kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптированная рабочая программа по предмету литературное чтение система Л.В. Занкова с национально-региональным компонентом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Свиридова В. Ю. Литературное чтение. 3 класс : учеб. для образоват. учреждений : в 2 ч. /Свиридова В.Ю. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2013.

2. Свиридова В. Ю. Литературное чтение. 3 класс : методические рекомендации / Свиридова В.Ю. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2013.

3. Хрестоматия по литературному чтению. 3 класс / авт.-сост. В. Ю. Свиридова. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров»,                  2013.

4. Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова / сост. Н. В. Нечаева. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2013.                                                                                                

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету литературное чтение система Л.В. Занкова с национально-региональным компонентом »


Пояснительная записка

 Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.7 ст.12, Типовым  положением об общеобразовательном учреждении, приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089, с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. № 164, от 31 августа 2009 г. № 320, от 19 октября 2009 г. № 427, от 10 ноября 2011г. № 2643, от 24 января 2012 г. № 39 и от 31 января 2012 г. № 69,  Уставом школы и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по учебным предметам педагогов.

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Свиридова В. Ю. Литературное чтение. 3 класс : учеб. для образоват. учреждений : в 2 ч. /Свиридова В.Ю. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2013.

2. Свиридова В. Ю. Литературное чтение. 3 класс : методические рекомендации / Свиридова В.Ю. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2013.

3. Хрестоматия по литературному чтению. 3 класс / авт.-сост. В. Ю. Свиридова. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2013.

4. Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова / сост. Н. В. Нечаева. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2013.

Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, то есть в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией (слово, текст, книга), интерпретировать информацию в соответствии с запросом.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка и др.); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно действующему в лицее учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 102 часов.

В соответствии с этим реализуется типовая программа по литературному чтению Ю. В. Свиридовой, Н. А. Чураковой, в том числе:

  • практических работ – 4 часа;

  • учебных экскурсий – 1 часа;

  • исследований – 6 часов.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по литературному чтению, и с учетом лицейского стандарта реализуется программа базового уровня.

С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Характеристика исследования:

  • по числу участников (групповое, коллективное),

  • по длительности (краткосрочное),

  • по предметному содержанию (монопредметное),

  • по внешнему виду деятельности (исследовательское).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

личностные, метапредметные и предметные Результаты освоения учебного предмета


Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приемов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 3-го года обучения


Должны знать:

  • наизусть 10–12 стихотворений разных авторов;

  • имена 4–5 классиков русской и зарубежной литературы;

  • имена 4–5 современных писателей (поэтов); название и содержание их произведений, прочитанных в классе;

  • названия и содержание нескольких произведений любимого автора.

Уметь:

  • читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;

  • различать малые жанры фольклора;

  • находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и авторской литературе;

  • отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от былины;

  • характеризовать героев произведений, сравнивать характеры героев разных произведений;

  • выявлять авторское отношение к герою;

  • рассказывать о любимом литературном герое;

  • устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного.

Владеть компетенциями:

  • коммуникативной,

  • личностного саморазвития,

  • смыслопоисковой.

Уметь решать следующие жизненно-практические задачи:

  • работать с разными источниками информации;

  • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);

  • самостоятельно выбирать книги для чтения;

  • декламировать произведения;

  • осмысливать цели чтения;

  • создавать произведения собственного сочинения.


Содержание учебного предмета

Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).

Аудирование (слушание) – это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений (логического и др.), соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текста определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания), воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.

Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста (без использования терминологии); воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя). Настоящая программа предусматривает знакомство ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений: ориентироваться в книге (учебной, художественной, справочной) по ее элементам, знакомиться с разными видами и типами книг, выбирать книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценностей текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6–10 лет, читательских предпочтений младших школьников.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устному словесному рисованию, разным формам пересказа, созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).



Младшие школьники должны понимать, что книга имеет особое значение в жизни людей, что интерес к чтению является необходимым элементом культуры каждого человека. Этот мотив становится основой для развития читательских умений и формирования познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных действий (выбор книги, определение ее темы по иллюстрациям или аннотации, ориентирование в оглавлении и содержании и т. п.). Все это будет способствовать развитию читательской самостоятельности младших школьников как качества личности.

Приоритетными целями изучения этого предмета являются обеспечение высокого уровня речевого развития младшего школьника, культуры его речи и читательской деятельности, интереса к самостоятельному чтению. От сформированности всех этих умений зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование общих (надпредметных) умений, навыков, способов деятельности, умение воспринимать на слух и понимать художественные произведения; осознанное чтение текстов разных жанров; выбор вида чтения в соответствии с учебной целью; участие в диалоге при обсуждении текста, его пересказ и др.

Это определило цели обучения литературному чтению:

создание условий для совершенствования всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

овладение правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников.

осуществление помощи младшему школьнику в осознании того, что мир литературы интересен, разнообразен; каждый читатель может найти в нем близкое и нужное для себя.

С учетом требований ФГОС НОО и Международного стандарта качества ИСО 9001:2008 в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

приобретение художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении произведений;

овладение осознанным, правильным и выразительным чтением; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению книги; обогащение нравственного опыта младших школьников.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором – дидактические единицы, которые содержат литературные понятия, свойства этих понятий и связь между ними. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие связь мира художественной литературы и реального мира и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору и частичному анализу используемой информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Деятельностная направленность обязательного минимума потребовала усиления внимания к разным видам речевой деятельности. Все содержание обучения строится на основе использования читательской деятельности, а также других ее видов (слушания, говорения, письма). Результатом такого подхода может стать сформированность умений читать про себя, что, безусловно, может быть достигнуто к концу обучения в начальной школе. Параллельно с развитием навыков беглого чтения формируются умения восприятия и постижения смысла прочитанного. Понимание содержания прочитанного складывается из осмысления того, о чем сказано в тексте и как об этом сказано (эмоциональный отклик на произведение с учетом художественной формы).

Следуя принципу, заложенному в стандарте по литературному чтению, – ознакомлению детей с текстами разных жанров, школьникам предлагается чтение нехудожественных текстов, научно-познавательных произведений. Все это будет расширять кругозор ученика, развивать его эрудицию и общую культуру.

Содержание начального общего образования по литературному чтению ориентирует на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, основным из которых является навык чтения. Развитие навыка чтения как вида речевой деятельности – от громкого чтения вслух до чтения про себя осуществляется, как умственное действие внутреннего плана и связано с мотивационной стороной учебных действий, направленных на чтение и перечитывание текста.

Формировании тех или иных речевых умений ребенка достигается использованием конкретных методических приемов: обсуждение смысла событий, описанных в произведении, их последовательности и логической связи; деление текста на части в процессе работы над композицией произведения (выделение описаний, диалогов), составление картинного плана (словесное иллюстрирование) произведения; выбор вида пересказа в зависимости от постановки тех или иных учебных задач (выборочный пересказ, перечитывание фрагмента текста).

















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ – 136 (4 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)


Дата проведения Содерж-ная линия

(перечень разделов)

№ п/П


Количество часов, отводимое на изучение раздела

Темы уроков

Учебные материалы к ним

Страницы учебника, рабочей тетради.

Планируемые результаты (в соответствии с требованиями ФГОС)

Возможные виды деятельности учащихся

Домашнее задание

Предметные

Метапредметные

(регулятивные, коммуникативные, познавательные)

Личностные


1 четверть ( 9 недель, 36 часов)


Глава1. Вступаем в неизведанный мир-26









1

Знакомство в учебником.

Мориц. «1 сентября»

Учебник

С3-4

В результате освоения данного модуля
(раздела) ученик должен частично овладеть особенностями малых фольклорных жанров, знать законы и виды сказок, научиться различать малые жанры фольклора; находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора; выявлять главные закономерности сказочного жанра, мифа.


Знать, что древние люди верили в слово, пользовались заклинаниями, что «терем высокий» в сказке - это необычный облик Мирового дерева.

Регулятивные:

выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного.

Познавательные:

– использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, Интернета;

– строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

– владеть общим приемом анализа литературного произведения.

Коммуникативные:

– строить монологическое высказывание;

– участвовать в учебном диалоге;

– аргументировать свою точку зрения

Уметь различать художественные поэтические приёмы,

выразительно читать стихи.

Восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанно; высказ-ние своей точки зрения и уважение мнения собеседника, осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении


Фронтальная

10


2

Сотворение мира. Калевала- карельское сказание.

презентация

С6-10

Работа
в парах

С.3 - стих. наизуст ь.


3

Античный гимн «Природе». Гимн «Пану».

Хрестоматия





3 – 5

(3 ч)

РНС «Яичко». Сказка – цепочка.

«Коза с орехами» Х

РН сказки

С21-26

Выполнение творческих заданий

С.12-14,

чтение

по

ролям


6

В/ч КНС «Петух и павлин»

КНС(р.к)





7

Англ.народная поэзия «Дом, который построил Джек»


С15-17

Работать с текстом (пра­вильно называть, оп­ределять тему и жанр). Выразительно читать диалоги.

С. 15­17,

выраз.

читать.


8

Малые жанры фольклора. Скандинавский миф.

словарь

С20-23

С.18,

наизуст

ь.


9 – 10

(2ч)

Фимиам Природе. Гимн Домовому.(Х)

Учебник

С8-9

С.21,

читать.


11

РНС «Петушок – золотой гребешок»

РН сказки

С24-26

Выявлять особенности языка сказки, тона и темпа чтения во время чтения

С.31-35,

читать

с.35-40,пересказ по

частям.


12-13

(2 ч)

РНС «Сивка- бурка»

Учебник

С31-40

С.42-44, переска з; с.44- 47,

переска

з


14-15

(2ч)

РНС «Хаврошечка»

Учебник

С42-47

С.49-50, наизусть по выбору


16

В/ч КНС «Злая ворона»

КНС(р.к)

Книга для чтения


иллюстрации


17

Развитие речи. Составление отзыва о произведении.

презентация

С48

Составление отзыва

Записать в р.т


18

В/ч Калмыцкие пословицы и поговорки.

(р.к)

Книга для чтения


Записать в р.т.


19

Поэзия и мотивы фольклора. Г.М.Новицкая «Берёза», И.А. Бунин «Всё лес и лес»

Учебник

С49-50

Работа в парах, слушание

Наизусть по выбору


20

В/ч Поэзия и мотивы фольклора. Ф.И.Тютчев «Полдень», Д. Долинский «Ливень» (р.к)

Учебник

(р.к)

С 49 -50

Работа в парах, слушание



21-22



(2ч)

Сила слова. Носов. «Шурик у дедушки»

Портрет, выставка


Словарь

УчебникС51-60

Совместная работа, Выполнение творческих заданий

Эпитеды к словам: лето, друзья, кникулы


23-24


(2ч)

В/ч Сказка «Огниво».


Хрестоматия

С10-20

Делить сказку на части, со­ставлять словесный план.

Записать план в тетрадь


25

М.В.Исаковский «Попрощаться с теплым летом»

Учебник

С 61 -

Уметь определять художественные приёмы

Выразительное чтение


26

Проверочная работа по разделу.


С61-62

Контрольно – оценочная деятельность

Книга из библиотеки

Раздел 2. В единой семье всего живого- 18




В результате освоения данного модуля ученик должен частично овладеть особенностями новых жанров: мифа как способа жизни древнего человека, помогающего установить отношения с миром природы, и былины как эпического жанра; должен иметь представление об особенностях былинного повествования, об основных героях русских былин, научиться отличать волшебную сказку от мифа


Учиться проявлять наблюдательность для открытий. Иметь представление об «описательных» деталях.


Регулятивные:

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные:

– использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием литературы;

– строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

– уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе


Знать имена олимпийских богов, почему богов называют олимпийскими. Атрибуты богов


Развитие умения не созда­вать конфликтов и нахо­дить выходы из спорных ситуаций. Готовность ис­пользовать получаемую подготовку в учебной дея­тельности при решении практических задач, возни­кающих в повседневной жизни, доброжелательно, эмоционально-нравственно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках




1 -2

(2ч)

Олимпийские боги. Легенда о Прометее

Кун «Мифы

С64-67

С 68 - 73

Выполнение разноуровневых заданий

Нарисовать родословную


3

В .А.Жуковский,

А.К.Толстой.

Стихи

Учебник

С 74

Уметь определять художественные приёмы

Наизусть любое


4 – 5

(2ч)

В/ч Герой и его подвиг. Персей.(Х)

Кун «Мифы

Хрестоматия

С30-38

Групповая работа

Пересказ, иллюстрация


6 – 7

(2ч)

Славянские природные боги. «Земля со дна океана»(легенда).

«Мороз, Солнце и Ветер» (Русская народная сказка).

Словарь

С75-81

Выполнение разноуровневых заданий

Пересказ, иллюстрации


8

Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции»

Кун «Мифы

Презентации

Совместная деятельность

Подготовить устное сообщение


9 - 10

(2ч)

Пушкин А.С. «Сказка о мертвой царевне»

Иллюстрации

С84-97

Выполнение разноуровневых заданий

С.84-92,

наизусть

отрывок

по

выбору.

2 четверть ( 7 недель, 28 час)




11-12

(2ч)

В/ч. Ш. Перро. «Спящая красавица»(Х)

Мультфильм

Хрестоматия


Выполнение разноуровневых заданий, пересказ по плану

Пересказ


13

Поэзия в контрастных образах. Лермонтов. «На севере…»

Учебник

С98-99

Групповая, фронтальная работа

С.98-99, наизуст ь по выбору



Г.Я.Снигирёв «Чудесная лодка». А.А.Фет «Летний вечер.».

Учебник

С 103 - 105

Творческие

задания

С.105

наизусть.


14

Мотивы фольклора в произв. соврем. авторов. С. Г. Козлов «Такое дерево»

Презентация, выставка

С105-106

Выполнение разноуровневых заданий

С 106 на вопросы


15

Е.А.Евтушенко «Заря у клена.». С.Г. Козлов. «Как поймать облако»

Учебник

С106-109

Совместная деятельность

С.106-

109,чтение

по ролям


16

Японские хокку. Созерцание.

Аудиодиски

С110

Творческая работа

Составить своё хокку


17

С.А. Есенин «С добрым утром!»

Презентация


Творческая работа

Выразительное чтение


18

Заключительный урок-театр по разделу.

театрализация

С111

Разработка и проведение своих выступлений

Подготовиться по вопросам с. 112

Раздел 3. Открываем мир заново-20









1

Мать Сыра Земля (Из славянских мифов)

Презентация

С114-1115

В результате освоения данного модуля ученик научится находить и различать средства художественной выразительности в произведениях разных жанров: гиперболы, контрасты, сравнения, ориентироваться в тексте и подтверждать7выводы, обращаясь к тексту.

Комментировать и доказывать ответ словами из текста. Упражняться в развитии монологи­ческой речи (три-пять предложений).






Уметь сравнивать авторскую сказку с народной, находить общие детали, рассматривать построение сюжета и особенности героев

Регулятивные:

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные:

– использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием литературы;

– строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

– уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе










оценить поступки героев; читать по ролям.

Оценивать простые ситуации и поступки как хорошие или плохие, опираясь на общечеловеческие ценности;

– признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия.














Уметь доказывать,что встихах есть наблюдательность, приметливость, внимание к окружающему миру; читать стихи выразительн, обыгрывая звукоподражение.


Выполнение разноуровневых заданий, пересказ по плану

Найти 5 пословиц о земле


2

Древнегреческие мифы. Похищение Персефоны

Кун. «Мифы»

С 116 -118

Творческое

задание.

С.116-118,

читать


3

«Небесные великаны»

(Сказание).

Учебник

С 119 - 120

Совместная деятельность

С.119-

120,

читать


4

Магия слова. Заклички.

Учебник

С121

Групповая, фронтальная работа

Записать в тетрадь


5

В/ч Д Кугультинов «Степная быль»

(р.к)

В мире литературы

С117 -122

Совместная деятельность

Написать отзыв о своём впечатлении от проч. отрывка


6

К.Г. Паустовский «Прощание с летом».

Презентация

С123-125

Выполнение разноуровневых заданий

Написать отзыв о своём впечатлении от проч. отрывка


7

А.С. Пушкин «Вот север...», Ф.И. Тютчев «Чародейкою зимою.».

Учебник

С126-128

Совместная деятельность

Написать сочинение«Чудесная жизнь леса зимой».


8

«Хитрая лиса» (Корякская сказка)

Учебник

С128-130

Творческая работа

С.128-130,

Чтение по

ролям


9

В/ч КНС «Богатырь Шарада»

(р.к)

Книга для чтения

С 191 - 193

Совместная деятельность

Записать в тетрадь названия прочитанныхсказок


10

Д.Н. Мамин – Сибиряк. «Серая Шейка»

Мультфильм


Совместная деятельность

Написать отзыв о своём впечатлении от мультфильма


11 - 12


(2ч)

Д.Н. Мамин – Сибиряк. «Серая Шейка»

Учебник

С130-145

Выполнение разноуровневых заданий, пересказ по плану

С.130- 137,пер есказ на 4 части

Ответы на вопросы учебника


13

Малые жанры в авторских произведениях. Яснов «Мы и птицы»

Учебник

С145-147

Выполнение разноуровневых заданий, пересказ по плану

С. 145­146,

наизусть.


14

В/ч Б. Дорджиев «Баллада о журавлях»

(р.к)

В мире литературы

С99 - 101

Групповая, фронтальная работа

Рисунки


15-16

(2ч)

Бажов П.П. «Серебряное копытце»

УчебникПрезентация

С 147 - 152

Групповая, фронтальная работа

С153. Читать по ролям


17 - 18

(2ч)

Бажов П.П. «Серебряное копытце»

Учебник


Групповая, фронтальная работа

Работа по вопросам учебника


19

Контрольная работа



индивидуальная

Подготовить выступления


20

Поэтический вечер. Н.И.Рыленков, А.А.Фет, М.Ю.Лермонтов.

Аудиодиск

С160-163

Разработка и проведение своих выступлений

С 164

3 четверть 10 недель, 40 часов








Раздел 4. Времена, когда звери говорили- 20 ч.









1

«Почему звери друг от друга отличаются» (Нанайская сказка)

Сказки народов

С 4-7

В результате освоения данного модуля ученик научится находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе: олицетворения, эпитеты, анализировать образные средства языка японской поэзии хокку, ориентироваться в тексте большого объема, находить смысловые отрывки из текста, отвечая на вопросы; отыскивать в тексте слова и выражения, в которых чувствуется отношение к предметам того или иного героя.

Регулятивные:

– вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;

– сопоставлять свою оценку
с оценкой другого человека
(учителя, одноклассника, родителей). Познавательные:

– понимать цель чтения
и осмысливать прочитанное;

– извлекать информацию, представленную в разных формах;

Коммуникативные:

– строить монологическое высказывание;

– участвовать в учебном диалоге;

– аргументировать свою точку зрения

Учиться объяснять самому себе, что в произведении хорошо, а что плохо, что он хочет и что может, способность к самоанализу;

– способен признавать свои плохие поступки и отвечать за них

эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника

Выполнение творческих заданий

С 4-5 по ролям


2

«Отчего у зайца длинные уши» (Мансийская сказка).

Сказки народов

С 4-7

Выполнение творческих заданий

С.6-7,

читать

по

ролям.


3

«Медведь и бурундук» (Нивхская сказка)

Сказки народов

С 4-7

Выполнение творческих заданий

С.8-10, переска з по частям.


4

П.Н. Барто «Зимние гости».

Учебник

С 13

Групповая, фронтальная работа

С 13


5

Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб»


14 - 20

Творческая работа

С 14 -19


6

И.И. Акимушкин «Обезьяньи носы», « Броненосцы».


С 21 -23

Выполнение творческих заданий

С.21-23, пересказ по вариантам.


7

Упражнения для фантазии. Тим Собакин. Стихи.


С25

Творческая работа

С.24,

наизусть.


8

В/ч.М. Хонинов «Хитрый ёж»

(р.к)

В мире литературы

С 106 - 114

Групповая, фронтальная работа

Написать отзыв о своём впечатлении от


9

В/ч. Виктор Дубровин «Мальчишки в сорок первом».        

Библиотечный урок


Групповая, фронтальная работа

Написать отзыв о своём впечатлении от


10- 13

(4 ч)

Правда и вымысел. Паустовский. «Стальное колечко»


С26-29

Выполнение разноуровневых заданий

Ответы на вопросы в учебнике


14

В/чтение по произведениям Паустовского, Скребицкого

Библиотечный урок

С36

Совместная деятельность



15

Кольцевой способ в стихотворениях русских поэтов


С38

Творческая работа

Наизусть


16-17


(2ч)

Ю.Коваль. Рассказы

Презентация

С39-42

Выполнение разноуровневых заданий, пересказ по плану

Ответы на вопросы в учебнике


18

Центральный образ в стихотворении. С.Я Маршак «Ландыш». Н.Н. Матвеев «Солнечный зайчик».

Портреты

С43-46

Выполнение творческих заданий

Наизучть по выбору


19

Образ персонажа. Драгунский. «Красный шарик в синем небе»

Выставка книг

С46-48

Выполнение разноуровневых заданий

С 48


20

В/ч Б. Сангаджиева «Ночью в степи»

(р.к)

В мире литературы

С 123-130

Совместная деятельность


Раздел 5. Всмотрись в мир своей души- 17









1

Происхождение человечества.

Учебник

С50-51

В результате освоения данного модуля ученик должен знать двучленную структуру басни: сюжетную часть и нравоучение в виде итоговой морали, научиться отличать сказку о животных от басни, применять полученные знания при чтении басен; сочинять и декламировать басни собственного сочинения, владеть сравнительным анализом басен разных композиций.

Регулятивные:

– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

– вносить необходимые коррективы Познавательные:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

– строить речевое высказывание в устной
и письменной форме.

Коммуникативные:

проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения

Учиться оценивать простые ситуации и поступки как хорошие или плохие, опираясь на общечеловеческие ценности; доброжелательно, эмоцио нально-нравственно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках.

Совместная деятельность



2-3

(2ч)

Фантастический образ Н.Н. Матвеева «Девочка и пластилин».

Учебник

С52-54

Выполнение творческих заданий

С.52,

наизусть.


4

И.А. Крылов. Знакомство с баснописцем.

Портрет, выставка

С53

Выполнение разноуровневых заданий



5-6

(2ч)

Басни Крылова.

Учебник

С54-56

Совместная деятельность



7

Сравнение басен Крылова с Эзопом

Презентация

С56-58

Выполнение разноуровневых заданий



8

С.В. Михалков «Бараны»

Учебник

С58


С. 58


9

В/ч А. Бадмаев «Найди свою звезду»

(р.к)

В мире литературы


Выполнение творческих заданий

Написать отзыв о своём впечатлении


10

РНС «У страха глаза велики»

Учебник

С59-62

Совместная деятельность

С 59 -62 пересказ


11-13

(3ч)

Сказки- басни. Гаршин. «Лягушка-путешественница»

Иллюстрации

С63-72

Выполнение разноуровневых заданий

Ответы на вопросы в учебнике


14-15

(2ч)

Паустовский. «Кот – Ворюга»

Иллюстрации

С73-78

Совместная деятельность

Пересказ


16

И.М.Пивоварова «Плохи сны». В.В.Голявкин «Был не крайний случай».

Учебник

С79-82

Групповая и инд.работа

Подготовить ься к внеклассному чтению


17

В/ч Юрий Яковлев «Девочки с Васильевского острова».              

Библиотечный урок


Групповая и инд.работа

Написать отзыв о своём впечатлении

Раздел 6. Пересоздаем мир в творчестве- 19 часов






1-2

(2ч)

«Орфей и Эвридика» (Из древнегреческого мифа).

Кун. «Мифы»

С84-90

Совместная деятельность

С.85-88,

читать.

С.88-90,

читать


3

Взгляд художника на мир. М.Я. Бородицкая «Художник», Ю.Коваль. «Соловьи»

Портрет, выставка книг

С91-94

Групповая и инд.работа

Ответы на вопросы с. 95


4

4 четверть 8 недель – 32 часа









5

Читатель в литературе. Заходер. Что такое стихи? К.Д.Бальмонт «Трудно Фее».


С95

В результате освоения данного модуля ученик способен сформулировать на основе текста обоснованные заключения, научится находить и различать средства художественной выразительности: метафоры, олицетворения, сравнения в произведениях разных жанров, познакомится с особенности жанра волшебной сказки.

Регулятивные:

– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной

– вносить необходимые коррективы Познавательные:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения

Развитие умения не созда­вать конфликтов и нахо­дить выходы из спорных ситуаций. Готовность ис­пользовать получаемую подготовку в учебной дея­тельности при решении практических задач, возни­кающих в повседневной жизни

Выполнение творческих заданий

С 96 – 97 наизусть


6

Мотив «маленького героя» в произведениях.

Презентация

С96-99

Выполнение разноуровневых заданий

Ответы на вопросы


7

К.Д.Бальмонт

«Гномы».

Учебник

С 98 -99


С 99


8

В/ч. : Был город-фронт – была блокада.

Библиотечный урок



Написать отзыв о своём впечатлении


9-13

(5ч)

Андерсен. «Дюймовочка»

Мультфильм

Учебник

С100-120

Совместная деятельность

Ответы на вопросы в уебнике


14-17

(3ч)

С.Лагерлёф. «Путешествие Нильса с дикими гусями»

Учебник

С121-132

Выполнение разноуровневых заданий

Ответы на вопросы в учебнике.

Краткий пересказ


18

Мир природы. Пришвин. «Разговор деревьев»

Выставка книг

С133-135

Совместная деятельность

С 134


19

«Проверь себя» Урок- игра. Феи, гномы, эльфы


С136

Выполнение разноуровневых заданий


Раздел 7. Без тебя мир неполный -15









1

Сила природы. Миф о Девкалионе и Пирре

Кун. «Мифы»

С138-140

В результате освоения данного модуля ученик научится выразительно читать стихотворения, определять жанровую принадлежность текста, выделять причинно-следственные связи, указывать на предпосылки, обосновывающие справедливость выводов, способен сформулировать на основе текста обоснованные заключения,

научится находить и различать средства художественной выразительности: метафоры, олицетворения, сравнения в произведениях разных жанров.

научится определять жанровую принадлежность текста, проводить исследование особого почерка автора на примере одного произведения

Регулятивные:

– обращаться
к способам действий, оценивая свои возможности– осознавать уровень и качество выполнения работы;

– вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;

– сопоставлять свою оценку
с оценкой другого человека
(учителя, одноклассника, родителей).

Познавательные:

– использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием переносить взаимосвязи
и закономерности.

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения

Признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем выполняются те или иные учебные действия;

проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач; может объяснить самому себе, что в нем хорошо, а что плохо, что он хочет и что может, способен к самоанализу. Готовность ис­пользовать получаемую подготовку в учебной дея­тельности при решении практических задач, возни­кающих в повседневной жизни


Групповая и инд.работа

С 138 - 140


2

Н. Некрасов. « Дед Мазай и зайцы».

Иллюстрации, картины

С141-144

Совместная работа. Слушание.

С 141 – 144 отрывок наизусть


4

Любящий взгляд в стих. Ю. Кушака «Подарок на день рождения», «Котенок»


С145-146

Выразительное чтение, слушание грамзаписи

Наизусть по вариантам


5

В/ч. Александр Крестинский «Мальчишки из блокады».  


Библиотечный час


Совместная работа. Слушание

Подготовить выступление


6

Сила любви. И.С. Тургенев. «Воробей»

Портрет, презентация

С146-147

Составление отзыва

Написать отзыв о своём впечатлении


7-8

(2ч)

Гарин- Михайловский. «Тёма и Жучка»

Портрет, выставка книг

С148-159

Совместная работа, составление цитатного плана



9

Сочинение «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил»


С159

Контрольно –оценочная деятельность



10

Человек – пример. Э. Мошковская. «Нужен он»

Словарь синонимов

С160

Выразительное чтение, презентация проектов

Записать в тетрадь


11-13

(3ч)

В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре»

иллюстрации

С161-172

Совместная работа, выполнение творческих заданий

Ответы на вопросы в учебнике

Написать отзыв о своём впечатлении


14

В/ч А. Балакаев «Легенда о земле» (отрывок из повести)

(р.к)

В мире литературы

С146 - 150

Совместная работа, выполнение творческих заданий

Написать отзыв о своём впечатлении


15

Контрольная работа






16

О человеке и человечестве. Махотин. «В тридцатом веке»

Презентация

С173-174

Составление отзывов на прочитанные произведения

С 174


17

В/ч Н. Крудова «Мой лебедь»

В мире литературы

С 25 -30

Совместная работа, выполнение творческих заданий

Написать отзыв о своём впечатлении


18

Заключительный урок – театр «Дорогою Добра»



Презентация проектов

Книги на лето



описание Материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Дополнительная литература.

1. Андерсен, Г. Х. Сказки / Г. Х. Андерсен. – М. : Эксмо, 2010.

2. Бунин, И. А. Собрание сочинений : в 2 т. / И. А. Бунин. – Калининград : Янтарный сказ, 2007.

3. Великие писатели. Справочник школьника / сост. О. Д. Ушаков. – СПб., 2005.

4. Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь для школьников и поступающих в вузы : в 2 ч. / под ред. Н. П. Михальской. – М. : Дрофа, 2003.

5. Красовский, В. Е. Большой энциклопедический справочник школьника по литературе / В. Е. Красовский, А. В. Леденев, В. П. Ситников. – М. : Олма-Пресс : Образование : Слово, 2005.

6. Крылов, И. А. Басни / И. А. Крылов. – М. : АСТ, 2010.

7. Кун, Н. А. Мифы и легенды Древней Греции / Н. А. Кун. – М. : АСТ ; СПб. : Полигон, 2010.

8. Лермонтов, М. Ю. Собрание сочинений : в 4 т. Т. 1. Стихотворения / М. Ю. Лермонтов. – М. : Художественная литература, 1983.

9. Малый толковый словарь / В. В. Лопатин. – М. : Русский язык, 1990.

10. Маршак, С. Я. Стихи и сказки / С. Я. Маршак. – М. : АСТ: Астрель, 2010.

11. Пушкин, А. С. Сказки. Стихи. Поэмы. Повести / А. С. Пушкин. – М. : Эксмо, 2005.

12. Русский язык, литературное чтение. Справочник. 1–4 классы / под ред. Н. А. Сениной. – Ростов н/Д. : Легион, 2010.

13. Степанов, В. А. Русские пословицы и поговорки от А до Я : словарь-игра : книга для детей, учителей и родителей / В. А. Степанов. – М. : АСТ-Пресс, 1998.

14. Универсальный справочник школьника. 1–4 классы / авт.-сост. Н. Ю. Дмитриева, А. В. Колпакова, С. Ю. Ращупкина. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2011.

15. Шедевры русской живописи : альбом (на рус., англ. яз.). – М. : Белый Город, 2007.

16. Эзоп. Басни / Эзоп ; пер., вступ. ст. и примеч. М. Л. Гаспарова. – М. : АСТ : Астрель ; Владимир : ВКТ, 2011.

2. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступ а: http://school-collection.edu.ru

2. Курс ЦДО (начальная школа). – Режим доступа : www.lyceum8.pp.ru

3. Начальная школа Кирилла и Мефодия. – Режим доступа : http://www.nachalka.info

4. Образовательный портал «Учеба». – Режим доступа : http://uroki.ru

5. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru

6. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа : http://festival. 1september/ru

3. Наглядные пособия.

1. Портреты детских писателей: XIX в. : комплект наглядных пособий. – М. : Гном и Д, 2009.

2. Портреты детских писателей: ХХ в. : комплект наглядных пособий. – М. : Гном и Д, 2009.

4. Информационно-коммуникативные средства.

1. БДЭЭ: Детский энциклопедический словарь (CD).

2. Необыкновенные приключения Карика и Вали (DVD).

3. Легенды и мифы Древней Греции (DVD).

4. Шедевры русской живописи (CD).

5. Технические средства обучения.


1. Мультимедийный компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Экран проекционный.

6. Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, карт.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Такмакова Светлана Ивановна

Дата: 01.10.2014

Номер свидетельства: 115965


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства