эстетические впечатления от восприятия красивых насекомых. Обнаруживать взаимосвязи в мире насекомых, по схемам в учебнике, рассказывать о них, достраивать схемы в рабочей тетради. Обсуждать отношение людей к насекомым, обосновывать необходимость бережного отношения к ним. Работая в парах, предлагать возможные варианты своего поведения при встречах с насекомыми, сопоставлять их с советами из книги " Великан на поляне", формулировать соответствующие правила экологической этики. Работать со взрослыми: наблюдать весеннее появление насекомых, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради, определять насекомых в природе с помощью атласа - определителя. | Текущий | Читать, вопросы стр.82-85, доделать задания в р/т стр.46-47. |
51. | 17.03.15 | Весна в мире птиц и зверей. | Весенние изменения в жизни птиц и зверей, их зависимость от других сезонных явлений в природе. Необходимость особенно бережного отношения к птицам и зверям в весеннее время. | По своим наблюдениям рассказывать о весенних изменениях в мире птиц и зверей. Знакомиться по учебнику с жизнью птиц и зверей весной. С помощью текста учебника определять последовательность возвращения перелётных птиц из тёплых краёв, фиксировать её в рабочей тетради. Узнавать птиц на рисунке, осуществлять самопроверку с помощью атласа - определителя. Обсуждать отношение людей к птицам, формулировать соответствующие правила экологической этики. Играть в старинную игру, связанную с птицами, по правилам, описанным в учебнике. Работая в паре, придумывать диалоги зверей - родителей и их детёнышей, разыгрывать сценки. Работать со взрослыми: наблюдать за птицами города, слушать весенние песни птиц, по результатам наблюдений написать рассказ, проиллюстрировать его рисунком или фотографией. | Текущий | Читать, вопросы стр.86-89, доделать задания в р/т стр.48-49. |
52. | 18.03.15 | Невидимые нити в весеннем лесу. | Примеры связей между растениями и животными в весеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы. | Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе. Анализировать рисунки и схемы в учебнике, соотносить их между собой, сравнивать разные виды схем, в том числе работая в паре. Моделировать связи в весеннем лесу с помощью различных видов схем. Рассказывать по схемам (моделям) о невидимых нитях в весеннем лесу. Использовать дополнительную литературу для написания собственного рассказа о кукушке. | Текущий | Читать, вопросы стр.90-93, доделать задания в р/т стр.50-51. |
53. | 01.04.15 | Весенний труд. | Работа людей весной в старину и в настоящее время (весенняя вспашка и сев яровых, посадка культурных растений в саду и огороде, уход за домашними животными, ткачество и беление холстов и т.д.). | Инсценировать мужскую и женскую старинную весеннюю работу, соотносить с видами работ в настоящее время в городе (селе). Наблюдать за состоянием природы, соотносить свои наблюдения с народными приметами. | Текущий | Читать, вопросы стр.94-97, доделать задания в р/т стр.52-53. |
54. | 07.04.15 | Старинные весенние праздники. | "Праздников праздник" - Пасха. Проводы весны. Образ берёзы в культуре разных народов. | Характеризовать весенние праздники в культуре народов России, в том числе и своего края, сравнивать традиции отношения к берёзе в культуре разных народов России; определять нравственный смысл легенд и песен о берёзе в культуре народов Севера. | Текущий | Читать, вопросы стр.98-101, задания №3-4 в р/т стр.54-55. |
55. | 08.04.15 | Будь здоров. ПДД. | Правила здорового образа жизни в весенний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. Весенние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья. | Формулировать правила здорового образа жизни весной. Объяснять правила народных игр. Контролировать своё поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры. | Текущий | Читать, вопросы стр.102-105, задания в р/т стр.56-57. |
56. | 14.04.15 | Охрана природы весной. | Правила охраны природы весной. Устройство искусственных гнездований для птиц. По страницам Красной книги России. | По материалам учебника знакомиться с правилами охраны природы весной. Работая в паре, анализировать рисунки учебника (условные знаки), с их помощью рассказывать о правилах охраны природы. Обсуждать рассказ "Пожалейте берёзы" из книги "Великан на поляне", формулировать соответствующие правила экологической этики. Извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности; на основе полученной информации предлагать меры охраны изучаемых объектов. Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания собственного рассказа об одном из представителей Красной книги России. Работать со взрослыми: по инструкции в рабочей тетради изготавливать домик для птиц и размещать его в подходящем месте.. Проектное задание: составить фоторассказ о весенней прогулке. | Текущий | Читать, вопросы стр.106-109, задания в р/т стр.58-61. |
57. | 15.04.15 | Лето красное. | Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. День летнего солнцестояния. Щедрость лета в произведениях поэтов и художников. | Сравнивать старинные и современные названия весенних и летних месяцев (в том числе в языках народов своего края). Соотносить внутренний смысл старинных названий месяцев (в том числе в языках народов своего края) с природными особенностями весенних и летних месяцев и с событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка, сочинять устный рассказ по картине. Отмечать в настенном календаре и на схеме годового круга дни летнего солнцестояния и летнего солнцеворота. Характеризовать летние праздники и работу в старину. Работать со взрослыми: наблюдать за погодой летом, фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение лета. Сравнивать результаты наблюдений в разные сезоны года, делать выводы об изменениях погоды в течение года. | Текущий | Читать, вопросы стр.110-113, задания в р/т стр.62-64. |
58. | 20.04.15 | Летние праздники и труд. | Труд людей летом. народные летние праздники. Летний новый год в календаре северных народов России. Традиции летних праздников в культуре народов своего края. | Соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время в городе (селе). Сопоставлять между собой традиции празднования Нового года с особенностями новогоднего праздника осенью, зимой, весной в культуре народов России. Определять нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира. | Текущий | Читать, вопросы стр.114-117, задания в р/т стр.66-67. |
Повторение (10 ч.) |
59 - 68 | 21.04.15- | Повторение. Резерв учебного времени. (6ч.) | Повторить и обобщить изученный материал. | | Текущий | Не задано. |