№ п/п | Содержание (разделы, тема) | Основные виды учебной деятельности (УУД) | Кол-во часов | Дата проведения | Оборудование урока |
план | факт |
I. | Введение | 1 | | | |
1/1 | Символика района (города), в котором я живу. | Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «малая родина», Характеризовать понятия «гимн», «флаг», «герб». Анализировать символику своего района. Изображать или делать аппликацию флага и герба своего района. Демонстрировать знание правил поведения во время слушания гимна. Совместно с учителем и одноклассниками составлять план экскурсии. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. | 1 | I четв 04.09 | | Символика района, края, раб. тетрадь, компьютер, звукозапись гимна |
II. | Природа моей местности. | 13 | | |
2/1 | Экскурсия № 1. Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо осенью дышало». Формы земной поверхности моей местности. | Анализировать сезонные изменения в природе и жизни человека. Перечислять дары осени, классифицировать их и описывать. Анализировать картины художников, составлять натюрморт из фруктов и овощей, рисовать его. Совместно с учителем и одноклассниками составлять план экскурсии. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Характеризовать понятия: «горная» и «равнинная» часть Краснодарского края, физическая карта Краснодарского края, условные обозначения. | 1 | 11.09 | | Физическая карта, план экскурсии, картины художников |
3/2 | Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо осенью дышало». Формы земной поверхности моей местности. | 1 | 18.09 | | Физическая карта, картины художников |
4/3 | Экскурсия № 2. Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоёмов. | Перечислять названия известных водоёмов, описывать занятия людей у водоёмов. Описывать Чёрное и Азовское моря, сравнивать их основные характеристики. Показывать моря на карте. Узнавать по описанию реку Кубань, находить и называть города, расположенные на её берегах. Называть водоёмы своей местности, составлять о них рассказ по плану. Анализировать правила поведения у водоёмов. | 1 | 25.09 | | Физическая карта, план экскурсии, правила поведения у водоемов |
5/4 | Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоёмов. | 1 | 02.10 | | Физическая карта, правила поведения у водоемов, раб. тетрадь |
6/5 | Разнообразный растительный мир моей местности. | Перечислять названия растений своей местности. Классифицировать растения на группы. Характеризовать культурные и дикорастущие растения. Описывать растения различными способами (фактографическое описание, поэтическое). Иллюстрировать свой рассказ фотографиями или рисунками. | 1 | 09.10 | | Наглядный материал (растения края), гербарий. рисунки Атлас –определитель «От земли до неба» |
7/6 | Разнообразный растительный мир моей местности. | 1 | 16.10 | | Наглядный материал (растения края), гербарий. рисунки Атлас –определитель «От земли до неба» |
8/7 | Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений. | Характеризовать понятие «лекарственные растения». Перечислять лекарственные растения, произрастающие на Кубани, анализировать правила их сбора. Описывать способы применения лекарственных растений. | 1 | 23.10 | | Наглядный материал ( лекарственные растения края), гербарий. рисунки. Атлас –определитель «От земли до неба» |
9/8 | Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. | Характеризовать понятие «ядовитые растения». Определять их основные признаки. Перечислять действия при оказании первой помощи при отравлении растениями. | 1 | 30.10 | | Наглядный материал ( ядовитые растения края), гербарий. рисунки. Атлас –определитель «От земли до неба» |
10/9 | Животный мир моей местности. | Перечислять названия животных своей местности. Классифицировать их. Составлять рассказы о диких и домашних животных, искать в энциклопедической литературе необходимые сведения о них. Анализировать внешний вид и повадки животных, опираясь на художественные произведения, картины художников, скульптурные произведения. Составлять рассказ о своём любимом животном, иллюстрируя рисунком или фотографией. Анализировать, какую пользу приносят животные человеку. | 1 | II четв 13.11 | | Наглядный материал ( животные края), рисунки. Атлас –определитель «От земли до неба» |
11/10 | Животный мир моей местности. | 1 | 20.11 | | Наглядный материал животные края), рисунки. Атлас –определитель «От земли до неба» |
12/11 | Красная книга Краснодарского края | Знать названия некоторых растений и животных, занесённых в Красную книгу Краснодарского края. Слушать рассказ учителя об исчезающих животных и растениях своего района. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрируя рассказ фотографиями и рисунками. | 1 | 27.11 | | Красная книга края, иллюстрации, рисунки, компьютер, презентация |
13/12 | Экскурсия № 3. Правила защитников природы. | Планировать и выполнять индивидуальный проект. Анализировать значение растений и животных в жизни человека. Создавать рекламу какому-либо изделию или продукту. | 1 | 04.12 | | План экскурсии, проект, реклама изделия |
14/13 | Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей». | Планировать и выполнять индивидуальный проект. Анализировать значение растений и животных в жизни человека. Создавать рекламу какому-либо изделию или продукту. | 1 | 11.12 | | Проект, реклама изделия |
III. | Населённые пункты | 7 | | | |
15/1 | Экскурсия № 4. Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2: «Зимушка- зима, зима снежная была». Мой родной город. Улицы моего населённого пункта. | Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки зимы, описывать особенности зимы в Краснодарском крае. Анализировать зимние занятия земляков. Изучать произведения художников, писателей о зиме. Называть свой населённый пункт, перечислять названия улиц. Называть главную улицу. Классифицировать названия по различным признакам. Называть фамилии людей, в честь которых названы улицы. Рассказывать об одном из них. Соотносить различные учреждения (образовательные, спортивные, культурные) с их местом расположения. Выстраивать вместе с учителем маршрут по улицам своего населённого пункта. | 1 | 18.12 | | План экскурсии, проект, произведения писателей о зиме, план поселка, маршрут по улицам |
16/2 | Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2: «Зимушка- зима, зима снежная была». Мой родной город. Улицы моего населённого пункта. | 1 | 25.12 | | Проект, произведения писателей о зиме, план поселка, маршрут по улицам |
17/3 | История образования города (района). | Слушать рассказ об истории образования своего района, фиксировать дату образования, связанные с этим события. Называть главу района, описывать его деятельность. | 1 | III четв 15.01.15 | | Альбом «История поселка Узловой», фотографии главы района и поселения |
18/4 | Населённые пункты моего района. | Характеризовать типы населённых пунктов: «район», «город», «станица», «село», «хутор», «аул». Классифицировать населённые пункты своего района. Находить различные типы населённых пунктов на карте своего района, называть их. | 1 | 22.01 | | Компьютер, раб тетрадь, карта района |
19/5 | Населённые пункты моего района. | 1 | 29.01 | | Компьютер, раб тетрадь, карта района |
20/6 | Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время». | Участвовать в групповом проекте, выбрав группу по схожим интересам. Описывать место свободного времяпрепровождения, режим работы, направленность. | 1 | 05.02 | | Проект, раб. тетрадь |
21/7 | Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время». | 1 | 12.02 | | Проект, раб. тетрадь |
| | | | | | |
IV. | Труд и быт моих земляков | 13 | | | |
22/1 | Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. | Характеризовать понятия «станица», «хата». Перечислять материалы для строительства хат на Кубани, объяснять их выбор. Составлять рассказ о строительстве турлучных и саманных хат. Называть храмы, культовые сооружения религиозных конфессий своей местности. Перечислять календарные православные праздники, составлять рассказ об одном из них. | 1 | 19.02 | | Выставка книг, компьютер, раб. тетрадь |
23/2 | Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. | 1 | 26.02 | | Выставка книг, компьютер, раб. тетрадь |
24/3 | Особенности казачьего быта. | Перечислять и описывать предметы казачьего быта. Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «кубанское гостеприимство». Исполнять народную песню. Составлять рецепт блюда кубанской кухни. | 1 | 05.03 | | Компьютер, раб. тетрадь, звукозапись кубанских песен, рецепты кубанских блюд |
25/4 | Особенности казачьего быта. | 1 | 12.03 | | Компьютер, раб. тетрадь, звукозапись кубанских песен, рецепты кубанских блюд |
26/5 | Уклад кубанской семьи. | Характеризовать понятие «кубанская семья». Рассказывать о её традициях и укладе. Составлять рассказ о своей семье по плану, иллюстрируя рисунком или фотографией. | 1 | 19.03 | | Компьютер, раб. тетрадь, фотографии семьи. Рисунки детей |
27/6 | Ремёсла, распространённые в моём районе. | Перечислять ремёсла, распространённые в своей местности. Составлять рассказ об одном из предметов быта, выполненном кубанскими мастерами. | 1 | IV четв 02.04 | | Компьютер, раб. тетрадь, изделия кубанских мастеров |
28/7 | «Труженики» родной земли. | Описывать виды деятельности жителей своего района. Перечислять основные производства, профессии своих земляков, характеризовать их деятельность. Перечислять знаменитых земляков. Определять понятие «Доска почёта». | 1 | 09.04 | | Компьютер, раб. тетрадь |
29/8 | Экскурсия № 5. Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит». Профессии и место работы членов семьи. | Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки весны, описывать особенности весны в Краснодарском крае. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Перечислять предприятия, на которых побывал во время экскурсии, профессии людей, работающих на этих предприятиях, описывать деятельность одного из них. Анализировать занятия земляков весной. Изучать произведения художников, писателей о весне. | 1 | 16.04 | | План экскурсии, экскурсионный лист компьютер, раб. тетрадь, произведения кубанских худ. и писателей о весне |
30/9 | Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит». Профессии и место работы членов семьи. | 1 | 23.04 | | Компьютер, раб. тетрадь, произведения кубанских худ. и писателей о весне |
31/10 | Мои земляки в годы Великой Отечественной войны. | Слушать рассказы о Великой Отечественной войне. Планировать беседу с родными и близкими. | 1 | 30.04 | | Компьютер, раб. тетрадь, произведения кубанских худ. и писателей о ВОв |
32/11 | Семья и семейные традиции | Рассказывать о своей семье, используя план. Анализировать пословицы о семье. Выбирать стихотворения кубанских поэтов о семье. | 1 | 07.05 | | Компьютер, раб. тетрадь, произведения кубанских поэтов о семье |
33/12 | Творческий проект «Труд в моей семье» | Выполнять индивидуальный проект. Планировать свои действия, выполнять по плану, корректировать, анализировать и оценивать полученные результаты. | 1 | 14.05 | | Инд. проект, компьютер, раб. тетрадь |
34/13 | Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4: «Здравствуй, лето!». | Анализировать изученные темы, перечислять темы, особо заинтересовавшие, а также те, которые вызвали затруднение. Ставить цели изучения кубановедения на следующий учебный год. Планировать самостоятельную экскурсию, анализируя экскурсионный лист. | 1 | 21.05 | | Инд. проект, компьютер, раб. тетрадь |
| ИТОГО – 34 часа | Исслед. проектов – 10 Творч. проектов –1 Экскурсий -5 | | | | |