kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно - тематическое планирование по технологии, УМК "Планета знаний" 2 класс, по ФГОСам

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
  • Авторской программы по предмету «Технология»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование по технологии, УМК "Планета знаний" 2 класс, по ФГОСам »

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;

  • Авторской программы по предмету «Технология»

Учебная программа и пособие УМК «Планета знаний» нацелены на решение приоритетной задачи начального общего образования — формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, обобщённых способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться».

Цели:

  • развитие творческого потенциала личности ребенка, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения и восприимчивости, создание наиболее благоприятных условий для развития и самореализации как неотъемлемой части духовной культуры личности. Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического, логического и конструкторско-технологического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида.

  • формирование начальных технологических знаний, трудовых умений и бытовых навыков, опыта практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способов планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы, умения использовать полученные знания, умения и навыки в учебной деятельности и повседневной жизни. Формирование начальных форм познавательных универсальных учебных действий – наблюдение, сравнение, анализ, классификация и обобщение.

  • овладение знаниями о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, о правилах создания предметов рукотворного мира, о традициях и героическом наследии русского народа, первоначальными представлениями о мире профессий.

  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям разных профессий, результатам их труда, и к Человеку в целом, к материальным и духовным ценностям; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; осознание практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности, понимания и уважения к культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире. Воспитание привычки к самообслуживанию в школе и дома, к доступной помощи старшим и младшим и помощи по хозяйству.

В процессе знакомства с различными видами декоративно-прикладного искусства и самостоятельного изготовления поделок у ребенка постепенно образуется система специальных навыков и умений. Труд, затраченный на изготовление своими руками красивых и нужных предметов, пробуждает у детей желание к последующей деятельности. Продуктивная предметная деятельность ребенка становится основой формирования его познавательных способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление, обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом.

Для детей становятся более понятными и предстают в наглядном плане все элементы учебной деятельности, такие как планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата, оценивать результаты своего труд и т. д. Это, в свою очередь, создает уникальную основу для самореализации личности, так как отвечает возрастным особенностям психического развития на этапе младшего школьного детства - благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности каждый может реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как автор оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальном виде). Этому немало способствует система учреждения номинаций за успехи в изготовлении поделок в конце каждого урока и выдачи красочных дипломов по окончанию изучения каждого раздела как поощрений любого положительного начинания. В результате закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению в продуктивной, творческой работе и закрепляется позитивный результат. При этом учебный предмет «Технология» создает все условия для гармонизации развития ребенка, обеспечивая реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности в их единстве (интеллектуальный компонент, эмоционально-эстетический, духовно-нравственный и физический).

На уроках технологии успешно создаются возможности реализации моделей социального поведения при работе в больших и малых группах, обеспечиваются благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом. Все вышесказанное создает основу для формирования у младших школьников социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для успешной социализации.

Задачи:

Реализация целей программы рассматривается в тесной связи с системой образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Образовательные задачи

  • знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, с технологиями производства,

  • освоение технологических приемов, что включает в себя знакомство с инструментами и материалами, техническими средствами, а также технику безопасности при работе с ними;

  • формирование у детей определенных знаний, умений и навыков по каждой из предложенных тем.

  • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

  • формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

  • формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

  • формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических: текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);

  • ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития; в том числе, с целью первичной профориентации;

  • овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, в компьютере, в сети Интернет.

  • ознакомление с миром информационных и компьютерных технологий, освоение простейших приемов работы на компьютере с учетом техники безопасности


Воспитательные задачи

  • формирование прочных мотивов и потребностей в обучении и самореализации;

развитие интересов ребенка, расширение его кругозора, знакомство с историей и культурой народа, с его культурными ценностями, с историей возникновения и использования предметов быта и домашней утвари, с устройством и свойствами окружающих нас предметов и устройств, с технологическими особенностями промышленного изготовления различных предметов и материалов.

  • формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических и других качеств личности ребенка;

  • пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.

  • формирование интереса и любви к народному и декоративно-прикладному искусству, живописи, архитектуре и дизайну.

  • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

  • воспитание экономичного подхода к использованию различных материалов для творчества, природных ресурсов, пониманию проблем экологии окружающей среды.



Развивающие задачи

  • развитие самостоятельного мышления, умения сравнивать, анализировать, формировать предварительный план действий;

  • развитие стремления к расширению кругозора, и приобретению опыта самостоятельного познания, умения пользоваться справочной литературой и другими источниками информации;

  • развитие речи, памяти, внимания;

  • развитие сенсорной сферы: глазомер, форма, ориентирование в пространстве и т.д.

  • развитие двигательной сферы: моторика, пластика, двигательная сноровка и т.д.

  • развитие коммуникативной культуры ребенка.

  • развитие пространственного мышления

  • развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;

  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);

  • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

  • развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;


Принципы программы



Для достижения заявленной цели программы вышеперечисленные задачи решаются в комплексе на протяжении всего начального обучения в тесной связи с другими предметами, так как технология как учебный предмет является комплексным и интегративным. Отбор содержания данной программы опирается на стандарты начального общего образования с учётом традиций изучения технологии в начальной школе и принципом преемственности с дошкольным периодом и средней школой.

Содержание данной программы направлено на реализацию приоритетных направлений технологического (трудового) образования – приобщению к искусству как к духовному опыту поколений, овладение способами художественно-технологической деятельности и развитие творческой одарённости ребёнка, а также его самоконтроля. В результате дети в соответствии с их возрастными особенностями учатся обращаться с наиболее распространёнными материалами, такими как: пластилин, тесто для лепки, бумага, ткань, нити, верёвки, проволока, фольга, природные материалы и пр., овладевают основными приёмами мастерства, достаточными для того, чтобы суметь за короткое время соответственно своему замыслу сделать своими руками без помощи взрослых полезную, эффектную, красивую поделку, которой ребёнок сможет гордиться, и объективно оценить результаты своего труда. Также младшие школьники учатся использовать информационные и компьютерные технологии, овладевают первичными навыками работы на компьютере, что позволяет учащимся иди в ногу со временем, познавать мир и преобразовывать виртуальную реальность.

Концентрический принцип построения курса способствует изучению основных тем в несколько этапов, возвращению к ним на более высоком и углублённом уровне обобщения и практического применения подачи материала. Учебный материал каждого последующего года обучения тесно связан с материалом предыдущих лет обучения и логически продолжает его. Материал каждого учебника подаётся по тематическому принципу – он разбит на крупные темы, делящиеся на подтемы - уроки


Основные разделы программы

В каждом учебнике выделены структурные линии – разделы, реализующие концентрический и пошаговый принципы обучения, основанные на постепенном усложнении задач, технологических приемов, используемых материалов, необходимых инструментах и видах воздействия на эти материалы. Также разделы соответствуют учебным четвертям для более удобного изучения предмета.

Например, во 2 классе формируются четыре раздела, заявленные в учебнике как «Творческая мастерская» (работа с пластичными материалами и конструирование из бумаги), «Студия вдохновения» (работа с природными и рукотворными материалами, объёмное конструирование из бумаги), «Конструкторское бюро» (работа с текстильными материалами, оригами и работа с фольгой) и «Поделочный ералаш» (знакомство с окружающим миром, конструирование из бумаги и проволоки). В каждом из разделов объединяется работа с несколькими видами материалов и различными технологическими приемами. Например, в «Творческой мастерской» дети кроме знакомых им пластилина и бумаги научатся работать с соленым тестом для лепки и гофрированным картоном, а о пластилине и бумаге узнают нового, т. е. поработают с различными материалами с применением изученных и новых технологий.

Внутри каждого раздела эти же принципы (концентрический и пошаговый) позволяют сделать подачу материала наиболее полной и последовательной. Тема предваряется историей возникновения изучаемых материалов и инструментов, их местом в жизни человека и его творчестве. Например, перед непосредственной работой с пластилином, школьники узнают о его «прабабушке» - глине, о применении глины в прошлом и настоящем, о профессиях людей, связанных с использованием этого материала, об истории возникновения собственно пластилина, его отличии от глины. Затем в ходе лабораторных изысканий, экспериментов и практических работ, ребята изучают свойства пластилина, которые и помогают им в изготовлении поделок, которые, в свою очередь, подтверждают на практике полученные знания. А перед работой с соленым тестом ребята узнают о декоративных фигурках «хлебосолах» - символах плодородия и благополучия; о зерне, муке и хлебобулочных изделиях, об их применении в прошлом и настоящем, о профессиях людей, связанных с выращиванием зерна и его дальнейшей обработкой, об истории изобретения теста для лепки и о его отличиях от пластилина.

Каждая из этих тем не изучается в изоляции от других, соблюдается тесная взаимосвязь всех разделов программы, пропедевтический уровень новых знаний закладывается на каждом уроке, позволяя, переходя к изучению очередной темы, опираться на устойчивую конструкцию первоначальных представлений, сформированных заранее. Исследовательская деятельность на уроках не только позволяет более осмысленно освоить обязательный материал, но и способствует использовать элементы опережающего обучения. Это позволяет разнообразить процесс формирования обязательных навыков и вывести его на новый уровень применения изученного в новых ситуациях, в новых условиях, на новых объектах.

Принцип вариативности

Программа делится на инвариантную часть, которая обеспечивает обязательные требования к знаниям, умениям и навыкам младших школьников и на вариативную часть, позволяющую расширить тематику каждого направления образования по данному предмету и добавить задания повышенной сложности, способствующие более полному восприятию информативной и деятельностно-прикладной части процесса обучения.

Инвариантная часть содержит учебный материал, необходимый для усвоения его всеми учащимися, а также пропедевтический, необходимый для ознакомления для всех учащихся. Требования к уровню усвоения и ознакомления обязательного материала для второго года обучения сформулированы далее.

Вариативная часть включает материал, направленный на развитие познавательного интереса учащихся, обеспечивающий индивидуальный подход в обучении, на дополнительное закрепление обязательного материала, дифференцированные задания, различающиеся по уровню сложности и объёму, задания на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях, на формирование информативной грамотности и развитие логического и пространственного мышления, а так же развитию творческого и созидательного мышления.

Кроме того, практическая художественно-творческая деятельность ученика (изготовление поделок, декорирование и пр.) сочетается со зрительным и эмоциональным восприятием произведений искусства, работами мастеров, что позволяет избежать только однобокого информативного изложения материала.

Для детского творчества предлагаются красивые, яркие, оригинальные и эффектные поделки, которые всё более усложняются, по мере приобретения детьми новых знаний, умений и навыков по принципу от простого к сложному.

Виды работ на уроках

Программа предполагает в каждом разделе динамичную смену рода деятельности.

Каждая тема требует освещения учителем огромного пласта материала с использованием словесных методов: объяснение, рассказ, предварительная, текущая и итоговая беседы, инструктаж.

Особое внимание уделяется правилам безопасной работы с инструментами. В силу возрастных особенностей, младшие школьники нуждаются в неукоснительном соблюдении техники безопасности и формировании навыков правильного обращения с инструментами (ножницы, игла, шило и пр.) и материалами (солёное тесто, фольга, проволока, гипс и пр.) и их практическом применении при работе с ними.

В начале учебника за второй класс помещены памятки, к которым ученики будут обращаться на каждом уроке перед выполнением задания, чтобы повторить правила организации рабочего места, технику безопасности, порядок выполнения поделки (анализ образца, работа со схемой и инструкцией, продумывание и планирование работы, основы самоконтроля и оценки своей работы).

Лабораторные работы позволят детям освоить каждую тему в полном объёме, узнать основные свойства изучаемого материала, продиктованные технологией его производства или природными особенностями, экспериментируя и тестируя его. Например, при изучении темы «нити и верёвки» в ходе лабораторной работы выявляется, что нити и верёвки и верёвки имеют различную толщину, фактуру, структуру, упругость, прочность, сферу применения, что их можно растягивать, разрывать различными способами, разделять на волокна. Попутно рассматриваются свойства ваты, как сырья для самодельной нити (состоит из волокон). И разбираются способы изготовления нитей и верёвок (прядение, скручивание, складывание, сплетание).

А, при знакомстве с фольгой в ходе лабораторной работы при сравнении фольги с бумагой выявляется толщина, фактура, структура, упругость, прочность, сфера применения этого материала, что его можно скручивать, разрывать различными способами, придавать любую форму. Попутно рассматриваются свойства жгута и сложенной полоски из фольги и разбираются способы работы с этим материалом.

Нередко в ходе урока появляется такой вид работы как эксперимент. Для ребёнка выполнение лабораторной работы - уже экспериментирование, но иногда для заострения внимания к некоторым особо важным моментам, применяется именно эта терминология. В таких случаях строится предположение (гипотеза), которое затем подтверждается или опровергается, с последующим выводом.

Практические работы помогут до изготовления поделок пошагово отработать каждый новый прием и навык. Оставшиеся в ходе лабораторной или практической работы отходы производства, почти всегда используются в индивидуальных поделках, коллективных работах, играх и фокусах.

Отдельного внимания заслуживает рубрика «школа юного мастера». Это сочетание практической работы с изготовлением поделки и экспериментом. В отличие от изготовления базовой поделки, для которой характерен пошаговый алгоритм выполнения, подробно описанный в учебнике, в школе юного мастера даны иллюстрации – результаты работ, к которым ребёнок должен прийти самостоятельно, продумывая этапы работы, способ изготовления, разработку плана и элементов поделки.

Игра, как ведущая деятельность младшего школьника - органичная часть запланированной работы на уроке, позволяющая наиболее ярко подчеркнуть важные этапы работы. Чтобы не превращать учебный процесс на уроке в неконтролируемую игру, учитель в роли режиссёра и придает игре нужное направление.

Кроме индивидуальной, используются такие виды работ, как работа в парах, и коллективные: по бригадам, по рядам и всем классом.

Благодаря этому, на уроках дети зачастую успевают сделать не только индивидуальную поделку, иногда и не одну, но и яркую коллективную поделку, которая является замечательным украшением для праздника, интересным наглядным пособием для других предметов. Кабинет каждую неделю будет неповторимо оформлен руками детей, а к любому празднику не потребуется покупных декораций. Поэтому любой урок можно провести, как открытый.

Выполняя лишь задания инвариантной части учебника, ученики смастерят только в первом классе около 100 ярких оригинальных и эффектных поделок - индивидуальных и коллективных. Во втором классе – около 50, в третьем – около 50 (не говоря о виртуальных поделках, выполненных на компьютере), в четвертом – более 30.

Вариативная часть с творческими, дифференцированными и дополнительными заданиями на отработку ЗУНов предполагает добавление еще более 120 поделок в первом классе, около 50 поделок во втором, более 40 в третьем, более 20 в четрертом.. Все они выполняются из доступных материалов, без помощи взрослых, не требуют дополнительной подготовки для учителя и могут быть использованы еще и для оформления кабинета, как замечательные украшения для праздников, интересные наглядные пособия для других предметов и самобытные сувениры.

После окончания очередного раздела, проведения своеобразной контрольной работы и подведения итогов, каждому ребёнку торжественно вручается красочный диплом, подтверждающий успешное завершение нового этапа обучения.

Всё это позволит ребятам творить, используя полученные знания и представления, создавая более разнообразные, сложные, нестандартные работы, поделки, придумывать и воплощать в жизнь собственные проекты, не ограничиваясь рамками урока, и поможет самореализоваться вне школы.

Самое главное, что все поделки ребёнок может легко смастерить дома самостоятельно, запомнив простой принцип их изготовления. Это позволит ребятам творить, придумывать и воплощать в жизнь собственные проекты. Дети привыкают дарить окружающим подарки, сделанные своими руками, ощущают их ценность, необычность и оригинальность.



Содержание учебного предмета, курса.



Творческая мастерская

Работа с пластичными материалами и конструирование из бумаги (11ч)

Знакомство с учебником, его структурой, маршрутными картами, организация рабочего места. История съедобных и декоративных изделий из муки. Соленое тесто как поделочный материал. Правила безопасной работы с пачкающимися материалами. Инструменты для работы с соленым тестом. Правила безопасной работы с соленым тестом и инструментами. Свойства соленого теста. сравнение соленого теста с пластилином. Подготовка к лепке. Тестопластика. Изготовление цветного теста. Окрашивание готовой поделки. Работа со скалкой. Вырезание из раскатанной пластины. Приёмы лепки. Способы скрепления. Способы лепки объемных элементов. История сграффито. Гравюра – особый вид искусства графики. Изготовление пластилиновой платформы на картонной для сграффито основе разными способами. История пиктограмм. Применение свойств пластилина при изготовлении поделок на картонной основе в технике сграффито. Особенности способов сграффито (негатив и позитив). История техники живописи масляной краской. Сравнение живописи с поделками в технике примазывания пластилина объемными мазками. Создание пластилиновых картин на картонной основе – фактурная поверхность, последовательность выполнения работы мазками, смешивание цветов, направление мазков. Каркасный способ создания скульптур из соленого теста. Самостоятельное создание поделок на заданную тему из пластических материалов.

История возникновения бумаги. Изготовление бумаги в современном мире. Применение бумаги. Макулатура (спасение деревьев). Различные сорта бумаги. Свойства бумаги. Свойства бумаги как плоскостного материала. Применение свойств бумаги при изготовлении поделок из неё. Скручивание бумаги. Скатывание, сворачивание, гофрирование, формование из мятой бумаги. Правила безопасной работы с клеем. Приёмы работы с бумагой и клеем. Объемная аппликация. Конструирование из бумажных трубочек. Обрывная аппликация по контуру. Создание новых форм путем обрывания по контуру сложенных особым образом бумажных заготовок. Использование линий сгибов. Вырезание иглой из бумаги. Изготовление поделок из вырезанных элементов и заготовок ,из которых вырезали середину. Самостоятельное создание поделок на заданную тему.

История измерительных приборов и приспособлений для измерения различных величин. Часы, термометр, сантиметровая лента, ростомер. Изготовление макетов измерительных приборов с подвижными деталями. Свойства гофрированного картона и работа с ним. Макет часов из гофрированного картона. Построение прямоугольной заготовки по заданным размерам. Макет термометра из цветного картона. Испытание готовых изделий в действии. Измерения сантиметровой лентой и линейкой. Изготовление плоскостной поделки из бумаги. Самостоятельное создание поделок на заданную тему.

Студия вдохновения

Работа с природными и рукотворными материалами, объёмное конструирование из бумаги (7ч)

Сбор и хранение природных материалов (плоскостные материалы, объемные материалы, цитрусовые). Красная книга. Многообразие природного материала. Генеалогия и генеалогическое древо. Свойства листа засушенного растения. Плоскостная аппликация из листьев засушенных растений. История макаронных изделий. Многообразие форм макаронных изделий. Использование форм макаронных изделий для плоскостной аппликации.

Способы создания аппликации из макаронных изделий (конструктивный, мозаичный, комбинированный). Плоскостные аппликации из спагетти в технике соломка. Профессии женщин, первичное профориентирование. День матери. Профессии матери. История изобретения, изготовления и применения мыла. Создание пластической массы для лепки из влажной мыльной стружки. История применения пряностей и прочих ароматических веществ. Лепка из влажной мыльной стружки. Самостоятельное создание поделок на заданную тему.

Симметрия как свойство окружающего мира. Линии и оси симметрии. Использование свойств симметрии при изготовлении бумажных заготовок. Правила безопасной работы с ножницами. Объемные поделки из бумаги на основе осевой симметрии. Бахрома и завитки в прямом и переносном значении. Техника нарезания бумаги «лапшой». По клеткам, по наметке, без наметки, в несколько слоев. Объемные поделки из бумаги с использованием заготовок в технике нарезание «лапшой». История новогодних праздников. Традиции украшения елки. История елочных игрушек. Подготовка яичной скорлупы для использования в поделке. Закрепление канцелярской резинки на скорлупе. Сравнение эстетических и декоративных свойств узкой бумажной ленты в ровном и завитом виде. Техника завивания полосы бумаги при помощи ножниц. Свойства завитой бумаги. Интенсивность завивания бумаги, распрямление завитой бумаги. Объемная поделка из яичной скорлупы и завитой бумаги. Самостоятельное изготовление новогодних игрушек. Объемная поделка из бумаги на основе елочного шарика или яичной скорлупы. Поделка из бумаги на основе цилиндра с использованием изученных технологий.



Конструкторское бюро

Работа с текстильными материалами, оригами и работа с фольгой (8 часов)

Ознакомление с историей ткачества. Формирование представлений о простых и особых переплетениях нитей в тканях. Формирование представления об истории вышивки и ее применении в современном мире. Формирование представлений об истории профессии портного и о ремонте одежды. Вышивка на ткани полотняного плетения. Совершенствование навыков вышивания на основе шва «Вперед-иголку». Раскрой ткани. вышивка на ткани.

Знакомство с историей развития самодельной игрушки. Вышивка на картонной основе. Раскрой ткани по шаблону. Пришивание пуговиц на ткань. Изготовление объемной заготовки из ткани. Изготовление объемной игрушки из ткани. Вышивка на картонной основе.

Формирование представлений о машинных и ручных швах, разделении технологических операций при производстве изделий из ткани. Ознакомление с новым видом шва – «Обметочным соединительным швом через-край». Технология временного скрепления ткани канцелярскими скрепками. Вшивание петельки между слоями ткани. поделка из бумаги с вышивкой, поделка из ткани.

Формирование представлений об истоках праздника «День Защитника Отечества» и его значении для военных и гражданских мужчин. Знакомство с миром мужских профессий, первичная профориентация. Свойства самоклеющейся бумаги. Работа с двухслойной самоклеющейся бумагой. Поделки из бумаги в технике оригами плоскостная аппликация.

Знакомство с гофрированной бумагой. Изучение свойств гофрированной бумаги. Объемная поделка из гофрированной бумаги.

Формирование представления об изготовлении и назначении фольги. Изучение свойств фольги. Сравнение свойств фольги с бумаги. Использование свойств фольги для конструирования и декорирования. оборачивание фольгой. Скульптура из фольги.

Ознакомление с историей ювелирного дела и ювелирных украшений. Индивидуальное и промышленное производство украшений. поделка из бумаги в технике оригами Соревнование по рядам. поделки из фольги .лепка из фольги.



Поделочный ералаш

Знакомство с окружающим миром, конструирование из бумаги и проволоки (8ч)

Ознакомление с историей возникновения книг и книгопечатания. Современное книгопроизводство. Изготовление сшивной книжки.

Изготовление книжного переплета. Ремонт книг при помощи прозрачного скотча. Изготовление закладок для книг из цветного картона. Оклеивание цветного картона с двух сторон прозрачным скотчем («ламинирование»). макет сшивной книги. Книжный переплет. макет фабричной книги., Закладки. Поделка из цветного картона.

Ознакомление с ролью бытовых приборов, машин и механизмов в жизни человека. Многообразие бытовых приборов. Правила пользования бытовыми приборами. Машины и механизмы на службе человека. Сфера применения и назначения машин. Ознакомление с пользой и предназначением диких и домашних животных. Уход за домашними питомцами. Растения в жизни человека. Виды сельскохозяйственных растений. Проращивание семян растений. поделка на основе яичной скорлупы.

Ознакомление с историей голубиной почты. Сведения о голубиной почте времен ВОВ. Закрепление навыков выполнения поделок в технике оригами. Патриотическое воспитание - письмо-благодарность ветеранам, поздравление с Днем Победы. Поделка из бумаги в технике оригами.

Ознакомление с производством и сферой применения проволоки. Сравнение свойств материалов для творчества – проволоки, фольги в виде жгута и шерстяной нити. Моделирование из проволоки. Декоративные жгуты. Поделка из проволоки. Буквы из проволоки. Веселые лозунги.

Систематизация знаний о проволоке. Использование изученных свойств проволоки для декорирования предметов и создания поделок. Моделирование из проволоки. Поделка из проволоки на основе пишущего карандаша. Каркасная модель из проволоки.







Структура учебного предмета, курса.



Тема

Количество часов

1

Творческая мастерская

11

2

Студия вдохновения

7

3

Конструкторское бюро

8

4

Поделочный ералаш

8

Итог

34







Компетенции.

Учащиеся должны знать:

  • Виды материалов на уровне общего представления , их свойства и названия.

  • Определение детали и конструкции (деталь - составная часть конструкции), различать однодетальные и многодетальные конструкции.

  • Назначение и методы безопасного использования специальных ручных инструментов (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла).

  • Технологическую последовательность изготовления простейших изученных поделок из изученных материалов.

  • Названия приёмов изготовления несложных изделий (разметка, обрывание, разрезывание, сгибание, сборка и т. д.).

  • Определение неподвижного соединения деталей, различные способы соединения .

  • Различные виды отделки и декорирования (аппликация, создание декоративной рамки, добавление деталей, шов вперед-иголка и пр.).

  • Общие сведения о массовых профессиях и технологии производства искусственных материалов, о природных материалах.


Учащиеся должны уметь:

  • Рационально организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы в соответствии с используемым материалом (в соответствии с требованиями учителя).

  • Правильно работать ручными инструментами под контролем учителя (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла) с соблюдением техники безопасности.

  • Различать материалы и инструменты по их назначению.

  • Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения.

  • Различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий.

  • Выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий .

  • Экономно использовать материалы при изготовлении поделок.

  • С помощью учителя анализировать и планировать предстоящую практическую работу, опираясь на шаблон, образец, рисунок и осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности (точность, аккуратность), сравнивая с ними готовое изделие.


К концу второго года обучения по трудовой деятельности учащиеся должны знать:

  • Виды материалов , их свойства и способы применения при изготовлении поделок.

  • Многодетальные конструкции (коллективные работы из индивидуально созданных элементов), принцип и последовательность их построения, неподвижное и подвижное соединение деталей.

  • Назначение и методы безопасного использования специальных ручных инструментов (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла).

  • Технологическую последовательность изготовления поделок из различных материалов .

  • Различные способы соединения (с помощью клея, скотча, нитей, пластилина, в шип).

  • Различные виды отделки и декорирования (украшение поделок, оформление помещений к праздникам, декорирование рабочего места, поздравительных сувениров и открыток)

  • Особенности материалов, используемых при оформлении работы, их возможности для создания поделок.



Уметь

  • Организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы

  • Правильно работать ручными инструментами (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла) с соблюдением техники безопасности. Контроль осуществляет учитель.

  • Самостоятельно правильно осуществлять выполнение простейших поделок, используя изученные технологии.

  • Экономно использовать материалы при изготовлении поделок.

  • Реализовать свой замысел с учётом особенностей и формы материала.

  • Учиться анализировать и планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности.


Иметь навыки

  • Различными способами обрабатывать изученные материалы, применять изученные навыки при работе с ними.

  • Удобным для себя способом изготавливать из изученных материалов поделки

      • по образцу,

      • на заданную тему и

      • импровизируя.

При этом при оценке работы ученика добавляются и усиливаются критерии:

1) точность обработки изделия;

2) норма времени;

3) знания ученика;

4) правильность выполнения трудовых приемов;

5) рациональная организация рабочего места;

6) соблюдение правил техники безопасности.









урока

Тема урока

Кол-во часов

Предметные результаты

Универсальные учебные действия (УУД)

Виды деятельности учащихся

Вид контроля

Дата

план

факт

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

Съедобные и декоративные скульптуры

1

Солёное тесто.

.

1

Знакомство с учебником.

Ориентирование в учебнике. Формирование представления о процессе хлебопечения, изготовлении съедобного и декоративного теста

П: Знакомство с новым инструментом – скалкой.


Р: Коллективная работа с использованием декоративных элементов из теста.


К: оценка своей деятельности и деятельности одноклассников

Л : Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с культурой и искусством

Сравнение свойств теста и пластилина. Сходство и различие.

Простейшие формы из теста.

Новые приемы лепки при работе с тестом.

Раскатывание пластины скалкой.

Вырезание из раскатанной пластины.

Жгутирование валиков (витая лента).

Переплетение валиков (косичка).

Фигурный узел из валика (куличик).

Бахромирование раскатанной полосы.

Объемное конструирование из раскатанной пластины с надрезанием и защипыванием (цветок).

Прорезной орнамент – объемное конструирование из раскатанной пластины (хворост).

Окрашивание теста и готовой поделки.

Изготовление миниатюрных барельефов из теста.

Грунтование поделок клеем ПВА.





2

Весёлое тесто


1

Сравнение соленого теста и пластилина. Цветное тесто. Тестопластика. Применение свойств теста при изготовлении объемных элементов.

П: Знакомство с новым инструментом – скалкой.


Р: Коллективная работа с использованием декоративных элементов из теста.

К: оценка своей деятельности и деятельности одноклассников

Л : Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с культурой и искусством




3

Школа юного мастера «Каравай-каравай…» Объёмная поделка из солёного теста

,

1

Работа со скалкой. Поделка из теста: Каравай-каравай

П: Знакомство с новым инструментом – скалкой.


Р: Коллективная работа с использованием декоративных элементов из теста.

К: оценка своей деятельности и деятельности одноклассников

Л : Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с культурой и искусством




Пластилиновая фантазия.

4

Пластилиновая гравюра.

Пиктограмма. Поделка из пластилина на картонной основе в технике сграффито.


1

Освоение техники сграффито на пластилиновой платформе на картонной основе. 3 способа примазывания пластилина к цветному картону. Поделки из пластилина на картонной основе в технике сграффито: «пиктограмма», «подарки осени». Выполнение коллективной презентации «Осенний листопад»

Игра «Шифровальщик»


П: Знакомство с мастерами гравюры.


Р: Коллективная презентация работ.


К: оценка своей деятельности и деятельности одноклассников

Л : Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с культурой и искусством

История возникновения техники сграффито.

Знакомство с мастерами гравюры.

Закрепление самостоятельной работы с памяткой «Окончание работы».

Создание пластилиновой платформы на картонной основе различными способами.

Способы устранения неровностей.

Техника сграффито.

Инструменты для сграффито.

Контурное процарапывание.

Пиктограмма-сграффито.

Процарапывание с выскребанием на основе оттиска древесного листа (негатив и позитив).

Техника исправления ошибок при сграффито.

Коллективная презентация работ.





5

Подарок осени. Поделка из пластилина на картонной основе.


1

Использовать знания о пластилине при лепке.

Лепить предметы различной формы.

Лепить предметы сложной формы удобным для себя способом

П: Знакомство с мастерами гравюры.


Р: Коллективная презентация работ.

К: оценка своей деятельности и деятельности одноклассников

Л : Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с культурой и искусством

Развитие творческого потенциала личности ребёнка.

Образного и ассоциативного мышления

Творческого воображения и восприимчивости.

Создание наиболее благоприятных условий для развития и самореализации как неотъемлемой части духовной культуры личности




6

Пластилиновые картины

Волшебное перо Жар-птицы


1

Техника примазывания мазками. Последовательность выполнения работы объемными мазками. Плоскостная поделка из пластилина на картонной основе в технике примазывания объемными мазками «Волшебное перо жар-птицы»


П: Знакомство с мастерами живописи.


Р: Коллективная презентация работ.

К: оценка своей деятельности и деятельности одноклассников

Л : Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с культурой и искусством

Знакомство с мастерами живописи.

Техника живописи объемными мазками.

Техника примазывания объемными мазками.

  • Надавливание с оттягиванием в заданном направлении.

  • Надавливание с частичным оттягиванием.

  • Вмазывание.

Создание изображения объемными мазками.

  • Использование параллельных мазков.

  • Использование мазков по контуру.

  • Мазки различных цветов.

  • Создание фактурной поверхности типа «рыбья чешуя».

Смешивание цветов при примазываниии объемными мазками.

  • Проникновение цвета в цвет

  • Создание эффекта «мраморной» поверхности

  • Определение сочетаемости цветов.

Создание пластилиновых картин

  • Использование и сочетание различных приемов и видов работ.





7

Скульптурный мир.

Круглые игрушки. Скульптуры из пластилина


1

Разнообразие мира скульптуры. Скульптуры из теста. Объемная поделка из соленого теста: «Круглые игрушки» Объемная поделка из пластилина: «Скульптура из пластилина»


П: Знакомство с мастерами живописи.


Р: Коллективная презентация работ.

К: оценка своей деятельности и деятельности одноклассников

Л : Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с культурой и искусством

Работа с соленым тестом (закрепление навыков).

  • Объемная лепка на каркасной основе.

  • Встраивание каркаса в изделие.

Объемное конструирование

  • Применять различные виды лепки, комбинировать их, соединять различными способами детали поделки, соблюдать размеры и пропорции, декорировать изделие, усиливая образ)

Создание пластилиновых скульптур

  • Использование и сочетание различных приемов и видов работ.





Волшебная бумага

8

Бумажный цветник

Цветы на лугу.

Цветная башня


1

Формирование представления об истории возникновения бумаги и о бумажном производстве в наши дни. Многообразие видов бумаги и способы ее применения. Способы воздействия на бумагу. Создание декоративных элементов из бумаги. Коллективные работы: Изготовление поделок: «Цветы на лугу» (объемная аппликация из бумаги), «Цветная башня» (объемная конструкция из бумажных трубочек)

П: знакомство с приемами создания декоративных деталей из бумаги

Р: Самостоятельное продумывание последовательности анализа образца

К: оценка своей деятельности и деятельности одноклассников

Л : Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с культурой и искусством


Новые приемы создания декоративных деталей из бумаги.

1 Из листа бумаги.

  • Диагональное скатывание тонкой трубочки (с уголка).

  • Сворачивание конуса.

  • Сворачивание цилиндров различного объема.

2 Из гофрированной заготовки.

  • Формирование цилиндра из гофрированной полосы бумаги.

  • Формирование веера из гофрированной полосы бумаги.

  • Формирование бабочки из гофрированной полосы бумаги путем зажима посередине.

  • Формирование цветка из нескольких гофрированных заготовок.

3. Из мятой бумаги.

  • Формирование цветка из мятой бумаги с закручиванием уголков и выгибанием середины заготовки.

4. Из скрученной бумажной полосы.

  • Склеивание кольца.

  • Закручивание плоской спирали (на весу и па плоской поверхности).

5. Из скрученных бумажных полос разного цвета.

  • Скручивание объемной спирали.

  • Складывание гармошкой (ломаная).

Объемная коллективная аппликация из декоративных элементов.

Самостоятельное продумывание последовательности анализа образца.

Конструирование на плоскости из конусов.

Объемное конструирование из бумажных трубочек (башня).

Доказательство опытным путем устойчивости треугольника как элемента конструкции.

Доказательство опытным путем устойчивости пирамиды из треугольников как элемента конструкции (ребра жесткости).

Объемная аппликация из бумаги.

Сочетание изученных техник при конструировании декоративных деталей и создании из них ожидаемых образов.





9

Бумажный лоскуток

Вырезание иглой из бумаги.

Лоскутное одеяло-панно


1

Новые приемы обрывной аппликации. Техника вырезания из бумаги иглой. Техника безопасности. Обрывная аппликация. Изготовление поделок: «Декоративная открытка» (плоскостная аппликация из бумаги с применением техники вырезания иглой из бумаги. Выполнение коллективной работы «Лоскутное одеяло-панно» (плоскостная аппликация из бумаги)

П: знакомство с плоскостной аппликацией из бумаги (лоскутное одеяло-панно).


Р: Коллективная работа с использованием декоративных обрывных форм из бумаги и сочетанием различных техник

К: оценка своей деятельности и деятельности одноклассников

Л : Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с культурой и искусством

Создание декоративных обрывных форм из бумаги.

  • Обрывание полос по заглаженному сгибу.

  • Обрывание квадратов по сгибам полосы, сложенной гармошкой.

Формы из сложенного вчетверо листа бумаги.

  • Обрывание кругов по дуге.

  • Обрывание полукругов и четвертинок круга по вспомогательным сгибам.

  • Обрывание кругов с круглым отверстием посередине по двум дугам («бублик»).

  • Обрывание декоративных фрагментов «бублика» по вспомогательным линиям.

  • Обрывание ромбов и квадратов по прямой линии.

  • Обрывание больших и малых треугольников из ромбов и квадратов по вспомогательным линиям.

  • Обрывание многоугольников с отверстием посередине.

  • Обрывание сложных форм по фигурным линиям )цветок, бабочка, звезда и пр.).

Техника вырезания иглой.

Повторение техники безопасности при работе с иглой и шилом.

  • Подготовка к работе (подкладной материал).

  • Разметка контура карандашом.

  • Вырезание иглой при обведении контура с нажимом.

  • Выдавливание вырезанного фрагмента из заготовки.

Плоскостная аппликация из бумаги (лоскутное одеяло-панно).

Коллективная работа с использованием декоративных обрывных форм из бумаги и сочетанием различных техник.

Создание цветных узоров из контрастных элементов.





Удивительные приборы

10

Разноцветные часы


1

Формирование представлений об измерительных приборах и их истории (часы, термометр и пр.) Гофрированный картон, его свойства. Техника безопасности при работе с канцелярской кнопкой с прямой ножкой. Изготовление поделок: «Разноцветные часы» (макет часов из цветного гофрированного картона), Веселый термометр (макет термометра из цветного картона).

П: Ознакомление с измерительными приборами и историей их возникновения

Р: Сравнение свойств обычного и гофрированного картона.


К: оценка своей деятельности и деятельности одноклассников

Л : Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с культурой и искусством

Ознакомление с измерительными приборами и историей их возникновения.

Различные виды часов, термометров, ростомеров и сантиметровых лент.

Знакомство с новым материалом – гофрированным картоном.

Сравнение свойств обычного и гофрированного картона.

  • Рассматривание.

  • Сравнение по толщине.

  • Строение и фактура.

  • Складывание в различных направлениях.

  • Сворачивание в различных направлениях.

  • Разрезаемость.

  • Тест на скомкивание.

Конструирование макета часов с движущимися деталями.

  • Изготовление деталей по шаблонам.

  • Сборка и скрепление изделия.

  • Сквозная фиксация подвижного соединения (стрелки ) канцелярской кнопкой с прямой ножкой.

  • Испытание изделия в действии.

Конструирование макета термометра с нитяной подвижной частью.

  • Сборка изделия и подготовка отверстий (шилом).

  • Протягивание и закрепление нитяной части конструкции.

  • Испытание изделия в действии.





11

Весёлый термометр

1


П: Ознакомление с измерительными приборами и историей их возникновения

Р: Сравнение свойств обычного и гофрированного картона.


К: оценка своей деятельности и деятельности одноклассников

Л : Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с культурой и искусством




СТУДИЯ ВДОХНОВЕНИЕ

12

Древо жизни


1

Знакомство с правилами сбора и хранения природных материалов. Информация о Красной книге. Формирование понятия о родословной человека, генеалогии и генеалогическом древе. Повторение свойств засушенных листьев растений. Выполнение коллективной работы «Древо класса» (плоскостная поделка из засушенных листьев).

П: Знакомство с историей распространения и использования пряностей и специй.


Р: Повторение особенностей материала для аппликации – засушенных листьев.


К: оценка своей деятельности и деятельности одноклассников

Л : Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с культурой и искусством

Ознакомление с правилами сбора и хранения природных материалов.

  • Особенности засушивания и хранения плоскостных материалов (листья, цветы).

  • Особенности сбора и хранения объемных материалов (шишки, желуди, крылатки, мох, камни, веточки и пр.).

  • Особенности засушивания и хранения заготовок из цитрусовых.

Знакомство с историей распространения и использования пряностей и специй.

Ознакомление с устройством генеалогического древа.

Осознание себя как части семьи.

Представление модели семьи.

Повторение особенностей материала для аппликации – засушенных листьев.

Плоскостная аппликация из засушенных листьев, цветной бумаги и фотографий.

  • Подготовка заготовки по шаблону.

  • Сборка и склеивание заготовки и фотографии.

  • аппликация из засушенных листьев.

  • Размещение заготовок в пространстве.




13

Макаронная симфония


1

Формирование представлений об истории возникновения макаронных изделий и о процессе их изготовления. Сравнение работы с макаронными изделиями с технологией работы с семенами растений. Изготовление поделок: «Чудеса из макарон» (плоскостная аппликация из макаронных изделий на бархатной бумаге). Сравнение техники аппликации из пшеничной соломки с аппликацией из спагетти. Изготовление поделок: «Соломка из спагетти» (аппликация из прямых макаронных изделий на бархатной бумаге.

П: Ознакомление с историей возникновения макаронных изделий.

Многообразие форм макаронных изделий.

Р:

К: оценка своей деятельности и деятельности одноклассников

Л : Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с культурой и искусством

Ознакомление с историей возникновения макаронных изделий.

Многообразие форм макаронных изделий.

Анализ образцов аппликаций из макаронных изделий на бархатной бумаге.

Особенности аппликации из макаронных изделий на бархатной бумаге.

  • Работа с готовыми объемными формами.

  • Окрашивание готовых работ или деталей композиции.

Особенности аппликации из прямых макаронных изделий (спагетти).

  • Подготовка спагетти для имитации соломки (разламывание по размеру).

  • Поддержание направления наклеивания (как при штриховке).

  • Ритм и темп наклеивания.





14

Праздничное вдохновение


1

Формирование представлений о сфере работы женщин. История Всемирного Дня матери. Первичная профориентация. Свойства пластичного материала – влажной мыльной стружки. Работы с мыльным тестом. Поделка «Душистое мыло» (объемная поделка из мыльной стружки

П: Ознакомление с женскими профессиями.

История дня матери.


Р: Работа с новым материалом для лепки – влажной мыльной стружкой.


К: оценка своей деятельности и деятельности одноклассников

Л : Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с культурой и искусством

Ознакомление с женскими профессиями.

История дня матери.

Закрепление технологии работ с природными материалами и их сочетании с другими материалами.

Ознакомление с историей возникновения мыла, многообразие мыла, чистящих и моющих веществ.

Знакомство с новым материалом – мыльной стружкой, с учетом техники безопасности.

Сведения об изготовлении мыльной стружки, работа с теркой с учетом техники безопасности.

Работа с новым материалом для лепки – влажной мыльной стружкой.

Ознакомление с историей пряностей и ароматических веществ, их использования и производства.

Изготовление сувенирного мыла из влажной мыльной стружки.

Самостоятельная разработка дизайна поделки.





15

Удивительные половинки


1

Формирование представлений о симметрии как о свойстве окружающего мира. Овладение умением находить оси симметрии. Использование свойств симметрии для вырезания бумажных заготовок для поделок. Изготовление поделок: «Зеленый луг» (поделка из бумаги), «Бумажная ферма» (объемная поделка из бумаги).

П: Ознакомление с различными видами симметрии (в природе и творениях человека)

Р:

К: оценка своей деятельности и деятельности одноклассников

Л : Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с культурой и искусством

Ознакомление с различными видами симметрии (в природе и творениях человека)

  • Осевая симметрия..

  • Лучевая симметрия.

Техника вырезания симметричных форм из бумаги.

  • Двойной результат (из двух листов бумаги одновременно).

  • Вырезание целого по половине (наметка вдоль сгиба).

  • Вырезание целого по нескольким сгибам (наметка от центра).

Технология изготовления объемных симметричных животных.

  • Вырезание туловища и головы по шаблону.

  • Конструирование животных с учетом их анатомических особенностей.





16

Бумажная бахрома


1

Знакомство и историей украшения изделий из ткани декоративной бахромой. Технология нарезания бумаги узкими полосами – нарезание «лапшой» по наметке и без. Изготовление поделок: «Еловая веточка» (объемная поделка из бумаги с применением технологии нарезания «лапшой»).

П:знакомство с историей возникновения традиций украшения бытовых предметов декоративной бахромой.


Р:

К: оценка своей деятельности и деятельности одноклассников

Л : Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с культурой и искусством

Ознакомление с историей возникновения традиций украшения бытовых предметов декоративной бахромой.

Многообразие природе и рукотворном мире объектов, сходных по конфигурации и внешнему виду с бахромой.

Технология нарезания бумажных полос «лапшой»:

  • Подготовка к работе.

  • Разметка полос по шаблону-линейке.

  • Разметка полос по клеткам тетрадного листа.

  • Разметка карандашом.

  • Нарезание по наметке.

  • Нарезание без наметки.

  • Нарезание экспресс-методом (несколько полос сразу – слоями)

Сравнение декоративных свойств бумаги, нарезанной узкими и широкими полосами.

Изготовление заготовок для поделки с нарезанием по краю на глаз, без наметки.

Изготовление объемной поделки из бумаги на основе древесной ветви.

  • Обматывание основы по спирали.

  • Закрепление клеем начала и конца полосы.

  • Декорирование готовой поделки с использованием изученных технологий.





17

Бумажные завитки


1

Знакомство с историей новогодних игрушек. Технология подготовки яичной скорлупы для изготовления самодельных игрушек. Изучение свойств ровной и завитой бумаги. Технология завивания бумаги при помощи ножниц. Изготовление поделок: «Золотая рыбка» (объемная поделка на основе яичной скорлупы и завитой бумаги).

П: знакомство с традициями отмечания новогодних праздников с древних времен и до наших дней.


Р:

К: оценка своей деятельности и деятельности одноклассников

Л : Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с культурой и искусством

Ознакомление с традициями отмечания новогодних праздников с древних времен и до наших дней.

Ознакомление с историей и многообразием елочных украшений.

Традиции изготовления елочных украшений.

Технология подготовки скорлупы куриного яйца для изготовления самодельных игрушек:

  • Подготовка к работе (вымыть)

  • Прокалывание верха и низа яйца

  • Выдувание содержимого

  • Просушка

  • Закрепление канцелярской резинки на скорлупе бумажным скотчем (для создания петельки)

Многообразие природе и рукотворном мире объектов, сходных по конфигурации и внешнему виду с завитками.

Техника завивания бумаги ножницами.

Сравнение декоративных особенностей ровного и завитого серпантина.

Завивание бумажных полос при помощи ножниц.

Распрямление бумажного завитка при помощи ножниц.

Изготовление объемной поделки из яичной скорлупы с использованием конфетти и завитых полос бумаги:

  • Работа со схемой и инструкцией.

  • Изготовление деталей по образцу (завитые полосы).

  • Сборка и скрепление изделия.

  • Самостоятельное декорирование изделия с опорой на образец с использованием изученных технологий.





18

Твои творческие достижения


1

Формирование представлений о материалах для изготовления первых елочных игрушек на Руси. Изготовление поделок: «Птичка-невеличка» (поделка из бумаги на основе елочного шарика или яичной скорлупы), «Дед Мороз и Снегурочка» (поделки из бумаги на основе цилиндра).

П:

Р: Использование изученных технологий для закрепления деталей на выпуклой поверхности и декорирование изделий.


К: оценка своей деятельности и деятельности одноклассников

Л : Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с культурой и искусством

Самостоятельное конструирование по схеме объемной поделки из бумаги на основе елочного шарика или яичной скорлупы.

Использование изученных технологий для закрепления деталей на выпуклой поверхности и декорирование изделий.

Изготовление объемной поделки из бумаги на основе картонного цилиндра из заготовки-развертки с использованием техники завивания «лапшой»:

  • Подготовка заготовок-разверток

  • Нарезание «лапшой»

  • Завивание ножницами

  • Декорирование и украшение кукол с использованием изученных технологий.





КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО

19-20

Иголка-белошвейка


2

Ознакомление с историей ткачества. Формирование представлений о простых и особых переплетениях нитей в тканях. Формирование представления об истории вышивки и ее применении в современном мире. Формирование представлений об истории профессии портного и о ремонте одежды. Вышивка на ткани полотняного плетения. Совершенствование навыков вышивания на основе шва «Вперед-иголку». Раскрой ткани. Поделка «Шарфик для игрушки» (вышивка на ткани).

П: знакомство с историей развития ткачества, в том числе на Руси:


Р:

К: оценка своей деятельности и деятельности одноклассников

Л : Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с культурой и искусством

Ознакомление с историей развития ткачества, в том числе на Руси:

  • Материалы для ткачества

  • Переплетения нитей (простые и особые)

  • Виды тканей

  • Применение тканей различных переплетений

Ознакомление с историей вышивки:

  • Украшение предметов быта

  • Самобытность узоров

  • Национальный колорит

  • Этнические мотивы в современности

  • Традиции вышивки родного края

Ознакомление с историей развития портновского дела, украшения, ремонта, починки и одежды.

Повторение правил работы и техники безопасности при обращении с иглой.

Новые приемы работы с иглой на ткани:

  • Наметка линии шва путем удаления одной нити из ткани

  • Обучение способу удержания ткани во время шитья (растягивая между пальцами)

  • Применения шва «вперед-иголку» на ткани

  • Прием закрепления нити с обратной стороны

Отмеривание и отрезание ткани по заданным размерам.

Технология получения бахромы по краю изделия из нитей основы ткани (путем убирания лишних нитей).

Вышивка на ткани на основе шва «вперед-иголку» различными способами.

  • Перевивы

  • Декоративные швы на основе одного или двух соседних швов «вперед-иголку»





21

Мастерская игрушек


1

Знакомство с историей развития самодельной игрушки. Вышивка на картонной основе. Раскрой ткани по шаблону. Пришивание пуговиц на ткань. Изготовление объемной заготовки из ткани. Поделка «Паучок на паутине» (объемная игрушка из ткани, вышивка на картонной основе).

П: Ознакомление с историей самодельных и фабричных игрушек.

Р:

К: оценка своей деятельности и деятельности одноклассников

Л : Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с культурой и искусством

Ознакомление с историей самодельных и фабричных игрушек.

Вышивка на картонной основе.

Работа с шилом.

Раскрой ткани по шаблону.

Пришивание пуговиц к ткани.

Изготовление поделки из ткани.

Деление бельевой резинки на равные части.





22-23

Портновский переулок


2

Формирование представлений о машинных и ручных швах, разделении технологических операций при производстве изделий из ткани. Ознакомление с новым видом шва – «Обметочным соединительным швом через-край». Технология временного скрепления ткани канцелярскими скрепками. Вшивание петельки между слоями ткани. Поделка «Мышка-сердечко» (поделка из бумаги с вышивкой), «Прихватка для мамы» (поделка из ткани).

П: Ознакомление с различными видами швов (машинные и ручные).


Р:

К: оценка своей деятельности и деятельности одноклассников

Л : Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с культурой и искусством

Ознакомление с различными видами швов (машинные и ручные).

Формирование первичных представлений о технологических операциях на швейном производстве.

Знакомство с обметочным соединительным швом через ткань

Поделка из бумаги с вышивкой.

Работа с шилом.

Назначение соединительного обметочного шва «через край».

Поделка из ткани:

  • Раскрой ткани по шаблону

  • Скрепление деталей из ткани канцелярскими скрепками

  • Сшивание деталей

  • Вшивание петельки между слоями ткани





24

Деловая бумага


1

Формирование представлений об истоках праздника «День Защитника Отечества» и его значении для военных и гражданских мужчин. Знакомство с миром мужских профессий, первичная профориентация. Свойства самоклеющейся бумаги. Работа с двухслойной самоклеющейся бумагой. Изготовление поделок: «Подарок папе» (поделка из бумаги в технике оригами), «Визитница-кармашек» (поделка из бумаги в технике оригами), «Клейкая бумага» (плоскостная аппликация).

П: Ознакомление с историей праздника Дня Защитника Отечества.

Р:

К: оценка своей деятельности и деятельности одноклассников

Л : Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с культурой и искусством

Ознакомление с историей праздника Дня Защитника Отечества.

Патриотическое воспитание.

Мужские профессии.

Ознакомление с профессиями членов семьи-мужчин.

Первичная профориентация.

Поделки из бумаги в технике оригами.

Ознакомление со свойствами самоклеющейся бумаги.

Оформление плаката с помощью двухслойной самоклеющейся бумаги.

Самостоятельное продумывание и декорирование работы.




25

Бумажная оранжерея


1

Знакомство с гофрированной бумагой. Изучение свойств гофрированной бумаги. Изготовление поделок: «Роза» (объемная поделка из гофрированной бумаги).

П: Знакомство с гофрированной бумагой.


Р:

К: оценка своей деятельности и деятельности одноклассников

Л : Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с культурой и искусством

Знакомство с гофрированной бумагой.

Свойства гофрированной бумаги.

Объемная поделка из гофрированной бумаги.

Применение свойств гофрированной бумаги для создания объемных элементов из бумаги.




26

Серебряное царство


1

Формирование представления об изготовлении и назначении фольги. Изучение свойств фольги. Сравнение свойств фольги с бумаги. Использование свойств фольги для конструирования и декорирования. Изготовление поделок: серебряные предметы (оборачивание фольгой) лебединое озеро (Скульптура из фольги)

П: Ознакомление с технологией изготовления и применением фольги.


Р:

К: оценка своей деятельности и деятельности одноклассников

Л : Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с культурой и искусством

Ознакомление с технологией изготовления и применением фольги.

Знакомство с алюминиевой фольгой.

Сравнение фольги с бумагой.

Свойства фольги.

Оборачивание мелких предметов фольгой.

Лепка из фольги двумя способами.

Изготовление скульптур из фольги.

Формирование интереса и любви к народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну.





27

Твои творческие достижения



1

Ознакомление с историей ювелирного дела и ювелирных украшений. Индивидуальное и промышленное производство украшений. Изготовление поделок: Брошь «Звезда» (поделка из бумаги в технике оригами), Соревнование по рядам «Ювелирный салон» (поделки из фольги - лепка из фольги).

П: Расширение кругозора.

Р:

К: оценка своей деятельности и деятельности одноклассников

Л : Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с культурой и искусством

Создавать поделки в технике оригами в сочетании с изученными техниками. Создавать поделки-украшения, используя все изученные навыки воздействия на фольгу. Создавать украшения из фольги различными способами . Создавать украшения из бумаги в технике оригами.

Расширение кругозора.

Формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических качеств личности.





ПОДЕЛОЧНЫЙ ЕРАЛАШ

28

Книжки-малышки.

Книжный переплёт

.


1

Ознакомление с историей возникновения книг и книгопечатания. Современное книгопроизводство. Изготовление сшивной книжки

П: Пробуждение творческой активности.

Р:

К: оценка своей деятельности и деятельности одноклассников

Л : Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с культурой и искусством

Создавать макеты книг различными способами (сшивной и клеевой). Различать компоненты книги. Ремонтировать книги при помощи скотча. Бережно обращаться с книгами. «Ламинировать» бумаги и картон скотчем. Изготавливать закладки для книг разными способами.

Пробуждение творческой активности.

Стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность




29

Книжкина больница.

Книжкины болезни.


1

Изготовление книжного переплета. Ремонт книг при помощи прозрачного скотча. Изготовление закладок для книг из цветного картона. Оклеивание цветного картона с двух сторон прозрачным скотчем («ламинирование»).

П:

Р:

К: оценка своей деятельности и деятельности одноклассников

Л : Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с культурой и искусством




30

Закладка для порядка.


1

Изготовление поделок: «Книжка-малышка» (макет сшивной книги). Книжный переплет (макет фабричной книги)., Закладка для порядка (поделка из цветного картона).


П:

Р:

К: оценка своей деятельности и деятельности одноклассников

Л : Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с культурой и искусством




31

Помощники человека


2

Ознакомление с ролью бытовых приборов, машин и механизмов в жизни человека. Многообразие бытовых приборов. Правила пользования бытовыми приборами. Машины и механизмы на службе человека. Сфера применения и назначения машин. Ознакомление с пользой и предназначением диких и домашних животных. Уход за домашними питомцами. Растения в жизни человека. Виды сельскохозяйственных растений. Проращивание семян растений. Изготовление поделок: «Весенний огород» (поделка на основе яичной скорлупы).

П: Ориентироваться в мире бытовых приборов.

Р: Обсуждать принципы действия машин и механизмов.

К: оценка своей деятельности и деятельности одноклассников

Л : Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с культурой и искусством

Ориентироваться в мире бытовых приборов. Самостоятельно формулировать правила техники безопасности при обращении с бытовыми приборами. Обсуждать принципы действия машин и механизмов. Осознавать разницу между ролью домашних животных в прошлом и в наши дни. Осознавать ответственность за домашних питомцев. Осознавать роль растений в жизни человека. Проращивать семена растений в подходящих условиях. Осознавать необходимость правильно ухаживать за растениями.




32

Крылатые вестники


1

Ознакомление с историей голубиной почты. Сведения о голубиной почте времен ВОВ. Закрепление навыков выполнения поделок в технике оригами. Патриотическое воспитание - письмо-благодарность ветеранам, поздравление с Днем Победы. Поделка: «Почтовый голубь» (поделка из бумаги в технике оригами.).

П: Осознавать важность героического прошлого наших предков – ветеранов ВОВ.

Р:

К: оценка своей деятельности и деятельности одноклассников

Л : Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с культурой и искусством

Осознавать важность героического прошлого наших предков – ветеранов ВОВ. Совершенствовать навыки изготовления поделок из бумаги в технике оригами.




33

Проволочная фантазия


1

Ознакомление с производством и сферой применения проволоки. Сравнение свойств материалов для творчества – проволоки, фольги в виде жгута и шерстяной нити). Моделирование из проволоки. Изготовление поделок: Декоративные жгуты (поделка из проволоки). Буквы из проволоки. Выполнение коллективной работы: Веселые лозунги.

П: Сравнивать свойства различных материалов (проволока, фольга, нить).

Р:

К: оценка своей деятельности и деятельности одноклассников

Л : Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с культурой и искусством

Сравнивать свойства различных материалов (проволока, фольга, нить). Делать выводы о сходстве и различии этих материалов. Использовать свойства проволоки для изготовления поделок. Моделировать из проволоки.




34

Твои творческие достижения


1

Систематизация знаний о проволоке. Использование изученных свойств проволоки для декорирования предметов и создания поделок. Моделирование из проволоки. Изготовление поделок: Оплетенный карандаш (поделка из проволоки на основе пишущего карандаша), Проволочный человечек (Каркасная модель из проволоки).

П: Обобщение знаний, умений и навыков по различным технологиям, полученных на предыдущих уроках.

Р:

К: оценка своей деятельности и деятельности одноклассников

Л : Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с культурой и искусством

Обобщение знаний, умений и навыков по различным технологиям, полученных на предыдущих уроках. Самостоятельное изготовление поделок из проволоки. Самоконтроль и оценка своей работы (соответствие задуманного реальному воплощению идеи). Изготовление поделок из проволоки при помощи оплетения предмета и создания каркаса.





35

Резерв

1









Информационно-методическое обеспечение.

п/п

Автор

Название

Год издания

Издательство


1

О.В. Узорова,

Е.А. Нефедова.

Технология. 2 класс. Учебник

2013г

АСТ «Астрель» Москва

2

О.В. Узорова,

Е.А. Нефедова.

Технология. 2 класс. Рабочая тетрадь

2013г

АСТ «Астрель» Москва;

3

О.В. Узорова,

Е.А. Нефедова.

Обучение во 2 классе по учебнику «Технология».

2013г

АСТ «Астрель» Москва;





Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.



Нормативные документы

1

Закон РФ «Об образовании»

2

Областной закон «Об образовании в Ростовской области»

3

Учебный план МОБУ СОШ №30

4


5



Дополнительная литература.

п/п

Автор

Название

Год издания

Издательство


1

Цирулик Н.А., Преснякова Т. Н

Уроки творчества.

2002

Издательство «Учебная литература»

2

Лыкова И. А.

Коллаж из листьев. Детская флористика


2013

Цветной мир

3

Лыкова И. А., Шипунова В. А.

Игрушки изначальные. История происхождения, культурные традиции.

2012

Цветной мир

4

Макарова Н.

Секреты бумажного листа


2007

Мозаика-Синтез

5

Баскова Т. Н.

Бисер. Уроки труда в начальной школе

2003

Паритет




Приложение (КИМы и критерии оценивания их).



Образовательные Интернет-ресурсы.

  1. Nadya716.ucoz.ru/index/druzja_sajta/0-36

  2. www.uchportal.ru/lood/49

  3. www.centervertical.ru/p_nach/htm

  4. www.uroki.net/docnach.htm

  5. Inna.moy.su

  6. www.primashool.ru

  7. Life-school.ucoz.ru

  8. www.proshkolu.ru/uzer/medved56/blog/241760

  9. www.fun4child.ru/3877-viktoriny-dlja-nachalnykh-klassov.htme



Материально-техническое обеспечение.

    1. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Технология. 2 класс. Учебник


    1. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Технология. 2 класс. Рабочая тетрадь


    1. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Обучение во 2 классе по учебнику «Технология». Методическое пособие.


К техническим средствам обучения, которые эффективно используются на уроках технологии, относятся:

  • Интерактивная доска;

  • Мультимедийный проектор;


Демонстрационные пособия:

  • Наглядное пособие скульптур

  • Природный материал

  • Коллекция «Гербарий»

  • Образцы тканей


Приведём примеры работ при использовании компьютера:

  • создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Черепкова Ольга Сергеевна

Дата: 15.06.2014

Номер свидетельства: 105501

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа по ФГОС для 3 класса  УМК " Планета знаний" "
    ["seo_title"] => string(62) "rabochaia-proghramma-po-fgos-dlia-3-klassa-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "129528"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415721068"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Календарно - тематическое планирование по технологии , УМК "Планета знаний" 3 класс, по ФГОСам "
    ["seo_title"] => string(97) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-tiekhnologhii-umk-planieta-znanii-3-klass-po-fgosam"
    ["file_id"] => string(6) "105473"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402855094"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства