№ | Тема урока | Элементы содержания Опыты и наблюдения | Характеристика деятельности учащихся | Дата |
Как устроен мир (7ч) |
1 | Природа. Ценность природы для людей. | Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек – часть природы и общества. Способы познания окружающего мира: наблюдения опыты, измерения, работа с готовыми моделями. Создание несложных моделей с помощью учителя и самостоятельно | Учащиеся должны уметь оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп. Учащиеся должны знать/ понимать классификацию природы. | |
2 | Человек. Ступеньки познания. | Наблюдение за предметами живой и неживой природы. Наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека. |
3 | Проект «Богатства, отданные людям» Экскурсия. | Человек как член общества, а семья часть общества. Представление о гражданстве. Пронаблюдать своё генеалогическое дерево. | Наблюдения над процессами памяти. | |
4 | Общество. | Учащиеся должны уметь различать понятия государство, территория. Знать герб, флаг России. |
5 | Что такое экология Мир глазами эколога. | Наблюдение над связями каждой группы в природе. Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Примеры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки. Практическая работа № 1 «Моделирование влияния человека на природу» | Учащиеся должны уметь отличать экологию от других похожих наук, определять экологические связи. | |
6 | Природа в опасности. Охрана природы. | Учащиеся должны знать правила поведения в природе, уметь правильно вести себя в зелёной зоне. Знать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу. |
7 | Обобщение по теме: «Как устроен мир» Проверочная работа. | Проверка знаний и умений | Выполнять тесты с выбором ответа | |
Эта удивительная природа(19 ч) |
8 | Тела, вещества, частицы. | Практическая работа № 2 «Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе» Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые, жидкие, газообразные вещества. Соль, сахар как примеры твердых веществ. Воздух –смесь газообразных веществ , легко определяемые свойства воздуха(невидим, не имеет запаха, летуч, легко сжимается благодаря наличию в нем кислорода, является условием горения). Значение воздуха для растений, животных, человека Соль, сахар, крахмал, кислота Практическое занятие: умение определять наличие крахмала в продуктах. | Учащиеся должны уметь определять понятия: тело, вещество, частица, классифицировать тела и вещества. Приводить примеры. | |
9 | Разнообразие веществ. | Учащиеся должны знать вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Уметь правильно пользоваться этими веществами. |
10 | Воздух и его охрана. | Опыт «Расширение воздуха» | Учащиеся должны знать состав и свойства воздуха. | |
11 | Вода и жизнь. Свойства воды. | Практическая работа № 3 «Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра» Вода и ее свойства (текуча, не имеет цвета и запаха, занимает форму любого сосуда), распространение в природе, значение для живых организмов, три состояния воды. Опыт: спиртовка, стакан с водой, треножник с сеткой, блюдце со льдом. Наблюдение за круговоротом воды. | Учащиеся должны уметь определять основные свойства воды. Знать о значении воды для живых существ. Уметь очищать воду с помощью фильтра. | |
12 | Превращения и круговорот воды в природе. Тестирование. | Учащиеся должны знать, как осуществляется круговорот воды в природе, понятия: испарение, круговорот воды. Уметь увязывать круговорот воды с её свойствами. |
1 3 | Берегите воду! | Экскурсия. Наблюдение за тем, как человек загрязняет воду. Использование воды человеком. Меры поохране чистоты воды и ее экономному использованию. | Учащиеся должны знать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения. | |
1 4 | Что такое почва? | Опыт: Наблюдение за свойствами твёрдых тел. Опыт: «Состав почвы». Процесс разрушения горных пород в природе, причины и последствия. Почва, ее значение для живой природы .Значение плодородия почвы д ля жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы. | Учащиеся должны уметь определять причины разрушения твёрдых тел. Учащиеся должны знать основные свойства почвы, состав почвы. Уметь определять наличие разных компонентов в почве. | |
1 5 | Разнообразие растений. | Практическая работа № 4 «Рассматривание живых и гербарных растений» Растения и их разнообразие. Роль растений в природе и жизни человека, бережное отношение к растениям. Ботаника – наука о растениях. | Учащиеся должны уметь отличать растения одной группы от другой, Знать основную классификацию растений. Подготавливать сообщения . | |
1 6 | Солнце, растения и мы с вами. | Опыт «Испарение воды листьями» Практическая работа № 5 Определение органов растений, сравнение органов различных растений» Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных | Учащиеся должны уметь устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека. Уметь составлять схему дыхания и питания растений. | |
1 7 | Размножение и развитие растений. | Практическая работа № 6 «Рассматривание плодов и семян растений. Определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными» Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода) | Учащиеся должны знать этапы развития растения из семени, способы размножения растений. | |
1 8 | Охрана растений. | Пронаблюдать, какая деятельность человека приводит к исчезновению растений. Роль растений в природе и жизни человека, бережное отношение людей к растениям | Учащиеся должны уметь объяснять, почему многие растения становятся редкими. Знать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе. | |
19 | Разнообразие животных. | Моделирование Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски. Иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери(млекопитающие). Виды животных. Зоология- наука о животных. | Учащиеся должны знать классификацию животных и их групповые признаки. Уметь относить животное к определённой группе, анализировать схемы цепей питания | |
20 | Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» | Практическая работа №7 «Моделирование цепей питания» Классифицировать животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники и всеядные. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Размножение и развитие животных разных групп. Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные. Меры по охране животного мира. | Учащиеся должны знать классификацию животных по типу пищи. Уметь составлять цепи питания. | |
21 | Размножение и развитие животных. | Практическая работа № 8 «Моделирование этапов развития бабочки и (или) лягушки» | Учащиеся должны знать способы размножения животных. | |
22 | Охрана животных. | Наблюдение в природе причин исчезновения животных. | Учащиеся должны уметь определять причины исчезновения животных. Знать экологические правила, которые должны выполнять люди. | |
23 | В царстве грибов. | Наблюдение различий в строении и окраске съедобных и несъедобных грибов. Разнообразие грибов. Грибы из Красной книги. Правила сбора грибов. Лишайники. Взаимосвязи грибов и деревьев. | Учащиеся должны знать съедобные и несъедобные грибы. Уметь определять строение шляпочного гриба. Знать правила сбора грибов. | |
24 | Великий круговорот жизни. | Моделирование « Круговорот веществ в природе» Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ | Учащиеся должны знать основные звенья круговорота жизни. Уметь устанавливать взаимосвязь между ним | |
Мы и наше здоровье (10 ч) |
25 | Организм человека. | Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная система, пищеварительная, кровеносная. | Учащиеся должны знать внутреннее строение организма человека. Уметь показывать внутренние органы на модели человека. | |
26 | Органы чувств. | Наблюдение за работой органов чувств. Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира | Учащиеся должны знать органы чувств и их значение для человека. Уметь беречь органы чувств. | |
27 | Надёжная защита организма. | Практическая работа № 9 «Первая помощь при небольших повреждениях кожи» Орган защиты от повреждений и внешних воздействий – кожа. Ее свойства и гигиена. Первая помощь при повреждении кожных покровов( ранки, ушибы, ожоги, обмораживание) | Учащиеся должны знать функции кожи. Уметь оказывать первую помощь при небольших повреждениях. | |
28 | Опора тела и движение. | Наблюдение за работой различных групп мышц. Опорно –двигательная система, ее роль в организме человека.Важность выработки и сохранения правильной осанки.Рль физической культуры в поддержании тонуса мышц. | Учащиеся должны знать строение тела человека. Уметь показывать основные кости скелета. Знать правила посадки за столом и выполнять их. | |
29 | Наше питание. Органы пищеварения Проект «Школа кулинаров» | Разнообразие питательных веществ(белки, жиры, углеводы, витамины), продукты в которых они содержатся. Пищеварительная система , ее строение и сохранение правильной осанки. | Учащиеся должны знать органы пищеварительной системы. Уметь соблюдать правила питания. Уметь устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы. | |
30 | О дыхании, о движении крови | Практическая работа № 10 «Подсчет ударов пульса» Дыхательная и кровеносные системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной системы Пульс и его частота. | Учащиеся должны знать органы дыхания и выделения. Уметь заботиться о своём здоровье. | |
31 | Умей предупреждать болезни | Практическая работам 11 «Моделирование строения организма человека» Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания | Учащиеся должны знать основные факторы закаливания, уметь закаливать свой организм. | |
32 | Здоровый образ жизни. | Наблюдение отличий между людьми, ведущими здоровый образ жизни и курящими людьми. Понятие о здоровом образе жизни. | Учащиеся должны знать главные правила здорового образа жизни, выполнять их. | |
33 | Обобщение по теме: «Мы и наше здоровье.» Проверочная работа | Проверка знаний и умений | Выполнять тесты с выбором ответа | |
34 | Презентация проектов | | | |
Наша безопасность (7 ч) |
35 | Огонь, вода и газ. | Ознакомление с действиями при пожаре, аварии водопровода, утечке газа | Учащиеся должны знать и уметь выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами. | |
36 | Чтобы путь был счастливым. | Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, автомобиле, общественном транспорте | Учащиеся должны уметь выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | |
37 | Дорожные знаки. | Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно – указательные, знаки сервиса. | Учащиеся должны знать основные дорожные знаки, уметь ориентироваться на дороге. | |
38 | Проект «Кто нас защищает» | | Учащиеся учатся находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д. | |
39 | Опасные места. | Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т. д. | Учащиеся должны знать опасные места для человека. Уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко. | |
40 | Природа и наша безопасность. | Опасности природного характера (о молниях, змеях, собаках, ядовитых растениях и грибах, собаках, кошках) | Учащиеся должны знать и соблюдать правила безопасности при общении с природой. | |
41 | Экологическая безопасность. | Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности | Учащиеся должны знать и выполнять правила личной экологической безопасности. | |
| Чему учит экономика (12 ч) |
42 | Для чего нужна экономика? | Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. Товары и услуги. | Учащиеся должны уметь определять понятие экономика, главную задачу экономики. | |
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | Использование природных богатств в экономике. Бережное использование. Роль труда людей в экономике , труд умственный и физический. Роль образования в экономике. | Учащиеся должны знать основные составляющие экономики. | |
44 | Полезные ископаемые. | Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные ископаемые. Значение, способы добычи, охрана полезных ископаемых. | Учащиеся должны знать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека. | |
45 | Растениеводство. | Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство и животноводство как отрасли сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые, прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд растениеводов и животноводов. | Учащиеся должны уметь отличать культурные растения от дикорастущих. Уметь различать культурные растения. | |
46 | Животноводство. | Учащиеся должны знать особенности разведения и содержания домашних животных. |
47 | Какая бывает промышленность? | Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика. металлургия, машиностроение, электронная, химическая, легкая, пищевая промышленность. | Учащиеся должны знать отрасли промышленности. Уметь различать продукцию каждой отрасли промышленности. | |
48 | Проект « Экономика родного края» | Презентовать и оценивать результаты своей работы | Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы | |
49 | Что такое деньги? | Обмен товарами: бартер, купля-продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков(банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения | Учащиеся должны уметь определять роль денег в экономике. Знать современные российские монеты. | |
50 | Государственный бюджет. | Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные стать расходов государства. | Учащиеся должны уметь оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы. | |
51 | Семейный бюджет. | Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи. | Учащиеся должны знать основы семейного бюджета. | |
52 | Экономика и экология. | Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимосвязь экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику. | Учащиеся должны знать задачи экологии и две стороны экономики. Уметь составлять простейшие экологические прогнозы. | |
53 | Обобщение по теме: «Чему учит экономика». Проверочная работа. | Проверка знаний и умений | Выполнять тесты с выбором ответа | |
Путешествие по городам и странам (15 ч) |
54 55 56 | Золотое кольцо России. | Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев –Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности | Учащиеся должны знать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, уметь показывать их на карте | |
57 | Проект «Музей путешествий» | Сбор экспонатов для музея, оформлять экспозицию музея | Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы | |
58 | Наши ближайшие соседи. | Государства, граничащие С Россией, их столицы | Учащиеся должны знать государства – ближайшие соседи России, уметь показывать их на карте. | |
59 | На севере Европы. | Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди | Учащиеся должны знать северные европейские государства. Уметь показывать их на карте. | |
60 | Что такое Бенилюкс? | Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности. | Учащиеся должны знать страны Бенилюкса, особенности их экономики. Уметь показывать страны на карте. | |
61 | В центре Европы. | Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, ), их столицы, , флаги, достопримечательности, знаменитые люди | Учащиеся должны государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте. | |
62 63 | Путешествие по Франции и Великобритании. | Франция и Великобритания, их местоположение на карте, их столицы, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности. знаменитые люди | |
64 | На юге Европы. | Греция и Италия, их географическое положение, их столицы, государственное устройство, достопримечательности. знаменитые люди | |
6 5 | По знаменитым местам мира. | Отдельные памятники архитектуры и искусства , являющиеся символами стран, в которых они находятся(Тадж –Махал в Индии, , египетские пирамиды. статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы) | Учащиеся должны соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, работать с картой. Описывать достопримечательности | |
66 | Обобщение по теме: «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа | Проверка знаний и умений | Выполнять тесты с выбором ответа | |
67 68 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | |