Настоящая программа составлена в соответствии с современными требованиями к модернизации содержания технологического образования при сохранении традиций российской школы в области декоративно-прикладного искусства. трудового обучения.
Программа предусматривает изучение и совершенствование традиционных приемов работы с бисером( ткачество и бисероплетение) в изготовлении современных изделий и сохраняет связи прошлого с настоящим.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Я Русским Севером храним»
Настоящая программа составлена в соответствии с современными требованиями к модернизации содержания технологического образования при сохранении традиций российской школы в области декоративно-прикладного искусства. трудового обучения.
Программа предусматривает изучение и совершенствование традиционных приемов работы с бисером( ткачество и бисероплетение) в изготовлении современных изделий и сохраняет связи прошлого с настоящим.
Декоративное искусство неиссякаемый источник творчества. Самое ценное в изделиях художественных промыслов то. Что в них сохраняются и продолжаются традиции народного декоративно-прикладного искусства. Следуя этим традициям, создавая вещи своими руками на учебных занятиях, дети возвращаются к своим истокам
Бисер- это мир , в котором сплетаются самые разные грани человеческого дарования: мастерство стеклодува, умение ткачих и вышивальщиц, фантазия художника. В России бисерное рукоделие развивалось с давних времен благодаря связям с Византией. Бисер получил хождение наряду с жемчугом, который особенно ценили на Руси. Основной областью, в которой идет работа по развитию современного бисерного рукоделия, остаются женские украшения и ткачество миниатюр. Из всего разнообразия приемов работы с бисером ближе всего к традиционному ткачеству известно ткачество бисером.
Ткачество - одно из самых древних ремесел в истории человечества, один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства .Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. В начале века мастерицы умели ткать удивительные полотенца, скатерти, дорожки, пояса, используя для этой работы природные материалы: лен и шерсть.
Бисероплетение- работа сложная и кропотливая, не всем детям она вначале по силам. , т.к. Но, несмотря на это, она имеет большую коррекционную значимость, т.к. развивает мелкую моторику, пространственные представления, зрительное восприятие, расширяет кругозор.
Данная программа является интегрированной. В ней решаются задачи взаимодействия различных типов образовательных учреждений общего образования, учреждений культуры. Такой подход в реализации программы позволяет сблизить процессы обучения, развития и воспитания детей расширяет возможности общего образования и учреждений культуры в интересах развития личности ребенка, что является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогики.
Участниками программы являются МОУСОШ № 25, МБОУДОД ДЮЦ. МБОУМУК МБС библиотека « Ковчег». Программа реализуется на учебных занятиях в коллективе « Северный сувенир» ( МБОУДОД ДЮЦ). Интегрированных уроках и внеклассных мероприятиях(МБОУСОШ № 25),праздниках, тематических мероприятиях ( библиотека « Ковчег»). Предполагаются экскурсии в музеи, театры, храмы, на выставки, поездки по памятным местам Архангельской области и страны.
В процессе реализации программы создается творческое сотрудничество педагога дополнительно образования . классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, библиотекарей школы и городской библиотеки «Ковчег». Это дает возможность эффективно решать образовательные, социальные, общекультурные задачи.
Программа позволяет полнее использовать потенциал школьного образования, углублять, расширять и применять школьные знания в дополнительном образовании.
Данный курс позволяет детям лучше адаптироваться к учебной деятельности. Обогатить речь, расширить кругозор, раскрыть творческие способности, способствует сплочению коллектива.
Все участники программы принимают участие в учебном процессе, в массовых воспитательных мероприятиях.
Цел программы :
выявление и развитие склонностей и способностей детей, адаптация к учебной деятельности, приобщение школьников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через освоение художественного и культурного опыта, изучение традиций Русского Севера, творческую деятельность, собственное творчество в процессе интеграции основного общего и дополнительного образования.
Основные задачи курса:
Обучающие:
- обеспечить овладение учащимися общих учебных умений и навыков в различных видах умственной и практической деятельности( познавательной, графической, проектной, конструкторской и дизайнерской), получение первоначальных навыков в этих видах деятельности
-познакомить с историей ремесла, традициями северного ткачества, традиционными приемами работы с бисером;
-расширить возможности получения дополнительного образования детьми социально-уязвимых групп населения: выходцами из социально-неблагополучных и малообеспеченных слоев, мигрантами, детьми с ограниченными возможностями, сиротами и детьми, оказавшимися с сложных жизненных ситуациях;
- создание « живого» практического дополнения к школьным предметным курсам;
Воспитательные :
-способствовать воспитанию чувства прекрасного ,умения понимать и ценить произведения декоративно-прикладного искусства;
-Способствовать формирования культуры общения с окружающими, способности к сотрудничеству, трудолюбию, самостоятельности, коммуникативности;
Развивающие:
-способствовать формированию понимания роли народного искусства в современном мире, любви и созидательного подхода к его использованию в своем творчестве;
- способствовать развитию эстетического вкуса, художествен- творческих способностей ,воображения, развитие мелкой моторики, согласованности работы рук.
- способствовать формированию образного мышления, творческого воображения, культурно-исторической памяти, навыков комплексного освоения искусства России и своего края.
Данная программа рассчитана на детей 7-11 лет (начальная школа)
Срок реализации программы -4 года.
Программа предполагает возможность вариативного и разноуровнего изучения в зависимости от психофизических возможностей детей и уровня их подготовки.
Учащиеся учатся видеть и ценить мир искусства « рядом» на примерах произведений художников т народных мастеров родного края. Учатся понимать традиции и особенности своего региона, получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки и эскизы, простейшие чертежи и схемы, инструкционные и технологические карты, используя различные источники информации, в том числе и сеть Интернет.
Региональный компонент в программе реализуются через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность (реальные исторические события, объекты, сооружения, изделия и персонажи, предметы быта, по тематике связанные с изобразительным искусством, ремеслами и промыслами Севера)
На учебных занятиях в Детско-юношеском центре и в школе № 25 дети получают навыки организации труда, основы трудолюбия, бережного отношения к инструментам, материалам и результатам своей работы, учатся работать в коллективе. Это одна из ступенек в подготовке их к трудовой деятельности. Успехи, достигнутые детьми, создают положительное отношение к ним со стороны сверстников.
Сознательная дисциплина , адекватное поведение детей и соблюден е принятых в коллективе правил вырабатывает нужный стереотип поведения и ведет к снижению уровня правонарушений среди школьников. Результат участия в выставках позволяет сформировать у детей адекватную самооценку, устойчивый интерес к труду.
Каждое занятие включает в себя не только задания по развитию речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, моторики, но и упражнения для профилактики нарушения зрения, элементы дыхательной и коррекционной гимнастики. С целью развития речи используются частоговорки, пословицы, поговорки, сказки, тексты, грамматические игры.
На каждом учебном занятии проводится разминка, артикуляционная работа, развитие мелкой моторики., упражнения для глаз, развитие речи, «веселые переменки».
Один вид деятельности сменяется другим, что позволяет сделать работу более динамичной, насыщенной и менее утомительной. Иногда используются соревновательные моменты, но всегда создается ситуация успеха.
Включение ребенка в образовательный процесс создает условия для достижения успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам, увеличивает пространство в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность ,реализовать свои личностные качества , демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.
При планировании работы учитываются пожелания детей, родителей.
Вся работа основана на следующих принципах:
научность
доступность
занимательность
учет индивидуальных особенностей
охрана здоровья
Основными методами работы на занятиях являются: словесные (рассказ, беседа, чтение); наблюдения, работа с литературой, игра,практическая работа, работа в группах.
Контроль за полученными знаниями осуществляется в виде самостоятельных работ, выставок, викторин, игровых программ, тестирования.
Программа первого года обучения состоит из следующих разделов.
Раздел1. « Введение в предмет» содержит цели и задачи курса, требования к учащимся, дает первоначальные сведения об учебном предмете, вводит учащихся в мир традиционных северных ремесел. Знакомит с историей возникновения бисера. Индивидуальная творческая работа дает возможность диагностике учащихся.
Раздел 2. «Двинская земля» расширяет базовые знания по истории родного края, традициях народа и его ремеслах, знакомит с жемчужинами Севера –монастырями, элементарными приемами работы с бисером.
Раздел 3. «Рождественская сказка» знакомит с традиция ми подготовки к празднику Рождества, сказками, сказаниями, преданиями о рождестве, изготовлению из бисера рождественских сувениров, приемами выполнения рождественской открытки.
Раздел4. « Пасхальная сказка» знакомит с традициями подготовки к празднику Пасха, со сказками и рассказами на пасхальную тематику, приемами изготовления из бисера пасхальных сувениров, открыток.
Раздел 5. «Рукотворная сказка» позволяет выполнить работу по выбору учащихся, используя полученные знания по работе с бисером.
Итоговое занятие- подведение итогов за год, награждение, выставка.
Программа второго года обучения состоит из следующих разделов.
Раздел 1. « Введение в Ремесло» содержит цели и задачи курса, требования к учащимся.
Раздел 2. « Светлый Север» знакомит с пословицами , поговорками, загадками, преданиями и сказаниями о ремеслах, основами цветоведения, понятием о композиции, основными приемами монастырского плетения.
Раздел 3 « Рождественский подарок». расширяет знания ,знакомит с традициями подарка в России, приемами ткачества бисером на станке, рождественских миниатюр.
Раздел 4. « Праздник Праздников» знакомит с Пасхальными традициями России, произведениями русских писателе о Пасхе, с основными приемами оплетения бисером сложной формы.
Раздел 5 « Стеклянная сказка» знакомит с работами мастеров художественных промыслов, позволяет выбрать композицию произвольной тематики и выполнить ее с соблюдением технологий работ с бисером.
Итоговое занятие-подведение итогов за курс обучения.
Программа третьего года обучения состоит из следующих разделов:
Раздел 1 « Сотвори из дела сказку» знакомит с итогами работы за 2 года, с планом работы на 3 год, расписанием, графиком выставок и требованиями, предъявляемые к выставочным работам. Позволяет выбрать работу на учебный год и выполнить эскизы.
Раздел 2. « Нить времени» знакомит детей с возможностями использования в работах с бисером многообразия возможностей традиционных северных ремесел(орнаментального вязания, ткачества, золотого шитья, лоскутного шитья; традиционного народного костюма. Знакомит со знаниями по основам цветоедения, композиции, основными приемами работы с бисером , с основными этапами разработки бисерного изделия.
Раздел 3. «Узоры Рождества» знакомит с приемами разработки и изготовления индивидуальной миниатюры на рождественскую тематику в коллекцию группы, с произведениями на рождественскую тематику.
Раздел 4 « История, живущая в сердцах» знакомит с произведениями на пасхальную тематику, с приемами разработки и изготовления индивидуальной миниатюры на пасхальную тему в коллекцию группы.
Раздел 5 «Союз мечты и рук» позволяет детям разрабатывать собственную идею и выполнить ее в материале самостоятельно.
Итоговое занятие-подведение итогов за год, награждение, выставка.
Программа четвертого года обучения состоит из следующих разделов:
Раздел 1. « Сотвори из дела сказку» знакомит с итогами работы за 3 года , с планом работы на 4 год, расписанием, графиком выставок и требованиями, предъявляемыми к выставочными работам и реферативным работам. Позволяет выбрать работу на ученый год и выполнить эскизы.
Раздел 2 «Нить времени» систематизирует знания о возможности использования в работах бисером многообразия возможностей традиционных северных ремесел(орнаментального вязания, ткачества, золотого шитья, лоскутного шитья; традиционного народного костюма. Систематизирует знания по основам цветоведения, композиции, основными приемами работы с бисером , с основными этапами разработки бисерного изделия.
Раздел 3. « Узоры Рождества» систематизирует приемы разработки и изготовления индивидуальной миниатюры на рождественскую тематику в коллекцию группы, с произведеними на рождественскую тематику.
Раздел 4 « « История , живущая в сердцах» систематизирует знания о традициях Пасхи , приемы разработки и изготовления индивидуальной пасхальной миниатюры на пасхальную тему в коллекцию группы.
Раздел 5 . « Союз мечты и рук» позволяет детям разработать детям собственную идею и воплотить ее в материале самостоятельно.
Итоговое занятие- подведение итогов за 4 года обучения, награждение, выставка.
Общегодовая нагрузка по программе составляет
1год -144 часа, 2раза в неделю по 2 часа,
2год-144 часа, 2раза в неделю по 2 часа,
3 год-144 часа, 2раза в неделю по 2 часа,
4 год-144 часа, 2раза в неделю по 2 часа.
По итогам каждого года обучения проводится диагностическое исследование с целью выявления уровня полученных знаний, умений и навыков. Оно проводится в форм анкетирования, тестирования, выполнения практических контрольных срезов; в течении всего года используется метод наблюдения. По итогам диагностики заполняются индивидуальные информационные карты.
Программа составлена в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей на основе приложения к письму Департамента молодежной политике, воспитания и социальной поддержке детей Минобрнакки России от 11.12 2006 № 06-1844.
Данная программа составлена на основе программ:
« Северное ткачество» областной школы народных ремесел г. Архангельска, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российский Федерации, 1997г:
«Ручное ткачество» (Программа для внешкольных учреждений и образовательных школ «Культура быта» 1996 ) одобренной Главным Управлением школ министерства просвещения ССР и рекомендованной в качестве типовой.
Ремесло рассказывает сказки
Первый год обучения
Цель: способствовать развитию интереса к предметному творчеству(работе с бисером). Овладению простейшими приемами плетения и ткачества бисером, изготовлению сувениров из бисера.
Задачи.
Способствовать:
- воспитанию уважения к духовным ценностям, уму, таланту и мудрости своего народа;
-формирование представления о народном мастере, его творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителе традиций коллективного труда;
-формирование умений и навыков изготовлять сувениры из бисера, используя традиционные приемы работы.
№
МБОУДОД ДЮЦ
«Северный сувенир»
(ткачество бисером)
МБОУ СОШ №25
Библиотека
« Ковчег»
Раздел
Кол-во часов
изо
Тех-я
Кл час
всего
теория
практика
1
Введение в предмет
4
1
3
4
2
Двинская земля
28
8
20
2
2
2
2
36
3
Рождественская сказка
36
12
24
2
2
2
2
44
4
Пасхальная сказка
54
13
41
3
4
3
4
68
5
Рукотворная сказка
20
6
14
1
1
1
1
23
Итоговое занятия
2
2
144
40
104
8
9
8
9
181
Содержание программы 1 года обучения
Раздел 1 « Ведение в предмет»
Иметь представление: об исторических корнях промысла.
Знать: требования к учащимся
Теория.
Организационное занятие. Знакомство с детьми. Сведения об учащихся. Рассказ о коллективе. Вводный инструктаж. Планы и задачи на год. Требования к учащимся. Расписание.
Исторические корни промысла. История возникновения бисера. Многообразие работ с бисером « 1000 и 1 бисеринка». Бисер в церковной утвари и современной жизни.
Практическая работа.
Индивидуальная творческая работа по представлению
Промерный перечень работ.
Цепочка « в крест»
Раздел 2 «Двинская земля »
Иметь представление: о традициях поморов.
Знать:
Технологию работы с бисером,
понятие « композиция» , «орнамент»,
основы цветоведения,
порядок разработки бисерного изделия,
материалы, инструменты , приспособления для работы,
обозначения,схемы, правила чтения схем,приемы плетения.
Уметь:
Выполнить практическую работу.
Теория.
Географическое положение. Заселение Севера. Традиционные ремесла. Современные ремесла. Род-связь с прошлым и будущим.Родственники –мир самых близких людей.
Традиции поморской семьи. Вера. Почитание родителей. Дом- территория семьию Ритм домашней жизни. Семейный уклад. Семейные праздники. Мужская и женская работа в доме. Мужские ремесла. Женские ремесла. Традиционные игоушкт жемчужины севера –монастыри.
Классные часы
«Я т мы»
«Родник неиссякаемой любви»( традиции семьи)
Библиотека « Ковчег»
«Игрушка – небалушка»
«Топорные куклы Севера» (панки)
Экскурсии
МБОУДОД ДЮЦ коллектив « Северный сувенир»
Музей « Малые Корелы»
Поездка в Ягринский бор
Выставка « до свидания лето!»
Монастырские ремесла.
Технология бисерного изделию Знакомство с понятиями « композиция» и «орнамент» Знакомство с основами цветоведения. Порядком разработки изделия. Качество работы. Упражнения , снимающие утомление глаз. Обозначения. Схемы. Знакомство с плетением плоских бисерных изделий, основными приемами плетения. Цепочка. Приемы плетения простейших цепочек и орнаментов в них.
Практическая работа. Запись обозначений. Зарисовка схем. Знакомство с приемами плетения. Работа по схемам. Расчет необходимого материала. Подбор бисера по цвету и размеру. Закрепление рабочей нити. Оформление работы.
Промерный перечень работ.
Браслет. Игрушки из бисера. Контурные работы их цепочек.
Изо
« Воспоминание о лете»
«Золотая осень»
Технология
Аппликация « Волшебные цветы»
Изготовление открыток ко Дню пожилого человека.
Раздел 3. «Рождественская сказка»
Иметь представление: о Православной Рождественской традиции.
Знать: приемы прямого гобеленового плетения.
Уметь: применять приемы прямого гобеленового плетения на практике при изготовлении индивидуальной творческой работы.
Теория.
Знакомство с Православной Рождественской традицией. Тематические беседы об истории праздника. Традициях Рождества в России. Рождественские поздравления, история рождественской открытки.
Классные часы
« Родник неиссякаемой любви» « самое доброе слово –МАМА»
« Что такое «хорошо» и что такое « плохо»
Библиотека « Ковчег»
« Птица счастья»
«Игрушка с глазурью»
Экскурсии
МБОУДОД ДЮЦ «Зимние фантазии»
Дом музей Писахова
Экскурсия в библиотеку « Ковчег»
Прямое гобеленовое плетение индивидуальной миниатюры. Разработка рисунка.
Промерный перечень работ.
Укарашения. Миниатюры на рождественскую тематику. Елочные игрушки из бисера.
Иметь представление: о Православной Пасхальной традиции.
Знать: приемы оплетения формы.
Уметь: оплетать заданную форму.
Теория.
Знакомство с Православной Пасхальной традицией. Пасхальные сказки, рассказы о появлении колоколов, молитвы, храмов.
Классные часы
«История моей дружбы»
«Защитники земли Русской»
«Пасхальные звоны»
Библиотека « Ковчег»
«Шаркунок»( берестяная игрушка)
«Чудеса из печки»(каргопольская игрушка)
«Кукла –зарутка»(тряпичная кукла)
« Стригушка»(кукла из соломы)
Экскурсии
Школьный музей боевой славы.
Городской краеведческий музей.
Выставки и мероприятия в рамках фестиваля « Чудесный короб»
Изготовление декоративных изделий. Оплетение формы. История изготовления декоративных изделий( бисер в церковной утвари и традиционном костюме) Декоративные пасхальные яйца(роспись, кость, Феберже) Многообразие вариантов оформления. Знакомство с основными приемами оплетения формы, основными приемами изготовления открытки из бумаги на заданную тему по представлению.
Практическая работа.
Зарисовка узоров для оплетения. Выполнение эскиза. Выбор лучшего. Разработка индивидуального рисунка. Изготовление технического рисунка и технического рисунка в цвете. Изготовление развертки, шаблона. Расчет количества материала. Подбор материала по цвету и размеру. Изготовление пояска на яйцо. Знакомство с приемами оплетения макушек. Уменьшение(увеличение) в схеме плетения Закрепление на форме. Закрепление рабочей нити. Наложение из бисера. Оформление готовой работы.
Цель: Способствовать развитию и сохранению интереса к предметному творчеству, совершенствованию умений и навыков работы с бисером
Задачи.
Способствовать:
-воспитанию творческой , социально-активной личности, ответственно относящейся к труду проявляющей интерес к художественному творчеству, желания трудится.
-совершенствованию практических приемов и основ технологии изготовления сувениров из бисера.
- ознакомлению с основами проектной деятельности
. развитию самостоятельности учащихся в решении творческих задач.
№
МБОУДОД ДЮЦ
«Северный сувенир»
(ткачество бисером)
МБОУ СОШ №25
«Ковчег»
раздел
Кол-во часов
изо
Технология
Кл час
всего
теория
практика
1
Введение в предмет
4
1
3
4
2
Светлый
Север
28
8
20
2
2
2
2
36
3
Рождественский подарок
36
12
24
2
4
2
2
44
4
Праздник Праздников
54
13
41
3
4
3
4
68
5
Стеклянные узоры
20
6
14
1
1
1
1
23
6
Итоговое занятие
2
2
144
40
104
8
9
9
9
181
Содержание программы 2 года обучения
Раздел 1. « Введение в ремесло»
Иметь представление о многообразии работ с бисером.
Знать отличие одних видов работ с бисером от других.
Уметь выполнить задание творческого характера
Теория
Организационное занятие. Встреча с детьми. Итоги работы летом. Планы на учебный год. Вводный инструктаж. Расписание. Бисер в церковной утвари .Плетение из бисера. Ткачество из бисера. Шитье бисером.Вязание с бисером. Уникальные работы мастеров и умельцев. Просмотр репродукций и видеопрограмм.
Практическая работа
Выполнение задания творческого задания.
Раздел 2. «Светлый Север»
Иметь представление : о преданиях и сказаниях о ремеслах Севера.Традиционном костюме.
Знать: приемы монастырского плетения
Уметь применять приемы монастырского плетения при изготовлении индивидуальной творческой работы
Теория
Знакомство с пословицами, поговорками, загадками, преданиями и сказаниями о ремеслах Севера. Поморская справа. Традиционный костюм. Светлый Север - северные жемчуга.
Классные часы + библиотека « Ковчег»
« Дом как мир» (традиции и быт поморов)
«Родительский дом-начало начал»
Экскурсии
Экскурсия в Лявлю
Выставка «До свиданья , лето!»
Выставка « Фейерверк творчества»
Оборудование, материалы, инструменты. Правила работы и хранения. Требования безопасности .организация рабочего места, правила работы с инструментами, правила их хранения. Технологический рисунок. Монастырское плетение. Обозначение, схемы.
Материалы ,применяемые при плетении из бисера. Плетение по ширине. Плетение по длине. Способы закрепление и удлинение рабочей нити. Художественное оформление работ .Основы цветоведения. Общее понятие о композиции.
Практическая работа
Организация рабочего места. Эскиз. Композиционное решение. Цветовое решение. Рабочий чертеж, рисунок, технический рисунок. Выбор материала. Расчет количества. Знакомство с основными приемами монастырского плетения. Знакомство со способами закрепления рабочей нити. Художественное оформление работы.
Изо
«Дом как мир»
« Ромашковая Русь»
Технология . Объемная аппликация
« Ромашки»
Рамка для фото.
Примерный перечень работ.
Закладка, рамка для фото. Украшения , воротники, ожерелья.
Раздел 3. «Рождественский подарок»
Иметь представление о литературных произведениях на рождественскую тематику, о традициях подарка в России, рождественских поздравлениях.
Знать приемы ткачества на станке.
Уметь применять приемы ткачества на станке при изготовлении индивидуальной творческой работы.
Теория
Знакомство с литературными произведениями на рождественскую тематику,с традициями подарка в России, рождественскими поздравлениями.
Классные часы
«Глаза - окно во внешний мир, сердце -во внутренний»
« Сердце-магнит»
Библиотека « Ковчег»
«Одежда- дом для человека»(северный костюм)
Деревянное кружево Севера(заочная экскурсия по северной усальбе)
Экскурсии
«Дом Деда Мороза» Соломбала
Городской краеведческий музей.
Ткачество на станке. Устройство станка. Сновка станка . Знакомство с заправкой станка. Ткацкий расчет. Материалы, необходимые для работы. Заделка, заправка и обновление рабочей нити. Изготовление эскиза миниатюры. Композиционное решение .Цветовое решение. Формирование первого ряда. Качество миниатюры. Основные правила снятия о станка. Художественное оформление
Практическая работа
Изготовление эскиза, технический рисунок в цвете. Установка станка. Формирование первого ряда, .подбор по цвету и размеру .Знакомство с приемами ткачества, выполнения миниатюры. Снятие со станка. Оформление работы.
Изо
«Край моего детства»
«Русская зима»
Технология
«Рождественский подарок»
«Подарок Рождественской елке»
Примерный перечень работ
Многоцветные миниатюры. Косметички. Сумочки.
Раздел 4. «Праздник Праздников»
Иметь представление о традициях праздника Пасхи.
Знать технологию оплетения бисером сложной формы.
Уметь применять технологию оплетения бисером сложной формы при изготовлении индивидуальной творческой работы.
Теория
Знакомство с традициями праздника Пасхи, литературными произведениями на пасхальную тему.
Классные часы
«Богатство человеческого сердца»
«Эгоизм - испорченная любовь»
«Проявления любви»
«Два крыла человека»
Библиотека « Ковчег»
«Добрых рук мастерство» (Холмогорские косторезы)
«Холодные реки- жемчужные берега» (Ловля жемчуга)
«Где лад, там и клад»( Семейно- бытовые обряды)
Экскурсии
«Архангельск- столица поморов»
Куртяево
Технология оплетения бисером сложной формы. Знакомство с основными правилами оплетения бисером сложной формы ,с основами цветоведения, с материалами, инструментами, приспособлениями и с ними при оплетении бисером сложной формы, с приемами ткачества на станке работы сложной геометрической формы, с изготовлением элементов наложения из бисера, с художественным оформлением готовой работы.
Практическая работа
Требования безопасности, организация рабочего места. Изготовление эскиза. Изготовление технического рисунка. Цветовое , композиционное решение. Расчет количества материала. Сновка станка. Формирование первого ряда. Изготовление развертки сложной формы .Ткацкий расчет. Знакомство с основными приемами ткачества. Убавления в работе. Добавления в работе. Закрепление рабочей нити. Закрепление тканого полотна. Снятие со станка. Закрепление на форме. Оформление «вытачек». Оформление наложений. Оформление готовой работы.
Раздел 5. «Стеклянные узоры» ( техника исполнения по выбору учащихся)
Иметь представление о различных технологиях работы с бисером.
Знать приемы разработки сувениров в технике исполнения по выбору.
Уметь применять приемы работы с бисером при изготовлении индивидуальной творческой работы.
Теория
Просмотр и обсуждение работ мастеров народных художественных промыслов, фотографий, видеопрограмм, репродукций.
Классные часы
«Волшебный вензель»
Библиотека « Ковчег»
«Берестяных плетений кружева»
Экскурсии
Архангельский краеведческий музей
Выбор работы, определение основных этапов и приемов ее выполнения. Выбор композиции изделия произвольной тематики. Цветовое решение. Работа с литературой.
Практическая работа
Изо
« Рукотворные чудеса»
Технология
« Приключения белого листа»
Примерный перечень работ .Рамки для фото. Косметички. Записные книжки.
Итоговое занятие.
Закрытие выставки « Храм души» награждение. Подведение итогов.
Сотвори из дела сказку
Третий год обучения.
Цели: Формирование у учащихся качеств творчески думающей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях.
Задачи:
Показать особенности и многообразие способов работы с бисером.
- дать ребенку опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека,
-посредством практической деятельности подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке,
-способствовать формированию у детей эстетического отношения к окружающему предметному миру,
- показать место и значение художественного проектирования при создании современных изделий,
-ознакомить с основами проектной деятельности, дать понятие об этапах создания красивых и полезных вещей,
- формирование умения работать в коллективе при создании коллекции,
-развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи.
№
МБОУДОД ДЮЦ
«Северный сувенир»
(ткачество бисером)
МБОУ СОШ №25
«Ковчег»
раздел
Кол-во часов
изо
Технология
Кл час
всего
теория
практика
1
Сотвори из дела сказку
4
1
3
4
2
Нить времени
28
8
20
2
2
2
2
36
3
Узоры Рождества
36
12
24
2
4
2
2
44
4
История, живущая в сердцах
54
13
41
3
4
3
4
68
5
Союз мечты и рук
20
6
14
1
1
1
1
23
6
Итоговое занятие
2
2
144
40
104
8
9
9
9
181
Содержание программы 3 года обучения.
Раздел 1. «Сотвори из дела сказку»
Теория
Просмотр и обсуждение видеопрограмм « Наше наследие».выставка работ, эскизов. Итоги работы за 2 года. Знакомство с планом на учебный год. Расписание. Техника безопасности. Организационные вопросы. Знакомство с темами рефератов, требованиями к выставочным работам.
Раздел 2. «Нить времени»
Теория
Чтение и обсуждение произведений о вере(преданности) и о правде(в слове, в деле), справедливости, о честности(чести).
Классные часы
« Воля- внутренняя сила»
« Что посеешь, то и пожнешь»
Библиотека « Ковчег»
« У моря Белого, студеного». Экскурс в прошлое.
« Архангельск-столица Севера». Исторический час.
Экскурсии
Холмогоры
Понятие творчества как вида деятельности человека, связанной с его интеллектуальной и духовной сущностью. Виды творчества. Творчество в системе общечеловеческих ценностей. Соотношение понятий красота, искусство, наука, творчество, нравственность, интеллект.
Эстетические потребности человека. Совокупность эстетических и утилитарных сравнений в изделиях из бисера. История и современность народных художественных промыслов Севера.
Национально-региональные особенности работы с бисером.
Значение канонов для сохранения и рационального использования традиций. Изменение формы изделия под воздействием выбора материала.
Практическая работа
Работа с литературой, видеоматериалов с выставок. Выбор индивидуальных работ на год.. Изготовление эскизов Сбор сведений и анализ требований к работам.. Формирование первоначальных вариантов. Выбор масштаба, материала с целью наиболее полно представить разработанное изделие.
Выполнение эскизов предметов с целью получить простую, функциональную, конструктивную и эстетически значимою форму. Цветовой фон, яркость. Зрительное восприятие. Индивидуальное решение цветового оформления изделия.
Изо
«Студеное море»
« Северное сияние»
Технология
« Волшебные узоры»
« Чудесные нити»
Примерный перечень работ. Эскизы и проекты работ.
Раздел 3. «Узоры Рождества»
Теория
Просмотр и обсуждение видеопрограммы « Жили-были славяне»- « Рождество», рождественские мотивы. Чтение и обсуждение сказок о надежд( уверенности в добром исходе дела, надежде на правду), о мире и согласии( в душе, в семье, среди людей), о терпении(умении выносить все испытания и терудности), о послушании (доверии доброму опыту, родителям, совести).
Классные часы
« История моей семьи в истории страны»
« Новогодние традиции моей семьи».
Библиотека « Ковчег»
« Северодвинск-сын Белого моря и гордой Двины» Краеведческий час.
СМОО « Православный просветительский центр святых Кирилла и Мефодия» Музей игры и игрушки.
Рождественская миниатюра. Многообразие вариантов. Материалы, инструменты и приспособления для изготовления и оформления.
Правила расчета размеров миниатюр, размеров рамки, количества материала. Определение этапов выполнения работы с соблюдением технологии. Изготовление миниатюры. Оформление.
Просмотр и обсуждение видеопрограмм « Как жить по православному?». Чтение и обсуждение сказок о любви( сердечной привязанности, дружбе, добре), о милосердии(милости в сердце, прощении), о доброте(добром деле и слове), о покаянии.
Классные часы
« Препятствиями растем»
«Доброжелательность и злонамеренность»
«Терпимость- путь к миру»
« Язык души и сердца».
Библиотека « Ковчег
«Ненакса- России золотник»
«Кладезь мудрости» . Час северного фольклора.
«Душа неизъяснимая» (поморские былины и сказания)
« Что едали наши деды»(Сюжетно-познавательная композиция)
Экскурсии
Ненакса
Архангельский краеведческий музей
Архангельский музей изобразительного искусства
Музей фабрики « Беломорские узоры»
Разработка пасхального сувенира. Материалы , инструменты, приспособления. Изготовление развертки. Расчет необходимого материала, убавлений, добавлений при ткачестве полотна сложной геометрической формы.
Чтение и обсуждение сказок о знаниях и мудрости(плодах учения, любви и правды), об истине( подлинности, искренности), о единстве Веры, Надежды, Любви.
Классные часы
« Ярмарка ремесел»(традиционные женские ремесла)
Библиотека « Ковчег»
« Поморские традиции»
Экскурсии
Северодвинский городской краеведческий музей.
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь.
Разработка индивидуальной творческой модели с соблюдением технологии. Единство стилевого решения индивидуальной коллекции. Оформление индивидуальной работы, ее защита к коллективе. Подготовка работ к выставке.
Практическая работа
Разработка индивидуальной модели. Расчет количества материала, цветовое и композиционное решение. Оформление индивидуальной работы. Защита в коллективе. Подготовка работ к выставке.
Изо
«Традиции Поморов»
Технология
« Чудеса своими руками»
Примерный перечень работ. Индивидуальные творческие работы.
Цель: Формирование у учащихся качеств творчески думающей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях.
Задачи:
Показать особенности и многообразие способов работы с бисером.
- дать ребенку опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека,
-посредством практической деятельности подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке,
-способствовать формированию у детей эстетического отношения к окружающему предметному миру,
- показать место и значение художественного проектирования при создании современных изделий,
-ознакомить с основами проектной деятельности, дать понятие об этапах создания красивых и полезных вещей,
- формирование умения работать в коллективе при создании коллекции,
-развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи.
№
МБОУДОД ДЮЦ
«Северный сувенир»
(ткачество бисером)
МБОУ СОШ №25
«Ковчег»
раздел
Кол-во часов
изо
Технология
Кл час
всего
теория
практика
1
Сотвори из дела сказку
4
1
3
4
2
Нить времени
28
8
20
2
2
2
2
36
3
Узоры Рождества
36
12
24
2
4
2
2
44
4
История, живущая в сердцах
54
13
41
3
4
3
4
68
5
Союз мечты и рук
20
6
14
1
1
1
1
23
6
Итоговое занятие
2
2
144
40
104
8
9
9
9
181
Раздел 1. «Сотвори из дела сказку»
Теория
Просмотр и обсуждение материалов из фондов музеев. Выставка работ, эскизов. Итоги работы за 3 года. Знакомство с планом на учебный год. Расписание. Техника безопасности. Организационные вопросы. Знакомство с темами рефератов, требования к выставочным работам.
Раздел 2. «Нить времени»
Теория
Чтение и обсуждение произведений о вере(преданности) и о правде( в слове, в деле), справедливости, о честности (о чести).
Классные часы
« Моя родословная»
« Традиции поморской семьи»
Библиотека « Ковчег»
« В крестьянском доме»
«Красный сарафан» Одежда русских женщин.
Практическая работа.
Работа с литературой, материалом с выставок. Выбор индивидуальных работ на год. Изготовление эскизов. Сбор сведений и анализ требований к работам. Формирование первоначальных вариантов. Выбор масштаба, материала с целью наиболее полно представить разработанные изделия. Выполнение эскизов предметов с целью получить простую, функциональную..конструктивную и эстетически значимую форму. Цветовой фон, яркость. Зрительное восприятие. Индивидуальное решение цветового оформления изделия.
Изо
« Портрет моей семьи»
«Традиционный северный костюм»
Технология
«Родословное дерево» ( аппликация из ткани из бумаги)
«Поморы» ( традиционный костюм, аппликация из ткани)
Примерный перечень работ. Сувениры. Открытки.
Раздел 3. «Узоры Рождества»
Теория.
Просмотр и обсуждение видеопрограмм « Как жить по православному?», «Хранители традиций».
Классные часы.
« Старый Архангельск»
Традиции Рождества на Севере
Библиотека « Ковчег».
«Пряничное Рождество»
« Святки»
Рождественская миниатюра. Многообразие вариантов. Материалы, инструменты, приспособления для изготовления и оформления. Правила расчета размеров миниатюр, размеров рамки, количества материала. Определение этапов выполнения работы с соблюдением технологии. Изготовление миниатюры, оформление.
Аппликация и конструирование из бумаги « Рождественская звезда»
Лепка ( мукусоль)
Примерный перечень работ .Сувениры
Раздел 4. «История, живущая в сердцах»
Теория.
Просмотр и обсуждение видеопрограмм « как жить по православному?», тематических программ, материалов с выставок.
Классные часы
Северные сказки и былины в нашей жизни.
« За землю русскую»
« Храмы Архангельска».
Библиотека « Ковчег»
« Былинные герои Древней Руси»
Русский доспехи и вооружение Образ русского человека( мужской образ).
Народные праздники. Пасха.
Разработка пасхального сувенира. Материалы инструменты, приспособления. Изготовление развертки. Расчет необходимого материала, убавлений, добавлений при ткачестве полотна сложной геометрической формы.
Практическая работа
Изготовление развертки, технического рисунка, подготовка материала, сновка станка, ткачество полотна, сборка и оформление пасхального сувенира.
Изо.
«Былинные герои».
« Защитники Руси»
« Дорога к Храму»( фон)
« «Пасхальный букет»( фон)
Технология
Объемная аппликация, конструирование « Богатыри»
Бумага, конструирование, оригами. « Дорога к Храму»
Примерный перечень работ. Пасхальные сувениры.
Раздел 5. «Союз мечты и рук»
Теория
Чтение и обсуждение сказок о знаниях и мудрости(плодах учения, любви и правды), об истине(подлинности, искренности).
Классные часы.
« Ярмарка ремесел»( традиционные мужские ремесла)
Библиотека « Ковчег»
« Традиции поморской семьи»
Экскурсии
Музей Писахова. Г.Архангельск
Практическая работа.
Разработка индивидуальной модели. Расчет количества материала, цветовое и композиционное решение. Оформление индивидуальной работы. Защита в коллективе. Подготовка работ к выставке.
Изо
«Традиции Поморов»( Традиционные праздники)
Технология
« Чудеса своими руками»( индивидуальная работа по мотивам традиционных работ из бисера.)
Примерный перечень работ. Индивидуальные творческие работы.
Итоговое занятие Подведение итогов. Выставка работ. Награждение.
ДИАГНОСТИКА ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ТКАЧЕСТВО БИСЕРОМ»
ЦЕЛЬ: определения уровня теоретических и практических знаний, умений и навыков учащихся II года обучения по учебному предмету
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. назовите возможные приемы работы с бисером ( 5 )
2. Перечислите материалы, инструменты, приспособления для организации работы с бисером( 10 )
3. Назовите основные приемы работы с бисером и укажите их особенности
4. Назовите основные приемы расчета размеров работы, размеров рамки
5. Перечислите основные этапы выполнения работы из бисера.
ПРАКТИКА
1. Организация рабочего места
2. Изготовление эскиза, технического рисунка, схемы
3. Расчет и подбор материала для работы
4. Сновка станка
5. Выполнение расчетных и закрепляющих рядов
6. Уплотнение полотна
7. Выполнение I-II ряда по цветной схеме
8. Ткачество полотна
9. Снятие полотна со станка, заправка рабочих нитей
- инструменты и материалы, применяемые для работы;
- основы цветоведения, композиции;
- основы монастырского плетения;
- правила оплетения формы;
- расчет материалов, размеров работы;
- способы закрепления и удлинения рабочей нити;
- приемы сновки станка;
- ткацкий расчет;
- основные приемы ткачества;
- основные приемы выполнения наложений;
- основные приемы оформления работы.
Уметь:
- использовать инструменты строго по назначению;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с инструментами и приспособлениями;
- правильно выполнять изученные технологические операции;
- самостоятельно изготовлять работу по схеме;
- оформить работу.
- изготовить эскиз в цвете;
- изготовлять работы в технике «Монастырское плетение»;
- рассчитать количество материалов, размеры работы;
- закреплять и удлинять рабочую нить;
- заправить станок
- рассчитать количество рабочих нитей;
- ткать на станке;
- выполнять наложение;
- оформить работу.
Ожидаемые результаты
В результате обучения в коллективе «Ткачество бисером» ребенок получит возможность овладеть элементарными приемами работы с бисером:
- расчет материала;
- подбор по цвету и размеру;
- основные технологические понятия работы с бисером;
- изготовление работы с соблюдением технологии.
Оценка эффективности
Наличие учебных работ:
- браслеты, игрушки, контурные работы;
- украшения, миниатюры на рождественскую тематику;
- обручи, миниатюры, пасхальные яйца;
- заколки, открытки;
- подсвечники, шкатулки.
ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Критерии и показатели эффективности образовательной программы
Изучаемый курс
Критерии
Оптимальный уровень
Номинальный уровень
Пессимальный уровень
Первые шаги
«Дорогу осилит идущий»
Работа по представлению
Способен выполнить индивидуальную работу по представлению
Способен выполнить простую работу по образцу
Способен
выполнять
простейшую работу
только под руководством педагога.
Двинская земля
Элементарные приемы работы с бисером.
«Какова сторона - таков и обычай».
Участие в выставке
«Моя первая работа»,
празднике «День рождения коллектива»
Владеет всем комплексом приемов плетения, применяет их в работе, свободно комбинируя. Способен самостоятельно составить схему, варьируя ее компоненты,
подбирать материал и выполнять работу строго соблюдая
технологию, исправить недочеты в работе без помощи педагога. Способен выполнить индивидуальную творческую работу и представить ее на выставку
Уровень работы соответствует требованиям, предусмотренным положением к выставке «Первые шаги»
Владеет всем комплексом приемов плетения, применяет их в работе, свободно комбинируя. Способен самостоятельно составить простую схему,
подобрать
материал и работать
по ней строго соблюдая
технологи,
исправлять недочеты в работе с помощью педагога. Способен выполнить простую работу из фрагментов и представить ее на выставке. Уровень работы соответствует требованиям, предусмотренным положением к выставке «Первые шаги»
Владеет
Комплексом
простейших
приемов
плетения,
применяет их
в работе,
свободно
комбинируя.
Способен
работать
по схеме, подбирать
материал и
выполнять
простейшую работу строго соблюдая
технологию только под руководством педагога. Индивидуальная работа представлена фрагментом коллективной работы, соответствующей требованиям, предусмотренным положением в выставке
«Первые шаги»
Рождественс-
кая сказка
Технология изготовления украшений (прямое гобеленовое плетение)
«Умение всегда найдет применение»
Участие в выставке
« Рождество Христово- Свет миру»,
празднике
«Рождественская елка»
Владеет всем комплексом приемов прямого гобеленового плетения, технологией изготовления украшений. Способен
самостоятельно подобрать материал и работать по схеме, строго соблюдая технологию изготовления украшений, исправить недочеты в работе без помощи педагога. Способен изготовить оформить и представить индивидуальную творческую работу к выставке.
Уровень работы соответствует требованиям, предусмотренным положением к выставке
«Рождество Христово- Свет миру».
Владеет комплексом приемов прямого гобеленового плетения, технологией изготовления простых украшений. Способен самостоятельно подобрать материал и работать по простой схеме, строго соблюдая технологию изготовления украшений, исправляет недочеты в работе с помощью педагога.
Способен изготовить оформить и представить простые украшения к выставке.
Уровень работы соответствует требованиям, предусмотренным положением к выставке
«Рождество Христово- Свет миру».
Владеет комплексом приемов прямого гобеленового плетения, технологией изготовления простейших украшений. Может самостоятельно подобрать материал и работать по простейшей схеме, строго соблюдая технологию изготовления украшений только под руководством педагога. Индивидуальная работа представлена фрагментом коллективной работы, соответствующей требованиям, предусмотренным положением в выставке
«Рождество Христово- Свет миру».
Пасхальная сказка
Технология оплетения формы. Пасхальная миниатюра.
«По старой памяти, как по грамоте».
Выставка «Христос воскресе-Ангелы ликуют»
Владеет всем комплексом приемов оплетения формы, технологией ткачества пасхальной миниатюры. Способен
самостоятельно подобрать материал и работать по схеме, строго соблюдая технологию оплетения формы и ткачества миниатюры, исправляет недочеты в работе без помощи педагога.
Способен изготовить оформить и представить индивидуальную творческую работу к выставке Уровень работы соответствует требованиям, предусмотренным положением к выставке
«Христос воскресе-Ангелы ликуют»
Владеет комплексом простых приемов оплетения формы, технологией ткачества простой пасхальной миниатюры способен самостоятельно подобрать материал и работать по схеме, строго соблюдая технологию оплетения формы и ткачества миниатюры, исправляет недочеты в работе с помощью педагога.
Способен изготовить оформить и представить простую работу к выставке Уровень работы соответствует требованиям, предусмотренными положением к выставке «Христос воскресе-Ангелы ликуют».
Владеет
комплексом
простейших приемов оплетения формы, технологией ткачества простейшей пасхальной миниатюры. Может подобрать материал и работать по схеме, строго соблюдая технологию оплетения формы и ткачества миниатюры только под руководством педагога. Индивидуальная работа представлена фрагментом коллективной работы, соответствующей требованиям, предусмотренным положением в выставке
«Христос воскресе-Ангелы ликуют».
Итоговое занятие
Крепкий орешек сразу не раскусишь
Участие в выставках и мероприятиях
Активно принимает участие в выставках, представляя индивидуальные творческие работы
высокого художественного уровня.
Принимает участие в выставках , представляя учебные работы, выполненные с соблюдением технологии.
Принимает участие в выставках , представляя индивидуальную учебную работу как фрагмент коллективной работы.
Введение в ремесло
Узелок на память
Работа по представлению
Способен выполнить индивидуальную работу по представлению
Способен выполнить простую работу по образцу
Способен
выполнять
простейшую работу
только под руководством педагога.
Светлый север
Техника монастырского плетения.
«Всякая работа мастера хвали.»
Выставка в коллективе
«Светлый север»
Владеет всем комплексом приемов монастырского плетения,
может самостоятельно подобрать материал и работать по схеме, строго соблюдая технологию изготовления сувениров. Исправляет недочеты в работе без помощи педагога.
Может изготовить оформить и представить индивидуальную творческую работу к выставке.
Уровень работы соответствует требованиям, предусмотренным положением к выставке
может самостоятельно подобрать материал и работать по простой схеме, строго соблюдая технологию изготовления сувениров. Исправляет недочеты в работе с помощью педагога.
Может изготовить оформить и представить простые украшения, творческую работу к выставке Светлый север» Уровень работы соответствует требованиям, предусмотренными положением к выставке «Светлый север»
Владеет всем комплексом приемов монастырского плетения,
может самостоятельно подобрать материал и работать по простейшей схеме, строго соблюдая технологию изготовления сувениров. Может самостоятельно подобрать материал и работать по схеме, строго соблюдая технологию только под руководством педагога. Индивидуальная работа представлена фрагментом коллективной работы, соответствующей требованиям, предусмотренным положением в выставке
«Светлый север»
Рождественский подарок
Ткачество бисером.
«Доброму делу – добрая слава».
Владеет всем комплексом приемов ткачества бисером. Исправляет недочеты в работе без помощи педагога.
Может самостоятельно подобрать материал и работать по схеме, строго соблюдая технологию ткачества бисером.
Может изготовить оформить и представить индивидуальную творческую работу к выставке. Уровень работы соответствует требованиям, предусмотренным положением к выставке «Рождество Христово- Свет миру».
Владеет комплексом приемов ткачества бисером, исправляет недочеты в работе с помощью педагога.
Может самостоятельно подобрать материал и работать по простой
схеме, строго соблюдая технологию ткачества бисером.
Может изготовить оформить и представить простую работу.
Уровень работы соответствует требованиям, предусмотренным положением к выставке «Рождество Христово- Свет миру».
Владеет комплексом приемов ткачества бисером. Может самостоятельно подобрать материал и работать по схеме, строго соблюдая технологию только под руководством педагога. Индивидуальная работа представлена фрагментом коллективной работы, соответствующей требованиям, предусмотренным положением в выставке«Рождество Христово- Свет миру».
.
Праздник праздников.
Оплетение бисером сложной формы
«Учить традиции -работать на будущее.»
Владеет всем комплексом приемов оплетения бисером сложной формы.
Может самостоятельно подобрать материал и работать по схеме, строго соблюдая технологию оплетения формы.
Исправляет недочеты в работе без помощи педагога.
Может изготовить оформить и представить индивидуальную творческую работу к выставке Уровень работы соответствует требованиям, предусмотренным положением к выставке «Христос воскресе-Ангелы ликуют»
Владеет комплексом приемов оплетения бисером сложной формы. Может самостоятельно подобрать материал и работать по простой схеме, строго соблюдая технологию Исправляет недочеты в работе с помощью педагога.
Может изготовить оформить и представить простые украшения, творческую работу к выставке Уровень работы соответствует требованиям, предусмотренным положением к выставке «Христос воскресе-Ангелы ликуют»
Владеет комплексом приемов оплетения бисером сложной формы. Может самостоятельно подобрать материал и работать по простейшей схеме, строго соблюдая технологию. Может изготовить оформить и представить простейшие украшения к выставке. Может самостоятельно подобрать материал и работать по схеме, строго соблюдая технологию только под руководством педагога. Индивидуальная работа представлена фрагментом коллективной работы, соответствующей требованиям, предусмотренным положением в выставке«Христос воскресе-Ангелы ликуют»
Стеклянная сказка
Изготовление сувениров. Техника по выбору учащихся
«По ремеслу и промысел».
Владеет всем комплексом приемов работы с бисером, технологией изготовления украшений. Сувениров. Исправляет недочеты в работе без помощи педагога.
Может самостоятельно подобрать материал и работать по схеме, строго соблюдая технологию ткачества бисером и изготовления украшений, сувениров. Может изготовить оформить и представить индивидуальную творческую работу к выставке Уровень работы соответствует требованиям, предусмотренным положением к выставке
«Стеклянная сказка»
Владеет комплексом приемов прямого гобеленового плетения, технологией изготовления простых украшений. Может самостоятельно подобрать материал и работать по простой схеме, строго соблюдая технологию изготовления украшений, сувениров. Исправляет недочеты в работе с помощью педагога.
Может изготовить оформить и представить простые украшения, творческую работу к выставке Уровень работы соответствует требованиям, предусмотренным положением к выставке
«Стеклянная сказка»
Владеет комплексом приемов ткачества бисером
. Может самостоятельно подобрать материал и работать по простейшей схеме, строго соблюдая технологию бисером. Может самостоятельно подобрать материал и работать по схеме, строго соблюдая технологию ткачества бисером и изготовления украшений, сувениров только под руководством педагога. Индивидуальная работа представлена фрагментом коллективной работы, соответствующей требованиям, предусмотренным положением в выставке
«Стеклянная сказка
Итоговое занятие
«Ремеслу учиться -вперед пригодиться»
Участие в выставках и мероприятиях
Активно принимает участие в выставках, представляя индивидуальные творческие работы
высокого художественного уровня.
Принимает участие в выставках , представляя учебные работы, выполненные с соблюдением технологии.
Принимает участие в выставках , представляя индивидуальную учебную работу как фрагмент коллективной работы.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Отношение к себе и людям
Отношение к делу
Низкий уровень
1 – 3 балла
1. Находится на занятиях без желания. Не принимает участие в коллективном творческом процессе.
2. пришел в объединение «за компанию». Не может определиться – зачем ему это надо.
3. В объединение привели родители, учителя. Редко, под влиянием внешних факторов проявляет интерес к деятельности.
1. Не проявляет старательности, работу не доводит до конца, присутствует больше как наблюдатель.
2. Берется за работу с желанием, но не доводит до конца, присутствует по необходимости.
3. Изредка проявляет старательность, чтобы избежать критики.
Средний уровень
4 – 6 баллов
4. Периодически стремится к творческой деятельности, побуждаемый желанием выделиться среди других.
5. Часто стремиться к совместной деятельности в целях общения и самовыражения.
6. Регулярно стремиться к творческой деятельности, старается хорошо выполнять дело.
4. Участвует в творческой работе, пытается справиться с трудностями, но не хватает знаний и умений.
5. Может работать с интересом, особенно если хочет выделиться перед другими.
6. Работает добросовестно, ждет одобрения педагога.
Высокий уровень
7 – 10 баллов
7. Участвует в творческом процессе, проявляется мотив самореализации.
8. Участвует в творческом процессе потому, что получает от этого удовольствие.
9. Участвует в творческом процессе, побуждаемый потребностью в самореализации.
10. Активно стремиться к совместной творческой работе, имеет большой творческий потенциал.
7. Работает добросовестно, старательно доводит работу до конца.
8. Любую работу выполняет старательно и до конца, считает, что иначе нельзя.
9.Ответственно подходит к любой работе. Проявляет творчество, фантазию.
10. Активное, творческое отношение к работе.
СИСТЕМА ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
В качестве текущего контроля за эффективностью занятий по предмету проводятся следующие мероприятия: конкурсно-игровые программы, выставки, праздники, диагностики, контрольные срезы, тестирования.
№
Тема занятия
Форма текущего контроля
Форма итогового контроля
1
Первые шаги
Диагностика
наблюдение
Работа по представлению
2
Двинская земля
Диагностика
Тестирование
Контрольный срез
Конкурсно-игровая программа «Ступени ремесла»
Выставка «Первые шаги»
3
Рождественская сказка
Диагностика
Тестирование
Контрольный срез
Конкурсно-игровая программа
«Хоровод рождественских поздравлений»
Выставка «Рождество Христово- Свет миру».
Праздник
4
Пасхальная сказка
Диагностика
Тестирование
Контрольный срез
Конкурсно-игровые программы:
* «Сверкающая сказка» (коллектив)
* «Весенний калейдоскоп»
Выставка « Христос Воскресе - Ангелы ликуют»
5
Рукотворная сказка
Диагностика
Тестирование
Контрольный срез
Выставка в коллективе «Рукотворная сказка»
6
Итоговое занятие «Крепкий орешек сразу не раскусишь»
Нетрадиционное занятие «Сказка ремесла»
7
Введение в ремесло
«Узелок на память»
Диагностика
Работа по представлению
8
Светлый север
Диагностика
Тестирование
Контрольный срез
Конкурсно-игровая программа
«Светлый север»
Выставка в коллективе «Светлый север»
9
Рождественский подарок
Диагностика
Тестирование
Контрольный срез
Выставка «Рождество Христово- Свет миру».
10
Праздник праздников
Диагностика
Тестирование
Контрольный срез
Выставка «Христос Воскресе - Ангелы ликуют»
Праздник «Святая Пасха»
11
Стеклянная сказка
Диагностика
Тестирование
Выставка в коллективе
«Стеклянная сказка»
Итоговый контроль осуществляется в конце года в форме заполнения индивидуальны диагностических карт.
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Месяц
Содержание
Ответственный
Сентябрь
организационное собрание для родителей «Знакомство с учебным планом по предмету, требованиям к ЗУН, анкетирование для родителей»;
индивидуальные беседы по набору детей;
открытое занятие для детей и их родителей по теме: «Введение в предмет».
Педагог
Педагог
Педагог
Октябрь
сотрудничество детей и родителей в подготовке к выставке « Первые шаги»,
индивидуальные беседы с родителями о материальном обеспечении для успешной учебной деятельности ребенка по разделу:
I г/о – Двинская земля
II г/о – Светлый Север.
Педагог
Педагог
Ноябрь
родительское собрание по теме «Семья – здоровый стиль жизни»;
анкетирование;
посещение выставки « Первые шаги»;
индивидуальные беседы с родителями о материальном обеспечении ребенка для успешной учебной деятельности по разделу:
I г/о – Рождественская сказка
II г/о – Рождественский подарок.
Методист
Педагог
Педагог
Педагог
Педагог
Педагог
Декабрь
индивидуальные беседы с родителями по подготовке и участию в
- празднике
- выставке
- конкурсу чтецов «
- городской выставке «Зимние фантазии» ДЮЦ;
- областной выставке «Рождественские традиции» ОЦДО;
Педагог
Январь
индивидуальные беседы с родителями и детьми по согласованию расписания и материального обеспечения для успешной учебной деятельности по разделам:
I г/о – Пасхальная сказка
II г/о – Пасхальный подарок.
Педагог
Педагог
Февраль
родительское собрание по теме «Семейные ценности»;
анкетирование;
индивидуальные беседы по подготовке и
- конкурсно-игровой программе в коллективе «Письмо к своему сердцу».
Методист
Педагог
Педагог
Педагог
Март
индивидуальные беседы по подготовке и участию к
- выставке ДЮЦ «Добрых рук мастерство»;
- выставке «Тепло семейного очага» ДШНР.
Педагог
Апрель
индивидуальные беседы по подготовке и участию к выставке
посещение городской выставки «Добрых рук мастерство»;
посещение областной выставки «Тепло семейного очага».
Педагог
Педагог
Педагог
Май
родительское собрание о перспективах второго года обучения в творческом объединении «Ткачество бисером»;
индивидуальные беседы по подготовке и участию в
- празднике «Аз, буки, веди»;
- итоговой выставке в коллективе;
- творческой защите работ;
индивидуальные задания на лето.
Педагог
Педагог
Педагог
ДИАГНОСТИКА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ п/п
ЦЕЛЬ
МЕТОДЫ
ОБЪЕКТ
СРОК
1.
Выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся по учебному предмету
Тестирование,
анкетирование наблюдение
(нулевые и итоговые срезы)
Учебные группы
Октябрь
Апрель
2.
Выявление степени сплоченности и эмоциональной общности коллектива.
Методика изучения детского коллектива.
Тестирование
Учебные группы
Ноябрь
3.
Определение психологического климата в учебной группе.
Методика определения псих. Климата в группе методом цветописи.
Тестирование
Оценочные листы
Учебные группы
Январь
Февраль
4.
Выявление степени сформированности побудительных умений учащихся
анкетирование
инд.инф. карты
Учебные группы
Март
5.
Определения уровня исполнительского мастерства ребенка.
Участие в городских, областных конкурсах, фестивалях
индивид. информ. карты участ.
Учащиеся
В теч. года
6.
Выявление степени удовлетворенности родителей учебно-воспитательным процессом в учреждении
анкетирование
Апрель
май
Список литературы
Правовая нормативная база:
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266 – 1 (ред. от 16.03.2006).
Конвенция о правах ребенка.
Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993).
Письмо Минобразования РФ «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей» от 20.05.2003 № 28-51-391/16.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.4.4.1251-03» от 03.04.2003 № 27.
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 233 (ред. от 01.02.2005) «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 31.12.2005).
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. от 21.12.2004).
Основная литература:
Артамонова Е. Украшение и сувениры из бисера. – М: Изд-во «Энциклопедия – Пресс», - 1999.
Русская народная словесность. – М: «Просвещение», - 1994
Традиционные ремесла Нижегородского края. – М: Изд-во «Родник», -1996
Здоровьесберегающие условия на занятиях.
1. На начало учебного года кабинет объединения должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к учреждениям дополнительного образования. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.03 г. № 27:
Требования к кабинету
Требования к оборудованию для организации учебного процесса;
Требования к естественному и к искусственному освещению;
Требования к воздушно-тепловому режиму;
Требования к режиму деятельности детей;
Требования к санитарному состоянию и содержанию помещений;
Медицинское обеспечение.
2. Занятия в объединении начинаются через час после окончания учебных занятий в школе:
с 1-го по 4-ый класс – с 13.30;
с 5-го по 11-й класс – с 15.30.
3. Созданы условия для быстрого включения детей в учебную деятельность (личностно-ориентированный подход).
4. Во время занятий происходит постоянный контроль за правильной посадкой.
7. Во время занятий используются приемы снятия эмоционального напряжения (смена работы, условий), к каждому учащемуся применяется личностно-ориентированный подход.
8. Личностно-ориентированный подход при подборе работ, индивидуальные творческие работы детей свидетельствуют об их интересе к занятиям.
9. Во время занятий происходит чередование учебной нагрузки, смены видов деятельности.
10. Во время занятий создана уважительная, доброжелательная атмосфера.
11. Во время занятий у детей отсутствуют внешние признаки страха, дискомфортности.
Здоровьесберегающие технологии.
Действия по поддержанию физического здоровья учащихся
1. Созданы условия для сохранения здоровья (индивидуальное рабочее место).
2. Организованна учебно-предметная среда - соответствующая нормам сохранения здоровья.
Рациональное расположение дополнительных материалов и приспособлений для работы.
3. Создание условий для формирования здорового образа жизни учащихся:
- выполнение Устава учреждения;
- соблюдение правил поведения в кабинете во время занятий,
во время перемены,
отдыха,
в раздевалке;
- во время воспитательных мероприятий и после них;
- во время экскурсий.
4. Организация целесообразного чередования учебной нагрузки, смену видов деятельности.
Занятие состоит из нескольких этапов:
- подготовительный;
- инструктаж по технике безопасности;
- организация индивидуального рабочего места;
- беседа по технологии;
- беседа по нравственности;
- практическая работа;
- физкультурная пауза;
- просмотр видео сюжетов;
- конкурсно-игровые программы.
5. Организация своевременного проветривания кабинета:
- перед занятиями;
- в перерыве занятий;
- после занятий.
6. Организация правильного дыхания в ходе учебной работы:
- правильной посадки во время работы;
- дыхательные паузы (упражнения на дыхание).
7. Включение в содержание бесед сведений о способах поддержания здоровья, пищеварительной системы (уход за полостью рта, правильного режима питания.)
8. Включение в содержание бесед сведений об индивидуальной гигиене (одежды, тела, волос, уход за руками и ногами).
9. Организация учебно-предметной среды для поддержания положительной самооценки деятельности (индивидуальное рабочее место, предметная среда (возможности кабинета) доступны любому учащемуся).
10. Организация поддержания правильной осанки (организация индивидуального рабочего места по росту и учет индивидуальных особенностей (праворукие, леворукие, двуручные)).
11. Организация подвижных пауз во время занятий (физкультурные паузы, физкультминутки, динамические паузы).
12. Организация зрительного восприятия учащихся в соответствии с требованиями гигиены зрения, обучение рациональной технике зрительного восприятия (знакомство с требованиями о гигиене зрения - специальные упражнения по сохранению зрения).
13. Включение в содержание бесед сведений о способах поддержания здоровья органов слуха, умения слушать и слышать.
14. Контроль акустического режима совместных занятий учащихся - тишина или музыка по необходимости для создания условий комфортности при работе.
Действия по поддержанию психофизиологического, психического и нравственного здоровья учащихся.
1. Включение в содержание бесед сведений о чувственном познании объектов.
2. Создание условий для концентрации и децентрации внимания.
3. Создание необходимых условий для запоминания и припоминания учебного материала при создании творческой работы.
4. Создание условий предупреждающих психофизиологические перегрузки и действий в ситуации пресыщения и истощения.
5. Создание психологической безопасности всех учащихся.
6. Создание на занятиях ситуации успеха, направленных на развитие уверенности в своих способностях.
7. Создание алгоритма становления произвольности поведения в коллективе:
- выполнения требований других;
- предъявление требований к другим;
- предъявление требований к себе;
- самоконтроль.
8. Включение в содержание бесед сведений о способах самоорганизации.
9. Формирование навыков, способствующих рациональной организации рабочего места учащихся.
10. Включение в содержание бесед сведений о формировании в группе учащихся предпочтения черт личной зрелости (предусмотрительности, самодисциплины).
11 .Включение в содержание бесед сведений об организации самостоятельной деятельности.
12. Создание условий поэтапного формирования
умственных действий при выполнении индивидуальной творческой работы.
13. Включение в содержание бесед сведений-образцов коммуникативного поведения
14. Создание условий для развития позитивных ожиданий учащихся
(участие в выставках , праздниках, конкурсно-игровых программах, экскурсиях, лекториях)
15. Создание условий для развития мыслительных процессов планирования и прогнозирования.
16. Создание условий развития позитивного отношения окружающих к личности учащихся, формирование приемлемого статуса в группе каждого ребенка.
17. Создание условий успеха в учебной деятельности для каждого ребенка.
18. Включение в содержание обучения и воспитания нравственно этических норм морали.
19. Обеспечение формирования атмосферы взаимного уважения в группе во время занятий, выставок, праздников.
20. Организация учащимися своей нравственно-мировоззренческой позиции в группе, коллективе.