Просмотр содержимого документа
«"История Курского края"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13
РАЗРАБОТАНА И ПРИНЯТА:
на заседании педагогического совета
протокол №11
от «29» мая 2021г.
Председатель ПС _______________/Е.Г.Скрипель/
УтвержДЕНА:
приказом директора школы
___________ /Е.В.Демкевич/
приказ № 72/1
от «29» мая 2021 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«История Курского края»
Возраст детей: 10 - 17 лет.
Срок реализации: 1 год.
Разработал
педагог дополнительного образования
Ванина Надежда Васильевна
Курск – 2021
Содержание структурных компонентов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.Пояснительная записка
2. Содержание программы
3.Планируемые результаты
4.Календарный учебный график
5.Материально – технические и методические условия
6.Информационные и методические условия
7.Список литературы
8.Приложение
Пояснительная записка
Программа туристско - краеведческой направленности «История Курского края» разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа направлена на достижение личностных и метапредметных планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Программа учитывает возрастные и психофизиологические особенности школьника.
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с ведением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования. Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье, школе.
Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края, своей школы. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом заключается основной смысл программы туристско - краеведческой направленности «История Курского края».
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время особое внимание уделяется внеурочной работе, гражданскому и патриотическому воспитанию детей.
Новизна программы в том, что она позволяет быть более наблюдательными по отношению к окружающему миру, обогащает практический опыт учеников, способствует получению информации из разных источников, даёт возможность прогнозировать различные изменения, происходящие в родном крае, школе.
Объём и срок освоения образовательной программы.
Программа туристско - краеведческой направленности «История Курского края»предназначена для детей 10 – 17 лет. На изучение курса выделено 72 часа на 1 год обучения, 2 часа в неделю, которые предполагают организацию определённого направления социально-педагогической и краеведческой работы.
Форма обучения: очная
Цель программы: формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков. способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации.
Задачи программы:
формирование представлений о краеведении;
формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;
приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях народа, населяющего его;
пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям родного края;
формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
изучение истории своей школы;
расширение кругозора школьников.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
научность: соблюдение изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
системность и последовательность занятий;
принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и креативности, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Программа адаптирована к местным условиям, модифицирована за счет введения местного краеведческого материала.
Содержание данного курса направлено на формирование ценностно-мировоззренческой, социальной, коммуникативных, познавательных, рефлексивных умений младших школьников.
Занятия призваны дать достаточно полное и целостное представление об историческом прошлом родного края и его настоящем.
Экскурсионная практика предполагает проведение очных и заочных экскурсий, в ходе которых учащиеся выполняют задания, а по результатам их выполнения представляют творческий отчет. В ходе экскурсионной практики учащиеся развивают наблюдательность, такие исследовательские умения, как умение наблюдать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.
Практика творческой деятельности основана на использовании занятий в форме ролевой игры, выполнении проектов творческого характера.
Практические, частично-поисковые и исследовательские методы и приёмы организации внеурочной деятельности школьников нацелены на выработку у учащихся навыков работы с различными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой.
Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям, способствует обогащению внутреннего мира ребёнка, позволяет детям с пользой провести своё свободное время.
Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа, люди).
Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром.
Содержание программы содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с малой Родиной.
При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий, слётов несколько занятий объединяются в одно с увеличением количества часов.
При подготовке к занятиям учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома.
Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.
Формы работы:
викторины, кроссворды, творческие задания, тесты, экскурсии, праздники, походы, презентации, коллективные и индивидуальные проекты и т. д.
В программе обучения прослеживается принципы:
- концентрического изложения материала;
- преемственности: происходит повторение тем основных разделов, где в каждый последующий год обучения осуществляется более глубокое изучение с выполнением творческих заданий на более высоком уровне;
- теоретические сведения связаны с практической деятельностью.
Методы и формы познавательной деятельности учащихся
- проведение наблюдений и исследований в природе и обществе;
- создание конкретных баз данных по выбранным темам;
- оформление стендов, альбомов;
- составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях, по истории населенных пунктов или отдельных памятников;
- подготовка Книг Памяти;
- формирование музейных коллекций;
- выполнение исследовательских работ, выпуск буклетов;
- участие в конференциях, олимпиадах и конкурсах;
- пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, праздников, тематических дней и др.
Содержание учебного курса
(72 часа, из расчёта 2 часа в неделю).
Введение. С чего начинается Родина. Город Курск на карте Европы, России, Курской области.
Раздел 1. Мир вокруг меня.
Я и моя школа, мой дом. История нашей школы. Школьный музейный уголок. Праздники в старину. Наши традиции. Традиции нашей школы. Моя школа в истории страны. Организация работы над проектом «История школы». Учителя нашей школы. Мы помним, мы гордимся. Спасибо Вам, учителя. Подготовка проекта «Наши учителя». Моя улица. Город Курск на карте. Окрестности города Курска. Памятник природы Курской области. Песни о родном городе.
Раздел 2. «Край родной, навек любимый»
Древний Курск. Курск до войны и после. Как жили наши предки. Быт и питание курян. Курск - город-памятник. Достопримечательности округов города. Святые места рядом с нами. Монастырь Коренная пустынь. Фотоколлаж «Достопримечательности родного города». Новостройки. Фотолетопись истории города. Художественная литература о родном городе. Краеведческий музей – хранитель древней истории курян. Достопримечательности окрестностей города (усадьбы и урочища). Центрально-черноземный Государственный Природный Биосферный Заповедник имени В.В. Алехина. Подготовка проекта «Край родной, навек любимый».
Нетрадиционные символы города Курска. Подготовка проекта «Нетрадиционные символы города Курска».
Раздел 3. Героические страницы истории Курска
Курск в годы Великой Отечественной войны. Антифашист. 8 февраля – день освобождения Курска. Пионеры-герои (Стасик Меркулов). Суворовцы в Курске. Курск - город «Воинской славы». Вечный огонь. День Победы в Курске. Возрожденный Курск. Курск и флот России. Мемориальный комплекс «Северный и южный фас Курской дуги». Парад в поселке им. Маршала Жукова. Железнодорожный вокзал Курска – памятник ВОВ. Курск и флот. Куряне – участники боевых действий.
Выпускники школы – участники боевых действий. Подготовка проекта «Есть такая профессия – Родину защищать».
Раздел 4. Курск - город будущего.
Музеи и театры города Курска. Подготовка проекта «Музеи и театры города Курска». Драматический театр имени А.С.Пушкина. Посещение драмтеатра им. А.С.Пушкина. Современные жители славного города. Курские писатели. Произведения Курских писателей. Профессии курян, одежда, транспорт, жилища, традиции. Куда пойти учиться? Учебные заведения города Курска. Мини-проект «Куда пойти учиться?». Династия учителей нашей школы. Экскурсия по родному краю. Современные жители славного города. Курское водохранилище – «море» нашего края. Организация работы над проектом «Яблоко в традициях моего народа и родной литературе»
Планируемые результаты освоения курса
Результаты обучения (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества). Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, еѐ природе, истории и культуре, населяющим еѐ народам, героическим страницам еѐ прошлого.
Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность.
Предметные результаты:
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- уметь анализировать различные документы, источники, учитывать их особенности и извлекать из них информацию;
- уметь понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт других эпох, поколений;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника,
- знать историю своей школы;
- овладеть приемами работы с книгой, навыками составления проекта, плана, выписок, конспекта, текста экскурсии.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я"как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
• ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
• эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
учащийся научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
• различать способ и результат действия.
учащийся получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
• оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
учащийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
• осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
• выражать речь в устной и письменной форме;
• проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
учащийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнѐрами;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
учащийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• содействовать разрешению конфликтов на основе учѐта интересов и позиций всех участников;
• точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной туристско-краеведческой программы «История Курского края»на 2021-2022 учебный год
Год обучения
Дата начала занятий
Дата окончания занятий
Коли-чество учебных
недель
Коли-чество учебных дней
Коли-чество учебных часов
Режим занятий
1 год
01.09.2021
31.05.2022
36 недель
72 дня
72 часа
Очные с возможностью применения дистанционных технологий
Материально-технические и кадровые условия:
Занятия проводятся на базе школьного музея
Информационные и методические условия:
Формы аттестации: творческая работа, выставка, конкурсы, викторины.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитический материал, аудиозапись, дневник наблюдений, журнал посещаемости, маршрутный лист, анкетирование, тестирование, портфолио, отзыв.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка, защита творческих работ, контрольная работа, открытое занятие, итоговый отчёт.
Формы диагностики и подведения итогов реализации программы
1. Анкетирование – для выяснения мнения о проведенном мероприятии, мотивов поведения, оценки окружающей действительности, уровня информированности и так далее.
2. Наблюдение – в походах, при посещении музеев, на занятиях (поведенческие моменты, умение общаться с ровесниками и людьми старшего возраста, самостоятельная работа с книгой и так далее).
3. Собеседование – с обучающимися и их родителями (о помощи родителей в подготовке походов по родному краю и работе кружка).
4. Деловые и ролевые игры (экскурсовод и экскурсант, ведущий мероприятия: встречи с ветеранами войны и труда, выпускниками школы, игры, круглые столы, дискуссии, викторины и т.д.).
6. Организация и проведение экскурсии.
7. Защита проектов по истории родного края, истории школы.
8. Составление буклета «История школы».
9. Составление альбома истории школы, своего класса, презентаций, проектов, обновление стенда «Герои нашего времени», создание музейного уголка.
Особенности организации образовательного процесса: очно
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, исследовательский, игровой, проектный.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая.
Формы организации учебного занятия: акция, беседа, встреча с интересными людьми, выставка, экскурсия, КВН, мастер-класс, лекция, презентация.
Педагогические технологии: технология группового обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности.
Курсковедение: программа внеурочной деятельности младших школьников: пособие для учителей общеобразовательных школ / Авт.-сост. А.Н.Орлова. – Курск: ООО «Учитель», 2017. – 20 с.
«Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование»: Стандарты второго поколения /Под редакцией В. А. Горского. - М.: Просвещение, 2011.