Просмотр содержимого документа
«Условия использования игровых технологий как одно из эффективных средств развития речи детей с ОВЗ»
Условия использования игровых технологий как одно из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста
Подготовила:
учитель-дефектолог
Учускина Н.А.
Хабаровск
2018-2019 уч.год
Педагогическая игровая технология - система взаимосвязанных приёмов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединенная целями и задачами, создающая совокупность условий для обучения, воспитания и развития воспитанников.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по таким основным направлениям :
-дидактическая цель ставится перед воспитанниками в форме игровой задачи;
-воспитательно – образовательная деятельность подчиняется правилам игры;
-в воспитательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования речевое развитие включает следующие задачи :
развитие звуковой и интонационной культуры речи;
овладение речью как средством общения;
обогащение словаря и его активное использование;
развитие связной речи;
формирование грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества.
Джани Родари говорил :
«Именно в игре ребёнок свободно владеет речью. В игре нет правильных образцов и ребёнок говорит то, что думает. Не поучать и обучать, а играть вместе с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот то, что необходимо ребёнку…»
Л.С. Выготский подчеркивал :
«Через игру и движется ребенок. В этом смысле игровая деятельность и может быть названа ведущей, так как определяет развитие ребёнка».
Условия успешного развития речи:
Первое условие - это формирование потребности в речевом общении, или коммуникации. Создание таких ситуаций, которые ставят ребёнка перед необходимостью использования речевых высказываний.
Второе условие - это создание предметно-развивающей и полноценной слухо-речевой среды, дающей детям образцы речи.
Третье условие - это формирование запаса знаний, которыми должен обладать ребёнок на определённом этапе своего развития. Дошкольник хорошо расскажет только о том, что он хорошо знает.
Четверное условие - реализация системы игр, направленную на развитие всех сторон речи каждого ребёнка (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь).
Пятое условие – развитие мелкой моторики рук у детей.
Шестое условие - включение игровых технологий не только в НОД (непосредственно образовательную деятельность), но и в свободную деятельность детей.
Седьмое условие - постоянное непосредственное и косвенное педагогическое руководство и контроль, взаимодействие педагогов между собой и с родителями.
Восьмое условие – система проведения работы по развитию речи, начиная с младшей группы; интеграция занятий, а так же плановые и промежуточные диагностики речевого развития воспитанников.
Игровые техники:
Речевые игры (развитие слухового внимания, речевого и фонематического слуха, физиологического и фонационного дыхания, динамического и тембрового диапазона голоса и интонационной выразительности речи);
Пальчиковые игры (инсценировка стихов, потешек, рифмованных историй и сказок при помощи пальцев). Развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров;
Подвижные игры с речевками (формируют четкость и ритмичность произношения, повышает интерес, вызывают эмоциональный отклик);
Сюжетно-ролевые игры (формируют навыки общения, помогают ребёнку раскрепоститься, учат говорить выразительно, чётко и правильно, прививают навыки публичных выступлений);
Настольно-печатные игры способствуют усвоению и закреплению знаний в практических действиях не с предметами, а с их изображением;
Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию просодической стороны речи, развитию чувства ритма и умения согласовывать слова с заданными движениями;
Игры – драматизации, разные виды театрализованных действий способствуют развитию речевой активности, техники речи, интереса к художественному слову, навыков актёрского мастерства;
Методическое пособие Лэпбук (развитие всех сторон речи: фонетика, лексика, грамматика, связная речь, расширение знаний и представлений об окружающем мире, развитие мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки, речевого творчества);