kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кружок "Шахматы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность для 1-4 класса. Кружок "Шахматы"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Шахматы"»


Муниципальное ОБЩЕобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа с. Прокудино


«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

на заседании ШППС

Руководитель___________

протокол №_1____

от «27 » августа 2019 г

Зам. директора по УВР

________/Е.В.Андреева/

«28 » августа 2019 г.

Директор МОУ-СОШ

с. Прокудино

__________/М.К.Топильская/

приказ №

от « 28 »августа 2019 г.









Рабочая программа

Денисовой О.А., б/к

по внеурочной деятельности

«Шахматы»

для 1-4 классов

















2019-2020 учебный год








II.Содержание курса внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность реализуется в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования

Целью Программы является: равномерное развитие логического и физического

интеллекта детей, формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное

развитие посредством занятий шахматами и физической культурой.

Задачи Программы.

Общие:

- гармоничное развитие детей, увеличение объѐма их двигательной активности,

укрепление здоровья;

- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;

- выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта, привле-

чение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям

шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;

- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,

интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного от-

дыха и досуга.

Возраст обучающихся: 6,5-10 лет

Режим занятий: 1 раз в неделю

1-4 классы 36 часов – 1 час в неделю

Настоящая программа включает два основных раздела:

- «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры».

- «Спортивно – соревновательная деятельность».

В разделе «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры»

представлены история, основные термины и понятия, требования техники

безопасности. Представлены образовательные аспекты, которые ориентированы на

изучение основ теории и практики шахматной игры и интегрирование базовых

шахматных знаний с двигательной активностью во время урока.

Раздел «Спортивно – соревновательная деятельность включает в себя:

- организацию и проведение шахматных соревнований;

- проведение конкурсов решений задач;

- организацию спортивно – шахматных праздников.













III.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Класс 1-4

Учитель: Денисова Ольга Александровна

Количество часов: 36 часов в неделю

урока


Тема

Кол-во ч.

Содержание

1.


Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во

время занятий, соревнования и в спортивном зале.

Шахматы - мои друзья.

1ч.



Беседа о ТБ

Знакомство детей с понятием

«Шахматная игра», с историей

возникновения данного

понятия и шахматной игры в

целом

2.


Шахматная доска.

1ч.

Знакомство детей с новыми

понятием «Шахматнаядос-

ка», белыми и черными по-

лями на шахматной доске, уг-

ловыми и центральными по-

лями, правильным располо-

жение шахматной доски в на-

чале партии, закрепление по-

лученных знаний в динами-

ческих шахматных играх

3.


Горизонталь.

1ч.

Знакомство с шахматной

доской: новое понятие

«горизонталь»,

закрепление полученных

знаний в динамических

шахматных играх.

4.


Вертикаль.

1ч.

Знакомство с шахматной

доской: новое понятие

«вертикаль», закрепление

полученных знаний в

динамических шахматных

играх.

5.


Диагональ.

1ч.

Повтор понятий

«горизонталь» и

«вертикаль», знакомство с

новым понятием

«диагональ», закрепление полученных знаний в

динамических шахматных

играх.

6.


Волшебная шахматная доска.

1ч.

Повтор понятий

«горизонталь»,

«вертикаль», «диагональ»

Знакомство с новым

понятием «шахматная

нотация», определение

«адреса» шахматных

полей, закрепление

полученных знаний в

динамических шахматных

играх.

7.


Ладья.


1ч.


Знакомство обучающихся

с шахматной фигурой

«ладья», местом ладей в

начальной позиции,

способом передвижения

ладьи по доске: ход и

взятие, понятием «ход

фигуры», «невозможный

ход», закрепление

полученных знаний в

динамических шахматных

играх.

8.


Слон.

1ч.

Повторить ходы и взятие

ладьей, знакомство

обучающихся с новой

шахматной фигурой

«слон», местом слонов в

начальной позиции,

объяснить способы

передвижения слона по

доске: ход и взятие.

Ввести новые понятия

«белопольный» слон,

«чернопольный» слон,

закрепление полученных

знаний в динамических

шахматных играх.

9.


Ферзь

1ч.

Знакомство с шахматной

фигурой «ферзь», местом

ферзя в начальной

позиции, способом

передвижения ферзя по

доске: ход и взятие,

закрепление полученных

знаний в динамических

шахматных играх.

10.


Конь.

1ч.

Знакомство с шахматной

фигурой «конь»,

месторасположением коня

в начальной позиции,

способом передвижения

коня по доске: ход и

взятие, закрепление


.

11.


Пешка.

1ч.

Знакомство с пешкой, место-

расположением пешки в

начальной позиции, спосо-

бом передвижения пешки

по доске: ход и взятие, за-

крепить полученные зна-

ния в динамических шах-

матныхиграх.

12.


Король.

1ч.

Знакомство с шахматной фи-

гурой королем, местораспо-

ложением короля в на-

чальной позиции, спосо-

бом передвижения короля

по доске: ход и взятие, за-

крепить полученные зна-

ния в динамических шах-

матныхиграх.

13.


Шахматные фигуры и начальная позиция.

1ч.

Знакомство расстановкой

шахматных фигур в началь-

ной позиции, местораспо-

ложением короля, ферзя,

ладьи, слона, коня, пешки

в начальной позиции, пра-

вило «ферзь любит свой

цвет», закрепить получен-

ные знания в динамиче-

ских шахматных играх.

14.


Ценность фигур.

1ч.

Знакомство с ценность шах-

матных фигур, сравнительная

сила фигур: короля, ферзя,

ладьи, слона, коня, пешки,

с единицей измерения, за-

крепить полученные зна-

ния в динамических шах-

матных играх, полная но-

тация, закрепить получен-

ные знания в динамиче-

ских шахматных играх.

15.


Шахматная нотация.

1ч.

Знакомство с обозначением

вертикалей, горизонталей,

шахматных полей, шахмат-

ных фигур, закрепить полу-

ченные знания в динами-

ческих шахматных играх.

16.


Шах и защита от шаха.

1ч.

Знакомство с постановкой

шаха всеми фигурами: ферзь,

ладья, слон, конь, пешка,

способы защиты шаха, за-

крепить полученные зна-

ния в динамических шах-

матныхиграх.

17.


Мат.

1ч.

Знакомство с целью шахмат-

ной партии, с постановкой

мата всеми фигурами: ферзь,

ладья, слон, конь, пешка,

закрепить полученные

знания в динамических

шахматных играх.

18.


Пат, ничья.

Знакомство с ничьей, с патом,

с условиями возникновения

пата, закрепить получен-

ные знания в динамиче-

ских шахматных играх.

19.


Рокировка.

1ч.

Знакомство с особым ходом

короля и ладь: с рокировкой,

короткая и длинная рокиров-

ки, с условия при которых

рокировка возможна, закре-

пить полученные знания в

динамических шахматныхиграх.

20.


Взятие на проходе.

1ч.

Знакомство с особым ходом

пешки: взятием на проходе, с

названием вертикалей, за-

крепить полученные зна-

ния в динамических шах-

матныхиграх.

21.


Превращение пешки.

1ч.

Знакомство с превращением

пешки во все фигуры: ферзь,

ладья, слон, конь, пешка, с

понятием проходная пеш-

ка, закрепить полученные

знания в динамических

шахматных играх.

22.


Мат двумя ладьями одинокому королю.

1ч.

Знакомство с техника мато-

вания одинокого короля дву-

мя ладьями, с методом «ле-

сенка», закрепить получен-

ные знания в динамиче-

ских шахматных играх.

23.


Мат ферзём и ладьями одинокому королю.

1ч.

Знакомство с техника мато-

вания одинокого короля фер-

зем и ладьей, закрепление с

метода «лесенка», закрепить

полученные знания в ди-

намических шахматных

играх.

24.


Мат ферзём и королём одинокому королю.

1ч.

Знакомство с техника мато-

вания одинокого короля фер-

зем и королем, закрепить

полученные знания в ди-

намических шахматных

играх.

25.


Как начинать партию: дебют.

1ч.

Знакомство с общимиприн-

ципы игры в начале шахмат-

ной партии, с центром, с ана-

лизом шахматной партии, за-

крепить полученные зна-

.

26.


Ошибочные ходы в начале партии.

1ч.

Знакомство с ошибочными

ходами в начале партии и их

последствия, «детский мат»,

закрепить полученные

знания в динамических

шахматных играх.

27.


Тактические приёмы.

1ч.

Знакомство с тактическими

приемами: связка и двойной

удар, с понятием материаль-

ное преимущество, закре-

пить полученные знания в

динамических шахматных

играх.


28.


Правила поведения соперников во время игры.

1ч.

Знакомство с правилами по-

ведения шахматиста во время

партии, закрепить получен-

ные знания в динамиче-

ских шахматных играх.

29.


История шахмат.

1ч.

Знакомство с историей воз-

никновения шахмат, закре-

пить полученные знания в

динамических шахматных

играх.

30.


Три стадии шахматной партии.

1ч.

Знакомство с общимиприн-

ципы игры в начале шахмат-

ной партии, в середине шах-

матной партии, в конце шах-

матной партии, закрепить

полученные знания в ди-

намических шахматных

играх.

31-33.


Шахматный турнир.

3ч.

Игровая практика.

34-36.


Спортивно - шахматный праздник.

3ч.

Решение заданий.



IV.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс 1-4

Учитель: Денисова Ольга Александровна

Количество часов: 36 часов в неделю



урока

Дата

Тема

ИКТ

Проектная деятельность

план

факт

1.



Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во

время занятий, соревнования и в спортивном зале.

Шахматы - мои друзья.

+



2.



Шахматная доска.


Проект Шахматная доска

3.



Горизонталь.



4.



Вертикаль.



5.



Диагональ.

.


6.



Волшебная шахматная доска.



7.



Ладья.





8.



Слон.



9.



Ферзь



10.



Конь.



11.



Пешка.



12.



Король.



13.



Шахматные фигуры и начальная позиция.

+

Мои фигуры

14.



Ценность фигур.



15.



Шахматная нотация.



16.



Шах и защита от шаха.



17.



Мат.



18.



Пат, ничья.

+


19.



Рокировка.



20.



Взятие на проходе.



21.



Превращение пешки.



22.



Мат двумя ладьями одинокому королю.



23.



Мат ферзём и ладьями одинокому королю.



24.



Мат ферзём и королём одинокому королю.



25.



Как начинать партию: дебют.



26.



Ошибочные ходы в начале партии.



27.



Тактические приёмы.



28.



Правила поведения соперников во время игры.



29.



История шахмат.

+


30.



Три стадии шахматной партии.



31.



Шахматный турнир.



32.



Шахматный турнир.



33.



Шахматный турнир.



34.



Спортивно - шахматный праздник.



35



Спортивно-шахматный праздник



36



Спортивно-шахматный праздник

































V.Планируемые результаты.

К концу учебного года обучающиеся должны:

объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,

диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять

под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

знать шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

знать правила хода и взятия каждой фигуры;

ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в

совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

правильно располагать шахматную доску между партнерами;

правильно расставлять фигуры перед игрой;

различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на

мат в один ход;

знать, что такое ничья, пат и вечный шах;

знать «цену» каждой шахматной фигуры;

усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей,

ферзѐм и королѐм;

овладеть способом «взятия на проходе»;

записывать шахматную партию;

уметь играть целую шахматную партию с соперником от начала и до конца с за-

писью своих ходов и ходов соперника.


























VII. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ




  • Программа

  • Книги о шахматах

- Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет: Книга – сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: Новая школа, 1994.

- Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы (издание второе): Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – Издательство «Детская литература», 1985.

- Горенштейн Р.Я. Книга юного шахматиста: Учебное пособие для шахматистов второго – третьего разрядов. – 2-е изд., испр., доп.- М.: АОЗТ «Фердинанд», 1993.

- Бобби Фишер учит играть в шахматы: издание для досуга – Киев: «Здоровье», 1991.

- Гайшут А.Г. Увлекательная математика,/ Путешествие по шахматной доске: Учебное пособие. – М.: «Дом педагогики», 1995.

- Сухин И. Приключения в шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

- Книжка – раскраска «Шахматные герои».

- Журнал «Шахматное обозрение», 7-8/94

  • Энциклопедии

  • Методическое пособие для учителя




















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Кружок "Шахматы"

Автор: Денисова Ольга Александровна

Дата: 17.02.2020

Номер свидетельства: 540007

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Статья по обмену опытом " Кружок по математике" "
    ["seo_title"] => string(49) "stat-ia-po-obmienu-opytom-kruzhok-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "144125"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418658501"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Кружок дополнительного образования Шахматы"
    ["seo_title"] => string(45) "kruzhok_dopolnitelnogo_obrazovaniia_shakhmaty"
    ["file_id"] => string(6) "566870"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1607884657"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шахматы» (кружок) для 5 класса"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_shakhmaty_kruzhok_dlia_5_kl"
    ["file_id"] => string(6) "428448"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1505621958"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Кружок «ВЕСЁЛЫЕ ШАХМАТЫ»"
    ["seo_title"] => string(80) "avtorskaia_dopolnitelnaia_obshcheobrazovatelnaia_obshcherazvivaiushchaia_progr_1"
    ["file_id"] => string(6) "580276"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1620805264"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Кружок «Мир математики»"
    ["seo_title"] => string(21) "kruzhokmirmatiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "266581"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450191612"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства