Организация проектно-исследовательской деятельности в процессе изучения истории Курского края как фактор формирования УУД
Организация проектно-исследовательской деятельности в процессе изучения истории Курского края как фактор формирования УУД
В данной работе рассматривается многолетний опыт и практические результаты организации проектно-исследовательской деятельности по истории Курского края учащимися 8-11 классов МБОУ «Лицей №21» г. Курска, раскрывается значение данной деятельности для формирования универсальных учебных действий при подготовке групповых и индивидуальных исследовательских проектов по различным темам истории своей малой родины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация проектно-исследовательской деятельности в процессе изучения истории Курского края как фактор формирования УУД»
Тема: «Организация проектно-исследовательской деятельности в процессе изучения истории Курского края как фактор формирования УУД».
Автор работы:
учитель истории и обществознания
МБОУ «Лицей № 21» г. Курска
Насаев Игорь Олегович
«Если человек равнодушен к старым улицам - значит, у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла».
Д.С. Лихачев
Краткая аннотация: В данной работе рассматривается многолетний опыт и практические результаты организации проектно-исследовательской деятельности по истории Курского края учащимися 8-11 классов МБОУ «Лицей №21» г. Курска, раскрывается значение данной деятельности для формирования универсальных учебных действий при подготовке групповых и индивидуальных исследовательских проектов по различным темам истории своей малой родины.
На сегодняшний день актуальной проблемой школьного образования является резкий переход от так называемых ЗУНов – простой передаче и зазубривания поставляемой информации от учителя к ученику, к новой стратегической образовательной цели – развития у обучающихся способностей самостоятельно определять и устанавливать учебные приоритеты, проектировать пути их реализации, контролировать и максимально объективно оценивать здесь свои личные и командные достижения. Каждый из учащихся должен реально осознать все преимущества подобного творческого подхода, чтобы доподлинно активно включить себя в формирующуюся структуру образования Российской Федерации.
Технология проектно-исследовательской деятельности уверенно получила и заслужила признание среди многих учителей-предметников, привлекающих своих учеников к более углубленному освоению преподаваемых ими образовательных дисциплин. В том числе, это стало возможным и в процессе изучения истории Курского края, когда по отдельно выбранной ребенком относительно узкой теме (чаще всего самостоятельно), он рационально и эмпирически постигает реальную историческую судьбу своей малой родины. При этом, непреходящим условием системной работы учащегося и наставника являются постоянные консультации (даже во внеучебное время), предполагающие, в том числе, и высказывание диаметрально противоположных мнений по одной и той же проблеме проекта, но с непременными убедительными доказательствами отстаиваемой каждым позиции. И какой-либо ранее заработанный авторитет здесь абсолютно неуместен, побеждает тут лишь фактическая уверенность и объективность заблаговременно добытых исторических фактов, событий или явлений.
Для качественного овладения универсальными учебными действиями индивидуально или коллективно необходимо в совершенстве освоить следующие показатели данного процесса:
познавательные:
а) умение работать с прочитанными историческими материалами, устанавливать логическую причинно-следственную связь между отраженными в них отдельными фактами и событиями;
б) осуществлять информационный поиск в сети Интернет;
в) выделять, фиксировать и обобщать данные, необходимые для исследования;
г) свободно пользоваться методами научного анализа, сравнения, синтеза и т. п.;
д) самостоятельно отбирать источники для получения информации, соответствующей теме проектной работы;
е) контролировать и оценивать результаты своей исследовательской деятельности.
2) коммуникативные:
а) четко выражать окружающим свои мысли и суждения;
б) активно участвовать в обсуждении различных проблем;
в) уметь выдвигать вопросы, связанные с темой исследования для получения дополнительной информации;
г) стремиться корректно высказывать свое мнение и объективно оценивать мнение других;
д) быть расположенным к эффективному сотрудничеству в совместной работе и максимально толерантным в процессе ее осуществления.
3) регулятивные:
а) самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения;
б) соотносить свои действия с результатами исследования, осуществлять текущий контроль проделанной работы, корректировать полученные данные;
в) оценивать правильность выполнения поставленных задач и возможных путей их решения;
г) производить максимально объективный самоконтроль и самооценку итогов собственной исследовательской деятельности.
Для успешного выполнения индивидуального итогового проекта необходимо серьезное овладение обучающимся универсальными учебными действиями, что впоследствии приведет его к самостоятельному осмысленному усвоению новых знаний, формированию и развитию умений и навыков подобной научной работы. Историческое краеведение несет в себе богатый образовательно-развивающий потенциал, который, через призму подрастающего поколения, способствует духовно-нравственному становлению современного российского общества. Помимо обширного материала по истории родного края оно включает в себя темы, связанные с его экономикой и культурой, знаменитыми людьми-земляками, народными традициями и обычаями.
Основная задача проектно-исследовательской работы в этом направлении состоит в том, чтобы повысить уровень национального самосознания подростков и молодежи через их искреннее глубинное восприятие такого понятия, как «моя милая малая родина». Да, к сожалению, город Курск в целом не сохранил своего исторического архитектурного облика, но все же, отдельные объекты дореволюционной архитектуры дошли до наших дней и требуют своего скрупулезного исследования. Созданная в МБОУ «Лицей №21» программа дополнительного образования «Страницы истории Курской губернии» и внеурочная работа по истории Курского края позволяют существенно расширить круг поиска обучающимися необходимой информации для избранных ими тем индивидуальных проектов: это и работа в Государственном архиве Курской области, краеведческом отделе Областной универсальной научной библиотеки имени Н.Н. Асеева, на краеведческих сайтах в сети Интернет, а, если позволяют условия, то и на местности. Именно с последнего и началась поисково-исследовательская деятельность нашего общеобразовательного учреждения в 2011 году, когда индивидуальные итоговые проекты еще не были включены в обязательную программу школьного образования. Тема исследования, которое осуществлялось группой обучающихся 9-х классов лицея на протяжении трех лет, звучала следующим образом: «Дореволюционный некрополь Успено-Никитского кладбища г. Курска (персоналии)». Итоги работы на местности (поиск старых сохранившихся захоронений в соответствии со сведениями из кладбищенских книг) были неутешительны. Из 118 указанных в них усопших удалось обнаружить и идентифицировать лишь 31 персоналию (еще одну определили предположительно, так как надпись на надгробии была перебита). Затем, исследование перенеслось в Государственный архив Курской области (далее ГАКО). Но и здесь всех ждало разочарование: по просмотренным там материалам удалось добыть достаточно информации для написания статей лишь о четырех персоналиях. Тем не менее, лицеисты приобрели в данных стенах несколько принципиально новых УУД – умение самостоятельно работать с алфавитным и тематическим каталогами, заполнять читательские требования на выдачу необходимой литературы, свободно ориентироваться в текстах дореволюционных изданий с не совсем понятным нашим современникам шрифтом, соотносить и анализировать степень объективности фактов, добытых из того периода в истории Курского края с нынешними научными публикациями о нем, строить доверительные отношения с малознакомыми им сотрудниками этого архивного учреждения.
Но главным результатом их трехлетнего кропотливого труда, его ярким продуктом стало опубликование итогов совместной позитивной научной деятельности учеников в сборнике исследовательских работ обучающихся школ города Курска «Наши земляки – образцы высокой духовности и нравственности», часть 1, Курск, 2013 г., созданном под эгидой комитета образования города Курска и МКУ «Научно-методический центр г. Курска».
Далее последовали несколько интересных совместных проектных достижений лицеистов, которые заняли призовые места на уровне городской воспитательной программы «Эрудит» в рамках конкурса детских исследовательских работ и итоговой детской краеведческой конференции «Я Родину люблю», областной итоговой конференции юных краеведов участников туристско-краеведческого движения «Отечество», а также в ряде региональных и федеральных конкурсных мероприятий, проходивших в режиме on-lain: «Деятельность Курской духовной учительской семинарии», «Знаменский кафедральный собор: история и современность», «Курская Мариинская гимназия взгляд из прошлого». Особо следует отметить проект, посвященный незаслуженно забытой в Курской области личности духовного сана, впоследствии, за свои благие деяния, причисленного русской православной церковью к лику святых – Святителя Иоасафа Белгородского. Работа была написана на основании сведений, полученных из различных номеров газеты «Курские епархиальные ведомости» за 1909 – 1911 годы. В ней содержится систематизированная уникальная информация о жизненном пути, канонизации и чудотворных исцелениях посредством воздействия на страждущие нетленные мощи Преподобного Иоасафа. Исследование было неоднократно представлено на различных конкурсах муниципального и регионального уровней и становилось их призером.
Когда же индивидуальный итоговый проект был включен в программу общего образования, за 2018 – 2023 учебные годы появился целый ряд интересных исследовательских работ учащихся МБОУ «Лицей №21» г. Курска, базирующихся на углубленном изучении местных исторических источников. Позвольте перечислить наиболее значимые из них:
- Николенко Ангелина - «Посещение августейшими особами города Курска»;
- Войтов Роман - «Деятельность Святейшего Курского братства имени преподобного Ф. Печерского»;
- Шумский Владимир - «Вклад курских краеведов Н.И. Златоверховникова и А.А. Танкова в изучение истории Курского края»;
- Булгакова Виктория - «История и современность старого здания КГМУ»;
- Прозоров Александр - «История и современность Сергиево-Казанского собора»;
- Лапина Алиса - «Ф.А. Семенов как выдающийся ученый Российской империи»;
- Меркулов Артем - «История Курского дворянства»;
- Перьков Кирилл - «Жизнь и творчество выдающегося курского художника В.Г. Шварца»;
- Пестрецова Елизавета - «Дореволюционный облик города Курска на примере архитектурных сооружений улицы Московской (ныне улица Ленина)»;
- Земцова Варвара - «Деятельность известных курских губернаторов» и др.
Практическими же результатами данной проектно-исследовательской деятельности учащихся лицея стали не только их высокие показатели при защите своих работ на уровне научного общества «Лицеист» общеобразовательного учреждения, но и весьма продуктивное участие в различных научных конференциях и конкурсах более высоких инстанций. В разные временные периоды они становились победителями и призерами:
- всероссийского краеведческого конкурса «В краю моем история России»;
-всероссийского конкурса исследовательских работ «Правнуки победителей»;
- всероссийского конкурса исследовательских и творческих проектов «Я – исследователь»;
- всероссийского детского краеведческого конкурса «Есть в России уголок – милый сердцу городок…»;
- всероссийского краеведческого конкурса «В путешествие по родной земле отправляясь…»;
- всероссийского конкурса детского творчества «Юное дарование – 2023» в номинации «Детские исследовательские и научные проекты»;
- всероссийского конкурса детских исследовательских работ «Ступень в науку»;
- всероссийского конкурса обучающихся «Мой вклад в величие России»;
- всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»
- регионального фестиваля исследовательских и творческих проектов «Люблю тебя, мой соловьиный край!»;
- регионального этапа всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо»;
- межрегиональной открытой научно-практической конференции «Куряне – подвижники Святого Духа» в рамках 18-х международных научно-образовательных Знаменских чтений;
- межрегионального конкурса проектных и исследовательских работ обучающихся «Лествица»;
- регионального конкурса «Молодежь и наука» среди учащихся старших классов;
- городского конкурса проектно-исследовательских работ «Роль курских ученых в развитии российской науки», посвященного Году науки и технологий;
- XIV открытой (с международным участием) научно-практической конференции «Творчество. Поиск. Открытие»;
- конкурса научно-исследовательских работ обучающихся VIII открытого городского форума «Язык. Культура. Ментальность»;
- городского конкурса детских исследовательских работ «Я Родину люблю» в рамках городской воспитательной программы «Эрудит»;
- городского конкурса «Милая малая Родина» в рамках городской воспитательной программы «Эрудит»;
- городской открытой краеведческой конференции «Я Родину люблю» в рамках городской воспитательной программы «Эрудит» в Куркой областной универсальной научной библиотеке имени Н.Н. Асеева;
- городского конкурса творческих исследовательских проектов «Зерна истины Владимира Деткова» в рамках городской воспитательной программы «Эрудит»;
- городского конкурса «Малая Родина – большая любовь» в рамках городской воспитательной программы «Горизонты»;
- городского конкурса «Курск – город древний и вечно молодой» в рамках городской воспитательной программы «Горизонты»;
- городского конкурса «Гордимся славной историей нашего края» в рамках городской воспитательной программы «Горизонты»;
- краеведческой викторины с элементами исследования «Курская губерния: от первой мировой войны к гражданскому противостоянию» в рамках городской воспитательной программы «Горизонты»;
- городского конкурса творческих проектов «Все, что было не со мной, помню» в рамках городской Недели родного края «Мой край родной» и др.
В текущем и следующем учебных годах в разработке находятся еще несколько перспективных индивидуальных итоговых проектов:
- «Деятельность медицинских учреждений города Курска в годы 1-й мировой войны»;
- «История рекламы Курской губернии на основании ее периодических изданий «КГВ» и «КЕВ»;
Таким образом, основным методом при организации поисково-исследовательской деятельности по истории Курского края в лицее №21 города Курска является метод проекта, который позволяет значительно повысить самостоятельную активность старшеклассников, развить их творческое мышление, умение самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении, критически перерабатывать ее и использовать для создания своих проектов. Именно это требуют новые стандарты: «в результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия».
В заключение, следует еще раз отметить, что системная глубинная проектно-исследовательская деятельность по изучению истории родного края способствует не только совершенствованию уже имеющихся, но и формированию и развитию принципиально новых универсальных учебных действий, а также через призму осознанного восприятия понятия «моя малая родина» перейти к пониманию величия всей России.
Литература.
Асмолов А.Г. Формирование
Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013.
Карма, А. Е. Проектная деятельность на уроках истории // Преподавание истории в школе. – 2013. - № 1. – С. 7-8
Лихачёв Д.С. Земля родная. Издательство Советская Россия, 1983.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2.-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
Стрелова, О. Ю. Организация проектной деятельности школьников на уроках истории и во внеурочной работе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. - № 10. – С. 9-17
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под редакцией А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.: ил. – ISBN 978-5-09-024005-5.