Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа для 3 класса по литературному чтению»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная программа по предмету «Литературное чтение» разработана в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным стандартом начального общего образования (Приложение к приказу Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. № 286;
Федеральным государственным образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приказ МОиН РФ № 1598, утвержденный приказом МОиН РФ 19 декабря 2014 года;
Федеральной адаптированной основной образовательной программой начального общего образования детей с ОВЗ (Приказ Министерства просвещения России от 24.11.2022 № 1023);
СанПиН организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи – СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 № 28;
Постановлением «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к условиям организации воспитания и обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 10 июля 2015 года;
Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ п. Яйва»;
Адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 7.1.) МБОУ «СОШ п. Яйва» на 2023-2028 г.г.от 30.08.2023 г.;
Учебным планом МБОУ «СОШ п. Яйва» на 2023-2024 учебный год;
Календарным учебным графиком МБОУ «СОШ п. Яйва» на 2023-2024 учебный год.
Данная программа будет реализована в 3 классе для детей с ЗПР.
Как и русский язык, литературное чтение предстаёт в качестве одного из ведущих предметов, обеспечивающих наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся с ЗПР.
Обучающиеся с ЗПР, наряду с другими учебными трудностями, испытывают затруднения при формировании навыка чтения. Они долго и с большим трудом овладевают техникой чтения, недостаточно понимают смысл прочитанного, во время чтения могут допускать большое количество разнообразных ошибок (пропуски, замены, перестановки букв, ударение, чтение по догадке и др.). Обучающиеся с ЗПР часто оказываются не в состоянии самостоятельно использовать контекст при осмыслении встречающихся в нем незнакомых слов и выражений. Они затрудняются передать главную мысль прочитанного, установить причинно-следственные связи, самостоятельно охарактеризовать героев произведения и дать оценку их поступкам. Обучающиеся с ЗПР долгое время затрудняются в правильном интонировании при чтении.
Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из основных предметов в системе подготовки обучающегося с ЗПР. Овладение читательской компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации обучающегося с ЗПР. В процессе освоения курса у обучающихся повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры.
Приобретенные обучающимися с ЗПР знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Коррекционная направленность обучения предполагает введение дополнительных видов деятельности и специальных упражнений, направленных на преодоление недостатков в развитии речи обучающихся с ЗПР, обогащение словарного запаса, активизацию развития звукового анализа и синтеза как основы профилактики специфических ошибок чтения.
Для совершенствования техники чтения, преодоления разнообразных ошибок и затруднений у обучающихся с ЗПР проводятся специальные тренировочные упражнения, включающие чтение слоговых таблиц, столбиков слов с наращиванием слогов, чтение пар слов, отличающихся одной буквой, преобразование слов, отработка чтения слов определенной слоговой структуры и др. Также используются упражнения по расширению поля зрения читающего, тренировки зрительного восприятия. Особое место отводится работе с текстом, в процессе которой обучающиеся поэтапно переводятся от умений работать с помощью учителя к самостоятельному анализу прочитанного. Склонность обучающихся с ЗПР к механическому чтению требует необходимости усиления видов деятельности учащихся над осознанностью чтения, пониманием прочитанного. С первого класса проводится работа над выборочным чтением, нахождением в предложении или тексте заданных слов, выражений, отрывков. Обучающиеся с ЗПР приучаются к целостному анализу прочитанного, поиску логических связей между частями произведения, причинно-следственных связей между событиями. Большое значение уделяется словарной работе. Происходит развитие понятийной стороны речи, расширение словаря; обучающиеся с ЗПР приучаются обращать внимание на непонятные слова, развивают привычку выяснять их значение, более тонко анализируют языковой материал. Должна предусматриваться специальная продолжительная работа по обучению пересказу. Обучающиеся учатся излагать тексты небольшого объема с опорой на картинный план и ключевые слова, затем на план-вопрос и позже на совместно составленный план излагаемого текста, при этом визуальная поддержка может долго служить опорой для обучающегося.
При усвоении учебного предмета «Литературное чтение» у обучающихся с ЗПР формируется положительная мотивация к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества; происходит достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития; формируется первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества; происходит овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий в соответствии с представленными предметными результатами по классам; происходит овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации для решения учебных задач.
Содержание программы по литературному чтению раскрывает следующие направления литературного образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений для литературного чтения положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы.
Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начального общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Литературное чтение является преемственным по отношению к учебному предмету «Литература», который изучается на уровне основного общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На литературное чтение в 3 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели).
УЧЁТ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Целевые приоритеты
Формы работы
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками
Поощрение, поддержка, похвала, просьба, поручения беседы, совместное обсуждение общих интересов, поездок, путешествий; организация учебных игр на уроке, дискуссий, бесед и т.д.
Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения
Беседы о нормах и правилах поведения, организация рефлексии и самооценки деятельности; организация дежурства классов (разбор случаев несоблюдения общепринятых норм); соблюдение правил работы в группе; взаимоконтроль обучающихся и т.д.
Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений
Обсуждение, высказывание мнения и его обоснования, акцентирование внимания обучающихся на нравственных проблемах, анализ явлений, развитие у обучающихся умения совершать правильный выбор
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков персонажей
Применение на уроке интерактивных, современных форм работы учащихся
Электронное образование: программы-тренажеры, зачеты в электронных приложениях, обучающие платформы Учи.ру, Якласс, РЭШ, онлайн – уроки, онлайн – конференции, электронные презентации, электронные учебники; дистанционные технологии обучения, смешанное обучение, решение проектных задач, дискуссии, «мозговой штурм», деловая игра, мастер-класс, интеллектуальные игры, групповые формы работы или работу в парах и т.д.
Организация предметных образовательных событий
Проведение предметных недель, конференций, олимпиад
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников
Наставничество по форме «успевающий – неуспевающий» (вариант поддержки для достижения образовательных результатов), «равный - равному» (обмен навыками для реализации творческих и образовательных проектов)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
3 КЛАСС
О Родине и её истории. Любовь к Родине и её история важные темы произведений литературы (произведения одного-двух авторов по выбору). Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине. Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов XIX и ХХ веков. Осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка произведения. Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические ударения.
Произведения для чтения: К.Д. Ушинский «Наше отечество», М.М. Пришвин «Моя Родина», С.А. Васильев «Россия», Н.П. Кончаловская «Наша древняя столица» (отрывки) и другое (по выбору).
Фольклор (устное народное творчество). Круг чтения: малые жанры фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, по выбору). Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа). Книги и словари, созданные В.И. Далем. Активный словарь устной речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России.
Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных правил. Виды сказок (о животных, бытовые, волшебные).
Художественные особенности сказок: построение (композиция), язык (лексика). Характеристика героя, волшебные помощники, иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (например, картины В.М. Васнецова, иллюстрации Ю.А. Васнецова, И.Я Билибина, В.М. Конашевич). Отражение в сказках народного быта и культуры. Составление плана сказки.
Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен. Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. Былина как народный песенный сказ о важном историческом событии, Фольклорные особенности жанра былин: язык (напевность исполнения, выразительность), характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Характеристика былин как героического песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения.
Произведения для чтения: малые жанры фольклора, русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк», былина об Илье Муромце и другие (по выбору).
Творчество А.С. Пушкина. А.С. Пушкин великий русский поэт. Лирические произведения А.С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки А.С. Пушкина в стихах (по выбору, например, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»). Нравственный смысл произведения, структура сказочного текста, особенности сюжета, приём повтора как основа изменения сюжета. Связь пушкинских сказок с фольклорными. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И.Я. Билибин — иллюстратор сказок А.С. Пушкина.
Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...» и другие (по выбору).
Творчество И.А. Крылова. Басня произведение-поучение, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях. И.А. Крылов великий русский баснописец. Басни И.А. Крылова (не менее двух): назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование крылатых выражений в речи.
Произведения для чтения: И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград», «Мартышка и очки» и другие (по выбору).
Картины природы в произведениях поэтов и писателей XIX-XX веков. Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора. Картины природы в произведениях поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору):
Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Майков, Н.А. Некрасов, А.А. Блок, С.А. Есенин, И.А, Бунин, А.П. Чехов, К.Г. Паустовский и другие. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись, её выразительное значение. Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения. Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция.
Произведения для чтения: Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», А.А. Фет «Кот поёт, глаза прищуря», «Мама! Глянь-ка из окошка…», А.Н. Майков «Осень», С.А. Есенин «Берёза», Н.А. Некрасов «Железная дорога» (отрывок), А.А. Блок «Ворона», И.А. Бунин «Первый снег» и другие (по выбору).
Творчество Л.Н. Толстого. Жанровое многообразие произведений Л.Н. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль (не менее трёх произведений), Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора произведения. Художественные особенности текста-описания, текста-рассуждения.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы», «Прыжок», «Акула» и другие.
Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей (не менее двух). Круг чтения: произведения В.М. Гаршина, М. Горького, И.С. Соколова-Микитова и других. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации.
Произведения для чтения: В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница», И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек», М. Горький «Случай с Евсейкой» и другие (по выбору).
Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. Круг чтения (по выбору, не менее четырёх произведений): произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина, Б.С. Житкова. Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера).
Произведения для чтения: Б.С. Житков «Про обезьянку», К.Г. Паустовский «Барсучий нос», «Кот Варюга», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш», А.И. Куприн «Барбос и Жулька» и другое (по выбору).
Произведения о детях. Дети — герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне (произведения по выбору двух-трёх авторов). Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время.
Произведения для чтения: Л. Пантелеев «На ялике», А. Гайдар «Тимур и его команда» (отрывки), Л. Кассиль и другие (по выбору).
Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета.
Герой юмористического произведения. Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. Авторы юмористических рассказов (не менее двух произведений): М.М. Зощенко, Н.Н. Носов, В.Ю. Драгунский и другие (по выбору).
Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1-2 произведения), Н.Н. Носов «Весёлая семейка» (1-2 рассказа из цикла) и другие (по выбору).
Зарубежная литература. Круг чтения (произведения двух-трёх авторов по выбору): литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Р. Киплинга. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы зарубежных писателей о животных. Известные переводчики зарубежной литературы: С.Я. Маршак, КИ. Чуковский, Б.В. Заходер.
Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Гадкий утёнок», Ш. Перро «Подарок феи» и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности. Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами.
Изучение литературного чтения в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение содержания учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе способствует работе над рядом метапредметных результатов.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
отвечать на вопросы по прослушанному тексту;
пересказывать самостоятельно прочитанный текст;
составлять тексты в устной форме в соответствии с поставленными задачами;
устанавливать причинно-следственные связи между событиями, описанными в тексте;
находить в тексте средства художественной выразительности;
читать доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания);
различать сказочные и реалистические, лирические и эпические, народные и авторские произведения;
анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на части, озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя;
конструировать план текста, дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность;
сравнивать произведения, относящиеся к одной теме, но разным жанрам;
произведения одного жанра, но разной тематики;
исследовать текст: находить описания в произведениях разных жанров (портрет, пейзаж, интерьер).
Работа с информацией.
сравнивать информацию словесную (текст), графическую или изобразительную (иллюстрация), звуковую (музыкальное произведение);
подбирать иллюстрации к тексту, соотносить произведения литературы и изобразительного искусства по тематике, настроению, средствам выразительности;
выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей; составлять аннотацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и поддерживать его;
использовать адекватные речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
уметь принимать участие в коллективном поиске средств решения поставленных задач, договариваться о распределении функций;
читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения;
формулировать вопросы по основным событиям текста;
пересказывать текст (подробно, выборочно, с изменением лица);
выразительно исполнять стихотворное произведение, создавая соответствующее настроение; сочинять простые истории (сказки, рассказы) по аналогии.
Регулятивные универсальные учебные действия
выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, оречевлять план и соотносить действия с планом;
исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно;
принимать цель чтения, удерживать её в памяти, использовать в зависимости от учебной задачи вид чтения;
выполнять элементарные действия контроля (самоконтроля) и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия с помощью учителя.
Совместная деятельность:
участвовать в совместной деятельности: выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие; в коллективной театрализованной деятельности читать по ролям, инсценировать фрагменты (драматизировать) несложных произведения фольклора и художественной литературы; выбирать роль, договариваться о манере её исполнения в соответствии с общим замыслом; осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части работы, оценивать свой вклад в общее дело.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по литературному чтению достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности обучающегося, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы по литературному чтению отражают освоение обучающимися социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
В результате изучения литературного чтения на уровне начального общего образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным и другим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания; осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; неприятие действий, приносящих вред окружающей среде.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора; овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения литературного чтения на уровне начального общего образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать произведения по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать после совместного анализа основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
определять с помощью учителя существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам;
находить после совместного анализа закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев.
Базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
формулировать с помощь. учителя выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-коммуникационной сети «Интернет»;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить с помощью взрослого небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося с ЗПР формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий, придерживаться последовательности действий в соответствии с целью.
Самоконтроль:
устанавливать после совместного анализа причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
с помощью учителя формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать после совместного анализа свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы;
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
с помощью учителя отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
читать вслух целыми словами (проводится дополнительная работа со словами сложной слоговой структуры) без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания); читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
различать художественные произведения и познавательные тексты; различать прозаическую и стихотворную речь:
называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического после совместного анализа;
понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);
характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей под контролем учителя;
выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки после совместного анализа по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);
отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать с помощью учителя отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить после совместного анализа в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
уметь применять изученные понятия с опорой на визуализацию термина (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение);
участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;
использовать в беседе изученные литературные понятия;
пересказывать произведение (устно) подробно с опорой на план, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов; читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного (прослушанного) текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5-6 предложений устно, 3-4 письменно);
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
придумывать продолжение прочитанного произведения; использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания: обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания;
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
использовать справочные издания, в том числе верифицированные электронные образовательные и информационные ресурсы, включённые в федеральный перечень.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Всего
Контрольные работы
Практические работы
1
О Родине и её истории
6
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40
2
Фольклор (устное народное творчество)
16
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40
3
Творчество И.А.Крылова
4
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40
4
Творчество А.С.Пушкина
9
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40
5
Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ века
8
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40
6
Творчество Л.Н.Толстого
10
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40
7
Литературная сказка
9
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40
8
Картины природы в произведениях поэтов и писателей XX века
10
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40
9
Произведения о взаимоотношениях человека и животных
16
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40
10
Произведения о детях
18
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40
11
Юмористические произведения
6
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40
12
Зарубежная литература
10
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40
13
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой)
4
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40
Резервное время
10
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
136
8
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Дата изучения
Электронные цифровые образовательные ресурсы
Всего
Контрольные работы
Практические работы
1
В мире книг. Книга как особый вид искусства
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f4fda
2
Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f5142
3
Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47f96
4
Развитие речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Книги и словари, созданные В.И. Далем
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc480a4
5
Художественные особенности волшебной сказки разного вида (о животных, бытовые)
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4aa16
6
Былина как народный песенный сказ о героическом событии. Фольклорные особенности: выразительность, напевность исполнения
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4b27c
7
Характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). На примере образа Ильи Муромца
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4b420
8
Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. Темы народных песен
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4b10a
9
Отражение нравственных ценностей и правил в фольклорной сказке. Произведения по выбору, например, русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4af70
10
Осознание понятия трудолюбие на примере народных сказок. Произведения по выбору, например, русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
1
11
Особенности построения (композиция) волшебной сказки: составление плана. На примере русской народной сказки «Иван-царевич и Серый Волк»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4861c
12
Иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (картины В.М. Васнецова, иллюстрации И.Я. Билибина)
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4ae44
13
Характеристика героя, волшебные помощники. На примере русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc48ab8
14
Представление в сказке народного быта и культуры. Произведения по выбору, например, русская народная сказка "Сивка-бурка"
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4b10a
15
Пословицы народов России
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc483ec
16
Устное народное творчество. Характеристика малых жанров фольклора: потешки, небылицы, скороговорки, считалки…
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4875chttps://m.edsoo.ru/8bc4a610
17
Загадка как жанр фольклора, знакомство с видами загадок
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc48892https://m.edsoo.ru/8bc4a4f8
18
Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Фольклор (устное народное творчество)
1
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4a7dc
19
Работа с детскими книгами. Проект: составляем словарь устаревших слов
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc489a0
20
Резервный урок. Работа со словарём: язык былины, устаревшие слова, их место и представление в современной лексике. Проект "Словарь устаревших слов"
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc49cc4
21
Резервный урок. Историческая обстановка как фон создания произведения (на примере былин)
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4b542
22
Резервный урок. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании, в изобразительном искусстве, в произведениях музыкального искусства XIX-XX веков
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4bd94
23
Средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение) в лирических произведениях поэтов XIX-XX веков
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4dc98
24
Описание картин осенней природы в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», «Листья»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4e0f8
25
Сравнение стихотворений об осени. На примере произведений Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и А.Н. Майкова «Осень»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4e24c
26
Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d8a6
27
Восприятие картин зимнего пейзажа в стихотворениях , А.А. Фета «Кот поёт, глаза прищуря», «Мама! Глянь-ка из окошка…» , И. С. Никитин "Встреча зимы"
1
28
Слова, с помощью которых поэт описывает и оживляет природу на примере стихотворений И. З. Сурикова "Детство", "Зима"
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d676
29
Поэты о красоте родной природы. На примере произведения Н.А. Некрасова «Железная дорога» (отрывок)
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d784
30
Оценка чувств и настроения, вызываемых лирическим произведением. На примере произведения Н.А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…» (отрывок)
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d43c
31
Наблюдение за словами и выражениями, с помощью которых создаются картины зимы на примере стихотворения И. А. Некрасова "Не ветер бушует над бором…"
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d554
32
Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Художник-иллюстратор
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f5142
33
А.С. Пушкин – великий русский поэт
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4c1d6
34
Восприятие пейзажной лирики А.С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет), рифма, ритм
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4c2e4
35
Фольклорная основа литературной сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4c5c8
36
Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»: приём повтора как основа изменения сюжета
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4ca64
37
Характеристика положительных и отрицательных героев, примеры превращений и чудес в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4c6f4
38
Наблюдение за художественными особенностями текста сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4c80c
39
Работа с детскими книгами. И.Я. Билибин – иллюстратор сказок А.С. Пушкина
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4cc80
40
Резервный урок. Средства художественной выразительности в тексте сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4cb68
41
Роль интерьера. Иллюстрации Билибина (описание интерьера)
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4f82c
42
Составление устного рассказа «Почему я люблю сказки А. С. Пушкина»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4c938
43
Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Творчество А.С. Пушкина»
1
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4fc6e
44
И. А. Крылов – великий русский баснописец. Иносказание в его баснях
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4cd98
45
Осознание особенностей басни, как произведения-поучения, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d072
46
Знакомство с произведениями И. А. Крылова. Явная и скрытая мораль басен
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d298
47
Работа с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»: тема, мораль, герои, особенности языка
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d194
48
Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc50358
49
Жанровое многообразие произведений Л.H. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4e35a
50
Наблюдение за художественными особенностями рассказа-описания и рассказа-рассуждения на примере рассказа Л.Н. Толстого «Лебеди» и др.
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4e684
51
Различение рассказчика и автора произведения. На примере рассказа Л.Н. Толстого «Акула»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4ea8a
52
Разные виды планов на примере произведения Л. Н. Толстого «Акула»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4e576https://m.edsoo.ru/8bc4e972
53
Различение художественного и научно-познавательного текстов «Лебеди» и «Зайцы» Л.Н. Толстого
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4eecc
54
Анализ сюжета были «Прыжок» Л.Н. Толстого: главные герои, отдельные эпизоды, составление плана
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4e972
55
Выделение структурных частей композиции (начало действия, завязка, кульминация, развязка) произведения Л. Н. Толстого «Прыжок» и других по выбору
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4e45e
56
Осознание связи содержания произведения с реальным событием. На примере были «Прыжок» Л.Н. Толстого
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4eb98
57
Работа с детскими книгами: жанровое многообразие произведений Л.Н. Толстого
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4ed00
58
Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Творчество Л.Н. Толстого»
1
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4f066
59
Работа с детскими книгами «Литературные сказки писателей»: составление аннотации
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4f1c4
60
Создание образов героев-животных в литературных сказках. На примере произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца...»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc514ba
61
Особенности литературной сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница»: анализ сюжета, композиции
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4f958
62
Осознание главной мысли (идеи) сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4ff70
63
Характеристика героя сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница», Д. Н.. Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго зайца…"
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4fc6e
64
Судьбы крестьянских детей в произведениях писателей. Произведения по выбору
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc52806https://m.edsoo.ru/8bc52bd0
65
Составление устного рассказа «Моя любимая книга»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4fe30
66
Научно-естественные сведения о природе в сказке Максима Горького «Случай с Евсейкой»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4f548
67
Средства художественной выразительности (эпитет, сравнение) в лирических произведениях поэтов. На примере произведения Саши Чёрного «Воробей»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc5072c
68
Оценка чувств и настроения, вызываемых лирическим произведением. На примере произведений Саши Чёрного «Что ты тискаешь утёнка...» и «Слон»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc50876
69
Отражение темы Родина в произведении М.М. Пришвин «Моя Родина»: роль и особенности заголовка
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc478de
70
Осознание нравственных ценностей в произведениях о Родине: любовь к родной стороне, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Любить Родину — значит знать её историю
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47a6e
71
Патриотическое звучание стихотворений о Родине. На пример произведения С.А. Васильева «Россия»: интонация, темп, ритм, логические ударения
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47c76
72
Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47d84
73
Создание образа Родины в произведениях писателей. Произведения по выбору, например, И. С. Никитин «Встреча зимы»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47b72
74
Раскрытие главной идеи произведения К.Д. Ушинского «Наше отечество»: чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc52ebe
75
Представление темы «Дети на войне» в рассказе Л. Пантелеева «На ялике»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc53242
76
Составление портрета главного героя рассказа Л.А. Кассиля «Алексей Андреевич»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc53364
77
Осмысление поступков и поведения главного героя рассказа Л.А. Кассиля «Алексей Андреевич»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc5347c
78
Восприятие картин природы в стихотворениях С. А. Есенина "Берёза", "Черёмуха" и др.
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc501f0
79
Работа со стихотворением С.А. Есенина «Берёза»: средства выразительности в произведении
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc51096
80
Работа с детскими книгами о братьях наших меньших: написание отзыва
1
81
Животные в литературных сказках. На примере произведения И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек»
1
82
Поучительный смысл сказок о животных. На примере произведения И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек»
1
83
Резервный урок. Работа с детской книгой и справочной литературой
1
84
Отражение нравственно-этических понятий (любовь и забота о животных) в рассказах писателей
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc524d2
85
Осознание понятий верность и преданность животных
1
86
Взаимоотношения человека и животных – тема произведения Д.Н. Мамин-Сибиряка «Приёмыш»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc525e0
87
Соотнесение заглавия и главной мысли рассказа Д.Н. Мамин-Сибиряка «Приёмыш»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc523ba
88
Обсуждение проблемы "Что значит любить животных?" на примере рассказа В.Ю. Драгунского "Он живой и светится"
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc5169a
89
Отражение темы дружба животных в рассказах писателей. На примере произведения К. Г. Паустовского «Кот-ворюга»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc513ac
90
Характеристика героев-животных, их портрет в рассказах писателей. На примере рассказа К. Г. Паустовского «Кот-ворюга»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc51b04
91
Работа с рассказом К.Г. Паустовского «Кот-ворюга»: анализ композиции, составление плана
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc51e24
92
Произведения К.Г. Паустовского о природе и животных. Главная мысль (идея) рассказа «Барсучий нос»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc51f46
93
Работа c произведением К. Г. Паустовского "Барсучий нос": особенности композиции, составление плана рассказа
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc5218a
94
Особенности композиции в рассказах о животных. На примере рассказа Б. С. Житкова «Про обезьяну»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc522a2
95
Создание характеров героев-животных в рассказах писателей. На примере рассказа Б. С. Житкова «Про обезьяну»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc518de
96
Резервный урок. Рассказы писателей-натуралистов о заботливом и бережном отношении человека к животным к природе родного края
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc519f6
97
Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Взаимоотношения человека и животных»
1
1
98
Резервный урок. Составление устного рассказа «Любовь и забота о братьях наших меньших» по изученным произведениям
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc51c12
99
Звукопись, её выразительное значение в лирических произведениях. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. С. Я. Маршак "Гроза днём", "Голос в лесу"
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc50bbe
100
Создание картин природы в произведениях поэтов. На примере стихотворения И.А.Бунина «Первый снег»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc504ac
101
Наблюдение за описанием зимнего пейзажа. На примере стихотворения С.Д. Дрожжина «Зимний день»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc50e34
102
Работа детскими книгами. Проект "Составление сборника стихов"
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc51294
103
Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ – ХХ века»
1
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc50aa6
104
Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании, в изобразительном искусстве, в произведениях музыкального искусства XX века
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc50984
105
Выделение главной мысли (идеи) в произведениях о детях
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc52928
106
Работа с детскими книгами: авторы юмористических рассказов
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f3ca2
107
Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. На примере произведения М.М. Зощенко "Золотые слова"
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f3a5e
108
Особенности юмористических произведений (ирония) М. М. Зощенко и других авторов на выбор
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f3b80
109
Основные события сюжета произведения А.П.Гайдара «Тимур и его команда» (отрывки)
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc53710
110
Роль интерьера (описание штаба) в создании образов героев произведения А.П. Гайдара «Тимур и его команда» (отрывки)
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc5434a
111
Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев произведения А.П. Гайдара «Тимур и его команда» (отрывки)
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc53850
112
Отражение в произведении важных человеческих качеств: честности, стойкости, ответственности. На примере рассказа А. П. Платонов «Цветок на земле»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc53a12
113
Деление текста на части, составление плана, выявление главной мысли (идеи). На примере рассказа А. П. Платонов «Цветок на земле»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc53bca
114
Особенности внешнего вида и характера героя-ребёнка. А. П. Платонов «Цветок на земле»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc541a6
115
Особенности юмористических произведений Н.Н.Носова и других авторов на выбор
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f3db0
116
Комичность как основа сюжета рассказов Н.Н.Носова и других авторов на выбор
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f3ed2
117
Характеристика героя «Денискиных рассказов» В.Ю. Драгунского
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc544a8
118
Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. На примере произведений В.Ю. Драгунского
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f3630
119
Составление юмористического рассказа
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f3928
120
Составление устного рассказа «Мой любимый детский писатель» на примере изученных произведений
1
121
Работа с книгами о детях: написание отзыва
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc52a40
122
Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Произведения о детях»
1
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc52da6
123
Работа с книгами о детях: составление аннотации
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc52fd6
124
Расширение знаний о писателях, как переводчиках зарубежной литературы. На примере переводов С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и др.
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f430a
125
Волшебные предметы и помощники в литературных сказках Ш. Перро
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f4422
126
Особенности литературных сказок Х.-К. Андерсена (сюжет, язык, герои) на примере сказки "Гадкий утёнок"
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f41de
127
Особенности литературных сказок: раскрытие главной мысли, композиция, герои. На примере сказки Х.-К. Андерсена "Гадкий утёнок"
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f4d8c
128
Взаимоотношения человека и животных в рассказах зарубежных писателей. На примере рассказа Джека Лондона «Бурый волк»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f488c
129
Деление текста на части, составление плана, выявление главной мысли (идеи) рассказа Джека Лондона «Бурый волк»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f4544
130
Средства создания образов героев-животных в рассказах зарубежных писателей. На примере рассказа Э.Сетон-Томпсона «Чинк»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f4666
131
Осознание нравственно-этических понятий: верность и преданность животных. На примере рассказа Э.Сетон-Томпсона «Чинк»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f4774
132
Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Зарубежная литература»
1
1
133
Составление устного рассказа «Мой любимый детский писатель» на примере изученных произведений
1
134
Резервный урок.Осознание важности читательской деятельности. Работа со стихотворением Б.Заходера «Что такое стихи»
1
135
Резервный урок. Проверочная работа по итогам изученного в 3 классе
1
1
136
Резервный урок. Летнее чтение. Выбор книг на основе рекомендательного списка и тематического каталога
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
136
8
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных организаций 3 класс. В 2 ч. /(сост. Л. Ф. Климанова, В. Г.Горецкий, М. В. Голованова, Л. А., Виноградская, М.В. Бойкина) - М.: Просвещение, 2018.
Детская справочная литература (справочники, атласы - определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).
Детские книги разных типов из круга детского чтения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Горовая В. И. Конспекты уроков по внеклассному чтению. 1–4 классы / В. И. Горовая [и др.]. – М.: ВЛАДОС, 2007.
Гостимская, Е. С. Внеклассное чтение. 1-4 классы: дидактический материал/Е. С. Гостимская, М. И. Мишина. – М.: 5 за знания, 2006.
Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 1-4
классы. / М.: Просвещение, 2011.
Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы
1 - 4 классы. - М.: Просвещение, 2011.
Кутявина С.В., Поурочные разработки по литературному чтению 1-4
классы. К учебнику Л.Ф. Климановой - М.: Просвещение, 2014.
Ушакова, О. Д. Великие писатели: справочник школьника / О. Д. Ушакова. – СПб.: Литера, 2008.
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в
программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с
программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
Портреты поэтов и писателей.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok
Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1september.ru
Сетевое сообщество педагогов: http://rusedu.net
Учитель портал: http://www.uchportal.ru
Видеоуроки по основным предметам школьной программы: http://inerneturok.ru
Сайт "Самоучка" samouchka.com.ua
"Отличник" сайт ресурса: www.otlichnyk.ru
"Знайка" Задания для обучающихся начальных классов сайт ресурса: www.otlichnyk.ru/znayka