№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика учебной деятельности учащихся | Планируемые результаты в соответствии с ФГОС | Методы оценки достижений учащихся |
По плану | факт | предметные | УУД | личностные | |
О ДАРЕ СЛОВА (введение) (6 ч) |
1 | 1.09 | | Зачем человеку слово дано. | | Осмысливать цели и задачи изучения предмета «Русский язык». Осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности. Наблюдать над особенностями русской народной речи: мелодичностью, ритмичностью, образностью. Находить основную мысль читаемых текстов. Сравнивать тексты, написанные разными стилями. Следовать рекомендациям памяток при анализе и списывании текстов. Отбирать факты на основе летних воспоминаний для устного сообщения | Понимание смысла речевого общения, различение устной и письменной речи, выделение речевых действий. | Р - применять установленные правила в планировании способа решения; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П – осуществлять поиск и выделение необходимой информации. К – обращаться за помощью, ставить вопросы, научатся использовать в общении правила вежливости | Осознание ценности речи в жизни человека, понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей | Фронтальный опрос |
2. | 2.09 | | Наш родной язык – русский. | | Понимание сущности понятия «русский язык». Выделение в тексте и запись ответов на вопросы. | Р – понимать цель и смысл выполняемых заданий. П– ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника. К – строить монологическое высказывание | Осознание ценности языкового общения, необходимости изучения русского языка гражданами России любой национальности | Работа в парах |
3. 4 | 3.09 4.09 | | Язык певучий и богатый. | | Дать общее представление об образности, точности, краткости, меткости русского языка, художественном и научном текстах. | Р – следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности. П – проводить операции анализа и синтеза, находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых понятий. К – сотрудничать в группе, слушать собеседника, понимать речь других | Восприятие русского языка как явления национальной культуры, внимание к мелодичности звучащей народной речи. | Фронтальный опрос Работа в паре |
5. | 5.09 | | Слово. Предложение. Текст. | | Научатся: осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной); оценивать уместность использования слов в тексте | Р – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать цель выполняемых действий. П – осуществлять поиск нужной информации в учебнике; выполнять синтез как составление целого из частей (составлять предложения). К – использовать в общении правила вежливости; задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте | Осознание богатства выразительных средств русского языка для выражения мыслей и чувств | Практическая работа |
6 | 8.09 | | Развитие речи. Вспоминаем о лете. | | Умение строить устное высказывание с опорой на рисунки и личный опыт. | Р – понимать цель и смысл выполняемых заданий. П – формировать чувство прекрасного, понимать и принимать красоту родного слова. К– строить понятные для партнёра высказывания | Способность к самооценке своей деятельности. | Работа в паре |
7. | 9.09 | | Входная контрольная работа. Диктант. | | | Умение применять полученные умения и навыки при записи под диктовку | Умение на доступном уровне планировать свои действия для реализации задач урока. | Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека. | диктант |
СЛОВО, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ТЕКСТ (повторение) (26 ч) Слово и его строение ( 8 ч) |
8 | 10.09 | | Звуки речи и буквы | | Различать звуки и буквы. Группировать звуки по их характеристике, дополнять группы звуков с помощью ориентиров таблицы. Соотносить количество звуков и букв в словах, объяснять причины расхождения количества звуков и букв. Производить звуко-слоговой и звукобуквенный анализы слов. Преобразовывать звуковой образ слова в буквенный. Синтезировать: составлять слова из слогов, звуков, букв. Определять положение заданной буквы в алфавите. Сопоставлять случаи употребления прописной и строчной буквы в именах собственных и нарицательных омонимах. Применять знание алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Составлять списки, располагая в алфавитном порядке названия (слова, фамилии, названия книг, их авторов). Наблюдать за ролью словесного ударения, правильно произносить слова (в соответствии с акцентологическими нормами). Систематизировать знания о звуках русского языка с помощью таблицы, находить отсутствующие компоненты в таблице. Моделировать звуковое и слоговое строение слова. Сопоставлять слоговое строение слова и варианты переноса слова. Читать тексты с историческими материалами: понимать и воспроизводить содержание с помощью вопросов | Знание отличительных особенностей гласных и согласных, твердых и мягких звуков; правописания йотированных гласных | Р – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; ориентироваться в принятой системе учебных знаков. П – научаться находить, сравнивать,группировать звуки, буквы. слова; строить модели слова (звуковые и буквенные). К – формулировать собственное мнение и позицию | Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека. | Самостоятельная работа |
9. | 11.09 | | Слоги и ударение. | | Наблюдение за ролью словесного ударения, правильное произношение слова (в соответствии с акцентологическими нормами), осознание смыслоразличительной роли ударения. | Р – самостоятельно формулировать тему и цели урока; ориентироваться в принятой системе учебных знаков. П – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему). К – проявление уважения к собеседнику через орфоэпически правильное произношение слов при общении | Имеют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду; принимают ценность познавательной деятельности | Фронтальный опрос |
10 11 12 | 12.09 15.09 16.09 | | Алфавит. | | Знание порядка следования букв в алфавите, представление об особенностях и отличиях современного и древнерусского алфавита, умение записывать слова по алфавиту. | Р – принимать участие в учебном сотрудничестве; осуществлять само- и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном. П – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. К – выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; осуществлять действие взаимоконтроля | Осознание богатства выразительных средств русского языка, восприятие русского языка как явления национальной культуры | Работа в паре Практическая работа |
13 | 17.09 | | Большая буква в словах. | | Знание правила употребления большой буквы в именах собственных (имя, отчество, фамилия, кличка животного). Умение делать выводы о связи написания большой буквы со смыслом слова. | Р – выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя. П – уметь ставить и решать проблемы; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. К – вырабатывать умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё; вступать в диалог | Осознание богатства выразительных средств русского языка, восприятие русского языка как явления национальной культуры. | Практическая работа |
14 | 18.09 | | Перенос слова. | | Умение соотносить слоговое строение слова и варианты переноса. Умение переносить слова при записи с соблюдением послоговой структуры слова. Умение составлять связное устное и письменное высказывание с опорой на личный опыт | Р – проговаривать вслух последовательность производимых действий. П – выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей. К – выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения | Осознание языка как основного средства мышления и общения людей, осознание богатства выразительных средств русского языка. | Фронтальный опрос |
15 | 19.09 | | Перенос слова | | Самостоятельная работа |
Обозначение согласных и гласных звуков на письме (7 ч) |
16 17 18 19 20 | 22.09 23.09 24.09 25.09 26.09 | | Обозначение на письме твёрдых и мягких согласных звуков. | | Фиксировать случаи расхождения произношения и обозначения буквами согласных и гласных звуков. Обнаруживать ориентировочные признаки, обеспечивающие припоминание и обобщение изученных правил об обозначении звуков на письме. Дифференцировать приёмы подбора проверочных слов в зависимости от обозначения гласных или согласных. Обращаться за справкой к словарику учебника по поводу слов с непроверяемыми написаниями | Научатся различать и характеризовать звуки русского языка, использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме, научатся применять правила правописания слов | Р – целеполагание как постановка на основе соотнесения того, что уже известно и усвоение учащимися того, что ещё не известно. П – формировать умения выдвигать гипотезы (предположения, что получится в результате) и проверять их; проводить сравнение, классификацию языкового материала по заданным основаниям. К – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; принимать участие в общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, слушать собеседника и др.) | Осознание языка как основного средства мышления и общения людей, осознание богатства выразительных средств русского языка. | Работа в парах Взаимоконт- роль Практическая работа |
21 | 29.09 | | Обозначение на письме звонких и глухих согласных звуков. | | Умение наблюдать и выявлять сходство и различие звучания парных согласных на конце слов, осуществлять подбор проверочных слов по выделенным признакам. | Р – на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы. П – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. К – допускать существование различных точек зрения; оформлять свои мысли в устной форме | Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека. | Самостоятельная работа |
22 23 | 30.09 1.10 | | Обозначение на письме гласных звуков. | | Умение наблюдать и выявлять различие звучания безударных гласных и их записи буквами, осуществлять подбор проверочных слов по выделенным признакам. Умение пользоваться имеющимися знаниями для поиска в словаре и записи слов с непроверяемыми написаниями | Р – работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы. П – проводить сравнение, классификацию языкового материала по заданным основаниям. К– адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами | Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека. | Фронтальный опрос |
24 | 2.10 | | Обобщение по теме «Слово и его строение» | | | Научаться применять правила правописания (в объёме содержания курса 2 класса) | Р – получат возможность научиться осуществлять само- и взаимопроверку. Используя способ сличения своей работы с эталоном. П – научатся использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач К– адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами | | Практическая работа |
Слова-названия предметов, признаков, действий (1 ч) |
25 | 3.10 | | Слова – названия предметов, признаков, действий. | | «Читать» таблицу и обобщать по ней сведения об общих значениях слов. Находить разные основания для группировки слов. | Умение пользоваться таблицей для анализа и обобщения сведений о частях речи | Р – на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы. П – осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях. К – договариваться, приходить к общему решению при работе в группах | Осознание языка как основного средства мышления и общения людей, осознание богатства выразительных средств русского языка. | Работа в парах |
Слово и предложение (4 ч) |
26 | 6.10 | | Работа слов в предложении и тексте. | | Обнаруживать и объединять разные признаки для квалификации предложения как коммуникативной единицы языка. Анализировать словесное строение предложений с помощью схем. Синтезировать: составлять предложения на основе набора слов, схем | Научатся: осознавать значение орфографического действия; выделять признаки текста как более объемного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом) | Р – работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы; строить схему предложения. П – осознавать познавательную задачу, воспринимать ее на слух, решать ее; прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана). К – принимать участие в работе парами и группами | Осознают предложение и текст как средства для выражения мыслей и чувств; понимают разнообразие и богатство языковых средств для выражения мыслей и чувств | Фронтальный опрос |
27 | 7.10 | | Слово и предложение. | | Умение систематизировать признаки предложений, разбирать схемы и подбирать, составлять предложения по заданным параметрам. | Р – выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. П – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план). К – оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнёром; производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам» | Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека | Фронтальный опрос |
28 29 | 8.10 9.10 | | Диктант по теме «Слово и предложение»: анализ и работа над ошибками | | Умение применять полученные знания в самостоятельной работе; навык грамотного письма с соблюдением изученных правил при письме под диктовку. | Р – принимать и сохранять учебную задачу, понимать важность планирования работы, оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чем проявилась сложность выполнения. П – проводить операции анализа и синтеза, владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова | Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием | Диктант с граммати-ческим заданием. |
Предложение и текст (5 ч) |
30 | 10.10 | | Предложение и текст. | | Различать на слух набор предложений и текст. Понимать тему и особенности строения текста с помощью плана-вопросника | Понимание различий между предложением и текстом, выделение существенных признаков текста как последовательности предложений, связанных по смыслу. | П - умение анализировать языковые средства, выделять существенные признаки, классифицировать и обобщать. К - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач | Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека | Фронтальный опрос |
31 | 13.10 | | Учимся пересказывать и создавать тексты. «До свидания, журавли!» | | Воспроизводить содержание чужой речи с опорой на подробный план-вопросник устно и письменно | Умение анализировать тексты, выделять структурные части, записывать пересказ текста с соблюдением авторского замысла. | Р– умение планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, оценивать правильность выполнения действий и вносить коррективы .П – проводить операции анализа и синтеза. К – адекватно использовать средства устного общения для решения коммуник.задач. | Осознание языка как основного средства мышления и общения людей, осознание богатства выразительных средств русского языка. | Практическая работа |
32 | 14.10 | | Анализ и редактирование изложения | | Умение оценивать свою деятельность, применять изученные правила при работе с ошибками. | Р – понимать цель выполняемых действий, оценивать правильность их выполнения. П – ориентироваться в учебнике. К – адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач | Понимание того, что правильная письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека | Фронтальный опрос |
33 | 15.10 | | Развитие речи Сочинение «Дед Мороз и дети» | | Составлять текст, логически правильно выстраивая собственное высказывание в устной форме | Умение составлять текст с опорой на рисунки и собственный опыт с соблюдением правил построения текстового высказывания и записи предложений. | Р – адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, при необходимости вносить коррективы в действия. П – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. К – выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; воспринимать другое мнение и позицию | Осознание языка как основного средства мышления и общения людей, осознание богатства выразительных средств русского языка. | Работа в парах |
34 | 16.10 | | Анализ и редактирование сочинения. | | Умение оценивать свою и чужую деятельность, анализировать речевые ошибки, применять изученные правила при работе с ошибками. | Понимание того, что правильная письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека | Фронтальный опрос |
СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ (10 ч) |
35 | 17.10 | | Если хочешь понимать и быть Понятым. | | Выявлять причины ситуаций непонимания людьми друг друга при их устном и письменном общении. Осознавать мотив к более глубокому изучению русского языка и цели выполнения разнообразных упражнений. | Научатся: выявлять причины ситуаций непонимания людьми друг друга при их устном и письменном общении; осознавать мотив к более глубокому изучению русского языка и цели выполнения разнообразных упражнений | Р– самостоятельно работать с учебником и словарями во внеурочное время. П – проводить операции анализа и синтеза. К – задавать вопросы, адекватные данной ситуации; принимать участие в диалоге, выполняя правила поведения | Осознают русский язык как основное средство общения народов России | Практическая работа |
36 | 20.10 | | Конкретные и общие значения слов. | | «Читать» таблицу: добывать и обобщать информацию о свойствах слова из таблицы. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Оценивать степень понимания значения воспринимаемых слов, предпринимать усилия к установлению значений «непонятных» слов. Наводить справки о значениях слов в толковом словаре. Наблюдать в речи употребление слов с переносным значением, синонимов, антонимов | Научатся: осознавать наличие разных сторон значения слова; уточнять значения слов в толковых словарях; «читать» таблицу: добывать и обобщать информацию о свойствах слова из таблицы; выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания; оценивать степень понимания значения воспринимаемых слов, предпринимать усилия к установлению значений непонятных» слов; наводить справки о значениях слов в толковом словаре; наблюдать в речи употребление слов с переносным значением, синонимов, антонимов | Р– самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время. П – находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; пользоваться словарями; анализировать изучаемые явления языка с выделением их существенных признаков. К – задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения | Понимают богатство и разнообразие слов в русском языке; внимательно относятся к особенностям народной речи, имеют познавательный интерес к значению слова и его истокам | Работа с текстом в парах |
37 38 39 | 21.10 22.10 23.10 | | Какими бывают лексические значения слов | | Р – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи. П – проводить операции анализа и синтеза; осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом. К – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; взаимодействовать при поиске информации | Практическая работа Самостоятельная работа |
40 41 | 24.10 5.11 | | Группы слов с общим значением. | | Различать лексические (конкретные) и общие значения слов. Сопоставлять главные отличительные признаки групп слов с общим значением (частей речи). Определять слово как часть речи, группировать слова по частям речи. «Пробовать перо» в употреблении разных частей речи с разными значениями при создании текста в жанре загадки | Умение различать лексические (конкретные) и общие значения слов; определять слово как часть речи, группировать слова по частям речи. | Р – принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя. П – обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно). К – взаимодействовать при поиске информации; слушать и слышать других | Осознание языка как основного средства мышления и общения людей, осознание богатства выразительных средств русского языка. | Фронтальный опрос |
42 | 6.11 | | Ежели вы вежливы... | | Использовать разные этикетные языковые формулы | Научатся: каллиграфически и орфографические правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта); оценивать уместность использования слов в тексте. | Р – в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу. П – проводить сравнение, классификацию языкового материала по заданным основаниям. К – соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова); уметь аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | Понимают ценность нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека | Самостоятельная работа по образцу |
43 | 7.11 | | Списывание текста. Употребление вежливых слов. | | Научатся каллиграфически и орфографически правильно , без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта);получат возможность научиться оценивать уместность использования слов в тексте | Р – в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу. П – проводить сравнение, классификацию языкового материала по заданным основаниям. К – соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова); уметь аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | Самостоятельная работа по образцу |
44 | 10.11 | | Выборочное списывание из текста (контроль знаний). | | | Умение анализировать и выбирать существенную информацию из текста, строить речевое высказывание с использованием опорных слов, «сравнительных» языковых средств. | Р – контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. П – владеть основами смыслового чтения текста; проводить операции анализа и синтеза. К – уметь точно выражать свои мысли | Осознание языка как основного средства мышления и общения людей, осознание богатства выразительных средств русского языка. | Практическая работа |
45 | 11.11 | | Сочинение «Облака» | | Наблюдать над использованием синонимических конструкций для выражения сравнительных отношений. Различать особенности текстов на одну тему, разных по функциям и жанрам. Создавать собственные высказывания с использованием «сравнительных» языковых средств | Умение составлять текст с опорой на имеющийся текстовый материал и собственный опыт с соблюдением правил построения текстового высказывания и записи предложений. | Р – адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. П – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; проводить операции анализа и синтеза. К – уметь точно выражать свои мысли; осуществлять действие взаимоконтроля | Осознание языка как основного средства мышления и общения людей, осознание богатства выразительных средств русского языка. | Практическая работа |
46 | 12.11 | | Анализ и редактирование сочинения. | | Умение оценивать свою и чужую деятельность, анализировать и выделять речевые ошибки и недочеты, применять изученные правила при работе с ошибками. | Р – понимать важность планирования работы, осуществлять самопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном. П – владеть общим способом проверки орфограмм. К – выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту | Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека | Фронтальный опрос |
Слово и его значимые части ( 11 ч) |
47 | 13.11 | | Корень слова. | | Накапливать опыт по осознанию назначения каждой морфемы в слове. Квалифицировать объект (корень слова) с позиций совокупности его отличительных признаков Различать группы родственных слов, слова с омонимичными корнями, синонимы. Уточнять значения слов с помощью этимологического словаря | Умение квалифицировать объект (корень слова) с позиций совокупности его отличительных признаков, различать группы родственных слов, слова с омонимичными корнями, синонимы. | Р – выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя. П – осуществлять поиск нужной информации в различных источниках; владеть способом проверки «трудно проверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем); ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы ее решения; находить языковые примеры для иллюстрации языковых понятий. К – взаимодействовать при поиске информации; слушать собеседника, понимать речь других | Осознание языка как основного средства мышления и общения людей, осознание богатства выразительных средств русского языка. | Самостоятельная работа |
48 49 | 14.11 17.11 | | Однокоренные слова. | | Умение находить, группировать, различать однокоренные слова, слова-синонимы, слова-омонимы (с похожим корнем). | Практичес-кая работа Работа в парах |
50 | 18.11 | | Суффиксы в словах. | | Наблюдать над оттенками значений (проявлять языковое «чутьё»), вносимых в слова приставками и суффиксами | Понимание сущности и роли понятия «суффикс», умение отличать суффикс от других частей слова. | Р – выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя. П - умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать речевой материал, К - умение ориентироваться на позицию партнера во взаимодействии | Осознание богатства выразительных средств русского языка | Фронтальный опрос |
51 | 19.11 | | Приставка. | | Понимание сущности, смыслоразличительной и словообразующей роли понятия «приставка», умение отличать суффикс от других частей слова. | Р – на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы. П – осуществлять поиск нужной информации в различных источниках. К – взаимодействовать при поиске информации; выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту | Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Осознание богатства выразительных средств русского языка. | Фронтальный опрос |
52 | 20.11 | | Закрепление по теме «Суффиксы и приставки в словах» | | Наблюдать над оттенками значений (проявлять языковое «чутьё»), вносимых в слова приставками и суффиксами | Умение выделять в слове варианты приставок и суффиксов, образовывать слова по заданным параметрам. | Р – на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы. П – осуществлять поиск нужной информации в различных источниках. К – взаимодействовать при поиске информации; выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту | Осознание богатства выразительных средств русского языка. | Работа в парах |
53 54 | 21.11 24.11 | | Окончание слова. | | Отличать назначение окончания от роли других значимых частей в слове. Изменять слова при связи слов в предложении | Понимание сущности и роли окончания в слове, умение изменять окончания для связи слов в предложении. | Р – выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане; высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи. П – осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов); делать выводы о результате совместной работы класса. К – сотрудничать с одноклассниками | Осознание языка как основного средства мышления и общения людей, осознание богатства выразительных средств русского языка. | Практическая работа |
55 56 | 25.11 26.11 | | Разбор слов по составу (морфемный разбор) | | Анализировать строение слова со стороны наличия в нём значимых частей (морфем). Действовать в соответствии с этапами памятки морфемного разбора слов. Синтезировать: составлять слова с опорой на модели (схемы). Группировать слова в соответствии с их составом | Умение анализировать строение слова со стороны наличия в нём значимых частей (морфем). Действовать в соответствии с этапами памятки морфемного разбора слов. Синтезировать: составлять слова с опорой на модели (схемы). Группировать слова в соответствии с их составом. | Р – выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя. П – осознавать познавательную задачу; проводить операции анализа и синтеза. К – адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате; проявлять доброжелательное отношение к партнеру в коммуникации | Осознание богатства выразительных средств русского языка. | Самостоятельная работа Фронтальный опрос |
57 | 27.11 | | Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием по теме «Состав слова». | | | Умение применять полученные знания в самостоятельной работе; навык грамотного письма с соблюдением изученных правил при письме под диктовку | Умение контролировать свои действия в процессе написания проверочной работы. | Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека | Диктант с грамматичес-ким заданием. |
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА (25 ч) |
Орфограммы в корне слова (2 ч) |
58 59 | 28.11 1.12 | | Понятие об орфограмме | | Обнаруживать в звучащем слове «слабые» звуки. Синтезировать признаки условий наличия в слове орфограммы. Продумывать алгоритм (порядок) проверки орфограммы. Действовать по алгоритму при решении орфографической задачи | Умение обнаруживать в звучащем слове «слабые» звуки, синтезировать признаки условий наличия в слове орфограммы | Р – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи. П – уметь ставить и решать проблемы, выводить общее из целого ряда единичных объектов; пользоваться словарями; владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова. К – принимать участие в работе парами и группами; учитывать мнение партнера, высказывать свое мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека. | Работа в парах Взаимопровер-ка |
Безударные гласные в корне слова (6 ч) |
60 61 62 63 | 2.12 3.12 4.12 5.12 | | Безударные гласные в корне слова. | | Выбирать рациональный способ проверки безударных гласных в корне слова. Ориентироваться в условиях выбора проверочного слова при сходстве признаков разных орфограмм | Умение обнаруживать в звучащем слове «слабые» звуки, синтезировать признаки условий наличия в слове орфограммы, продумывать алгоритм (порядок) проверки орфограммы. | Р – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи. П– уметь ставить и решать проблемы, выводить общее из целого ряда единичных объектов; пользоваться словарями; владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова. К – принимать участие в работе парами и группами; строить монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи | Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека. | Практическая работа Фронтальный опрос Самостоятельная работа |
64 | 8.12 | | Развитие речи. Изложение текста. | | Понимать содержание читаемого текста и воспроизводить его с опорой на план | Умение анализировать тексты, определять тему, озаглавливать, выделять структурные части, записывать пересказ текста с соблюдением авторского замысла и с опорой на план. | Умение планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, оценивать правильность выполнения действий и вносить коррективы, строить монологические высказывания. | Осознание языка как основного средства мышления и общения людей, осознание богатства выразительных средств русского языка. | Практическая работа |
65 | 9.12 | | Анализ и редактирование изложения. | |
Согласные в корне слова (4 ч) |
66 67 | 10.12 11.12 | | Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. | | Ориентироваться в новых позициях проявления согласных орфограмм в корне слова. Выбирать более экономные способы и приёмы проверки согласных орфограмм в слове | Умение обнаруживать в звучащем слове «слабые» звуки, синтезировать признаки условий наличия в слове орфограммы, продумывать алгоритм проверки орфограммы. | Р – принимать и сохранять учебную задачу; поэтапно контролировать свою деятельность. П – находить в тексте ответ на поставленный вопрос; владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова. К – допускать существование различных точек зрения; контролировать действия партнёра; доброжелательно относиться к партнёру | Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека. | Работа в парах |
68 | 12.12 | | Непроверяемые звонкие и глухие согласные. | | Научатся писать слова иноязычного происхождения с непроверяемыми звонкими и глухим согласными | Р – принимать и сохранять учебную задачу; поэтапно контролировать свою деятельность. П – находить в тексте ответ на поставленный вопрос; владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова. К – допускать существование различных точек зрения; контролировать действия партнёра; доброжелательно относиться к партнёру | Расширяют познавательный интерес, учебные мотивы; работают по заданию самостоятельно | Фронтальный опрос |
69 | 15.12 | | Контрольное списывание | | | Умение списывать с печатного текста с соблюдением правил графики, орфографии и каллиграфии. | Умение действовать по алгоритму (памятка для списывания). | Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека. | списывание |
70 71 72 | 16.12 17.12 18.12 | | Непроизноси- мые согласные в корне слова. | | Ориентироваться в новых позициях проявления согласных орфограмм в корне слова. Выбирать более экономные способы и приёмы проверки согласных орфограмм в слове | Умение обнаруживать в звучащем слове «слабые» звуки, синтезировать признаки условий наличия в слове орфограммы, продумывать алгоритм проверки орфограммы, действовать по алгоритму при решении орфографической задачи. | Р – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи. П– осознавать познавательную задачу, воспринимать ее на слух, решать; проводить операции анализа и синтеза; владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова. К – взаимодействовать при поиске информации; выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками | Соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; расширяют познавательный интерес. | Фронтальный опрос Самостоятельная работа |
73 | 19.12 | | Непроверяемые непроизносимые согласные. | | | Научатся определять (уточнять) правописание слов по орфографическому словарю учебника. | Р – научатся осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слова) П – научатся ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника. Владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова К – взаимодействовать при поиске информации; выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками | Соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; расширяют познавательный интерес. | Работа в парах |
74 | 22.12 | | Проверяемые орфограммы в корне слов. | | Обобщать материал о способах проверки орфограмм с помощью таблицы. Дифференцировать типы орфограмм в корне слова и подбирать адекватные приёмы проверки. Находить в тексте, обнаруживать на слух слова с орфограммами. Графически обосновывать наличие в слове орфограммы определённого типа | Уметь выделять в слове орфограммы, опознавать отличительные признаки и подбирать способ проверки. | Р – поэтапно контролировать свою деятельность. П – владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова; находить, сравнивать, классифицировать орфограммы в корне слова. К – уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, паре) | Обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей | Фронтальный опрос |
75 76 | 23.12 24.12 | | Проверяемые орфограммы в корне слов. Проверочная работа. | | Уметь выделять в слове орфограммы, опознавать отличительные признаки и подбирать способ проверки. | Умение контролировать, вносить коррективы, анализировать и оценивать собственную деятельность. | Обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей | Самостоя-тельная работа |
77 | 25.12 | | Контрольный диктант по теме «Проверяемые орфограммы в корне слова». | | Научатся: решать орфографические задачи с опорой на алгоритм (памятку по решению орфографической задачи) в ходе записи по слуху; анализировать типы допущенных ошибок, использовать графическое обоснование при работе над ошибками; выбирать упражнения для ликвидации выявленных пробелов в умениях | Р – работать в соответствии с алгоритмом; планировать и контролировать этапы своей работы; при необходимости вносить коррективы в действия. П – проводить сравнение, классификацию языкового материала по заданным основаниям. К – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь | Умеют стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных проблем; ориентированы на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи, самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. | Диктант с грамматичес-ким заданием |
78 | 26.12 | | Анализ и работа над ошибками. | | | Фронтальный опрос |
79 | 12.01 | | Проверяемые орфограммы. «Школа грамотея» | | Обобщать материал о способах проверки орфограмм с помощью таблицы. Дифференцировать типы орфограмм в корне слова и подбирать адекватные приёмы проверки. Находить в тексте, обнаруживать на слух слова с орфограммами. Графически обосновывать наличие в слове орфограммы определённого типа | Уметь выделять в слове орфограммы, опознавать отличительные признаки и подбирать способ проверки. | Р – поэтапно контролировать свою деятельность. П – владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова; находить, сравнивать, классифицировать орфограммы в корне слова. К – уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, паре) | Обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей | Работа в парах |
80 | 13.01 | | Изложение «Лесная быль». | | Анализировать строение и содержание читаемого и воспринимаемого на слух текстов. Воспроизводить содержание текстов с опорой на план. Оценивать правильность выбора языковых средств в целях сохранения авторского отношения к описываемому. | Умение анализировать тексты, определять тему, озаглавливать, выделять структурные части, записывать пересказ текста с соблюдением авторского замысла и с опорой на план | Р – поэтапно контролировать свою деятельность. П – строить ответ в соответствии с заданным вопросом. К – выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам» | Осознание языка как основного средства мышления и общения людей, осознание богатства выразительных средств русского языка. | Практическая работа |
81 | 14.01 | | Анализ и работа над ошибками. | | Умение оценивать свою деятельность, анализировать и выделять речевые ошибки и недочеты, применять изученные правила при работе с ошибками. | Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека. | Фронтальный опрос |
82 | 15.01 | | Создание текста поздравления. | | Осознавать и разделять традиции народа, поздравлять друг друга с праздниками. Создавать собственное высказывание определённого жанра: поздравление с Новым годом. Использовать нормы речевого этикета в тексте-поздравлении. Редактировать тексты. Обсуждать участие в реализации проекта, работать совместно в паре, группе | Умение выражать свои мысли и эмоции при записи текста-поздравления, соблюдение правил этикета. | Р – следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности. П – осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений). К – адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить) | Осознание важности внимательного отношения к окружающим. | Практическая работа |
83 84 85 | 16.01 19.01 | | Инструктаж по проектным работам «Как хорошо уметь писать, свои мысли выражать» | | Рассмотреть предлагаемые проектные работы. Помочь выбрать групповые и индивидуальные виды. Обсудить возможные результаты, их полезность, возможность организовать коллективный праздник или другой вид презентации для одноклассников | Умение обсуждать участие в реализации проекта, работать совместно в паре, группе. | Р – принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебной задачи. П – находить в учебнике и другом справочном материале ответ на заданный вопрос. К – понимать и принимать существование различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос; взаимодействовать при поиске информации. | Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека. | Работа в парах практическая в парах |
«Жизнь» языка в речи (13 ч) |
85 | 20.01 | | Слово в предложении. | | Учиться читать, адекватно воспринимать содержание познавательных и художественных текстов. Ориентироваться в содержании и теме текста по его заголовку, ключевым словам, иллюстрациям. Подбирать заголовок к тексту, исходя из его темы. Наблюдать над отбором фактов и языковых средств мастерами слова, сопоставлять их при создании текстов на узкие и широкие сопредельные темы | Научатся сознавать взаимосвязь языка и речи, процесс рождения речи; обнаруживать главное в сообщении и структурных частях предложения; «читать» схемы и знаки препинания; обобщать признаки предложения; понимать основные «шаги» памятки-инструкции, действовать в соответствии с ними; строить высказывания в объёме предложений; читать, адекватно воспринимать содержание познавательных и художественных текстов; | Р – понимать цель выполняемых действий. П – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; активизировать словарь при общении, при работе с информацией; строить схему предложения. К – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач | Понимают богатство и разнообразие слов в русском языке; формируют познавательный интерес к значению слова и его истокам | Практическая работа |
86 87 | 21.01 22.01 | | Предложение. Члены предложения. | | Практическая работа Словарный диктант |
88 | 23.01 | | Текст. Тема текста. | | Научатся: наблюдать над отбором фактов и языковых средств мастерами слова, сопоставлять их при создании текстов на узкие и широкие сопредельные темы; записывать текст по памяти, применять правила правописания. | Р – менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи. П – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К – понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; уметь точно выражать свои мысли | Понимают разнообразие и богатство языковых средств для выражения мыслей и чувств. | Практическая работа |
89 90 | 26.01 27.01 | | Важное умение – понимать текст. | | | Научатся: добывать информацию о книге (понимать тему, содержание) из названия, оглавления; формулировать, высказывать мнения, сообщать о впечатлениях от прочитанного; читать и понимать историко-познавательные тексты; осуществлять систематизацию, хранение книг и их поиск в домашней библиотеке, по каталогам; определять части текста и их микротемы; находить ответы по содержанию текста | Р – высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи, в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи; осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи. П – проводить операции анализа и синтеза, воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений. К – понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; строить понятные для партнёра высказывания с учётом поставленной коммуникативной задачи | Понимают разнообразие и богатство языковых средств для выражения мыслей и чувств | Фронтальная работа |
91 | 28.01 | | Упражнения в понимании тем текстов. | | Работа в парах |
92 | 29.01 | | Учимся понимать, передавать и создавать тексты. Сообщение о любимой книге. | | Связно высказываться с опорой на план-вопросник (сообщения о любимой книге, о зимних забавах). Собирать и отбирать материал для высказывания. Корректировать (редактировать) написанное. Проводить презентацию проекта. Корректно вносить собственные замечания, предложения | Умение анализировать текст, языковые средства, составлять текст с опорой на вопросы и на личный опыт. | Р – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия. П– строить ответ в устной форме в соответствии с заданным вопросом. К – строить монологическое высказывание | Осознание языка как основного средства мышления и общения людей, осознание богатства выразительных средств русского языка. | Самостоятельная работа по образцу |
93 | 30.01 | | Учимся читать и создавать тексты. Сообщение о зимних забавах. | | Научатся соблюдать произносительные нормы в собственной речи; создавать тексты в 4–8 предложений, правильно оформляя начало и конец предложения. | Р – контролировать: обнаруживать и устранять ошибки. П – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; владеть способом проверки орфограмм. К – формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | Осознают ответственность за произнесенное и написанное слово | Практическая работа |
94 | 2.02 | | Анализ творческих работ. | | Умение оценивать свою и чужую деятельность, анализировать и выделять речевые ошибки и недочеты, применять изученные правила при работе с ошибками. | Р – контролировать: обнаруживать и устранять ошибки. П – проводить операции анализа и синтеза. К – понимать возможность существования различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос | Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека. | Фронтальный опрос |
Правописание слов (53 ч) |
95 96 97 | 3.02 4.02 5.02 | | Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне. | | Сопоставлять и выбирать рациональный способ записи слов, способ проверки орфограмм в зависимости от их типов. Решать орфографические задачи в соответствии с памяткой. Графически обосновывать наличие орфограммы в слове и подбор проверочного слова. Наводить справку о написании слова в орфографическом словаре, в этимологическом словаре | Научатся сопоставлять и выбирать рациональный способ записи слов, способ проверки орфограмм в зависимости от их типов; решать орфографические задачи в соответствии с памяткой; графически обосновывать наличие орфограммы в слове и подбор проверочного слова; наводить справки о написании слов в орфографическом словаре, в этимологическом словаре. | Р – выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами. П – пользоваться словарями; проводить операции анализа и синтеза; владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова; находить, сравнивать, классифицировать орфограммы в корне слова. К– взаимодействовать при поиске информации; формировать собственное мнение и аргументировать его | Имеют ориентацию на развитие орфографической зоркости | Фронтальный опрос Работа в паре Диктант |
98 | 6.02 | | Контрольный диктант. | | |
99 | 9.02 | | Изложение «Птичья столовая» | | Воспринимать смысл прочитанного с опорой на заголовок и план. Письменно передавать содержание текста с опорой на готовый план | Умение анализировать тексты, определять тему, озаглавливать, выделять структурные части, записывать пересказ текста с соблюдением авторского замысла и с опорой на план. | Умение планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, оценивать правильность выполнения действий и вносить коррективы, строить монологические высказывания. | Осознание языка как основного средства мышления и общения людей, осознание богатства выразительных средств русского языка. | Практическая работа |
100 101 102 103 | 10.02 11.02 12.02 13.02 | | Слова с двойными согласными. | | Группировать слова по наличию в них двойных согласных | Знание отдельных слов с удвоенными согласными, умение образовывать и записывать слова с общим корнем. | Р – планировать свою деятельность; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную цель; выполнять учебные действия в устной речи. П – строить ответ в устной форме в соответствии с заданным вопросом; осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника. К – взаимодействовать в парах, выполняя правила речевого поведения | Формируют чувство сопричастности к языку своего народа (я – носитель языка); имеют потребность в постоянном обогащении своего словаря | Фронтальный опрос Практическая работа Предупреди-тельный диктант |
104 | 16.02 | | Закрепление написания слов с двойными согласными. | | Самостоятельная работа |
105 | 17.02 | | Обобщение по теме «Непроверяемые гласные и согласные в корне слова». | | Совершенствование орфографического навыка правописания непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Упражнять в группировке слов по наличию в них двойных согласных. Учить писать безошибочно под диктовку и в свободном письме при составлении связных высказываний на основе личных впечатлений | Научатся сопоставлять и выбирать рациональный способ записи слов, способ проверки орфограмм в зависимости от их типов; решать орфографические задачи в соответствии с памяткой; графически обосновывать наличие орфограммы в слове и подбор проверочного слова; наводить справки о написании слов в орфографическом словаре, в этимологическом словаре. | Р – планировать свою деятельность; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную цель; выполнять учебные действия в устной речи. П – строить ответ в устной форме в соответствии с заданным вопросом; осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника. К – взаимодействовать в парах, выполняя правила речевого поведения | Формируют чувство сопричастности к языку своего народа (я – носитель языка); имеют потребность в постоянном обогащении своего словаря | Фронтальный опрос |
106 107 | 18.02 19.02 | | Контрольный диктант и его анализ. | | | Умение применять полученные знания в самостоятельной работе; навык грамотного письма с соблюдением изученных правил при письме под диктовку. Умение оценивать свою деятельность, анализировать и выделять речевые ошибки и недочеты, применять изученные правила при работе с ошибками. | Р – принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с инструкцией учителя. П– владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова; оценивать результаты работы; организовывать самопроверку. | Умеют стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных проблем; способны адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием | Диктант с грамматичес-ким заданием |
ОБОЗНАЧЕНИЕ ТВЁРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ (5 ч) |
108 | 20.02 | | Способы обозначения парных твёрдых и мягких согласных звуков. | | Выделять новые случаи, позиции обозначения твёрдых и мягких согласных звуков в середине слова Устанавливать причины «неподчинения» ряда фактов написания общему принципу обозначения звуков на письме | Умение обнаруживать в звучащем слове «слабые» звуки, синтезировать признаки условий наличия в слове орфограммы, соблюдать правила орфоэпии. Научатся: выделять новые случаи, позиции обозначения твёрдых и мягких согласных звуков в середине слова; устанавливать причины «неподчинения» ряда фактов написания общему принципу обозначения звуков на письме; дифференцировать варианты применения правил при решении орфографических задач | Р– поэтапно контролировать свою деятельность; принимать алгоритм выполнения учебной задачи; выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их. П– осуществлять поиск нужной информации в учебнике, строить модели слова (звуковые и буквенные); осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений); К – уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, паре); взаимодействовать при поиске информации | Понимание того, что правильная речь есть показатель индивидуальной культуры человека. | Самостоятельная работа по образцу |
109 110 | 24.02 | | Употребление гласных после шипящих и буквы ц. | | Работа в парах |
111 | 25.02 | | Написание сочетаний чк, чн, щн. | | Фронтальный опрос |
112 113 | 26.02 27.02 | | Мягкий знак — показатель мягкости согласных звуков. | | | Практическая работа |
114 115 116 | 2.03 3.03 4.03 | | Разделительный мягкий знак | | Различать функции мягкого знака при записи слов и группировать слова. Обобщать сведения о ролях употребления мягкого знака в словах | Научатся различать функции мягкого знака при записи слов и группировать слова; обобщать сведения о ролях употребления мягкого знака в словах; применять правила правописания разделительного мягкого знака. | Р – корректировать выполнение заданий; принимать участие в учебном сотрудничестве. П – формировать умения выдвигать гипотезы (предположения, что получится в результате) и проверять их. К – договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя) | Понимание того, что правильная речь есть показатель индивидуальной культуры человека. | Фронтальный опрос Работа в паре |
117 | 5.03 | | Обобщение по теме «Обозначение твердых и мягких согласных звуков» | | Анализировать слова по строению с разных позиций (звуко-буквенному, слоговому, морфемному). Использовать правила написания слов при записи по слуху | Научатся обнаруживать на слух в словах мягкие согласные и обозначать их на письме, осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки | Р – понимать важность планирования работы. П – владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова. К– учитывать мнения одноклассников; выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту | Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека. | Фронтальный опрос |
118 | 6.03 | | Проверочная работа «Гласные и согласные в корне слова» | | Научатся каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв писать под диктовку тексты, осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки | Р – принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с инструкцией учителя. П – владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова; оценивать результаты работы; организовывать самопроверку. К – задавать вопросы, адекватные речевой ситуации | Умеют стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных проблем; способны адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием | тест |
119 | 9.03 | | Анализ и работа над ошибками. Практикум по слого- звуковому анализу (разбору) слов | | Фронтальный опрос |
120 | 10.03 | | Изложение "Клестята" | | Воспринимать смысл прочитанного с опорой на заголовок и план. Письменно передавать содержание текста с опорой на готовый план | Умение анализировать тексты, определять тему, озаглавливать, выделять структурные части, записывать пересказ текста с соблюдением авторского замысла и с опорой на план. | Умение планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, оценивать правильность выполнения действий и вносить коррективы, строить монологические высказывания. | Осознание языка как основного средства мышления и общения людей, осознание богатства выразительных средств русского языка. | Практическая работа |
121 | 11.03 | | Анализ и редактирование изложения. | | Умение оценивать свою деятельность, анализировать и выделять речевые ошибки и недочеты, применять изученные правила при работе с ошибками. | Р – контролировать: обнаруживать и устранять ошибки. П – проводить операции анализа и синтеза. К – понимать возможность существования различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос | Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека. | Фронтальный опрос |
122 | 12.03 | | Общее повторение правописания слов. | | Применять изученные правила с использованием алгоритма решения орфографической задачи. Выбирать верные ответы при решении орфографических тестов. Работать в парах: отстаивать свою точку зрения, убеждать партнёра, прислушиваться к мнению собеседника, вырабатывать общее решение, преобразовывать в словесную форму | Научатся решать орфографические задача (обнаруживать звуки в слабых позициях и выбирать буквы для их обозначения) | Р – вносить необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками; контролировать и оценивать свои действия. П – активизировать словарь при общении, при работе с информацией. К – уметь аргументировать своё предложение, убеждать и уступать | Обнаруживают устойчивое внимание, подчинённое той деятельности, которую выполняют | Самостоятельная работа |
123 | 13.03 | | Контрольный Диктант. | | Научатся каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв писать под диктовку тексты, осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки | Р – принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с инструкцией учителя. П– владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова; оценивать результаты работы; организовывать самопроверку. К – задавать вопросы, адекватные речевой ситуации | Умеют стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных проблем; способны адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием | Диктант с грамматичес-ким заданием |
124 | 16.03 | | Анализ и работа над ошибками. | | Фронтальный опрос |
125 | 17.03 | | Повторение изученного. | | Применять изученные правила с использованием алгоритма решения орфографической задачи. Выбирать верные ответы при решении орфографических тестов. Работать в парах: отстаивать свою точку зрения, убеждать партнёра, прислушиваться к мнению собеседника, вырабатывать общее решение, преобразовывать в словесную форму | Научатся обнаруживать на слух в словах мягкие согласные и обозначать их на письме, осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки. | Р – понимать важность планирования работы. П – владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова. К – учитывать мнения одноклассников; выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту | Оценивают поступки и действия –свои и одноклассников | Самостоятельная работа по образцу |
126 | 18.03 | | Учимся пересказывать и создавать тексты Письмо тоже текст. | | Составлять тексты в жанре письма | Научатся составлять тексты в жанре письма; излагать содержание исходных текстов | Р – работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы. П – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. К – уметь точно выражать свои мысли | Формируют чувство эстетической красоты и точности русского слова | Фронтальная проверка |
127 | 19.03 | | Учимся пересказывать и создавать тексты. Поздравление к празднику. | | Умение писать поздравления в соответствии с правилами этикета, умение отбирать языковые и информационные средства в зависимости от ситуации общения. | Р – работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы. П – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. К – уметь точно выражать свои мысли | Осознание богатства выразительных средств русского языка. | Фронтальная проверка |
128 129 | 20.03 | | Общее повторение правописания слов. | | Применять изученные правила с использованием алгоритма решения орфографической задачи. Выбирать верные ответы при решении орфографических тестов. Работать в парах: отстаивать свою точку зрения, убеждать партнёра, прислушиваться к мнению собеседника, вырабатывать общее решение, преобразовывать в словесную форму | Научатся решать орфографические задача (обнаруживать звуки в слабых позициях и выбирать буквы для их обозначения) | Р – вносить необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками; контролировать и оценивать свои действия. П – активизировать словарь при общении, при работе с информацией. К – уметь аргументировать своё предложение, убеждать и уступать | Обнаруживают устойчивое внимание, подчинённое той деятельности, которую выполняют | Фронтальный опрос |
Части речи и их работа в предложении (30 ч) |
130 131 | 30.03 31.03 | | Общие значения частей речи. | | Распознавать группы слов (части слова) по их отличительным признакам | Знание понятий: «части речи», «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол»; умение различать части речи по изученным признакам (смыслу, вопросам). | Р– ориентироваться в принятой системе учебных знаков. П – обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); строить схему предложения. К – использовать речь для регуляции своего действия | Осознание богатства выразительных средств русского языка. | Работа в парах |
132 | 1.04 | | Имя существитель - ное. | | Определять грамматические признаки имени существительного. Систематизировать признаки имени существительного как части речи. Переносить общее правило об употреблении большой буквы в собственных существительных на написание названий книг, газет и пр. Понимать содержание текста, воспринимаемого на слух, и воспроизводить его содержание с помощью плана | Знание сути понятия «имя существительное», его основных отличительных признаков, умение отличать имя существительное от других частей речи. | Р – выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. П – подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения. К – использовать речь для регуляции своего действия | Осознание богатства выразительных средств русского языка. | Практическая работа |
133 134 135 | 2.04 3.04 6.04 | | Одушевлённые и неодушевлён- ные имена существитель ные. | | Различение сути понятий: «одушевленность», «неодушевлен-ность»; умение различать имена существительные по признаку одушевленности, умение классифицировать слова по смысловому признаку. | Р – проговаривать вслух последовательность производимых действий. П – строить ответ в устной форме в соответствии с заданным вопросом; формулировать собственное мнение и аргументировать его. К – задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения; уметь точно выражать свои мысли | Осознание богатства выразительных средств русского языка. | Практическая работа |
136 137 138 139 | 7.04 8.04 9.04 10.04 | | Собственные имена существитель-ные. | | | Научатся осознавать традиции русского народа в наименовании и оформлении имён собственных; писать имена собственные; подписывать конверт в соответствии с правилами оформления и правописания; использовать кавычки и большую букву в названиях книг, журналов, фильмов, спектаклей; решать орфографические задачи | Р – принимать и сохранять цель и учебную задачу; адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате. П – находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; делать выводы о результате совместной работы. К– слушать и слышать других; взаимодействовать при поиске информации; проявлять доброжелательное отношение к партнёру | Формируют чувство сопричастности к языку своего народа (я – носитель языка); представление о своей этнической принадлежности | Фронтальный опрос Самостоятельная работа по образцу |
140 | 13.04 | | Обобщение по теме «Собственное имя существитель-ное» | |
141 | 14.04 | | Имя прилагательное. | | Определять грамматические признаки имени прилагательного. Систематизировать признаки имени прилагательного как части речи | Знание сути понятия «имя прилагательное», его основных отличительных признаков, умение отличать имя прилагательное от других частей речи. | Р – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности. П – обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно). К – учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Проявляют интерес к новому учебному материалу | Практическая работа |
142 | 15.04. | | Употребление в речи полных и кратких форм имен прилагательных | | Знание вариантов употребления прилагательных в речи (полной и краткой формы). | Осознание богатства выразительных средств русского языка. | Практическая работа |
143 144 | 16.04 17.04 | | Правильное написание окончаний имен прилагательных. | | Научатся соотносить прилагательные с именами существительными, определять окончания по вопросу. | Осознание богатства выразительных средств русского языка. | Самостоятельная работа по образцу |
145 | 20.04 | | Употребление в речи полных и кратких форм имен прилагательных. | | Определять грамматические признаки имени прилагательного. Систематизировать признаки имени прилагательного как части речи | Знание вариантов употребления прилагательных в речи (полной и краткой формы). | Осознание богатства выразительных средств русского языка. | Фронтальный опрос |
146 147 | 21.04 22.04 | | Глагол. | | Определять грамматические признаки глагола. Систематизировать признаки глагола как части речи | Научатся определять грамматические признаки глагола; систематизировать признаки глагола как части речи; осмысленно подбирать глаголы при выражении мыслей и чувств; выписывать глаголы из текста, задавать вопросы к глаголам | Р – на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы. П – находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; проводить операции анализа и синтеза. К – формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | Формируют интерес к познанию русского языка | Фронтальный опрос Самостоятельная работа |
148 149 | 23.04 24.04 | | Изменение частей речи по числам. | | Наблюдать над формами изменения частей речи по числам | Научатся наблюдать над формами изменения частей речи по числам; делать вывод об общности данной формы у известных частей речи; узнавать формы единственного и множественного числа существительных, употребленных в форме косвенных падежей, прилагательных и глаголов | Р – на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы. П – проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп. К – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Проявляют интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях | Практическая работа Работа в парах |
150 151 | 27.04 28.04 | | Предлоги и союзы. | | Осознавать роль в предложении слов-связок. Синтезировать: составлять предложения с использованием слов-связок | Различение и выделение в тексте служебных частей речи. | Р – ориентироваться в принятой системе учебных знаков. П – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. К – самостоятельно организовывать групповую работу | Имеют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе. | Самостоятельная работа |
152 153 | 29.04 30.04 | | Работа частей речи в предложении. Диктант | | Научатся анализировать содержание текста из нескольких микротем; применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса) | Р – контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. П – проводить операции анализа и синтеза. К – уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения | Имеют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе. | Работа в парах Проверочная работа |
Строим предложения, тексты (4 ч) |
154 155 | 4.05 5.05 | | Строим предложения, тексты. | | Анализировать содержание текста из нескольких микротем. Наблюдать над языковыми образными средствами авторского текста. Сравнивать синонимические языковые средства, выражающие сравнительные отношения, осознанно выбирать их при создании собственных высказываний. Редактировать собственные и чужие тексты | Повторение отличительных признаков синтаксических единиц предложения, текса; наблюдение за работой в тексте частей речи на основе анализа текста по теме «Победа»; научатся применять правила правописания ( в объёме содержания курса 2 класса) | Р – контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. П – проводить операции анализа и синтеза. К – уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения | Имеют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе. | Проверочная работа |
156 | 6.05 | | Учимся пересказывать и создавать тексты. Изложение «Золотой луг» | | Умение анализировать тексты, определять тему, озаглавливать, выделять структурные части, записывать пересказ текста с соблюдением авторского замысла и с опорой на план. | Умение планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, оценивать правильность выполнения действий и вносить коррективы, строить монологические высказывания. | Осознание языка как основного средства мышления и общения людей, осознание богатства выразительных средств русского языка. | Практическая работа |
157 | 7.05 | | Анализ и редактирование изложения. | | Умение оценивать свою деятельность, анализировать и выделять речевые ошибки и недочеты, применять изученные правила при работе с ошибками. | Р – контролировать: обнаруживать и устранять ошибки. П – проводить операции анализа и синтеза. К – понимать возможность существования различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос | Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека. | Фронтальный опрос |
Язык и речь (обобщение) 8 ч. |
158 | 8.05 | | Средства языка и речи. | | Обобщать и систематизировать изученные языковые явления. «Читать» дидактический рисунок о роли языка и речи. Наблюдать над особенностями высказывания типа рассуждения. Выбирать тему и участвовать в проектной деятельности | Научатся обобщать и систематизировать изученные языковые явления; «читать» дидактический рисунок о роли языка и речи; наблюдать над особенностями высказывания-рассуждения; | Р – работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы. П – обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов); строить сообщения в устной форме. К – учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Формируют чувство эстетической красоты и точности русского слова | Фронтальный опрос |
159 | 11.05 | | Слово ( значение. строение, правописание) | | Научатся применять полученные предметные умения при работе с текстом познавательного характера; решать орфографические задачи | Р – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи. П – владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова. К – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач | Формируют познавательный интерес к значению слова и его истокам | Фронтальный опрос |
160 | 12.05 | | Правописание гласных и согласных в корне. | | Научатся применять правила правописания; осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки | Р – выбирать способ действия при решении орфографической задачи. П – владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова. К – задавать вопросы, уточняя непонятное в задании | Ориентированы на понимание причин успеха в учебе; адекватно воспринимают оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем; умеют признавать собственные ошибки | Самостоятельная работа |
161 | 13.05 | | Предложение. Текст. | | Научатся осознавать признаки текста как более объемного высказывания; использовать знания о частях речи при составлении предложений | Р – вносить необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками, контролировать и оценивать свои действия. П – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. К – формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | Фронтальный опрос |
162 | 14.05 | | Проверочные работы. | | Научатся осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка | Р – принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с инструкцией учителя. П– владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова; оценивать результаты работы; организовывать самопроверку. К – задавать вопросы, адекватные речевой ситуации | Умеют стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных проблем; способны адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием | тест |
163 | 15.05 | | Контрольный диктант. | | Научатся каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв писать под диктовку тексты, осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки | диктант |
164 | 18.05 | | Работа над ошибками. Школа Грамотея. | | Умение оценивать свою деятельность, анализировать и выделять речевые ошибки и недочеты, применять изученные правила при работе с ошибками. | Р – принимать и сохранять учебную задачу; контролировать: обнаруживать и устранять ошибки. П – проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп. К – уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Ориентированы на понимание причин успеха в учебе; адекватно воспринимают оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем; умеют признавать собственные ошибки | Фронтальный опрос |
165 166 167 168 169 | 19.05 20.05 21.05 22.05 25.05 | | Лето – время отдыха и открытий. | | Научатся рассуждать о предстоящем отдыхе, составлять рассказ по рисунку | Р – составлять простой план действий при написании творческой работы. П – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания. К – соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения | Осознают самооценку как основу составления учебного действия оценки, причины успеха в учебной деятельности | Фронтальный опрос Работа в парах |