Муниципальное ОБЩЕобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа с. Прокудино
«Рассмотрено»
«Согласовано»
«Утверждаю»
на заседании ШППС
Руководитель___________
протокол №_1____
от «27 » августа 2019 г
Зам. директора по УВР
________/Е.В.Андреева/
«28 » августа 2019 г.
Директор МОУ-СОШ
с. Прокудино
__________/М.К.Топильская/
приказ №
от « 28 »августа 2019 г.
Рабочая программа
Денисовой О.А., б/к
по внеурочной деятельности
«Шахматы»
для 1-4 классов
2019-2020 учебный год
II .Содержание курса внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность реализуется в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования
Целью Программы является: равномерное развитие логического и физического
интеллекта детей, формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное
развитие посредством занятий шахматами и физической культурой.
Задачи Программы.
Общие:
- гармоничное развитие детей, увеличение объѐма их двигательной активности,
укрепление здоровья;
- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;
- выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта, привле-
чение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям
шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного от-
дыха и досуга.
Возраст обучающихся: 6,5-10 лет
Режим занятий: 1 раз в неделю
1-4 классы 36 часов – 1 час в неделю
Настоящая программа включает два основных раздела:
- «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры».
- «Спортивно – соревновательная деятельность».
В разделе «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры»
представлены история, основные термины и понятия, требования техники
безопасности. Представлены образовательные аспекты, которые ориентированы на
изучение основ теории и практики шахматной игры и интегрирование базовых
шахматных знаний с двигательной активностью во время урока.
Раздел «Спортивно – соревновательная деятельность включает в себя:
- организацию и проведение шахматных соревнований;
- проведение конкурсов решений задач;
- организацию спортивно – шахматных праздников.
III .УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Класс 1-4
Учитель: Денисова Ольга Александровна
Количество часов: 36 часов в неделю
№ урока
Тема
Кол-во ч.
Содержание
1.
Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во
время занятий, соревнования и в спортивном зале.
Шахматы - мои друзья.
1ч.
Беседа о ТБ
Знакомство детей с понятием
«Шахматная игра», с историей
возникновения данного
понятия и шахматной игры в
целом
2.
Шахматная доска.
1ч.
Знакомство детей с новыми
понятием «Шахматнаядос-
ка», белыми и черными по-
лями на шахматной доске, уг-
ловыми и центральными по-
лями, правильным располо-
жение шахматной доски в на-
чале партии, закрепление по-
лученных знаний в динами-
ческих шахматных играх
3.
Горизонталь.
1ч.
Знакомство с шахматной
доской: новое понятие
«горизонталь»,
закрепление полученных
знаний в динамических
шахматных играх.
4.
Вертикаль.
1ч.
Знакомство с шахматной
доской: новое понятие
«вертикаль», закрепление
полученных знаний в
динамических шахматных
играх.
5.
Диагональ.
1ч.
Повтор понятий
«горизонталь» и
«вертикаль», знакомство с
новым понятием
«диагональ», закрепление полученных знаний в
динамических шахматных
играх.
6.
Волшебная шахматная доска.
1ч.
Повтор понятий
«горизонталь»,
«вертикаль», «диагональ»
Знакомство с новым
понятием «шахматная
нотация», определение
«адреса» шахматных
полей, закрепление
полученных знаний в
динамических шахматных
играх.
7.
Ладья.
1ч.
Знакомство обучающихся
с шахматной фигурой
«ладья», местом ладей в
начальной позиции,
способом передвижения
ладьи по доске: ход и
взятие, понятием «ход
фигуры», «невозможный
ход», закрепление
полученных знаний в
динамических шахматных
играх.
8.
Слон.
1ч.
Повторить ходы и взятие
ладьей, знакомство
обучающихся с новой
шахматной фигурой
«слон», местом слонов в
начальной позиции,
объяснить способы
передвижения слона по
доске: ход и взятие.
Ввести новые понятия
«белопольный» слон,
«чернопольный» слон,
закрепление полученных
знаний в динамических
шахматных играх.
9.
Ферзь
1ч.
Знакомство с шахматной
фигурой «ферзь», местом
ферзя в начальной
позиции, способом
передвижения ферзя по
доске: ход и взятие,
закрепление полученных
знаний в динамических
шахматных играх.
10.
Конь.
1ч.
Знакомство с шахматной
фигурой «конь»,
месторасположением коня
в начальной позиции,
способом передвижения
коня по доске: ход и
взятие, закрепление
.
11.
Пешка.
1ч.
Знакомство с пешкой, место-
расположением пешки в
начальной позиции, спосо-
бом передвижения пешки
по доске: ход и взятие, за-
крепить полученные зна-
ния в динамических шах-
матныхиграх.
12.
Король.
1ч.
Знакомство с шахматной фи-
гурой королем, местораспо-
ложением короля в на-
чальной позиции, спосо-
бом передвижения короля
по доске: ход и взятие, за-
крепить полученные зна-
ния в динамических шах-
матныхиграх.
13.
Шахматные фигуры и начальная позиция.
1ч.
Знакомство расстановкой
шахматных фигур в началь-
ной позиции, местораспо-
ложением короля, ферзя,
ладьи, слона, коня, пешки
в начальной позиции, пра-
вило «ферзь любит свой
цвет», закрепить получен-
ные знания в динамиче-
ских шахматных играх.
14.
Ценность фигур.
1ч.
Знакомство с ценность шах-
матных фигур, сравнительная
сила фигур: короля, ферзя,
ладьи, слона, коня, пешки,
с единицей измерения, за-
крепить полученные зна-
ния в динамических шах-
матных играх, полная но-
тация, закрепить получен-
ные знания в динамиче-
ских шахматных играх.
15.
Шахматная нотация.
1ч.
Знакомство с обозначением
вертикалей, горизонталей,
шахматных полей, шахмат-
ных фигур, закрепить полу-
ченные знания в динами-
ческих шахматных играх.
16.
Шах и защита от шаха.
1ч.
Знакомство с постановкой
шаха всеми фигурами: ферзь,
ладья, слон, конь, пешка,
способы защиты шаха, за-
крепить полученные зна-
ния в динамических шах-
матныхиграх.
17.
Мат.
1ч.
Знакомство с целью шахмат-
ной партии, с постановкой
мата всеми фигурами: ферзь,
ладья, слон, конь, пешка,
закрепить полученные
знания в динамических
шахматных играх.
18.
Пат, ничья.
1ч
Знакомство с ничьей, с патом,
с условиями возникновения
пата, закрепить получен-
ные знания в динамиче-
ских шахматных играх.
19.
Рокировка.
1ч.
Знакомство с особым ходом
короля и ладь: с рокировкой,
короткая и длинная рокиров-
ки, с условия при которых
рокировка возможна, закре-
пить полученные знания в
динамических шахматныхиграх.
20.
Взятие на проходе.
1ч.
Знакомство с особым ходом
пешки: взятием на проходе, с
названием вертикалей, за-
крепить полученные зна-
ния в динамических шах-
матныхиграх.
21.
Превращение пешки.
1ч.
Знакомство с превращением
пешки во все фигуры: ферзь,
ладья, слон, конь, пешка, с
понятием проходная пеш-
ка, закрепить полученные
знания в динамических
шахматных играх.
22.
Мат двумя ладьями одинокому королю.
1ч.
Знакомство с техника мато-
вания одинокого короля дву-
мя ладьями, с методом «ле-
сенка», закрепить получен-
ные знания в динамиче-
ских шахматных играх.
23.
Мат ферзём и ладьями одинокому королю.
1ч.
Знакомство с техника мато-
вания одинокого короля фер-
зем и ладьей, закрепление с
метода «лесенка», закрепить
полученные знания в ди-
намических шахматных
играх.
24.
Мат ферзём и королём одинокому королю.
1ч.
Знакомство с техника мато-
вания одинокого короля фер-
зем и королем, закрепить
полученные знания в ди-
намических шахматных
играх.
25.
Как начинать партию: дебют.
1ч.
Знакомство с общимиприн-
ципы игры в начале шахмат-
ной партии, с центром, с ана-
лизом шахматной партии, за-
крепить полученные зна-
.
26.
Ошибочные ходы в начале партии.
1ч.
Знакомство с ошибочными
ходами в начале партии и их
последствия, «детский мат»,
закрепить полученные
знания в динамических
шахматных играх.
27.
Тактические приёмы.
1ч.
Знакомство с тактическими
приемами: связка и двойной
удар, с понятием материаль-
ное преимущество, закре-
пить полученные знания в
динамических шахматных
играх.
28.
Правила поведения соперников во время игры.
1ч.
Знакомство с правилами по-
ведения шахматиста во время
партии, закрепить получен-
ные знания в динамиче-
ских шахматных играх.
29.
История шахмат.
1ч.
Знакомство с историей воз-
никновения шахмат, закре-
пить полученные знания в
динамических шахматных
играх.
30.
Три стадии шахматной партии.
1ч.
Знакомство с общимиприн-
ципы игры в начале шахмат-
ной партии, в середине шах-
матной партии, в конце шах-
матной партии, закрепить
полученные знания в ди-
намических шахматных
играх.
31-33.
Шахматный турнир.
3ч.
Игровая практика.
34-36.
Спортивно - шахматный праздник.
3ч.
Решение заданий.
IV .КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс 1-4
Учитель: Денисова Ольга Александровна
Количество часов: 36 часов в неделю
№ урока
Дата
Тема
ИКТ
Проектная деятельность
план
факт
1.
Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во
время занятий, соревнования и в спортивном зале.
Шахматы - мои друзья.
+
2.
Шахматная доска.
Проект Шахматная доска
3.
Горизонталь.
4.
Вертикаль.
5.
Диагональ.
.
6.
Волшебная шахматная доска.
7.
Ладья.
8.
Слон.
9.
Ферзь
10.
Конь.
11.
Пешка.
12.
Король.
13.
Шахматные фигуры и начальная позиция.
+
Мои фигуры
14.
Ценность фигур.
15.
Шахматная нотация.
16.
Шах и защита от шаха.
17.
Мат.
18.
Пат, ничья.
+
19.
Рокировка.
20.
Взятие на проходе.
21.
Превращение пешки.
22.
Мат двумя ладьями одинокому королю.
23.
Мат ферзём и ладьями одинокому королю.
24.
Мат ферзём и королём одинокому королю.
25.
Как начинать партию: дебют.
26.
Ошибочные ходы в начале партии.
27.
Тактические приёмы.
28.
Правила поведения соперников во время игры.
29.
История шахмат.
+
30.
Три стадии шахматной партии.
31.
Шахматный турнир.
32.
Шахматный турнир.
33.
Шахматный турнир.
34.
Спортивно - шахматный праздник.
35
Спортивно-шахматный праздник
36
Спортивно-шахматный праздник
V. Планируемые результаты.
К концу учебного года обучающиеся должны:
объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять
под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
знать шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
знать правила хода и взятия каждой фигуры;
ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в
совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно располагать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на
мат в один ход;
знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
знать «цену» каждой шахматной фигуры;
усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей,
ферзѐм и королѐм;
овладеть способом «взятия на проходе»;
записывать шахматную партию;
уметь играть целую шахматную партию с соперником от начала и до конца с за-
писью своих ходов и ходов соперника.
VII. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа
Книги о шахматах
- Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет: Книга – сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: Новая школа, 1994.
- Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы (издание второе): Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – Издательство «Детская литература», 1985.
- Горенштейн Р.Я. Книга юного шахматиста: Учебное пособие для шахматистов второго – третьего разрядов. – 2-е изд., испр., доп.- М.: АОЗТ «Фердинанд», 1993.
- Бобби Фишер учит играть в шахматы: издание для досуга – Киев: «Здоровье», 1991.
- Гайшут А.Г. Увлекательная математика,/ Путешествие по шахматной доске: Учебное пособие. – М.: «Дом педагогики», 1995.
- Сухин И. Приключения в шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
- Книжка – раскраска «Шахматные герои».
- Журнал «Шахматное обозрение», 7-8/94