Просмотр содержимого документа
«Кружок по математике "В мире математики"»
Пояснительная записка к программе дополнительных занятий
кружка «Занимательная математика»
Рабочая программа дополнительных занятий «Занимательная математика» составлена на основе
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;- примерной образовательной программы начального общего образования, разработанной институтом стратегических исследований в образовании РАО //сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011;
- авторской программы: Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.Г. Рубин, А.П. Тонки. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах/ Под науч.ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011
Цель курса:
Предмет «Математика» является основой развития у обучающихся познавательных действий: логических, включая и знаково-символические, планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.
Задачи:
-создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
-сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
-обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
-сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
-сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
-сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к обучающимся;
-выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Общая характеристика учебного предмета:
Курс «Занимательная математика» создан на основе личностно ориентированных, деятельностно - ориентированных и культурно ориентированных принципов, основной целью которых является формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.
Отличительной особенностью учебного предмета является включение «Стохастики» и «Занимательных и нестандартных задач», содержание материалов для системной проектной деятельности и работы с жизненными задачами.
В основе курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать умение обучаться с высокой степенью самостоятельности.
Описание места предмета в учебном плане
Общий объём учебного времени составляет 17 часов.
Ценностные ориентиры изучения предмета « Занимательная математика»:
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Занимательная математика» в 3-м классе является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса « Занимательная математика» в 3-ем классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
-усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Содержание дополнительных занятий (3 класс) 17 часов (1 час в неделю)
1блок. Системы исчисления. Значение математике в жизни людей. Старинные системы записи чисел. Иероглифы. Римские числа. Пифагор.
2блок.Нестандартные упражнения, задачи, загадки. Упражнения на величины. Математические фокусы. Решение конкурсных заданий школьной олимпиады, «Кенгуру»
Учебно-тематическое планирование ( 17 часов).
Блок
№ занятия
Название темы
План
Факт
1блок
Системы исчисления
1
Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения?
2
Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи.
3
Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи.
4
Римские цифры. Упражнения, игры, задачи.
5
Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи.
2блок
Упражнения, игры, задачи.
6
Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи
7
Архимед. Упражнения, игры, задачи.
8
Умножение. Упражнения, игры, задачи.
9
Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки.
10
Деление. Упражнения, игры, задачи
11
Делится или не делится
12
Решение нестандартных задач
13
Математический КВН. Решение ребусов и логических задач.
14
Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки.
15
Время. Часы. Упражнения, игры, задачи.
16
Математические фокусы.
17
Конкурс знатоков
УМК
1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004