kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ. Для начальных классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ"»

«Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ».


Педагогическая технология – это системная совокупность, порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).


Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических…)».


На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребёнка. В этих изменяющихся условиях учителю необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегрированных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.


При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.


Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ:

  1. Технология разноуровневого обучения


  1. Коррекционно - развивающие технологии

  2. Технология проблемного обучения

  3. Проектная деятельность

  4. Игровые технологии

  5. Информационно-коммуникационные технологии

  6. Здоровьесберегающие технологии


Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей,


Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются


основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии воспитателя и детей. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение детей, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи


Одним из путей модернизации традиционных технологий является введение


  • них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения и хочется остановиться на игровых технологиях, которые используют в работе педагоги. По словам Йо́хан Хёйзинга

«(1872—1945) — нидерландский философ, историк, исследователь культуры, профессор Гронингенского (1905—1915) и Лейденского (1915— 1940) университетов», человеческая культура возникла и развёртывается в игре, как игра.


Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.


Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребёнку, с учётом психофизических возможностей, путём


осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В


отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.

    • человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:


  • развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);


  • коммуникативную: освоение диалектики общения;

  • самореализации в игре как полигоне человеческой практики;


  • игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;


  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;


  • функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;


  • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;


  • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.


В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими;


б) игровые действия как средство реализации этих ролей;


в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.


Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.


  • первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. Так же при подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:


    • Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Соответствие игры возрасту ребёнка или его актуальному уровню развития;


    • Учёт структуры дефекта;

    • Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

    • Связь содержания игры с системой знаний ребёнка;

    • Соответствие коррекционной цели занятия;


    • Учёт принципа смены видов деятельности;

    • Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;


    • Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.


Арттерапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с ОВЗ


Рисование давно стало отдельным разделом в психологии и даже средством излечения детей от разных недугов. Ведь именно цветом, формой и подачей рисунка ребенок красноречиво говорит то, что никогда не произнесет вслух. Он также развивает мышление, координацию, воображение и учится терпеливости. И чем раньше освоит любимый, удобный и комфортный метод рисования, тем легче ему и понятнее вам станут многие непростые вещи.


Рисование в специальной школе носит коррекционный характер и даже терапевтический. Изобразительная деятельность обеспечивают богатые возможности для исправления недостатков развития умственно отсталых детей.


Опыт работы с детьми школьного возраста позволяет сформулировать условия, соблюдение которых делает арттерапию более успешной и интересной.


  • работе с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии арттерапия выступает как здоровьесберегающая технология. Используя в своей работе приемы арттерапии, мы заметили положительную динамику развития многих детей, которые посещают занятия изобразительного искусства.


Арттерапевтические методы и приемы мы используем на коррекционных занятиях и занятиях кружка по изобразительному искусству.


Занятия проходят как групповые, так и индивидуальные. Выбор изобразительных техник и материала индивидуален. Подвести ребенка к манипуляциям с красками можно несколькими способами, но, работая с особенными детьми, не все способы работают для них. Например, не все дети умеют работать по инструкции


  • силу того, что дети с отклонениями в интеллектуальном развитии имеют конкретное мышление, они не смогут выполнить задания в абстрактной манере (мазание, штриховка). Наиболее распространенный способ - показ взрослым

манеры действий с материалом или совместные действия. Педагог словно «заражает» ребенка, увлекает за собой.


Еще один вариант работы с такими детьми - подборка задания, которые предполагают «свободную» манеру действий с материалами. Например, любой вариант техники монотипии или рисование на мокрой бумаге.


Рисуночные занятия с дошкольниками не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Перечислим условия подбора техник и приемов создания изображений, от которых зависит успешность

арттерапевтического процесса с детьми.


1.Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.


Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть


интересны, оригинальны, приятны ребенку. Сталкиваясь с трудностями, пусть даже мнимыми, дети реагируют привычным для них образом. Наличие трудностей любого плана – учебных, коммуникативных, эмоциональных, семейных, перед которыми ребенок чувствует себя слабым и незащищенным, когда-то спровоцировало появление проблем. Арттерапия предполагает создание безопасных условий, способствующих самовыражению и спонтанной активности, вызывает новые способы активности и помогает их закрепить.


  1. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания

изображения, и результат.


Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью. Изобразительная техника не противоречит потребностям и возможностям детского возраста, если обладает указанной чертой. Создавать изображения в данной технике будет для ребенка


также естественно, как рисовать.

  1. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.


Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Рисование при помощи оттисков, печатей (пробок и пр.), использование нетрадиционных техник рисования – монотипия, кляксография, рисование ниткой , рисование на стекле, рисование мятой бумагой,


губкой, ватой, жесткой щеткой и пр. Предложения по новому использовать неизобразительные материалы может функциональных стереотипов создает почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшения зависимости — в частности, от ритуалов, — повышения настроения, развития воображения, адаптационных способностей.

4. Трехмерные изображения из салфеток, мягкой бумаги делают работы

объемными и оригинальными.


Как правило, дети выполняют задания педагога индивидуально, каждый создает свой рисунок или трехмерное изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ — общих картин, композиций, где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы. В процессе коллективного выполнения задания создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предложения, отстаивать собственное пространство, идею. По завершении происходит процесс совместного любования общим продуктом. Положительные переживания объединяют детей.


Использование изобразительной деятельности как средства коррекции недостатков дает положительный результат и динамику в развитии детей с ОВЗ. Изотерапия как одно из направлений арттерапии является мощным и эффективным средством в образовательной среде.


Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями с помощью развития у них творческих способностей»


  • настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, растет количество детей с отклонениями в развитии. Поэтому, одной из главных линий в сегодняшней реформе образования является использование здоровьесберегающих технологий.


Восточная мудрость гласит: «У кого есть здоровье - у того есть надежда, у кого есть надежда – у того есть все»


Вхождение в жизнь, адаптация в ней, определение себя, своих возможностей и границ, своей роли и значения в этом мире – все требует от ребенка жизненной и творческой активности.


Особая категория детей – это дети с ограниченными возможностями, имеет узкий круг общения, в то время как рядом существует большой, красивый мир. Такие дети испытывают трудности со стороны общества.


Поэтому задача педагога – помочь открыть им мир, научить «добротворчеству», ведь творчество – актуальная потребность детства, соприкасаясь с ним ребенок может получить понимание и счастье.


Для ребенка имеет огромное значение достижение ощущения «я это могу», «мое творчество интересно другим». Это повышает самооценку,


самоуважение. Делает взгляд на себя в обществе более оптимистичным, что особенно важно для ребенка с ограниченными возможностями.


Успешным условием развития творчества является: раннее начало, т.е. окружить ребенка той средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы творческую деятельность; создание у ребенка высокой самооценки, «вкуса успеха», уверенности в своих силах; соблюдение принципа «права на ошибку»; ребенку надо предоставить большую свободу в выборе деятельности.


Цель моей работы - реабилитация и интеграция детей с ограниченными возможностями в общество через обучение творчеству. Развивая творческие

способности детей с ограниченными возможностями, помочь детям подготовится к независимой жизни. Просто научить детей жить полноценной жизнью.


Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ.


На логоритмических занятиях дети с удовольствием заучивают песни, поют

под караоке, с особым чувством и выражением, осознают связь слова и музыки.


Пение может быть использовано независимо от физических возможностей детей.

Использование двигательных упражнений позволяет подготовить ребенка к

двигательному выражению, учит его изображать звуки и настроения с помощью

элементарного движения


При овладении игре на музыкальном инструменте совершенствуются навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой); дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.


  • самое главное - наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструмент можно с успехом заменить на самостоятельно


изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.


Желание заниматься игре на фортепиано (или синтезаторе) возникает у многих детей, ведь потребность самовыражения присуще всем людям, независимо от наличия ограниченных возможностей. Однако наши дети не все могут учиться в музыкальной школе по причине наличия заболевания, невозможности выполнения учебной программы.


Фортепиано (или синтезатор) используется как своеобразный тренажер для разработки крупной и мелкой моторики рук у детей.


На начальном этапе работы с ребенком мы только «играем» в дирижеров, музыкантов, певцов.


Старшим детям предлагаю спеть в караоке любимые песни. Такие игры-подражания развивают слух и артистические способности.


Большинство из наших детей ограничены в своих физических возможностях.

Песня и музыка является единственным инструментом с такими детьми.


Выступая на праздниках, концертах, на которых ребенок имеет возможность поверить в свои силы и способности, поверить в себя. Дети объединения «Логоритмика» принимают участие в Республиканских и Городских фестивалях творчества детей с ограниченными возможностями.


Первые выступления детей занимающихся в объединении состоятся на мини праздниках, в доброжелательной, «домашней» обстановке, рядом с родителями и друзьями. Затем на праздниках: «Золотая осень», «А ну-ка, мамы», «В гостях у сказки »… Участие в концертах, праздниках, фестивалях повышает самооценку,


дети начинают себя по-другому ощущать. Творчество помогает самовыразиться. Ребята получают дипломы, благодарственные письма и понимают, что они тоже могут участвовать в жизни общества. Родители отмечают, что после выступлений дети становятся более открытыми, более независимыми. У них появляются новые увлечения, новые друзья. А участие в фестивалях придает уверенности в себе. Каждая победа - шаг на пути к преодолению недуга, помогает влиться в нормальную, повседневную жизнь,

чтобы они были полноценными членами общества, способными жить


самостоятельно и независимо. И творчество – один из возможных путей преодоления.


«Помоги себе сам»- вот принцип помочь ребенку научиться справляться со своим недугом.


«Музыка дается нам в помощь, чтобы подтвердить наши чувства и, исходя из

этого, вдохновлять и помогать другим!» Карина Фредкрисон


Развитие творческих способностей важно потому: чтобы достичь глубокого влияния на организм, больной сам должен активно действовать: петь, играть на музыкальном инструменте, воплощать музыку в движениях.


Сущность музыкотерапии – в способности вызывать положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребенка, обуславливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.


Я не ставлю себе целью воспитать из детей знаменитых певцов и музыкантов. Я уверена, что нужно дать шанс ребенку проявить себя. Приобщая детей с ограниченными возможностями к миру музыки и к творчеству, позволяет успешно решать проблемы их социальной адаптации.


Ведь главная моя помощь для таких детишек это слова: «Я в себя верю! И все

обязательно получится»


Сегодня раскрывать свои творческие возможности необходимо не только людям искусства, науки, бизнеса, но и всем нам обыкновенным людям, которые хотят прожить свою единственную жизнь по-настоящему, с воодушевлением и энтузиазмом!


  • наше время, когда количество больных детей увеличивается, очень важно применение здоровьесберегающих технологий. На занятиях по логоритмике


опробированы и успешно используются следующие технологии здоровьесбережения: артикуляционная гимнастика способствует укреплению мышц органов артикуляции, четкой дикции; дыхательная гимнастика помогает выработать диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силу; упражнение на релаксацию воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом; развитие голоса, пение под музыку и без нее, развивает вокальные навыки; пальчиковые игры и речевые упражнения с одновременным выполнением действия развивают мелкую моторику, помогают ритмичному исполнению стихотворного текста; игра на музыкальных инструментах; музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами помогают в развитии творческих и музыкально-сенсорных способностей детей, развитию чувства ритма; компьютерные игры используются как логопедический тренажер.


На занятиях по логоритмике с детьми с ограниченными возможностями является


важным создание активной здоровьесберегающей среды, обеспечение оптимальных условий физического и психического развития, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Информационно-компьютерные технологии в работе с детьми с


ограниченными возможностями здоровья


Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить — это повсеместная компьютеризация и информатизация всех областей человеческой жизни. Это неслучайно. Ведь внедрение информационно-компьютерных технологий позволяет, как повысить эффективность деятельности человека, так и сделать ее разнообразнее. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным ученикам идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации, социальной адаптации детей в общество.


Информационные технологии расширяют арсенал средств педагога, помогая


«достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения

развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи

традиционно применяемых средств.

Формы использования ИКТ

1 Использование готовых электронных продуктов

2 Использование мультимедийных презентаций

3 Использование ресурсов сети Интернет


4 Использование программного обеспечения SMART Board (ПО, предназначенное для интерактивной доски)


5 Использование ИКТ в сочетании с методом проектов


Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ребенка?


    • ИКТ способствует повышению познавательного интереса;


    • ИКТ позволяет детям проявить себя в новой роли;

  • ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

    • ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ребенка.


      • заключении хочется отметить, что использование ИКТ существенно влияет на развитие познавательной мотивации, однако нельзя применять их слепо. Структура построения учебного процесса с использование ИКТ и их разработка должны быть продуманы методически и обоснованы научно.


Песочная терапия в работе с детьми

с ограниченными возможностями здоровья.


Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение


  • окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.


Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей. Все это делает его прекрасным средством развития учащихся.


Песочная терапия намного эффективнее, чем стандартные приемы обучения. В условиях учебного заведения не только психолог может

использовать песочницу, но и педагоги, которые могут проводить развивающие игры на песке. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает пространственные и временные понятия. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки. Занимаясь играми на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро.


Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте, развивают фонематический слух, а также позволяют проводить коррекцию звукопроизношения; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию


Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь ребенку:


  • развить более позитивную Я-концепцию;

  • стать более ответственным в своих действиях и поступках;

  • выработать большую способность к самопринятию;


  • в большей степени полагаться на самого себя;

  • овладеть чувством контроля;

  • развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

  • развить самооценку и обрести веру в самого себя.


Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья


Содержание коррекционной работы в соответствии с Федеральными Государственными требованиями и стандартами образования в настоящее время направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в освоении образовательной программы, коррекцию недостатков в речевом, психическом и (или) физическом развитии детей, их социальную адаптацию.


Для успешного решения задач воспитания, обучения и развития воспитанников важно обеспечить единство в работе педагогического коллектива, включающего учителя-дефектолога, воспитателей, а также других специалистов, работающих в специальном коррекционно-образовательном учреждении: педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, руководителя по изобразительной деятельности. Эти специалисты осуществляют разностороннее воспитание детей с особыми образовательными потребностями, в тесном взаимодействии практически определяют эффект коррекционного воздействия.


Совместная работа учителя-дефектолога, педагога-психолога и воспитателей начинается уже на этапе первичного обследования ребенка с ОВЗ. Целью первичного обследования является изучение особенностей речевого, физического и моторного развития детей, уровня когнитивных процессов, сформированности разных видов детской деятельности, особенностей личностного развития. Каждый из членов педагогического коллектива принимает участие в обследовании ребенка. Дефектолог координирует деятельность специалистов, согласует с ними формы и методы проведения различных разделов психолого-педагогического изучения ребенка.


  • течение всего учебного года педагогом-психологом прослеживаются особенности развития познавательной и поведенческой сфер детей с особыми образовательными потребностями. Совместно с дефектологом подбирается методический и дидактический материал; игры и упражнения, направленные на развитие зрительного и слухового восприятия, речевого развития, внимания, памяти, мыслительных операций, воображения.


Взаимодействие в работе дефектолога и воспитателей особенно тесно проявляется в анализе обучающих программ и осуществлении перспективного и ежедневного планирования. На этом этапе специалисты определяют основные задачи коррекционного обучения, воспитания и развития детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, и намечают конкретные задачи работы по различным разделам программы. Это дает основания выявить связи между разделами, определить общую тематику занятий, вариативность форм, приемов и методов работы. Происходит обеспечение сквозной тематики по ряду разделов программы, что облегчает усвоение детьми с ОВЗ материала в разных видах деятельности, и обеспечивает связь словесных методов с наглядными и практическими.

Важным этапом работы учителя-дефектолога и воспитателей является создание благоприятной среды для речевого развития детей. Это предполагает постоянное мотивированное общение с детьми, предъявление единых требований


  • использованию различных форм речи, осуществление контроля за их устной речью. Все это требует хорошего знания воспитателями словаря детей, состояния их произносительных навыков. Дефектолог рекомендует воспитателям формы контроля за произношением, дает консультации по подбору речевого материала, который будет использоваться в быту, в свободных играх, при организации режимных моментов и занятий.


    • ежедневной работе связь педагога-психолога, дефектолога и воспитателей заключается в обсуждении результатов проведенных коррекционных мероприятий и организации свободной деятельности, комплексных и интегрированных занятий, взаимопосещениях. Постоянного совместного внимания требует изготовление наглядных пособий, проведение экскурсий, где также могут быть объединены усилия всех педагогов.


Основными задачами совместной работы музыкального руководителя и учителя-дефектолога являются:


- формирование правильного речового и певческого дыхания, изменение темпа, силы и высоты голоса;


- развитие слухового и фонематического восприятия, музыкального слуха;


- развитие основних компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико-мелодичной стороны;


-обогащение музыкальных впечатлений детей посредством различных музыкальных произведений;


- обогащение словаря детей с ОВЗ по лексическим темам;


- развитие навыков прослушивания музыки, пения, музыкально-ритмических движений.


Музыкальный руководитель формирует и развивает основу, необходимую для осуществления музыкальной деятельности(музыкальный слух и память, речевое дыхание, чувство ритма) тем самым, продолжая работу учителя-дефектолога, проводит работу по формированию речевого слуха и фонематического восприятия. Для этой цели используются традиционные музыкальные дидактические игры, вокальные упражнения, распевки.


Важным моментом в совместной коррекционной работе является формирование у детей правильной артикуляции и чистоты интонации – с этой целью используются скороговорки, попевки, пропевание на гласных или слогах.


Еще одно направление совместной коррекционной работы заключается в совместной разработке и организации праздников и развлечений. Таких как утренники, театрализованные игры, драматизация сказок, проведение именин и дней рождения детей и т.д. Проведение утренников требуют длительной совместной подготовительной работы музыкального руководителя, воспитателей и дефектолога. Совместно обсуждается сценарий, с учетом индивидуальных способностей детей. Задачей дефектолога является подбор речевого материала с учетом речевых возможностей каждого ребенка: загадки, стихи и т.д. Учитель-дефектолог заранее отрабатывает их выразительное чтение на индивидуальных

занятиях. Музыкальный руководитель совместно с воспитателем готовит подвижные игры, шутки, фокусы, разучивает танцы и песенки.


Деятельность инструктора по физической культуре решает задачи развития двигательных умений и навыков, общего физического развития, укрепления здоровья, что способствует формированию психомоторных функций детей с ограниченными возможностями здоровья. В ходе занятий особое внимание обращается на закрепление лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений.


Деятельность руководителя по изобразительной деятельности направлена

на развитие тонких дифференцированных движений

пальцев и кистей

рук. Совместная коррекционная работа специалистов

способствует не

только более продуктивному процессу коррекции речи, но

и в

дальнейшем

положительно сказывается на подготовке руки ребенка к письму.

Свою работу


педагог по ИЗО строит в тесной взаимосвязи с лексическими темами учителя-дефектолога. На занятиях закрепляются те или иные грамматические категории, предусмотренные коррекционной программой, используется ритмическое сопровождение: звуковое, слоговое, пословное, различные загадки, стихи, пальчиковые игры и т.д.


Таким образом, тесное взаимодействие всех служб учреждения позволяет эффективно решать задачи комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.


Результатом этого сопровождения является успешная социализация детей с ОВЗ, обеспечение их полноценного участия в жизни общества, а в дальнейшем эффективная самореализация в различных видах профессиональной и социальной деятельности.


1.




2.


Список использованной литературы


Нищева Н.В., Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 352 с.


Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. /Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Изд-во Гном и Д. 2000. 128с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад "Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ"

Автор: Анна Владимировна Хрин

Дата: 24.05.2020

Номер свидетельства: 551181

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Условия использования игровых технологий как одно из эффективных средств развития речи детей с ОВЗ"
    ["seo_title"] => string(80) "usloviia_ispolzovaniia_igrovykh_tekhnologii_kak_odno_iz_effektivnykh_sredstv_raz"
    ["file_id"] => string(6) "499490"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1549974778"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Доклад "Методы и формы организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС""
    ["seo_title"] => string(77) "doklad_metody_i_formy_organizatsii_vneurochnoi_deiatelnosti_v_usloviiakh_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "632962"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1685665816"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства