Просмотр содержимого документа
«Внеклассная поисково-исследовательская деятельность по истории Курского края как фактор социализации личности обучающихся»
Насаев Игорь Олегович, учитель истории, педагог дополнительного образования МБОУ «Лицей № 21» г. Курска
Внеклассная поисково-исследовательская деятельность
по истории Курского края как фактор социализации личности обучающихся
Социализация, как важнейший процесс становления и развития личности ребенка, в педагогически организованном пространстве может и должна осуществляться не только через урок, но и через разнообразные виды внеклассной и внешкольной воспитывающей деятельности. Подобный дальновидный подход учителя к проблеме позволяет обучающимся теснейшим образом соприкоснуться с окружающей их общественной средой, оказаться непосредственными участниками реальных жизненных ситуаций и даже определенным образом влиять на их преобразование, «примеривать» на себя серьезные социальные роли, а, возможно, и адаптироваться в некоторых из них. В данной статье рассматривается процесс социализации школьников посредством вовлечения их в поисково-исследовательскую работу по изучению дореволюционной истории Курской области по дополнительной образовательной программе «Знаменитые люди Курского края: от Киевской Руси до октября 1917 года», которая реализуется в МБОУ «Лицей № 21» г. Курска. Ибо именно исследование является тем универсальным способом познания действительности, который способствует формированию и развитию разносторонней коммуникабельной личности в динамично изменяющемся мире.
Программа детского объединения нацелена на изучение и осмысление обучающимися 7–9-х классов исторического и духовно-культурного наследия Курской земли (и России в целом) через призму жизненного пути и благодатной деятельности наших соотечественников по малой родине, оставивших значительный след в Российской истории и культуре, патриотическое и нравственное воспитание подрастающего поколения посредством формирования у него осознанного интереса к познанию системы человеческих ценностей, культивируемой нашими предками, а также чувства сопричастности с их выдающимися деяниями и свершениями.
Именно предельно искреннее отношение ребенка к познавательному процессу в поисково-исследовательской деятельности и является ключевым мотивом для его скорейшей, успешной социализации в педагогически предлагаемом ему общественном пространстве.
Программа «Знаменитые люди Курского края: от Киевской Руси до октября 1917 года» ориентирует обучающихся на целенаправленное, последовательное освоение и дальнейшее развитие практических и даже сугубо профессиональных умений и навыков ведения поисково-исследовательской деятельности при работе с разнообразными мемуарными, архивными, летописными, литературными и другими факто- содержащими источниками информации, при условии создания для них ситуации особой ценности и престижности детального изучения истории родного края, его духовно-культурных и исторических традиций, как важнейшего национального достояния сегодняшнего дня.
Однако необходимо обратить внимание и на то, что в процессе педагогически организованной социализации у ребенка может сложиться как позитивное, так и резко отрицательное восприятие действительности вследствие далеко неравнозначного отношения, содержания, а, следовательно, и состояния отдельных памятников истории и культуры. И здесь ярко представляется убеждающая и направляющая роль учителя-наставника, как главенствующего агента и основного проводника исторически сложившихся ценностей, понятий и традиций русского народа в формировании положительных мировоззренческих позиций своих воспитанников, нацеливающая их на перспективное преобразование существующего негативного положения вещей в окружающем мире. Поэтому важнейшей задачей педагога в ходе практической реализации данной программы является не только предоставление обучающимся максимально объективного «веера» информации о конкретной персоне или событии, но и искреннее соучастие в формировании мироощущения каждого из них, трепетного, гуманного отношения к людям абсолютно иной исторической эпохи, их нравственным позициям и поступкам тех лет, но и предоставлением школьникам возможности самостоятельно осмыслить всю взаимосвязь и диаметральные различия с моральными принципами сегодняшнего российского общества.
Основными институтами социализации подрастающего поколения в процессе осуществления кружковой деятельности стали:
- культурно-просветительные учреждения города (Государственный архив Курской области, Курский областной краеведческий музей, Курский областной археологический музей);
- архитектурные сооружения города дореволюционного периода (Палаты бояр Ромодановских, Сергиево - Казанский собор, дом Ф.А. Семенова, здание духовной учительской семинарии, здание Мариинской женской гимназии и т. п.);
- некрополь Московского (Никитско-Успенского) кладбища;
- сеть Интернет.
В практической реализации программы детского объединения «Знаменитые люди Курского края…» необходимо выделить два последовательных взаимосвязанных этапа (блока), четко обозначив в каждом из них позицию педагога:
- подготовительно-исследовательский;
- поисково-исследовательский.
На первом обучающиеся приобретают специальные умения и навыки для дальнейших самостоятельных исследований на основе изучения разнообразного исторического материала о широко известных персоналиях города, области и страны дореволюционного периода. Условно, его можно именовать как «введение в профессию исследователя». В результате освоения этого этапа обучающиеся должны осознанно реализовывать следующие условия для будущего продуктивного поиска:
- работа с алфавитным и тематическим каталогами;
- отбор и систематизация изучаемого материала;
- максимально объективный подход к анализу и выводам на основании сведений, полученных из различных информационных источников;
- грамотное ведение текущих исследовательских записей и их последующее оформление для публикации;
- морально-психологическая готовность (познавательный интерес) к продолжению начатой работы.
На данном этапе учителю следует избрать ярко выраженную активную линию поведения, одновременно став для обучающихся и мудрым, терпеливым наставником, и непосредственным советчиком и помощником, и «генератором» новых интересных идей, и человеком, искренне заботящимся о сохранении и укреплении должного микроклимата, ситуации успеха в подростковой среде.
Что касается конкретных знаменитых персоналий Курского края, необходимых для практического изучения основ исследовательской деятельности, то ими вполне могут быть В.Г. Шварц, Ф.А. Семенов, А.Г. Уфимцев, чьи семейные архивы хранятся в ГАКО, а места проживания и захоронения двух последних непосредственно находятся в городской черте Курска, С. Саровский (в миру П. Мошнин), чья чудодейственная история теснейшим образом связана с Сергиево - Казанским собором, или воеводы Ромодановские, чьи палаты до сих пор хранят в себе столько тайн и легенд. Кроме того, многогранными и перспективными объектами исследования являются архитектурные сооружения, памятные места и даже улицы родного города.
Второй же этап осуществления программы предполагает максимальную самостоятельность действий обучающихся в процессе их погружения в поисково-исследовательскую работу. Его условное название «освоение профессии исследователя». Здесь обучающиеся должны не только проявить и закрепить усвоенные ими ранее специальные умения и навыки, но и существенно развить их на основе своей познавательной субъективности. Данные условия диктуют педагогу занять позицию стороннего, но крайне заинтересованного в конечном результате наблюдателя и координатора в отдельных, возникающих в ходе деятельности проблемных эпизодах. Чтобы дополнительно стимулировать познавательную активность обучающихся, желательно предложить им ранее малоизученную тему исследования, которая не представлена широко в научно-популярной литературе. Так, объектом изучения для обучающихся детского объединения «Знаменитые люди Курского края…» стал «Дореволюционный некрополь Московского (Никитско - Успенского) кладбища и его персоналии». Уже в процессе работы обозначилась явная актуальность темы исследования, когда из ста восемнадцати захоронений данного периода, фигурирующих в кладбищенском списке Интернета, на местности было обнаружено лишь тридцать одно. Далее, по семи персоналиям был собран необходимый материал и составлены биографические очерки, причем, три из них являются плодами кропотливого труда обучающихся в Государственном архиве Курской области.
В данный период обучающиеся лицея, занимающиеся по дополнительной образовательной программе «Знаменитые люди Курского края: от Киевской Руси до октября 1917 года», продолжают развивать поисково-исследовательскую деятельность, результатом которой стало успешное участие в городском конкурсе исследовательских работ школьников «Наши земляки» и подготовка к публикации брошюры «Известные персоналии дореволюционного некрополя Московского (Никитско – Успенского) кладбища города Курска».