kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кружок "Шашки " для начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружок Шашки для начальных классов Кружок разработан оаывдлважыэадпабабабабабабабабмюжыва

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Шашки " для начальных классов»



Пояснительная записка

Шашки, благодаря спортивному элементу, вызывают интерес и увлеченность умственно волевой деятельностью. Преодолевая трудности, играющий утверждает себя, испытывая при этом удовольствие и удовлетворение. Игра возбуждает волевое желание побеждать, а это в свою очередь вызывает необходимость совершенствоваться.

Победы, конечно, приносят радость, но полезны и поражения. Часто с них начинается ценнейшее качество – самовоспитание. Признание своих ошибок, а без этого невозможно совершенствоваться – это уже начало борьбы с ними. Теперь уже учащийся сам предъявляет себе такие требования, какие к нему предъявлял преподаватель.

Игра требует подчинения правилам, которые воспитывают справедливость, честность, уважение к партнеру и его правам.

Характер борьбы приучает к самоограничению, побуждает произвольно управлять собой. Вот истоки дисциплины, которая как черта характера рождается и закрепляется только в деятельности.

Шашки называют маленькой моделью жизни. Действительно, благодаря беспрерывной смене ситуаций на доске, играющему даже в одной партии удается пережить гораздо больше всевозможных психических процессов, состояний и эмоций, чем в повседневной жизни.

Если шашки – модель, то в руках учителя, оснащенного педагогикой и психологией, они приобретают огромную воспитательную силу, так как модель управляема. Разработав систему игровых ситуаций, можно запрограммировать воспитательные воздействия. Для шашечной игры характерна проблемность. Каждым своим ходом партнеры создают друг другу проблемную ситуацию, а поиск ответного хода – это начало мышления.

Шашки – это интеллектуальный спорт, в котором каждый стремится к победе. Игровые ситуации с остроконфликтными драматическими моментами мобилизуют все силы играющего. В игре он впервые узнает об истинных пределах своих сил и возможностей. Игра не прощает рассеянности, нерешительности и ошибок. Играющего все время подстерегают внезапные осложнения, которые щедро готовит партнер. Характер борьбы приучает не теряться, владеть и управлять собой в неожиданно возникающих не стереотипичных ситуациях. Тут не приходится «полжизни» ждать, когда оно придет, твое «мгновение», чтобы проявить все свои способности и возможности.

Научно-техническая революция создала огромные скорости, сложнейшую технику и поток информации. Это предъявляет повышенные требования к силе психических процессов у обслуживающего персонала. Естественно, что возник социальный «заказ», воспитать у таких работников психическую устойчивость, выносливость и надежность для безошибочной работы. Эти качества трудно воспитать в зрелом возрасте. Тренировку нужно начинать с детства, постепенно увеличивая нагрузку.

В отличие от взрослого, у ребенка абстрактное мышление почти не развито. Он ориентируется в предметном мире, опираясь, главным образом, на наглядно-действенное мышление, позволяющее взять предмет в руки, переставить, передвинуть, разобрать. Решая задачу, ученик может испробовать различные варианты. Этот метод «проб и ошибок», опирающийся на материальные или материализованные действия, в соревнованиях полностью исключается. Правила игры не допускают даже прикосновения с целью облегчить себе расчет. От первого и до последнего хода это процесс абстрактного мышления. У старших учащихся и у взрослых, кроме этого, вырабатывается навык самостоятельно принимать окончательные решения в любой жизненной ситуации. Это очень важное профессиональное качество.

Велика роль шашек и в эстетическом воспитании. Красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют любителям истинное наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, мало причастных к ним.

Отдыхая, познавай и совершенствуйся! Вот решение одного из аспектов рационального использования свободного времени.

Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов (в возрасте 7-11 лет).

Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Количество часов в неделю – 1 ч.

Продолжительность занятия 45 минут с обязательным применением физминутки.

Основная цель работы кружка: популяризация шашек среди учащихся школы, совершенствование теоретических знаний, овладение принципами построения дебютного репертуара, создание системы психологической и физической подготовки, углубленное изучение ходов шашечной игры, развитие умственных способностей занимающихся, развитие памяти и возможности проявить свои индивидуальные способности как в стандартных, так и в непредвиденных комбинациях.

Задачи:

1. Формирование коммуникативной компетентности:

• координировать свои действия с действиями партнёров по совместной деятельности;

• формирование социально адекватных способов поведения.

2. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

• воспитание целеустремлённости и настойчивости;

• формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

• формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения.

3. Формирование умения решать творческие задачи.

4. Дать учащимся знание основных приемов тактики и стратегии шашечной игры;

5. Познакомить учащихся с примерами применения приемов тактики и стратегии в дебюте, в миттельшпиле и в эндшпиле шашечной партии;

6. Прививать учащимся навыки применения изученных приемов в практической игре;

7. Познакомить учащихся с историей зарождения и развития шашечной игры в Мире;

8. Прививать учащимся чувство эстетичности через эстетику шашечной культуры;

9. Познакомить учащихся с шашечными играми стран и народностей Мира;

10. Прививать учащимся основные навыки шашечного мышления: оценка, выбор продолжения, анализ исполнения.



Планируемые результаты реализации программы

Личностные и метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Шашки».

Личностные результаты:

• Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

• Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

• Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

• Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

• Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

• Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

• Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

• Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

• Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

• Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Познавательные УУД:

• ориентирование в своей системе знаний: понимание, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.

• умение делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

• умение добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенной учителем литературы.

• умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

• перерабатывание полученной информации: наблюдение и умение делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

• Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

• Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

• Знать термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

• Правильно расставлять фигуры перед игрой;

• Сравнивать, находить общее и различие.

• Уметь ориентироваться на шахматной доске.

• Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

• Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», превращение пешки.

К концу изучения курса дети должны знать:

• шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, победа, ничья;

• названия шашечных фигур: шашка, дамка.

К концу изучения курса дети должны уметь:

• ориентироваться на шахматной доске;

• играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шашечного кодекса;

• правильно помещать шахматную доску между партнерами;

• правильно расставлять фигуры перед игрой;

• различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

Содержание курса

1. Шахматная доска и фигуры (2 ч)

Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни. Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.

2. Ходы и взятие фигур (4 ч)

Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

3. Цель и результат шашечной партии (4 ч)

Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

4. Общие принципы разыгрывание партии (6 ч)

Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.

5. Особенности хода «дамки» (2 ч)

Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

6. Тактические приемы и особенности их применения (8 ч)

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.

7. Шашечный турнир (2 ч). Игры в парах. Игры в командах.

8. Игра «уголки» (2 ч). Правила игры «Уголки». Игровая практика «Уголки».

9. Игра «поддавки» (2 ч). Правила игры «Поддавки». Игровая практика «Поддавки».

10. Подведение итогов года (2ч).

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся.



Тематическое планирование



Раздел учебного курса

Кол-во часов

Раздел 1. Шахматная доска и фигуры

2

Раздел 2. Ходы и взятие фигур

4

Раздел 3. Цель и результат шашечной партии

4

Раздел 4. Общие принципы разыгрывание партии

6

Раздел 5. Особенности хода «дамки»

2

Раздел 6. Тактические приемы и особенности их применения

8

Раздел 7. Шашечный турнир

2

Раздел 8. Игра «уголки»

2

Раздел 9. Игра «поддавки»

2

Раздел 10. Подведение итогов года

2

Итого

34













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Кружок "Шашки " для начальных классов

Автор: Уразов Мирхад Файзрахманович

Дата: 18.01.2021

Номер свидетельства: 570592

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект внеклассного мероприятия по математике в 4 классе "Выборы наследника царицы Математики" "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-matiematikie-v-4-klassie-vybory-nasliednika-tsaritsy-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "183530"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425897084"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Факультатив "Занимательная математика" "
    ["seo_title"] => string(39) "fakul-tativ-zanimatiel-naia-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "117374"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412779750"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Доклад на районную августовскую конференцию по теме: "Развитие логического  мышления на уроках математики через применение метода развивающего обучения" "
    ["seo_title"] => string(183) "doklad-na-raionnuiu-avghustovskuiu-konfierientsiiu-po-tiemie-razvitiie-loghichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-matiematiki-chieriez-primienieniie-mietoda-razvivaiushchiegho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "186514"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426353507"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "«Развитие логического  мышления на уроках математики через применение метода развивающего обучения» "
    ["seo_title"] => string(122) "razvitiie-loghichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-matiematiki-chieriez-primienieniie-mietoda-razvivaiushchiegho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "186515"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426353694"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Доклад на тему: "Формирование системы здоровьесбережения детей  в условиях ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-na-tiemu-formirovaniie-sistiemy-zdorov-iesbieriezhieniia-dietiei-v-usloviiakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "111017"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406903937"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства