Музыкальное искусство : 1-4 кл. : программа для общеобразоват. организаций / сост. Манейчик М. В., Синенко-Панченко И. В., Марунич М. Ю. – 2-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2017. – 30 с
Программа «К вершинам музыкального искусства» по предмету «Музыкальное искусство» для 1–4 классов начальной школы общеобразовательных учреждений соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта начального общего образования. Содержание программы разработано в рамках музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и призвано «ввести обучающихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в обучающихся музыкальную культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры». Педагогические технологии, реализуемые в программе, способствуют раскрытию творческого потенциала каждого обучающегося, формированию его мировоззренческой, гражданской позиции, ценностных ориентаций, интеграции личности ребенка в мировую культуру
В программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство обучающихся с музыкальными традициями Донецкого края. Перечень произведений для восприятия и исполнения является ориентировочным. Его можно изменять, используя вариативный и этнорегиональный музыкальный материал (в пределах 10%).
Программа «Музыкальное искусство» для учреждений общего начального образования составлена согласно Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики по соответствующим образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2017-2018 учебном году (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 629 от 15.06.2017).
Предмет «Музыкальное искусство» изучается в 1–4-х классах в общем объеме не менее 139 часов (34 часа в 1 классе, по 35 часов – во 2–4 классах). Во время поурочного тематического распределения содержания предусмотрено резервное время, которое может использоваться для 7 проведения обобщающих уроков, в частности, уроков-концертов, тематической аттестации и тому подобное.
Уровни | Отметка | Критерии оценивания учебных достижений учащихся |
Высокий | 5 | Музыкально-теоретическая деятельность. Обучающийся имеет основательные знания тематического музыкального материала. Свободно оперирует специальной музыкальной терминологией. Использует приобретенные знания, умения и навыки в разных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластические движения, импровизация и др.) Аргументировано обосновывает свое мнение. Знает особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа. Различает основные жанры народной и профессиональной музыки. Классифицирует изученные объекты и явления музыкальной культуры. Выявляет устойчивую положительную мотивацию в познании жизненных и художественных явлений, имеет прочные знания программного материала. Восприятие музыки. Обучающийся стремится к самостоятельному общению с высокохудожественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию. Применяет ассоциативные связи между музыкальными произведениями, произведениями других видов искусств. Высказывает оценочные суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение результата восприятия музыкального произведения в виде словесной модели, звуковой картины, пластического этюда, соответствующих музыкальному образу. Обнаруживает нестандартность художественно-образного восприятия. Художественно-практическая деятельность. Обучающийся владеет необходимыми навыками и умениями, которые дают возможность полноценно исполнить музыкальные произведения Самостоятельно использует приобретенные знания, умения и навыки в музыкальной деятельности на уроках и во внеурочное время (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.) Осуществляет элементарную композиторскую деятельность в соответствии с собственными возможностями и предпочтениями (сочиняет простые мелодии, делает аранжировку и инструментовку фрагментов музыкальных произведений). Инициирует готовность к сотворчеству с учителем. |
Достаточный | 4 | Музыкально-теоретическая деятельность. Обучающийся владеет тематическим музыкальным материалом в пределах программы. Анализируя музыкальные произведения, может допускать небольшую неточность в формулировках специальной музыкальной терминологии. Допущенные неточности исправляет самостоятельно. Различает особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа. Представляет себе место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества. Иногда непоследовательно излагает свои мысли. Не всегда умеет соединять музыкальные произведения и жизненные явления. Восприятие музыки. Обучающийся воспринимает музыкальные произведения, довольно полно анализирует его художественно-образное содержание. Определяет зависимость художественной формы от цели творческого замысла. Проявляет устойчивый интерес к искусству, художественным традициям народов мира и достижениям музыкальной культуры, расширяет свой эстетический кругозор. 12 Художественно-практическая деятельность. Обучающийся владеет необходимыми навыками и умениями, которые дают возможность исполнить музыкальные произведения (в основном чистое интонирование; мягкая атака звукоизвлечения; тембр голоса звонкий, полетный; дикция четкая; исполнение достаточно выразительное и эмоциональное). Испытывает некоторые трудности в интепретационно-исполнительской деятельности, но выражает стремление самостоятельно исправлять допускаемые им неточности. Нуждается в периодической коррекции учителя |
Средний | 3 | Музыкально-теоретическая деятельность. Обучающийся обладает определенным терминологическим запасом, но в изложении мыслей и впечатлений допускается неточности. Ответ в основном правильный, но не полный: содержит характеристику только эмоционального содержания музыкального произведения и недостаточно раскрывает то, какими средствами музыкальной выразительности оно передано Его ответ требует уточнений и дополнительных вопросов. Знания изучаемого материала неустойчивы. Восприятие музыки. Обучающийся имеет слабо сформированное художественное мышление, не понимает художественно-образной сферы музыкальных произведений, не всегда умеет интерпретировать произведения, которые требуют абстрактного мышления. К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес. Художественно-практическая деятельность. Обучающийся владеет частично необходимыми навыками и умениями, которые дают возможность исполнить отдельные музыкальные произведения. Фрагментарно применяет их в практической деятельности (относительно чистое интонирование; придыхательная атака звука; тембр слабый, чистый, легкий; дикция не достаточно активная; исполнение не достаточно выразительное) Проявляет стремление к самостоятельности. Нужд |
Начальный | 2 | Музыкально-теоретическая деятельность. Обучающийся обнаруживает незнание и непонимание изучаемого материала. Излагает мысли на элементарном уровне. Незначительный объем понятийного аппарата не позволяет характеризовать художественные образы. Владеет незначительной частью тематического материала. Периодически проявляет интерес к познанию музыкальной картины мира. Восприятие музыки. Обучающийся имеет слабо сформированный уровень восприятия музыкальных произведений, воспринимая их фрагментарно. Проявляет низкий уровень эмоциональности, хотя способен эмоционально воспринимать музыкальные произведения с конкретным образно-художественным содержанием. Художественно-практическая деятельность. Обучающийся владеет навыками и умениями в практической музыкальной деятельности на элементарном уровне (нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону; слабо развита координация между голосом и слухом; твердая атака звукоизвлечения; тусклый, резкий, глухой тембр голоса; нечеткая дикция; судорожное, поверхностное дыхание; вялое безразличное исполнение), при этом положительно реагирует на собственную практическую деятельность. Требует постоянно теоретической и практической помощи учителя |
Недостаточный | 1 | Художественно-теоретическая деятельность Восприятие искусства Художественно-практическая деятельность Обучающийся выявил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу. Требует постоянно теоретической и практической помощи учителя. |
№ | Тема урока | Дата проведения | Пред- пол. резу-льтат |
план | факт |
| РАЗДЕЛ I Музыка родного края | | | |
| ТЕМА 1. МУЗЫКА МОЕГО НАРОДА (8 + 8 ч) | | | |
| 1 четверть | | | |
1 | Роль музыки в жизни народа. Муз. М. Хохлова Гимн ДНР , Ю. Антонов, слова М. Пляцковского. «Родные места». | | | |
2 | Народные песни разных жанров: трудовые, бурлацкие, хороводные, частушки, плясовые. Народная песня «Ах, вы сени». | | | |
3 | Связь музыки с жизнью и бытом человека. Народная песня «Во кузнице». Д. Кабалевский, слова А. Пришельца. «Наш край» | | | |
4 | Народные песни разных жанров .Плясовая песня «Камаринская». | | | |
5 | Источники и традиции народного музыкального творчества. Свадебная песня «Из-за гор, гор высоких». | | | |
6 | Н. Римского-Корсакова «У зори-то у зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Милый мой хоровод» . | | | |
7 | Интонационные особенности, общие и отличительные черты в народном и профессиональном творчестве. Русские народные песни в обр. М. Балакирева. Д. Кабалевский, слова А. Пришельца «Я, ты, он, она» | | | |
8 | Интонационные особенности, общие и отличительные черты в народном и профессиональном творчестве. Русские народные песни в обр. М. Балакирева. Д. Кабалевский. «Песня про родной край». Обобщение за 1 четверть. | | | |
| 2 четверть | | | |
9 | Профессиональная музыка в народном духе. С. Рахманинов. Концерт № 3 (часть 1) «Колокольный звон». Д. Кабалевский. «Песня про родной край» | | | |
11 | Жанры народных песен. Р. Щедрин. «Озорные частушки». Русская народная песня «Ты, река ль, моя реченька». | | | |
12 | Жанры народных песен. Р. Щедрин. «Озорные частушки». Д. Кабалевский. «Первая песня». | | | |
13 | Связь народной музыки с творчеством композиторов. Г. Свиридов. Пьеса «Звонили звоны» («Детский альбом»). В.-А. Моцарт. «Лакримоза» («Слезная»). | | | |
14 | Персонажи славянского фольклора. Р. Шуман. Пьеса «Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы» (из «Альбома для юношества»). Частушки. | | | |
15 | Календарные песни. «Колядка»,«Плясовые наигрыши». Хоровод «Во поле береза стояла». | | | |
16 | Обобщающий урок за 2 четверть. Фестиваль песни. | | | |
| 3 четверть | | | |
| РАЗДЕЛ II Музыка разных народов мира | | | |
| ТЕМА 2. МЕЖДУ МУЗЫКОЙ МОЕГО НАРОДА И МУЗЫКОЙ ДРУГИХ НАРОДОВ НЕТ НЕПРЕОДОЛИМЫХ ГРАНИЦ (10 ч) | | | |
17 | Родственность музыки славянских народов. Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка» («Прощание с Масленицей»). Масленичные песни. «А мы просо сеяли». | | | |
18 | Родственность музыки славянских народов. К. Мясков. «Белорусский народный танец». Масленичные песни. «А мы просо сеяли». | | | |
19 | Родственность музыки славянских народов. Белорусский народный танец «Бульба». Масленичные песни. «Милый мой хоровод». | | | |
20 | Родственность музыки славянских народов. Грузинский народный танец «Лезгинка». Прибалтийская народная песня «Петушок». | | | |
21 | Родственность музыки славянских народов. Молдавский народный танец «Молдовеняска». Прибалтийская народная песня «Петушок». | | | |
22 | Общие качества протяжных лирических песен: напевность. М. Мусоргский. Вступление и «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов» . Белорусская песня «Солнце в дом войди». | | | |
23 | Общие качества протяжных лирических песен: широкое разворачивание мелодии. Ф. Шопен «Мазурка». Белорусская песня «Солнце в дом войди». | | | |
24 | Общие качества протяжных лирических песен: распевание слогов, многоголосие с подголосками. Русская народная песня «Со вьюном я хожу». Польская народная песня «Жаворонок». | | | |
25 | Общие качества протяжных лирических песен: относительно свободное движение голосов. Ф. Шопен «Краковяк». Польская народная песня «Жаворонок». | | | |
26 | Обобщающий урок за 3 четверть. | | | |
| ТЕМА 3. МЕЖДУ МУЗЫКОЙ РАЗНЫХ НАРОДОВ МИРА НЕТ НЕПРЕОДОЛИМЫХ ГРАНИЦ (9 ч) | | | |
| 4 четверть | | | |
27 | Расширение представления обучающихся об особенностях музыкального искусства разных народов мира. А. Александров. «Священная война». Б. Савельев. «Танцуйте сидя». | | | |
28 | Использование народных мелодий других народов в произведениях композиторов. Й. Брамс. «Венгерские танцы».М. Огинский. «Полонез». Б. Савельев. «Танцуйте сидя». | | | |
29 | Общие и отличительные черты в танцевальной музыке славянских народов. Песни весеннего календарного цикла. В.-А. Моцарт. «Менуэт», «Вариации на французскую народную тему». Я. Дубравин, слова В. Суслова. «Джаз». | | | |
30 | Музыка Прибалтики. Д. Кабалевский. «Вариации на японскую народную тему «Вишня». М. Глинка, «Венецианская ночь». С. Никитин, слова Ю. Мориц. «Сказка по лесу идет», | | | |
31 | Музыка Кавказа. А. Хачатурян. «Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаянэ». В. Соболев «Большой хоровод», | | | |
32 | Музыка Средней Азии. М. Глинка. «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила». М. Минков «Катерок». | | | |
33 | Музыка стран Европы и мира. И. Стравинский. Первая картина из балета «Петрушка» И. Штраус. «Вальс» из оперетты «Летучая мышь» . Болгарская народная песня «Хайдэ-хайдэ» | | | |
34 | Роль музыки в укреплении культурных связей между народами. Ф. Лоу. Сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди». Болгарская народная песня «Хайдэ-хайдэ». | | | |
35 | Обобщающий урок за 4 четверть. Заключительный урок – концерт. | | | |